Новости охраны труда

Практика проведения специальной оценки условий труда (часть 3)

Часть 3. Продолжение (Смотрите Часть 1. Часть 2.)


Продолжаем серию публикаций, в вкоторых вы найдете ответы на актуальные вопросы практики проведения специальной оценки условий труда. Консультирует Татьяна Николаевна ЛАГУТКИНА, ведущий инженер отдела исследований условий труда АО «Клинский институт охраны и условий труда».

– Необходимо ли в рамках производственного контроля при оценке освещения на рабочих местах проводить измерения для определения коэффициента естественной освещенности (КЕО) и коэффициента пульсации ведь при проведении СОУТ данные измерения не производят?
– Если в нормативных документах установлены требования по оценке КЕО и коэффициента пульсации, то в рамках производственного контроля необходимо производить соответсвующие измерения в полном объеме, ведь такие нормативные документы как СП 5213330-2011, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 или отраслевые документы никто не отменял. Данные показатели исключены из оценки только в рамках процедуры специальной оценки условий труда.


– Нужно ли по результатам специальной оценки условий труда назначать проведение обязательных медицинских осмотров работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н), а также работникам в случае, если они заняты на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени?

– Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров определены Приказом № 302н. В связи с принятием Закона №426-ФЗ применение Приказа №302н в качестве обоснования необходимости проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным. Это может быть обосновано тем, что в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения №3 к Приказу №302н прохождению обязательных периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Вместе с тем, необходимо исходить из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абзаце 1 статьи 213 ТК РФ – «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».

На основании изложенного, до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, считаем целесообразным в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда только абзац 1 статьи 213 ТК РФ.

Кроме того, следует отметить, что согласно абзацу 2 статьи 213 ТК РФ, обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон №52-ФЗ) и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов. Такие медицинские осмотры должны проводиться на рабочих местах работников, в рамках санитарно-эпидемиологических требований, и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда.
В соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

На основании изложенного, считаем нецелесообразным указание в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Закона №52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации (приказе, инструкции и пр.).

В качестве основания для прохождения обязательных периодических медицинских осмотров в случае установления на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда предлагаем в пункте 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда указывать только статью 213 Трудового кодекса РФ. Данные выводы нашли свое подтверждение в официальных разъяснениях, изложенных в Письме Минтруда России № 15-2/ООГ-242 от 21 марта 2014 года.

– Почему в Приложениях к Методике проведения специальной оценки условий труда отсутствуют Перечни для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека?
– Отдельные приложения для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека формировать нет необходимости, так как перечень их определен нормативными правовыми актами, указанными в виде сносок <1> и <3> в Приложении № 1 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом № 33н.

– Какими нормативными документами пользоваться для веществ, указанных в Приложении № 1 к Методике 33 – п. 2, пп. а) – вещества с остронаправленным механизмом действия?
– Необходимо использовать нормативные документы, указанные в сноске №1 Приложения №1 Методики №33н, в том числе и для пп. а) – вещества с остронаправленным механизмом действия, хлор, аммиак.

– Технологический процесс в цехе переработки мяса и птицы подразумевает поддержание температуры в рабочем помещении до 12°С, а работники полностью обеспечены сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Можно ли при проведении СОУТ в цехе переработки мяса и птицы по фактору «Микроклимат» использовать температуру технологического процесса? Как в данной ситуации проводить специальную оценку условий труда, если пункты 47-54 Методики №33н не предусматривают оценку по данному фактору в данных условиях?
– Согласно пункту 47 Методики, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода. В данной ситуации, технологическим процессом предусмотрено поддержание температуры до 12 °С, а значит имеются искусственные источники холода. Соответственно, отнесение условий труда при воздействии охлаждающего микроклимата должно проводиться в соответствии с пунктом 52 и Приложением № 14 Методики.

Продолжение следует.

Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».




Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 2, 2016.

Нет комментариев

Добавить комментарий
.