Последний вздох: как и зачем устанавливали электронное управление на карбюраторы
- Главная
- Статьи
- Последний вздох: как и зачем устанавливали электронное управление на карбюраторы
Автор: Евгений Балабас
Засоряющиеся жиклеры, плавающие холостые обороты, бесконечные провалы при разгоне… То ли дело инжектор! Но машину с инжекторным мотором позволить себе в конце прошлого века могли не все. Впрочем, вдохнуть новую жизнь в старенький мотор позволяла микропроцессорная система зажигания – забытый, недооцененный, но интересный и важный этап развития моторостроения.
Почему инжектор сменил карбюратор?
Многие считают, что в эволюции систем питания автомобильных бензиновых моторов карбюраторы последовательно сменил моновпрыск, затем впрыск распределенный, а потом и непосредственный. Однако не все знают, что был короткий период развития карбюраторных двигателей, когда у них получилось почти вплотную подобраться по характеристикам к инжекторным! Произошло это благодаря МПСЗ – микропроцессорным системам зажигания.
Несовершенство классической системы питания и зажигания не было секретом для автоинженеров со времен появления первых автомобилей. Карбюраторный принцип смесеобразования и центробежно-вакуумный принцип поддержания оптимального угла зажигания всегда считались компромиссом – у двигателя слишком много переходных режимов, в которых карбюратор и трамблер не способны обеспечить оптимальную работу мотора, сочетающую максимальную экономичность, приемистость, эластичность, мощность и полное отсутствие детонации. А вот ЭБУ, электронный вычислительный блок, управляющий топливными форсунками и свечами инжекторной системы — может.
Однако все допотопные механические и электромеханические впрысковые системы, существовавшие до эпохи появления полноценных электронно-управляемых распределенных инжекторов (от «командогеретов» авиационных двигателей люфтваффе до многочисленных поколений автомобильных «джетроников»), по сути, слабо отличались в лучшую сторону от качественных карбюраторов. И до практической реализации инжектора в его самом массовом современном виде дошло лишь тогда, когда сделать это позволил уровень развития электроники. Создать полноценный блок ЭБУ для инжектора на радиолампах в 50-е годы ХХ века было попросту нереально. Сделать его на транзисторах 60-х годов – тоже. Лишь в 80-е годы, благодаря распространению компактных микросхем и мощных транзисторов, ЭБУ приобрел знакомые нам сегодня функционал, габариты и облик.
Карбюратор уходит, но не сдается
Когда-то первые карбюраторы представляли собой примитивную трубку с одним жиклером и дроссельной заслонкой. Однако за десятилетия эволюции их конструкция усложнилась неимоверно. Идеальными устройствами для приготовления топливовоздушной смеси они так и не стали, но заметно к ним приблизились. Поэтому, несмотря на то, что переход на распределенный электронно-управляемый впрыск был предрешен и очевиден даже инженерам советских автозаводов, мысль о том, что миллионы карбюраторных машин еще не исчерпали свой потенциал, не давала покоя многим.
Дело в том, что современный карбюратор не зря имеет сложную конструкцию: благодаря этому он, будучи исправным и идеально отрегулированным, достаточно неплохо справляется с задачей подготовки правильной бензовоздушной смеси в различных режимах работы двигателя и с учетом самых разных внешних условий. А значит, карбюратор можно попытаться оставить в покое и переключить внимание на второе из двух важнейших для работы мотора условий – правильное зажигание. Трамблер с его убогими вакуумным и центробежным регуляторами угла опережения – узкое место в моторе, он во многом губит все то, что дает карбюратор. Поэтому можно попытаться дополнить карбюратор умной электронной системой зажигания, и он приблизится по эффективности к инжектору. Так и родились микропроцессорные системы зажигания.
Для понимания идеологии этих систем нужно отметить один важный момент. Многие помнят, как едва ли не каждый советский владелец вазовской классики, Москвича или Волги стремился заменить нестабильное и примитивное штатное контактное зажигание на бесконтактное электронное. В последнем контактную группу из трамблера выбрасывали и заменяли датчиком Холла, индуктивным датчиком или даже инфракрасным. Так вот, электронные системы бесконтактного зажигания и МПСЗ – это совершенно разные вещи.
Электронное бесконтактное зажигание позволяло лишь избавиться от контактной пары и уменьшить зависимости мощности искры от просадки напряжения бортсети стартером. Ну и иногда брало на себя функцию ручного октан-корректора. А МПСЗ делала не только всё то же самое, но и — что гораздо важнее — автоматически регулировала параметры опережения зажигания, исходя из положения коленвала, оборотов и давления на впуске. С развитием микропроцессорных систем стало возможным при желании добавить датчик детонации, лямбда-зонд, датчики температуры антифриза и воздуха на впуске. Причем эта регулировка шла непрерывно, практически как у инжектора. Контроллер быстро реагировал на изменение условий работы мотора и корректировал угол опережения зажигания, учитывая в том числе и качество топлива.
Все владельцы карбюраторных автомобилей с установленным микропроцессорным зажиганием, начиная от достаточно старых и примитивных моделей МПСЗ и кончая современными, с возможностью самостоятельной ручной коррекции графиков УОЗ через Bluetooth со смартфона (!), отмечали радикальные изменения в поведении машины. «Карбовый» двигатель действительно «просыпался», идеально ровно работая на холостых оборотах и становясь приемистым и очень эластичным в движении. Также МПСЗ делала минимальной разницу между бензином и газом, если на машине было установлено газобаллонное оборудование.
Сфера автоэнтузиастов
Первые отечественные инжекторы появились на ВАЗах в середине 90-х, но массовыми стали лишь к началу 2000-х. Автомобильные заводы СССР, а затем и России слишком долго зависали на «карбюраторном этапе». Последние карбюраторные машины сходили с конвейеров ВАЗа и УАЗа аж в 2006 году, до ввода в нашей стране экологического стандарта Евро-2, в который «карб» уже не вписывался. Массовый и безвозвратный переход на инжекторные системы задержался сильно, и поэтому промежуточный этап с применением МПСЗ для автозаводов оказался неприемлемым.
Под капотом Lada 111 ‘1997–2009Тем не менее, советская промышленность в конце 80-х производила фабричные комплекты контроллеров МПСЗ с периферией и проводкой. Модели носили характерные для своего времени названия типа «Электроника-МС2713-02» или «Электроника-МС4004». Выпускали их у нас в Москве и «почти у нас», в болгарской Софии. Такие контроллеры МПСЗ заводского производства комплектовались полным набором компонентов для самостоятельного монтажа системы на автомобиль, включая распределенные катушки зажигания (в роли которых часто выступали спаренные катушки от Оки) и даже заглушку, устанавливаемую на место удаляемого трамблера.
Главным из датчиков был, разумеется, датчик положения коленвала, который нужно было установить в КПП напротив зубьев маховика. Вторым по важности являлся датчик разрежения во впускном коллекторе, служивший основным источником информации о нагрузке на двигатель для умной электроники. У систем МПСЗ «Электроника» этот датчик был встроенным непосредственно в сам корпус контроллера и соединялся со штуцером в карбюраторе тонким шлангом.
Однако несмотря на высокий уровень гаджетов под маркой «Электроника», массовой система так и не стала. В 80-х Волжский автозавод выпускал незначительное число переднеприводных автомобилей с МПСЗ «Электроника» на экспорт; в широкой же продаже в качестве комплектов для самостоятельной установки встречались они крайне редко, и мало кто о них знал. А с развалом СССР в 1991 году фабричные МПСЗ и вовсе исчезли с прилавков магазинов.
Лет десять в сфере микропроцессорного зажигания было полное затишье, но примерно в начале 2000-х эту нишу заняли мелкосерийные самодельщики-любители, энтузиасты тюнинга, которые полностью «окучивают» ее и по сей день, создавая достаточно сложные и весьма умные устройства. Правда, количество таких проектов было относительно невелико и сейчас постепенно сокращается, ибо в наши дни спрос на МПСЗ планомерно падает по причине ухода на заслуженный отдых карбюраторных моторов и машин с ними…
Инжектор как донор для карбюратора
Кстати, стоит упомянуть любопытное ответвление развития систем МПСЗ, которое они получили уже в инжекторную эпоху. Многие энтузиасты карбюраторных машин в середине 2000-х почти одновременно пришли к лежащей на поверхности идее. Поскольку блоки управления инжекторными двигателями типа «Январей», «Микасов» и прочих «Бошей» подешевели, их стало возможно приобрести за совершенно небольшие деньги на разборках. А ведь инжекторный ЭБУ – это практически готовый и весьма совершенный блок для карбюраторной МПСЗ.
Дело в том, что инжекторный ЭБУ, собственно, не знает, где он работает. На своем родном инжекторном моторе, на карбюраторном моторе или вообще на лабораторном столе или на коленке. Блок просто методично выполняет свою программу – получает информацию от датчиков и на основе этих данных выдает управляющие сигналы для впрыска и зажигания. И если подключить к ЭБУ вместо топливных форсунок карбюратор, навесить на него модуль зажигания и датчики, то электронный блок будет работать и безупречно подавать искру в нужный момент с точностью, недоступной даже самому лучшему трамблеру, контролируя обороты, нагрузку на мотор, температуру и детонацию. Для этого, правда, нужно откорректировать прошивку, написав ее урезанный «карбюраторный» вариант. Но для настоящих энтузиастов это не так уж сложно.
Получая информацию от датчика положения коленвала, давления на впуске, детонации и иногда даже от лямбда-зондов (если владельцу карбюраторной машины было не лень врезать их в глушитель), популярные и распространенные ЭБУ типа «Январь» дали многим автостаричкам второе дыхание.
Впрочем, повторимся — сегодня история с МПСЗ постепенно сходит на нет. Микропроцессорное зажигание было бы чертовски актуально в виде заводской системы на автомобилях “доинжекторной” эпохи, но отечественным автозаводам эта промежуточная инновация оказалась не по силам. Сейчас же карбюраторных машин становится все меньше, а многие из тех, кто готов своими руками сделать что-то основательное с любимой, но немолодой машинкой, предпочитают собрать полный инжекторный комплект впрыска и зажигания, который с применением подержанных компонентов с разборки порой оказывается сопоставимым по цене с комплектом МПСЗ для карбюратора…
практика
Новые статьи
Статьи / Выставки Нам на них ездить: новинки международной выставки автобусов Busworld 2022 С 29 ноября по 1 декабря в Москве проходила международная выставка автобусов Busworld 2022.
Статьи / Практика ATF, PSF и три разных цвета: что заливать в гидроусилитель и что можно смешивать Про жидкость гидроусилителя руля, к сожалению, обычно вспоминают в двух случаях: когда насос уже умирает и начинает выть или если она куда-то вытекла. По-хорошему, конечно, её тоже надо меня… 323 1 1 02.12.2022
Статьи / Практика Не навреди: 10 популярных ошибок зимней эксплуатации автомобиля Зимой автомобиль гораздо более уязвим, нежели в теплое время года.
Многие детали теряют гибкость, эластичность, становятся хрупкими. Но толика внимания и понимания со стороны водителя позвол… 1960 3 2 01.12.2022Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 17958 7 205 13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 14422 10 41 13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 11630 26 30 10.08.2022
Почему при езде накатом не сэкономишь бензин — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
Фото: www.auto-thieme.de
Мнение о том, что езда накатом позволяет значительно экономить «горючку», бытует среди автомобилистов еще с тех самых пор, когда машин — «Москвичей», «Побед» и УАЗиков — на дорогах нашей необъятной Родины было совсем немного. Но актуально ли это суждение в наши дни — в эпоху новых и куда более совершенных моторов?
Виктория Базылева
Для начала следует прояснить, вдруг кто не знает, что езда накатом — это движение автомобиля на «нейтралке». Использовать этот прием допускается лишь на машине, оборудованной «механикой». Переводить на скорости в положение N «автомат» автостроители крайне не рекомендуют — мгновенно возрастают риски «угробить» коробку и нарваться на дорогостоящий ремонт.
Многие автовладельцы — в основном, конечно, те, кто получил «права» в прошлом столетии — убеждены: езда накатом позволяет экономить топливо. Мотивируют они этот тем, что если машина катится на «нейтралке», то обороты двигателя небольшие, и «горючее», соответственно, практически не расходуется. Для моторов с карбюраторами это суждение справедливо, чего не скажешь о двигателях с электронной системой подачи топлива.
Принцип работы инжекторных агрегатов, получивших широкое распространение в 80-х годах прошлого века, несколько иной. При движении на «нейтрали» они потребляют небольшое количество топлива для поддержания холостых оборотов. Зато на передаче при отпущенной педали газа подача «горючки» полностью прекращается. То же происходит с карбюраторами, оснащенными экономайзерами принудительного холостого хода (ЭПХХ).
Фото: www.auto-types.com
Получается, что на современных автомобилях, более технически совершенных, чем их прародители, пытаться сэкономить топливо накатом — занятие бессмысленное. Куда эффективнее, не дергая селектор коробки передач, отпустить педаль газа и двигаться, что называется, по инерции. К тому же кататься на «нейтрали» небезопасно — увеличиваются риски «улететь» в неуправляемый занос.
Напомним и другие способы экономии топлива, о которых портал «АвтоВзгляд» уже неоднократно писал. Пересмотрите свой стиль вождения — постарайтесь избегать резких ускорений и торможений, держите дистанцию. Если ваша машина укомплектована «механикой», то почаще поглядывайте на тахометр, дабы выбрать правильную передачу. По возможности объезжайте заторы и соблюдайте скоростной режим — на скоростях свыше 90 км/ч расход «горючки» возрастает.
Не пренебрегайте регулярным техническим осмотром своей «ласточки». Несмотря на то, что производители рекомендуют заезжать на ТО раз в год, имеет смысл заглядывать «под капот» почаще. В частности, проверять работу тормозной системы, развал-схождение колес и давление в шинах. Все это также влияет на расход «горючки», цены на которую растут со скоростью света.
- Прилавок
- Гаджеты
Новые технологии снижают цену продвинутых радар-детекторов
86776
- Прилавок
- Гаджеты
Новые технологии снижают цену продвинутых радар-детекторов
86776
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс.Дзен
бензин, цены на топливо, двигатель, ДВС
Инжектор Определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Примеры
- Британский
Показывает уровень сложности слова.
[ in-jek-ter ]
/ ɪnˈdʒɛk tər /
Сохранить это слово!
Показывает уровень сложности слова.
сущ.
человек или предмет, который делает инъекцию.
Машины.
- Устройство для подачи питательной воды в котел против высокого давления с помощью струи пара.
- Также называется топливной форсункой. механизм, состоящий из насоса, клапанов и форсунок для распыления топлива в цилиндры двигателя внутреннего сгорания.
ВИКТОРИНА
ТЫ ПРОШЕШЬ ИЛИ НАТЯНУСЬ НА ЭТИ ВОПРОСЫ ПО ГРАММАТИКЕ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение инъектора
Впервые зафиксировано в 1735–1745 гг.; вводить + -или 2
Слова рядом с инжектором
инъекционный, инъекционный, инъекционный, литье под давлением, инъекционный колодец, инжектор, инджера, в шутку, неразумный, индейский, судебный запрет
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Как использовать инжектор в предложении
Инжекторы также находятся в жидкости, в которой бактерии выращиваются в лаборатории, но как они выходят из клетки — загадка.
Новые изображения раскрывают детали молекулярных шприцев двух бактерий|Тина Хесман Сай|30 марта 2022 г.|Новости науки
В часах Гэри есть встроенное оповещение для родителя или опекуна и инъектор для спасения жизни.
Изобретательные братья и сестры из Нью-Джерси доказывают, что хорошие идеи могут прийти в любом возрасте|Мэрилу Тузиньян|17 января 2022 г.|Washington Post
Струйный инъектор — так они называются — подвергает вакцину другим условиям, чем стерильная игла и шприц.
Призывники времен Вьетнама могут вспомнить прививки без иголок. Они были быстрыми.|Джон Келли|1 февраля 2021 г.|Washington Post
Установите инжектор как можно ниже, так как он лучше всего работает при минимально возможном подъеме.
Фермерские двигатели и способы их эксплуатации|James H. Stephenson
Следует соблюдать осторожность, чтобы инжектор не находился так близко к котлу, чтобы не нагреться, иначе он не будет работать.
Фермерские двигатели и способы их эксплуатации|Джеймс Х. Стефенсон
Запуск инжектора всегда требует определенных навыков, а инжекторы различаются.
Фермерские двигатели и способы их эксплуатации|James H. Stephenson
Конечно, вы должны быть уверены, что все соединения герметичны, иначе инжектор не будет работать ни при каких условиях.
Сельскохозяйственные двигатели и способы их эксплуатации|James H. Stephenson
Никогда не используйте инжектор там, где можно использовать насос, так как инжектор расходует больше пара.
Farm Engines and How to Run Them|James H. Stephenson
British Dictionary definitions for injector
injector
/ (ɪnˈdʒɛktə) /
noun
a person or thing that injects
a device for распыление топлива в камеру сгорания двигателя внутреннего сгорания
Также: инспиратор устройство для нагнетания воды в паровой котел
Collins English Dictionary — Complete & Unabridged 2012 Digital Edition © William Collins Sons & Co. Ltd. 1979, 1986 © HarperCollins Publishers 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
определение инъектора в The Free Dictionary
Также найдено в: Thesaurus, Medical, Idioms, Encyclopedia, Wikipedia.
Относится к форсунке: Топливная форсунка
инжектор
(ĭn-jĕkt′)тр.в. впрыскивая , впрыскивая , впрыскивая
1. Нагнетать или вталкивать (жидкость) во что-либо: впрыскивать топливо в цилиндр двигателя; нагнетать воздух в жидкую смесь.
2. Медицина
а. Вводить (например, лекарство или вакцину) в часть тела, особенно с помощью шприца.
б. Лечить инъекционно: ввести больному наперстянку.
3. Ввести в разговор или рассмотреть: пытался внести нотку юмора в переговоры.
4. Ввести в оборот: влить деньги в экономику.
5. Вывести на орбиту или траекторию: вывести спутник на геостационарную орбиту.
6. Физика Заставить (например, пучок частиц) поразить цель.
[лат. inicere, iniect-, бросить в : in-, в ; см. в- 2 + iacere, бросить ; см. yē- в индоевропейских корнях.]
инжектор сущ.
Словарь английского языка American Heritage®, пятое издание. Авторские права © 2016, издательство Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Опубликовано издательством Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company. Все права защищены.
Инжектор
(ɪnˈdʒɛktə)n
1. Человек или вещь, которая вводит
2. (Automotive Engineering Engineering) для разбрызгивания в Comption Cambor Cambor Campation Cambor Comastion Cambor-Cambore of Anty-Combortion Engineering Engineering). 3. (машиностроение) Также: инспиратор устройство для нагнетания воды в паровой котел
Collins English Dictionary – Complete and Unabridged, 12th Edition 2014 2007, 2009, 2011, 2014
ThesaurusAntonymsRelated WordsSynonyms Legend:
Switch to new thesaurus
Noun | 1. | injector — приспособление для впрыскивания (например, воды в котел паровой машины или частиц в ускоритель и т. д.) приспособление, приспособление, приспособление, приспособление, приспособление, штуковина, приспособление, удобство — приспособление или средство управления, которые очень полезны для конкретной работы |
На основе WordNet 3.0, коллекции клипартов Farlex. © 2003-2012 Принстонский университет, Farlex Inc.
Переводы
injecteur
iniettore
Немецкий словарь Коллинза – полное и полное, 7-е издание, 2005 г. © William Collins Sons & Co.