Как правильно мерить масло в двигателе щупом: На холодном или прогретом моторе нужно проверять масло

Как проверить уровень масла в двигателе автомобиля с помощью щупа по отметкам

Для любого силового агрегата автомобиля качество смазывающей жидкости имеет большое значение. Немаловажную роль играет и ее объем в моторе, который плохо переносит как недостаток, так и избыток смазки. Но не все автолюбители, особенно новички, знают, как проверить уровень масла в двигателе.

Делать это нужно вовремя, поскольку промедление может привести к поломке силовой установки, а ее ремонт стоит немалых денег и времени. Масляное голодание способствует быстрому износу трущихся частей и выходу их из строя.

Содержание

  1. Что такое моторное масло
  2. Состав
  3. Функции
  4. Как часто надо проверять уровень масла
  5. Алгоритм проверки
  6. Что надо для проверки
  7. Где находится щуп
  8. Замеряем уровень
  9. Нюансы
  10. Признаки того, что требуется замена масла
  11. Тип и марка моторного масла
  12. Качество бензина
  13. Погодные условия
  14. Режим езды
  15. Как узнать, что пора менять масло
  16. Мифы
  17. Средняя частота замены масла в авто
  18. Видео о зимней смазке двигателя

Что такое моторное масло

Моторное масло представляет собой специфическую разновидность смазочного материала, предназначенного для снижения трения в сопрягаемых деталях ДВС (двигателя внутреннего сгорания). Для каждого мотора разработан свой состав, учитывающий условия эксплуатации и тип конструкции силового агрегата.

Состав

Современные смазочные жидкости состоят из базового масла (основы), получаемого в процессе переработки нефти или синтетическим путем, и пакета присадок.

Все они разделяются на три группы:

  • минеральные;
  • полусинтетические;
  • синтетические.

Масла двух последних — более эффективные, однако не всегда полезные для ДВС, предназначенных для минеральных смазок. В результате их использования могут наблюдаться утечки через сальники (резиновые уплотнения). Если на упаковке продукта не указано базовое масло, вероятнее всего, оно минеральное.

Функции

Основная задача смазок — уменьшить трение движущихся деталей и узлов двигателя.

В них обычно добавлен набор присадок, выполняющих дополнительные функции:

  • антиокислительную;
  • защитную;
  • моющую;
  • противоизносную.

Важнейшим свойством масла является его вязкость. В зависимости от значения этого показателя, минеральные смазки делятся на летние и зимние. В холодный период заливается жидкая, в жаркий — густая.

Менять масло в течение года, учитывая климатические условия, неудобно, поэтому были разработаны всесезонные варианты. К ним относятся полусинтетика и синтетика, которые в мороз имеют низкую вязкость, а при плюсовых температурах — высокую.

Актуальным является вопрос о запуске мотора при отрицательных температурах. Если масло будет слишком густое, оно не сможет попасть во все каналы. Двигателю придется работать «на сухую», довольствуясь лишь тонкой масляной пленкой, оставшейся после предыдущей работы ДВС. С синтетикой и полусинтетикой такой проблемы не возникает.

Как часто надо проверять уровень масла

Периодичность проверки уровня масла указана в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Но если есть желание, можно это делать и чаще.

Не лишним будет пару раз в неделю заглянуть под поддон картера автомобиля на предмет утечки, ведь масляную лужицу иначе и не обнаружить. Она остается на месте стоянки, когда ничего не подозревающий водитель спокойно уезжает с парковки.

Проверять нужно не только уровень, но и состояние масла, которое может стать грязным, зольным, с примесью сажи. Такую смазку нужно обязательно заменить. Перед этим следует провести диагностику силовой установки, чтобы определить, отчего масло пришло в негодность, и устранить причину.

Средняя периодичность проверки — раз в две недели.

Алгоритм проверки

Водители с опытом знают, как правильно проверять уровень масла в двигателе. Порядок необходимых для этого действий им известен. А вот начинающие автолюбители, не знакомые с особенностями этой процедуры, могут измерять неправильно.

Что надо для проверки

Единственное, что нужно для проведения этой процедуры — щуп для проверки уровня масла в двигателе. Но и его покупать не придется. Атрибут уже интегрирован в корпус мотора. Остается только его найти и произвести контроль уровня смазывающей жидкости.

Где находится щуп

Обычно данный атрибут находится в районе выпускного коллектора. Щуп хорошо виден, поскольку доступ к нему свободен. Его форма и конфигурация у большинства автомобилей неизменна, а вот окрашен он может быть в разные цвета: и в желтый, и в черный, и в красный.

Снаружи видна только рукоятка изделия, у основания которой находится резиновое уплотнение. С помощью него аксессуар крепится в корпусе мотора, погружаясь нижним концом в поддон картера — емкость для масла.

Замеряем уровень

Процедура выполняется только на остывшем двигателе. Мерить уровень можно утром перед запуском мотора.

Если понадобилось выполнить замер во время поездки, порядок действий следующий:

  1. Остановить машину и заглушить мотор.
  2. Сделать паузу 15—20 минут, чтобы смазка успела стечь в картер.
  3. Открыть капот.
  4. Извлечь щуп, протереть его не оставляющей волокон чистой ветошью.
  5. Вставить в штатное отверстие до упора.
  6. Выждать 4-5 секунд и вытянуть щуп.
  7. Посмотреть, где смазка оставила след.

Граница сухого и влажного щупа должна находиться между отметками «min» и «max». Если уровень находится ниже минимальной отметки или на 2-3 мм выше ее, понадобится долить масло.

Нюансы

Замерять уровень смазывающей жидкости нужно на ровной горизонтальной площадке. Если автомобиль стоит на уклоне или заехал колесом на бордюр, показания будут неверными. Бывает и так, что водители, проверяя автомобиль, стоящий на стоянке, не удаляют смазку тряпкой, а просто достают щуп и смотрят на уровень масла. Это тоже не правильно.

На некоторых машинах данную процедуру допускается выполнять на прогретых двигателях. В таком случае, на щупе уже не две, а четыре метки, помогающие водителю определить правильный уровень при проверке на горячем моторе («hot»), и на холодном («cold»).

В современных авто установлены датчики, позволяющие получать информацию об уровне смазки, не выходя из машины. Но доверять им на 100 % нельзя, поскольку они могут выйти из строя.

То, что низкий уровень смазки вызывает масляное голодание, известно всем водителям.

Но и излишек масла тоже создает определенные проблемы:

  • течь сальников из-за повышенного давления;
  • выход из строя катализатора;
  • он может проникнуть в вентиляционную систему картера, а оттуда — в цилиндры двигателя.

Излишки смазывающей жидкости необходимо удалить, доведя объем до нормального уровня. Тогда она будет выполнять свои функции эффективно.

Признаки того, что требуется замена масла

Согласно сервисному регламенту, оптимальный вариант между заменами масла составляет 10—15 тысяч километров. Но слепо верить этому нельзя, ведь транспортное средство не всегда работает в идеальных условиях. Существует целый ряд факторов, которые необходимо брать в расчет.

Тип и марка моторного масла

Современные производители предлагают широчайший ассортимент смазочной продукции. Многое зависит от типа товара и бренда.

Уважающие себя компании предлагают продукцию высокого качества. Наряду с этим, есть и дешевые марки, которые не могут похвастаться отличными характеристиками и свойствами. Такой продукт долго не простоит без потери качества. Для покупки лучше выбрать большой автомагазин, а не придорожный павильончик, в котором можно «нарваться» на подделку.

Качество бензина

Состав топлива оказывает значительное влияние на состояние масла. Поэтому заправляться на сомнительных заправках не стоит.

Если в бензине присутствует сера, то при сгорании топливной смеси она образует окислы, легко трансформирующиеся в серную кислоту. Попадая в автомасло, кислота окисляет его, постепенно ухудшая свойства и приводя в негодность. Чем больше ее содержится в топливе, тем хуже для двигателя.

Погодные условия

Влияние климата тоже нельзя сбрасывать со счетов. При эксплуатации машины в условиях сильных морозов с тяжелыми пусками мотора или в жару, интервалы между заменами смазки будут меньше (то есть, менять или доливать придется чаще).

То же самое касается горных дорог и проселков, размытых дождями. В этих условиях нагрузка на мотор увеличивается до максимальной.

Режим езды

В городе силовая установка работает на средних и малых оборотах. Такой режим для нее вполне комфортный, и масло можно менять даже реже, чем в сроки, указанные производителем в руководстве по эксплуатации.

На трассе картина меняется. Скорость там больше, соответственно, увеличиваются обороты коленчатого вала. Поршневая группа начинает работать с повышенной нагрузкой. Такой режим обязательно повлияет на сроки замены смазки.

Как узнать, что пора менять масло

Прямых признаков, стопроцентно указывающих на необходимость замены, нет. Это можно определить только с помощью лабораторного анализа.

Но косвенные критерии присутствуют:

  1. Двигатель стал работать более шумно, чем раньше. Происходит это из-за потери смазывающих свойств технологической жидкости.
  2. Провалы в работе мотора. Он перестает удерживать заданную скорость. Степень нестабильности не так сильна, но опытный водитель ее почувствует.
  3. Запах и цвет выхлопных газов. Современные модели сконструированы таким образом, что даже при минусовых температурах выхлопные газы почти прозрачные. Если они напоминают дым, а в воздухе чувствуется запах подгоревшего масла, пора его менять.

При замене обязательно устанавливается новый масляный фильтр, резиновая прокладка которого предварительно смазывается, чтобы в будущем изделие можно было открутить без особых проблем. Сухая прокладка может прикипеть.

Мифы

Новички любят советоваться с опытными автолюбителями, принимая на веру каждое слово бывалого водителя. Однако часть подобных утверждений не имеет под собой никаких оснований.

Вот некоторые из них:

  1. Если смазка почернела, ее надо менять, она плохая. Возможно, к минеральным продуктам это и можно отнести, но в современных образцах имеются присадки со смывающими свойствами. Такая технологическая жидкость может потемнеть уже через тысячу километров пробега. Однако это не говорит об ухудшении ее качеств. Напротив, изменение цвета сигнализирует о том, что присадка работает правильно и хорошо смывает грязь.
  2. Чем дороже смазка, тем она лучше. Дело не в бренде и не в цене, а в соответствии предлагаемого продукта конструкции авто и условиям его эксплуатации. В руководстве может быть рекомендован целый перечень рабочих жидкостей со сходными свойствами.
  3. Смешаешь две смазки — приблизишь капремонт. Эту сказку придумали владельцы автосервисов, рекомендующие обязательно промывать силовой агрегат, если было принято решение поменять марку масла. Ведь старое слить полностью невозможно. Если следовать логике СТО (станции технического обслуживания), промывку тоже нельзя слить до последней капли, 10—15 % остается. Тем не менее, при заливке новой рабочей жидкости движок работает отлично. Стало быть, данное утверждение — миф.
  4. Отдельно купленные присадки продлевают ресурс силовой установки. Это не так. В любой современной смазке набор добавок изначально сбалансирован производителем. Если дополнительно купить и залить еще какую-нибудь хваленую присадку, отдельное свойство она, может, и улучшит, но произойдет разбалансировка рабочей среды. Со временем от такого вмешательства система может засориться.

Средняя частота замены масла в авто

Интервал между заменами масла зависит от ряда факторов, описанных выше. В среднем, он составляет 10—15 тысяч километров при смешанном цикле «город — трасса». Если водитель передвигается только в условиях мегаполиса, когда двигатель работает в щадящем режиме, интервал увеличивается до 20 тыс. км.

При постоянных повышенных нагрузках на силовой агрегат замена понадобится уже через 5000 км. На практике сроки замены каждый водитель определяет сам, в зависимости от режима эксплуатации своего «железного коня», состояния силовой установки и других факторов.

Видео о зимней смазке двигателя

В видео рассказывается о том, какую смазочную жидкость лучше заливать в зимний период в силовой агрегат.

Измерение уровня моторного масла: bmwservice — LiveJournal

                  Начнем с того, что для автомобилей оснащенных исключительно электронным датчиком уровня, увы, можно посоветовать лишь крайне внимательно относиться к аварийной сигнализации типа «лейка» или «долей литр». Промежуточные состояния типа «уровня», «кубиков» и т.д. могут быть крайне недостоверны и разнонаправленно изменяться в течение времени. Но минимум масла, при постоянной сигнализации об этом, действительно может являться «минимумом». А вот все остальные значения — «выше минимума» — иногда могут быть произвольными и зависеть от модификации датчика и прошивки блока управления двигателем. На практике, иногда удается добавить до 1-1,5 л масла в картер без долговременного(!) изменения индикатора уровня. То есть, дело не в в программном интеграторе, а только в особенности программного отображения уровня.

На всех последних прошивках BMW, напомню, от этого показателя вообще избавились, оставив формальное значение «ок» и добавив принудительную процедуру измерения, для особо любопытных. Чтобы не смущало умы пользователей, одним словом. Так что если нет ничего кроме «кубиков», фактический расход масла можно измерить только сбросив счетчик километража на «0», при очередном «долей литр».

Алгоритм действий для точного измерения прост:

1. Бортовая система контроля попросила литр — долили ровно литр.
2.Сбросили километраж, сбросили среднюю скорость.
3.Ездим до следующего «долей литр».

В таком случае, расход масла составил 1 л на пройденный километраж. Например: «1 л на 2250 км пробега». И это будет точно.

Правомерен вопрос: зачем контролировать среднюю скорость, если в книжках всех производителей написано четко типа «допустим расход до 0,7 л на 1000 км пробега» и никаких скоростей там нету.

Действительно,  есть только расход и километраж и это является де-факто и де-юре (основанием для гарантии) «стандартом» для измерения расхода масла:

«Мировой стандарт» в мануале на современный легковой автомобиль, как правило, это 0,7 л на 1000 км. Если автомобиль форсированный(Porsche, BMW ///M и подобные), то там производитель перестраховался с запасом: до 1,5 л на 1000 км пробега.

До тех пор пока лично не столкнетесь, не поймете, в каком на самом деле состоянии находится двигатель, если он реально кушает «дозволенные» гражданскому автомобилю» 0,7 л на 1000 км» городского пробега. Никому не советую изведать.

Но вернемся к «километрам пробега»: заводская норма настолько «точна» и непреложна, что измеряют этот параметр поистине феноменальным способом. Аргументируется это еще более страшными канцеляризмами, созданными не иначе как на заре эры поршневых двигателей — в XIX веке. В общем — эпическая двойная глупость под соусом «не считай себя умнее инженеров BMW». Увы, приходится.

У меня только один вопрос к инженерам с милиграммовыми точностями измерения объема «угоревшего масла»: при обычной скорости движения по городу в 25 км/ч, 1000 км автомобиль преодолевает примерно за 40 часов работы двигателя. А вот если автомобиль проехал 1000 км по хорошей трассе, двигатель работал не более 10 часов при скорости 100 км/ч. И расход масла, уверяю, сказочным образом сократится раза так в четыре, если не больше. Не в первый раз об этом говорю.

Такая очевидная вещь, казалось бы, но советую погуглить. Мировой разум еще не скоро приблизится к решению этой таинственной загадки.

На деле выходит что, у «инженеров» получается «1 л на от 1000 до 4000 км пробега». Это примерно как объем масла в двигателе: от «1 до 4» литров. Или максимальная скорость «от 100 до 400 км/ч». Ну зато пресловутый литр мы измерим с точностью до последней капли — мы же инженеры. Типа если двигатель потребляет 1,49 л на  1000 км, то это норма — можно ездить. 1,3 — тоже норма. А вот 1,51 л — все, ужасный двигатель — в ремонт. Не смешно?

Нормальные и аварийные значения в технике, к слову говоря, никогда не имеет плавно переходящей границы. Это всегда почти не соприкасающиеся диапазоны. Нормальное горение смеси, например, это десятки метров в секунду. Детонационное — километры в секунду. Разница в СОТНИ раз. Два порядка. Ускорение (и торможение) — единицы g.
Аварийные ускорения капотом об стенку — десятки и даже сотни. Снова разница в 1-2 порядка.

Нормальный расход топлива системой управления двигателем регулируется в пределах 10%. И это это вариант нормы регулирования.

Если ваш автомобиль потребляет около 15 литров по городу, то при 17 владельцы уже немало напрягаются. А при 20 — кричат во весь голос и начинают искать неисправность. А вот инженеры в мануалах пишут, что расход масла может быть, формально, от 0 до 1 л на 1000 км. Три порядка разницы… «Норма.»

Кстати, уже предвижу вопрос: а как же объяснить то, что в некоторых редких случаях (реально редких, но реальных) по городу масло почти не расходуется, а по трассе — явно заметен расход. А тут необходимо вспомнить важный момент: тут играет роль природа расхода масла — кольца или колпачки. То есть, влияет, например, манера движения, которая может усугубить один фактор (кольца) и почти не повлиять на другой (колпачки). Например, это характерно для малолитражек, которые по городу передвигаются в сравнительно овощном режиме, а по трассе их приходится отчаянно крутить, что резко сказывается на расходе через поршневые кольца… В случае разных степеней износа/залегания поршневых колец — тоже возможны подобные аномалии.

И т.д.

Так что же, при контроле расхода масла пересчитывать его на моточасы через среднюю скорость и все будет нормально? Нет. Учитывать — да, нужно. Пересчитывать не стоит. Если изменился  (уменьшился) расход — просто подумайте, не менялся ли режим движения последнее время. Если менялся — просто не обращать внимания, автомобиль все в том же плачевном состоянии и для радости нету повода. Если же вы тошнили по городу 25 км/ч, но так и тошните, а расход реально снизился — это, конечно, повод задуматься о причинах такого чуда, но что-то не припомню таких случаев. Главное правило: исправный автомобиль без ошибок в поршневой масла не расходует. Совсем. Никогда. Желающие продолжить говорить про «угар масла», готовьте сумму на кон и пломбу для масляной горловины и щупа. Адрес вверху блога.

Теперь переходим к «щуповому измерению»: щуп штука очень точная, если только вы помните про важную особенность масла — расширяться при нагреве. Моторное масло в современном двигателе греется до 100-110 градусов Цельсия и даже выше. В технической литературе приведены данные — объемное расширение 0,7% на каждые 10 градусов нагрева.

Проверим эту величину на практике:

Не обманули: 7% объемного расширения могут быть очень заметны при фактическом измерении.

Вывод прост: измерение нужно производить в одинаковых условиях, при одинаковой температуре масла. Тогда ошибки не будет.

Но тут возможна технологическая ошибка: щуп нужно доставать только в случае, когда все масло успело стечь в картер. Это может занять и пять и двадцать пять минут, в зависимости от двигателя и формы картера.

Но и это еще не все: щуп нужно доставать очень аккуратно: желательно сделать несколько измерений подряд.

Попробуем подвести итоги, ответы на самые частые вопросы:

1.Как измерить уровень наиболее точно?
Если у автомобиль оснащен датчиком недостаточного уровня масла, то «лейка» на приборке является очень точным индикатором того факта, что в картере не хватает ровно одного литра до нормы. Такие датчики точно тарируются, оснащены интегратором — измерение производится неоднократно, на работающем двигателе с постоянным уровнем в картере и в системе смазки, что практически исключает методологическую ошибку. Обмануть такой датчик сложно, разве что долго ехать по вертикальной стене. Это действительно самое точное измерение. Дополнительный контроль можно осуществить при помощи щупа: просто убедиться, что это так на самом деле.

2.А разве сам щуп не точнее?
Риски щупа «настроены» с учетом масла, которое циркулирует в системе смазки. А там могут находится сотни миллилитров. В зависимости от формы картера и двигателя, ошибка при таком измерении может достигать 1/2 уровня по щупу — 0,5 л. Чем дольше ждете после остановки двигателя — тем точнее будет результат. Если нужно точное контрольное измерение, то делаем так: остановили двигатель — ждете минут 15-20, сделали три измерения — считайте, что точность приблизилась к абсолюту. Достаточна.

3.Ну а «холодное» измерение не точнее? Там же уже точно все стечет…
Для относительного контроля — вполне подходит. Для абсолютного — учитывайте объемное расширение. Хотя абсолютный уровень вообще не важен — если между рисками уровень, это нормально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *