Дизель смд: Дизель СМД-18 руководство по эксплуатациии

Содержание

Автотранспортный портал » Состояние надежности и долговечности двигателя СМД-14

По сравнению с другими двигателями у дизеля СМД-14 износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала несколько больший. Это можно объяснить более высокими давлениями и скоростями скольжения. Причина малого износа коленчатых валов таких двигателей, как Массей-Гаррис, Фордзон-Мэйджер и Оливер-Дизель 99Д -высокое качество применяемых материалов. На двигателе Массей-Гаррис коленчатый вал изготовлен из стали типа 40ХГМ, шейки вала подвергнуты азотированию. На двигателе Фордзон-Мэйджер вал сделан из стали типа ЗЗХНЗМА. На испытанных зарубежных дизелях установлены свинцово-бронзовые вкладыши со специальными покрытиями из сплава свинца с оловом и индием.
По износостойкости гильз цилиндров большинство двигателей, в том числе и двигатель Д-54, уступают двигателю СМД-14. Из всех сравниваемых двигателей дизель СМД-14 имеет наименьший радиальный износ компрессионных и особенно маслосъемных колец.


На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. По надежности и долговечности дизель СМД-14 равноценен современным дизелям аналогичного типа, имея в то же время повышенную износостойкость одних деталей и пониженную других.
2. Основная причина недостаточной долговечности заключается в большом рассеивании величин износа, вызванном неоднородным качеством изготовления деталей и неодинаковым техническим обслуживанием в эксплуатации. Средняя долговечность большинства основных деталей уже сейчас достаточна для обеспечения моторесурса двигателя и равна не менее 4000 ч. Поэтому основная задача сводится к уменьшению рассеивания величин износа и приближению их к средним значениям. Это достигается повышением качества изготовления и культуры технического обслуживания.
3. Осуществлением вытекающих из анализа рекомендаций представляется вполне реальным довести моторесурс двигателя СМД-14 до 4000 ч в течение ближайших двух лет, а в дальнейшем — до 5000-6000 ч.

admin | Без рубрики | 17 Фев 2015 |

Дизель СМД-14Н и его модификации. Руководство по устройству и техническому обслуживанию

Артикул: 00-00004177

в желания В наличии

Год: 1989

Переплет: Твердая обложка

Страниц: 67

Вес: 250 г

С этим товаром покупают

В фирменном руководстве дана подробная информация по устройству и техническому обслуживанию дизеля СМД-14Н и его модификаций.

Содержание
Введение
1. Технические данные
2. Меры безопасности
2.1. Меры безопасности при эксплуатации дизеля
2.2. Меры пожарной безопасности
3. Подготовка к работе
3.1. Подготовка нового дизеля к работе
3.2. Смазка
3.3. Заправка топливом
3.4. Заправка водой

4. Порядок работы
4.1. Пуск дизеля пусковым двигателем
4.2. Пуск дизеля стартером
4.3. Остановка дизеля
4.4. Особенности эксплуатации дизеля в начальный период
4.5. Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях
5. Техническое обслуживание
5.1. Определение количества часов, отработанных дизелем
5.2. Перечень работ технического обслуживания
5.3. Проведение работ по техническому обслуживанию
5.4. Регулировка механизмов и агрегатов
6. Хранение
7. Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива ФТ-150А
8. Технические данные дизелей СМД-17Н.01,СМД-18Н.01, СМД-17Н.02, СМД-18Н.02, СМД-17Н.03, СМД-18Н.03, СМД-17Н. 04, СМД-18Н.04

История украинского тракторостроения в Харькове

История зарождения сельскохозяйственного машиностроения в Харькове

Недавно звонил по объявлению.
Женский голос рассказывает, как найти фирму:

— ул. Маршала Батицкого…
— а.., говорю, возле Серпа и Молота..

— Пауза… какого Серпа? Ресторан «Ахтамар» знаете?

Больно кольнуло. В наше время, уже ничему не удивляешься, а тут защемило, пройдет еще несколько лет и уже почти никто и не вспомнит о гордости Харькова и всего сельхозмашиностроения СССР. Как-то неправильно это…

Завод восстановить мы не сможем, а вот оставить память о нем на просторах всемирной паутины, можно попытаться.

Так созрела мысль открыть цикл статей об истории машиностроения в г. Харькове и в Украине.

Готовы предоставить место всем, кто неравнодушен к истории отечественного машиностроения.

Может все-таки, общими усилиями не скатимся в ряд банановых республик– что-то сохраним, что-то восстановим, а что-то и построим с нуля?.

 

Вероятно, уже не многие помнят, что Харьковскими заводами «Серп и Молот» и «Тракторных двигателей» в СССР производилось наибольшее количество дизелей для сельхозмашин и другой техники. Годовой выпуск достигал в 80-х годах более 250 тыс.шт., а всего дизелей с маркой СМД произведено около 7 млн. шт.

Дизелями СМД комплектовались все зерно-свеклоуборочные комбайны (Ростовского, Красноярского, Таганрогского, Тернопольского, Херсонского, Гомельского, Биробиджанского заводов – более 10 тыс. шт. в год) и около 60% тракторов заводов Харькова, Волгограда, Петрозаводска, заслуживает внимания и значительный перечень другой техники для народного хозяйства и специального назначения, комплектовавшиеся дизелями СМД.

Как складывалась история создания и развития моторостроительных производств в г. Харькове. В послевоенное время интенсивно развивалось сельское хозяйство, однако тракторной техники и особенно зерноуборочных комбайнов явно не хватало. Выпускавшиеся прицепные комбайны комплектовались бензиновыми маломощными двигателями, преимущественно УМ5 Уфимского авиационного завода.

Производственных мощностей на этом заводе было недостаточно, да и продукция была не его профиля.

Поэтому, 7 сентября 1949 г. Совет Министров СССР принял Постановления от организации на заводе «Серп и Молот» производства двигателей У5М для прицепных комбайнов. Этим же Постановлением в целях развития опытно-конструкторских работ по двигателям для комбайнов и сельхозмашин предусматривалось создание на заводе специального конструкторского бюро по двигателям с опытным цехом и исследовательской лабораторией (СКБД). Производимые на тракторных заводах дизели Д-35, Д-54, и КДМ-46 были не пригодны для комбайнов, т.к. они были тяжелыми, габаритными и тихоходными.

Освоение производства двигателей У5М на заводе «Серп и молот» началось путем сборки из комплектующих Уфимского завода. Конструкция этого двигателя разрабатывалась в НАТИ в довоенное время. Мощность его была 40 л.с., выпускался в алюминиевом варианте, отличался хорошей надежностью и приспособленностью к условиям работы на комбайнах.

Одновременно началось изготовление комплектующих двигателя на заводе «Серп и Молот» и перевод производства основной продукции завода молотилок и копнителей на другие предприятия. Конструкторское бюро было малочисленным без опыта в мотостроительном производстве, но с приходом главного конструктора И.А. Коваля из авиационной промышленности и группы молодых специалистов начались активные работы по совершенствованию двигателя У5М, в первую очередь повышению его мощности на 5 л.с. и на 30% и снижению расхода топлива. Этот двигатель выпускался под маркой СМ-1. За 1955 год было изготовлено 86500 двигателей, в том числе 46400 шт. СМ-1.
Возрастающие объемы производства зерновых культур диктовали необходимость повышения производительности комбайнов за счет разработки и внедрения самоходных. Для их комплектации взамен СМ-1 конструкторским бюро (СКБД) было предложено отказаться от бензиновых двигателей и применить дизельные. В основе был 4-х цилиндровый дизель с диаметром цилиндра 110 мм и ходом поршня 130 мм, в последствии модернизированный за счет увеличения диаметра цилиндра до 115 мм Таким образом, самоходный комбайн СК-3 стал комплектоваться первым в СССР дизельным двигателем СМД-7 мощностью 65 л.
с. при оборотах коленчатого вала 1700 об/мин. Преимущества дизеля СМД-7 перед СМД-1 очевидны: большая мощность, меньший расход топлива, меньшая пожароопасность.

В 1958 г. начато серийное производство дизеля СМД-7 и его распространение на другие машины, а выпуск бензиновых двигателей СМ-1 постепенно сокращался так как прекращалось производство прицепных комбайнов. В течение 1958 г. Было изготовлено около 28 тыс. дизелей СМД-7.

Одновременно с развитием производства СМД-7 развивалась и экспериментальная база ГСКБД, что позволило существенно ускорить проведение опытно-конструкторских работ, в результате которых разработаны предложения по созданию тракторного дизеля СМД-14 мощностью 75 л.с. при увеличении диаметра цилиндра со115 мм до 120 мм и хода поршня со 130 до 140 мм. Применение более легкого и экономичного дизеля СМД-14 на тракторах ХТЗ, ВтТЗ и ОТЗ позволяло на этих заводах прекратить выпуск собственных дизелей и увеличить производство тракторов, сэкономить расход металла, а в эксплуатации получить существенную экономию топлива. Двигатель СМД-14 развивал на 40% большую мощность чем Д-54, имел на 450 кг меньшую массу. Теперь уже на базе тракторного СМД-14 были созданы модификации СМД-14К и СМД-15К для самоходных комбайнов СК-4 Ростовского и Таганрогского заводов. Двигатели этого семейства поставлены на производство в 1961 г.

Благодаря высоким технологическим показателям дизель СМД-14 и его модификации применялись более чем на 40 машинах различного назначения. В период 1962-1966 г.г. активно велись работы по расширению семейства дизелей СМД-14 за счет создания 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей.

Были созданы конструкции, проведены стендовые и эксплуатационные испытания опытных образцов, но внедрение произошло позже и только 6-ти цилиндрового двигателя новой концепции.

Однако работы по повышению мощности 4-х цилиндровых двигателей продолжались, но с учетом их массового производства (жестких технологических процессов), ГСКБД изыскивало малозатратные способы улучшения мощностно-экономических показателей. Этому способствовали успешные результаты по созданию систем газотурбинного наддува. В ГСКБД впервые в отрасли сельхозмашиностроения было разработано семейство унифицированных турбокомпрессоров ТКР-11, ТКР-8 и ТКР-7,5, которые были внедрены в производство на Дергачевском заводе турбокомпрессоров и Борисовском заводе агрегатов.
Применение газотурбинного наддува позволило увеличить мощность двигателей

СМД-17К/18К до 105 л.с. и внедрить их в 1968-1969 г.г. в производство для зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Сибиряк». Одновременно продолжались работы по совершенствованию тракторного двигателя, в результате которых он был разработан вначале вихрекамерным, а потом, дизель СМД-18Н с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом мощностью 100 л.с. для Волгоградского завода.

Учитывая существенные улучшения топливной экономичности дизелей с непосредственным впрыском, новый рабочий процесс был внедрен в 1974 г. Вместо вихрекамерного на всех двигателях завода «СиМ».

В 1970 г. Государственное специальное конструкторское бюро по двигателям, учитывая значительный объем работ по отрасли, было преобразовано в Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности. Это по существу был ответ Минтракторсельхозмаша на инициативные работы ГСКБД по созданию короткоходных V-образных дизелей семейства СМД-60. Впервые для сельхозмашин разработана конструкция дизелей с отношением хода поршня к диаметру цилиндра меньше 1.0, что позволило уменьшить габариты и вес силового агрегата. После проведения большого количества опытно-конструкторских работ и испытаний семейство этих дизелей в 1973-1974 г.г. было поставлено на производство на новом заводе тракторных двигателей (ХЗТД). Это обеспечило переход на новое поколение энергонасыщенных харьковских тракторов – Т-150 и Т-150К, Вологодского ДТ-175С, а также высокопроизводительных зерноуборочных (г. Таганрог), свеклоуборочных (г. Тернополь), кукурузоуборочных (г. Херсон) и кормоуборочных (г. Гомель) комбайнов. Внедрения дизелей этого семейства по существу закрыло потребный диапазон мощностей 150-170 л.с. в сельхозмашиностроении.

Однако дальнейшие исследования рабочих процессов, проблем надежности дизелей

«СиМ» и ХЗТД выявили существенные резервы для улучшения их эксплуатационных характеристик путем применения систем охлаждения наддувочного воздуха после турбокомпрессора. В результате применения такой системы на V-образных дизелях, внедренных на ХЗТД в 1978 г., достигнута мощность двигателя СМД-72 – 200 л.с. Эти двигатели нашли применение на кормоуборочных (г. Гомель) и кукурузоуборочных (г. Херсон) комбайнов высокой производительности.

В 1979 г. была получена престижная информация с испытательного полигона штата Небраска (США) – при сертификационных испытаниях тракторов Т-150, Массей Фергюсон 1505, Интернешнл 3588, Кей 4490 и Версатайл 555 самые высокие результаты по топливной экономичности обеспечил дизель СМД-62, что означало высокий уровень конструкторско-исследовательских работ в ГСКБД.

Наряду с активными работами по развитию дизелей семейства СМД-60 производились опытно-конструкторские работы по совершенствованию дизелей «СиМ». На базе дизелей СМД-18КН/17КН разработаны двигатели СМД-19/20 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, обеспечившие мощность 120 л.с. и заметно улучшившие производительность комбайнов «Нива» и «Енисей». В период 1981-1984 г.г. проведен огромный объем работ по повышению технического уровня 4-х цилиндровых дизелей. Разработан новый рабочий процесс для дизелей СМД-21/22, что позволило повысить мощность базовых СМД-19/20 до 140 л.с. Их применения на зерноуборочных комбайнах «Нива» и «Енисей-1200», кормоуборочной машине РКМ-4 решило проблему достаточной мощности.

Дальнейшие работы по повышению технического уровня 4-х цилиндровых дизелей включали задачи повышения их мощности и улучшения экономических и экологических показателей. Так были разработаны и поставлены на производство дизели СМД-23/24 мощностью 165 л.с. для зерно- и кормоуборочных комбайнов. Эти модификации, как серийные, исчерпали резервы по мощности и надежности. Однако они послужили базой для создания специфических модификаций:

  • двигатели СМД-23.07 — для городских автобусов ЛАЗ;

  • двигатели СМД-25 — для интегрального трактора, создаваемого Липецким тракторным заводом;

  • двигатели СМД-19ТА.06 — для пахотного трактора ХТЗ-Т150А;

  • двигатели СМД-19Т.02 — для универсально-пропашного трактора ХТЗ-120;

  • двигатели СМД-20ТА — для Волгоградского трактора ВТ-100Н;

  • двигатели СМД-21.08/СМД-21.09 — для установки на спецтехнике вместо бензиновых (2-х) на одной машине;

  • двигателиСМД-18НП постоянной мощности — для тракторов Волгоградского и Онежского заводов;

В конце 70г.г. разработана концепция нового семейства 6-ми цилиндровых дизелей СМД-31, СДц/Сп = 120х140 мм, которые впоследствии выпускались в серийном производстве завода «СиМ» основные:

  • двигатели СМД-31А мощностью 225 л. с. — для зерноуборочного комбайна «Дон-1500»;

  • двигатели СМД-31, СМД-31.01 — для тракторного зерноуборочного комбайна «СК-10» и универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» мощностью 250 л.с.;

  • двигатель СМД-31Б.04 — для кормоуборочного комбайна «ДОН-680» мощностью 280л.с.

Как надежные комбайновые двигатели семейства СМД31 они получили применение на комбайнах «Славутич», «Лан», «Олимп», «Обрий».

В плане опытно-конструкторских работ были разработаны варианты двигателей на базе СМД-31 для тракторов ХТЗ, дизельных электрических агрегатов и др. машин. Изготовлены опытные образцы, проведены эксплуатационные испытания, однако необходимость во внедрении отпала.

Возможность использования в качестве силового агрегата на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и автобусах ЛАЗ подтвердили эксплуатационные испытания нескольких моделей мощностью 220-300 л.с. Последним акородом работ по созданию автомобильного двигателя на базе СМД-31 была разработана конструкция дизеля с горизонтальным расположением цилиндров мощности 300 л. с. Однако внедрение этих разработок в производство в экономических условиях последних лет 90-х годов оказались нереальным, так как собственного производства сцеплений и коробок передач не было, а закупка по импорту приводила к неконкурентности по цене силовых агрегатов.

Имели место и разработки 8-ми цилиндровых V-образных дизелей. Так, в 1979 г. был создан двигатель СМД-80 мощностью  220-250 л.с. на базе СМД-60 для гусеничных тракторов класса 3 и 5 т. Волгоградского и Алтайского тракторов. Изготовлены образцы, проводились испытания. В 1988 г. был разработан 8-ми цилиндровый дизель СМД с Дц * Sn= 120*140 мм мощностью 350-400 л.с. Этот двигатель в сравнении с СМД-80 имел некоторые конструктивные особенности: индивидуальные головки цилиндров на каждый цилиндр, турбокомпрессор на каждый ряд (2), двухконтурная система смазки и др. Изготовлены образцы, проведены стендовые испытания. Дальнейшие работы прекращены из-за прекращения производств на харьковских моторных заводах.

ГСКБД занималось созданием малолитражных двигателей. Первым направлением было создание типоразмерного ряда пусковых двигателей и редукторов для дизелей СМД и заводов отрасли. Агрегаты разработаны, доведены их конструкции и поставлены на производство на специализированных заводах:

  • Харьковский завод пусковых двигателей;

  • Гомельский завод пусковых двигателей;

  • Алтайский завод агрегатов;

  • Липецкий завод пусковых двигателей;

  • Михайловский завод пусковых двигателей.

Двигатели созданы в одно-двухцилиндровом исполнениях. Мощность, развиваемая этими двигателями составляла 10-22 л.с.

Второе направление предусматривало создание семейства 2-х, 4-х и 6-ти цилиндровых малоразмерных дизелей с V-образным расположением цилиндров размерностью Д*5=82*88 мм для средств малой механизации. Двухцилиндровый дизель СМД-900 развивал мощность 13 л.с. и предназначался для трактора «Прикарпатец», «Карпатмашина», а также для самоходных шасси. Четырехцилиндровый дизель развивал мощность 30 л.с. и предназначался для транспортных средств. В дальнейшем его мощность была повышена до 50 л.с. за счет применения газотурбинного наддува. Началось освоение выпуска этих двигателей на ХЗТД.

Важным направлением в совместной деятельности ГСКБД с заводами «СиМ» и «ХЗТД» было освоение производства дизельных электроагрегатов.

Марка дизеля

Мощность агрегата кВт

Завод — производитель

СМД – 900Э

СМД – 11Д

СМД – 15Э

СМД – 19Э

СМД – 17Э

СМД – 31Э

Д – 60Э

 

 

8

30

30

60

50

100

60

ХЗТД

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

ХЗТД

Еще одно интересное направление – создание и производство дизельных агрегатов, представляющих собой компоновку на единой раме дизелей с блоком радиаторов, муфтой сцепления, приборной доской и др. элементами, обслуживающими работу дизелей.

«Плодовитость» харьковского машиностроения объясняется тесным сотрудничеством конструкторов ГСКБД и предприятий «СиМ» и ХЗТД. Огромные объемы производства двигателей на этих заводах возможны были лишь благодаря тесным кооперационным связям с более чем 40-ка заводами-смежниками, работающими по конструкторской документации ГСКБД.

Быков Виктор Иванович,

главный конструктор ГСКБД с 1992 по 2002 год

Дизель СМД-18Н и его модификации

Автор(ы):сост. Андриевская Л. Д., Бугара В. А., Димент Ю. М.

09.01.2013

Год изд.:1989
Издание:3
Описание: Дизель СМД-18Н и его модификации широко применяется в качестве силового агрегата на комбайнах, тракторах, подъемных кранах, экскаваторах и других машинах. Инструкция содержит краткое описание конструкции дизеля СМД-18Н, конструктивные отличительные особенности его модификации, сведения по эксплуатации и техническому обслуживанию. Пособие предназначена для комбайнеров, трактористов, механиков и других лиц, связанных с эксплуатацией дизеля СМД-18Н и его модификаций. Соответствует технической документации по состоянию на 01.01.87.
Оглавление: Введение [3]
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ [6]
2. УСТРОЙСТВО, РАБОТА ДИЗЕЛЯ И ЕГО СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ [9]
  2.1. Блок-картер и головка цилиндров [10]
  2.2. Кривошипно-шатунный механизм [14]
  2.3. Механизм газораспределения [19]
  2.4. Топливная система [21]
    2.4.1. Фильтр грубой очистки топлива [22]
    2.4.2. Фильтр тонкой очистки топлива [22]
    2.4.3. Топливный насос [23]
    2.4.4. Регулятор [27]
    2.4.5. Топливоподкачивающий насос [28]
    2.4.6. Форсунка [29]
  2.6. Система питания воздухом [30]
    2.5.1. Воздухоочиститель [30]
    2.5.2. Турбокомпрессор [34]
  2.6. Система выпуска отработавших газов [36]
  2.7. Смазочная система [38]
    2.7.1. Масляный насос [38]
    2. 7.2. Центрифуга [39]
    2.7.3. Масляный фильтр турбокомпрессора [40]
  2.8. Система охлаждения [40]
    2.8.1. Водяной насос и вентилятор [41]
    2.8.2. Термостат [42]
  2.9. Пусковое устройство [43]
    2.9.1. Пусковой двигатель [43]
    2.9.2. Редуктор [48]
  2.10. Электрооборудование [49]
    2.10.1. Генератор [50]
    2.10.2. Стартер СТ362А [51]
    2.10.3. Стартер СТ100 [52]
  2.11. Муфта сцепления [53]
  2.12. Счетчик моточасов [56]
  2.13. Насосы шестеренные [56]
  2.14. Система автоматической защиты дизелей СМД-14НГ, СМД-14БН, СМД-17Н и СМД-18Н [58]
3. УКАЗАНИЯ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ [60]
  3.1. Меры безопасности при эксплуатации дизеля [60]
  3.2. Меры пожарной безопасности [60]
4. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ [61]
  4.1. Подготовка нового дизеля к работе [61]
  4.2. Заправка водой [61]
  4.3. Заправка топливом [62]
  4.4. Смазка [62]
5. ПОРЯДОК РАБОТЫ [63]
  5.1. Пуск дизеля пусковым двигателем [63]
  5. 2. Пуск дизеля стартером [64]
  5.3. Остановка [64]
  5.4. Обкатка [64]
  5.5. Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в осенне-зимний период [65]
6. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ [67]
  6.1. Указания о проведении работ по устранению неисправностей [77]
    6.1.1. Проверка топливной аппаратуры [77]
    6.1.2. Проверка работы турбокомпрессора [78]
    6.1.3. Снятие и установка турбокомпрессора [78]
    6.1.4. Разборка, промывка и сборка турбокомпрессора [79]
    6.1.5. Регулировка осевого перемещения распределительного вала [80]
    6.1.6. Установка угла опережения зажигания на пусковом двигателе [80]
    6.1.7. Проверка исправности генератора [80]
7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ [82]
  7.1. Перечень работ, выполняемых по каждому виду технического обслуживания тракторных дизелей [86]
  7.2. Перечень работ, выполняемых по каждому виду технического обслуживания комбайновых дизелей [96]
  7.3. Таблица смазки [104]
  7. 4. Указания о проведении работ технического обслуживания [112]
    7.4.1. Проверка уровня, заправка масла в картер дизеля и его слив [112]
    7.4.2. Очистка и промывка воздухоочистителя [112]
    7.4.3. Очистка и промывка центрифуги [113]
    7.4.4. Промывка масляного фильтра турбокомпрессора [114]
    7.4.5. Слив отстоя н промывка фильтра грубой очистки топлива [114]
    7.4.6. Обслуживание фильтров тонкой очистки топлива ФТ-75А и ФТ-150А [114]
    7.4.7. Разборка и промывка карбюратора [114]
    7.4.8. Разборка и промывка воздухоочистителя пускового двигателя [116]
    7.4.9. Разборка, очистка и проверка состояния основных сборочных единиц и деталей стартера СТ362А [116]
    7.4.10. Проверка состояния щеток и коллектора стартера СТ100 [116]
    7.4.11. Проверка состояния сборочных единиц и деталей стартера СТ100 и его регулировка [117]
    7.4.12. Притирка клапанов и последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров [117]
  7. 5. Регулировка механизмов и агрегатов [118]
    7.5.1. Регулировка натяжения ремней вентилятора [118]
    7.5.2. Регулировка зазоров клапанов [119]
    7.5.3. Снятие и установка топливного насоса [120]
    7.5.4. Регулировка топливного насоса [122]
    7.5.5. Проверка и регулировка форсунок [124]
    7.5.6. Проверка и регулировка установочного угла опережения впрыскивания топлива [125]
    7.5.7. Регулировка муфты сцепления дизеля [127]
    7.5.8. Регулировка механизма управления редуктором пускового двигателя [128]
    7.5.9. Регулировка зазоров прерывателя магнето и электродов свечи [133]
  7.6. ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ДИЗЕЛЯ [138]
8. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ [139]
9. ХРАНЕНИЕ [141]
  9.1. Общие требования [141]
  9.2. Подготовка дизеля к хранению [141]
  9.3. Межсменное хранение [142]
  9.4. Кратковременное хранение [142]
  9.5. Длительное хранение [142]
  9.6. Расконсервация дизеля [143]
10. ПОРЯДОК ОБСЛУЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД ИХ ЭКСПЛУАТАЦИИ [144]
11. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ, ВХОДЯЩИХ В ЗИП [145]
ПРИЛОЖЕНИЯ [148]
Формат: djvu
Размер:2763176 байт
Язык:РУС
Рейтинг: 622
Открыть: Нет поддержки JS 🙁

Двигатель трактора Т-150: от СМД-60 до ЯМЗ-236

Содержание:

Тракторы Т-150 и Т-150К разрабатывались инженерами Харьковского тракторного завода. Эта модель сменила другую оригинальную разработку ХТЗ — Т-125, выпуск которой прекратили в 1967 году.

Т-150 был в разработке несколько лет и поступил в серийное производство в 1971 году. Изначально это была модель Т-150К — трактор на колесной базе. С 1974 года начался выпуск гусеничного трактора с маркировкой Т-150.

Принцип, заложенный инженерами ХТЗ при разработке Т-150 и Т-150 К, заключался в максимальной унификации этих моделей. Колесный и гусеничный тракторы имеют настолько схожую конструкцию, насколько это возможно с учетом разных движителей. В этой связи большинство запчастей и узлов маркируются для Т-150, но подразумевается, что они подходят и колесному трактору Т-150К.

Двигатели, устанавливаемые на трактор Т-150

Моторы на тракторах Т-150 и Т-150К имеют переднее расположение. К агрегату через муфту подключается сцепление и коробка передач. На колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливались двигатели:

  • СМД-60,
  • СМД-62,
  • ЯМЗ-236.

Двигатель Т-150 СМД-60

На первых тракторах Т-150 был дизельный двигатель СМД-60. Мотор имел принципиально отличную конструкцию для того времени и сильно отличался от других агрегатов для спецтехники.

Двигатель Т-150 СМД-60 является четырехтактным, короткоходовым. У него шесть цилиндров, расположенных в 2 ряда. Мотор турбированный, имеет системы жидкостного охлаждения и непосредственного впрыска топлива.

Особенностью двигателя трактора Т-150 СМД-60 является то, что цилиндры располагаются не друг напротив друга, а со смещением на 3,6 см. Это было сделано для того, чтобы установить на одну шатунную шейку коленвала шатуны противоположных цилиндров.

Конфигурация двигателя Т-150 СМД-60 кардинально отличалась от строения других тракторных моторов того времени. Цилиндры движка имели V-образную компоновку, что сделало его намного компактнее и легче. В развале цилиндров инженеры расположили турбонагнетатель и выпускные коллекторы. Подающий дизель насос марки НД-22/6Б4 размещен сзади.

Двигатель СМД-60 на Т-150 оснащен полнопоточной центрифугой для очистки моторного масла. Топливных фильтров у мотора два:

  1. предварительный,
  2. для тонкой очистки.

Вместо воздушного фильтра на СМД-60 используется установка циклонного типа. Система очистки воздуха автоматически очищает пылесборник.

Особенности двигателя Т-150 СМД-60

На тракторах Т-150 и Т-150К с двигателем СМД-60 использовался дополнительный бензомотор П-350. Этот пусковой двигатель карбюраторного типа, одноцилиндровый, с системой водяного охлаждения генерировал 13,5 л.с. Контур водяного охлаждения у пусковой установки и СМД-60 единый. П-350 в свою очередь запускался стартером СТ-352Д.

Для облегчения запуска в зимнее время (ниже 5 градусов) двигатель СМД-60 оборудовали предпусковым прогревателем ПЖБ-10.

Технические характеристики двигателя СМД-60 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

есть

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

9,15 л

Мощность

150 л. с.

Обороты

2000, мин-1

Степень сжатия

15

Масса двигателя

950 кг

Средний расход

248 г/кВ*ч

Двигатель Т-150 СМД-62

Одной из первых модификаций трактора Т-150 стал двигатель СМД-62. Он был разработан на основе движка СМД-60 и во многом имел схожую с ним конструкцию. Главным отличием стала установка компрессора на пневмосистему. Также у двигателя СМД-62 на Т-150 увеличилась мощность до 165 л.с. и число оборотов.

Технические характеристики двигателя СМД-62 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Порядок работы цилиндров

1-4-2-5-3-6

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

есть

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

9,15 л

Мощность

165 л. с.

Обороты

2100, мин-1

Степень сжатия

15

Масса двигателя

1100 кг

Средний расход

248 г/кВ*ч

Двигатель Т-150 ЯМЗ 236

Более современной модификацией является трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ 236. С мотором ЯМЗ-236М2-59 спецтехника производится по сей день.

Необходимость замены силового агрегата назревала годами — мощности первоначального двигателя СМД-60 и его преемника СМД-62 в некоторых ситуациях просто не хватало. Выбор пал на более производительный и экономичный дизельный мотор производства Ярославского моторного завода.

Впервые эту установку в широкое производство запустили в 1961 году, но проект и прототипы существовали с 50-х годов и весьма неплохо себя зарекомендовали. Долгое время двигатель ЯМЗ 236 оставался одним из лучших дизелей в мире. Несмотря на то, что с момента разработки конструкции прошло почти 70 лет, она остается актуальной до сих пор и используется в том числе в новых современных тракторах.

Особенности двигателя ЯМЗ-236 на Т-150

Трактор Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 серийно выпускался в разных модификациях. В свое время устанавливались и атмосферные моторы, и турбированные. В количественном отношении наиболее популярной стала версия Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 ДЗ — атмосферником с рабочим объемом 11,15 л, крутящим моментом 667 Нм и мощностью 175 л.с., который запускался электростартером.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236Д3 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

нет

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

11,15 л

Мощность

175 л. с.

Обороты

2100, мин-1

Масса двигателя

1035 кг

Средний расход

220 г/кВ*ч

Двигатель ЯМЗ-236 на современных Т-150

На новые колесные и гусеничные тракторы Т-150 устанавливается двигатель ЯМЗ-236 М2-59. Этот мотор с унифицирован с ЯМЗ-236, который выпускался до 1985 года, и ЯМЗ-236М, выпуск которого прекратился в 1988 г.

Двигатель ЯМЗ-236М2-59 — это дизельный атмосферный движок, непосредственным впрыском топлива и водяным охлаждением. Мотор имеет шесть цилиндров, расположенных V-образно.

Технические характеристики двигателя ЯМЗ-236М2-59 на Т-150/Т-150К

Тип двигателя

дизельный ДВС

Количество тактов

четыре

Количество цилиндров

шесть

Смесеобразование

непосредственный впрыск

Турбонаддув

нет

Система охлаждения

жидкостная

Объем двигателя

11,15 л

Мощность

180 л. с.

Обороты

2100, мин-1

Масса двигателя

1185 кг

Средний расход

245 г/кВ*ч

Переоборудование тракторов Т-150: установка неродных двигателей

Одной из причин, по которой тракторы Т-150 и Т-150К получили такую популярность, является их высокая ремонтопригодность и простота обслуживания. Машины можно легко переоборудовать и установить другое, неродное оборудование, которое было бы эффективнее для выполнения конкретных задач.

Одним из направлений переоборудования трактора Т-150 является замена мотора. Двигатели СМД-60 и СМД-62 имеют идентичную геометрию и способы подключения, поэтому установить вместо одного движка другой не составляет труда.

Переоборудование трактора Т-150 с двигателем ЯМЗ-236 или ЯМЗ-238 (последний мотор часто монтируется на машины самостоятельно) представляет собой более сложную задачу. Самый простой способ модернизации трактора — с помощью специального комплекта для переоборудования. Он стоит в пределах 50 тыс. р и является набором переходников для быстрой установки нового двигателя. Конечно, речь идет о модернизации трактора Т-150 с двигателем СМД-60 или СМД-62. Заменить движки ЯМЗ одной версии на другую можно в большинстве случаев без особых сложностей.

Также востребованной является модернизация по установке мазовского двигателя на Т-150. Конструктивно это самая сложная задача, поскольку придется адаптировать все крепления, детали рамы и трансмиссии.

Вам будет интересно:

Колесный погрузчик ZW80 Hitachi: обновления и 10 % экономии топлива
JCB установила рекорд скорости для тракторов
Пикап из Теслы 3 своими руками
Бульдозер гусеничный: как выбрать надежную технику
Какие бывают трактора: фото, классификация и виды

Самое интересное о спецтехнике читайте в разделе «Новости спецтехники»!

Автобус ЛАЗ-695Д

За всю историю существования ЛАЗа, его конструкторам неоднократно приходила идея разработать, а впоследствии и наладить серийный выпуск автобусов с дизельным двигателем. Но все эти задумки при СССР оставались только в качестве идей и далеких планов, которые забрасывались на дальнюю полку, а их осуществление в будущем было под большим вопросом. И только через 2 года после развала страны Советов, в 1993 году, старые идеи стали воплощаться в жизнь — тогда на заводе началась серия экспериментов с установкой дизелей на серийные автобусы.

Какие именно модели дизелей использовать, какого производителя, с какими характеристиками? Никто тогда не знал. Действовать решили отчасти по наитию, отчасти просто экспериментально, тем более, что ЛАЗовцам было не привыкать, поскольку, вся история львовского завода — один большой эксперимент, к тому же за плечами КБ уже был опыт автобусов ЛАЗ-695НГ которые также появились в результате перевода серийных ЛАЗ-695Н на альтернативный вид топлива. Наиболее перспективными казались харьковские дизеля — Д6112 от ХЗТД, которыми комплектовались трактора Т-150 и дизель 494Л от военной техники.

Фото автобуса ЛАЗ-695Д «Дана» из официального рекламного проспекта ЛАЗ

Параллельно с ЛАЗовскими конструкторами в 1993 году, проблемой перевода львовских автобусов на дизельное топливо занимались и в «ДнепроЛАЗавтосервисе». Однако, в днепропетровском объединении в вопросе выбора силовой установки не пошли по пути львовских коллег, а выбрали двигатель СМД-2307 от харьковского моторостроительного завода «Серп и Молот». Такое решение было оправданным ещё и со стороны повышения комфортабельности салона [21] — применение дизеля с горизонтальным расположением цилиндров дало бы возможность уменьшить высоту размещения заднего ряда сидений.

Но и на этом история первых ЛАЗовских дизелей не закончилась. В игру по проектированию модели дизельного автобуса включилось «Межгосударственное автоторговое объединение», которое и поставило жирную точку в вопросе — по его мнению, белорусский двигатель Д-245.9 от «Минского моторного завода» оказался наиболее удачным выбором для ЛАЗов. Именно по заказу объединения, ЛАЗ с 1995 года начал серийно производить первый дизельный автобус, который, помимо привычного литерного индекса, получил ещё и имя собственное — Дана. Донором для дизельного движка послужил многострадальный и проверенный временем ЛАЗ-695Н. Со львовского конвейера эта модель сходила вплоть до 2002 года, после чего, её производство передали преемнику — ДАЗ.

Габаритные размеры автобуса ЛАЗ-695Д, мм
длина 9190
ширина 2500
высота 3020
Пассажировместимость ЛАЗ-695Д, пасс
мест для сидения 34
полная вместимость 61
Основные характеристики ЛАЗ-695Д
Масса снаряженного автобуса, кг 6800
Полная масса, кг 11200
Подвеска передняя и задняя рессорная, зависимая с корректирующими пружинами
Рулевой механизм ЗиЛ-4331 с гидравлическим усилителем
Тормозная система барабанного типа с раздельным пневмоприводом
Электрооборудование, В 12
Вентиляция природная, через форточки и люки крыши
Отопление калориферное, от системы охлаждения двигателя
Шины 280 / 508R

Для первого опытного образца была даже разработана схема покраски, присущая классическому ЛАЗовскому стилю, но на бортах появилось также имя Дана, выполненное шрифтом в старославянском стиле. Насколько нам известно, такая схема раскраски встречается только на опытном образце. Будем благодарны за уточнение этой информации, а также за фотографии первой модели с других ракурсов.

ЛАЗ-695НГ ЛАЗ-695Д ЛАЗ-695Д11 «Таня»

Двигатель СМД: характеристики, описание, обслуживание, ремонт

Двигатель СМД — это, силовые агрегаты, которые выпускаются заводом «Серп и Молот» в Харькове, СССР. Моторы предназначались для использования на тракторах и сельскохозяйственной техники. Но, к сожалению, в 2005 году завод закрыли.

Продукция завода

Завод «Серп и Молот» выпускал массовые и серийные дизельные двигатели для сельхозтехники. Тяговая их мощность высокая, а поэтому моторыились на тракторную и строительную технику.

В последние годы, завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

  • СМД-15Н.08 и СМД-15Н.09 мощностью 68 л.с. для трактора «ЮМЗ» г. Днепропетровск;
  • СМД-14Н.02, СМД-14Н.10; СМД-14Н.16 для различной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчики, дорожные катки и погрузчики;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л.с.для тракторов ДТ-75 «ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л.с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л.с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г.Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива», СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л. с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л.с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л.с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.

Краткая история

Завод СМД был основан в 1881 году. Сначала, выпуска двигателей не было, и специалисты производили сельскохозяйственные орудия труда. До 1922 года завод назывался: завод земледельческих машин Товарищества «М. Гельферих-Саде ».

В 1949 году на заводе «Серп и Молот» была оборудована первая линия по сборке силовых агрегатов и открыто конструкторское бюро.1950 год — начало производства бензиновых моторов для комбайнов. В 1958 году в серийное производство поступает дизельный мотор СМД.

Вывод

Двигатель СМД — это часть истории автоиндустрии, а именно выпуска дизельных отечественных моторов. За историю было выпущено достаточно большое количество моторов, которые пользовались высокой популярностью.

История украинского тракторостроения в Харькове

История зарождения сельскохозяйственного машиностроения в Харькове

Недавно звонил по объявлению.
Женский голос говорит, как найти фирму:

— ул. Маршала Батицкого…
— а .., говорю, возле Серпа и Молота ..
— Пауза… какого Серпа? Ресторан «Ахтамар» знаете?

Больно кольнуло. В наше время уже ничему не удивляешься, а тут защемило, пройдет еще несколько лет и уже почти никто и не вспомнит о гордости Харькова и всего сельхозмашиностроения СССР. Как-то неправильно это…

Завод восстановить мы не сможем, а вот оставить память о нем на просторах всемирной паутины, можно попытаться.

Так созрела мысль открыть цикл статей об истории машиностроения в г. Москва, Россия. Харькове и в Украине.

Готовы предоставить место всем, кто неравнодушен к истории отечественного машиностроения.

Может все-таки, общими усилиями не скатимся в ряд банановых республик– что-то сохраним, что-то восстановим, а что-то и построим с нуля? ….

Вероятно, уже многие помнят, что Харьковскими заводами «Серп и Молот» и «Тракторных двигателей» в СССР производилось наибольшее количество дизелей для сельхозмашин и другой техники.Годовой выпуск достиг в 80-х годах более 250 тыс.шт., а всего дизелей с маркой СМД произведено около 7 млн. шт.

Дизелями СМД комплектовались все зерно-свеклоуборочные комбайны (Ростовского, Красноярского, Таганрогского, Тернопольского, Херсонского, Гомельского, Биробиджанского заводов — более 10 тыс. Шт. В год) и около 60% тракторов заводов Харькова, Волгограда, Петрозаводска, заслуженных значков перечень другой техники для народного хозяйства и специального назначения, комплектовавшиеся дизелями СМД.

Как складывалась история создания и развития моторостроительных производств в г. Алматы. Харькове. В послевоенное время интенсивно развивалось сельское хозяйство, однако тракторной техники и особенно зерноуборочных комбайнов явно не хватало. Выпускавшиеся прицепные комбайны комплектовались бензиновыми маломощными двигателями, преимущественно УМ5 Уфимского авиационного завода. Производственных мощностей на этом заводе было недостаточно, да и продукция была не его профиля.

Поэтому, 7 сентября 1949 г.Совет Министров СССР принял Постановления от организации на заводе «Серп и Молот» производства двигателей У5М для прицепных комбайнов. Этим же Постановлением в целях развития опытно-конструкторских работ по двигателю для комбайнов и сельхозмашин предусмотрено создание на заводе специального конструкторского бюро по двигателю с опытным цехом и исследовательской лабораторией (СКБД). Производимые на тракторных заводах дизели Д-35, Д-54, и КДМ-46 были не пригодны для комбайнов, т.к. они были тяжелыми, габаритными и тихоходными.

Освоение производства двигателей У5М на заводе «Серп и молот» началось путем сборки из комплектующих Уфимского завода. Конструкция этого двигателя разработанаывалась в НАТИ в довоенное время. Мощность его была 40 л.с., выпускался в алюминиевом варианте, отличался хорошей надежностью и приспособленностью к условиям работы на комбайнах. Одновременно началось изготовление комплектующих двигателя на заводе «Серп и Молот» и перевод производства основной продукции завода молотилок и копнителей на другие предприятия.Конструкторское бюро было малочисленным без опыта в мотостроительном производстве, но с приходом главного конструктора И.А. Коваля из авиационной промышленности и группы молодых специалистов начались активные работы по совершенствованию двигателя У5М, в первую очередь его мощности на 5 л.с. и на 30% и снижение расхода топлива. Этот двигатель выпускался под маркой СМ-1. За 1955 год было изготовлено 86500 двигателей, в том числе 46400 шт. СМ-1.
Возрастающие объемы производства зерновых культур диктовали необходимость повышения производительности комбайнов за счет внедрения самоходных.Для их комплектации взамен СМ-1 конструкторским бюро (СКБД) было предложено отказаться от бензиновых двигателей и применить дизельные. В основе был 4-х цилиндровый дизель с диаметром цилиндра 110 мм и ходом поршня 130 мм, после модернизированный за счет увеличения диаметра цилиндра до 115 мм Таким образом, самоходный комбайн СК-3 стал комплектоваться первым в СССРельным двигателем СМД-7 двигателем 65 л.с. при оборотах коленчатого вала 1700 об / мин. Преимущества дизеля СМД-7 перед СМД-1 очевидны: большая мощность, меньший расход топлива, меньшая пожароопасность.

В 1958 г. начато серийное производство дизеля СМД-7 и его распространение на другие машины, выпуск бензиновых двигателей СМ-1 постепенно сокращался так как прекращение производства прицепных комбайнов. В течение 1958 г. Было изготовлено около 28 тыс. дизелей СМД-7.

Одновременно с развертыванием производства СМД-7 развивалась и экспериментальная база ГСКБД, чтобы ускорить создание опытно-конструкторских работ, в результате разработанных предложений по созданию тракторного дизеля СМД-14 мощностью 75 л.с. при увеличении диаметра цилиндра со115 мм до 120 мм и ход поршня со 130 до 140 мм. Применение более легкого и экономичного дизеля СМД-14 на тракторах ХТЗ, ВтТЗ и ОТЗ позволяло на этих заводах прекратить выпуск собственных дизелей и увеличить производство тракторов, сэкономить расход металла, а в эксплуатации получить существенную экономию топлива. Двигатель СМД-14 развивал на 40% большую мощность чем Д-54, имел на 450 кг меньшую массу. Теперь уже на базе тракторного СМД-14 были созданы модификации СМД-14К и СМД-15К для самоходных комбайнов СК-4 Ростовского и Таганрогского заводов.Двигатели этого семейства поставлены на производство в 1961 г.

высокими технологическими показателями дизель СМД-14 и его применялись более чем на 40 машина различного назначения. В период 1962-1966 г.г. активно велись работы по расширению семейства дизелей СМД-14 за счет создания 6-ти и 8-ми цилиндровых двигателей.

Были созданы новые условия работы и эксплуатационные испытания опытных образцов, но внедрение произошло позже и только 6-ти цилиндрового двигателя новой концепции.

Однако работы по повышению мощности 4-х цилиндровых двигателей продолжались, но с учетом их массового производства (жестких технологических процессов), ГСКБД изыскивало малозатратные способы улучшения мощностно-экономических показателей. Этому способствовали успешные результаты по созданию систем газотурбинного наддува. В ГСКБД впервые в отрасли сельхозмашиностроения было разработано унифицированных турбокомпрессоров ТКР-11, ТКР-8 и ТКР-7,5, которые были внедрены в производство на Дергачевском заводе турбокомпрессоров и Борисовском заводе агрегатов.
Применение газотурбинного наддува предлагает увеличить мощность двигателей

СМД-17К / 18К до 105 л.с. и внедрить их в 1968-1969 г.г. в производство для зерноуборочных комбайнов «Нива» и «Сибиряк». Одновременно продолжались работы по совершенствованию тракторного двигателя, в результате чего он был разработан вначале вихрекамерным, а потом, дизель СМД-18Н с непосредственным впрыском топлива и газотурбинным наддувом мощностью 100 л. с. для Волгоградского завода.

Настоящее улучшение топливной экономичности дизелей с непосредственным впрыском, новый рабочий процесс был внедрен в 1974 г.Вместо вихрекамерного на всех двигателях завода «СиМ».

В 1970 г. Государственное специальное специальное конструкторское бюро по двигателям, особо значительный объем работ по отрасли, было преобразовано в Головное специализированное конструкторское бюро по двигателям средней мощности. Это по существу был ответ Минтракторсельхозмаша на инициативные работы ГСКБД по созданию короткоходных V-образных дизелей семейства СМД-60. Впервые для сельхозмашин конструкции дизелей с отношением хода поршня к диаметру цилиндра меньше 1.0, что уменьшить габариты и вес силового агрегата. После проведения большого количества опытно-конструкторских работ и испытаний семейство этих дизелей в 1973-1974 г.г. было поставлено на производство на новом заводе тракторных двигателей (ХЗТД). Это обеспечило переход на новое поколение энергонасыщенных харьковских тракторов — Т-150 и Т-150К, Вологодского ДТ-175С, а также высокопроизводительных зерноуборочных (г. Таганрог), свеклоуборочных (г. Таганрог), кукурузоуборочных (г. Херсон) и кормоуборочных (г .Гомель) комбайнов. Внедрения дизелей этого устройства по существу закрыло потребный диапазон мощностей 150-170 л.с. в сельхозмашиностроении.

Однако дальнейшие исследования рабочих процессов, надежности дизелей

«СиМ» и ХЗТД выявили существенные резервы для улучшения их эксплуатационных характеристик применения систем охлаждения наддувочного воздуха после турбокомпрессора. В результате применения такой системы на V-образных дизелях, внедренных на ХЗТД в 1978 г., достигнута мощность двигателя СМД-72 — 200 л.с. Эти двигатели нашли применение на кормоуборочных (г. Гомель) и кукурузоуборочных (г. Херсон) комбайнов высокой производительности.

В 1979 г. была получена престижная информация с испытательного полигона штата Небраска (США) — при сертификационных испытаниях тракторов Т-150, Масс Фергюсон 1505, Интернешнл 3588, Кей 4490 и Версатайл 555 самые высокие результаты по топливной экономичности обеспечил дизель СМД-62, что означало высокий уровень конструктора -исследовательских работ в ГСКБД.

Наряду с активными работами по развитию дизелей семейства СМД-60 производились опытно-конструкторские работы по совершенствованию дизелей «СиМ». На базе дизелей СМД-18КН / 17КН разработаны двигатели СМД-19/20 с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, обеспечившие мощность 120 л.с. и заметно улучшившие производительность комбайнов «Нива» и «Енисей». В период 1981-1984 г.г. проведен самый объем работ по повышению технического уровня 4-х цилиндровых дизелей. Разработан новый рабочий процесс для дизелей СМД-21/22, что позволяет повысить мощность базовых СМД-19/20 до 140 л.с. Их применения на зерноуборочных комбайнах «Нива» и «Енисей-1200», кормоуборочной машине РКМ-4 решило проблему достаточной мощности.

Дальнейшие работы по повышению технического уровня 4-х цилиндровых дизелей включали задачи повышения их мощности и улучшения экономических и экологических показателей. Так были разработаны и поставлены на производство дизели СМД-23/24 мощностью 165 л.с. для зерно- и кормоуборочных комбайнов. Эти модификации, как серийные, исчерпали резервы по мощности и надежности.Однако они послужили базой для создания специфических модификаций:

  • двигатели СМД-23.07 — для городских автобусов ЛАЗ;

  • двигатели СМД-25 — для интегрального трактора, создаваемого Липецким тракторным заводом;

  • двигатели СМД-19ТА.06 — для пахотного трактора ХТЗ-Т150А;

  • двигатели СМД-19Т.02 — для универсально-пропашного трактора ХТЗ-120;

  • двигатели СМД-20ТА — для Волгоградского трактора ВТ-100Н;

  • двигатели СМД-21.08 / СМД-21.09 — для установки на спецтехнике вместо бензиновых (2-х) на одной машине;

  • двигателиСМД-18НП постоянной мощности — для тракторов Волгоградского и Онежского заводов;

В конце 70г.г. Используемая концепция нового семейства 6-ми цилиндровых дизелей СМД-31, СДц / Сп = 120х140 мм, которые доступны в серийном производстве завода «СиМ» основные:

  • двигатели СМД-31А мощностью 225 л. с. — для зерноуборочного комбайна «Дон-1500»;

  • двигатели СМД-31, СМД-31.01 — для тракторного зерноуборочного комбайна «СК-10» и универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» мощностью 250 л.с .;

  • двигатель СМД-31Б.04 — для кормоуборочного комбайна «ДОН-680» мощностью 280л.с.

Как надежные комбайновые двигатели семейства СМД31 получили применение на комбайнах «Славутич», «Лан», «Олимп», «Обрий».

В плане опытно-конструкторских работ были разработаны варианты двигателей на базе СМД-31 для тракторов ХТЗ, дизельных электрических агрегатов и др. машин. Изготовлены опытные образцы, производственные испытания, однако внедрение во внедрении отпала.

Возможность использования в качестве силового агрегата на грузовых автомобилях КамАЗ, КрАЗ и автобусах ЛАЗ подтвердили эксплуатационные испытания нескольких моделей мощностью 220-300 л.с. Последним акородом работ по созданию автомобильного двигателя на базе СМД-31 была построена конструкция дизеля с горизонтальным расположением цилиндров мощности 300 л. с. Однако внедрение этих разработок в экономических условиях последних лет 90-х годов собственного производства оказалось нереальным, так как производство сцеплений и коробок передач не было, а закупка по импорту приводила к неконкурентности по цене силовых агрегатов.

Имели место и разработки 8-ми цилиндровых V-образных дизелей. Так, в 1979 г. был создан двигатель СМД-80 мощностью 220-250 л.с. на базе СМД-60 для гусеничных тракторов класса 3 и 5 т. Волгоградского и Алтайского тракторов.Изготовлены образцы, проводились испытания. В 1988 г. был разработан 8-ми цилиндровый дизель СМД с Дц * Sn = 120 * 140 мм мощностью 350-400 л.с. Этот двигатель в сравнении с СМД-80 имеет некоторые конструктивные особенности: индивидуальные головки цилиндров на цилиндр, турбокомпрессор на каждый ряд (2), двухконтурная система смазки и др. Изготовлены образцы, производственные стендовые испытания. Дальнейшие работы по прекращению производств на харьковских моторных заводах.

ГСКБД занималось созданием малолитражных двигателей. Первым направлением было создание типоразмерного ряда пусковых двигателей и редукторов для дизелей СМД и заводов отрасли. Агрегаты разработаны, доведены их конструкции и поставлены на производство на предприятии завода:

  • Харьковский завод пусковых двигателей;

  • Гомельский завод пусковых двигателей;

  • Алтайский завод агрегатов;

  • Липецкий завод пусковых двигателей;

  • Михайловский завод пусковых двигателей.

Двигатели созданных в одно-двухцилиндровом исполнениях. Мощность, развиваемая этим двигателями составляла 10-22 л.с.

Второе направлениевало создания семейства 2-х, 4-х и 6-ти цилиндровых малоразмерных дизелей с V-образным расположением цилиндров размерностью Д * 5 = 82 * 88 мм для средств малой механизации. Двухцилиндровый дизель СМД-900 развивал мощность 13 л.с. и предназначался для трактора «Прикарпатец», «Карпатмашина», а также для самоходных шасси. Четырехцилиндровый дизель развивал мощность 30 л.с. и предназначался для транспортных средств. В его дальнейшей мощности была повышена до 50 л.с. за счет применения газотурбинного наддува. Началось освоение выпуска этих двигателей на ХЗТД.

Важным направлением в совместной деятельности ГСКБД с заводами «СиМ» и «ХЗТД» было освоение производства дизельных электроагрегатов.

Марка дизеля

Мощность агрегата кВт

Завод — производитель

СМД — 900Э

СМД — 11Д

СМД — 15Э

СМД — 19Э

СМД — 17Э

СМД — 31Э

Д — 60Э

8

30

30

60

50

100

60

ХЗТД

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

СиМ

ХЗТД

Еще одно интересное направление — создание и производство дизельных агрегатов, представляющих собой компоновку на единой раме дизелей с блоком радиаторов, муфтой сцепления, приборной доской и др. обслуживающими элементами дизелей.

«Плодовитость» харьковского машиностроения объясняется тесным сотрудничеством конструкторов ГСКБД и предприятий «СиМ» и ХЗТД. Огромные объемы производства двигателей на этих заводах возможны благодаря тесным кооперационным связям с более чем 40-ками-связями, работающими по заводам конструкторской сборки ГСКБД.

Быков Виктор Иванович,

главный конструктор ГСКБД с 1992 по 2002 год

Двигатель Смд — OLX.ua

800 грн.

Договорная

Котельва Сегодня 16:51

Куйбышево Сегодня 16:49

Геническ 29 янв.

19600 грн.

Договорная

Вознесенск 29 янв.

Преобразователь напряжения (дизель СМД-62А) ХТЗ Т-151К-08. Каталог 2004г.

1 151.48.022 Крышка 2
2 151.48.023 Контейнер 2
3 151.48.026 Поддон 2
4 151.48.048-01 Кронштейн 1
5 151.48.049 Крышка 1
6 151.48.050-1 Преобразователь напряжения 1
7 151.48.098 Провод 1
8 14,3759 Преобразователь напряжения 1
8 1406. 3759 Преобразователь напряжения
8 1407.3759 Преобразователь напряжения
9 74.47.082 Кнопка в сборе 2
10 150.48.059-1 Жгут 1
11 ВК861.3737.000 Выключатель 1
12 ПР117-3722800-01 Предохранитель 1
13 ФЯ3.552.035 Батарея аккумуляторная 6СТ182-ЭМ 2
14 151.48.306 Планка 4
15 151. 48.339 Упор 2
16 151.48.340 Шпилька 8
17 151.48,360 Изолятор 2
18 151.48.407-1 Провод 1
19 151.48.408-1 Провод 1
20 151.48.409-1 Провод 1
21 151.48.464 Провод 1
22 14.48.360 Болт 4
23 14. 48,361 Гайка 4
24 74,47,554 Шайба стопорная 2
25 125.48.233 Втулка 4

СМД-7: первый дизельный двигатель знаменитого завода «Серп и Молот» для тракторов и комбайнов | Тракторист-Моторист

===

Самоходные комбайны СК-3 с дизельным двигателем СМД-7 на уборке урожая

===

В 1958 году на машиностроительном заводе «Серп и Молот», расположенном в Харькове Украинской ССР, началось серийное производство дизельного двигателя СМД-7.

Разработкой нового двигателя для сельскохозяйственной техники с 1953 занималось Специальное конструкторское бюро (СКБ) завода «Серп и Молот».

===

Четырёхцилиндровый быстроходный дизель СМД-7 предназначался для установки на самоходный зерноуборочный комбайн СК-3 , указанная на Таганрогском комбайновом заводе .

Сборка комбайнов СК-3 на Таганрогском комбайновом заводе

Двигатель СМД-7 имеет вихрекамерное смесеобразование, головка блока — общее для всех цилиндров, гильзы цилиндров — из специального чугуна, поршни изготовлены из алюминиевого сплава АЛ-25.

В нижней части головки блока цилиндров расположены камеры сгорания шаровой формы, которые через диффузор сообщаются с надпоршневым пространством.

Система питания состоит из топливного насоса 4ТН-8,5х10 с регулятором, форсунок, фильтров очистки топлива и воздухоочистителя.

Дизельный двигатель СМД-7

Объём двигателя составляет 5,4 литра (диаметр цилиндра — 115 мм, ход поршня — 130 мм), номинальная мощность — 65 лошадиных сил при 1700 об / мин.

Запуск двигателя осуществляется при помощи электрического стартера СТ-100. Для питания электрических приборов на двигатель устанавливался генератор типа Г-12В.

Для облегчения запуска дизельного двигателя СМД-7 имеет декомпрессионный механизм.

—-

Схема: так устроен стартер СТ-100, который устанавливался на дизель СМД-7

===

Механизм распределения состоит из нижнего распределительного вала, впускных и выпускных клапанов с пружинами, распределительных шестерней и передаточного механизма .

Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением от шестеренчатого масляного насоса с полнопоточной центрифугой и разбрызгиванием).

Для охлаждения масла на двигатель СМД-7 установлен масляный радиатор воздушного охлаждения.

—-

Схема: так устроен комбайн СК-3 с двигателем СМД-7 (вид слева)

===

Система охлаждения двигателя — жидкостная, с принудительной циркуляцией при помощи водяного насоса, радиатор — латунный четырёхрядный.

Мощность двигателя СМД-7 на рабочие органы самоходного комбайна СК-3 отбирается с вала муфты сцепления клиноременной передачей через трехручьевый шкив.

Привод ходовой части комбайна осуществляется через шкив на передней части коленчатого вала (расположен с правой стороны комбайна).

Самоходный комбайн СК-3 производства Ростовского завода «Ростсельмаш»

===

В заключение отметим, что кроме Харьковского завода, с 1959 года дизельные двигатели СМД-7 выпускались и на Алтайском моторном заводе в городе Барнауле — для СК -3 производства Красноярского комбайнового завода.

А в 1961 году в СКБ завода «Серп и Молот» был разработан более мощный дизельный четырёхцилиндровый двигатель СМД-14 , но это уже другая история…

Дизельный двигатель СМД-14 производства Харьковского завода «Серп и Молот»

== =

Рекомендуем почитать : Дагестанский дизель: какие двигатели производят в знаменитом городе Каспийске

===

Про дизель ЯМЗ-238 лет производства Ярославского моторного завода 9022 здесь: строю: мощный дизельный двигатель ЯМЗ-238 для тракторов и сельхозмашин

***

Дизель СМД-14Н и его модификации.Руководство по устройству и техническому обслуживанию

Артикул: 00-00004177

в желания В наличии

Год: 1989

Переплет: Твердая обложка

Страниц: 67

Вес: 250 г

С этим товаром покупают

В фирменном руководстве дана подробная информация по эксплуатации и техническому обслуживанию дизеля СМД-14Н и его модификаций.

Содержание
Введение
1. Технические данные
2. Меры безопасности
2.1. Меры безопасности при эксплуатации дизеля
2.2. Меры пожарной безопасности
3. Подготовка к работе
3.1. Подготовка нового дизеля к работе
3.2. Смазка
3.3. Заправка топливом
3.4. Заправка водой
4. Порядок работы
4.1. Пуск дизеля пусковым двигателем
4.2. Пуск дизеля стартером
4.3. Остановка дизеля
4.4. Особенности эксплуатации дизеля в начальный период
4.5. Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях
5. Техническое обслуживание
5.1. Определение количества часов, отработанных дизелем
5.2. Перечень работ технического обслуживания
5.3. Проведение работ по техническому обслуживанию
5.4. Регулировка механизмов и агрегатов
6. Хранение
7. Обслуживание фильтра тонкой очистки топлива ФТ-150А
8. Технические данные дизелей СМД-17Н.01, СМД-18Н.01, СМД-17Н. 02, СМД-18Н.02, СМД -17Н.03, СМД-18Н.03, СМД-17Н.04, СМД-18Н.04

двигатель СМД-7 | Ремонт тракторов и спецтехники

Дизель СМД-7 — этот четырехцилиндровый вихре — камерный дизель характеризуется относительно малыми размерами и весом. Для улучшения наполнения цилиндров воздухом впускные каналы выполнены почти прямолинейной формы и выведены на верхнюю плоскость головки.

Для нагруженных рабочих поверхностей масло подается односекционным масляным насосом, приводящим во вращение шестерни коленчатого вала.Масло очищается в щелевом фильтре грубой очистки и реактивной центрифуге, установленной на ответвлении масляной магистрали. Водяной насос и вентилятор, установленные на общей оси, приводятся во вращение ремнем от коленчатого вала дизеля.

На дизеле использован топливный насос 4ТН-8,5Х 10, установленный с левой стороны, и форсунки штифтового типа. Топливо фильтруется последовательно в отстойнике, щелевом фильтре грубой очистки и тонкой фильтрации с катушками из хлопчатобумажной нити.

Пуск дизеля — с помощью стартера. На дизеле установлен контактно-масляный воздухоочиститель с предварительной центробежной ступенью с самоудалением пыли.

Дизель СМД-14 этот четырехцилиндровый вихрекамерный дизель в данное время наиболее массовым по выпуску. Его отличительной особенностью является малый вес и компактность.

Камеры сгорания, представляющие собой правильные сферические полости, размещены в общей для всех цилиндров головке. Верхние половины камер выполнены непосредственно в стенках головки; нижняя — во вставках, изготовленная из жароупорной стали.На днищах поршней под серповидными соединительными машинами имеются неглубокие сферические выемки, которые улучшают условия сгорания топлива в поршневом пространстве.

Шатуны имеют гладкий прямой разъем с крышками. Втулка поршневого пальца смазывается через три отверстия в верхней головке шатуна. Коленчатый вал дизеля без противовесов.

Толкатели клапанов цилиндрической формы в отверстиях, обработанных в стенке блока-картера. Для декомпрессии дизеля над коромыслами установлен продольный валик с лысками. При повороте он нажимает на коромысла заставляет клапаны постоянно открываются на небольшую часть. Клапанный механизм защищен привернутым к верхней плоскости головки цилиндров литым промежуточным корпусом и литой крышкой.

Односекционный шестеренчатый масляный насос укреплен на нижней плоскости картера и во вращение шестерни коленчатого вала. Насос забирает масло, залитое до определенного уровня в масляный картер, и подает его через масляный радиатор и фильтр грубой очистки типа в масляную магистраль.Некоторая часть ожидаемого насосом масла поступает в реактивную центрифугу, очищается в ней и стекает в масляный картер. Масляный радиаторов осенне-зимний период эксплуатации отключают при помощи перепускного крана.

Система охлаждения дизеля открытая. Водяной насос установлен на одной оси с вентилятором от коленчатого вала дизеля.

Топливный насос высокого давления 4ТН-8,5Х10, установленный с левой стороны, подает топливо к установленным на головке цилиндров форсункам закрытого типа с штифтовыми распылителями. На форсунках, используемых на дизеле СМД-14, введены гайки крепления распылителя с удлиненной цилиндрической частью, которая экранирует выступающую часть распылителя и снижает его нагрев.

На топливном насосе высокого давления укреплен центробежный всережимный регулятор, топливоподкачивающий насос поршневого типа с насосом для ручной прокачки системы. Топливо фильтруется щелевым фильтром, который установлен перед насосом высокого давления, и фильтром тонкой очистки с четырьмя фильтрующими элементами из хлопчатобумажной нити.

Одноцилиндровый двухтактный карбюраторный пусковой двигатель установлен с левой стороны на картере маховика дизеля и соединен с венцом маховика при помощи редуктора, муфты сцепления и муфты автоматического отключения. Запускается двигатель малогабаритным стартером. Для пуска дизеля при облегченной температуре окружающего воздуха применен подогреватель с электрической спиралью, воспламеняющий подаваемое в него топливо и создающий во впускном коллекторе факел пламени.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *