Авто термостат. Принцип работы и неисправности
Если двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеется прибор под названием термостат. Он располагается между двигателем и радиатором.
В данной статье расскажем что такое автомобильный термостат, принцип его работы и устройство, а также, какие бывают неисправности при работе.
Автомобильный термостат — что это?
Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.
Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости — антифриза в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Термостат позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым термостат уменьшает износ двигателя и вредные выхлопы.
Если интересно, то можно посмотреть, как работает термостат. Положите термостат в кастрюлю с водой и поставьте кастрюлю на электрическую плитку. По мере закипания воды в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Эксперимент лучше проводить с новым термостатом, не со своей машины.
Устройство и принцип работы термостата
Автомобильный термостат сделан из латуни и меди. Принцип работы термостата кроется в маленьком цилиндре, который находится со стороны, повернутой в сторону двигателя.
В этом цилиндре находится шарик искусственного воска, который начинает плавиться при температуре 82 градусов по Цельсию. Воск выбран потому, что он может значительно расширяться, так как под действием тепла переходит из твердого в жидкое состояние.
Штырь вдавлен в цилиндр с воском и соединен с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан. Через открытый термостат проходит охлаждающая жидкость через радиатор. Когда двигатель отключается, он остывает, и воск в термостате застывает, снова становится твердым.
Какие бывают неисправности термостата?
Термостат — важная деталь. Он может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная — это коррозия.
Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия термостата температура двигателя не будет подниматься выше 70 градусов.
Как определить, работает термостат или нет?
Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной линии. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху радиатора и представляет из себя черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний.
Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее всего клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.
Есть ‘народный способ’ как проверить термостат на работоспособность. Смысл в том, что мы должны положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем его на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.
При замене термостата следует узнать температуру открывания клапана. У различных термостатов она может варьироваться в широком диапазоне. А как вы понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывая, ведь в этом случае двигатель может перегреваться.
Что такое термостат, его виды и применение в автомобиле
В системе охлаждения автомобиля находится такая важная деталь как термостат. Он стабилизирует температуру и определяет контур подачи охлаждающей жидкости. От правильной работы небольшого устройства напрямую зависит степень прогрева и защита от перегрева заведенного двигателя и его частей. Чтобы своевременно определить и отреагировать на неполадки в его работе, нужно понимать что такое термостат, знать его функции и устройство.
Функции
Что такое термостат: по своей сути это автоматический контроллер температуры, который отвечает за сохранение нужного уровня температуры в замкнутой системе охлаждения. В устройство двигателя он устанавливается для управления подачей охлаждающей жидкости. Благодаря термостату обеспечивается:
⦁ своевременный прогрев мотора и салона автомобиля;
⦁ сохранение температуры на необходимом уровне, не допуская избыточного перегрева и охлаждения;
⦁ умеренный расход топлива.
Помимо этого, благодаря термостату повышается эксплуатационный ресурс двигателя, в результате сокращения периода работы двигателя в превышенном температурном режиме.
Устройство
Основной задачей термостата является посредством клапана управлять потоком охлаждающей жидкости. Для этого термостат оснащен особым, чувствительным к температуре, элементом.
Основные части в устройстве любого автомобильного термостата:
⦁ корпус;
⦁ патрубки: один выходной и два входных для обоих контуров циркуляции охлаждающей жидкости;
⦁ клапан перепускной, способствующий циркуляции тосола (антифриза) по малому контуру;
⦁ клапан открывания большого контура;
⦁ чувствительный термоэлемент.
При изготовлении корпуса термостата используется металл (латунь, медь) или пластик. Наполнителем термоэлемента выступает восковое вещество. Достигнув +82℃ воск плавится и, увеличиваясь в объёме, открывает клапан давлением на его крышку. Для улучшения плавления воск снабжают специальными добавками.
Пока двигатель не нагрелся до определенной степени, антифриз находится в холодном состоянии, а термостат с закрытым пропускным клапаном. При этом охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, охлаждая блок цилиндров и его головку. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры (75℃ — 95℃) термоэлемент посредством клапана открывает большой контур, в результате происходит охлаждение всего силового агрегата.
Неисправности
Имея не малое значение, это устройство обладает небольшим эксплуатационным сроком. Термостат подлежит замене приблизительно раз в два-три года. Поэтому необходимо знать о возможных неисправностях и их последствиях. В основном возникают три проблемы в функционировании устройства:
⦁ Не происходит закрытие клапана. При запуске двигателя, охлаждающая жидкость начинает сразу двигаться по большому кругу. В итоге двигатель очень долго прогревается до рабочей температуры, а салон вовсе с трудом удается нагреть. Помимо этого, увеличивается расход топлива. В летний период данная неисправность практически незаметна. Зимой двигатель с трудом достигает необходимого нагрева.
⦁ Не срабатывает клапан. Здесь охлаждающая жидкость постоянно движется по малому контуру. Охлаждение при этом минимальное, в итоге мотор перегревается, возникает опасность его заклинивания. При обнаружении данной поломки настоятельно рекомендуется даже не пытаться заводить двигатель. Если по каким-либо причинам приходится проехать некоторое расстояние, то нужно включить отопитель салона на полную мощность, чтобы немного отвести тепло от двигателя. В такой ситуации нужно внимательно следить за указателем температуры, не допуская превышения его показания.
⦁ Открытие происходит раньше времени. Иногда случается, что клапан срабатывает когда двигатель еще не прогрелся до рабочего состояния. Чаще это происходит с термостатами плохого качества и недобросовестных производителей. Еще это происходит, если автомобиль оборудован частями, неподходящими по параметрам. В итоге мотор долго нагревается и увеличивается топливный расход.
Получается, что неисправность термостата может привести к серьезным последствиям, особенно когда не открывается большой контур.
Автомобильный термостат: принцип работы и для чего он нужен
04 июля 2022 г.
В двигателе автомобиля есть множество компонентов, которые связаны между собой с высоким уровнем сложности. Поскольку двигатель работает на высокой скорости, это приводит к повышению температуры внутри. Следовательно, требуется одна система для поддержания низкой и стабильной температуры двигателя. Один из компонентов этой системы известен как термостат.
Каковы функции термостата и как он работает на автомобилях?
ФУНКЦИИ ТЕРМОСТАТА АВТОМОБИЛЯ
Термостат является одним из важных компонентов в системе охлаждения автомобиля, его основная функция заключается в регулировании циркуляции охлаждения двигателя от радиатора для предотвращения перегрева двигателя. При этом система охлаждения двигателя работает так, что температура внутри двигателя остается идеальной. Термостат находится внутри водяного трубопровода, идущего от двигателя к радиатору.
Идеальные температурные условия для двигателя находятся в диапазоне 80-92 градуса Цельсия, потому что при этой температуре процесс сгорания в двигателе будет оптимальным, следовательно, мощность двигателя работает на максимуме, а расход топлива эффективен.
КАК РАБОТАЕТ ТЕРМОСТАТ АВТОМОБИЛЯ
Ранее было объяснено, что основная функция термостата заключается в поддержании оптимальной температуры двигателя. Работа термостата будет зависеть от работы других компонентов системы охлаждения двигателя?
Во-первых, водяной насос пропускает воду к двигателю через водяную рубашку. На этом этапе вода будет обтекать двигатель, чтобы улавливать тепло в двигателе. Тогда вода выйдет через шланг и попадет в верхнюю часть радиатора.
При этом температура двигателя снизится, так как она будет унесена охлаждающей водой, содержащейся в радиаторе.
Тепло, поступающее в радиатор, будет выбрасываться через решетку радиатора, а затем охлаждаться вентилятором за радиатором.Вода, понизившая температуру после прохождения через решетку радиатора, выйдет из шланга, расположенного в нижней части радиатора, и будет закачана обратно в двигатель, где процесс понижения температуры двигателя будет повторяться заново. Этот процесс повторяется при работающем двигателе, особенно при максимальной температуре двигателя.
Однако, когда двигатель холодный, эта вращающаяся вода будет покрыта термостатом, чтобы циркуляция воды не проходила через радиатор и двигатель автомобиля мог достичь оптимальной температуры. Затем термостат откроется при температуре 850-900 градусов Цельсия, чтобы уступить место охлаждающей воде для осуществления процесса охлаждения двигателя, которая проходит через радиатор.
Проще говоря, термостат действует как выключатель в системе охлаждения автомобиля. При необходимости термостат будет работать, чтобы регулировать процесс охлаждения двигателя.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТЕРМОСТАТ ТИП
В зависимости от типа автомобильный термостат делится на две части: без перепускного клапана и с перепускным клапаном. Каковы различия между ними? Вот полное объяснение.
- Термостат без перепускного клапана
Этот тип термостата обычно используется в старых автомобилях; очень редко новые автомобили все еще используют этот тип. Этот термостат можно найти на входе в радиатор, и он до сих пор не оснащен запасной линией, по которой может течь охлаждающая вода при неисправности термостата. Вода будет скапливаться в радиаторе и водяной рубашке, когда двигатель автомобиля холодный.
Преимущество этого типа термостата в том, что он дешевый. Однако есть и некоторые недостатки. В случае неисправности термостат без перепускного клапана не имеет линии безопасности. Кроме того, отсутствуют водопроводные магистрали, которые будут остывать, когда двигатель автомобиля находится при высоких температурах.
- Термостат с перепускным клапаном
В отличие от предыдущего типа, в последних автомобилях распространены термостаты с перепускными клапанами. Этот тип термостата находится на выходе из радиатора и имеет перепускной клапан, встроенный в термостат. В этом типе охлаждающая жидкость не может циркулировать в радиаторе, а будет течь из водяной рубашки к термостату, который будет поступать в водяной насос и перекачиваться обратно в водяную рубашку.
Преимущество этого термостата с перепускным клапаном заключается в том, что он имеет предохранительную линию при повреждении и может немедленно снизить температуру горячего двигателя, поскольку он имеет перепускной клапан. Между тем, недостатком является довольно высокая цена, потому что он имеет довольно сложную конструкцию.
Последние сообщения
Советы по замене термостата системы охлаждения
Опубликовано by Jefferson Bryant20004
Заклинивший в закрытом положении термостат двигателя быстро приведет к перегреву двигателя из-за отсутствия циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Когда термостат застревает в открытом положении, двигателю требуется значительно больше времени для прогрева. Вы заметите это зимой, потому что обогреватель будет выдувать кубики льда из вентиляционных отверстий, и ваши пальцы на ногах онемеют, а это не совсем веселые времена. Ваш двигатель также может не достигать рабочей температуры, в результате чего загорается индикатор двигателя, что может повлиять на экономию топлива. Так что же такое термостат в двигателе автомобиля? Продолжайте читать, чтобы узнать, что делает термостат, а также несколько советов по замене термостата.
Что такое термостат?
Термостат представляет собой регулятор температуры в виде клапана, расположенного между выходом охлаждающей жидкости двигателя и входом радиатора. Он может располагаться в специальном корпусе, прикрепленном к блоку двигателя, внутри патрубка радиатора или в отдельном блоке. Термостат остается закрытым ниже определенной температуры, обычно между 180-190 градусами для большинства автомобилей. Когда температура двигателя достигает заданной температуры, он начинает открываться, позволяя горячей охлаждающей жидкости течь в радиатор, выталкивая охлаждающую жидкость в двигатель, снижая температуру двигателя. В конце концов, они выравниваются, и система охлаждения двигателя работает в полную силу, поддерживая заданную температуру, которая обычно на несколько градусов выше установленной температуры термостата. Эта заданная температура является точкой, которую разработчики автомобильных двигателей определили как оптимальную для работы двигателя.
Не рекомендуется запускать двигатель без термостата. Почти каждый двигатель предназначен для работы с термостатом, поддерживающим регулировку температуры.
Почему термостат выходит из строя?
Термостат может выйти из строя тремя способами: заедание в закрытом положении, заедание в открытом положении, медленное/частичное открытие. Большинство из них можно определить, наблюдая за датчиком температуры или движением охлаждающей жидкости в радиаторе.
Застрял в закрытом состоянии — это наихудший сценарий. Если термостат застрял в закрытом положении, ваш двигатель перегреется. Это не единственная потенциальная причина перегрева, но это очень распространенная причина, и ее следует искать в первую очередь.
Застрял в открытом положении — Когда вы заводите машину после того, как она простояла несколько часов, она должна прогреться. Чем холоднее, тем дольше будет прогреваться. В разгар зимы это обычно занимает всего несколько миль. Если двигатель прогревается намного дольше или вообще не прогревается, термостат, скорее всего, заклинил в открытом положении. Это может быть менее заметно в теплые месяцы, но важно следить за датчиком. Когда температура двигателя не достигает нужной температуры, компьютер двигателя остается в режиме работы «разомкнутый контур», что не является наиболее эффективной работой вашего двигателя, поскольку ECM не считывает показания кислородных датчиков. Когда рабочая температура двигателя достигает заданной температуры, компьютер переходит в режим «замкнутого цикла» и начинает считывать показания кислородных датчиков. Благодаря этому двигатель работает более эффективно.
Медленное/частичное открытие — Если термостат открывается медленно или только частично, двигатель будет работать горячее, чем обычно. В конце концов, термостат выйдет из строя с катастрофическими последствиями.
Проверка термостата
Проверить, открывается ли термостат, можно по движению охлаждающей жидкости. На холодном двигателе снимите крышку радиатора и убедитесь, что охлаждающая жидкость залита. Запустите двигатель и подождите, пока указатель температуры не достигнет рабочей температуры. Дайте двигателю поработать на холостом ходу, не увеличивайте обороты. Вы должны наблюдать, как охлаждающая жидкость циркулирует в радиаторе, когда термостат открывается и закрывается. Если охлаждающая жидкость не движется, но датчики температуры поднимаются выше нормы, вероятно, у вас заклинило закрытый термостат. С другой стороны, если охлаждающая жидкость начинает вращаться сразу после запуска холодного двигателя, когда указатель температуры все еще находится в холодном диапазоне, у вас, вероятно, заклинило открытый термостат.
Вы также можете снять термостат с двигателя и проверить его. Если устройство застряло в открытом состоянии, вы сразу это увидите. Пружина сожмется, и поршень оторвется от корпуса блока, обнажив отверстие в центре корпуса.
Быстрый способ проверить заклинивший термостат — снять его с двигателя и бросить в кастрюлю с горячей водой. Ключевым моментом здесь является вскипятить воду, а затем снять ее с горелки, дав ей остыть настолько, чтобы прекратились пузырьки. Бросьте термостат в поддон и посмотрите. Плунжер должен быстро двигаться, открывая блок. Если это не так, он застрял.
Советы по замене термостата
Если вы пришли к выводу, что замена термостата необходима, вот несколько советов, которые облегчат вам работу.
Полностью слейте воду из системы охлаждения через кран радиатора. Это краник, обычно расположенный внизу радиатора сбоку. В зависимости от конструкции вам может потребоваться открутить его всего на несколько оборотов, чтобы дать жидкости стечь.Иногда к сливу радиатора можно присоединить шланг, чтобы уменьшить беспорядок. Соберите как можно больше охлаждающей жидкости, НЕ позволяйте ей просто стекать на землю, утилизируйте ее надлежащим образом!
Регулируемые плоскогубцы отлично подходят для сжатия заводских хомутов, но для узких мест лучше всего подходят специальные клещи для хомутов.
Водяная горловина (корпус термостата) обычно крепится двумя-тремя болтами. Будьте осторожны, чтобы не сломать болты, они часто подвергаются коррозии и ржавчине. Используйте проникающее масло, если они выглядят покрытыми коркой. Обязательно поместите еще один улавливающий поддон под область горловины, потому что, скорее всего, выльется еще немного охлаждающей жидкости.
Всегда сравнивайте отсоединяемую старую деталь с входящей новой, чтобы убедиться, что они совпадают. Старый термостат (который сломался) слева, новый справа.
Когда вы начнете собирать вещи, нанесите немного противозадирного средства на исходные болты, чтобы их можно было снова снять в будущем.
Самое время проверить шланги на предмет износа. Стенки шланга должны быть достаточно жесткими; он не должен быть мягким и кашеобразным. Этот был в хорошем состоянии, поэтому его переустановили.
Неисправный термостат может испортить вам впечатление от вождения, не говоря уже о поломке двигателя. Обязательно следите за датчиком температуры, никогда не знаешь, когда термостат может выйти из строя.
Ознакомьтесь со всеми деталями систем отопления и охлаждения, доступными в NAPA Online, или доверьтесь одному из наших 17 000 пунктов обслуживания AutoCare NAPA для планового технического обслуживания и ремонта. Чтобы получить дополнительные советы по замене термостата, поговорите со знающим специалистом в местном магазине NAPA AUTO PARTS.