Что такое термостат в автомобиле: Автомобильный термостат — что такое, для чего нужен и какие неисправности

Авто термостат. Принцип работы и неисправности

Если двигатель охлаждается при помощи жидкости, в системе охлаждения имеется прибор под названием термостат. Он располагается между двигателем и радиатором.

В данной статье расскажем что такое автомобильный термостат, принцип его работы и устройство, а также, какие бывают неисправности при работе.

Автомобильный термостат — что это?

Термостат — это регулятор температуры антифриза (тосола) в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.

Основная задача термостата — блокировать поток охлаждающей жидкости — антифриза в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда двигатель холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет операционной температуры 95 градусов, термостат открывается. Термостат позволяет двигателю разогреться быстрее, тем самым термостат уменьшает износ двигателя и вредные выхлопы.

Если интересно, то можно посмотреть, как работает термостат. Положите термостат в кастрюлю с водой и поставьте кастрюлю на электрическую плитку. По мере закипания воды в термостате примерно на 2 см откроется клапан. Эксперимент лучше проводить с новым термостатом, не со своей машины.

Устройство и принцип работы термостата

Автомобильный термостат сделан из латуни и меди. Принцип работы термостата кроется в маленьком цилиндре, который находится со стороны, повернутой в сторону двигателя.

В этом цилиндре находится шарик искусственного воска, который начинает плавиться при температуре 82 градусов по Цельсию. Воск выбран потому, что он может значительно расширяться, так как под действием тепла переходит из твердого в жидкое состояние.

Штырь вдавлен в цилиндр с воском и соединен с клапаном. Когда воск плавится, он значительно расширяется и выдавливает штырь из цилиндра, тем самым открывая клапан. Через открытый термостат проходит охлаждающая жидкость через радиатор. Когда двигатель отключается, он остывает, и воск в термостате застывает, снова становится твердым.

Какие бывают неисправности термостата?

Термостат — важная деталь. Он может выйти из строя по многим причинам, но самая распространенная — это коррозия.

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении — возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. Если термостат открывается, но не до конца, двигатель перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации автомобиля.

Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии — до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время рабочая температура может быть и не достигнута. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха ноль градусов двигатель должен прогреваться до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия термостата температура двигателя не будет подниматься выше 70 градусов.

Как определить, работает термостат или нет?

Нужно прогреть двигатель, чтобы температурная стрелка немного не доходила до красной линии. Затем выключить двигатель, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху радиатора и представляет из себя черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний.

Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, а другой холодный, вероятнее всего клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат нужно заменить на новый.

Есть ‘народный способ’ как проверить термостат на работоспособность. Смысл в том, что мы должны положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий термостат, меняем его на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

При замене термостата следует узнать температуру открывания клапана. У различных термостатов она может варьироваться в широком диапазоне. А как вы понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывая, ведь в этом случае двигатель может перегреваться.

Что такое термостат, его виды и применение в автомобиле

В системе охлаждения автомобиля находится такая важная деталь как термостат. Он стабилизирует температуру и определяет контур подачи охлаждающей жидкости. От правильной работы небольшого устройства напрямую зависит степень прогрева и защита от перегрева заведенного двигателя и его частей. Чтобы своевременно определить и отреагировать на неполадки в его работе, нужно понимать что такое термостат, знать его функции и устройство.

Функции


Что такое термостат: по своей сути это автоматический контроллер температуры, который отвечает за сохранение нужного уровня температуры в замкнутой системе охлаждения. В устройство двигателя он устанавливается для управления подачей охлаждающей жидкости. Благодаря термостату обеспечивается:
⦁ своевременный прогрев мотора и салона автомобиля;
⦁ сохранение температуры на необходимом уровне, не допуская избыточного перегрева и охлаждения;
⦁ умеренный расход топлива.
Помимо этого, благодаря термостату повышается эксплуатационный ресурс двигателя, в результате сокращения периода работы двигателя в превышенном температурном режиме.

Устройство


Основной задачей термостата является посредством клапана управлять потоком охлаждающей жидкости. Для этого термостат оснащен особым, чувствительным к температуре, элементом.
Основные части в устройстве любого автомобильного термостата:
⦁ корпус;
⦁ патрубки: один выходной и два входных для обоих контуров циркуляции охлаждающей жидкости;
⦁ клапан перепускной, способствующий циркуляции тосола (антифриза) по малому контуру;
⦁ клапан открывания большого контура;
⦁ чувствительный термоэлемент.
При изготовлении корпуса термостата используется металл (латунь, медь) или пластик. Наполнителем термоэлемента выступает восковое вещество. Достигнув +82℃ воск плавится и, увеличиваясь в объёме, открывает клапан давлением на его крышку. Для улучшения плавления воск снабжают специальными добавками.
Пока двигатель не нагрелся до определенной степени, антифриз находится в холодном состоянии, а термостат с закрытым пропускным клапаном. При этом охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, охлаждая блок цилиндров и его головку. Когда двигатель нагревается до рабочей температуры (75℃ — 95℃) термоэлемент посредством клапана открывает большой контур, в результате происходит охлаждение всего силового агрегата.

Неисправности

Имея не малое значение, это устройство обладает небольшим эксплуатационным сроком. Термостат подлежит замене приблизительно раз в два-три года. Поэтому необходимо знать о возможных неисправностях и их последствиях. В основном возникают три проблемы в функционировании устройства:
⦁ Не происходит закрытие клапана. При запуске двигателя, охлаждающая жидкость начинает сразу двигаться по большому кругу. В итоге двигатель очень долго прогревается до рабочей температуры, а салон вовсе с трудом удается нагреть. Помимо этого, увеличивается расход топлива. В летний период данная неисправность практически незаметна. Зимой двигатель с трудом достигает необходимого нагрева.
⦁ Не срабатывает клапан. Здесь охлаждающая жидкость постоянно движется по малому контуру. Охлаждение при этом минимальное, в итоге мотор перегревается, возникает опасность его заклинивания. При обнаружении данной поломки настоятельно рекомендуется даже не пытаться заводить двигатель. Если по каким-либо причинам приходится проехать некоторое расстояние, то нужно включить отопитель салона на полную мощность, чтобы немного отвести тепло от двигателя. В такой ситуации нужно внимательно следить за указателем температуры, не допуская превышения его показания.
⦁ Открытие происходит раньше времени. Иногда случается, что клапан срабатывает когда двигатель еще не прогрелся до рабочего состояния. Чаще это происходит с термостатами плохого качества и недобросовестных производителей. Еще это происходит, если автомобиль оборудован частями, неподходящими по параметрам. В итоге мотор долго нагревается и увеличивается топливный расход.
Получается, что неисправность термостата может привести к серьезным последствиям, особенно когда не открывается большой контур.

Автомобильный термостат: принцип работы и для чего он нужен