Что показывает бортовой компьютер: Что такое «бортовой компьютер» и зачем он нужен? ― 130.com.ua

Как нас обманывает бортовой компьютер

Печать

И стоит ли ему когда-нибудь верить?

Текст Сергей Федоров

24 Мая 2019, 12:57

Сегодня практически в каждом современном автомобиле есть простейший бортовой компьютер, который показывает расход топлива – средний и мгновенный, а также количество оставшихся литров или километров до пустого бака. В общем-то, этих данных водителю вполне хватает для того, чтобы контролировать потребление бензина или дизельного топлива, и определять частоту заездов на заправочные станции. К тому же, визуализация расхода топлива невольно подстегивает владельцев к экономии. Поскольку всегда приятно осознавать, что стоит поменять стиль езды на более спокойный и равномерный, как расход горючего заметно снижается. Причем, в буквальном смысле слова, на ваших глазах.

Однако большой опыт вождения вашего покорного слуги выявил некоторые странности в показаниях бортовых компьютеров – все они, в той или иной степени, привирают, причем не в нашу пользу.

Например, вы залили полный бак, а на приборке высветилась цифра 775 км до пустого бака со средним расходом 6,8 л/100 км. По мере того, как машина проехала какое-то расстояние, показания сменились, скажем, на 430 км, а средний расход стал 6,5. То есть, пройденный километраж по борткомпьютеру составил 345 км.

Вот здесь-то и начинается самое интересное, поскольку согласно показаниям штатного автомобильного одометра машина проехала заметно меньше – всего 250 км. Понятно, что приведенные данные БК – условные, и зависят от среднего расхода и количества топлива. Однако зачем же тогда вводить водителя в заблуждение? Причем по мере опустошения бака, разница в показаниях одометра и бортового компьютера увеличивается.

Еще пример. Зная средний расход, можно запросто рассчитать и расстояние, когда закончится топливо. К слову, ваш «бортовик» показывает расход в 6,5 л /100 км. Путем несложных математических расчетов получаем, что на оставшихся 20 литрах бензина можно проехать чуть более 300 км.

Поехали. Так вот, при равномерном движении и, естественно, с неизменным расходом, лампочка низкого уровня топлива загорелась уже на 154 км. Справедливости ради, добавим к этой цифре еще 70 км, которые обозначил БК до пустого бака, и получаем 224 км. Но это никак не те цифры, которые нарисовал наш компьютер изначально, и заметьте, на момент опустошения резерва, среднее потребление бензина упало до 6,3 л/100 км. Вот такая получается арифметика. И здесь ничего страшного, в общем-то, нет. Ведь показания БК, тем не менее, отображают более или менее реальный расход, который явно меняется с изменением манеры вождения. Для того, что получить максимально реальные цифры экономичности вашего автомобиля, залейте полный бак, одновременно обнулив показания одометра. После того, как все топливо израсходуется, исходя из количества пройденных километров, можно высчитать средний расход машины. Поверьте, этот старый, дедовский метод, актуален до сих пор.

Была ли статья полезной?

  • 66
  • 63
  • бортовой компьютер
  • расход топлива

Врет и не краснеет? Как бортовой компьютер рассчитывает расход топлива и почему порой ошибается

При обсуждении недавнего материала про скорость и расход топлива был поднят вопрос о том, насколько вообще можно доверять показаниям бортового компьютера. Согласны: на многих автомобилях эти цифры не всегда соответствуют действительности. И вот почему.

Чистая математика

На что ориентируется бортовой компьютер при оценке расхода топлива? В основе расчетов лежит fuel flow, поток топлива. Но никакого механического счетчика в автомобилях, разумеется, нет. Для определения количества затрачиваемого топлива используется два параметра – производительность топливных форсунок и время их открытия.

Первая величина зависит от конструкции форсунок, вторая – от того, как ими управляет ЭБУ на основании различных параметров, но главное, что эти данные система видит, а все остальное – чистая математика. Это касается как мгновенного расхода, так и среднего – при расчете последнего учитывается средняя скорость, а для расчета запаса хода используются еще и данные о количестве топлива в баке.

Выходит, «честность» бортового компьютера зависит от качества расчетов? В какой-то мере да, но не только. Мы уже сказали, что все «пляшет» от производительности форсунок, а если фактическая величина ниже расчетной из-за износа, загрязнений, неисправности? Также расчеты зависят от варианта исполнения автомобиля: модификации двигателя, коробки, применяемых колес и т. д. Поставили шины с более высоким профилем – получили искаженные данные по пробегу, которые повлияют на расчеты.

То же и с запасом хода: залили после отсечки еще пару литров – сбили с толку систему, ведь «лишнее» топливо она может и не увидеть.

Кстати, когда в значении моментального расхода при сбросе «газа» видится цифра «0», это правда: в этот момент подача топлива полностью прекращается, двигатель топливо не расходует. Правда, так происходит не во всех режимах, на малых оборотах форсунки снова включаются.

Из накопленного опыта: все врут!

Насколько вообще можно верить показаниям бортового компьютера относительно расхода топлива? Судя по тому, что говорят специалисты и владельцы автомобилей, погрешность может достигать 5-10%, причем в любую из сторон. Впрочем, наш опрос в Telegram показал: около трети его участников считают, что разница с реальным расходом минимальная. А как думаете вы?

Наш технический консультант Александр Добрицкий, имеющий богатый опыт работы с автомобилями Ford, утверждает: на некоторых моделях этой марки можно вносить поправочный коэффициент – и благодаря этому повышать точность бортового компьютера.  

Вот как мы в свое время проверили «честность» Ford Focus с 1,0-литровым двигателем EcoBoost (125 л.с.). Заправили автомобиль до первой отсечки, проехали на нем около 100 км и получили смешанный расход 7,8 л (соотношение городского и трассового режимов на маршруте оказалось почти равным). Заехали на ту же самую заправку и ту же самую колонку, вновь заправились до отсечки – и получили расчетные 8,1 литра. Кстати, это был лишь один из пунктов программы – тогда мы проверяли, насколько экономичным может быть один и тот же автомобиль у разных водителей. Интересно? Вот ссылка.

А еще мы как-то задались вопросом, как на расход топлива влияет давление в шинах, для чего «гоняли» по МКАД Kia Ceed 1.4 и после каждого круга с разным выставленным давлением снова заправляли до полного бака, попутно сверяя результат с показаниями бортового компьютера. В итоге при замеренных 6,34, 6,44 и 7,0 л сам автомобиль уверял, что «изволит кушать» 6,0-6,1 л / 100 км. 

Несколько лет назад мы проверяли экономичность дизельного Renault Clio. Его владелец утверждал, что может вписаться в 2-2,5 литра на «сотню», мы не поверили, проверили – получили 2,4 л по бортовому компьютеру, или 2,7 л топлива на 113 км. А на заправке в бак легко вошли все четыре литра, которые мы оплатили, то есть расход составил не менее 3,77 л на 100 км.

А ваши цифры верные?

Помнится, на одном экономралли возникла прямо удивительная ситуация: сразу у нескольких лидеров дизельного зачета средний расход топлива, измеренный именно так, с заправкой «под плешку» (сначала на старте, затем на финише), составил порядка двух литров на «сотню»! Притом что бортовые компьютеры показывали больше, лучший результат в «бензиновом» зачете оказался на уровне трех литров, а у остальных еще выше. Да и сами победители-призеры не могли поверить в такие цифры!

Что это было, неизвестно. Но затем с подобным приходилось сталкиваться еще несколько раз, и всегда с дизельными автомобилями. Возможно, что и в истории с Clio сыграл тот же фактор. Причина же, вероятно, кроется в том, что при заправке дизтопливо сильно пенится, и это может оказать влияние на точность результата. Причем именно на небольших пробегах, когда даже один литр, не попавший в бак при первой или второй контрольной заправке из-за «пены», сильно отразится на расчетах.

Так что средний расход топлива лучше измерять на дистанции в несколько тысяч километров, фиксируя все заправки за это время. Если в этот период не обнулять бортовой компьютер, сможете сравнить полученные цифры с его показателями.

Например, именно в результате долгосрочных измерений, причем подкрепленных и данными на малых дистанциях, я установил, что моя машина предпочитает завышать расход, – показывает на 5-6% больше, чем расходует на самом деле. Причем это не от излишней скромности, а потому, что «обута» в шины более высокого профиля, чем по заводу. Вот и подвирают по итогу и спидометр, и одометр, и трип-компьютер. И это как раз то, о чем было сказано в самом начале: цифры на дисплее трип-компьютера – это итоговая сумма сложных расчетов, исказить которые ненароком может сам водитель. А потом будет ругать автомобиль за то, что тот безбожно врет.  

Что такое бортовой компьютер? (с картинками)

`;

Автомобили

Факт проверен

Дж. М. Денсинг

Бортовой компьютер — это электронное устройство, которое предоставляет водителю автомобиля различную информацию. Он состоит из бортового компьютера, который анализирует различные функции автомобиля, и экрана дисплея, который показывает информацию водителю. Типичный маршрутный компьютер показывает постоянно обновляемую информацию, такую ​​как пройденное расстояние, средняя скорость и средний расход топлива. Некоторые из них могут отображать информацию о более чем одной поездке или водителе и могут иметь дополнительные функции, такие как предупреждения о низком давлении в шинах и напоминания о техническом обслуживании. Маршрутные компьютеры когда-то были зарезервированы для роскошных автомобилей, но они все чаще доступны на менее дорогих моделях и, как правило, могут быть добавлены в качестве опции для вторичного рынка.

Бортовой компьютер состоит из двух основных частей. Компьютер анализирует и записывает информацию о различных системах автомобиля. Экран дисплея показывает результирующую информацию водителю в «реальном времени». Экран дисплея обычно расположен рядом с приборами, на приборной панели или над головой. Бортовой компьютер — чрезвычайно полезное устройство, которое помогает водителю следить за своим стилем вождения и состоянием определенных частей автомобиля.

Некоторая информация, которую обычно показывает маршрутный компьютер, включает пройденное расстояние и среднюю скорость. Это может помочь водителю выяснить, сколько времени осталось до поездки и сможет ли он или она прибыть в пункт назначения вовремя. Большинство маршрутных компьютеров также отображают информацию о расходе топлива, в том числе усредненный показатель по времени и текущие, актуальные показания расхода топлива на единицу пройденного расстояния.

Некоторые также показывают расстояние, которое автомобиль может проехать до того, как закончится топливо. Этот тип информации особенно полезен в длительных поездках.

Бортовой компьютер на некоторых автомобилях также может отображать дополнительную информацию, которая может быть полезна водителю. Предупреждения о низком давлении в шинах, например, сообщают водителю о недостаточном или чрезмерном давлении в шинах. Напоминания о техническом обслуживании, такие как оставшийся срок службы масла, также часто включаются в последние модели. Многие компьютеры могут переключаться между двумя отдельными поездками или водителями и позволяют автомобилистам выбирать, какую информацию они хотели бы видеть.

Когда-то бортовые компьютеры были доступны только для марок и моделей автомобилей премиум-класса. По мере того, как технология становится все более распространенной, многие менее дорогие автомобили также поставляются с этим устройством в стандартной комплектации или предлагаются в качестве опции. Есть также несколько типов бортовых компьютеров вторичного рынка, которые можно добавить в автомобиль, который им не оснащен. Устройства вторичного рынка обычно устанавливаются на приборной панели и подключаются к электрическим и другим системам. Эти устройства должны быть установлены квалифицированным специалистом.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Что такое автомобильный маршрутный компьютер?

Бортовой компьютер есть почти во всех современных автомобилях, но что это за системы и как они работают?

Первый электронный бортовой компьютер появился в 1978 году и был установлен на Cadillac Seville. Механические системы существовали и раньше, но способность «Севильи» рассчитывать собственную экономию топлива и позволять водителю вводить количество миль до места назначения была новаторской идеей.

Автомобильные бортовые компьютеры с тех пор развивались и становились все более совершенными (особенно это касается электромобилей), но принцип, лежащий в их основе, остался неизменным. Здесь мы подробно расскажем, что такое маршрутный компьютер, как он работает и какую информацию вы можете разумно ожидать от него.

Что делают бортовые компьютеры?

Бортовой компьютер автомобиля Mercedes C63, показывающий (слева направо, сверху вниз) пройденное расстояние, затраченное время, средний расход топлива и среднюю скорость

Как гласит старая пословица, маршрутный компьютер делает то, что написано на банке: он вычисляет данные, связанные с поездкой.

Бортовой компьютер предоставляет информацию о пяти ключевых областях:

  • Время
  • Расстояние
  • Скорость
  • Расход топлива
  • Диапазон

Каждая из этих четырех областей имеет несколько уровней информации, и хотя то, что показывает бортовой компьютер, зависит от автомобиля, вы можете разумно ожидать следующего:

Время

Бортовой компьютер сообщит вам, как долго вы путешествовали с момента начала путешествия. Если они связаны со спутниковой навигацией, они также могут сообщить вам, сколько времени вам осталось идти, пока вы не достигнете пункта назначения.

Расстояние

Как вы понимаете, это покажет вам, как проехала машина.

Скорость

Это даст вам среднюю скорость автомобиля.

Расход топлива

Как правило, это дает два показания: средний расход топлива вашего автомобиля и мгновенный расход топлива – т.е. сколько миль на галлон расходует автомобиль в каждый момент времени, что позволяет вам видеть, как различные условия (например, холмы, скорость, насколько агрессивно вы нажимаете на педаль акселератора) влияют на расход топлива.

Диапазон

Это покажет вам, как далеко вы можете проехать, прежде чем ваш топливный бак опустеет. Хотя, вообще говоря, показатель дальности будет уменьшаться по мере того, как ваше путешествие продолжается и вы опустошите топливный бак, показатель дальности может фактически увеличиться, если вы начнете поездку в городе, а затем отправитесь на открытую дорогу, где эффективность выше, поскольку расчеты будут меняться в зависимости от вашего вождения по ходу поездки.

Бортовые компьютеры: Поездка A и Поездка B

Многие бортовые компьютеры предоставляют информацию о трех «поездках»: Поездка A, Поездка B и с момента сброса.

Это позволяет измерять всю приведенную выше информацию отдельно и параллельно в течение трех периодов времени. Вы можете сбросить каждую поездку по отдельности или сбросить все сразу.

Например, вы можете использовать параметр «Поездка А», чтобы определить, как далеко, как быстро и насколько эффективно автомобиль проедет на каждом топливном баке, сбрасывая значение параметра «Поездка А» каждый раз, когда вы заправляете бак.

Вы также можете узнать, занимает ли новый маршрут на работу меньше времени, обеспечивает ли он лучшую экономию топлива или быстрее, чем ваш обычный маршрут. Таким образом, вы можете сбросить поездку B, чтобы определить это, в то время как поездка A будет продолжать тикать в фоновом режиме, пока вам не понадобится заправиться топливом.

Что касается информации «с момента сброса», многие люди никогда не касаются ее, то есть она может показать, как далеко, быстро и эффективно проехал автомобиль с момента выхода с завода (или, возможно, с момента последнего извлечения аккумулятора).

Также обратите внимание, что если вы совершаете серию коротких поездок (например, забираете детей из школы, заглядываете в супермаркет, направляетесь на футбольную тренировку), эти поездки часто будут рассматриваться как одна поездка на машине, которая обычно сбрасывается на новую «поездку» после того, как машина была выключена в течение четырех часов или около того.

Бортовые компьютеры для электромобилей

Дисплей Audi e-tron GT, показывающий оставшийся запас хода

Пожалуй, самое большое изменение в мире бортовых компьютеров произошло с появлением электромобилей.

Бортовой компьютер электромобиля, как правило, показывает вам всю информацию, указанную выше, а также электрический эквивалент экономии топлива: вместо миль на галлон вы будете показывать мили на киловатт-час (например, если у вас аккумулятор на 100 кВтч и автомобиль делает 3 мили за кВтч, вы получите 300 миль от зарядки — см. здесь для получения дополнительной информации.)

В дополнение к этому, многие электромобили будут синхронизировать свои диапазоны заряда батареи со спутниковой навигацией, рассчитывая, как далеко вы можете проехать на зарядке и где вам нужно будет остановиться для подзарядки, если вы отправляетесь в долгое путешествие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *