Не греется двигатель ваз 2109: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Греется двигатель ВАЗ 2109: причины возникновения проблемы

Ситуации, когда сильно греется двигатель на ВАЗ 2109, случаются довольно часто. Причин такой опасной неисправности достаточно много, так как система охлаждения на автомобилях марки ВАЗ далека от идеальной.

1 — колодки с проводами карбюратора
2 — шланг обратного слива топлива
3 — шланги отопителя
4 — шланг вакуумного усилителя
5 — шланг подачи топлива
6 — наконечник троса привода сцепления
7 — провод катушки зажигания
8 — шланги радиатора
9 — тяга дроссельной заслонки
10 — тяга воздушной заслонки
11 — провод датчика контрольной лампы аварийного давления масла

Система охлаждения автомобиля ВАЗ устроена следующим образом. Существует 2 круга, по которым движется охлаждающая жидкость (вода или тосол), малый и большой. Пока двигатель еще до конца не прогрет, жидкость ходит по малому кругу, но в тот момент, когда температура жидкости достигает отметки в 90 °С, срабатывает термостат и открывается большой круг, проходящий через радиатор.

В работе охлаждающей системы двигателя могут возникнуть такие неполадки:

  • отказ (поломка) термостата;
  • поломка датчика включения вентилятора охлаждения;
  • завоздушивание системы охлаждения;
  • утечка охлаждающей жидкости;
  • грязь и мусор в радиаторе;
  • ослабление движущего ремня вентилятора;
  • выход из строя водяного насоса.

Проверить работоспособность термостата довольно легко. Необходимо нагреть двигатель до отметки 90 °С и потрогать патрубок, который идет к радиатору. Если он не нагрелся, значит, термостат вышел из строя. Лучше не заниматься ремонтом термостата, а сразу поставить новый. Для его замены нужно открыть крышку расширительного бака и слить из системы воду или тосол.

Ослабить и сдвинуть хомуты, а затем вынуть патрубки. Перед тем как ставить новый термостат, необходимо все очистить от старого герметика, а затем нанести тонким слоем новый, дать ему немного подсохнуть, надеть и закрепить патрубки на термостате.

Если поломка случилась в дороге, то нужно снять термостат и открыть заслонку, ведущую к радиатору. Такое действие приведет к тому, что система охлаждения все время будет работать по большому кругу.

Поломка датчика включения вентилятора охлаждения определяется тем, что вентилятор не работает, а радиатор весь горячий. В идеальном варианте датчик необходимо заменить, но если неприятность случилась в дороге, то нужно замкнуть два провода, выходящие из датчика, и вентилятор включится. Если этого не произойдет, значит, нужно проверить исправность предохранителей.

Образовавшаяся воздушная пробка в радиаторе возникает из-за разности плотности воздуха и охлаждающей жидкости. Определить такую поломку легко. Если при перегреве двигателя радиатор горячий не полностью, то в том месте, где он будет холодным, остался воздух. Выгоняют его при помощи нажатия на верхний патрубок, при этом должна быть открыта пробка.

При перегреве, связанном с утечкой тосола или воды, необходимо заменить вышедшую из строя деталь. Место утечки определяют по мокрым следам. Если поломка случилась в дороге и место утечки — дефект патрубка, то его можно временно стянуть изоляционной лентой (скотчем). Когда утечка происходит через поврежденный радиатор или термостат, то до места ремонта можно добраться, постоянно доливая вытекающую жидкость. Категорически запрещается доливать холодную воду, если двигатель перегрелся.

Источником неправильной работы двигателя и его последующего перегрева также может быть дефектный карбюратор. Понять, почему двигатель начал перегреваться, и устранить неисправность как можно раньше важно. Последствия перегрева, если закипит двигатель, потребуют дополнительных затрат. Кроме устранения причины неисправности, возможно, потребуется в лучшем случае заменить только прокладку под головкой, в худшем — всю поршневую систему.

Греется двигатель на ВАЗ 2109 (карбюратор, инжектор): причины, диагностика неисправности и рекомендации по ремонту своими руками

Содержание:

  1. Причины перегрева
  2. Последствия
  3. Перегрев карбюратора. Причины и устранение

Не секрет, что двигатель — это главный агрегат всего автомобиля. От его работоспособности зависит ваша возможность ездить на машине, расходовать оптимальное количество топлива и не только. Но перегрев — вполне распространенная ситуация, при которой многие допускают серьезные ошибки.

Попытки остудить мотор водой или использование других подобных «хитростей» может не только не помочь снизить его температуру, но еще и привести к серьезным последствиям, вплоть до необходимости полной замены силового агрегата.

Карбюраторный мотор

Причины перегрева

Все возможные причины перегрева силового агрегата автомобиля ВАЗ 2109, как и других машин, можно разделить на две категории:

  • Внешние причины;
  • Внутренние причины.

Как известно, отечественные девятки оснащаются инжекторами и карбюраторами. Потому познакомимся со всеми вероятными ситуациями, которые могут привести к перегреву того или иного типа двигателя.

Внешние

Начнем с внешних причин повышения температуры мотора.

Причины

Особенности ситуации

Низкий уровень ОЖ

 

Достаточно часто движок перегревается из-за низкого уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Не всегда удается сразу обнаружить течь в системе. Для тосола требуется совсем небольшое отверстие, чтобы за несколько десятков километров пробега полностью вытечь из бачка. Самой опасной утечкой является попадание ОЖ в камеру сгорания или масло, что приводит к гидроударам

Поломка термостата

Если ваш движок начал перегреваться, обратите внимание на состояние термостата. Этот агрегат контролирует движение охлаждающей жидкости по большому или малому контуру. При поломке термостата ОЖ перестает ходить по большому или малому кругу. В первом случае двигатель будет с трудом прогреваться до рабочей температуры в зимний период, а во втором мотор будет постоянно перегреваться

Засор радиатора, неэффективное охлаждение

Если загрязнится чуть ли не основной компонент системы охлаждения, то есть радиатор, перегрева будет не избежать. При наличии грязи на ребрах радиатора или его «сотах», теплоотдача существенно снижается. Плюс обратите внимание на работоспособность вентилятора. Он может не работать из-за натяжения ремня, поломки датчика температуры или выхода из строя моторчика вентилятора

Длительная эксплуатация в недопустимых режимах

Не редко причиной повышенной температуры мотора становится сам водитель, который переоценивает возможности своей машины, эксплуатирует ее в тех условиях, которые ей противопоказаны. Это длительная работа холостого хода, неправильная пробуксовка, повышенные обороты — все эти ситуации негативно сказываются на состоянии мотора, поскольку система охлаждения не успевает выполнять свои функции

Работа мотора в условиях детонации

Если водитель будет игнорировать появление детонации в цилиндрах, система охлаждения мотора не сможет справляться с нагрузками. Добавьте к этому жаркую погоду, и тогда мотору не позавидуешь

Прогорание выпускного клапана

Если выпускной клапан выйдет из строя, разогретые до внушительной температуры газы будут перегревать мотор. Исправить ситуацию можно только путем ремонта силового агрегата

Неполадки водяной помпы

Если водяной насос выйдет из строя или перестанет нормально работать, жидкость охлаждения не сможет циркулировать по системе. Отказ в работе насоса может быть связан с натяжением ремня привода, дефектом лопастей помпы или поломки самого насоса

Термостат

Большинство из этих неисправностей можно определить по изменениям показаний датчиков. На инжекторном моторе дела обстоят несколько проще, поскольку он оснащен большим количеством датчиков. Хотя и с карбюратором справиться бывает порой даже легче.

Внутренние причины

Существует несколько причин, способствующие внутреннему перегреву мотора.

Причины

Особенности

Накопление отложений внутри камеры сгорания

Это характерная проблема для старых карбюраторных и инжекторных моторов ВАЗ 2109, которые проехали более 200-300 тысяч километров. В камере сгорания образуется избыток масла. Масло горит плохо, из-за чего на стенках скапливается налет. Это ведет к перегреву, о котором датчик температуры сообщить не может. Определить неисправность можно по сизому дыму, выступающему из выхлопной трубы. Либо нарушенная работоспособность мотора сообщит об этом

Налет в радиаторе охлаждения

Ошибка многих владельцев отечественных авто в том, что они считают достаточным залить простую воду в систему охлаждения, заменив ею не такой уж и дорогой тосол. Но из-за загрязненности воды или использования охлаждающей жидкости низкого качества на стенках и трубках образуется налет, препятствующий нормальному охлаждению мотора. Не редко каналы попросту перекрываются налетом, что ведет к нарушению доступа ОЖ в них. Перегрев — это лишь дело времени в такой ситуации

Присадки в масле

Чем объяснить желание добавлять в масло всевозможные присадки, мы не знаем. Но если это делать и не знать, зачем на самом деле нужны эти присадки, на стенках цилиндров образуется внушительный налет, из-за которого нарушения эффективности системы охлаждения не избежать

Проблемный радиатор

Мало просто знать о вероятных причинах перегрева вашего карбюратор или инжектора на ВАЗ 2109. Обязательно ознакомьтесь с последствиями, а также с вашими действиями в той или иной ситуации.

Последствия

Последствия могут быть разными, от достаточно незначительных до таких, при которых двигатель смело можно отправлять на свалку.

Серьезность последствий перегрева двигателя напрямую зависит от действий самого водителя. Чем раньше он примет меры, тем дешевле будет устранение последствий.

  1. Если мотор в условиях экстремальных нагрузок и режимов поработает менее 10 минут, ничего страшного произойти не должно. Отечественные агрегаты достаточно надежные, чтобы это выдержать. В худшем случае немного оплавятся поверхности поршней.
  2. Если в таком режиме мотор работает более 20 минут, последствия следует ждать более серьезные. Наиболее часто образуются трещины в ГБЦ, она искривляется, прогорает прокладка, повреждаются сальники, деформируются межкольцевые перегородки и так далее.
  3. Если полностью игнорировать перегрев, последствия будут равносильны катастрофе. Сначала выйдет из строя камера сгорания, двигатель перестанет реагировать вовсе, расплавится поршневая система.
  4. При перегреве масла оно теряет свои свойства смазки, потому начинается активное трение подвижных деталей.

Самое опасное — это пробитие стенки блока цилиндров шатуном. Если такая ситуация произойдет, вашему мотору конец. Ищите новый.

Всегда проверяйте наполненность бачка ОЖ

Перегрев карбюратора. Причины и устранение

Теперь поговорим конкретно про карбюраторные двигатели, установленные на ВАЗ 2109. Причины его перегрева бывают разными. При каждой из них следует предпринять соответствующие действия.

Коммутатор

Причина

Ваши действия

Низкий уровень жидкости охлаждения

Попробуйте сначала долить ОЖ до необходимого уровня. Если его количество быстро сокращается, придется проверить состояние всех элементов системы на предмет наличия утечек

Поломка датчика включения вентилятора радиатора, электродвигателя или электроцепи

Для начала проверьте работоспособность элементов, замкнув выводы датчика. Если вентилятор при этом заработает, датчик вышел из строя. Если вентилятор не крутится при замыкании контактов, вышел из строя сам вентилятор или произошел обрыв в электроцепи.

Выход из строя термостата

Проверьте, работает ли термостат. Для этого прогревается мотор до рабочей температуры на холостом ходу и пробуется на ощупь нижний патрубок радиатора. Постепенно, параллельно нагреву мотора, должен прогреваться патрубок и в итоге он становится очень горячим. Если этого не произошло, термостат нужно заменить

Образование воздушной пробки

При появлении в системе охлаждения воздушной пробки ОЖ перестает циркулировать должным образом. Популярная причина ее образования — замена элементов охлаждения, при которой сливалась и заливалась жидкость охлаждения. Установите наклонно автомобиль, задрав передок вверх. Так радиатор печки не будет самой высокой точкой системы охлаждения. Включите мотор и дайте ему поработать в приподнятом состоянии около 15 минут. Это должно избавить от пробки

Внешние загрязнения радиатора

Из-за них радиатор не может полноценно выполнять свою работу. Очистка выполняется щетками или струей воды, подаваемой под напором

Внутренние загрязнения радиатора

По мере эксплуатации отложения забивают радиаторные трубки. Чтобы устранить проблему, необходимо снять радиатор, удалить из него всю грязь, промыть водой под давлением и установить обратно. Если ситуация совсем плачевная, проще заменить радиатор

Загрязнение всей системы охлаждения

Ее потребуется просто тщательно промыть. Для этого используйте специальные промывочные средства, доступные в любом магазине автомобильной химии. Рекомендуется проводить профилактическую промывку при каждой замене ОЖ. Но это не обязательно, можно реже

Нарушенная установка момента зажигания

Проверьте, правильно ли выставлен момент. Если нет, придется его подкорректировать

Используется бензин низкого качества

Плохое качество топлива, низкое октановое число, многочисленные примеси приводят к нарушению работоспособности двигателя и системы охлаждения. Чтобы не допустить этого, избавить от плохого горючего и возьмите за правило заправляться на проверенных АЗС. Это мнимая экономия заправляться на дешевых заправках

Выход из строя насоса охлаждения

Нарушилась герметичность помпы или сломалась крыльчатка. Потребуется демонтировать насос и заменить его на новый. Ремонт проводить нежелательно

Поломка коммутатора

Снимите его, проверьте на предмет работоспособности. Если коммутатор вышел из строя, замените устройство на новое

Нагар в камере сгорания, дефект прокладки

Потребуется снять головку блока цилиндров, удалить нагар, заменить прокладку.

Ситуаций, когда мотор может работать при повышенных температурах, масса. Ваша задача — вовремя обнаружить перегрев, определить причины и принять соответствующие меры.

 Загрузка …


Кирилл Юровский: Устройство и принцип действия роторного двигателя

Не все знатоки автомобилестроения знают, что в разное время в разных странах мира на автомобили ставились необычные роторные двигатели внутреннего сгорания. У этого уникального агрегата своя большая история и, наверное, хорошие перспективы применения в будущем.

Что такое роторный двигатель Ванкеля

Технически простой силовой агрегат. Вместо нескольких поршней с кольцами и шатунами он имеет один треугольный ротор, закрепленный на валу. Вал не коленчатый, а эксцентриковый. Камеры сгорания расположены равномерно по окружности вращения ротора.

Роторный двигатель имеет в два раза меньше деталей, чем поршневой. Отсутствует ГБЦ с клапанной системой в обычном ее виде и сама поршневая группа. Значительно меньше вес и габариты.

В настоящее время существует 5 различных типов роторных двигателей. Они имеют существенные конструктивные отличия между собой. Но главный принцип у всех типов один — ротор на эксцентриковом валу вместо поршней на кривошипно-шатунном механизме, — говорит Кирилл Юровский.

История роторного двигателя

Силовые агрегаты с ротором вместо поршневой группы получили устойчивое название «двигатель Ванкеля», по фамилии изобретателя. На самом деле, во всем мире было разработано несколько типов роторных двигателей, отличных от изобретения Ванкеля. Но именно немецкий инженер Фридрих Ванкель впервые начал работать в этой области еще в 1920-х годах.

Для двигателя необходимы узлы и детали, изготовление которых возможно только с применением высоких технологий обработки металлов, максимально точной подгонки, что в то время представляло определенные трудности. Именно поэтому сразу запустить продукт в серийное производство не удалось. К началу Великой Отечественной войны возникла необходимость в испытанных серийных изделиях, а не в экспериментальных.

Работа над двигателем была завершена уже во Франции, куда оборудование прибыло из побежденной Германии, в 1957 году, на фирме NSU под руководством инженера Вальтера Фройде.

Применение двигателя Ванкеля на Западе и в СССР

Первый роторный двигатель мощностью 57 л.с. был установлен в 1957 году на спортивный автомобиль NSU Spyder. У него была невероятная для того времени скорость и такая мощность двигателя – 150 км/час.

В 1963 году роторные двигатели стали использоваться в серийных автомобилях для населения. Несколько лет их ставили на Мерседесы, Шевроле и Ситроены. Но двигатель показал ряд существенных недостатков. В результате производители вернулись к использованию классических проверенных поршневых двигателей.

Японские автопроизводители оказались настойчивее других. На некоторых моделях Mazda использовались роторные двигатели. Устранили слабые места, увеличили ресурс двигателя до капремонта, снизили расход топлива. Однако по ряду причин японцы вернулись к классическому ДВС. Последняя Mazda RX Spirit R с роторным двигателем сошла с конвейера в 2012 году.

В СССР первый отечественный роторный двигатель поставили в 1974 году на легендарный ВАЗ 2101.

Для создать это. Двигатель Ванкеля послужил прототипом. Было изготовлено около 50 прототипов, обозначенных как ВАЗ 311. Эти автомобили ВАЗ не продавались широкой публике, а использовались Госавтоинспекцией и КГБ в качестве служебных автомобилей.

Поначалу автомобили с этим двигателем вызывали восхищение своей мощностью, динамикой разгона, низким уровнем шума и плавностью хода. Но через год на дороге осталась только одна машина. У остальных отказали двигатели. Основной причиной поломок была ненадежность уплотнений, обеспечивающих герметизацию камер сгорания при прогаре топлива.

Продолжались работы над отечественным роторным двигателем, и были созданы мощные двухсекционные ВАЗ 411 и 413 мощностью 120 и 140 л. с. «Жигули» с этими двигателями вновь поступили на вооружение силовых структур.

Это достижение советского автопрома не афишировалось. Ходили слухи, что сотрудники КГБ гоняют на быстрых машинах с невероятными секретными двигателями.

Затем были разработаны роторные двигатели ВАЗ 414 и 415. Это были более совершенные универсальные агрегаты. Их можно было ставить как на ВАЗовские «восьмерки» и «девятки», так и на не менее популярные в то время «Москвичи» и «Волги».

Последняя разработка ВАЗ 415 никогда не использовалась. Его предшественник ВАЗ 414 с 1992 года ставился на популярную модель автомобиля ВАЗ 2109.(«Спутник», «Самара»).

«Девятки» с этими двигателями имели необычные характеристики. Разгон до 100 км/ч за 8 секунд, способность работать долгие часы на экстремально высоких оборотах. ВАЗ 414 потреблял меньше топлива (14-15 литров на 100 км), чем предыдущие роторные двигатели (18-20 литров на 100 км). Но все же больше, чем поршневой двигатель.

Однако и на ВАЗе роторные ДВС не могли конкурировать с традиционными, и вскоре их использование было прекращено.

Автомобили с такими двигателями сегодня не производятся. Не исключено, что производители автомобилей могут вести конструкторские работы в этом направлении, не афишируя это, втайне от конкурентов.

Устройство и принцип действия роторного двигателя

Принцип действия и устройство роторного двигателя одновременно аналогичны обычному поршневому двигателю и электродвигателю. Как и поршневой двигатель, роторная версия имеет камеры сгорания, системы впрыска топлива, выхлопа и зажигания. Конструкция аналогична электродвигателю в том смысле, что ротор получает мощность при вращении внутри корпуса. (Кроме роторного двигателя с возвратно-поступательным движением вала).

Электродвигатель получает кинетическую энергию, перемещая электромагнитное поле. Роторные ДВС – за счет воспламенения топливно-воздушной смеси и резкого повышения давления в камерах сгорания, а также поршневые ДВС.

На сегодняшний день известно 5 типов роторных двигателей:

  1. С возвратно-поступательным движением вала. В этих типах ДВС ротор и вал не совершают полный оборот вокруг оси
  2. Классический двигатель Ванкеля с планетарным вращением вала
  3. Двигатели, в которых камеры сгорания расположены по спирали
  4. Двигатели с равномерным вращением вала с камерами сгорания, расположенными по спирали, без уплотнительных элементов
  5. Двигатели с пульсирующим вращением

Как и поршневые двигатели, роторные варианты имеют четыре рабочих цикла:

  1. Впрыск топливно-воздушной смеси
  2. Сжатие смеси
  3. Зажигание
  4. Выхлоп

В обычных поршневых двигателях герметичность впрыска топлива и камеры сгорания обеспечивается системой клапанов и поршневыми кольцами. В разных типах роторных двигателей внутреннего сгорания последовательность тактов обеспечивается по-разному. В некоторых двигателях внутреннего сгорания объем камеры сгорания уменьшен, а смесь сжата за счет перекрытия камеры вершиной ротора. Другие имеют уплотнение с механическим приводом. Но принцип работы одинаков для всех типов.

  1. Воспламенение топливной смеси многократно увеличивает давление в камере сгорания.
  2. Давление придает кинетический импульс плоскости ротора и вращает ее.
  3. Ротор передает крутящий момент через вал и зубчатую передачу далее на механизмы автомобиля. Плоскость ротора достигает выпускного окна, окно открывается и в него выбрасываются выхлопные газы.
  4. Цикл повторяется.

Преимущества и недостатки

Роторный двигатель имеет ряд преимуществ перед традиционным поршневым двигателем.

Основным преимуществом является простота конструкции. Благодаря отсутствию поршневой и кривошипно-шатунной группы узлов роторный двигатель почти вдвое легче и компактнее обычного двигателя. Небольшой вес позволяет равномерно распределить нагрузку по всей базе автомобиля. Это улучшает управляемость и увеличивает динамические характеристики автомобиля.

  • Компактность позволяет увеличить внутреннее пространство.
  • Ротор вращается плавно, без вибрации от взрыва топливной смеси в каждом цилиндре, вырабатывая мощность равномерно.
  • При том же объеме камер сгорания роторный двигатель намного мощнее.
  • Простота конструкции и минимум деталей облегчают ремонт.

Таким образом, создается впечатление, что всему мировому автопрому давно и полностью пришлось отказаться от поршневых двигателей в пользу роторных двигателей. Но этого не произошло. Следовательно, роторная версия имеет ряд существенных недостатков, которые на сегодняшний день перевешивают все ее плюсы. Недостатки следующие:

  • Роторный двигатель потребляет гораздо больше топлива. Это серьезный недостаток в наше время, когда каждый автопроизводитель хочет сделать свой автомобиль как можно более экономичным.
  • Повышенный расход масла – 0,5 л на 1000 км пробега. Замена масла требуется каждые 4-5 тыс. км. Отсутствие масла приводит к мгновенному отказу двигателя.
  • Производство ротора и криволинейных камер сгорания требует высочайшей технологической точности на дорогостоящем сверхточном оборудовании. Это увеличивает стоимость двигателя.
  • Особенностью двояковыпуклых камер сгорания является то, что они поглощают больше тепла во время работы. В результате двигатель склонен к перегреву, закипанию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, что мешает работе автомобиля и приводит к ускоренному выходу из строя деталей двигателя.
  • Роторный двигатель имеет свое слабое место. Уплотнения, обеспечивающие герметичность камеры сгорания в момент воспламенения топливной смеси, не выдерживают длительных нагрузок и выходят из строя. В результате срок службы самого совершенного роторного двигателя без ремонта не превышает 100 – 150 тыс. км пробега автомобиля.

Помимо экономических и технических недостатков, роторный двигатель просто непривычен водителям и механикам. Машина с ним едет по-другому. Из-за малой массы двигателя у него нет запаса инерционной энергии. При малейшем сбросе педали газа машина быстро теряет скорость, что хорошо при торможении, но неудобно при езде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *