Выпуск новейших двигателей КАМАЗ. V8 или R6: кто лучше?
Немного истории и вспомним: с чего всё началось и какие двигатели КАМАЗ являются наиболее актуальными на сегодняшний день.
За весь срок существования, грузовик КАМАЗ оснащался тремя силовыми агрегатами: родная восьмёрка 740-й серии, американский двигатель Камминз КАМАЗ и немецкий Даймлер. Зарубежные двигатели – это обычные шестёрки, выстроенные в ряд, как и ожидаемый всеми новый R6. Шестицилиндровые моторы наиболее востребованы в сфере производства грузового автотранспорта. А совсем недавно и 740-й считался одним из лучших! Давайте вспоминать.
Ровно 50 лет назад на ЗИЛе приступили к созданию новых грузовых машин ЗИЛ-170 с двумя задними ведущими мостами (6х4). Первенец был собран в 1969 году и его массовую сборку доверили новому автозаводу на реке Кама в Татарстане. В то время, будущий автогигант был на завершающем этапе строительства.
Новый двигатель КАМАЗ Р6 подготовка производства
Первый КАМАЗ-5320 съехал со стапелей конвейерной ленты в далёком 1967 году. Кстати, это тот самый 170-й ЗИЛ. Грузовой автомобиль оснащался ярославским мотором ЯМЗ 740 с объёмом 11 с половиной литров и мощностью в 180/210 лошадей. Первые дизельные двигатели КАМАЗ стали выпускаться в 1975 г, который и послужил началом рождения 740-й серии. Так что хорошего в этом агрегате?
Двигатель КАМАЗ 740 – это первый дизельный двигатель советских времён, в который начали заливать тосол, а не простую воду. Для регулировки температуры на двигатель установили термостат, а лопасти охлаждения радиатора стали вращаться с помощью гидропривода. Технологическими новинками в то время считались: и замкнутая система очистки масла с центрифугой, и коленвал из азотированной стали, и даже направляющие втулки для клапанов, изготавливающиеся на основе металлокерамики.
Конечно, за всё время существования мотор не раз подвергался модернизации. Но всё переделать невозможно и лучше создать что-то новое. К тому же, постоянное форсирование двигателя становилось дорогим мероприятием, а значит и малополезным занятием. Да ещё и жёсткие нормативы Евро-5, абсолютно не устраивавшие 740-й дизель с 8-ю цилиндрами. Двигатель КАМАЗ евро должен отвечать всем стандартам. В общем, настало время создания совершенно нового двигателя для КАМАЗ братства.
Но зачем? Ведь в мире достаточно много качественных шестёрок. А придумывать что-то совершенно новое очень накладно и долго. Поэтому, специалисты завода КАМАЗ решили найти основу для нового дизельного двигателя у других автопроизводителей грузового транспорта, с которыми автогигант связывают давно налаженные партнёрские связи.
Почему двигатель КАМАЗ Р6 и причём тут Liebherr?
Чуть ранее, я уже говорил, что новоиспечённый двигатель КАМАЗ обязан соответствовать всем требованиям ЕВРО-5, а с учётом долгосрочной эксплуатации и ЕВРО-6. Но V-образному двигателю с 8-ю цилиндрами не просто соблюдать эти нормативы. Ведь для выполнения всех условий нужно установка турбокомпаунда. Интересное название для неизвестного многим устройства. Так что же это такое?
В обычном дизельном двигателе вместе с выхлопными газами в никуда расходуется 30-40% тепла. А ведь это дополнительная энергия и её нужно заставить хоть как-то работать. Но как? Компания Scania первая из тех, кто взялся решить эту проблему. В 1961 г. она впервые в мире смонтировала на один из своих двигателей турбокомпрессор. Большая часть водителей знакомы с этим устройством и принципом его работы: это когда выхлопные газы помогают попаданию в камеру сгорания большего количества воздуха. КПД двигателя вырос на порядок, но этого оказалось недостаточно. И тогда изобрели турбокомпаунд.
Здесь принцип действия несколько другой. Главная цель: через гидромуфту при помощи понижающего редуктора передать прямо на коленчатый вал КАМАЗ энергию отработанных газов. То есть, высвободившиеся газы, перед тем, как вылететь в атмосферу, раскручивают гидромуфту. А она, в свою очередь, с помощью увеличенных редуктором оборотов заставляет крутиться маховик, прикрученный на коленвал двигателя КАМАЗ. Вроде бы всё просто, но только на словах. А на самом деле: намного серьёзней и сложнее. Но об этом в другой раз. В общем одно радует, что турбокомпаунд этот – довольно эффективная и нужная вещь. Кроме увеличения КПД, выполняются все требования не только нынешнего ЕВРО-5, но и будущего ЕВРО-6.
Такие автогиганты, как СКАНИЯ и ВОЛЬВО, давно устанавливающие на моторы своих машин турбокомпаунды, доказали остальным производителям грузового транспорта о необходимости монтажа нового устройства. Но есть одна проблема: у V8 выхлопная система довольно сложная штука и монтаж турбокомпаундного блока мероприятие довольно тяжелое и бесполезное с технической точки зрения. К тому же, это очень дорого и объёмно. А вот рядный двигатель – самый подходящий вариант, тут и с монтажом чудо-изобретения нет никаких проблем, и со стоимостью намного проще (на Р6 не требуется установка балансирных валов, снижающих КПД мотора). Так что все аргументы в правоту рядного двигателя. И два слова о немецком производителе грузовиков компании Liebherr.
Liebherr – давний партнёр КАМАЗ. Ещё в советские времена, в далёком 1973 году, немецкие специалисты помогали налаживать отдельную производственную линию по выпуску и сборке КПП КАМАЗ. Сотрудничество с Либхерр продолжается и по сей день. К тому же, оно довольно выгодно и перспективно. Тем более, что на нынешний КАМАЗ устанавливают газодизельные двигатели мощностью в 900 л. с.
Давайте вспоминать! Что находиться под кабиной дакаровского 4326? Верно: Liebherr. Так вот, отличная репутация и не высокие запросы помогли руководству завода КАМАЗ решить проблему с выбором. За основу на вооружение был взят D946 компании Liebherr. Копия не копия, но новый Р6 – это совместная разработка обоих автопроизводителей. Так каким будет двигатель будущего из Набережных Челнов?
Конструкция новых двигателей КАМАЗ
А сейчас, самое интересное: конструкционные новинки и ключевые моменты сборки нового двигателя в новейшей истории КАМАЗа. Но сначала отметим, что двигатель Cummins КАМАЗ и будущий Р6 – два совершенно разных мотора.
Первое, что нужно знать, это дизельный двигатель, в котором воспламенение горючей смеси происходит во время сжатия. У нового двигателя степень сжатия равна 18. Впрыскивание топлива осуществляется прямо в поршень, так как в нём стала располагаться камера сгорания. С учётом этой характеристики увеличился диаметр поршня до 130 мм, на 740-й устанавливались поршни с диаметром 120 мм. Ход поршня на новеньком двигателе КАМАЗ тоже увеличился: с классических 130 мм до новых 150 мм. Моторы с такой поршневой дистанцией называют «длинноходными». Здесь надо отметить, что уменьшение числа цилиндров не повлияло на снижение рабочего объёма, так как сам поршень увеличился в диаметре.
Система охлаждения осталась на прежнем уровне: жидкостная, с объёмом 20 литров, с принудительным циркулированием. Нет новшеств и в системе наддува – всё та же газотурбинная, в которой осуществляется одноступенчатый наддув воздушной среды и охлаждение по типу «воздух/воздух». Механизм смазки двигателя КАМАЗ комплексный с воздушномасляным радиатором, сдвоенным фильтром и шестерёнчатым насосом подачи масла.
Надо отметить, что такие составляющие, как: ТНВД, ЭБУ и форсунки полностью изготовлены на заводах компании Liebherr.
Поэтому, топливная система, на сегодняшний день, остаётся на 25% зависимой от иностранных поставщиков, так как к уже сказанным элементам нужно добавить и турбокомпрессор, собирающийся у немцев. Оставшиеся позиции изготавливаются либо в производственных цехах автопредприятия КАМАЗ, либо закупаются на заказ у отечественных производителей.
В заводском цехе изготовления двигателей уже осуществили пробные попытки отлива блока цилиндров. Теперь на блоке будут отливаться и «улитка» для охлаждающей жидкости, и крепёжные фланцы для масляного радиатора с воздушным компрессором. Найдутся места крепления и для ТНВД. Также, блок цилиндров КАМАЗ оснастили дополнительными рёбрами жесткости. Зачем? Давайте уточним.
Так как, оригинал Liebherr D946 является тяжёлым агрегатом (основное использование в строительной технике и стационарных генераторах), то Р6 должен иметь меньший вес. Следовательно, в отливе блока цилиндров двигателя КАМАЗ используются более лёгкие, но хрупкие, сплавы. А жёсткость должна соответствовать всем необходимым для эксплуатации требованиям.
Мощность рядного двигателя КАМАЗ
Новый двигатель КАМАЗ станет в 1,5 раза мощнее классики. Да, у 740-го двигателя есть возможности для форсирования, но тогда придётся применять дорогостоящие технологии, а это, в свою очередь, отразится на окончательной стоимости.
На Р6 будет устанавливаться персональная головка блока двигателя КАМАЗ, которая в разы упростит проведение ремонта.
Вал коленчатый КАМАЗ также пройдёт путь небольшой модернизации. Шейки коленвала, шатунные с коренными, будут проходить обязательную высокочастотную обработку. Верхние поршневые и маслосъёмные кольца будут хромированы с нанесённой алмазной крошкой, в то время, как нижнее поршневое кольцо останется полностью без какого-либо покрытия.
Полностью изменится устройство масляного насоса. Теперь масло будет поставляться к основным узлам двигателя КАМАЗ и его деталям значительно быстрее.
Скорость сборки двигателей КАМАЗ
Для будущей сборки Р6 на КАМАЗ осуществляется монтаж нового фрикционного роликообразного конвейера. Транспортный путь блока будет проходить через 34 пункта остановки, на которых предусмотрены: ручная сборка, полуавтоматический и автоматический режимы сборки. Что, где и как разберём отдельно.
Автоматика возьмёт на себя функции контроля усилий поворота коленчатого вала, а также, действие нанесения герметичных материалов на места соединений корпусных элементов. Контроль качества комбинированных деталей то же будет выполнять она.
Полуавтоматы будут осуществлять контроль утечки воздуха сквозь клапана системы впрыска и системы выпуска. Они же будут проверять на герметичность и все задействованные в эксплуатации двигателя системы, необходимые для нормального функционирования.
Остальное будет собираться вручную. При этом, планируется применение электро/пневмоинструмента для резьбовых соединений. Данные работы будут проводиться в несколько этапов и в строгой последовательности, где будет осуществляться контроль угла доворота и момента затяжки.
Заключительная стадия производства – проверка двигателя КАМАЗ на стенде. К испытаниям мотора подготавливают новый стенд, на котором не будет осуществляться полная обвязка. Заправка маслом и окончательная сборка будет происходить вне стенда, что значительно сэкономит время испытаний. Перед тестированием и попаданием на стенд будет подсоединяться и коробка передач КАМАЗ. На стенде останется только программирование ЭБУ с дальнейшим тестированием и обкатка двигателя КАМАЗ с диагностированием всех задействованных в эксплуатации систем. А также, расчёты расхода топлива, измерение рабочей температуры и давления в системе смазки, определение номинальных и максимальных значений вращения коленчатого вала.
Контроль качества будет осуществляться системой управления QDM. Она может собирать все имеющиеся данные о новоиспечённом двигателе КАМАЗ. Это и дата выпуска с серийным номером, и момент затяжки резьбовых соединений с порядком действий. Вся полученная таким образом информация будет сохраняться в электронной базе данных и архивироваться в специальной сборочной карте в электронном виде, которая в дальнейшем будет храниться в компьютерном архиве предприятия. Так что, историю сборки двигателя КАМАЗ Р6 можно будет прочитать в любой момент.
Конвейер будет работать со скоростью 4 м в минуту, что позволить выпустить в первый рабочий год 12 000 двигателей КАМАЗ. На сборку одного Р6 будет затрачиваться немногим более 14 минут. В дальнейшем планируется серийный выпуск 30 000 экземпляров, при том, что время изготовления одного мотора сократиться до 5 минут.
Старт массовой сборки Р6 намечен на 2019 год, хотя работа над новым мотором КАМАЗ уже подходит к завершению. Одновременно ведутся работы и по обновлению кабины, так как Р6 нельзя установить на классические формы. Скорее всего внешний вид обновленного КАМАЗ будет сильно отличаться от прежнего облика. А пока, нам остаётся только ждать и продолжать ездить на проверенных временем стареньких машинах.
Купить двигатели КАМАЗ вы можете в нашей компании.
Новые и б/у двигатели КАМАЗ с доставкой по РФ. Цены на двс 740: евро 0, 1, 2, 3, 4.
- Двигатели и агрегаты
- Двигатели на КАМАЗ
- Двигатели Cummins
- Коробка передач на КАМАЗ
- Коробка передач ZF
- Редукторы на КАМАЗ
- Мосты на КАМАЗ
- Подвеска в сборе
- Коробка раздаточная на КАМАЗ
Запчасти на КАМАЗ
Возникли вопросы? Обращайтесь!
8 (499) 399 39 43
kamdvigatel@mail. ru
Ремонт двигателей
Ремонт кабин
Выкуп б/у Трейд-ин
Информация для Покупателя:
- Цены на двигатели а/м КАМАЗ, есть скидки;
- Свыше 20 ДВС в наличии на складе;
- Безопасные расчёты – отгрузка без предоплаты;
- У нас есть Trade-in! – обменяйте ваш старый на новый или ремонтный со скидкой до 40%.
Кама-центр предлагает двигатели серии 740 в следующих категориях:
- Заводской, новый;
- Из новых з/ч, собранный в заводских условиях (аналог) ;
- Отремонтированный (бу) ;
- Без навесного оборудования.
Модели разделяются по экологическим классам: Евро-0, Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4, Евро-5.
Работаем по всей России. Наличный и безналичный расчёт (с НДС). Сделка сопровождается договором поставки.
Удобный поиск: Двигатели Евро-1 Двигатели Евро-2 Двигатели Евро-3 Двигатели Евро-4 Common Rail
В наличии
Без турбо
Ожидается
В наличии
Турбо
Переходная модель
В наличии
Лидер продаж
В наличии
Лидер продаж
В наличии
КПП 152
Интеркулер
В наличии
КПП 154 / ZF
Интеркулер
Под заказ
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД механика
Скидка
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД механика
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД механика
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД электроника
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД электроника
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД электроника
В наличии
КПП 154 / ZF
ТНВД электроника
под заказ
КПП 152
ТНВД механика
В наличии
Common rail
В наличии
Common rail
В наличии
Common rail
В наличии
Common Rail
В наличии
Common Rail
В наличии
КАМАЗ 5490
Mercedes AXOR
Комплект
В наличии
Без турбо
Комплект
Ожидается
С КПП ZF
Гарантия:
Гарантийный срок при соблюдении условий эксплуатации от 6 до 12 месяцев.
Соблюдение правил по эксплуатации двигателей и агрегатов автомобилей КамаЗ. Своевременное техническое обслуживание и прохождение технического осмотра по регламенту. После монтажа двигателя на автомобиль, начинать обычную эксплуатацию только после надлежащей процедуры обкатки. Вся необходимая информация находится в инструкции по уходу за автомобилем или на официальном сайте завода. Первое ТО выполняется Покупателем через 1000 моточасов, оно включает в себя замену масла, замену фильтрующих элементов (масло, топливо).
Виды комплектаций:
- Полностью в сборе, с навесным оборудованием включая стартер и крыльчатку
- Частично раскомплектованный — без генератора, компрессора, насос ГУР
- 3я комплектация индивидуальная — блок с валом, поршневой группой, шатунами и головками блока.
- Сборочные комплекты — блок цилиндров с уложенным коленвалом и распредвалом
На двигателе может быть установлен топливный насос Bosch или ЯЗДА (Ярославский), цена несколько отличается.
Мы учитываем модели автомобилей
На полноприводные грузовики КАМАЗ 4310, 43114, 43118, 53228, 65111 ставится вездеходный поддон и маслозаборник. Для машин с колесной формулой 6х4, такие как 5320, 65115, 6520 — стандартный. Охлаждение — электрокатушка или вязкомуфта.
Ресурс двигателей:
Моторесурс новых моторов по сериям экологического класса:
- Евро-0 до 400 тыс.км. (Модель 740.10-210, 7403.10-260)
- Евро-1 до 800 тыс.км. (740.11-250, 740.13-260)
- Евро-2 до 800 тыс.км. (740.30-260, 740.31-240, серия 7405)
- Евро-3 до 800 тыс.км. (740.62-280, 740.50, 740.51, 740.55, 740.60, 740.63, серия 7406)
- Евро-4 до 1000 тыс.км. (Common Rail 740.662, 740.622, 740.632, 740.705, 740.735 и др.)
- Евро-5 до 1000 тыс.км. (Common Rail 740.705, 740.735, 740.73 и др.)
На КАМАЗах с колёсной формулой 6х6 (полный привод) ресурс изменяется в меньшую сторону.
При условии использования новых оригинальных запасных частей и соблюдения технических требований ресурс капитально отремонтированных двигателей до 80% в сравнении с новыми.Полезная информация:
Модельный ряд и применяемость двигателей КАМАЗ
Капитальный ремонт двигателей КАМАЗ
Переоборудование двигателей КАМАЗ
Замена двигателя Cummins на КАМАЗ
Ваше сообщение успешно отправлено, спасибо!
Email-адрес
Комментарий
Нажимая кнопку, я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
Email-адрес
Нажимая кнопку, я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27. 07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных».
Заказать звонок
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Cummins Engine Company Inc: Отношения с КамАЗ
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie, как описано в
наша политика конфиденциальности
если вы их не отключили.
Вы можете изменить свой файл cookie
настройки в любое время, но без них части нашего сайта не будут работать правильно.
Кейс
—
Артикул 396-159-1
Тематическая категория: Стратегия и общее управление
Товар 22905 (396-159-1) не имеет авторовОпубликовано в: 1996 г.
Длина: 29 страниц
Источник данных: Полевые исследования
Темы: Совместные предприятия; переходная экономика; Культурные различия; История отношений США и СССР
Вы должны войти в систему, чтобы получить доступ к предварительным копиям
Поделиться ссылкой: https://casecent. re/p/22905
- О
- Настройки
Аннотация
В начале 1980-х компания Cummins Engine Company, осознавая, что СССР является крупнейшим в мире рынком дизельных двигателей, начала искать пути выхода на советский рынок. После попыток создать совместные предприятия в Восточной Европе в 1987 году Cummins начала изучать отношения с заводом по производству грузовиков КамАЗ в СССР, крупнейшим производителем тяжелых грузовиков в мире. В 1991 году Cummins и КамАЗ подписали соглашение о совместном предприятии по продаже и производству двигателей Cummins в СССР. Было много трудностей в реализации этого соглашения. Этот кейс рассказывает об истории этих отношений с точки зрения Cummins и дает возможность обсудить проблемы ведения бизнеса в переходной экономике, культурные различия между американской компанией и крупным российским предприятием, историю экономических отношений между США и СССР, риски, связанные с инвестированием в Россию, и тому подобные темы. Этот случай был спонсирован CIBER Case Collection Университета Индианы.
Местоположение:
Россия
Промышленность:
Производство дизельных двигателей, производство грузовиков
Размер:
Большой
Другие обстановки (S):
1980-1994
Около
Аннотация
in the Nach 1980-е годы Компания Cummins Engine Company, осознавая, что СССР является крупнейшим в мире рынком дизельных двигателей, начала искать пути выхода на советский рынок. После попыток создать совместные предприятия в Восточной Европе в 1987 году Cummins начала изучать отношения с заводом по производству грузовиков КамАЗ в СССР, крупнейшим производителем тяжелых грузовиков в мире. В 1991 Cummins и КамАЗ подписали соглашение о совместном предприятии по продаже и производству двигателей Cummins в СССР. Было много трудностей в реализации этого соглашения. Этот кейс рассказывает об истории этих отношений с точки зрения Cummins и дает возможность обсудить проблемы ведения бизнеса в переходной экономике, культурные различия между американской компанией и крупным российским предприятием, историю экономических отношений между США и СССР, риски, связанные с инвестированием в Россию, и тому подобные темы. Этот случай был спонсирован CIBER Case Collection Университета Индианы.
Настройки
Местоположение:
Россия
Промышленность:
Производство двигателей дизельного топлива, производство грузовиков
:
. Другие обстановки (S):
1980-1994
1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111А711111111А711111111А711111111А711111111А7. Российский «КАМАЗ» в 2019 году запустит серийное производство двигателей нового поколения — Бизнес&Эконом
КАЗАНЬ, 13 ноя. /ТАСС/. Крупнейший в России производитель грузовиков «Камаз» запустит серийное производство новых шестицилиндровых двигателей R6 в 2019 годуОб этом сообщила во вторник пресс-служба президента Татарстана после посещения заводов КАМАЗ полпредом президента России в Приволжском федеральном округе Игорем Комаровым.
КамАЗ реализует проект по производству двигателей R6 в партнерстве с группой Liebherr. Двигатели R6 мощностью 400-700 л.с. соответствуют нормам выбросов Евро 5 и Евро 6. Эти двигатели планируется использовать на грузовых автомобилях поколения К5, выпуск которых планируется запустить в 2019 году.
«В этом году мы планируем выпустить около 80 двигателей. Об этом сообщает пресс-служба генерального директора КамАЗа Сергея Когогина.
Камаз занимает 16-е место в мире по производству большегрузных автомобилей и 8-е место в мире по производству дизельных двигателей. В его состав входят 11 крупных автомобильных заводов и вспомогательных вооружений. Его крупнейшим акционером является российская госкорпорация Ростех (49,9%).
Путин поручил рассмотреть вопрос об увеличении авиасообщения с дружественными странами
Глава государства также поручил рассмотреть возможность снижения ставки налога на добавленную стоимость для туроператоров до нуля Беларусь как нападение на Россию
Белорусский лидер отметил, что НАТО быстро наращивает силы на границе с Беларусью в Польше и в странах Балтии
Подробнее
Премьер-министр Израиля предлагает Путину посредничество по Украине — Кремль
Телефонный разговор состоялся по адресу Инициатива Израиля
Подробнее
Жилой дом в Киеве, пораженный ракетой ПВО — источник в Минобороны России оборона аэропорта Жуляны
Подробнее
У России остались друзья в мире — российский дипломат
Мария Захарова заявила в интервью программе «Вечер» с Владимиром Соловьевым на канале Россия-1
Подробнее
Байден говорит об альтернативе санкциям против Россия будет третьей мировой войной
«Россия заплатит серьезную цену за эту краткосрочную и долгосрочную перспективу, особенно долгосрочную», — подчеркнул лидер США
Лавров говорит Чавушоглу, что Москва готова к урегулированию украинского кризиса — МИД
Министр иностранных дел России информирует высокопоставленного дипломата Турции об операции России на Донбассе
Подробнее
Начало переговоров Москва-Киев в 12:00 по московскому времени — посол
По словам главы российской делегации Владимира Мединского, украинская делегация опоздала к сложной логистике
Подробнее
Обзор прессы: Почему Путин привел ядерные силы в состояние повышенной боевой готовности, а освобождение Донбасса продолжается
Главные новости российской прессы за понедельник, 28 февраля
Подробнее
Российские войска нанесли точечный ракетный удар по военной инфраструктуре Украины
Вооруженные силы России уничтожили более 800 объектов украинской военной инфраструктуры
Подробнее
Зеленский поспешно бежал из Киева, заявил спикер Госдумы РФ
«Он бежал во Львов со своим окружением, где ему и его содействию предоставили жилье», — сказал спикер
Подробнее
Иметь ядерное оружие в Украине было бы «золотой мечтой» США — дипломат
Мария Захарова напомнила, что Италия и многие другие страны обладают ядерным оружием США, но не имеют к нему доступа.