Двигатель ВАЗ 21099: характеристики, модификации, ремонт, обслуживание
Одним из не менее легендарных силовых агрегатов отечественного автопрома считается — двигатель ВАЗ 21099. Он выпускался в нескольких модификациях и на просторах разных стран, таких как СССР, Россия и даже Украина. История этого мотора достаточно обширная, но с концом старой эпохи отечественного автопрома завод АвтоВАЗ решил отказаться от производства двигателя на ВАЗ 21099.
Технические характеристики
Движок 21099 исполнялся в нескольких интерпретациях — карбюратор и инжектор. Так, с появлений новых новшеств в автопроме был разный объем двигателя. Итак, стоит рассмотреть, отдельно технические характеристики для каждого мотора.
Фото реклама ВАЗ 21099. Начало 90-х.
21099
Наименование | Характеристика |
Модель | ВАЗ 21099 |
Тип питания | Карбюратор |
Горючее | Бензин (возможность установить ГБО) |
Объем | 1,3 литра (1299 см куб) |
Мощность | 62 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Расход | 6,4 литра на 100 км пробега |
210993
Двигатель 21099.
Наименование | Характеристика |
Модель | ВАЗ-210993 |
Тип питания | Карбюратор |
Горючее | Бензин (возможность установить ГБО) |
Объем | 1,5 л (1499 см куб) |
Мощность | 70 л. с. |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Расход | 8,2 |
21099-20
Наименование | Характеристика |
Модель | ВАЗ-21099-20 |
Тип питания | Инжектор |
Горючее | Бензин (возможность установить ГБО) |
Объем | 1,5 литра (1499 см куб) |
Мощность | 78 |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 8 |
Диаметр цилиндра | |
Тип охлаждения | Жидкостное |
Расход | 8,8 литра на 100 км |
Таким образом, видно, что мощность двигателя существенно не выросла за период разработки и внедрения в массовую эксплуатацию.
Но, стабильность — это тоже хорошо.
Двигатель ВАЗ 21099 считается одним из самых простых и надежных со всей серии моторов 2108-21099.
Обслуживание силовых агрегатов
Обслуживание двигателя, в данном случае, не зависит от его объема и мощности, поскольку конструктивными особенностями карбюратор и инжектор особо не отличались, кроме как системой впрыска. Так, рассмотрим порядок проведения технического обслуживания силового агрегата 21099.
Устройство и конструкция двигателя ВАЗ 21099.
Поскольку, двигатели перестали выпускать в 2011 году, то техническая схема будет приведена для силового агрегата, который прошел капитальный ремонт.
ТО — 1. Проводится спустя 1000 км пробега. Согласно рекомендаций в данном обслуживании стоит поменять масляный фильтр и смазку силового агрегата.
ТО — 2. Проводится на 10000 км. Здесь проводится замена не только смазочных элементов, то и топливного фильтра.
ТО — 3. Спустя 20000 км пробега приходит необходимость отрегулировать клапана, заменить все фильтра, которые имеются, а также провести диагностику двигателя на предмет подтеков. Также, рекомендуется замерить компрессию и отрегулировать клапана.
ТО — 4. В этом техническом обслуживании проверяются элементы газораспределительного механизма, водяной насос, сцепление. Также, кроме стандартной процедуры замены масла и фильтра меняется еще и прокладка клапанной крышки. Данное ТО делается при пробеге 30 тыс. км пробега.
Последующее проведение технического обслуживания проводиться по схеме 2-5 технической карты расписанной ниже. Не стоит забывать, что несвоевременное обслуживание силового агрегата может повысить износ внутренних элементов, а также снизить ресурс мотора.
Ремонт и ремонтные операции
Ремонт двигателя ВАЗ 21099 — стандартный для всех моторов этой серии. Если просмотреть ремонтные операции моторов 2108 и 2109, то по большому счету проблемы одни и те же.
Капитальный ремонт мотора 21099.
Своевременный ремонт и замена газораспределительного механизма убережет владельца от неприятных последствий. Поскольку конструктивные особенности автомобиля достаточно легкие, а двигатель — простой, то большинство автомобилистов проводят ремонт двигателя 21099 своими руками, что значительно экономит денежные средства и время поездки на автосервис.
Еще одной довольной частой проблемой для этого типа силовых агрегатов является водяной насос. Не надежность этого элемента подводит автомобилистов в пути. Поэтому, рекомендуется или возить запасную деталь, или установить спортивный вариант. Обычно автомобилисты склоняются ко второму.
На инжекторном типе, мотор может столкнуться с проблемой частой выхода со строя датчиков двигателя. Этот показатель зачастую связан с проводкой или непосредственно с самим электронным блоком управления двигателем. Так, во многих случаях перепрошивка может помочь устранить проблему.
По истечению 250 000 км пробега двигателю 21099 потребуется капитальный ремонт.
Поскольку, в основном, на них установлены блоки цилиндров 2108, то проблем с расточкой и ремонтом не должно возникать. Хотя, в последнее время многие автолюбители стали использовать контрактные двигатели, поскольку силовые агрегаты все менее пригодны к ремонту.
Ремонт головки блока цилиндров. Прогоревшие клапаны.
Тюнинг и доработка
Тюнинг двигателя ВАЗ 21099 почти ничем не отличается от доработки мотора 2108. Так, для увеличения мощности механическим путем — мотор подвергается расточку, а также замене комплектующих на более легкие.
Что касается внешних механических доработок, то обычно перебирается карбюратор, в котором меняют жиклеры, а также меняется ремонтный комплект. Не многие автомобилисты рискуют ставить на 21099 моноинжектор, поскольку он плохо приживается и требует замены головки блока.
Еще при механической наружной доработка устанавливается спортивный или фильтр с «нулевым» сопротивлением. Таким образом, стоит понимать, что модификации должен поддаваться и карбюратор (обычно меняется на улучшенный), или меняется дроссельная заслонка (для инжекторного движка).
Доработка мотора ВАЗ 21099.
Конечно, были попытки, для увеличения мощности, установить на двигатель — компрессор. В случае карбюраторного двигателя ставили с трактора МТЗ. В данном случае, если все сделано, верно, эксперимент удачный. А вот на инжекторный мотор данная процедура доработки запрещена, поскольку двигатель просто сгорает от высокого давления.
Вывод
Мотор ВАЗ 21099 — это еще одна легенда отечественно автопрома, которая верой и правдой выпускалась 20 лет. Эксплуатация этих силовых агрегатов продолжается и по сегодняшний день. Это связано с простотой в ремонте и обслуживании, а также наличием дешевых запасных частей.
В последнее время появилась мода на проведения тюнинга отечественного автопрома. Среди любимцев автолюбителей оказался и ВАЗ 21099, который с легкостью переносит новшества в свою конструкции, а простота строения позволяет владельцам проводить доработку своими руками.
Двигатель ВАЗ 21099: как устранить неисправности самостоятельно
Лучшая модель Лады
Самым массовым силовым агрегатом, устанавливавшимся на автомобили ВАЗ 21099 карбюратор, был двигатель ВАЗ 21083. Этот бензиновый 4-цилиндровый 8-клапанный мотор стал родоначальником целого семейства движков, которые монтировались на все машины из модельных рядов «Лада Самара-2», «Лада 110» и «Лада Приора». Среди его потомков — инжекторный атмосферник ВАЗ 2111-80. Именно этот мотор чаще всего устанавливали на ВАЗ 21099 инжектор.Капитальный ремонт двигателя автомобиля ВАЗ 21099 сложно провести самостоятельно, но если неисправности вызваны поломками навесного оборудования или систем зажигания, охлаждения и подачи топлива, то их можно устранить, не обращаясь в автосервис.
Содержание
- Устройство двигателя ВАЗ 21083
- Технические характеристики
- Особенности двигателя ВАЗ 2111-80
- Что чаще всего ломается в моторе
- Перегрев силового агрегата
- Дрожание рычага ПП на холостом ходу
Вернуться к оглавлению
Устройство двигателя ВАЗ 21083
В 1991 году для семейства «Лада Самара» разработали новый мотор — ВАЗ 21083.
Его выпуск был продиктован необходимостью устранения проблем, возникавших при эксплуатации ранее устанавливавшихся силовых агрегатов. Дело в том, что на менее мощных двигателях при обрыве ремня ГРМ гнулись клапаны. В поршнях нового мотора были сделаны углубления, позволившие устранить данное явление.
Двигатель ВАЗ 21083 включает в себя следующие детали и узлы.
- Карбюратор ДААЗ 21083 Солекс.
- Крышка газораспределительного механизма (ГРМ).
- Головка блока цилиндров (ГБЦ).
- Пластиковая пылезащитная крышка ремня газораспределительного механизма.
- Помпа.
- Генератор переменного тока 37.3701.
- Шкив коленвала.
- Масляный насос.
- Отверстие для слива моторного масла.
- Картер двигателя.
- Масляный фильтр.
- Блок цилиндров.
- Маховик с зубчатым венцом.
- Бензонасос.
Вернуться к оглавлению
Технические характеристики
С другой стороны силового агрегата, внизу, возле кожуха сцепления, установлен стартер.
Технические особенности двигателя ВАЗ 21083:
- тип — 4-тактный, бензиновый, атмосферный;
- блок цилиндров — рядный, 4-цилиндровый;
- количество клапанов — 8;
- диаметр цилиндра — 82 миллиметра;
- ход поршня — 71 мм;
- рабочий объем двигателя — 1,5 литра;
- степень сжатия — 9,9;
- топливная система — карбюратор;
- наибольший крутящий момент — 106,4 Ньютон-метра;
- частота вращения коленвала при наибольшем крутящем моменте — 3400 оборотов в минуту;
- мощность двигателя — 70 лошадиных сил, или 51,5 киловатт.
Вернуться к оглавлению
Особенности двигателя ВАЗ 2111-80
В конце 80-х годов прошлого века автомобили из семейства «Лада Самара» поставлялись на экспорт в государства Восточной Европы. В частности, они отправлялись в Чехословакию, Польшу, Румынию, Болгарию, Финляндию и ГДР. В период распада социалистического блока в 1989-1991 годах продажа отечественных автомобилей на внешние рынки прекратилась.
Место советских машин в Восточной Европе заняли подержанные немецкие и итальянские авто. В начале 90-х годов АВТОВАЗ попытался отвоевать потерянную нишу, для чего в 1994 году выпустил экспортные модификации автомобилей ВАЗ 2108-99. На эти машины был установлен новый инжекторный двигатель ВАЗ 2111-80. Но попытка вернуть утраченные позиции провалилась. Большинство экспортных машин поступило на внутренний рынок. Зато новый инжекторный силовой агрегат стал основным мотором семейства «Лада 110».
Устройство двигателя
Устройство двигателя ВАЗ 2111-80 отличается от конструкции мотора ВАЗ 21083 только наличием дополнительных отверстий в блоке цилиндров для крепления кронштейнов датчика детонации, модуля зажигания и генератора.
Технические характеристики мотора ВАЗ 2111-80:
- тип — 4-тактный, бензиновый, атмосферный;
- блок цилиндров — рядный, 4-цилиндровый;
- количество клапанов — 8;
- диаметр цилиндра — 82 миллиметра;
- ход поршня — 71 мм;
- рабочий объем двигателя — 1490 кубических сантиметров;
- степень сжатия — 9,8;
- топливная система — распределенный впрыск;
- наибольший крутящий момент — 115,7 Ньютон-метров;
- частота вращения коленвала при наибольшем крутящем моменте — 3000 оборотов в минуту;
- мощность двигателя — 77 лошадиных сил, или 56,4 киловатт.

Вернуться к оглавлению
Что чаще всего ломается в моторе
Если учесть, что вышеописанные двигатели при правильной эксплуатации имеют большой ресурс до первого капитального ремонта — до 250000 километров пробега, чаще всего они выходят из строя из-за поломок навесного оборудования.
К примеру, если троит двигатель, то это, скорее всего, говорит о неисправности в системе зажигания, а не о поломке в шатунно-поршневой группе. Подобная проблема возникает достаточно часто. Если мотор троит, то есть не работает какой-нибудь цилиндр, устранять поломку нужно следующим образом.
- Сначала необходимо надеть резиновые изолирующие перчатки или приготовить пассатижи с диэлектрическими накладками на ручках.
- Затем нужно по очереди снимать колпачки высоковольтных проводов со всех свечей. При снятии колпачка со свечи неработающего цилиндра мотор не заглохнет. В остальных случаях заглохнет однозначно.
- Неисправную свечу нужно выкрутить и закрутить на ее место новую, рабочую.
Если после этого двигатель перестанет троить, значит, ремонт мотора ВАЗ закончен. Если же цилиндр не заработает, тогда смотрим следующий пункт. - Необходимо заменить высоковольтный провод, идущий от распределителя зажигания к свече неработающего цилиндра.
- Если и после этого мотор троит, замените крышку распределителя зажигания. Теперь все должно работать.
Вернуться к оглавлению
Перегрев силового агрегата
В дороге случилась беда
Многие владельцы автомобилей ВАЗ «Самара» жалуются на то, что очень сильно греется двигатель. Особенно часто такая ситуация наблюдается в южных регионах нашей страны. Причин этого явления может быть много, и не все они связаны с системой охлаждения.
Рабочая температура двигателя ВАЗ 21083 — 90 — 95°С. Вентилятор радиатора должен включаться при 101 — 105°С. Греется двигатель в основном по 6 причинам.
- Имеются воздушные пробки в системе охлаждения жидкости (ОЖ).
- В систему ОЖ залит некачественный антифриз.

- Неисправен датчик включения электровентилятора радиатора.
- Не работает термостат.
- Загрязнена система вентиляции картера.
- Сильно изношена шатунно-поршневая группа.
Вне зависимости от выявленной причины неполадок необходимо предпринять следующие меры.
- Слить старую охлаждающую жидкость.
- Промыть систему ОЖ.
- Проверить герметичность системы, в том числе и крышки расширительного бачка.
- В случае обнаружения мелких протечек устранить их.
- Проверить исправность термостата. Если необходимо, заменить его.
- Убедиться в исправности датчика включения вентилятора и датчика температуры охлаждающей жидкости. Заменить их в случае необходимости.
- Продуть сжатым воздухом систему вентиляции картера.
- Залить новый, качественный антифриз.
Если после всех этих процедур снова очень сильно греется двигатель, готовьтесь к капитальному ремонту.
Вернуться к оглавлению
Дрожание рычага ПП на холостом ходу
Дергает ручка? Проверь подушки мотора
Дергание рычага переключения передач на холостом ходу — довольно распространенное явление, если автомобиль старый.
Мало кто связывает данную проблему с силовым агрегатом, а зря. Указанный симптом свидетельствует о чрезмерном износе подушек крепления мотора. И если проблему не устранить, двигатель просядет, появятся другие осложнения — затрудненное переключение передач, сильное дрожание передка машины при движении и усиленный износ шарниров равных угловых скоростей (ШРУСов). В результате ШРУСы придется менять через каждые 5 000 километров пробега.
Порядок действий при замене подушек двигателя ВАЗ 21099.
- Устанавливаем машину на смотровую яму, подкладываем упоры под колеса, ставим авто на ручник.
- Отключаем «массу» от аккумулятора.
- Открываем капот до упора вверх.
- Снимаем защиту картера.
- Подвешиваем силовой агрегат и КПП на талях и чуть-чуть подтягиваем их наверх.
- Откручиваем болты крепления центральной передней опоры.
- Снимаем старую опору, немного подтянув таль, помечаем ее верх маркером. Это необходимо для правильной установки новой опоры.

- Монтируем новую опору, наживляем ее болты, закручиваем их, но не затягиваем до конца.
- Снимаем стартер.
- Откручиваем болты крепления левой подушки и снимаем ее.
- Устанавливаем новую левую подушку. Ее болты также наживляем, закручиваем, но не затягиваем окончательно.
- Ставим стартер обратно.
- Таким же образом меняем заднюю опору.
- Опускаем мотор и после этого окончательно затягиваем все болты крепления подушек.
- Убираем тали.
Замена опор силового агрегата завершена. Если нет возможности подвесить мотор на талях, можно подставить под картер деревянную доску и приподнять движок с помощью домкратов, подставленных под нее.
Techniniai duomenys — ВАЗ (Lada) 2109 — 1,3 МТ (135 л.с.) 21099 седан — 1 поколение
Techniniai duomenys
Šis 1.
3 MT (135 л.с.) variklis buvo montuojamas 1 поколение 21099 седан kėbule, kuris ВАЗ (Lada) buvo gaminamas nuo 1987м. ики 2006м.
Be šio variklio, į kėbulą buvo dedami ir kiti 4 skipingi varikliai, kurių techniniai duomenys ir kuro sąnaudos pasiekiami paspaudus ant kėbulo pavadinimo puslapio viršuje.
| Город Куро Санаудос, 100 км | 12,5 л |
|---|---|
| Kuro sąnaudos užmiestyje, 100 км | 7 литров |
| Mišios (vidutinės) kuro sąnaudos, 100 км | 10 литров |
| Дегалу бако талпа | 43 литра |
| Su pilnu degalų baku įveikiamas atstumas | от 340 до 610км |
| Курас | 92 RON |
| Teršalų emisijų standartas | ЕВРО III |
| Максималус грейтис | 190 км/ч |
| Įsibėgėjimas iki 100 км/ч | 9 секунд |
| Турис / тальпа | 1305см3 |
|---|---|
| Вариклио галиа | 135 л. с. |
| Апсукос макс. Галяй Пасиекты | до 6000 об/мин |
| Сукимо моменты | 176 Нм |
| Апсукос макс. сукимо моментуи пасиекти | 4000 об/мин |
| Типас Вариклио | Бензинас |
| Cilindrų isdėstymas | Поворотно-поршневой |
| Чпуршкимас | Карбюратор |
| Cilindrų skaičius | 4 |
| Vožtuvų skaičius viename cilindre | 2 |
| Силиндро Скерсмуо | 82 мм |
| Стумоклио эйга | 71 мм |
Esi automobilių fanas?
Spausk patinka ir apie Bind naujienas sužinosi pirmas!
| Павару деже | Механический |
|---|---|
| Павару скайчус | 5 |
| Варантиеджи ратаи | Priekiniai varantieji ratai |
| Sėdimųjų vietų skaičius | 5 |
|---|---|
| Ильгис | 4205 мм |
| Плотис | 1650 мм |
| Аукштис | 1402 мм |
| Важюоклес Базе | 2460 мм |
| Приекине ашис | 1400 мм |
| Галине Ашис | 1370 мм |
| Прошвайса | 160 мм |
| Nepakrauto automobilio svoris | 970 кг |
| Pakrauto automobilio svoris | 1395 кг |
Мин. багажинес талпа | 430 литров |
| Макс. багажинес талпа | 430 литров |
| Кебулас | Седаны |
| Приекине важюокле | Независимая, стойки МакФерсон |
|---|---|
| Галине Важюокле | полузависимая, пружинная |
| Приекинский стабджяй | Дискай |
| Галиняй стабджяй | Бугнай |
Jei pastebėjote, kad kai kurie VAZ (Lada) 2109 techniniai duomenys pateikti klaidingai — prašome pranešti mums.
Марка автомобиля
Марка машины
31-07-2020 05:52:43 Двигатель ВАЗ
Lada Granta – автомобиль, не зря получивший статус «народного». При задумке и реализации автомобиля были учтены все нюансы повседневной эксплуатации, в том числе и качество дорог в России…
— Подробнее —
16-07-2020 04:02:46 УАЗ Патриот
Отечественные производители никогда не учитывали пожелания автомобилистов при проектировании и производстве автомобилей, руководствуясь только указаниями руководства страны и профильного министерства. Но рынок…
— Подробнее —
28-06-2020 20:57:49 ВАЗ классик
Бензобак (топливный бак) — емкость в автомобиле, где хранится топливо. Обычно бензобак устанавливается внизу кузова сзади. Такая компоновка хорошо сказывается на «развесовке» автомобиля. На Lada Granta бензобак сделан из.
..
— Подробнее —
25-06-2020 14:55:57 Салон
На Lada Granta кузов, изготовленный по современным стандартам, выглядит намного моднее, чем на предыдущих моделях ВАЗ. На нем оцинкованное покрытие, и покрытие хорошего качества. По мнению экспертов, по количеству…
— Подробнее —
25-06-2020 14:55:57 ВАЗ классика
Каждый покупатель отечественного автомобиля хочет знать, насколько практичным будет транспорт в эксплуатации, и как долго он сможет прослужить без поломок. Самым правильным решением будут отзывы о Гранте лифтбек…
— Подробнее —
25-06-2020 14:55:57 Лада Приора
Здравствуйте. Все вы знаете, что Гранты агрегатируются «автоматами», в которые, согласно инструкции по эксплуатации, заливается масло, способное служить на протяжении всей «жизни» Lada Granta. Конечно это ни кто ни…
— Подробнее —
31-07-2020 05:52:43 Mazda за рулем
ВАЗ теперь выпускает автомобили под своим основным брендом? Как известно, после мирового экономического кризиса компания перешла под контроль государства, так как задолжала своим инвесторам около 14,5 млрд.
..
— Подробнее —
2020-07-26 09:33:31 ВАЗ
Ветеран Волжского автозавода — легендарная «копейка» (ВАЗ-2101), являвшаяся прототипом итальянского FIAT-124. Модель изменена российскими и итальянскими дизайнерами, доработана и запущена в…
— Подробнее —
21-07-2020 22:31:53 Приора салон
Ситуации, когда сразу заводится ВАЗ инжектор, после чего сразу глохнет, возникают довольно часто. А все из-за системы впрыска топлива (форсированного типа). Чтобы исправить эту ситуацию, автовладельцы часто…
— Подробнее —
21-07-2020 22:31:53 Лада Приора
Среди существующих причин, из-за которых плохо заводится двигатель, необходимо выделить несколько: Разряжен аккумулятор. Это частая причина и обычно возникает зимой, когда температура воздуха значительно ниже нуля…
— Подробнее —
21-07-2020 22:31:53 Двигатель ВАЗ
Чтобы двигатель работал надежно, эффективно и долго, крайне важно следить за качеством и количеством масла в нем.
Для ВАЗ 2109, рекомендуемая периодичность замены моторного масла 10 тыс. км пробега…
— Подробнее —
21-07-2020 22:31:53 ВАЗ
К расходным материалам относится в том числе салонный фильтр ВАЗ 2110, который по рекомендации производителя следует менять каждые 15 тыс. км, пройденных автомобилем. Это, скажем так, максимальный пробег, который…
— Подробнее —
21-07-2020 22:31:53 Лада Приора
Тактико-технические характеристики ВАЗ 2106 шестерка Максимальная скорость: 150 км/ч Время разгона до 100 км/ч: 17,5 с Расход топлива на 100 км в городе: 10,1 л Объем бензобака: 39l Снаряженная масса автомобиля: 1035 …
— Подробнее —
21-07-2020 22:31:53 Салон марки ВАЗ
> В статье «» мы подробно рассмотрели причины, по которым не заводится карбюратор ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099. Однако инжекторные ВАЗ 2109 имеют свои особенности, поэтому данная статья призвана помочь владельцам.


Если после этого двигатель перестанет троить, значит, ремонт мотора ВАЗ закончен. Если же цилиндр не заработает, тогда смотрим следующий пункт.
