автоновости, описания и характеристики автомобилей, фото и видеообзоры
Как звучит двигатель при заклинивании? Существуют специфические признаки, которые подскажут вам о том, что скоро произойдет катастрофа. Однако, заклинивший двигатель можно определить и по характерному издаваемому звуку, который предвосхищает грядущую проблему.
На начальной стадии проблемы, при движении вы услышите легкое трубное постукивание. Шум будет исходить от двигателя. На следующем этапе будет раздаваться оглушительный металлический стук. Его еще называют «стук мертвеца», он раздается, когда шток поршня ударяется о коленвал. Если вы заметили признаки заклинивания двигателя, следует отправить автомобиль в сервис. Ранняя диагностика может сохранить вам тысячи долларов.
На фото видны следы затирания юбки поршня о стенки блока цилиндров. Если своевременно не вскрыть двигатель, может случиться мясорубка, как на первом фото…
Признаки заклинивания двигателя: как определить, что двигатель клинит?
При существенном снижении мощности двигателя, загорании индикатора низкого давления масла в двигателе или при странных шумах, раздающихся из моторного отсека следует проверить двигатель автомобиля.
Обратите внимание на симптомы заклинивания двигателя:
Трубное постукивание
Как уже обсуждалось, легкое трубное постукивание может указывать на проблему с заклиниванием двигателя. Шум происходит, когда стартер ударяет по маховику.
Дым
Дым или даже открытый огонь, выходящий из-под капота, может быть еще одним признаком заклинивания двигателя. Так как стартер в таком состоянии не может провернуть двигатель, проводка перегревается, из-за чего и появляется дым или даже огонь.
Отказ двигателя
Довольно очевидный признак проблем с вашим автомобилем. Но доводить двигатель до такого состояния не следует. Полный отказ двигателя означает, что он не заводится при любых условиях. Питающиеся от батареи фары, радио и другие компоненты при этом могут продолжать работать.
Ослабление крепления деталей двигателя
Когда крепление детали двигателя внутреннего сгорания, поршня, ослабевает, он может пробить головку блока цилиндров. Узнать о такой проблеме можно, проводя периодические проверки двигателя.
Недостаток масла в двигателе – наиболее типичная причина заклинивания. Низкий уровень масла приводит к возникновению повышенного трения, перегреву и других затруднений, в результате которых двигатель заклинивает. Причиной подобной проблемы также может стать вода или ржавчина, скопившиеся внутри двигателя. Еще одна возможная причина – поломка или отказ деталей двигателя, но при этом заклинивание двигателя маловероятно.
Если Вы заметили ошибку, неточность или хотите дополнить материал, напишите об этом в комментариях, и мы исправим статью!
Заклинил двигатель? Решение есть!
Заклинил двигатель? Решение есть!Для работы с нашим сайтом необходимо, чтобы Вы включили JavaScript в вашем браузере.
Каталог
Меню Закрыть
- Навесное оборудование
- Запчасти
- Сельхоз оборудование
- Спецпредложения
- Акции
- Сервис
- Запчасти
- Компания
- Контакты
Навесное оборудование Закрыть
Всё навесное оборудование Гидромолоты Гидробуры и шнеки Ковши Вибротрамбовки гидравлические Вибропогружатели Мульчеры Фрезы дорожные Коммунальное оборудование Грейферы и бревнозахваты Сваерезки Гидроножницы для экскаватора Гидроразводки Квик-каплеры Тилтротаторы Удлиненное рабочее оборудование Траншеекопатели Виброрыхлители (виброрипперы) Фрезы роторные Мега рыхлитель для экскаватора Оборудование для каменных блоков Магниты на экскаватор Программа TRADE-IN Восстановленное оборудование Средства малой механизации
Все гидромолоты Гидромолоты Impulse Гидрорыхлители Гидромолоты Delta F Гидромолоты Delta FX Гидромолоты HAMMER Гидромолоты HammerMaster Пики для гидромолотов Комплектующие и запасные части гидромолотов
Все гидробуры Гидробуры Delta Гидробуры Impulse Гидробуры HammerMaster Буры Адаптеры для гидробуров Запчасти для гидровращателей Удлинители шнека Дополнительные опции
Все ковши Ковши на экскаватор Ковши на экскаватор-погрузчик Ковши минипогрузчика Ковши для фронтального погрузчика Ковши на миниэкскаватор Ковши дробильные Ковши сортировочные Ковши роторные просеивающие Ковши роторные дробильные Ковши бетоносмесительные Ковши с захватом Ковши челюстные Ножи для дорожной и строительной техники
Запчасти Закрыть
Все категории Ремкомплекты, уплотнения, сервисные наборы Зубья, коронки и адаптеры, защита ковша Рукава (РВД), комплектующие Масла, смазочные материалы Средства малой механизации Запчасти для трансмиссий (редукторов) Запчасти на двигатели Запчасти для мостов Гидроагрегаты и элементы гидросистемы Пальцы и втулки Стекла для спецтехники Диски для спецтехники Валы карданные Запчасти для прочих узлов техники Запчасти JCB Запчасти TEREX Запчасти ТВЭКС Запчасти Volvo Фильтры Запчасти TEREX FINLAYСельхоз оборудование Закрыть
Всё сельхоз оборудование Отвалы для зерна и силоса Захват для рулонов Вилы для тюков Ковши сельскохозяйственные
03-12-2018
Клиент обратился в Сервисную службу Компании «Традиция-К» с проблемой «заклинил двигатель».
В результате дефектовки специалисты обнаружили, что причиной поломки стал перегрев, в результате которого поршень 4 цилиндра, самого дальнего для воздушного охлаждения, заклинил в блоке.
При заклинивании в цилиндре образовались глубокие задиры, которые было невозможно устранить даже при расшлифовке в последний ремонтный размер.
По согласованию с клиентом инженеры приняли решение о проведении гильзовки блока. В результате были изготовлены гильзы, проведена их запрессовка и установлены поршни номинального размера.
Кроме того, была проведена шлифовка привалочной плоскости головки блока цилиндров, заменены направляющие клапанов и другие расходные комплектующие. После завершения ремонтных работ двигатель был собран и отправлен клиенту для монтажа на технику.
Скопировать ссылку в буфер обмена:
Спасибо, что сделали заказ на нашем сайте!
Мы уже приступили к его обработке. Специалист свяжется с вами в ближайшее время.
А пока давайте познакомимся поближе:
В презентацииГруппы компаний «Традиция»
Мы рассказываем о своём 25-летнем опыте работы на рынке
Также предлагаем посетить наш youtube-канал
Там нет глупых блогеров — мы показываем, как наше оборудование помогает бизнесу развиваться.
Спасибо, что сделали заказ на нашем сайте!
Мы уже приступили к его обработке. Специалист свяжется с вами в ближайшее время.
А пока давайте познакомимся поближе:
В презентации
Сервисного центра
Полный перечень наших услуг по обслуживанию техники и навесного оборудования.
Также предлагаем посетить наш youtube-канал
Там нет глупых блогеров — мы показываем, как наше оборудование помогает бизнесу развиваться.
Загрузка…
Спасибо, что сделали заказ на нашем сайте!
Мы уже приступили к его обработке. Специалист свяжется с вами в ближайшее время.
А пока давайте познакомимся поближе:
В презентации
Группы компаний «Традиция»
Мы рассказываем о своём 25-летнем опыте работы на рынке
Также предлагаем посетить наш youtube-канал
Там нет глупых блогеров — мы показываем, как наше оборудование помогает бизнесу развиваться.
Загрузка.
..
Готово!
Ваша заявка принята. Менеджер свяжется с вами, как только подготовит для вас решение
Загрузка…
Готово!
Ваша заявка принята. Менеджер свяжется с вами, как только подготовит для вас лучшее предложение!
Наш консультант перезвонит вам и поможет выбрать подходящий продукт
Перезвоните мне
Спасибо,
Ваша заявка отправлена!
Подождите,
Ваша заявка обрабатывается!
Упс,Что-то пошло не так!
Отличный выбор!
Товар успешно добавлен в корзину!
Выберите офис
Какой офис ближе к вам?
Москва
г. Москва, Елецкая ул. 26, корп. 2
Краснодар
г. Краснодар, Ростовское шоссе, 11/4
Новосибирск
г. Новосибирск, ул. Большая, д. 270
Владивосток
г. Владивосток, ул.
Выселковая, 12 а, офис 4
Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург, Московское ш., д. 231Б
Хабаровск
г. Хабаровск, ул. Красный Яр, д. 68
Севастополь
г. Севастополь, ул. Сельская, 2-В
Спасибо за подписку!
Освобождение застрявшего двигателя
от: Alittle1, Cobalt327, Countryboytn, Crashfarmer, Crosley, GypsyR, Jon
(Нажмите здесь, чтобы редактировать эту страницу анонимно, или зарегистрируйте имя пользователя, чтобы ваша работа была отмечена.)
Вы можете редактировать эту статью прямо сейчас.
Просто щелкните вкладку «Изменить» в верхней части этой страницы или щелкните одну из ссылок [изменить] справа от раздела статьи.
Дополнительные сведения см.
в разделе Справка:Редактирование страниц.
Содержимое
|
[править] Предисловие
Прежде чем вы возьмете кувалду и деревянный брусок и начнете отбивать мясо, нужно учесть несколько моментов. Самое главное:
- В каком состоянии был двигатель при последней переборке, осталось ли в нем масло или вода? Или он сухой, без масла?
- Двигатель заклинило из-за небрежного обращения/ржавчины/коррозии или из-за механической неисправности, такой как сломанный коленчатый вал, выброшенный шатун, прокрученный подшипник или заклинивший поршень из-за детонации и т.

д.?
[править] Взгляд на двигатель
Начните со снятия воздухоочистителя. При снятии воздухоочистителя проверьте наличие влаги или водяных луж в масляной ванне или на дне корпуса фильтра. Это может быть сухое сейчас , но ищите доказательства того, что в прошлом здесь была стоячая вода. Причина, по которой вы ищете влажность, заключается в том, чтобы определить, сколько воды может быть в двигателе. Если снег задувается в моторный отсек, он растает и скапливается внутри воздухоочистителя, впускного коллектора, долины подъемника и т. д., но не обязательно проникает глубоко в двигатель. Если двигатель был затоплен из-за затопления и подъема воды, внутри двигателя также может скопиться ил и грязь. Грязь и вода в двигателе — худший вид блокировки двигателя, с которым вы можете столкнуться.
Извлеките щуп и проверьте наличие воды в моторном масле. Если вы обнаружите воду в масле, попытайтесь определить ее количество. Начните с удаления пробки слива масла из масляного поддона и посмотрите, что выйдет.
Откройте крышку радиатора и проверьте наличие охлаждающей жидкости. Если охлаждающая жидкость в верхнем бачке отсутствует, откройте сливной кран и проверьте наличие антифриза. Вы можете снять верхний кожух шланга радиатора и проверить также под термостатом. В некоторых случаях вы также можете открыть кран блока цилиндров или снять шпильку водяной рубашки, чтобы найти охлаждающую жидкость.
Поверхность протравлена, в противном случае ее можно восстановить, если проверка прошла успешно | Кольца, застрявшие в канавках, будут сжигать масло, пока не отклеятся. Отсутствие повреждений от воды возлагает надежду на этот. |
Ржавая камера, не так уж плохо, но маржи клапана нет — нужны клапаны | Многие аварийные двигатели будут выглядеть так. Погружение выглядит недавним, может быть, надежда |
Без надежды, нужно расточить, новые поршни и кольца |
[править] Информация о повреждении водой
Если вода поступила из внешнего источника, например, дождя, и попала в воздухоочиститель через шпильку-бабочку на воздухоочистителе, скорее всего, в нем осталось лишь небольшое количество воды. несколько отверстий двигателя. У вас может быть открыто только определенное количество впускных клапанов одновременно, и вода мигрировала бы только в эти отверстия цилиндров. Следовательно, у вас может быть только два или три застрявших поршня в худшем случае, а не все. В таком случае вероятность освобождения двигателя намного выше.
С другой стороны, если бы двигатель был затоплен поднявшимися паводковыми водами, вода могла попасть через выхлопную систему. Что еще хуже, вода могла также попасть через масляный сапун и теперь находится (или была) в масляном поддоне. Паводковые воды также содержат большое количество ила, химических веществ неизвестной природы и имеют переменный pH.
[править] Повреждение паводковой водой
Частицы ила, присутствующие в паводковой воде, могут скапливаться глубоко внутри двигателя и прилипать к шероховатым поверхностям литья всех внутренних механизмов. Эти частицы настолько малы, что в растворе они проникают в масляный зазор подшипника. Когда вода высыхает, они образуют слой пыли внутри подшипника. Пыль будет впитывать масло с поверхности, а водяной пар из воздуха со временем начнет ржаветь на стальной поверхности. Пыль также может содержать кислоты и щелочи (едкие вещества), которые вместе с водяным паром будут травить поверхности подшипника и шейки.
После наводнения в первую очередь ремонтируются более новые, необходимые и исправные транспортные средства, остальным придется подождать.
Многим залитым двигателям придется просто подождать, иногда до зимнего мороза, иногда даже дольше. Внутренние повреждения и треснутые блоки и головки часто являются результатом замерзшей воды. Иногда их выбрасывают из-за чугуна. Если эти двигатели будут доведены до до того, как произведет такое повреждение, возможно, их удастся спасти в целости и сохранности.
[править] Подготовка
То, что вы узнали выше, поможет вам понять, как отклеить двигатель. Двигатель, который находился в крытом навесе, не имел видимых признаков проникновения воды и был полон масла и охлаждающей жидкости, но застрял, обычно легко исправить. Кольца, изготовленные из чугуна, обычно приклеиваются к стенкам чугунных цилиндров, но только в тех цилиндрах, которые открыты для атмосферы. Если бы вы следовали порядку работы двигателя, вы могли бы определить, какие цилиндры открыты, а какие закрыты. Вы можете начать с того, что вытащите свечи зажигания и впрыснете проникающее масло с помощью масленки триггерного типа.
Дизельное топливо воняет и оставляет неприятный запах на всем, с чем соприкасается. По этой причине дизельное топливо не рекомендуется использовать, если это все, что доступно. Можно использовать Marvel Mystery Oil, PB Blaster или даже смесь керосина и ATF. WD 40 или керосин могут работать, но они не так эффективны, как некоторые другие упомянутые жидкости. НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ бензин или другие легковоспламеняющиеся растворители, поскольку они не обеспечивают смазывания, а также представляют опасность для дыхания и пожара.
Примечание: Несколько лет назад журнал для машинистов провел контролируемое (но ненаучное) исследование проникающих масел и обнаружил, что ATF, смешанная 50/50 с ацетоном, значительно превосходит все другие проникающие масла. Имейте в виду, что следует соблюдать осторожность при смешивании или применении ацетонсодержащих смесей. Ацетон легко воспламеняется, особенно когда он взвешен в воздухе, и с ним следует обращаться осторожно. Ацетон также представляет опасность при вдыхании.
Если вы решите использовать ATF и ацетон, имейте в виду, что эти два компонента на самом деле не смешиваются. Однако они работают вместе как подвеска. Поэтому вы хотите взбалтывать/встряхивать/размешивать его перед каждым использованием для достижения наилучшего эффекта.
Нанесите большое количество пенетранта в каждое отверстие свечи зажигания и оставьте на несколько часов. Пока это работает (если двигатель находится в автомобиле), отпустите ремни вентилятора, снимите воздухоочиститель и крышки клапанов. Зарядите аккумулятор, очистите кабели и убедитесь, что все электрические соединения затянуты. Снимите кожух вентилятора, если он есть. Возьмите длинный прерыватель с соответствующим гнездом для болта переднего шкива. Снимите провод катушки с распределителя/катушки. Получите помощь, если считаете, что она вам нужна.
[править] Отсоединение двигателя
Примечание: Использование лома для переворачивания замерзшего двигателя за болт коленчатого вала не рекомендуется.
Приемлемый метод включает в себя вращение двигателя с помощью гибкой пластины / маховика или с помощью гнезда коленчатого вала, которое надевается на головку кривошипа или болтов к демпферу. Превышение номинального крутящего момента болта кривошипа может — и будет — сломать его, что потребует много времени и усилий для исправления.
Ниже приведены три инструмента, которые могут сделать переворачивание двигателя более безопасным, чем использование болта кривошипа.
Терри
С вынутыми из двигателя свечами зажигания и ПОЛНОСТЬЮ заряженным аккумулятором дайте стартеру щелчок в течение одной секунды, а затем остановите. При этом следите за тем, чтобы вентилятор или шкив кривошипа немного сдвинулись, сдвинулись ли клапаны и полностью ли стартер входит в зацепление с маховиком. Возьмите прерыватель и поверните шкив коленчатого вала немного назад, а затем снова нажмите кнопку стартера, чтобы передать крутящий момент на маховик. Это увеличение крутящего момента сдвинет шейку кривошипа на градус или два и будет толкать или тянуть поршень, который, в свою очередь, будет оказывать давление на кольца.
Все, что вам нужно сделать на данный момент, это расколоть кольца на тысячную долю дюйма, чтобы позволить проникающему маслу проникнуть между кольцами и стенками цилиндра.
После того, как пенетрант впитается от нескольких минут до ночи, попробуйте повернуть рукоятку в обратном направлении вращения (против часовой стрелки, если вы смотрите на двигатель лицом к распределителю), чтобы снять напряжение с колец. Пенетрант между кольцом и стенкой в конечном итоге отделит кольцо от стенки цилиндра. Может потребоваться около дюжины попыток, прежде чем все застрявшие кольца и подшипники будут свободны, но с каждой последующей попыткой все больше жидкости будет заполнять пустоты, пока двигатель не сможет свободно вращаться. Перед остановкой упражнения дайте двигателю сделать два-три оборота. Это позволит эвакуировать избыточное проникающее масло из камер сгорания, а часть масла из картера переместиться в систему. Теперь у двигателя будет новое место для отдыха, пока смазка просачивается на поверхности внутренних органов.
Много лет назад писатель купил фургон Commer с заклинившим двигателем. Плохая проводка зажигания вторичного рынка (изначально у фургона был дизельный двигатель) привела к тому, что двигатель заглох. Судя по налоговому диску, машина простаивала больше года, поэтому Plus Gas заливали в свечные отверстия ежедневно в течение недели. Попытка форсировать пусковую рукоятку сорвала резьбу на зажимной гайке из алюминиевого сплава, так что метод атаки не удался. К счастью, бракованная деталь из сплава была снята с производства и заменена стальной деталью, поэтому была куплена и установлена новая деталь. К сожалению, даже когда на пусковой рукоятке были закреплены бруски для дополнительного рычага, двигатель все равно не мог завестись! В этот момент попробовали запустить стартер, но батарея была слишком слабой. Был куплен новый сверхмощный аккумулятор, и это помогло освободить двигатель при третьем ударе (потребляемый ток был настолько высок, что заземляющая коса задымилась!) Затем двигатель завелся и работал нормально, и в этот момент удивленный продавец выбежал.
и сказал: «Вы электрик или что-то в этом роде?» Это был отличный фургон, и в основном все, что ему требовалось, — это две недели пропитки высвобождающей жидкостью, новая батарея и некоторое внимание к цепи зажигания. Двигатели от затонувших лодок гораздо сложнее.
Когда поршни сильно застревают, тепло, деревянный брусок и кувалда могут выйти из строя. Также обратите внимание, что удары по головке поршня — очень плохая идея, поэтому дубовый блок следует разгрузить посередине. Если возможно, возьмите толстостенную стальную трубу и обработайте ее так, чтобы она входила в отверстие с зазором. Теперь можно прикладывать давление к краю поршня там, где это необходимо. Если можно получить какую-либо резьбу, которая будет соответствовать отверстиям для шпилек в блоке, можно установить гидравлический домкрат, но ключевым фактором является ВРЕМЯ. Например, писателю выпала честь показать конфискованный старинный масляный двигатель, которому было около ста лет. Его владелец пропитывал поршень красным дизелем в течение года, однако сказал, что не будет делать никаких работ с двигателем, пока поршень не будет пропитан еще ТРИ ГОДА, но не у многих есть столько терпения.
В любом случае при выполнении таких длительных задач также необходимо учитывать аспект «три балла и десять».
Поставщики сантехники продают комплекты для замораживания труб (BP замены фреона -50C), так что довольно легко заморозить поршень, чтобы попытаться отклеить его от отверстия. Жидкий азот лучше (BP-196C), но его не так просто достать. Сухой лед или даже углекислотный огнетушитель также очень эффективны для создания отрицательных температур (ВР -57С). Пропан, который легко достать, кипит при -42 градусах Цельсия, но следует учитывать опасность возгорания.
Только что использовал все описанные выше методы и освободил Mercruiser 200, который простоял 2 года со снятой пробкой для слива масла и заполнением масляного поддона водой. Смешайте 1 часть MMO, 1 часть WD-40 Specialist, 1 часть PB Blaster и 1 часть ATF. Снимите свечи зажигания и распылите Sea Foam Deep Creep [по одному баллончику с каждой стороны блока] в цилиндры и оставьте на 1-2 дня. С помощью адаптера вращения Proforms Engine p/n 66782 или аналогичного снимите шкивы и установите адаптер перед гармоническим балансиром, постарайтесь проворачивать кривошип небольшими шагами.
Снова заполните цилиндры и снова вставьте заглушки. Подождите 1-2 дня и повторите, на этот раз залейте в двигатель смесь на 5 галлонов, указанную выше. Продолжайте вращать рукоятку небольшими шагами. Мой сдвинулся примерно на 1/8 дюйма. Продолжайте распылять цилиндр, чередуя бластер PB и ползучести Sea Foam Deep. Через 2 недели залейте в двигатель 4 литра масла вязкостью 15-40 hd. Продолжайте крутить рукоятку. от этой обработки, отличное чувство. Обязательно постукивайте по кривошипу, как указано в этой статье, с продольной силой, похоже, именно это заставило его «отпустить». Примечание — используйте 1-дюймовое гнездо на адаптере вращения двигателя, иначе вы сломаете инструмент от силы на внутреннем приводе 1/2 «срезался при попытке вырвать двигатель. Удачи и самое сложное, ИМЕТЬ ТЕРПЕНИЕ
[править] После поломки двигателя
Теперь, когда вы разобрали двигатель, первое, что нужно сделать, это заменить масло. Это позволит избавиться от большей части грязи, кислот и проникающей жидкости.
Вытяните сливную пробку, снимите фильтр и дайте ему стечь. Залейте чистое моторное масло и установите новый фильтр.
[править] Промывка двигателя
Примечание: Существует немало споров относительно использования различных методов промывки/очистки заброшенного двигателя. Одна точка зрения состоит в том, что лучше оставить все как есть, если двигатель нельзя разобрать для тщательной очистки. Двигатель, в котором регулярно менялись масло и фильтры, будет относительно чистым внутри. Использование промывки для его очистки мало что даст, кроме как ослабить то, что там уже есть. После того, как грязь размякнет, может пройти много времени, прежде чем она будет полностью удалена. Может потребоваться несколько замен масла, чтобы вернуть двигатель в состояние, при котором масло и фильтр не сразу загрязняются отслоившейся грязью. Кроме того, может быть никакого ущерба.
Решение о промывке двигателя остается за лицом, оплачивающим счета. Настоятельно рекомендуется изучить это полностью, прежде чем приступать к процедуре.
Ниже приведен один из многих методов промывки двигателя:
- Добавьте галлон или около того дизельного топлива и новый фильтр и проверните его стартером в течение минуты или около того. Вы будете переворачивать его без свечей зажигания, поэтому следите за брызгами, исходящими из свечных отверстий. Он будет вращаться намного быстрее и создаст некоторое давление масла при очистке масляных камбузов и внутренних органов. Вы можете пройти несколько раз, если хотите.
- Используйте промышленную промывку двигателя, следуя указаниям.
- Залейте (полностью или наполовину и т.д.) ATF и запустите двигатель.
[править] После освобождения двигателя
Теперь вам нужно сделать выбор: запустить двигатель как есть или снять головки и поддон для проверки на наличие повреждений. Если вы собираетесь провести тест на компрессию или тест на утечку, слейте и залейте новое масло. Прокачайте новое масло по масляным каналам, прокрутив двигатель, чтобы удалить дизельное топливо, а затем запустите двигатель, чтобы прогреть его и сжечь часть дизельного топлива в двигателе.
В большинстве случаев вам следует пойти по пути капитального ремонта, проверяя износ, проверяя отверстия и зазоры подшипников и т. д.
Если двигатель в сборе, вы можете добиться успеха, пропустив горячую воду через двигатель. Для этого требуется ГОРЯЧАЯ вода, 180 градусов или около того. Снимите термостат, подсоедините шланги к нагревательному блоку и прокачайте горячую воду через систему охлаждения. Причиной замерзания большинства двигателей является прилипание колец к стенкам цилиндра. Теория здесь заключается в том, что тепло расширяет чугунный блок быстрее, чем поршни; дополнительный зазор, который это создает, дает проникающему маслу больше шансов достичь застрявших участков, а также может разрушить любые связи, образованные ржавчиной / коррозией. Одним из способов является использование самодельной системы водонагревателя на жидком топливе с насосом. Если возможно, используйте стартер, чтобы сдвинуть его с места, пока вы качаете горячую воду.
[править] Отклеивание «невозможного»
Основы отклеивания любого двигателя одинаковы.
Заполните его жидкостью, которая будет проникать и смазывать застрявшие поверхности. Снимите или ослабьте любые аксессуары, которые могут замерзнуть и затруднить проворачивание двигателя. Обычно в этом помогает простое ослабление ремней.
Начните с поворота рукоятки, даже небольшое усилие — со временем и при повторении — приведет к тому, что она сорвется. Или он скажет вам, что двигатель действительно замерз и его необходимо разобрать для надлежащего восстановления. Даже градус перемещения или тысячные доли дюйма являются началом перемещения возвратно-поступательного узла двигателя. Дайте пенетранту время подействовать и не теряйте терпения.
[править] Использование проникающих жидкостей
Ключевым моментом является использование проникающих и смазывающих жидкостей. Вам нужно что-то, что будет проникать, оставаться влажным и проникать в самую маленькую область. Обычное моторное масло покрывает, но проникает очень медленно. Петролеум или уайт-спирит попадут в небольшие места, но со временем высохнут.
Парафин будет стекать вверх или вниз по болту с резьбой, но только когда он расплавится. Кислоты будут проедать себе путь, но могут нанести ущерб сами по себе, и их может быть трудно контролировать, а также опасно обращаться с ними. Каустики являются более медленным горением и могут потребовать тепла для лучшей работы, и часто вредны для алюминия/алюминиевых сплавов. Вода будет проникать, смачиваться и покрываться, но имеет много ограничений. Дизельное топливо — это жидкость среднего класса, которая со временем будет расползаться, покрываться и оставаться влажной, но воняет чертовски и будет вонять все, с чем соприкасается, включая вас. Если вы чувствуете себя авантюрно, вы можете приготовить свой собственный раствор (WD-40 сделал это). Или просто потратьте несколько долларов на большую банку масла Marvel Mystery, WD-40 или PB Blaster.
Знайте, с каким металлом вы работаете, и применяйте правильный раствор для достижения наилучшего результата. Большинство металлов образуют так называемые оксиды, когда кислород воздуха смешивается на поверхности с основным металлом.
Мы знаем, что когда эти оксиды высыхают, их обычно трудно удалить любыми средствами, кроме механических (шлифование или проволочная щетка/колесо, пескоструйная/струйная обработка).
Мы знаем, что сталь или железо ржавеют. Алюминий образует белый порошкообразный остаток (оксид алюминия или алюминиевая ржавчина) и может образовывать налет от темно-серого до почти черного цвета, вызванный окислением металла. Латунь и медь покроются зеленой коррозией. В большинстве случаев для каждого состояния требуется свой подход.
Тепло — отличный инструмент для отклеивания вещей, но только в умеренных количествах. Удар по застрявшему поршню поможет ему двигаться? Ответ да, и нет. Если вы приложите достаточно силы в правильном направлении, да, это поможет. Если бы вы просто завели его и ударили молотком по центру, вы, вероятно, просто проделали бы в нем дыру, и он все равно остался бы застрявшим. Лучший способ подойти к этому, когда у вас застрял двигатель, будет таким:
- Определите, что застряло.
Это поршень (и), кривошип, кулачок и клапанный механизм, шатуны или их комбинация? - Разбирайте двигатель, пока не найдете нужную деталь или комбинацию деталей.
- Было бы чертовски напрасно, если бы мы отказались от двигателя только потому, что он не крутился. Как насчет того, чтобы повернуть его обратно? Могли ли мы просто уронить клапан на поршень, и он там застрял?
- Снимите ненужные принадлежности, которые не требуются для вращения двигателя. Это означает, что вы можете ослабить ремни или снять генератор, водяной насос, впускной и выпускной коллекторы, распределитель, головки, масляный поддон и т. д. Спускайтесь туда, где вы можете хорошо осмотреться и увидеть, где находится проблемная зона.
- Держите двигатель в надежном держателе. Если это рама автомобиля или грузовика, это хорошо. Если двигатель ослаблен, найдите способ удержать его. Помните, что прочность на растяжение стали выше, чем у дерева. И если один болт хорошо, то полдюжины лучше.
При использовании подставки для двигателя соблюдайте осторожность, чтобы она не опрокинулась. Легкая трехколесная подставка для двигателя не подойдет, если для поворота кривошипа будет использоваться длинный прерыватель. - Залейте блок двигателя жидкостью по вашему выбору. Переверните его вверх дном и заполните блок, при необходимости заткните отверстия. Это только предварительный этап смазки.
- Используя дубовый брусок и молоток по вашему выбору, УДАРИТЕ каждый поршень несколькими ударами. Пневматическое долото с плоской насадкой и дубовым блоком, похожим на грибовидный конец рукоятки топора, работает хорошо. Помните, что вы просто пытаетесь ослабить кольца, а НЕ двигать поршень. Просто позвольте бите вибрировать дубовый блок и поршень. Когда кольца высвободятся, вы увидите, как ваша смазка течет мимо них в блок. Любой поршень, находящийся в ВМТ или НМТ, не даст вам никакого механического преимущества при вращении узла путем удара по нему. Первоначальный удар заключается в том, чтобы просто ослабить кольца в поршнях и вырвать кольца из стенок цилиндра.
Поршни, которые находятся между ВМТ и НМТ, обеспечат наилучшую возможность перемещения внутри отверстия. - Есть два места, в которых вы можете применить силу вращения; шкив коленвала и маховик. Используйте то, что доступно с наименьшими усилиями. По возможности не используйте шкивы или внешнее кольцо балансиров для переворачивания двигателя. Также не используйте болт балансира. Демпфер/балансиры могут быть повреждены, а болт демпфера сорвется, если будет приложен чрезмерный крутящий момент. Вместо этого самый безопасный/самый простой способ повернуть кривошип — это использовать инструмент, который позволяет использовать большой храповик или прерыватель, например устройства для поворота кривошипа, показанные ниже. Оба гнезда, в которых используется кривошипный ключ, и адаптеры, которые крепятся болтами к внутренней ступице амортизатора, предназначены для поворота кривошипа. Кривошипные ключи и шпоночные канавки могут срезаться с ненормальной силой. Прежде чем применять усилие, убедитесь в правильности класса болтов.
Не забудьте попытаться раскачивать рукоятку по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Инструмент для проворачивания кривошипа с демпфером | Инструмент для проточки кривошипа с креплением на головке кривошипа | Инструмент для проточки маховика |
- Не забудьте приложить продольное усилие к коленчатому валу. Постучите по коленчатому валу с обоих концов молотком и дубовым бруском, как будто вы собираетесь измерить люфт конца коленчатого вала. Ослабьте крышки шатунных подшипников и постучите бронзовым молотком, чтобы освободить подшипники.
- После того, как вы сделали все вышеперечисленное, дайте ему впитаться, а затем начните сначала.
[править] Разное
После безрезультатной попытки вышеупомянутой пропитки определить, какой цилиндр находится в такте сжатия, вывернув свечи зажигания и используя шланг компрессометра или другой шланг, который плотно входит в свечное отверстие.
Продуйте шланг, если вы не можете легко, тогда он находится на такте сжатия (если вы используете шланг для проверки компрессии, убедитесь, что в нем нет клапана Шредера). Выломайте фарфор из старой свечи зажигания и навинтите на металлический корпус большую масленку (1/4 дюйма NPT). Вставьте свечу в цилиндр, который находится на такте сжатия, и накачайте его смазкой с помощью шприца для смазки, наполненного дешевая легкая смазка (например, белая смазка Lubriplate).После того, как двигатель освободится, вы можете повернуть двигатель, чтобы выдавить большую часть смазки из отверстия свечи зажигания.
Другой подход заключается в том, чтобы добавить в каждый цилиндр немного масла Marvel Mystery Oil, WD-40 или PB Blaster, а затем создать давление сжатым воздухом. В цилиндрах, которые не находятся под сжатием, сжатый воздух распределяет проникающее масло. Когда цилиндр находится под сжатием, сжатый воздух будет вращать двигатель, вытесняя проникающее масло через кольца.
Ходят слухи, что кока-кола использовалась, чтобы открутить застрявший двигатель.
Предположительно, это как-то связано с небольшим содержанием кислоты в кока-коле. Попробуйте, если хотите.
Предупреждение : Используйте хорошую защиту для глаз. Продуйте сжатым воздухом все цилиндры, чтобы покрыть цилиндры и верхние части поршней пенетрантом. Дайте ему пару минут/часов/дней, чтобы он мог поработать над ржавчиной. После этого ввинтите адаптер сжатого воздуха и заправьте каждый цилиндр давлением около пятидесяти фунтов на квадратный дюйм. Это помогает, если вы сначала полностью ослабите коромысла, чтобы любой цилиндр, который вы заряжаете, имел закрытые клапаны. Если он не переворачивается при пятидесяти фунтах на квадратный дюйм, он не готов. Нанесите больше масла и подождите. Это отнимает много времени и может быть немного работы, но цель состоит в том, чтобы СОХРАНИТЬ двигатель.
[править] Отклеивание двигателя в автомобиле с механической коробкой передач
Успешного отклеивания двигателя в автомобилях с механической коробкой передач в ряде случаев можно добиться с помощью упомянутых выше методов предварительного замачивания.
Когда двигатель промокнет, поддомкратьте одно ведущее колесо, включите трансмиссию на высокой передаче и покачайте колесо вперед-назад.
Если у вас есть друг, который может помочь, вы можете не поднимать колесо домкратом, а поставить автомобиль на пониженную передачу, встать с обоих концов автомобиля и раскачивать его вперед и назад. Это может занять некоторое время и довольно утомительно, но вы заметите, что колесо начнет двигаться немного дальше, если процесс будет успешным.
После того, как ведущее колесо сделает несколько оборотов, протяните автомобиль на высокой передаче несколько миль со снятыми заглушками. Это, вероятно, не обязательно, но все хорошо смазывается.
Раньше я использовал смесь тормозной жидкости и ATF. Обычно я смазываю цилиндры каждый день и пытаюсь провернуть двигатель. Как правило, через несколько дней я обычно могу освободить застрявший или заклинивший двигатель. Это метод, который мы используем на свалке. У нас есть доступ к бесплатным смазочным материалам.
[править] Ресурсы
- Удаление застрявших креплений
- Как восстановить двигатель
Как разблокировать захваченный двигатель? Симптомы, ремонт, стоимость
Долговечность вашего автомобиля во многом зависит от регулярного технического обслуживания, такого как, например, замена масла через 3000 миль пробега. Это может иметь огромное значение и поможет вам избежать ненужного ремонта. Если вы не можете делать это регулярно, это вызовет проблемы с двигателем, и в большинстве случаев единственным вариантом является полная замена. Если вы не выполняете это регулярное техническое обслуживание, в одном из худших сценариев вы однажды попытаетесь завести свой автомобиль и обнаружите, что ваш двигатель заклинил. Это также называется заклиниванием двигателя.
Что такое заклинивание двигателя? Что приводит к заклиниванию двигателя? Если вы задаетесь этими вопросами, возможно, для вас уже слишком поздно. Если вы гуглите эти вопросы, ваш следующий вопрос, вероятно, будет в том, можно ли починить заблокированный двигатель? И сколько это стоит? Прочтите, чтобы узнать, как разблокировать двигатель, в котором закончилось масло.
Заклинивание двигателя происходит, когда ваш автомобиль не заводится, но электроника, такая как кондиционер и радио, все еще работает. Это означает, что ваш двигатель заблокирован из-за перегрева или отсутствия моторного масла. Громкий лязгающий звук и белый выхлопной дым являются признаками того, что двигатель заблокируется.
Что произойдет, если двигатель вашего автомобиля заблокируется во время вождения? Вы услышите лязгающий звук двигателя, после чего автомобиль остановится сам по себе. Повреждение двигателя может варьироваться от незначительного до серьезного, в основном из-за отсутствия смазки. Иногда двигатель заклинивает из-за механической неисправности, даже если он припаркован и не работает.
У вас могут возникнуть проблемы с запуском автомобиля или вы услышите стук во время вождения. Как только вы услышите этот звук, автомобиль остановится. Если автомобиль какое-то время не использовался, поршневые кольца прикипают к цилиндрам. Поэтому, если вы попытаетесь завести машину, она не будет двигаться, потому что на ней накопилась ржавчина.
Вы можете попробовать починить зависший двигатель. Однако починка автомобиля с заклинившим двигателем может стоить очень дорого и стоить тысячи долларов. Можно ли починить заблокированный двигатель? Ну можно, но очень дорого. Стоимость ремонта изъятого двигателя исчисляется тысячами долларов! Если ваш автомобиль не стоит больше, чем стоимость ремонта, лучше всего продать его уважаемому покупателю хлама, такому как JunkCarsUs. Если вы хотите избавиться от своей старой машины, вам повезло, потому что мы покупаем автомобили со сгоревшими двигателями.
Прежде чем вы сможете разблокировать двигатель, вы должны понять возможные причины. Различные вещи могут привести к блокировке двигателя. Общие причины включают:
Недостаточное количество масла в двигателе приводит к перегреву двигателя. Масло в двигателе действует как слой, разделяющий поршень и цилиндр, что предотвращает трение и перегрев. Это приведет к расплавлению различных компонентов, что в конечном итоге приведет к необратимому повреждению двигателя.
Регулярная замена масла должна помочь вам избежать заклинивания двигателя.
Залитый двигатель содержит меньше воздуха, что затрудняет работу поршней. Это может произойти, если вы проедете через наводнение или лужи. При попадании большого количества воды в цилиндры мотор будет немедленно заблокирован. В этом случае полная замена двигателя может быть единственным выходом.
Ржавчина может накапливаться, когда автомобиль не используется в течение длительного времени. Кроме того, при попадании небольшого количества воды в двигатель со временем может образоваться ржавчина. Это приведет к заклиниванию двигателей всякий раз, когда вы пытаетесь завести автомобиль. Ржавчина также может возникнуть в вашем топливном баке, поэтому вам следует регулярно проверять его. То же самое касается вашего топливного фильтра. Если у вас старый автомобиль, вы можете проверить топливный бак, чтобы убедиться, что там нет ржавчины. Если есть, вы захотите заменить его или, по крайней мере, убедиться, что ваш топливный фильтр высокого качества.
Это сделает все возможное, чтобы предотвратить перенос ржавчины с бензином из топливного бака в двигатель.
Масло — важнейший компонент вашего двигателя, поддерживающий его работоспособность. Если масло не циркулирует, это может привести к заклиниванию двигателя. Металл на металлических деталях нуждается в смазке для работы, и если они не смазаны, это хороший способ вызвать заклинивание двигателя. Масло так же необходимо для правильной работы автомобиля, как использование трансмиссионной жидкости необходимо для работы трансмиссии.
Если это произойдет с вашим двигателем, лучше всего вызвать доверенного механика для проверки масляного насоса. Если он вышел из строя, масло не будет циркулировать, что может быть причиной заклинивания вашего двигателя. К счастью, если это не происходит слишком долго, ваш двигатель можно спасти. Замена масляного насоса и обеспечение правильной циркуляции масла — один из самых дешевых способов починить заклинивший двигатель.
Два способа распознать неисправность масляного насоса: если вы заметили перегрев двигателя или показания манометра масла намного ниже, чем должны.
Поршень, цилиндр или любая другая часть двигателя могут выйти из строя. Если это произойдет, автомобиль не заведется. Хотя это наименее распространенная причина, она все же может доставить вам неприятности, особенно когда вы меньше всего этого ожидаете. Предотвратить это поможет регулярный осмотр двигателя механиком.
Паровые пробки — редкая причина заклинивания двигателя. Это происходит, когда двигатель становится слишком горячим, что приводит к преобразованию дизельного топлива в газ. Двигатели не могут справиться с этим газом.
Признаком того, что это произошло, является то, что двигатель начинает тарахтеть, а затем перестает работать. Это обычно происходит в старых автомобилях, которые долгое время находились на солнце.
На какие симптомы заклинивания двигателя следует обратить внимание? Вот некоторые из них, на которые следует обратить внимание:
Заклинивший двигатель звучит так, как будто что-то вращается вокруг другого предмета. Это один из первых признаков того, что что-то не так.
Этот звук возникает из-за уменьшения количества масла. Поэтому возникает трение, когда стартер ударяет по маховику. Со временем звуки станут громче.
Когда машина не заводится, вы можете увидеть дым и пары. Иногда вы можете увидеть огонь, выходящий из двигателя. Если что-то из этого произойдет, вы можете быть на 100% уверены, что двигатель заблокирован.
Заблокированный двигатель препятствует правильной циркуляции масла. Как только это произойдет, блок управления двигателем укажет, что что-то не так. Это, в свою очередь, активирует сигнальную лампу моторного масла на приборной панели.
При заклинивании двигателя происходит ослабление крепления различных компонентов. Когда вы попытаетесь запустить двигатель, незакрепленные компоненты застрянут в других частях. Это делает поршень видимым.
Если вы пытаетесь завести машину, а она не переворачивается, причиной следует считать заклинившие двигатели. Автомобиль, который не заводится, явно указывает на то, что с двигателем что-то не так.
Тем не менее, транспортное средство нечасто не заводится без других симптомов, таких как громкий звук запуска или дым, выходящий из двигателя.
Часто заклинивший двигатель можно спутать с плохим стартером. Важно правильно диагностировать проблему, поскольку решение этих проблем различно. Заблокированный стартер также может вызывать те же симптомы, что и замерзший двигатель.
Механики могут различать их, вручную вращая коленчатый вал. Это помогает исключить стартер как причину проблем с двигателем. Когда коленчатый вал можно провернуть вручную, вероятной причиной проблемы является стартер. Если коленчатый вал не удается сдвинуть, стартер снимают и делают еще одну попытку.
К счастью, если сломался стартер, его замена — один из самых дешевых способов починить заклинивший двигатель. Если дело не в стартере и коленвал нельзя двигать, почти наверняка у вас заклинил двигатель, и стоимость ремонта будет невероятно высока.
Теперь, когда вы знаете причины блокировки двигателя, вы можете задаться вопросом, как починить заклинивший двигатель.
Исправление заклинившего двигателя может быть возможно в зависимости от причины. Плохая новость заключается в том, что освободить заклинивший двигатель из-за отсутствия масла практически невозможно. Если это так, освобождение застрявшего двигателя может означать, что вам придется заменить различные детали и, в худшем случае, весь двигатель. Недостаток масла приводит к необратимому повреждению элементов двигателя. В крайнем случае, вам, возможно, придется спасти свой автомобиль или продать его скупщику хлама.
Если двигатель заедает из-за паров, необходимо дать ему некоторое время остыть. Это позволяет газу снова превратиться в жидкость. Другой вариант — плеснуть немного воды на топливный насос. Если двигатель замерз из-за воды, вам, возможно, придется заплатить за замену.
Если у вас заклинило двигатель из-за слишком долгой простоя, может быть слишком много ржавчины. Исправить это, не потратив много денег, сложно. Если большая часть деталей заржавела, то починить не получится.
Вы должны будете получить новый двигатель для своего автомобиля. Если вы обратитесь к механику, как только заметите проблемы, вы сможете спасти свой двигатель.
Итак, сколько стоит починить заклинивший двигатель? Стоимость ремонта замерзшего мотора очень высока. Сколько механик заряжает, зависит от причины. Возможно, вам лучше продать свой автомобиль, чем пытаться освободить застрявший двигатель.
Если вы хотите восстановить двигатель, это может стоить вам около 3000-5000 долларов. В ситуациях, когда единственным решением является замена двигателя, вы можете потратить от 5000 до 10 000 долларов. В обоих случаях двигатель будет разобран, а поврежденные детали заменены. Хуже всего то, что страховка не покрывает эти проблемы.
Починка заблокированного двигателя будет стоить от 2500 до 4000 долларов, включая запчасти и работу. Этот ремонт двигателя может варьироваться от замены подшипников и уплотнений до капитального ремонта блока цилиндров. Если стоимость ремонта слишком высока, вы можете выбрать замену двигателя.
Если вы гуглите, как разблокировать двигатель, скорее всего, уже слишком поздно. Лучше всего на данном этапе продать машину. В противном случае вам придется потратить много денег, пытаясь отремонтировать или заменить двигатель. Разумнее получить дополнительные деньги, чем иметь дополнительные расходы. JunkCarsUs является самым надежным покупателем ненужных автомобилей по всей территории США, и с нашим мгновенным предложением по лучшей цене вы можете превратить ненужный ненужный автомобиль с изъятым двигателем в карман, полный наличных денег!
В JunkCarsUs мы покупаем автомобили с механическими проблемами, в том числе катастрофическими, такими как заклинивший двигатель. Мы также покупаем поврежденные, битые, сгоревшие и даже разбитые автомобили!
Имея более чем 12-летний опыт работы в сфере скупки старых автомобилей, продать свой автомобиль JunkCarsUs так же просто, как 1, 2, 3! Давайте взглянем.
- Свяжитесь с нами! Свяжитесь с нами по телефону (855) 547-1550 или заполните онлайн-заявку.
Предоставьте нам необходимую информацию о вашем автомобиле — год выпуска, марку, модель, пробег и состояние вашего автомобиля — и мы моментально предоставим вам наше самое выгодное предложение. - Примите наше предложение! JunkCarsUs имеет гарантию самой высокой цены на каждую покупаемую нами старую машину, включая вашу! Это означает, что вы будете спать спокойно, зная, что, работая с нами, вы получите больше всего денег за свою старую машину. Нет абсолютно никаких скрытых комиссий, когда вы продаете нам свою старую машину. В том числе…
- Бесплатная буксировка . Когда вы сообщите нам местонахождение автомобиля и лучшее время, чтобы мы могли его забрать, один из наших надежных водителей эвакуатора прибудет вовремя и безопасно отбуксирует автомобиль с вашей собственности. Но не без того, чтобы сначала дать вам горсть наличных! И если вы спешите избавиться от своей старой машины, мы даже предлагаем услуги в тот же день в большинстве случаев!
Это действительно так просто! И если вас интересуют документы, у нас есть и это.
Наши опытные представители по обслуживанию клиентов точно знают, какую информацию и где размещать. Поэтому, когда вы сообщите нам детали по телефону, чтобы получить ваше предложение, мы возьмем ту же информацию и заполним все необходимые формы. Это означает, что все, что вам нужно сделать, это расписаться, и документы готовы!
Так что не тратьте время и деньги, пытаясь починить машину с изъятым двигателем; скорее всего, уже слишком поздно, и это будет стоить тысячи долларов, чтобы исправить. Позвоните нам по телефону (855) 547-1550 или заполните онлайн-заявку, чтобы превратить этот счет за ремонт в наличные в ваших руках.
Хорошей новостью является то, что вы можете предотвратить заклинивание двигателя. Это намного дешевле, чем пытаться разморозить мотор, который не заводится. Все сводится к регулярному техническому обслуживанию вашего автомобиля. Главное регулярно менять масло. Это связано с тем, что отсутствие масла в двигателе является основной причиной блокировки двигателя.
Избегайте движения по лужам, так как это может привести к повреждению двигателя водой. Попробуйте заблокировать свой двигатель, если есть наводнение, чтобы вода не попала в него. Еще один способ предотвратить заклинивание двигателя — не оставлять автомобиль на солнце в течение длительного времени. Кроме того, старайтесь использовать свой автомобиль как можно чаще, чтобы предотвратить накопление ржавчины в двигателе.
В любом случае будьте внимательны к тому, что происходит с вашим автомобилем. Прислушайтесь к странным звукам или дыму, выходящему из двигателя. Как только вы заметили какую-либо проблему, немедленно вызывайте механика. Устранение проблемы на ранней стадии может сэкономить вам много денег. Если слишком поздно предотвращать изъятие двигателя, вы можете продать свой автомобиль за наличные JunkCarsUs!
Это зависит от многих факторов, но в основном от одного: что вызвало припадок в первую очередь. Будь то масло, пар или вода, починка заклинившего двигателя будет стоить вам кучу денег.


..
Это поршень (и), кривошип, кулачок и клапанный механизм, шатуны или их комбинация?
При использовании подставки для двигателя соблюдайте осторожность, чтобы она не опрокинулась. Легкая трехколесная подставка для двигателя не подойдет, если для поворота кривошипа будет использоваться длинный прерыватель.
Поршни, которые находятся между ВМТ и НМТ, обеспечат наилучшую возможность перемещения внутри отверстия.
Не забудьте попытаться раскачивать рукоятку по часовой стрелке и против часовой стрелки.