Что такое мозги в машине: Что такое мозги двигателя автомобиля

Содержание

Электронный блок управления (ЭБУ) — мозг вашего автомобиля

Работа систем и агрегатов современного авто напрямую зависит от корректной работы «мозгового центра», называемого электронный блок управления (ЭБУ), он же Powertrain Control Module (PCM). Неисправности в электронном блоке немедленно отражаются на работе электропитания, трансмиссии, выхлопной системы и других элементах.

Если электронный блок управления ЭБУ вышел из строя

Ввиду сложности устройства, данный блок не подлежит ремонту в условиях обычного СТО – его просто заменяют, предварительно убедившись, что причиной помех в работе авто действительно является выход из строя ЭБУ. Для проверки работоспособности блока управления требуется сложное оборудование, такое тестирование под силу только специализированному сервисному центру.

Если возникла необходимость в установке нового блока взамен пришедшего в негодность, предварительно нужно выявить и устранить «причину смерти» предыдущего.

Эта задача может оказаться непростой, зато избавит вас от повторной замены блока.

Можно назвать две основные причины поломки ЭБУ:
— повышенное напряжение, вызванное, например, коротким замыканием;
— воздействие внешних факторов, таких как перегрев, вибрация, удар, коррозия. Особо следует предохранять ЭБУ от попадания влаги. Вода, просочившись внутрь корпуса, может вызвать замыкание и коррозию.

Покупка и замена электронного блока ЭБУ

Основная часть ЭБУ, продаваемых на рынках и в магазинах запчастей, это бывшие в употреблении блоки, которые были восстановлены на заводе, так как восстановление гораздо более выгодно для фирм-производителей. Конечно, не все пришедшие в негодность блоки подлежат восстановлению. Например, блок с «утопленного» автомобиля, скорее всего, никто ремонтировать не станет.

Несмотря на то, что внешне электронные блоки могут выглядеть совершенно одинаково, иметь одинаковый размер и одинаковое расположение контактов, их настройки кардинально отличаются.

И это понятно, ведь они отвечают за работу агрегатов автомобиля конкретной марки и года выпуска. При установке «неродного» ЭБУ, даже если автомобиль заведётся и поедет, все системы автомобиля будут сбоить. Нужно, чтобы заменяемый электронный блок был абсолютно идентичным.

При покупке ЭБУ нужно знать марку автомобиля, год выпуска, объем двигателя и код производителя, обозначенный на блоке.

В каждом ЭБУ есть микросхема PROM (Program Read Only Memory), в которой хранятся все параметры настроек данного автомобиля. Чаще всего эту микросхему нужно переставить со старого на новый электронный блок. В более поздних моделях автомобилей для этих целей вместо микросхемы используется флеш-память или EEPROM (Electronically Erasable Program Read Only Memory)

– перезаписываемое запоминающее устройство.

При замене блока основной работой является подключение его к проводке автомобиля через соответствующие разъемы. Подключение может усложнять неудобное и труднодоступное месторасположение ЭБУ. В любом случае перед подключением блока нужно отсоединить клемму от аккумулятора.

Многие блоки после подключения требуют дополнительной настройки под параметры данного автомобиля. Для каждого автомобиля этот процесс индивидуален и полностью описан в инструкции по сервисному обслуживанию. Процедуру перепрограммирования блоков, к примеру, чип тюнинг skoda octavia A5 следует выполнять только на авторизованных сервис центрах. Доверять чип-тюнинг ЭБУ «гаражным» умельцам-самоучкам — крайне недальновидно и даже опасно.

С этой статьёй читают:

Программирование ЭБУ, мозгов автомобиля. Ремонт ЭБУ

Автосервис Гефест в городе Раменское реализует даже самый сложный программный ремонт машин. В нашем центре заказать компьютерные услуги по ремонту автомобилей могут владельцы абсолютного большинства легковых машин, кроссоверов и внедорожников. Ремонт автоэлектроники, прошивка блоков управления и изменение различных настроек в Гефест предлагается как владельцам отечественных машин, к примеру: ВАЗ, Лада, УАЗ, так и водителям иномарок, к примеру: Форд, Шевроле, Тойота, Фольксваген, Ауди, Ситроен, Пежо, Рено, Шкода и др.

У нас, уважаемые водители, вы сможете заказать даже прошивку ЭБУ (перепрограммирование электронного блока управления двигателем).

Электронный блок управления двигателем

ЭБУ несет в себе одну из самых важных функций устройств под капотом. Говоря простым языком, этот блок управления полностью контролирует работу двигателя, а это, как известно, сердце машины.

Именно ЭБУ решает, когда, как и что делать двигателю, как работать системе охлаждения, как реагировать на различные ситуации и отклонения, а также электронный блок управления двигателем реагирует на команды водителя и приступает к их выполнению.

Происходит весь процесс реакции, принятия решений и реализации действий в ЭБУ за счет прописанных алгоритмов. Это программно заложенные кодировки.

Ремонт ЭБУ

И если электронный блок управления двигателем, или как его еще называют “мозги двигателя”, выйдет из строя, если в нем собьются программные настройки или нарушится алгоритм кодировок, то эти проблемы отразятся на качестве эксплуатации всей машины, так как неправильно будет работать двигатель.

Поэтому так важно вовремя проходить компьютерную диагностику машины, а также своевременно выполнять ремонт ЭБУ. Пока блок еще исправен, и в нем лишь сбились настройки или возникли программные ошибки, ремонт ЭБУ можно сделать – и выполняется он также через компьютер и сервисное приложение.

Программирование ЭБУ

Мастера автосервиса Гефест в Раменском могут выполнить прошивку ЭБУ любого современного легкового автомобиля известной марки. На базе нашего центра имеется всё необходимое оборудование, чтобы выполнить программирование ЭБУ на Лада, УАЗ, Форд, Тойота, Пежо, Ситроен, Фольксваген, Шефроле, ВАЗ, Хонда, Ауди и десятках других марок машин.

Специалисты автосервиса Гефест проверят работоспособность электронного блока управления двигателем через компьютерную диагностику и соответствующие программы, а далее смогут выполнить прошивку ЭБУ даже с полной перенастройкой кодировок (алгоритмов) на нужные вам.

Настройка, ремонт и замена ЭБУ

Ремонт электронного блока (мозгов машины), прошивка ЭБУ (откат на заводские настройки), усовершенствование работы ЭБУ (чип тюнинг) и другие услуги автосервиса Гефест выполняются правильно, четко, быстро, максимально аккуратно и профессионально. У нас есть такое же официальное сервисное программное обеспечение, как у дилерских центров. Вот только мы, в отличие от дилеров, принимаем на ремонт все марки и модели машин. А также выполняем такую прошивку ЭБУ, которая многим центрам и автомастерским просто не под силу.

Через ремонт и перенастройку ЭБУ, у нас вы сможете заказать:

  • отключение датчиков на машине (к примеру, правильное отключение лямбда зонда)
  • удаление программных ошибок
  • увеличение мощности двигателя
  • уменьшение расхода топлива
  • и друге изменения кодировок (алгоритмов)

Благодаря профессионализму сотрудников автосервиса Гефест в Раменском, вы можете значительно сэкономить на ремонте автомобиля. И помимо прошивки, ремонта ЭБУ, заказать в Гефест вы сможете даже замену ЭБУ. Наши мастера смогут поставить и запрограммировать специально под вашу машину как новый электронный блок управления двигателем, так и восстановить, прошить и привязать на авто б/у блок с другой подобной машины.

Узнайте больше

Что такое ЭБУ (ECU) в автомобиле

 

 

Процесс чип-тюнинга заключается в смене программы управления двигателем в электронном блоке управления(ЭБУ). А что такое ЭБУ, как он устроен и за что отвечает — мы рассмотрим в этой статье.

 

С 80-х годов для повышения экологичности и экономичности (и ни для чего другого) вместо карбюратора установили систему впрыска и на форсунку повесили «мозги» — электронный блок управления (ЭБУ), или electronic control unit (ECU). Управлял он впрыском, углом опережения зажигания и подачей воздуха. С тех пор прошло достаточно много времени, и на сегодняшний день в автомобиле легко может находиться около 80 блоков управления самыми разными узлами — от подогрева сидений до системы автоматической парковки.

 

 

 

 

 

 

Электронный блок управления — это герметично закрытая металлическая (в редких случаях — с пластиковой крышкой) коробка в которую идет пара толстых кабелей.

В самом блоке, наиболее важными элементами является микроконтроллер и EPROM (Erasable Programmable Read Only Memory — энергонезависимая память с возможностью перепрограммирования)

 

Микроконтроллер отвечает за обработку сигналов от датчиков по программе, содержащейся в EPROM. В памяти блока находятся так называемые Калибровки — таблицы со значениями по конкретному узлу «что показывает датчик»->»что нужно передать(открыть/закрыть/увеличить/уменьшить)». Как пример — «Если датчик детонации показывает такое-то значение — изменить угол опережения зажигания на такую-то величину».

Програма в EPROM отвечает за использование калибровок и за их обновление. Многие величины не могут быть заложены в память и всегда выдавать эталонный результат — тот же УОЗ будет разным при разном зазоре электрода на свече, поэтому значения постоянно обновляются. Это назвается самообучение блока. 

 

В зависимости от предназначения блоки управления имеют разделение по видам.

 

ECM(Engine Control Module) — модуль, отвечающий за работу двигателя. Ранее его называли ECU — Engine Control Unit, и EMS (Engine management system).

Формирование топливной смеси, время впрыска, зажигание, контроль скорости вращения валов — это его область ответственности. И да, чип-тюнинг мотора затрагивает именно его. Изменения вносятся в значения калибровок и в управляющую программу EPROM, благодаря чему получается исправить некоторые ошибки и недочеты производителя, увеличить мощность и крутящий момент (в основном за счет более точной топливной корректировки из-за исключения работы с 92-м октаном), отключить некоторые экологические функции. Основные датчики, работающие на этот блок — датчик массового расхода воздуха(ДМРВ), датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) и еще несколько десятков датчиков напрямую или косвенно влияющие на работу двигателя. Например, датчик неровной дороги помогает отличить электронному мозгу детонацию двигателя от вибрации при езде по колдобинам.

 

 

 

EBCM(Electronic Brake control module) — электронный блок контроля тормозной системы. Система ABS — Anti-block system управляется именно им. На входе в этот блок подаются значения нажатия педали тормоза, скорость автомобиля, скорость вращения каждого колеса и положение ключа зажигания. Кстати, на большинстве автомобилей именно эта система используется для анализа накачанности колес. По скорости вращения колеса можно определить его радиус, сравнить с эталонным и в случае значительного отклонения от нормы — зажечь лампочку на приборке. 

 

PCM (Powertrain control module) — модуль управления силовой установкой, или передачи крутящего момента на колеса. Отвечает за коробку передач, круиз-контроль, режим овердрайва (переключение на повышенную передачу для повышения экономичности при езде по трассе) и выполняет другие функции по обеспечению корректной работы этого узла.

 

VCM(Vehicle control module) — модуль контроля автомобиля. Отвечает за безопасность — EPS, ACC, ESC и подушки безопасности. Расположен, как правило в середине салона, подальше от источников опасности.

 

BCM(Body control module) — управление сиденьями, стеклоочистителями, стеклоподъемниками, люками в крыше и самими крышами (у кабриолетов) 

 

Самый интересный для чип-тюнинга блок — управления двигателем. Хотя и блок управления коробкой (PCM) тоже вызывает множество вопросов и пожеланий…хотя на самом деле всего один — можно ли сделать так, чтобы автомат перестал «тупить» и не в ущерб надёжности? В большинстве случаев — нельзя. В редких случаях — можно. 

Электронный мозг имеет свои органы восприятия — датчики. Ориентируясь на их показания он принимает решения. Некоторые используют эту возможность для обмана электромозга в своих целях — например, включив в цепь между ЭБУ и датчиком «хитрый» приборчик можно добиться от ЭБУ нужной реакции. Такой подход был весьма оправдан на раннем этапе использования ЭБУ, когда программы были простыми. Подать неверный сигнал, например, с второй лямбды о том, что «катализатор по-прежнему на месте, а вовсе даже не удалён» было простым и дешевым решением. Но сейчас блоки стали гораздо умнее, программы на много порядков усложнились и теперь одновременно анализируется несколько десятков показаний датчиков, строятся тренды и проверяются отклонения. Обмануть мозги внося исправленные данные в один единственный датчик уже невозможно.

 

Всевозможных датчиков, передающих информацию в электромозг автомобиля очень и очень много. Обо всех рассказывать долго, да и в рамках нашей общеобразовательной статьи не нужно. Но о самых главных — мы расскажем.

 

MAT Sensor (Manifold Air temperature) — датчик температуры воздуха впускного коллектора. 

 

 

CTS Sensor (Coolant Temperature Sensor) — датчик температуры охлаждающей жидкости

.

 

CPS Sensor (Camshaft/Crankshaft Position) датчик положения распредвала или коленвала.  

 

KS (Knock Sensor) — датчик детонации

.

 

HO2S (Heated Oxygen Sensor) — датчик кислорода, или лямбда. Обычно их два — первый датчик находится после выпускного коллектора и анализирует количество кислорода в сгоревшей смеси. На основании показаний этого датчика ЭБУ корректирует топливную смесь. Второй датчик кислорода стоит после катализатора и оценивает эффективность его (катализатора) работы. Вторую лямбду пытаются обмануть при помощи всевозможных «обманок» и именно её отключают программисты-чиптюнеры. Если интересно что лучше — обманка или программное отключение катализатора, то советуем почитать этот материал) 

 

 

TPS (Throttle Position Sensor) — ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки

 

VSS (Vehicle Speed Sensor) — датчик скорости.

 

MAP Sensor (Manifold Absolute Pressure) — ДАД — датчик абсолютного давления. 

 

MAF Sensor (Mass Air Flow) — ДМРВ — датчик массового расхода воздуха.

 

Прошивка ЭБУ двигателя (электронного блока управления двигателем): цены

Что такое прошивка ЭБУ двигателя

Что правится в прошивке ЭБУ

Как устанавливается прошивка

Почему не нужно перепрошивать ЭБУ самостоятельно

Почему стоит выбрать тюнинг-програмы АДАКТ

Электронный блок управления двигателя (ЭБУ, контроллер) — мозговой центр автомобиля. Он принимает сигналы от всех систем, согласовывает и отслеживает неисправности.

Некоторые функции ЭБУ:

  • управляет впрыском топлива;
  • регулирует положение дроссельной заслонки;
  • контролирует зажигание;
  • анализирует состав отработавших газов;
  • управляет фазами газораспределения;
  • определяет неисправности и информирует водителя о них.

Что такое прошивка ЭБУ двигателя

Программирование ЭБУ двигателя изначально делается производителем. Однако стоковая прошивка не адаптирована под конкретные климатические условия и стиль езды. Более того, на современных авто программно ограничивается мощность из-за экологических требований. Прошивка ЭБУ — это изменение параметров в заводской программе, которое позволяет обойти ограничения.

Аналог прошивки электронного блока управления — установка операционной системы на компьютер или смартфон. При одинаковом железе результаты отличаются.

Плюсы прошивки:

  • Повысится мощность и крутящий момент;
  • Разгон станет быстрее;
  • При желании отключается неисправный катализатор или сажевый фильтр;
  • Улучшается работа при включенном кондиционере;
  • Педаль газа реагирует быстрее;
  • Исчезает турбояма (двигатели с турбиной).

Компания АДАКТ принципиально против удаления корректно работающего катализатора, особенно в сервисах, которые предлагают это сделать бесплатно.

Минусы прошивки:

  • Нужно заправляться на проверенных АЗС;
  • Повышается нагрузка на экологию при переходе на Е2.

Что правится в прошивке ЭБУ

В зависимости от целей чип-тюнинга при программировании ЭБУ двигателя может вносится более 1000 калибровок. Чаще изменения касаются:

  • топливодачи, порогов обогащения, ограничения топливоподач при ускорении;
  • давления наддува на турбированных двигателях в экономичном и мощностном режиме;
  • байтов аппаратной конфигурации и маски ошибок;
  • лимитов момента, топливоподачи и наддува;
  • алгоритма работы диспетчера режимов;
  • лимитов оборотов отключения ТП и V max.

Как устанавливается прошивка

  1. Чип-тюнинг начинается с диагностики двигателя. Есть правило: нельзя шить неисправный автомобиль.
  2. Считывается оригинальная прошивка ЭБУ или идентификаторы. Она модернизируется или выбирается готовая оптимизированная версия.
  3. Далее прошивку записывают. Одни блоки прошиваются без снятия и разборки с помощью адаптера через диагностический разъем OBDII. На других стоят ЭБУ, которые для перепрограммирования снимают. В этом случае есть варианты с разборкой и пайкой или без них.
  4. ЭБУ устанавливается на место. Владелец делает тестовый заезд.

Почему не нужно перепрошивать ЭБУ самостоятельно

Чтобы прошить ЭБУ двигателя, чип-тюнер должен обладать знаниями, квалификацией и опытом работы. Требуется специальное оборудование и свежая прошивка от проверенных калибровщиков.

Большинство автовладельцев пытается сделать своими руками, чтобы меньше тратиться. Но даже при наличии оборудования экономия минимальна. Если вы не планируете профессионально заниматься чип-тюнингом, лучше довериться оифиальным партнерам компании АДАКТ. Они проведут диагностику, подберут оптимальную версию прошивки и установит её с гарантией.

 

Почему стоит выбрать тюнинг-програмы АДАКТ

  • Вы получаете 10 дней тест-драйва, чтобы проверить качество прошивки;
  • Из российских калибровщиков только АДАКТ прошли сертификацию по стандартам ГОСТ Р ИСО 9001-2011;
  • Опыт калибровщиков более 14 лет. Специализация — гражданский тюнинг (для рядовых водителей, а не гонщиков). Вам гарантированно установят рабочую и проверенную программу. Специальный сертификат подтвердит это;
  • Выгодные цены.

Где прошить ЭБУ

Рекомендуем посмотреть

Что такое ЭБУ в автомобиле

Автомобиль – это сложный механизм, в котором каждый агрегат выполняет определенную функцию. Тормозная система, трансмиссия, подсветка, климатическая установка, управление приводом сидений – перечислять системы можно довольно долго, однако самым главным устройством в каждой такой системе является электронный блок управления (нередко можно встретить следующие обозначения: ЭБУ, ECU, DME (от Digital Motor Electronics), ECM (от Engine Control Module), PCM (от Powertrain Control Мodule)). В некоторых современных автомобилях насчитывается до 80 ЭБУ.

Электронный блок управления можно с уверенностью назвать «мозгами». Неисправность ЭБУ зачастую приводит к сбою в работе всей системы, так повреждение микропроцессора может стать причиной отказа работы трансмиссии или, например, системы контроля над токсичностью выхлопа и так далее.

Выявление ошибки в работе ЭБУ – довольно сложная задача, решить которую многим не под силу. Именно поэтому нередко недобросовестные сотрудники СТО, не располагая достаточными знаниями и оборудованием или просто-напросто не желая разбираться в проблеме, ставят диагноз «Выход из строя ЭБУ». Замена блока управления – это дорогостоящая процедура, однако не всегда она может устранить ошибку в работе системы. Посему, если вашему авто поставили указанный диагноз, не торопитесь менять ЭБУ, постарайтесь найти более высококвалифицированного мастера, который проведет повторное тестирование с использованием специальных таблиц диагностики неисправностей. Если нормальное функционирование ЭБУ будет доказано, то его можно будет заменить по гарантии, однако если оно не будет подавать никаких признаков жизни, значит вам не удастся избежать его замены.

Основными причинами повреждения ЭБУ являются:
перегрузка по напряжению. Возможна при коротком замыкании в цепи какого-нибудь соленоида. Если своевременно не ликвидировать причину, то в будущем вас ожидает замена ЭБУ.
влияние окружающей среды (коррозия, перегрев или механическое повреждение от удара или вибрации). ЭБУ страшится воды, поскольку проникнув внутрь блока, она может привести к коротким замыканиям и необратимой коррозии, которая способна разрушить соединительные элементы. Запомните: большинство производителей вправе отказать вам в просьбе восстановить ЭБУ по гарантии, если будет установлено, что причиной выхода из строя устройства стало принятие ванны. Перегрев ЭБУ может стать причиной образования микротрещин.

Каждый автовладелец в силах продлить срок службы ЭБУ, поскольку, согласитесь, предложенные выше рекомендации соблюдать не так уж и сложно. Если же все-таки избежать выхода из строя «мозгов» не удалось, то обращайтесь за помощью только к профессионалам, которые знают все тонкости осуществления подобного рода работ. И, конечно же, не забывайте, что ЭБУ подбирается индивидуально под каждый автомобиль, только в этом случае можно быть уверенным в том, что авто не выдаст вам никаких ошибок и будет радовать долгой и преданной службой.

Что это такое ЭБУ автомобиля, программы для прошивки, проверка ЭБУ

 Практически все бензиновые двигатели современных автомобилей имеют впрысковые топливные системы, исполнительные механизмы которых имеют электрический привод – это форсунки, электромагнитные клапаны и различные заслонки.
Управляются все эти механизмы автоматически, по заданной программе. Управляющие импульсы отдаёт ЭБУ (расшифровывается как «электронный блок управления»). Но для того, чтобы иметь возможность отдавать «адекватные» команды, ЭБУ должен иметь и обратную связь с двигателем – именно этой цели и служат различные датчики.

Содержание статьи

Принцип работы ЭБУ

Схема работы электронного блока управления (ЭБУ) автомобиля


 
ЭБУ двигателя автомобиля, по сути, это достаточно сложная интегральная схема, его не зря называют «мозгом» двигателя. Приём информации, её обработка и посыл управляющих сигналов должны происходить практически мгновенно.
Простое нажатие на педаль «газа» водителем изменяет сразу целый комплекс изменений сигналов, идущих от датчиков к ЭБУ и от него на форсунки и другие механизмы. Помимо этого, сформировать сигналы таким образом, чтобы они не входили в противоречие с реальной обстановкой режима движения авто. Особенно сложные процессы происходят в ЭБУ автомобилей, «напичканных» различной электроникой – системами ABS, ASR и др.

ЭБУ двигателя автомобиля, по сути, это достаточно сложная интегральная схема, которую называют «мозгом» двигателя.

В задачу ЭБУ входит также и оптимизация расхода топлива и состава выхлопных газов, причём с минимальным ущербом для мощностных характеристик двигателя. Помимо этих основных функций, блок осуществляет постоянную диагностику всей системы. Для профессиональной «расшифровки» состояния системы управления двигателем устройство снабжено выходом с колодкой для подключения диагностического оборудования.
В связи с тем, что ЭБУ представляет собой небольшой компьютер, параметры его работы можно изменить в соответствии с личными требованиями к машине.
Для этой цели и применяют так называемый чип- тюнинг, или изменение прошивки ЭБУ, внося коррективы в заложенную производителем программу работы блока. Достаточно доступным для автолюбителя оборудованием для прошивки ЭБУ является программатор – при условии, что у вас есть ПК или подобная аппаратура.

Программатор ЭБУ

Один из программаторов ЭБУ


 
Программатор блока управления – это адаптер, с помощью которого можно либо просто произвести диагностику ЭБУ, либо внести изменения в его ПО. При выборе устройства необходимо учитывать совместимость его с моделью контроллера – распиновки ЭБУ различны, а индивидуальные особенности программатора, как раз, и определяются в основном кабелем для прошивки ЭБУ – различные устройства могут быть собраны на базе одного процессора. Цена программатора определяется количеством компонентов, в него входящих. Некоторые программы для прошивки ЭБУ уже включены в стоимость комплекта.
Устройство имеет подробную инструкцию по применению, и если позволяет комплектация, вопросов, как с его помощью прошить ЭБУ, не должно возникнуть – практически все сейчас имеют навыки работы с подобной техникой.

Программатор блока управления – это адаптер, с помощью которого можно либо просто произвести диагностику ЭБУ, либо внести изменения в его ПО.

Для того, чтобы стереть ошибки ЭБУ, достаточно воспользоваться автосканером, (например, на базе процессора ELM 327) подключаемым к стандартной колодке диагностики. Автосканер можно использовать и для диагностики системы управления двигателем – причём такие устройства способны передавать данные на смартфон, а пользоваться ими проще и безопаснее – распиновка колодки диагностики OBD 2 стандартна.
Но для того, чтобы получить наиболее полноценную информацию с помощью автосканера, нужно установить на ПК так называемый редактор прошивок ЭБУ автомобилей – программу, благодаря которой вы сможете изменять команды, отдаваемые блоком исполнительным механизмам.
Но использование автосканера иногда ограничено самой конструкцией «мозгов» – наиболее устарелые их версии не выдают информацию на колодку OBD 2 в должном объёме. Программатор же, оснащённый кабелем для прошивки ЭБУ, позволяет получить все данные о блоке и системе управления двигателя в целом.
В любом случае, определённые навыки по перепрошивке ЭБУ нарабатываются практикой. При наличии некоторого опыта вы уже сможете самостоятельно выявить недостатки и достоинства каждой из программ. Начинать лучше с тех, которые можно скачать в сети бесплатно. Но вот обучающие курсы, как правило, платные.
Но не всегда изменение прошивки ЭБУ приносит желаемый положительный результат. Например, вы хотите добиться увеличения мощности двигателя за счёт увеличения количества впрыскиваемого топлива. Увеличиваете время открытия форсунки – а мотор всё так же «не тянет». Причинами могут быть и засоренные форсунки, и даже некорректная работа датчика температуры всасываемого воздуха и т.д. ЭБУ же будет отдавать сигнал, рассчитывая его на основе показаний датчиков, а не измерением реального количества впрыскиваемого топлива – поэтому перепрошивка в таком случае ничего не даст и нужно углубляться в «матчасть» – промывать форсунки, проверять соединения проводов с приборами и т. п.

Ремонт ЭБУ двигателя

Ремонт электронного управления (ЭБУ) автомобиля лучше поручать специалистам


 
Ремонт и полноценная диагностика ЭБУ двигателя под силу только специалисту.
Даже если корпус контроллера разборный, визуально можно лишь увидеть коррозию на его деталях или, что бывает нечасто, констатировать расплавление или перегорание деталей.
Кроме того, при попытке отремонтировать ЭБУ своими руками можно вывести из строя ранее исправные детали, например, просто прикоснувшись к ним рукой. Дело в том, что полупроводниковые приборы очень чувствительны к разрядам статического электричества.

Ремонт и полноценная диагностика ЭБУ двигателя под силу только специалисту.

Но в любом случае, нужно сначала найти, где находится ЭБУ. Чаще всего его располагают либо около панели приборов (у бардачка), либо под передними сиденьями. Но если точно не знаете, воспользуйтесь руководством по эксплуатации авто.
На Ладе Калине первых выпусков ЭБУ располагался под радиатором отопителя. Такое «оригинальное» размещение блока приводило к тому, что антифриз, вытекающий из прохудившегося радиатора, заливал «мозги», выводя их из строя. Впрочем, даже удачное размещение ЭБУ на ГАЗ 3110 не спасало его от воды, попадавшей в него из-за протекающего уплотнителя лобового стекла.
Признаком неисправности ЭБУ является то, что нет связи ЭБУ с управляющими и исполнительными механизмами. Как проверить ЭБУ? Самостоятельно можно лишь кропотливо проверяя мультиметром прохождение сигналов к блоку и от него. Но лучше всего отдать машину в автосервис, в распоряжении которого есть мотор-тестер с осциллографом.
Рядовой же автолюбитель, не вникающий в тонкости конструкции автомобиля, может лишь обеспечить защиту ЭБУ правильной его эксплуатацией – избегать скачков напряжения, вызванных отключением приборов при включенном зажигании, например, а также при необходимости «доработать» заводские просчёты – изолировать блок от попадания в него воды.
 

Как выбрать мозги для ГБО

Вопросом выбора электронного блока управления для ГБО задаются все, кто решил переоборудовать автомобиль на газ. Учитывая массу производителей и обилие моделей в производственной программе каждого из них, выбор главной детали газобаллонного оборудования дело непростое. Попробуем на примере модельной линейки ГБО STAG от польского производителя AC S.A. разобраться на какой из ЭБУ стоит обращать внимание при выборе.

STAG GoFast

STAG GoFast – бюджетное решение для многих автомобилей с 4 цилиндровыми моторами и распределенным инжекторным впрыском топлива. Этот блок управления чаще всего устанавливается на автомобили с несложной электроникой при условии, что они не очень прихотливы по части настройки. OBD адаптации и автоадаптации здесь нет. Считывание, а точнее определение количества оборотов двигателя производится без подключения к штатному датчику.

И при таком ограниченном функционале STAG GoFast пользуется достаточной популярностью. Его устанавливают, как бюджетное решение на такие автомобили как:

  • CHERY Tiggo
  • CHEVROLET Aveo, Lacetti, Tacuma
  • DACIA Logan
  • DAEWOО Lanos, Nexia
  • FIAT Doblo
  • FORD Escort, Fiesta, Focus
  • GEELY CK, EMGRAND Х7
  • HYUNDAI Elantra, Getz, Matrix
  • KIA Cerato
  • MAZDA 3, 6
  • MITSUBISHI Colt, Grandis, Lancer
  • NISSAN Almera, Primera, Sunny, Tiida
  • OPEL Astra, Omega
  • RENAULT Symbol
  • SKODA Fabia, Oсtavia, Rapid
  • TOYOTA Carina, Corolla

Это лишь примерный перечень и большинство моделей в нем выпущены до 2010 года. Хотя и для некоторых современных авто STAG GoFast вполне подходит. Но все же для большинства машин последних поколений рекомендуется установка более продвинутых блоков управления. Мы уже рассматривали их основной функционал в этой статье, но вернемся к этому вопросу еще раз.

STAG QBOX BASIC

STAG QBOX BASIC – является базовым решением в линейке польской электроники Q-поколения. Он реализован на 32-битном процессоре и имеет множество функций, которые необходимы для современных авто. Среди самых востребованных: довпрыск бензина, изменение последовательности впрыска, улучшенные возможности диагностики. При этом данный газовый контроллер может быть установлен на 4 цилиндровые моторы следующих авто:

  • CHERY Amulet
  • DAEWOО Lanos
  • DAIHATSU Terios
  • HONDA Accord
  • HYUNDAI Sonata
  • KIA Sorento
  • MERCEDES E-класса
  • MITSUBISHI Outlander
  • NISSAN X-Trail
  • OPEL Omega
  • RENAULT Clio, Kangoo
  • SKODA Oсtavia
  • TOYOTA Camry, RAV4
  • VOLKSWAGEN Passat, Polo

В этом перечне тоже собраны не все автомобили, но и модельный ряд блоков управления STAG на этом не заканчивается.

STAG QBOX/QNEXT PLUS

STAG QBOX/QNEXT PLUS – блок управления премиум-сегмента, сочетающий в себе самые продвинутые функции газобаллонного оборудования. В данном ЭБУ уже реализована OBD автоадаптация, система автоадаптации ISA3, автоматический сбрасыватель ошибок штатной системы, наложение топлива в момент переключения с бензина на газ и даже имеется встроенный эмулятор уровня топлива. Последняя функция очень актуальна для многих авто, где бортовой компьютер рассчитывает остаток в баке на основании пробега.

Весь предложенный производителем функционал позволяет в полной мере реализовать беспроблемную работу ГБО на новых и современных 4 цилиндровых моторах с распределенным впрыском топлива. Среди них:

  • DODGE AVENGER
  • FORD Focus, Mondeo
  • HONDA Accord, Civic, CR-V
  • HYUNDAI Accent, Elantra, i10, i20, i30
  • ACURA RDX
  • BMW 3-серии
  • KIA CEE’D, Cerato, Sportage
  • MITSUBISHI Grandis, Lancer, Outlander, Pajero
  • NISSAN Qashqai, Micra, X-TRAIL
  • OPEL Astra, Vectra, Zafira
  • RENAULT Megane, Sandero
  • SEAT Cordoba, Leon
  • SKODA Fabia, Oсtavia, Rapid, Superb
  • SUBARU Forester, Legacy, Outback
  • SUZUKI Grand Vitara, SX4
  • TOYOTA Avensis, Camry, FJ CRUISER, LAND CRUISER PRADO
  • VOLKSWAGEN Polo

Большинство этих машин получив газобаллонное оборудование во главе с блоком управления STAG QBOX/QNEXT PLUS прекрасно работают на газовом топливе, но остаются еще и машины с моторами свыше 4 цилиндров.

STAG QMAX BASIC

В качестве «бюджетного» решения для многоцилиндровых моторов польский производитель предлагает электронику STAG QMAX BASIC. В этой модели отсутствует OBD автоадаптация, но есть система автоадаптации ISA3. Таким образом блок может быть смонтирован на машины где OBD протокол не читается или несовместим.

При этом карта коррекции не зависит от коррекции оборотов относительно времени впрыска. Сбор образцовой карты времени впрыска бензина выполняется с учетом температуры двигателя.

Установка STAG QMAX BASIC производится на такие автомобили как:

  • BMW 5-серии
  • OPEL Vectra, Omega
  • HYUNDAI Santa Fe
  • CHRYSLER Pacifica
  • Toyota/Lexus (арабские версии)
  • Некоторые авто VAG-группы

Но если хочется получить максимальную отдачу от автомобиля с ГБО, то и блок управления должен быть наполнен максимальным функционалом.

STAG QMAX PLUS

STAG QMAX PLUS – версия ЭБУ STAG созданная специально для двигателей от 5 до 8 цилиндров. Среди функций возможность выбора способа автоадаптации OBD или ISA3, обслуживание интерфейса CAN и K- LINE согласно OBD2/EOBD, накладывание топлива в момент переключения. Для того чтобы избежать некоторых ошибок в работе бензиновой системы в электронный блок управления уже изначально интегрированы эмулятор давления и уровня топлива. Встроенные эмуляторы позволяют избежать установки дополнительных, довольно дорогостоящих, устройств.

Используется STAG QMAX PLUS на:

  • BMW X5
  • CHEVROLET Epica
  • FORD Kuga
  • HUMMER h3
  • HYUNDAI Grandeur
  • LAND ROVER Freelander
  • LEXUS GS, LX, RX
  • LINCOLN Navigator
  • MERCEDES GL, S-класса
  • MITSUBISHI Outlander XL, Pajero, Pajero Wagon
  • TOYOTA Camry, LAND CRUISER
  • VOLKSWAGEN Touareg

Список моделей очень велик и здесь приведены только типичные примеры реализации для автомобилей с мощными многоцилиндровыми моторами. Но стоит повториться, что все перечисленные выше ЭБУ, рассчитаны на обслуживание систем с распределенным впрыском топлива. А для двигателей с прямым впрыском бензина у AC S.A. есть совершено уникальный блок.

STAG 400 DPI

STAG 400 DPI – самый высокотехнологичный блок управления в модельном ряду, который позволяет переводить на газ автомобили с прямым впрыском топлива. Именно он позволяет грамотно настроить газобаллонную систему на большинстве современных TSI, TFSI, GDI и прочих прямовпрысковых моторов. За счет специального алгоритма работы обеспечивается бинарный режим смеси при котором основу составляет газовоздушная смесь, а бензин подается в небольших количествах для того чтобы уберечь от перегрева бензиновые форсунки, расположенные в этих моторах непосредственно в цилиндрах.

STAG 400 DPI устанавливается на:

  • SKODA Oсtavia, Superb
  • VOLKSWAGEN Touareg, Passat, Golf
  • AUDI Q7, Q5
  • MAZDA CX-7
  • NISSAN Patrol
  • INFINITI QX
  • FORD C-MAX, Focus

Этот ЭБУ может обслуживать множество различных моторов, а с выходом новых прошивок добавляются все новые и новые коды поддерживаемых двигателей.

 

Как же выбирать блок для ГБО?

Соблюсти баланс затрат и функциональности очень непросто, ведь автопроизводители постоянно совершенствуют свои технологии, а производители ГБО дополняют ЭБУ новыми функциями. И поэтому если вы приняли решение перевести двигатель автомобиля на газ, лучше доверьтесь профессионалам. Специалисты СТО гораздо лучше других знают какой блок управления подойдет именно на ваш автомобиль и именно они полностью отвечают за его функционирование. Поэтому начитавшись советов лучше отправляйтесь на профессиональное СТО, устанавливайте ГБО и наслаждайтесь экономией.

 

Что происходит внутри вашего мозга, когда вы водите машину?

Многозадачность, вероятно, является одним из навыков, который востребован работодателями по всему миру. Возможность делать что-то одновременно сокращает время, необходимое для выполнения набора задач, что является огромным преимуществом в корпоративном мире. Однако во время вождения многозадачности не существует.

Согласно психологическим исследованиям, мозг не предназначен для одновременной обработки множества задач, особенно во время вождения.Если задуматься, вождение автомобиля в какой-то степени уже требует многозадачности. Вы держите обе руки на рулевом колесе, вы используете правую для переключения передач время от времени (в МКПП ), а ваши ноги управляют двумя или тремя педалями. Все это происходит в то время, когда ваш ум работает, и добавление еще одной задачи считается отвлечением.

Ваш мозг за рулем

Чтобы понять, как работает мозг во время вождения, вам нужно знать, как он работает в нормальном режиме.В вашем мозгу есть 4 доли, которые имеют соответствующие функции: лобную, теменную, затылочную и височную. Лобная доля отвечает за эмоциональную регуляцию, а теменная доля отвечает за координацию зрительного и сенсорного восприятия. Затылочная доля отвечает за зрительный отклик, а Височная доля — за слух.

Следует отметить, что когда вы находитесь за рулем, лобовая доля действует как ваш предупреждающий аппарат против надвигающейся опасности, поскольку он предупреждает ваши рефлексы. Теменная доля служит вашим измерителем того, насколько сильно вы нажимаете на тормоза или как далеко вы поворачиваете в аварийной ситуации. Затылочная доля обрабатывает все, что вы видите вокруг, чтобы знать, куда двигаться. Наконец, Temporal lobe дает вам бдительность на основе того, что вы слышите.

Отвлеченное вождение во всех формах

Вождение автомобиля требует от мозга большей работы.У него есть разные регионы, которые работают, чтобы вы были начеку и быстро реагировали. Выполнение других действий, когда все это происходит, может привести к наложению информации, отправляемой из мозга в тело, что затем приводит к путанице и неосторожности — обычно это называется отвлеченным вождением.

По данным Ford Philippines, эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обнаружили 4 основные категории отвлекающих факторов при вождении: визуальные, слуховые, ручные и когнитивные.

В каждой категории есть свои «триггеры», которым большинство водителей не могло сопротивляться, когда они случались. Триггеры — это элементы, которые заставляют водителя одновременно выполнять свою основную задачу (вождение) и выполнять второстепенную задачу, такую ​​как использование мобильного телефона или прием пищи.

Визуальное отвлечение

Это одна из наиболее распространенных форм отвлечения внимания в дороге из-за наличия мобильных телефонов, общественных рекламных щитов и других элементов, требующих зрительного восприятия. Триггеры визуального отвлечения делятся на 2 категории: внутренние и внешние. Внутренние триггеры — это отвлекающие факторы, которые находятся внутри автомобиля (например, мобильные телефоны), а внешние триггеры — это отвлекающие факторы за пределами автомобиля (например, общественные рекламные щиты / реклама).

Отвлечение слуха

Слушать музыку во время поездки — это освежает, особенно когда это дальняя поездка .Однако громкая музыка может сбить с толку ваш мозг и помешать сосредоточиться во время вождения. Кроме того, воспроизведение звука в полном объеме в закрытой кабине автомобиля временно ухудшает слух, затрудняя распознавание аварийных сирен и других звуков, связанных с дорожным движением.

Ручное отвлечение

У водителя нет приемлемых причин есть, писать или переодеваться во время движения машины просто потому, что для этого требуется помощь рук. Отвлечение вручную — это деятельность, при которой дайверы убирают руки с руля.

Если вы чувствуете желание ответить на текстовое сообщение или проголодались, лучше всего найти место, где вы можете остановиться.

Когнитивное отвлечение

Были ли у вас когда-нибудь мысленно заняты, когда вы сталкиваетесь с кем-то, идя по улице? Этот сценарий подпадает под эту категорию и может быть хуже, когда вы ведете машину.Когнитивные отвлечения возникают, когда водитель снижает концентрацию внимания.

Примером может служить водитель, который разговаривает по телефону и теряет внимание на дороге. Другие факторы, влияющие на познавательные способности человека, — это лекарства, сонливость и приступы паники.

Отвлеченное вождение по номерам

Согласно данным, опубликованным Министерством транспорта США, 94% дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом происходят по вине водителя. В 37% этих аварий участвуют водители, которые разговаривали по мобильному телефону. Это одна из причин, по которой производители автомобилей интегрируют Bluetooth и / или соединение смартфона с автомобилем, например совместимость с Apple CarPlay и Android Auto .

Недавно на Филиппинах был принят закон о текущем местном статусе отвлеченного вождения.Закон, названный Законом о борьбе с отвлеченным вождением (ADDA) , регулирует использование мобильных телефонов и других отвлекающих материалов во время вождения. Он направлен на уменьшение общего количества аварий, которые, как считается, вызваны ошибками водителя.

В то время как многозадачность может быть применена к другим вещам, которые имеют гораздо меньшие или нулевые фатальные последствия, было бы лучше сделать вождение исключения. Вождение требует полного внимания и бдительности. Так что, пожалуйста, сделайте себе одолжение и не выполняйте одновременно несколько задач, просто водите машину.

Статьи по теме

10 автокресел для детей, которые можно купить на Филиппинах Автомобили с 360-градусными камерами на Филиппинах 11 лучших семейных автомобилей на Филиппинах стоимостью менее 1 миллиона долларов Руководство по числовому кодированию на Филиппинах 2020 г. Законно ли обгон на правой стороне дороги?

Развитие мозга и вождение подростка: важна лобная доля мозга

Функция каждой части мозга

Лобная доля:
Самая важная для функций водителя лобная доля контролирует моторику и эмоциональную зрелость.Отсутствие развития может объяснить повышенное желание рисковать и неспособность выполнять сложные маневры.

Височная доля:
Часть мозга, наиболее ответственная за навыки памяти и распознавание языка. Неразвитая или поврежденная височная доля может затруднить изучение правил дорожного движения или моторику.

Теменная доля:
Это важное сенсорное место выполняет две основные функции: объединение органов чувств для формирования восприятий и представление этих восприятий в окружающем нас мире.Почти все визуальные и звуковые действия связаны с теменной долей.

Затылочная доля:
Центр системы зрительного восприятия, затылочная доля важна для нашей способности безопасно управлять автомобилем. Неразвитая или поврежденная затылочная доля может привести к галлюцинациям или слепоте.

Мозжечок:
После лобной доли мозжечок оказывает наибольшее влияние на моторику, необходимую для вождения. Он также отслеживает эмоции, связанные со страхом и удовольствием, которые могут вызывать опасное или безрассудное поведение за рулем.


Medulla:
Наиболее известны основные функции организма, о которых мы редко задумываемся: сердечный, дыхательный, вазомоторный центры. Как часть мозга, контролирующая дыхание, частоту сердечных сокращений и артериальное давление, мозговое вещество наименее восприимчиво к повреждениям.

Вероятно, неудивительно, что размер мозга не соответствует интеллектуальной или эмоциональной зрелости. Растущий консенсус в научном сообществе по поводу развития мозга подростков выявил точные последствия этого факта для подростков-водителей.Хотя мозг на 80 процентов развивается в подростковом возрасте, новые исследования показывают, что сигналы мозга, необходимые для двигательных навыков и эмоциональной зрелости, в последнюю очередь распространяются на лобную долю мозга, которая отвечает за многие навыки, необходимые для вождения.

Новое исследование, впервые опубликованное Национальным институтом психического здоровья, предполагает, что эмоциональная незрелость, а не неопытность, является основной причиной того, что водители-подростки ответственны за гораздо больше автомобильных аварий, чем любая другая демографическая возрастная группа. Наиболее важным аспектом развития мозга для водителей является распространение белого вещества, процесс, который помогает клеткам мозга общаться более эффективно. На первой и второй стадиях развития мозга, которые происходят до того, как люди становятся взрослыми, происходит чрезмерное производство клеток мозга, но отсутствует адекватный механизм для их обработки.

В каком возрасте мозг подростка полностью развит?

Мозг подростка не полностью развит, по крайней мере, до 25 лет. Когда взрослые достигают возраста 20 лет, белое вещество начинает распространяться из задней части мозга вперед, обычно завершая этот процесс между 25 и 30 годами.Раздел мозга, наиболее ответственный за навыки вождения, — это лобная доля (показана выше), которая управляет моторикой тела, эмоциональной зрелостью и отвращением к риску. Нехватка белого вещества здесь объясняет, почему подростки гораздо чаще превышают скорость, не подчиняются дорожным знакам и теряют контроль над своими автомобилями.

Открытие белого вещества побудило некоторых экспертов по безопасности предложить повысить минимальный возраст для вождения до 18 лет. Но другие считают, что это ненужное изменение, которое возложит на родителей чрезмерное бремя.Чаще всего настаивают на введении более строгих поэтапных законов о лицензировании, которые вводят многоуровневую систему лицензирования, чтобы облегчить подросткам выполнение обязанностей по вождению без родителей.

НАБДД рекомендует каждому штату внедрить трехуровневую градуированную систему лицензирования. Это начнется с разрешения учащегося, перехода к промежуточной лицензии с определенными ограничениями и завершится лицензией без ограничений.

Калифорнийская программа постепенных лицензий предусматривает, что подростки могут получить водительское удостоверение в возрасте 15 лет и шести месяцев, при этом они могут водить машину только в сопровождении родителя или опекуна.Когда водителю исполняется 16 лет, он или она имеет право на получение ограниченных прав, с которыми водитель должен находиться в сопровождении взрослого старше 25 лет в течение первых двенадцати месяцев и не может управлять автомобилем с 23:00 до 5:00 в течение этого периода. В 2006 году Страховой институт безопасности дорожного движения подсчитал, что законы о градуированных лицензиях уже снизили количество несчастных случаев среди 16-летних на 23 процента, предотвратив более 8000 аварий и травм с участием подростков.

Нужна ли лобная доля мозга для вождения?

Короче говоря, да.Взрослые используют префронтальную кору головного мозга, которая является рациональной частью мозга во время вождения.

Оцените этот пост
Загрузка …

Энди Гиллин

Энди Гиллин получил степень бакалавра в Калифорнийском университете в Беркли и степень юриста в Чикагском университете. Он является управляющим партнером GJEL Accident Attorneys, а также писал и читал лекции в области права истцов о телесных повреждениях для многих организаций. Энди — широко известный в Калифорнии адвокат по делам о неправомерной смерти.

Бесплатное рассмотрение дела Возвращено 950 миллионов долларов

Водитель — мозг автомобиля

Предположим, если хотите, инопланетные ученые спустились на Землю и начали изучать местные формы жизни. Но предположим, что эти инопланетяне прибывают на обочину оживленной скоростной автомагистрали и остаются там. Наши инопланетяне могут заключить, что автомобили — доминирующие жители Земли.

Автомобили явно демонстрируют разумное поведение, они могут объезжать препятствия и следовать сложным инструкциям на дорожных знаках.Как, могут спросить пришельцы, автомобили справляются с этим? Что является местом автомобильной разведки? После некоторых экспериментов инопланетяне в конечном итоге выяснили, что это углеродный орган внутри автомобиля — он же водитель — управляет транспортным средством. Водитель принимает решения, а остальная часть машины просто выполняет его команды. Доказательством этого является то, что если пришельцы удаляют водителя автомобиля, он перестает двигаться. Можно провести эксперименты, чтобы выяснить функции различных частей драйвера.Например, если повредить ноги водителя, то у автомобиля возникнут проблемы с торможением и ускорением, а повреждение руки приведет к избирательным нарушениям в повороте. Эти эксперименты с повреждениями могут быть дополнены исследованиями изображений, в которых инопланетяне сканируют автомобиль и регистрируют активность различных частей водителя. Как и предсказывали исследования повреждений, ноги будут более активными при торможении, а движения рук будут предсказывать повороты.

В конце концов, «водительские науки» — изучение водителя и его функции — станет хорошо развитой областью исследований инопланетян.Каждый знает, что руки отвечают за рулевое управление, в то время как ступни контролируют скорость и так далее.

*

Надеюсь, очевидно, что в этом сценарии я провожу аналогию между водителем как контролером машины и мозгом как контролером тела. Инопланетяне пришли к выводу, что человек-водитель — это «мозг» машины.

Зная нейробиологию так же, как и мы, у нас может возникнуть соблазн сказать, что инопланетяне ошибаются и что только мозг водителя на самом деле отвечает за управление автомобилем.Мы думаем, что пришельцы ошибаются, полагая, что руки, ноги или другие части тела имеют какое-то отношение к разуму. Мозг — это драйвер водителя.

Но кто может сказать, что мы не попадаем в ту же ловушку, что и пришельцы, когда приписываем интеллект определенным областям мозга? Если мы говорим о миндалевидном теле (скажем), «распознающем угрозу», мы подразумеваем, что эта область сама по себе выполняет разумную функцию; но это может быть так же ошибочно, если сказать, что ноги «распознают», что машина едет слишком быстро.

Как HERE помогает развивать мозг в автономных автомобилях

Мы разрабатываем передовые технологии автономного вождения с помощью расширенного моделирования локализации. Это часть нашего растущего партнерства с NVIDIA.

Автономный автомобиль всегда должен знать, где он находится.

Звучит очевидно, но для большей детализации автомобилю требуется нечто большее, чем просто координаты GPS на карте. Если вы когда-либо наблюдали, как синяя точка в приложении для смартфона парит в космосе, пытаясь определить, где именно вы находитесь, то вы точно поняли, почему беспилотный автомобиль должен быть в тысячу раз точнее, чем стандартный GPS. .

Насколько точно транспортное средство должно определять свое местоположение? Очевидно, что автомобилю недостаточно знать, что он едет по определенной дороге, и не знать, что автомобиль движется по дороге в определенном направлении, обновляясь каждые несколько секунд.

Чтобы работать безопасно и комфортно, автономное транспортное средство никогда не может позволить себе не знать, где оно находится. Одна только камера может быть повреждена снегом или туманом. Датчики радаров могут быть заблокированы дорожным движением. GNSS может плохо видеть в густонаселенных городских каньонах.

Для выполнения точного поворота, уклонения от столкновения с другим автомобилем и точной остановки на перекрестке автономному транспортному средству необходимо, чтобы его местоположение было с точностью до сантиметра. Это надежно достигается за счет создания автомобиля с несколькими датчиками разных типов, работающих согласованно.

Чтобы понять это лучше, послушайте Санджая Суда, вице-президента HERE по высокоавтоматизированному вождению.

Сегодняшние высокоавтономные автомобили (и полностью автономные автомобили завтрашнего дня) должны безупречно решать трудную задачу.Это работа, требующая огромных вычислительных мощностей. Это сложное упражнение, требующее как большого количества вспомогательных данных, так и сверхмощной вычислительной мощности, позволяющей принимать решения практически в реальном времени. Неудивительно, что человеческий мозг может делать это практически мгновенно.

Когда вы смотрите вокруг своего автомобиля с точки зрения водителя, вы воспринимаете и обрабатываете огромный объем данных.

Вы знаете, в какой полосе движения находитесь. Одним взглядом вы чувствуете, как далеко вы находитесь от обочины.Вы знаете, как далеко находится следующий светофор, и когда вы приближаетесь к нему, вы точно знаете, где остановить автомобиль по отношению к полосам и дорогам вокруг вас.

Enter, модель локализации

Это много информации. Когда беспилотный автомобиль выполняет те же функции, он называется локализация . Правильная локализация, которую мы сейчас наблюдаем на дороге, охватывает диапазон от макроуровня определения местоположения по GPS до микроуровня понимания того, где ваша машина находится по отношению к бордюру, дорожному знаку и всем остальным. элементы дороги вокруг вас.

Для выполнения работы по локализации необходимы две вещи. Первый — точный, надежный информационный ресурс. HERE HD Live Map — это глубоко детализированная межмашинная карта, которая необходима автономным транспортным средствам для выполнения задач, обычно обеспечиваемых человеческой памятью и опытом. Карта позволяет автономным транспортным средствам определять свое положение на дороге в сантиметрах, а не в ярдах. Более того, он содержит информацию о дороге впереди, поэтому автомобиль может видеть и предпринимать действия на основе данных, находящихся за пределами диапазона его собственных датчиков.

Второе требование — это мощный графический процессор, который выполняет работу по принятию решений человеком. Этот графический процессор должен обладать достаточной вычислительной мощностью, чтобы принимать всю информацию с дороги и принимать разумные решения, которые обеспечивают водителям и пассажирам комфорт и безопасность в режиме реального времени. NVIDIA создает эти процессоры и выводит их на рынок, не добавляя тысячи и тысячи долларов к стоимости вашего автомобиля.

Мы гордимся тем, что вместе с нашими партнерами из NVIDIA создаем решения для автономного вождения.Мы рады помочь вам реализовать задачи, которые вам понадобятся в высокоавтономном транспортном средстве.

Технология Nissan «мозг-к-автомобилю» | Bitbrain

Производитель автомобилей Nissan начал год с презентации первой технологии Brain-to-Vehicle (или B2V) в Лас-Вегасе на выставке CES 2018. Это большая революция для отрасли, которая связывает мозг водителя с автомобилем, радикально меняя его образ жизни. мы взаимодействуем с транспортными средствами. Вместо замены водителя автопилотом цель состоит в том, чтобы получить доступ к намерениям водителя между 0.За 2 и 0,8 секунды до их выполнения. Действия водителя ожидаются и достигается индивидуальный, более комфортный и более безопасный опыт вождения . Проект основан на интерфейсе мозг-компьютер со значительными достижениями в трех направлениях: носимые устройства для распознавания мозга, обработка сигналов активности мозга для прогнозирования движений человека и новые стратегии совместного управления транспортными средствами. Подключение нашего мозга к автомобилям для улучшения или адаптации стиля вождения, без сомнения, будет темой, которая будет в центре внимания в ближайшие годы.

Технология Nissan Brain-to-Vehicle или B2V

С момента, когда наш мозг отправляет команду движения, проходит от 0,2 до 0,4 секунды, пока наши мышцы не выполнят ее. Это время, необходимое для прохождения приказа по нервной системе от мозга до активации мышц. И за 0,2–0,6 секунды до того, как мозг даже «отдает» команду, мозг «подготавливает» движение. Таким образом, можно определить намерение водителя за 0,4–1 секунду до того, как водитель фактически нажмет на тормоз, и, следовательно, автомобиль может начать торможение немедленно.На скорости 100 км / ч это означает экономию 27 метров тормозного пути, разница между жизнью и смертью при лобовом столкновении . Предвидение намеченного движения улучшает время реакции и может быть распространено на другие действия, такие как поворот или маневрирование, поскольку оно включает двигательное поведение наших рук и ног, которое может ожидать автомобиль.

Намерение водителя можно узнать почти за секунду до того, как водитель нажмет на педаль тормоза. Автомобиль мог сразу начать тормозить, что значительно экономило тормозной путь.

Важным аспектом интеграции этой информации с транспортным средством является то, что она основана на общем управлении , что означает, что транспортное средство и водитель совместно управляют автомобилем, что приводит к более приятному и безопасному вождению. Это представляет собой новую концепцию, альтернативную автономному вождению, цель которой заключается в замене водителя на автопилот, автономный автомобиль или автономную систему.

Исполнительный вице-президент Nissan Даниэле Шиллачи описывает свое видение будущего: « С помощью Nissan Intelligent Mobility мы движем людей к лучшему миру, обеспечивая большую автономность, большую электрификацию и больше возможностей подключения. ».И Доктор Люсьен Георге , старший научный сотрудник Nissan Intelligent Mobility, утверждает, что « возможности применения этой технологии невероятны. Это исследование станет катализатором инноваций Nissan в наших автомобилях в следующие годы ».

Эти принципы работы мозга и его связь с вождением лежат в основе технологии Brain-to-Vehicle, представленной Nissan на выставке потребительской электроники CES 2018, крупнейшей мировой выставке бытовой электроники. Достижения Nissan — это первая веха, достигнутая в сотрудничестве с Bitbrain, Швейцарским федеральным технологическим институтом и Канадским национальным исследовательским советом.

Этот проект поддерживается четырьмя основными направлениями исследований и разработок:

  1. Новая носимая и беспроводная технология распознавания мозга, которую водитель использует для измерения активности мозга с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

  2. Анализ данных мозговой активности в режиме реального времени, способный определять ожидание движения водителя.

  3. Новые процедуры совместного управления автомобилем и водителем, использующие информацию мозга.

  4. Новые системы интеграции и тесты на основе моделирования и реальных транспортных средств.

Минималистичная технология ЭЭГ, оптимизированная для проекта

В этой линейке Bitbrain совместно с Nissan разработала инновационную носимую и минималистичную нейротехнологию ЭЭГ с сухими датчиками, оптимизированную для измерения активности мозга, связанной с движением. Это система ЭЭГ , которая: а) не требует для работы электролитических проводящих веществ, б) очень удобна и эргономична, в) предназначена для улавливания естественного поведения водителя и г) представляет собой технологичный и более дискретный дизайн, чем любая другая существующая технология ЭЭГ. Его можно установить в среднем менее чем за две минуты и может непрерывно работать до восьми часов, передавая информацию о мозговой деятельности водителя на Bluetooth автомобиля.

Этот проект требовал, чтобы система ЭЭГ имела три основных свойства:

  1. Приемлемость для конечного пользователя : оборудование удобно носить в течение длительного периода времени, имеет «приятный» внешний вид и рассчитывает с минимальным количеством датчиков, необходимых для предотвращения перегрузки оборудования.

  2. Нечувствительность к артефактам движения : естественные движения водителя вызывают шум при измерениях ЭЭГ. ЭЭГ является беспроводной — кабели являются обычным источником шума — и представляет собой инновационное активное экранирование, которое снижает шум, производимый любым ненейронным сигналом.

  3. Надежное измерение необходимых мозговых процессов : ЭЭГ может измерять корковые потенциалы, связанные с движением (MRCP), и синхронизацию (де) синхронизацию, связанную с моторными событиями (ERD / ERS).MRCP особенно сложно измерить с хорошим качеством при использовании технологии сухой ЭЭГ.

Это видео показывает пример использования этой нейротехнологии в промежуточном прототипе.

Разработка этой носимой технологии ЭЭГ является явным шагом вперед для этого проекта и, в более общем плане, для применения этих технологий за пределами лаборатории. Эта технология фиксирует естественное поведение водителя и записывает ЭЭГ с беспрецедентной точностью и надежностью , которые необходимы для захвата моторных и когнитивных процессов мозга, участвующих в управлении транспортным средством.

Новая минимальная ЭЭГ — это значительный шаг вперед на пути к надежным устройствам измерения мозга, адаптированным к повседневным задачам.

Интерфейс мозг-компьютер для прогнозирования движения

Интерфейс мозг-компьютер интерпретирует сигналы мозговой активности водителя. Технология B2V основана на подготовительной мозговой деятельности, которая предшествует выполнению движения, чтобы предвосхитить намерения пользователя. Эта активность происходит в основном в моторной коре и идентифицируется с помощью двух нейронных коррелятов ЭЭГ: корковых потенциалов, связанных с движением, (MRCP) и моторной , связанной с событием (де) синхронизацией (ERD / ERS). Типичный подход к наблюдению за этими процессами состоит в объединении нескольких повторений одного и того же движения и демонстрации так называемого среднего значения Grand Average .

На следующем рисунке показана форма этих двух мозговых процессов, когда человек начинает ходить (начинает движение правой ногой), измеренная в области моторной коры головного мозга. Обратите внимание, что ноль на горизонтальной оси соответствует порядку начала, а также тому, как домоторные потенциалы и колебания предшествуют порядку (подготовка мозга к движению).Цель интерфейса мозг-компьютер — измерить эти мозговые процессы и максимально быстро их расшифровать.

В следующем видео показан пример этих мозговых процессов в другом контексте приложения, у пациента с цереброваскулярным нарушением (см. Научную публикацию). Ноль — начало порядка движения, желтая линия представляет активацию мышцы руки (ЭМГ, электромиографическая активность), а зеленая линия — расшифровка активности мозга (полученная с помощью интерфейса мозг-компьютер). Значения желтой и зеленой линий указывают вероятность движения. Обратите внимание, как намерение декодируется до того, как создается движение.

Мозговые процессы, используемые в мозге-к-транспортному средству, — это связанные с движением корковые потенциалы (MRCP) и моторная десинхронизация (ERD / S).

Адаптация системы вождения под водителя

Несмотря на то, что можно было предположить на предыдущих изображениях, расшифровка активности мозга в реальном времени, связанной с ожиданием движения , представляет собой очень сложный процесс .

  1. Во-первых, декодирование работает с активностью, генерируемой одним движением, а не со средним значением, и поэтому отношение сигнал / шум ниже (это означает, что сигнал ЭЭГ представляет больше шума, чем то, что было показано на изображениях).

  2. Во-вторых, нет априорной информации о моменте, когда водитель собирается затормозить, и, следовательно, мы должны декодировать намерения водителя непрерывно (поскольку нет определенного временного интервала для идентификации декодирования, точность обнаружения снижается).

  3. В-третьих, мозг каждого человека индивидуален, и, следовательно, вышеупомянутые мозговые процессы, связанные с движением, также имеют разные сигнатуры ЭЭГ (существуют большие межличностные и внутриличностные различия).

К этим проблемам подходят алгоритмы, которые прогнозируют движение на основе методов обработки сигналов с автоматическим обучением (машинное обучение и искусственный интеллект), которые требуют определенной фазы калибровки для каждого объекта.

На этом этапе калибровки пользователь двигается естественно, производя набор движений, подобных тем, которые мы хотим декодировать. Во время выполнения этих движений регистрируются сигналы мозга и информация о движениях водителя. Данные ЭЭГ будут использоваться для калибровки и обучения системы декодирования ЭЭГ. После обучения интерфейса мозг-компьютер на основе ЭЭГ можно в реальном времени декодировать намерение водителя двигаться примерно на 0,5 секунды быстрее (или даже на 1 секунду раньше, в зависимости от человека), чем реальное движение.

В случае вспомогательного вождения можно использовать симулятор для тренировки интерфейса мозг-компьютер. Фактически, Nissan использовал автомобильный симулятор, чтобы обучить и оценить обнаружение ожидания движения. Во время выставки CES люди, желающие протестировать интерфейс «мозг-машина», должны сначала откалибровать систему . Участники следовали инструкциям тренажера , в то время как их мозговая активность и движения, такие как поворот руля и торможение, записывались.Когда система обнаружила, что обучение было удовлетворительным, участник был готов управлять симулятором с непосредственной помощью, полученной от его мозга.

Nissan использовал автомобильный симулятор, чтобы обучить автоматическим методам обучения обнаруживать предвкушение движения.

Другие проекты «мозг-машина» или «мозг-2» по всему миру

Nissan — не единственный производитель автомобилей, который заинтересован в концепции «мозг к автомобилю», используя системы ЭЭГ в своих автомобилях.Форд, например, в сотрудничестве с Королевским колледжем Лондона сравнил внимание и время реакции профессиональных пилотов с таковыми обычных пилотов . Для этого использовались системы ЭЭГ и виртуальной реальности. Результаты показывают, что на высоких скоростях пилоты гораздо лучше игнорируют отвлекающие факторы. Хотя в то время Ford интересовался использованием этих систем для улучшения характеристик своих пилотов-участников соревнований, мир автомобильных гонок всегда был местом инноваций, прежде чем разработки достигли реальной цели.

Если Ford желает контролировать и улучшать возможности своих пилотов, Audi использует системы ЭЭГ в рамках проекта «25-й час» для оценки опыта пользователей автономных транспортных средств. Производители знают, что в связи с быстрыми изменениями, происходящими в автомобильной промышленности, время, проведенное в транспортных средствах, будет сильно отличаться от сегодняшнего. Используя футуристическую симуляцию автономного транспортного средства, Audi изучила ожидания тысячелетий от этих транспортных средств, сосредоточив внимание первоначально на том, как создать среду, которая способствует производительности.Данные ЭЭГ показывают разные уровни когнитивных требований в зависимости от стимулов, предъявляемых транспортным средством (вид водителя, пространство для релаксации и т. Д.).

В другом проекте, разработанном Bitbrain в сотрудничестве с Ogilvy, для компании Seat automotive был разработан нейроконфигуратор автомобиля, позволяющий адаптировать характеристики автомобиля к темпераменту водителей. Технология оценивала темперамент водителей в процессе демонстрации видео (стимулов), в то время как реакция их мозга регистрировалась минималистской носимой ЭЭГ. Эта технология была представлена ​​на Парижском автосалоне и использовалась более 8000 человек менее чем за 15 дней. Это стало важной вехой в использовании интерфейсов мозг-компьютер из-за интенсивности использования и потому, что участники использовали его автономно и без помощи технического персонала.

В настоящее время существует множество инноваций для улучшения взаимодействия между людьми и транспортными средствами , и нет никаких сомнений в том, что использование информации мозга открывает широкое поле для исследований и будущих потенциальных приложений.Эти приложения включают технологии для обнаружения и оценки водителя, контроля и адаптации стиля вождения, а также для создания еще более захватывающих и приятных ощущений от вождения. Глобальные технологии «мозг-транспорт» уже здесь, и вопрос в том, откажутся ли люди от контроля над своими автомобилями в будущем или, скорее, поделят контроль. Мы точно знаем, что очень скоро выйдем за рамки ручного вождения.

Возможно, вас заинтересует :

Добавляем мозги в автомобили — EEJournal

«Я использую не только весь свой мозг, но и все, что могу позаимствовать.»- Вудро Вильсон

Есть эпизод Star Trek , в котором Enterprise возвращается во времени на Землю 20-го века. Глядя вниз на автострады, заполненные машинами, член экипажа поражается тому, что простые люди могут управлять таким количеством транспортных средств так близко друг к другу без постоянных столкновений.

Оказывается, это сложно. Хотя люди довольно хорошо управляют двухтонными транспортными средствами в тесном строю всего в нескольких футах друг от друга, научить компьютеры делать это еще сложнее.Дело не в недостатке датчиков. Это потому, что у нас недостаточно вычислительных мощностей, чтобы разобраться во всем этом. Автоматическое вождение — одно из следующих приложений-убийц.

Оглядываясь назад, неудивительно, что поставщики графики, такие как nVidia и Imagination Technologies, заняли лидирующие позиции в области разработки микросхем для беспилотных автомобилей. Алгоритмы автоматизации полагаются на нейронные сети, и обработка нейронных сетей очень похожа на обработку графики (которая очень похожа на обработку цифровых сигналов прошлых лет). Оба требуют множества повторяющихся одновременных операций, выполняемых параллельно.Вместо менталитета IF-THEN-ELSE, присущего «нормальным» микропроцессорам, машины нейронных сетей (NN) сильно опираются на MUL-ADD-REPEAT.

Также неудивительно, что Imagination изменила свою популярную архитектуру PowerVR NX, чтобы еще больше сфокусироваться на рынке автомобильных беспилотников. Новинка этой недели — семейство ускорителей нейронных сетей (NNA) Series4.

Новая линейка Sereis4 — сюрприз! — продолжение существующей линейки продуктов Series 3NX, впервые представленной около двух лет назад, и семейства продуктов 2NX до этого.Компания исключила название PowerVR из линейки продуктов и теперь предпочитает просто IMG Series4; индивидуальные проекты имеют названия 4NX-xx.

Внутренняя аппаратная архитектура 4NX и модель программиста будут знакомы любому, кто программировал предыдущие поколения, или, действительно, любому, кто раньше использовал графику PowerVR. Во всем каталоге есть сильное семейное сходство, и это неплохо.

Тем не менее, 4NX совершенно новый, и одним из самых больших изменений является его масштабируемость.Вместо того, чтобы пытаться создать один большой гонзо-процессор, способный справиться со всем, Imagination использует подход «разделяй и властвуй» и позволяет вам создавать собственную сетку движков NNA любого размера, который вы хотите. Самая маленькая реализация имеет ровно одно ядро ​​4NX, а самая большая может обрабатывать сотни.

Как и большинство многоядерных процессоров, движки 4NX объединены в кластеры. Компания предлагает готовые группы из 1, 2, 4, 6 и 8 процессоров на кластер. Каждый процессор в кластере имеет свою собственную частную RAM, а также общую RAM для кластера.Кластер взаимодействует с внешней памятью и другими кластерами через пару интерфейсов AXI. До четырех кластеров могут составлять «суперкластер», и возможно иметь несколько суперкластеров. Независимо от размера или плотности кластера все процессоры 4NX идентичны. Здесь нет варианта «большой. Маленький».

Алгоритмы нейронной сети

процветают благодаря параллелизму, и именно это обеспечивает 4NX. Но параллелизм, как и движение по автостраде, сложнее, чем кажется. Масштабирование аппаратных механизмов — это только часть проблемы.Настоящая уловка состоит в том, чтобы распределить рабочую нагрузку программного обеспечения по всему этому оборудованию. Обычным компьютерно-ориентированным процессорам (x86, ARM, MIPS, PowerPC и т. Д.) Это сложно, поэтому мы не видим процессоров для ПК с десятками ядер ЦП. К счастью, рабочие нагрузки DSP, графики и нейронной сети можно векторизовать гораздо эффективнее.

Tensor tiling — это искусство и наука разделения рабочей нагрузки на однородную структуру процессоров, таких как 4NX. Это довольно распространено на современных платформах искусственного интеллекта, но это не значит, что это тривиальная задача.Imagination предоставляет программные инструменты для создания мозаичного изображения нового семейства продуктов, что является большим шагом к тому, чтобы сделать 4NX пригодным для использования.

До 4NX осталось всего несколько недель, в том смысле, что Imagination отправит RTL клиентам примерно в середине декабря. Однако несколько неназванных автомобильных OEM-производителей уже получили поставки, поэтому ожидайте несколько тестовых чипов на базе 4NX примерно в конце следующего года. Если предположить, что некоторым автопроизводителям понравится то, что они видят, технология может появиться на рынке через несколько лет после этого, скажем, примерно в 2024 году.Будущее почти здесь!

Связанные

Изучение мозга с помощью самоуправляемых автомобилей | Гуннар Де Винтер | Predict

Вычислительные инструменты, используемые в беспилотных автомобилях, могут помочь нам понять, как устроен наш мозг.

(Pixabay, geralt)

Понимание биологии мозга — небольшая задача. Сгусток клеток внутри нашего черепа был назван самым сложным объектом во Вселенной. По уважительной причине.

Когда вы смотрите на миллиарды нейронов, обменивающихся информацией друг с другом через миллиарды синапсов, количество данных, которые вам нужно обработать, чтобы понять, что происходит, ошеломляет.

Методы получения все более детальных изображений улучшают разрешение как в пространстве, так и во времени исследований мозга. Это позволяет нам начать смотреть на уровень отдельных ячеек и их связей, что дает мощный импульс развитию коннектомики. Цель коннектомики — отобразить связи в нервной системе организма.

Лучшее разрешение = больше деталей = подходит для коннектомики.

Но также: лучшее разрешение = больше данных.

К счастью, достижения в области био-визуализации отражаются достижениями в обработке и обработке данных.Не в последнюю очередь благодаря прогрессу в области машинного обучения и искусственного интеллекта.

Одной из областей технологий, которая извлекла пользу из машинного обучения и стимулировала его развитие, является автономное управление транспортными средствами. Другими словами, в основном это беспилотные автомобили.

Навигация на дорогах затруднена, особенно в густонаселенных районах. Кодирование всех возможных маршрутов, правил и обстоятельств в программы, управляющие беспилотными автомобилями, было бы гигантской задачей.

А что, если бы машины могли учиться сами?

В этом вся идея беспилотных автомобилей. Если они могут научиться водить машину, нам это не обязательно. Дайте им важные правила и перенесите их в реальный мир. Там им нужно будет узнать, как и когда применять эти правила, какие сигналы нужно искать, как обращать внимание на другие транспортные средства и людей…

Было бы также очень удобно, если бы они могли научиться выяснять, где идти. Сопоставление данных GPS с реальным миром может показаться нам простым, но для беспилотных автомобилей это еще не прогулка (поездка?) В парк.Однако прогресс налицо.

Почему бы не использовать инструменты, разработанные для автономной автомобильной навигации, чтобы найти дорогу через сложные нейронные магистрали, проходящие через наш мозг?

Именно это и сделала группа исследователей из Университета Джона Хопкинса в своем новом препринте (полная ссылка ниже).

(Wikimedia commons, Дейл Махалко)

Обычный подход к анализу сканированных изображений мозга (которые часто представляют собой трехмерную композицию нескольких отдельных изображений) состоит в том, чтобы маркировать воксели (представьте трехмерные пиксели) в соответствии с (частью) нейрона, к которому они принадлежат. Затем по частям — или, лучше сказать, воксель за вокселем — мы можем составить общую картину нейронных сетей, наблюдаемых при сканировании.

Как вы понимаете, это очень ресурсоемкий процесс. Или, говоря словами авторов:

… подходы, которые может быть трудно реализовать в масштабе с учетом ограничений по расписанию, стоимости и ресурсам.

«Должен быть способ лучше», — подумали они. Что, если бы существовали программные инструменты, предназначенные для поиска путей в сложной среде? Беспилотные автомобили, кто-нибудь?

Именно это и сделала команда.Они изобрели виртуальных агентов, которые должны были «перемещаться» через сканирование мозга с учетом полей в окружающей среде. Эти поля представляют собой мембраны и синапсы, а также действия других «исследователей» (например, другой агент уже был здесь, исследуйте где-нибудь еще).

Крошечные виртуальные беспилотные автомобили, перемещающиеся по шоссе в мозгу. Или, чуть более научно:

… рой виртуальных агентов для эффективного и надежного просмотра трехмерных наборов данных, создания разреженной сегментации путей и сбора информации о связях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *