Почему масло в двигателе быстро темнеет?
17.11.2021
Среди автомобилистов бытует мнение: чем светлее масло, тем оно лучше. И чем медленнее оно темнеет в процессе эксплуатации, тем качественнее. А если потемнело быстро, то нужно скорее сливать и заливать новое, другой марки. Так ли это? Давайте разбираться.
От чего зависит цвет готового масла
По цвету готового моторного масла нельзя определить его состав или качество — для этого понадобится специальное лабораторное оборудование. Также цвет масла никогда не являлся нормативным показателем. Но давайте рассмотрим, что влияет на его внешний вид.
Современные моторные масла состоят из двух основных компонентов: базовое масло и пакет присадок. Иногда в специальные линейки масел добавляют краситель. Например, некоторые трансмиссионные масла ЛУКОЙЛ для АКПП имеют красный оттенок.
Базовые масла по типу производства делятся на минеральные и синтетические. Первые получаются из нефти путём очистки различными растворителями. Их цвет варьируется от светло-желтого до темного-коричневого — в зависимости от вязкости. Как правило, базовые масла с большей вязкостью отличаются более тёмным цветом. Подробнее о минералке или синтетике предлагаем прочесть в нашем материале).
Cинтетические масла и масла, полученные в результате процессов гидроочистки, на выходе всегда имеют прозрачный цвет.
Для защиты двигателя от нежелательных отложений в базовые моторные масла добавляют моющие и диспергирующие присадки. Они имеют цвет от коричневого до тёмно-коричневого, и чем выше их концентрация в масле, тем оно темнее.
В моторном масле есть и другие виды присадок тёмных оттенков: противоизносная, модификаторы трения и другие. Но их концентрация меньше, чем моюще-диспергирующих, и поэтому сильного влияния на цвет готового продукта они не оказывают.
При сравнении цвета готового масла для легковых автомобилей и масел для коммерческого транспорта с тяжело нагруженными дизельными ДВС мы увидим, что смазочные жидкости для грузовиков и спецтехники имеют более тёмный оттенок. Это обусловлено с тем, что бензиновый и дизельный двигатели имеют разные режимы работы, поэтому масла для грузовой техники содержат больше моющих и диспергирующих присадок.
Как видите, на цвет готового масла влияет множество компонентов, поэтому только на основании цвета невозможно определить качество масла и его состав (количество и тип присадок).
Почему в процессе работы масло темнеет
При эксплуатации автомобиля в двигателе образуются различные загрязнения: нагары, шламы, лаковые отложения. При помощи моющих присадок масло нейтрализует кислоты и удерживает загрязнения в себе, поэтому в процессе работы будет темнеть в любом случае. Это естественный процесс. Если же потемнение не происходит, значит масло не выполняет свои очищающие функции, и стоит задуматься о замене.
Масла для дизелей всегда темнеют быстрее, чем масла для двигателей, работающих на бензине. Одна из причин — наличие в дизельных моторах системы EGR, которая запускает в цилиндры некоторый объем выхлопных газов.
Степень потемнения, а также его скорость зависят от многих факторов:
- Условия эксплуатации. В городском режиме, при высокой температуре окружающей среды масло будет темнеть быстрее.
- Техническая неисправность систем двигателя. Быстрое потемнение вызывает неисправность системы вентиляции картерных газов.
- Качество топлива. Масло темнеет быстрее при работе двигателя на обогащённой топливо-воздушной смеси, а также при большом содержании серы в топливе.
- Стиль вождения. Высокие нагрузки, эксплуатация в экстремальных условиях ведут к перегреву и, как следствие, потемнению масла.
- Чистота двигателя. Если двигатель работал на некачественных или неподходящих по свойствам маслах, то он загрязняется быстрее. При заливке свежее масло будет эту грязь интенсивно отмывать, а его цвет — так же интенсивно меняться на более темный.
В отличие от бензиновых или дизельных ДВС, в двигателях, работающих на пропан-бутане или метане, практически не образуются продукты сгорания, которые загрязняют моторное масло. Поэтому оно может оставаться светлым вплоть до 15 000 км пробега, темнея лишь незначительно. Тем не менее менять его нужно в сроки, указанные в технической документации. Это связано с тем, что в процессе работы могут измениться другие важные свойства масла — его вязкость, щелочное и кислотное число и другие.
Цвет имеет значение?
Цвет готового моторного масла напрямую зависит от используемой базы и количества присадок в ее составе, но ни в коем случае
Выбирать смазочные материалы нужно только на основе рекомендаций автопроизводителя. В технической документации всегда указаны режимы работы, интервалы замены и свойства моторного масла. При выполнении этих требований и использовании качественной продукции двигатель будет оставаться чистым даже на больших пробегах и прослужит вам долго.
Что касается потемнения масла в ходе эксплуатации, то это процесс естественный. И поэтому тоже не может служить критерием отбраковки смазочного материала, определения его качества и интервалов замены. Если на ваш взгляд масло темнеет слишком интенсивно, обратитесь к специалистам: определить его состояние и свойства можно только в лабораторных условиях.
К списку статей
Как быстро должно потемнеть моторное масло в двигателе
Свежий номер
РГ-Неделя
Родина
Тематические приложения
Союз
Свежий номер
12.09.2020 19:21
Поделиться
Борис Захаров
Цвет моторного масла — один из признаков, по которому определяется состояние как силового агрегата, так и качество самой смазки. Отсюда — резонный вопрос: как быстро должен лубрикант чернеть при стандартной, без экстремальных нагрузок, эксплуатации автомобиля.
iStock
Потемнение или почернение
Для начала определимся с главным вопросом — потемнение масла в процессе эксплуатации автомобиля — это нормальный процесс. Во время работы силового агрегата оно разогревается до температуры свыше 100°, циркулирует и смазывает трущиеся детали, обеспечивая удаление нагара с трущихся элементов силовой установки. Излишки масла затем оседают в картере.
Таким образом, естественное загрязнение — как раз-таки признак того, что смазка работает. И даже более того, если после пробега в несколько тысяч километров масло остается совершенно того же цвета, что и при заливке, можно заподозрить, что в лубриканте не достает очищающих присадок. Иначе говоря, отходы (шлаки, примеси, нагар) не удаляются с рабочей зоны двигателя, попросту говоря, масло не работает, резко сокращая ресурс мотора.
Однако опытный водитель сразу увидит отличие естественного потемнения от радикального почернения. Если смазка чернеет практически через несколько сотен километров эксплуатации, и по консистенции напоминает мазут, можно не сомневаться — либо вы залили в мотор контрафактный товар, либо с силовым агрегатом серьезные проблемы. В любом случае — вам дорога на сервис, чтобы установить причину произошедшего.
Через сколько километров пробега должно темнеть масло
Если масло темнеет примерно к двум — трем тысячам километров пробега, это естественный процесс потемнения. Однако следует обратить внимание на дополнительные симптомы изменения свойств лубриканта, в частности — убедитесь в том, что двигатель не подъедает масло, отсутствует запах гари, мотор работает без перебоев, а расход топлива не увеличился. В дальнейшем следует также продолжать отслеживать цвет, уровень заливки и консистенцию масла.
Почему масло стремительно чернеет
Если вы обнаружили, что масло почернело и загустело при смешных пробегах (меньше 1 тыс. км), то для изменившегося состояния смазки есть сразу несколько причин. Наиболее частый вариант — использование поддельных технических жидкостей. Причем такой вариант нельзя исключать, даже если автомобиль обслуживается в официальном сервисе. Одним из способов визуальной проверки — залить небольшое количество нефтепродукта, откачанного из мотора, в стеклянную колбу и выставить на солнце. Если через несколько дней в масле выделился осадок, перед вами подделка.
На быстрое потемнение моторного масла может влиять также использование некачественного топлива. Причем дизельные автомобили могут загрязнять масло быстрее бензиновых. Дело в том, что в процессе сгорания солярки образуется значительно большее количество сажи, чем в случае с бензином. Часть таких загрязнителей будет попадать в картер вместе с прорвавшимися газами. В случае же с бензином частой причиной является разрегулировка системы питания. При таком раскладе в цилиндры подается переобогащенная смесь, которая не сгорает полностью, из-за чего образуется сажа, оседающая на стенках цилиндров.
Еще одна причина быстрого почернения масла — износ поршневой группы. При таком сценарии излишки топлива, не сгоревшие в цилиндрах двигателя, проникают в смазку, что вызывает его деградацию. Косвенными признаками такой ситуации являются резкое увеличение расхода топлива и снижение силовых характеристик мотора.
Эксплуатация автомобиля под высокой нагрузкой — также в числе причин нештатного запустевания и быстрого потемнения лубриканта. Регулярная эксплуатация двигателя на высоких оборотах, особенно в сочетании с неправильно подобранной вязкостью масла, может вызвать закипание смазки. Если же в почерневшей смазке присутствуют белые прожилки и пена, не исключено попадании в масло антифриза, что также чревато дорогостоящим ремонтом.
Что делать, если масло быстро потемнело
Если к пяти, семи тысячам километров пробега масло сильно потемнело, это не только признак того, что смазка работает, но и повод задуматься о замене лубриканта раньше рекомендованного срока, например, на 7 тыс. пробега вместо рекомендованных 15 тыс.
Такая превентивная замена позволит решить проблему со старыми отложениями в двигателе. Перед заменой нового масла рекомендовано также дать мотору поработать на промывочном масле.
Подытоживая, можно заключить, что потемнение масла — это естественный процесс, бояться которого не стоит. Однако резкое изменение цвета и консистенции смазки — веская причина, чтобы усилить наблюдение за работой и состоянием мотора. При сильном и быстром загрязнении ранняя замена масла, равно как и промывка системы, рекомендованы.
Поделиться
Что означает цвет вашего масла
Со временем качество, консистенция и цвет ваших смазочных материалов на масляной основе имеют тенденцию изменяться из-за многих факторов, которые непосредственно «старят» ваше масло. Как правило, цвет не влияет на эффективность масла. Цвет будет меняться по разным причинам: от тепла, присадок и загрязняющих веществ до чего-то такого простого, как вода и охлаждающая жидкость, поэтому судить об эффективности масла только по цвету невозможно.
С учетом сказанного давайте посмотрим, что мы МОЖЕМ узнать о цвете масла.
Какого цвета должно быть масло?
Во-первых, цвет масла ничего не значит. Масло может быть очень, очень темным (даже черным) и при этом быть эффективным. Однако обычно вот как должно выглядеть моторное масло:
- Новое, чистое масло янтарного цвета
- Потемнение моторного масла может указывать на:
- Высокая температура
- Загрязнители
- Наличие присадок, вызывающих потемнение масла при нормальных условиях
Далее поговорим о цветах моторного масла, которые указывают на проблемы.
Какого цвета синтетическое моторное масло?
Синтетические моторные масла цвета карамели. Их оттенок аналогичен цвету обычных масел, которые из тары имеют светло-коричневый цвет. Профессиональные механики должны постоянно проверять упаковку обычных и синтетических масел для технического обслуживания. Определить разновидность масла, глядя только на цвет, может быть непросто.
Цвет большинства синтетических масел со временем меняется, как и у обычных масел. Синтетические масла содержат присадки, которые помогают вашему автомобилю работать так, чтобы жидкости могли собирать грязь и грязь быстрее, чем обычные аналоги. Пока вы часто проверяете синтетическое масло и меняете его в соответствии с указаниями производителя автомобиля, вы настроите себя на успех.
Вы, скорее всего, заметите разницу между синтетическими маслами и обычными маслами в консистенции. Синтетическое масло жиже обычных сортов. Если цвет вашего синтетического моторного масла меняется на темный оттенок черного и кажется густым и грязным, вам необходимо заменить масло.
Почему моторное масло черное?
Густое, очень темное или черное моторное масло обычно указывает на то, что ваше масло подверглось воздействию грязи или пыли, что привело к накоплению сажи. Бензиновые двигатели с прямым впрыском со временем образуют сажу, из-за которой стандартное моторное масло становится черным и густым. Сажа является побочным продуктом неполного сгорания топлива, и, поскольку частицы сажи имеют размер менее одного микрона, они обычно не вызывают значительного износа двигателя.
Проблема с сажей возникает, когда частицы сажи начинают агломерироваться в более крупные загрязнения, вызывающие износ. Отсюда может появиться темное моторное масло и густая текстура.
Почему моторное масло белого цвета?
Масло молочного, пенистого или кремового цвета может указывать на утечку через прокладку головки блока цилиндров, если из выхлопной трубы идет белый дым или из автомобиля вытекает охлаждающая жидкость. Просто заглянув прямо под маслозаливную крышку вашего оборудования или автомобиля, вы увидите, страдает ли ваше оборудование молочным или пенистым маслом. Как правило, это происходит, если масло подверглось воздействию воды после дождя или оборудование не использовалось достаточно долго, чтобы вода на двигателе испарилась и сгорела.
Следует ли менять масло в зависимости от его цвета?
Давайте также развеем миф о том, что цвет вашего масла указывает на то, что пришло время заменить масло. Люди очень часто предполагают, что существует связь между цветом масла и необходимостью замены масла. Это не обязательно так. Многие изменения и элементы, которым подвергается ваше масло, меняют цвет, поэтому нет реального способа определить, нужно ли заменить ваш автомобиль, просто взглянув на него.
Это большие цветовые индикаторы, на которые следует обращать внимание при выборе масел и смазок. Как вы узнали, нет безошибочного способа узнать, что не так с вашим маслом, просто взглянув, однако, это некоторые признаки того, что, возможно, пришло время заменить или выяснить, что не так с вашим хранилищем.
Что произойдет, если вы забудете заменить масло?
Масло, синтетическое или обычное, жизненно необходимо для смазки движущихся частей двигателя. Если вы забудете заменить масло, это может привести к следующему:
- Преждевременный отказ двигателя: Моторные масла поглощают тепло, накапливающееся в двигателе. Избыток тепла может привести не только к вздутию прокладок, но и к деформации соединений до такой степени, что они станут непригодными для использования.
Езда на автомобиле со старым маслом — это быстрый способ вызвать заклинивание двигателя. Ремонт часто превышает стоимость автомобиля. - Снижение мощности двигателя: Синтетические и обычные масла содержат моющие средства для очистки деталей двигателя. Эти присадки перемещают загрязняющие вещества в топливный фильтр для удаления. Если вы забываете заменить масло, грязь забивает компоненты двигателя, снижая доступный крутящий момент и экономию топлива.
Как проверить цвет и уровень моторного масла
Проверить цвет и уровень моторного масла очень просто. Регулярно выполняйте следующие действия, чтобы узнать больше о состоянии вашего автомобиля:
- Припаркуйте автомобиль на ровной поверхности и выключите его.
- Дайте автомобилю постоять 15-20 минут.
- Откройте отсек капота.
- Подойдите к щупу уровня моторного масла и наденьте перчатки.
- Потяните щуп вверх и протрите его бумажным полотенцем или тканью.
- Вставьте щуп обратно в отсек, из которого он был извлечен.
- Снова извлеките щуп и посмотрите на цвет, толщину и показания уровня.
- Поместите щуп обратно в отсек и закройте капот.
Опасно ездить на автомобиле после рекомендованного интервала замены масла. Это может привести к аннулированию гарантии автопроизводителя, и ваш двигатель может перестать работать, пока вы находитесь в пути.
Выберите топливо SC для автомобильных смазочных материалов
Надеемся, вы узнали что-то новое. Если вам нужны автомобильные смазочные материалы, обращайтесь к нам! Если вы новичок в блоге SC Fuels, подпишитесь на более полезные и интересные темы!
Что вызывает почернение моторного масла? Это плохо?
- Новости
- Как
Делиться:
То, что масло почернело, не означает, что пора его менять.
Что вызывает чернение моторного масла? А когда масло темнеет, значит пора его менять? Ну, есть несколько факторов, которые могут вызвать первое. Давайте углубимся.
Факторы, вызывающие почернение моторного масла
Тепловые циклы естественным образом темнеют моторное масло.
Во время утренней поездки на работу двигатель достигает нормальной рабочей температуры (обычно 195–220 °F [90–104 °C]), нагревая моторное масло. Затем масло остывает, пока ваша машина стоит на стоянке.
Во время обеда масло снова нагревается во время поездки в банк или домой. Процесс повторяется по дороге домой. И на следующий день. И следующее.
Эти «циклы нагревания» постоянно подвергают масло сильному нагреву, что естественным образом приводит к потемнению моторного масла.
Некоторые присадки к моторному маслу более подвержены потемнению в присутствии тепла, чем другие. Кроме того, нормальное окисление также может привести к потемнению масла. Окисление происходит, когда молекулы кислорода взаимодействуют с молекулами масла и вызывают химический распад, точно так же, как кислород заставляет разрезанное яблоко коричневеть или железо ржаветь. Высокая температура ускоряет окисление.
Отложения могут привести к почернению моторного масла
Во время работы моторное масло контактирует практически со всем, что находится внутри двигателя, включая отложения, которые могут образоваться на деталях двигателя. Поскольку углеродистые отложения обычно имеют черный цвет, масло быстро почернеет, если внутри двигателя есть отложения.
Сажа приводит к почернению масла
В то время как тепловые циклы вызывают потемнение масла, сажа приводит к почернению масла. У большинства людей копоть ассоциируется с дизельными двигателями, но 9Бензиновые двигатели 0058 также могут выделять сажу , особенно современные бензиновые двигатели с непосредственным впрыском.
Сажа является побочным продуктом неполного сгорания. Поскольку частицы сажи имеют размер менее одного микрона, они обычно не вызывают износа двигателя. Для сравнения, диаметр человеческого волоса составляет примерно 70 микрон.
Частицы сажи, которые намного меньше диаметра человеческого волоса, могут стать причиной почернения моторного масла.
Если частицы сажи слипаются в более крупные загрязнения, вызывающие износ, масляный фильтр улавливает их. Иногда люди, которые используют байпасные системы фильтрации, которые могут фильтровать загрязнения до двух микрон, выражают удивление тем, что моторное масло все еще остается черным.
Сажа, тем не менее, может ускользнуть от фильтрации до двух микрон. Любая более тонкая фильтрация и фильтр могут уловить растворенные в моторном масле присадки.
Миф о масле: цвет масла указывает на необходимость замены масла
Принято считать, что черное моторное масло изношено или стало слишком насыщенным загрязняющими веществами для защиты двигателя и требует замены. Не обязательно. Как мы видели, обесцвечивание является естественным побочным продуктом тепла и частиц сажи, которые слишком малы, чтобы изнашивать двигатель.
Потемнение масла не является показателем состояния самого масла . Моющие и диспергирующие присадки в масле вызывают его потемнение, поскольку оно выполняет свою работу по очистке двигателя и транспортировке твердых частиц к масляному фильтру.
Единственный верный способ определить, подошел ли срок службы масла к концу, — провести анализ масла. Химический анализ пробы масла позволяет выявить состояние масла, наличие загрязняющих веществ, разбавление топливом и т. д. Услуги по анализу масла предлагают несколько компаний, в том числе Oil Analyzers INC.
При отсутствии анализа масла лучше следовать рекомендациям по замене масла, приведенным в руководстве по эксплуатации автомобиля или производителем моторного масла. Рекомендуемые интервалы обслуживания для продуктов AMSOIL, например, основаны на тысячах точек данных, охватывающих годы использования.