Двигатель механическая часть 5а фе. «Надежные японские двигатели»
В 1987 году японский автогигант Toyota приступил к выпуску новой серии двигателей для легковых автомобилей, которая получила название «5А». Производство серии продолжалось до 1999 года. Двигатель Toyota 5A выпускался в трех модификациях: 5A-F, 5A-FE, 5A-FHE.
Новый двигатель 5A-FE имел газораспределительный механизм, предусматривавший по 4 клапана на цилиндр, по схеме DOHC, то есть двигатель, оснащенный двумя распределительными валами в головке блока Double OverHead Camshaft, где каждый распредвал приводит в движение свой ряд клапанов. При таком устройстве, один распределительный вал движет два впускных клапана, другой — два выпускных. Привод клапанов осуществляется, как правило, толкателями. Схема DOHC в двигателях серии Toyota 5А позволила значительно увеличить их мощность.
Второе поколение двигателей Toyota серии 5A
Усовершенствованной версией двигателя 5A-F стал двигатель 5A-FE второго поколения. Конструкторы Toyota основательно поработали над усовершенствованием системы впрыска топлива, в итоге, обновленную версию 5A-FE оснастили электронной инжекторной системой впрыска EFI — Electronic Fuel Injection.
Объем | 1,5 л. |
Мощность | 100 л.с. |
Крутящий момент | 138 Н*м при 4400 об/мин |
Диаметр цилиндра | 78,7 мм |
Ход поршня | 77 мм |
Блок цилиндров | чугунный |
Головка блока цилиндров | алюминиевая |
Газораспределительная система | DOHC |
Тип топлива | бензин |
Предшественник | 3A |
Преемник | 1NZ |
Двигателями модификации toyota 5A-FE оснащались автомобили классов «C» и «D»:
Модель | Кузов | Года | Страна |
---|---|---|---|
Carina | AT170 | 1990–1992 | Япония |
Carina | AT192 | 1992–1996 | Япония |
Carina | AT212 | 1996–2001 | Япония |
Corolla | AE91 | 1989–1992 | Япония |
Corolla | AE100 | 1991–2001 | Япония |
Corolla | AE110 | 1995–2000 | Япония |
Corolla Ceres | AE100 | 1992–1998 | Япония |
Corona | AT170 | 1989–1992 | Япония |
Soluna | AL50 | 1996–2003 | Азия |
Sprinter | AE91 | 1989–1992 | Япония |
Sprinter | AE100 | 1991–1995 | Япония |
Sprinter | AE110 | 1995–2000 | Япония |
Sprinter Marino | AE100 | 1992–1998 | Япония |
Vios | AXP42 | 2002–2006 | Китай |
Если говорить о качестве конструкции, то трудно найти более удачный мотор. При этом двигатель весьма ремонтопригоден и не доставляет владельцам автомобилей трудностей с приобретением запасных частей. Совместное японско-китайское предприятие Toyota и Tianjin FAW Xiali в КНР до сих пор производят этот двигатель для своих малолитражных автомобилей Vela и Weizhi.
Японские моторы в российских условиях
5A-FE под капотом Toyota Sprinter
В России владельцы автомобилей Toyota разных моделей с двигателями модификации 5A-FE дают в целом положительную оценку эксплуатационной характеристики 5A-FE. По их утверждениям, ресурс 5A-FE составляет до 300 тыс.км. пробега. При дальнейшей эксплуатации начинаются проблемы с расходом масла. Маслосъемные колпачки следует заменить при пробеге в 200 тыс.км., после этого замена должна производиться через каждые 100 тыс.км.
Многие владельцы Тойот с моторами 5A-FE сталкиваются с проблемой, проявляющейся в виде ощутимых провалов на средних оборотах двигателя. Это явление, по мнению специалистов, вызвано либо некачественным российским топливом, либо проблемами в системе питания и зажигания.
Тонкости ремонта и покупка контрактного мотора
Также в процессе эксплуатации моторов 5A-FE выявляются небольшие недостатки:
- двигатель имеет расположенность к высокому износу постелей распределительных валов;
- фиксированные поршневые пальцы;
- сложности иногда возникают с регулировкой зазоров во впускных клапанах.
Однако, капитальный ремонт 5A-FE — достаточно редкое явление.
При необходимости замены мотора целиком, на российском рынке сегодня можно без особых затруднений найти контрактный двигатель 5A-FE в очень неплохом состоянии и по приемлемой цене. Стоит пояснить, что контрактными принято называть двигатели, которые не эксплуатировались в России. Говоря о японских контрактных моторах, следует заметить, что в большинстве они имеют небольшой пробег и соблюдены все требования производителя в отношении технического обслуживания. Япония давно считается мировым лидером по быстроте обновления модельного ряда автомобилей. Таким образом, на авторазборки там попадает много автомобилей, двигатели которых имеют изрядный запас ресурсу эксплуатации.
Семейство А входит во вторую волну (1980 – 2000) японского моторостроения Toyota. Исполнение 5А имеет меньший диаметр поршня, чем предыдущей версии 4А – 78,7 мм вместо 81 мм. Объем двигателя снизился до 1,5 л, мощность до 105 л. с., крутящий момент до 143 Нм. В отличие от предыдущей серии двигатель 5A FE не имеет спортивных версий GE, турбированных модификаций и генераций с конструктивными изменениями.
Технические характеристики 5A FE 1,5 л/105 л. с.
Изначально в двигателе Toyota серии А заложен запас надежности, высокая ремонтопригодность и огромный запас запчастей. Выглядит схема двигателя следующим образом:
- R4 – рядная четверка, цилиндры проточены внутри чугунного корпуса, каналы смазки/охлаждения изготовлены во время отливки;
- ремнем приводится в действие и ГРМ, и навесное оборудование;
- моторы созданы для автомобилей C/D классов, семейств Caldina/Carina/Corona 170 – 210 и Corolla/Sprinter 90 – 110.
Изготавливался ДВС в Японии для внутреннего рынка и в Китае для всей Юго-Восточной Азии. Важной особенностью является отсутствие соударения поршня/клапана при обрыве ременного привода. Другими словами, мотор 5A FE не гнет клапана.
Для того, чтобы увеличить мощность, в конструкции использован электронный EFI впрыск. Клапаны расположены относительно друг друга под углом 22,3 градуса. Система зажигания вначале трамблерная, затем без разносчика заряда двухкатушечная DIS-2.
Соответствуют технические характеристики 5A FE приведенным в нижней таблице значениям:
Изготовитель | Tianjin FAW Toyota Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant |
Марка ДВС | 5A FE |
Годы производства | 1987 – 2006 |
Объем | 1498 см3 (1,5 л) |
Мощность | 77 кВт (105 л. с.) |
Момент крутящий | 143 Нм (на 4200 об/мин) |
Вес | 117 кг |
Степень сжатия | 9,8 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный бензиновый |
Зажигание | коммутаторное, бесконтактное |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
силуминовый литой | |
Выпускной коллектор | литой чугунный |
Распредвал | схема DOHC 16V, два верхних вала |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 78,7 мм |
Поршни | оригинальные |
Коленвал | литой, 5 опор, 8 противовесов |
Ход поршня | 77 мм |
Горючее | АИ-92-95 |
Нормативы экологии | Евро-3 |
Расход топлива | трасса – 4,5 л/100 км смешанный цикл 5,6 л/100 км город – 6,9 л/100 км |
Расход масла | 0,5 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть |
Масло для 5A FE по составу | Синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,3 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс ДВС | заявленный 150000 км реальный 250000 км |
Регулировка клапанов | шайбы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Объем ОЖ | 5,3 л |
Помпа | GMB GWT-83A, Toyota 16110-19205, Aisin WPT-018 |
Свечи на 5A FE | Denso K16R-U11, Bosch 0242232802 |
Зазор свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Bosch 1987AE1121, 1987949158, 117 зубьев |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | Vaico V70-0012, Bosch 0986AF1132, 0986AF1042 |
Маховик | под сцепление 212 мм, 6 отверстий для болтов |
Болты крепления маховика | М12х1,25 мм, длина 26 мм |
Маслосъемные колпачки | Toyota 90913-02090 впускные Toyota 90913-02088 выпускные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 750 – 800 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 23 Нм маховик – 83 Нм шкив коленвала – 98 – 147 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 57 Нм (коренной) и 39 Нм (шатунный) головка цилиндров – три стадии 29 Нм, 49 Нм + 90° |
Руководство пользователя содержит описание параметров силового привода, регламент ТО и рисунки основных действий, позволяющих осуществить своими руками обслуживание мотора и его капитальный ремонт.
Особенности конструкции
Официальный мануал на атмосферный рядный двигатель 5A FE содержит описание конструкции:
- блок чугунный, цилиндры расточены в теле без гильз, что резко повышает ремонтопригодность и снижает себестоимость;
- головка блока цилиндров двухвальная с газораспределением DOHC 16V;
- вначале система зажигания состояла из общей катушки, трамблера, пучка высоковольтных проводов, позже добавилась вторая катушка по схеме DIS-2;
- здесь нет ни гидрокомпенсаторов, ни муфты VVTi, поэтому требования к качеству масла достаточно низкие;
- форсировка чаще всего производится по аналогии с движками АвтоВАЗа расточкой цилиндров;
- капремонт легко выполняется в гаражах собственными силами;
- особенностью конструкции является ременный привод одного распредвала, второй получает вращение зубчатым колесом от него.
Конструкция очень простая, надежная, ремонтопригодная, высокоресурсная.
Перечень модификаций ДВС
В серии 5А существует всего лишь три варианта двигателей, одним из которых является 5A-FE. Два остальных являются его модификациями, соответственно:
- карбюраторное исполнение 5A-F выпускалось в период 1987 – 1990 г., ДВС имел мощность 85 л. с. и степень сжатия 9,8 единиц;
- в версии 5A-FHE произведена модернизация впускного коллектора, внутри ГБЦ установлены распредвалы с увеличенными фазами и высотой подъема кулачков, производился мотор в 1991 – 1999 годах, имел мощность 120 л. с., применялся исключительно на внутреннем рынке.
Соответственно, применялось оригинальное навесное оборудование, не взаимозаменяемое с базовой версией 5A-FE.
Плюсы и минусы
Рядное атмосферное устройство ДВС обеспечивает ряд преимуществ владельцу:
- экономия эксплуатационного бюджета – АИ-92, наличие запчастей, самостоятельное обслуживание и ремонт на коленке;
- ресурс от 350000 км пробега, даже на отечественном бензине;
- возможность форсирования для повышения крутящего момента.
Недостатки также присутствуют, но в моторах Toyota их не так много:
- регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 30000 км;
- недоработка поршневых пальцев – фиксированная, а не плавающая посадка;
- интенсивный износ постелей распредвалов внутри ГБЦ;
- проблемы с системой зажигания.
Основным достоинством является отсутствие соударения клапана и поршня при внезапном обрыве привода ГРМ.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Проектировался мотор 5A FE, не только под конкретные классы C и D, но и под семейства автомобилей Toyota:
- Carina – 1990 – 1992 в кузове АТ170, 1992 – 1996 в кузове АТ192 и 1996 – 2001 в кузове АТ212;
- Corolla – 1989 – 1992 в кузове АЕ91, 1991 – 2001 в кузове АЕ100, 1995 – 2000 в кузове АЕ110, Ceres 1992 – 1998 в кузове АЕ100;
- Corona – 1989 – 1992 в кузове АТ170;
- Soluna – 1996 – 2003 в кузове AL50 для Юго-Восточной Азии;
- Sprinter – 1989 – 1992 в кузове АЕ91, 1991 – 1995 в кузове АЕ100, 1995 – 2000 в кузове АЕ110, Marino 1992 – 1998 в кузове АЕ100;
- Vios – 2002 – 2006 в кузове AXP42 для Китая;
- Tercel – 1990 – 1994 в кузове седан для Чили и купе для Канады, США.
Производитель ценил и характеристики двигателя, и удачную конструкцию исполнения 5A FE, поэтому даже после того, как на Toyota перестали устанавливать эти моторы, китайская компания FEW продолжила их выпуск для собственных машин FAW Xiali Weizhi.
Регламент обслуживания 5A FE 1,5 л/105 л. с.
Во время эксплуатации двигатель 5A FE требует периодического ухода в конкретные сроки:
- менять ремень ГРМ и навесного нужно после 50000 км;
- разработчиками рекомендовано регулировать тепловые зазоры клапанов через 30000 пробега;
- очистка для вентиляции картера изготовителем предусмотрена каждые 20 тысяч км;
- производитель рекомендует замену моторного масла и масляного фильтра через 7500 км;
- топливного фильтра хватает в среднем на 40000 пробега;
- по рекомендации производителя воздушный фильтр каждый год устанавливают новый;
- согласно дате выпуска антифриза с завода его хватает на два года или 40000 км;
- у свечей зажигания для движков ресурс 20000 пробега;
- выпускной коллектор прогорит уже через 60000 км.
После форсировки ресурс пар трения снижается на 20 – 30%, поэтому расходники придется менять чаще.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
С увеличением пробега мотор 5A FE может выявить следующие неполадки:
Стук | 1) нагар на клапанах 2) износ поршневых пальцев | 1) раскоксовка и регулировка тепловых зазоров клапанов 2) замена пальцев |
Повышение расхода смазки более 1 л/1000 пробега | 1) выработка маслосъемных колец 2) износ маслосъемных колпачков | 1) замена колец 2) замена колпачков |
ДВС глохнет | 1) поломка трамблера 2) износ бензонасоса 3) забившийся топливный фильтр | 1) замена трамблера 2) замена бензонасоса 3) замена фильтра |
Обороты плавают | 1) забит клапан картерной вентиляции 2) выход из строя форсунок 3) поломка свечей 4) износ клапана холостого хода 5) засорение заслонки дросселя | 1) прочистка вентиляции картера 2) замена форсунок 3) замена свечей 4) замена КХХ 5) промывка дроссельной заслонки |
Мотор не заводится | поломка датчика температуры | замена датчика |
Указанные неисправности характерны для всего семейства А двигателей Toyota.
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель 5A FE является дефорсированным относительно предыдущих версий, поэтому здесь возможен недорогой механический тюнинг:
- расточка цилиндров до 81 мм;
- использование поршней от 4A-FE.
Фактически пользователь получает предыдущий вариант мотора с объемом камер сгорания 1,6 л. Дальнейший тюнинг выполняется по классической схеме:
- шлифовка каналов впускного коллектора и ГБЦ;
- «злые» распредвалы, хотя бы от 5A FHE или с большими фазами;
- «паук» на выхлопе, «обманка» вместо второго датчика СО;
Мотор является бытовым, поэтому оптимальным вариантом является свап на спортивную версию 4A GE. Немного дешевле обойдется турбо тюнинг:
- заказ кита на маломощную турбину;
- установка высокопроизводительных, типа 360сс форсунок;
- прямоточный с сечением 51 мм выхлоп;
- использование топливного насоса Walbro GSS342 производительностью 255 л/ч;
- переход на программное обеспечение Абит М11.
3.
При получении 150 л. с. заметно снизится ресурс пар трения и движка в целом. Для его восстановления придется доработать головку, ШПГ и заменить коленвал.
Таким образом, мотор 5A-FE создавался для двух семейств автомобилей Toyota – Королла/Спринтер и Карина/Калдина С и D классов. Силовой привод очень надежный, экономичный, предназначенный для спокойного вождения в городском цикле. Конструкция плохо поддается форсировке, зато абсолютно ремонтопригодная.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Характеристики двигателя Тойота 5A
Производство | Kamigo Plant Shimoyama Plant Deeside Engine Plant North Plant Tianjin FAW Toyota Engine’s Plant No. 1 |
Марка двигателя | Toyota 5A |
Годы выпуска | 1987-наши дни |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система питания | карбюратор/инжектор |
Тип | рядный |
Количество цилиндров | 4 |
Клапанов на цилиндр | 4 |
Ход поршня, мм | 77 |
Диаметр цилиндра, мм | 78.![]() |
Степень сжатия | 9.8 |
Объем двигателя, куб.см | 1498 |
Мощность двигателя, л.с./об.мин | 85/6000 100/5600 105/6000 120/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 122/3600 138/4400 131/4800 132/4800 |
Топливо | 92 |
Экологические нормы | — |
Вес двигателя, кг | — |
Расход топлива, л/100 км (для Carina) — город — трасса — смешан. | 6.8 4.0 5.0 |
Расход масла, гр./1000 км | до 1000 |
Масло в двигатель | 5W-30 10W-30 15W-40 20W-50 |
Сколько масла в двигателе | 3.0 |
Замена масла проводится, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | — |
Ресурс двигателя, тыс.![]() — по данным завода — на практике | н.д. 300+ |
Тюнинг — потенциал — без потери ресурса | н.д. н.д. |
Двигатель устанавливался | Toyota Corolla Ceres |
Неисправности и ремонт двигателя 5A-F/FE/FHE
Двигатель Toyota 5A аналог мотора 4А, в котором уменьшен диаметр цилиндров с 81 мм до 78.7 мм, таким образом получен объем 1500 куб.см. В остальном перед нами такой же 4A-F/FE/FHE, со всеми его плюсами и минусами. Обычный гражданский мотор, спортивных версий GE/GZE на базе 5A не разрабатывалось.
Модификации двигателя Toyota 5A
1. 5A-F — карбюраторная версия, аналог 4A-F с уменьшенным объемом. Степень сжатия 9.8, мощность 85 л.с. Двигатель находился в производстве с 1987 по 1990-й год.
2
. 5A-FE — аналог 4A-FE, представляет собой 5A-F с электронным впрыском топлива, степень сжатия 9. 6, мощность 105 л.с. Производство двигателя было начато в 1987 году, закончили в 2006-м, после чего производство было передано на FAW и в настоящее время им комплектуются китайские автомобили.
3. 5A-FHE — версия с доработанной ГБЦ, другими распредвалами, немного измененным впуском, другим выпускным коллектором, мощность возросла до 120 л.с. В производстве находился с 19891 по 1999 год
и ставился на автомобили для внутреннего японского рынка.
Неисправности и их причины
Конструкция мотора один в один повторяет 4A мотор, все те неисправности актуальные для 4А, относятся и к 5А: проблемы с трамблером, с лямбда зондом, с датчиком температуры двигателя, после котого двс не заводится, плавают обороты из-за грязной заслонки, датчика холостого хода и прочее. Гидрокомпенсаторов на 5A нет, поэтому раз в 100 тыс проводим процедуру регулировки клапанов, после такого же пробега меняем и ремень ГРМ. В общем, все стандартно для серии А, полный перечень болезней двигателя смотрим .
Тюнинг двигателя Toyota 5A-F/FE/FHE
Чип-тюнинг. Атмо. Турбо
Ровно как и с в атмосферно варианте мотор ничего сверхъестественного не покажет. Единственное что имеет смысл, это расточить цилиндры до диаметра 81 мм, под поршень 4A-FE, тем самым мы получим рабочий объем 1.6 л и фактически двигатель 4A-FE, но есть риск нарваться на дефекты литья. Можно поставить прямоточный выхлоп с пауком 4-2-1, но это ничего серьезного не даст.
Турбина на 5A-FE
Изначально, данный мотор разрабатывался для максимально спокойного перемещения, никакого спорта не предусматривалось, поэтому любой серьезный тюнинг повлечет за собой замену всего штатного барахла, на тюнинговое и к турбине это относится как нельзя кстати. Самый разумный вариант из возможных, это заказать кит на 4A-FE на маленькой турбине и ставить на стандартную поршневую, предварительно поставив форсунки 360сс, насос вальбро 255 и прямоточный выпуск на 51-й трубе, настраиваем на Абите. Даст это до 140-150 л. с., ресурс сильно сократится. Хотите ресурса, меняйте коленвал, шпг, пилите гбц… или свапните 4A-GE)).
Силовой агрегат 5A- FE разрабатывался на базе известной тойотовской серии 4А. по сути, этот мотор получен простым уменьшением диаметра цилиндров до 78.7 мм и получения общего литража 1,5. Все преимущества и недостатки прародителя 5A- FE скрупулезно принял в наследство – и продолжает выпускаться до сих пор (с 1987 года). Это сугубо «гражданский» двигатель, не предназначенный для гонок и каких-либо спортивных достижений. Мотором 5A- FE в разные годы комплектуются Toyota (Corolla , Corona , Carina , Touring , Vios , Sprinter , Tercel ) и FAW Xiali Weizhi .
Некоторые характеристики 5A-FE
Двигатель 5A fe купить можно в двух вариантах: карбюратор или инжектор. Это рядный чугунный мотор на 4 цилиндра со степенью сжатия 9,6-9,8. Различные модификации мотора имели существенную разницу по мощности, оборотистости и тяге. Все моторы работают на Аи-92 и отличаются довольно небольшим расходом – порядка 5,0 литров в смешанном цикле. Основные модификации
двигателя
:
5А- F – это карбюраторный агрегат, уменьшенная версия 4A, которая производилась всего 3 года (1987-1990). Развивает мощность до 85 «лошадей».
5A-FE – усовершенствованная версия 5А- F, получившая электронный впрыск и мощность 105 л.с. Выпускался с 1987 по 2006 для комплектации автомобилей Toyota; сейчас этот мотор устанавливается на китайские машины FAW.
5A-FHE – на этом двигателе используются принципиально новые распредвалы, доработанная ГБЦ, изменены впуск-выпуск. Мотор мощностью 120 л.с. изготавливался в 1989-1999 только для японского рынка.
В принципе, неплохой недорогой двигатель, вполне ремонтопригодный. Найти бу двигатель 5A fe с хорошим ресурсом реально, он спокойно выхаживает 300 тысяч и больше, если вовремя менять масло, лить нормальный бензин и регулярно обслуживать автомобиль.
Характерные болячки
Многие из них – следствие возраста, а не конструктивные просчеты разработчиков, но владельцам от этого не легче. Итак, с чем придется столкнуться, установив
5A-
FE на машину:
Высокий расход из-за лямбда зонда (замена решает вопрос). Причина также может быть в форсунках или датчике абсолютного давления.
Плавание или повышение оборотов, «зависание» — это капризничают клапан холостого хода и/или дроссельная заслонка. Их чистка поможет, можно заодно проверить свечи, клапан вентиляции картера.
Расход масла больше литра на тысячу. В принципе, ничего страшного, но можно поменять кольца и колпачки.
Стук, который развивается после 100 тыс. пробега – это в отсутствие гидрокомпенсаторов изменились зазоры на клапанах, нужно регулировать.
Контрактный двигатель 5A-fe
Постоянное внимание к мотору напрягает, требует времени и расходов. Агрегат точно не становится моложе, поэтому проблему кардинально поможет решить только более «свежий» контрактный мотор 5A fe.
Мы предлагаем заказать контрактный двигатель 5Afe у нас или приобрести один из моторов, уже имеющихся на складе. Все агрегаты прошли серьезную диагностику, готовы к немедленному использованию, имеют реальные данные о пробеге и моторесурсе, гарантии качества.
Диагностика,обслуживание и ремонт двигателя 7А-FE 5А-FE 4А-FE
Двигатели 7А-FE 5А-FE 4А-FE
- Информация о материале
- Автор: Владимир Бекренёв
- Просмотров: 286869
Самые надёжные японские двигатели.
Самым распространённым и самым широко ремонтируемым из японских двигателей является двигатели серии (4,5,7)A- FE. Даже начинающий механик, диагност знает о возможных проблемах двигателей этой серии. Я постараюсь осветить (собрать в единое целое) проблемы данных двигателей. Их не много, но они доставляют немало хлопот своим владельцам.
Датчики.
Датчик кислорода — Лямбда зонд.
«Кислородный датчик»- применяют для фиксации кислорода в выхлопных газах. Его роль неоценима в процессе топливной коррекции. Подробнее о проблемах датчиков читаем в статье.
Многие владельцы обращаются на диагностику по причине повышенного расхода топлива. Одной из причин является банальный обрыв подогревателя в датчике кислорода. Ошибка фиксируется блоком управления кодом номер 21. Проверку подогревателя можно осуществить обычным тестером на контактах датчика(R- 14 Ом). Расход топлива увеличивается за счет отсутствия коррекции топливоподачи при прогреве. Восстановить подогреватель вам не удастся – поможет только замена датчика. Стоимость нового датчика велика, а б\у устанавливать не имеет смысла (велик ресурс их наработки, поэтому это лотерея). В такой ситуации как альтернативу можно устанавливать не менее надежные универсальные датчики NTK, Bosch или оригинальные Denso.
Качество датчиков не уступает оригиналу, а цена существенно ниже. Единственной проблемой может стать правильное подключение выводов датчика.При уменьшении чувствительности датчика также происходит увеличение расхода топлива (на 1-3л). Работоспособность датчика проверяется осциллографом на колодке диагностического разъёма, либо непосредственно на фишке датчика (число переключений). Чувствительность падает при отравлении (загрязнении) датчика продуктами сгорания.
Датчик температуры двигателя.
«Температурный датчик» служит для регистрации температуры мотора. При неправильной работе датчика владельца ждет масса проблем. При обрыве измерительного элемента датчика блок управления подменяет показания датчика и фиксирует его значение 80 градусами и фиксирует ошибку 22. Двигатель, при такой неисправности, будет работать в обычном режиме, но только пока двигатель нагрет. Как только двигатель остынет, запустить его будет проблематично без допинга, из-за малого времени открытия инжекторов. Нередки случаи, когда сопротивление датчика хаотично изменяется при работе двигателя на Х.Х. – обороты при этом будут плавать.Этот дефект легко фиксировать на сканере, наблюдая за показанием температуры. На прогретом двигателе оно должно быть стабильным и не менять хаотично значения от 20 до100 градусов.
При таком дефекте датчика возможен «черный едкий выхлоп», нестабильная работа на Х. Х. и, как следствие, повышенный расход, а также невозможность запуска прогретого мотора. Запустить мотор получится только после 10 минутного отстоя. Если нет полной уверенности в правильной работе датчика, его показания можно подменить, включив в его цепь переменный резистор 1ком, либо постоянный 300ом, для дальнейшей проверки. Изменяя показания датчика, легко контролируется изменение оборотов при различной температуре.
Датчик положения дроссельной заслонки.
Датчик положения дроссельной заслонки показывает бортовому компьютеру в каком положении находится дроссель.
Немало автомобилей проходило процедуру сборки разборки. Это так называемые «конструкторы». При снятии двигателя в полевых условиях и последующей сборке страдали датчики, на которые часто прислоняют двигателя. При разломе датчика TPS двигатель перестаёт нормально дросселировать. Двигатель при наборе оборотов захлебывается. Автомат переключается неправильно. Блоком управления фиксируется ошибка 41. При замене новый датчик необходимо настроить, чтобы блок управления правильно видел признак Х. Х., при полностью отпущенной педали газа (закрытой дроссельной заслонке). При отсутствии признака холостого хода не будет осуществляться адекватного регулирования Х.Х, и будет отсутствовать режим принудительного холостого хода при торможении двигателем, что опять же повлечет за собой повышенный расход топлива. На двигателях 4А,7А датчик не требует регулировки, он установлен без возможности вращения-регулировки. Однако, в практике нередки случаи загиба лепестка, который двигает сердечник датчика. При этом нет признака х/х. Регулировку правильного положения можно осуществить при помощи тестера без применения сканера- по признаку холостого хода.
THROTTLE POSITION……0%
IDLE SIGNAL……………….ON
Датчик абсолютного давления MAP
Датчик давления показывает компьютеру реальное разряжение в коллекторе, по его показаниям формируется состав топливной смеси.
Этот датчик является самым надежным, из всех устанавливаемых на японские автомобили. Безотказность его просто поражает. Но и на его долю приходится немало проблем, в основном по причине неправильной сборки. Ему либо ломают приемный «сосок», а затем герметизируют клеем любое прохождение воздуха, либо нарушают герметичность подводящей трубки.При таком разрыве увеличивается расход топлива, резко возрастает уровень СО в выхлопе до3%.Очень легко наблюдать работу датчика по сканеру. Строчка INTAKE MANIFOLD показывает разряжение во впускном коллекторе, которое измеряется датчиком МАР. При обрыве проводки ЭБУ регистрирует ошибку 31. При этом резко увеличивается время открытия инжекторов до 3,5-5мс. При перегазовках появляется черный выхлоп, свечи засаживаются, появляется тряска на Х.Х. и остановка двигателя.
Датчик детонации.
Датчик установлен для регистрации детонационных стуков (взрывов) и косвенно служит «корректором» угла опережения зажигания.
Регистрирующим элементом датчика является пъезопластина. При неисправности датчика, или обрыве проводки, на перегазовках свыше 3,5-4 т. Оборотов ЭБУ фиксирует ошибку 52.Наблюдается вялость при разгоне. Проверить работоспособность можно осциллографом, или, замерив, сопротивление между выводом датчика и корпусом (при наличии сопротивления датчик требует замены).
Датчик коленвала.
Датчик коленвала генерирует импульсы, по которым компьютер вычисляет скорость вращения коленчатого вала двигателя. Это основной датчик, по которому синхронизируется вся работа мотора.
На двигателях серии 7А установлен датчик коленвала. Обычный индуктивный датчик, аналогичен датчику АВС, и практически безотказен в работе. Но случаются и конфузы. При межвитковом замыкании внутри обмотки происходит срыв генерации импульсов на определенных оборотах. Это проявляется как ограничение оборотов двигателя в диапазоне 3,5-4 т. оборотов. Своеобразная отсечка, только на низких оборотах. Обнаружить межвитковое замыкание довольно сложно. Осциллограф не показывает уменьшение амплитуды импульсов или изменение частоты (при акселерации), а тестером заметить изменения долей Ома довольно сложно. При возникновении симптомов ограничения оборотов на 3-4 тысячах, просто замените датчик на заведомо исправный. Кроме того, немало неприятностей доставляет повреждения задающего венца, который ломают механики, производя работы по замене переднего сальника коленвала или ремня ГРМ. Сломав зубья венца, и восстановив их сваркой, добиваются только видимого отсутствия повреждений. Датчик положения коленвала при этом перестает адекватно считывать информацию, угол опережения зажигания начинает хаотично изменяться, что приводит к потере мощности, нестабильной работе двигателя и увеличению расхода топлива.
Инжекторы (форсунки).
Инжекторы — это электромагнитные клапаны, которые впрыскивают топливо под давлением в впускной коллектор двигателя. Управляет работой инжекторов -компьютер двигателя.
При многолетней эксплуатации сопла и иглы инжекторов покрываются смолами и бензиновой пылью. Все это естественно нарушает правильный распыл и уменьшает производительность форсунки. При сильном загрязнении наблюдается ощутимая тряска двигателя, увеличивается расход топлива. Определить забитость реально, проведя газоанализ, по показаниям кислорода в выхлопе можно судить о правильности налива. Показание свыше одного процента укажут на необходимость промывки инжекторов (при правильной установке ГРМ и нормального давления топлива). Либо установив инжекторы на стенд, и проверив производительность в тестах, в сравнении с новым инжектором. Форсунки очень эффективно моются Лавром, Винсом, как на установках для безразборной промывки, так и в ультразвуке.
Клапан холостого хода.IAC
Клапан отвечает за обороты двигателя на всех режимах (прогрев, холостой ход, нагрузка).
Во время эксплуатации лепесток клапана загрязняется и происходит подклинивание штока. Обороты зависают на прогреве либо на Х.Х.(из-за клина). Тестов на изменение оборотов в сканерах при диагностике по данному мотору не предусмотрено. Оценить работоспособность клапана можно, изменив показания датчика температуры. Ввести двигатель в «холодный» режим. Или, сняв обмотку с клапана, руками покрутить за магнит клапана. Заедание и клин будут ощутимы сразу. При невозможности легко демонтировать обмотку клапана (например, на серии GE)проверить его работоспособность можно подключившись к одному из управляющих выводов и измерив, скважность импульсов, одновременно контролируя обороты Х.Х. и изменяя нагрузку на двигатель. На полностью прогретом двигателе скважность равна приблизительно 40%,меняя нагрузку (включая электрические потребители) можно оценить адекватное увеличение оборотов в ответ на изменение скважности. При механическом заклинивании клапана, происходит плавное увеличение скважности, не влекущее за собой изменение оборотов Х.Х. Восстановить работу можно очистив нагар и грязь очистителем карбюратора при снятой обмотке. Дальнейшая настройка клапана заключается в установке оборотов Х.Х. На полностью прогретом двигателе, вращением обмотки на болтах крепления, добиваются табличных оборотов для данного типа автомобиля (по бирке на капоте).
Предварительно установив перемычку E1-TE1 в диагностическую колодку. На более «молодых» моторах 4А,7А клапан был изменён. Вместо привычных двух обмоток в тело обмотки клапана установили микросхему. Изменили питание клапана и цвет пластика обмотки (черный). На нем уже бессмысленно измерять сопротивление обмоток на выводах. К клапану подводится питание и управляющий сигнал прямоугольной формы переменной скважности. Для невозможности снятия обмотки установили нестандартный крепёж. Но проблема клина штока осталась. Теперь если чистить обычным очистителем — вымывается смазка из подшипников (дальнейший результат предсказуем, такой же клин, но уже из-за подшипника). Следует полностью демонтировать клапан с блока дроссельной заслонки и после аккуратно промывать шток с лепестком.
Система зажигания. Свечи.
Очень большой процент автомобилей приходит в сервис с проблемами в системе зажигания. При эксплуатации на некачественном бензине в первую очередь страдают свечи зажигания. Они покрываются красным налетом (ферроз). Качественного искрообразования с такими свечами уже не будет. Двигатель будет работать с перебоями, с пропусками, увеличивается расход топлива, поднимается уровень СО в выхлопе. Пескоструй не в силах очистить такие свечи. Поможет только химия (силит на пару часов) или замена. Другая проблема увеличение зазора (простой износ). Высыхание резиновых наконечников высоковольтных проводов, вода, попавшая при мойке мотора, провоцируют образование токопроводящей дорожки на резиновых наконечниках.
Из-за них искрообразование будет не внутри цилиндра, а вне его. При плавном дросселировании двигатель работает стабильно, а при резком – дробит. При таком положении необходима замена одновременно и свечей и проводов. Но иногда (в полевых условиях) при невозможности замены можно решить проблему обычным ножом и куском наждачного камня (мелкой фракции). Ножом срезаем токопроводящую дорожку в проводе, а камнем снимаем полоску с керамики свечи. Следует отметить, что снимать резинку с провода нельзя, это приведет к полной неработоспособности цилиндра.
Еще одна проблема связана с неправильной процедурой замены свечей. Провода с силой выдергивают из колодцев, отрывая металлический наконечник повода.С таким проводом наблюдаются пропуски зажигания и плавающие обороты. При диагностировании системы зажигания следует всегда проверять на производительность катушку зажигания на высоковольтном разряднике. Самая простая проверка – на работающем двигателе просмотреть искру на разряднике.
Если искра пропадает или становится нитевидной — это указывает на межвитковое замыкание в катушке или на проблему в высоковольтных проводах. Обрыв проводов проверяют тестером по сопротивлению. Малый провод 2-3ком, дальше на увеличение длинный 10-12ком.Сопротивление замкнутой катушки также можно проверить тестером. Сопротивление вторичной обмотки битой катушки будет меньше 12ком.
Катушки следующего поколения (выносные) такими недугами не страдают(4А.7А), их отказ минимален. Правильное охлаждение и толщина провода исключили эту проблему.
Еще одна проблема текущий сальник в распределителе. Масло, попадая на датчики, разъедает изоляцию. А при воздействии высокого напряжения окисляется бегунок (покрывается зеленым налетом). Уголек закисает. Все этот приводит к срыву искрообразования. В движении наблюдаются хаотичные прострелы (во впускной коллектор, в глушитель) и дробление.
Тонкие неисправности
На современных двигателях 4А,7А японцы изменили прошивку блока управления (видимо для более быстрого прогрева двигателя). Изменение заключается в том, что двигатель достигает оборотов Х.Х.только при температуре 85 градусов. Также была изменена конструкция системы охлаждения двигателя. Теперь малый круг охлаждения интенсивно проходит через головку блока (не через патрубок за двигателем, как было раньше). Конечно, охлаждение головки стало эффективней, эффективней стал охлаждаться и двигатель в целом. Но зимой при таком охлаждении при движении температура двигателя достигает температуры 75-80 градусов. И как результат постоянные прогревные обороты(1100-1300),повышенный расход топлива и нервоз владельцев. Бороться с этой проблемой можно, либо сильнее утеплив двигатель, либо изменив сопротивление датчика температуры (обманув ЭБУ) или же заменив термостатат на зиму с более высокой температурой открытия.
Масло
Владельцы наливают в двигатель масло без особого разбора, не задумываясь о последствиях. Мало кто понимает, что различные типы масел не совместимы и при смешивании образуют нерастворимую кашу (кокс), который приводит к полному разрушению двигателя.
Весь этот пластилин невозможно смыть химией, он вычищается только механическим способом. Следует понимать, если неизвестно какого типа старое масло, то следует воспользоваться промывкой перед сменой. И еще совет владельцам. Обратите внимание на цвет ручки масляного щупа. Он желтого цвета. Если цвет масла в вашем двигателе темнее цвета ручки – пора делать замену, а не ждать виртуального пробега, рекомендованного изготовителем моторного масла.
Воздушный фильтр.
Самый недорогой и легкодоступный элемент — воздушный фильтр. Владельцы очень часто забывают про его замену, не задумываясь о вероятном увеличении расхода топлива. Нередко из-за забитого фильтра камера сгорания очень сильно загрязняется масляными сгоревшими отложениями, сильно загрязняются клапана, свечи. При диагностике можно ошибочно предположить, что всему виной износ маслосъёмных колпачков, но первопричина – забитый воздушный фильтр, увеличивающий при загрязнении разряжение во впускном коллекторе. Конечно же, в таком случае колпачки тоже придется сменить.
Некоторые владельцы даже не замечают о проживании в корпусе воздушного фильтра гаражных грызунов. Что говорит об их полнейшем наплевательстве к автомобилю.
Топливный фильтр также заслуживает внимания. Если его вовремя не заменить(15-20 тысяч пробега) насос начинает работать с перегрузкой, давление падает, и как следствие возникает необходимость замены насоса. Пластиковые детали насоса крыльчатка и обратный клапан преждевременно изнашиваются.
Падает давление. Следует отметить, что работа мотора возможна на давлении до 1,5 кг (при стандартном 2,4-2,7кг). При пониженном давлении наблюдаются постоянные прострелы во впускной коллектор запуск проблемный (вдогонку). Заметно снижается тяга. Проверку давления правильно производить манометром (доступ к фильтру не затруднён). В полевых условиях можно воспользоваться «тестом налива из обратки». Если при работе двигателя за 30 секунд из шланга обратки бензина вытекает меньше одного литра, можно судить о пониженном давлении. Можно для косвенного определения работоспособности насоса воспользоваться амперметром. Если ток, потребляемый насосом меньше 4ампер — то давление просажено. Измерить ток можно на диагностической колодке.
При использовании современного инструмента процесс замены фильтра занимает не более получаса. Ранее на это уходило очень много времени . Механики всегда надеялись на случай ,что им повезет и нижний штуцер не приржавел . Но зачастую так и происходило. Приходилось подолгу ломать голову, каким газовым ключом зацепить закатанную гайку нижнего штуцера. А иногда процесс замены фильтра превращался в «киносеанс» со снятием подводящей к фильтру трубки. Сегодня эту замену никто не боится делать.
Блок Управления.
До 98 года выпуска блоки управления не имели достаточно серьезных проблем при эксплуатации. Ремонтировать блоки приходилось лишь по причине жесткой переполюсовки. Важно отметить, что все выводы блока управления подписаны. Легко отыскать на плате необходимый вывод датчика для проверки либо прозвонки провода. Детали надежны и стабильны в работе при низких температурах.
В заключении хотелось бы немного остановиться на газораспределении. Многие владельцы «с руками» процедуру замены ремня выполняют самостоятельно (хотя это и не правильно, они не могут правильно затянуть шкив коленвала). Механики производят качественную замену в течение двух часов (максимум) При обрыве ремня клапаны не встречаются с поршнем и фатального разрушения двигателя не происходит. Все рассчитано до мелочей.
Мы постарались рассказать о наиболее часто возникающих проблемах на двигателях данной серии. Двигатель очень прост и надежен и при условии очень жесткой эксплуатации на «водных — железных бензинах» и пыльных дорогах нашей великой и могучей Родины и «авосьным» менталитетом владельцев. Перенеся все издевательства, он по сей день продолжает радовать своей надежной и стабильной работой, завоевав статус самого надёжного японского двигателя.
Владимир Бекренёв г. Хабаровск.
Андрей Федоров г. Новосибирск.
- Назад
- Вперед
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.У вас нет прав оставлять комментарии.
Механическая часть двигателя 5a Fe. «Надежные японские двигатели»
В 1987 году японский грузовой автомобиль Toyota начал выпуск новой серии двигателей для легковых автомобилей, которая получила название «5а». Производство серии продолжалось до 1999 года. Двигатель Toyota 5A выпускался в трех модификациях: 5A-F, 5A-FE, 5A-FHE.
Новый двигатель 5a-Fe имел газораспределительный механизм, предусматривавший по 4 клапана на цилиндр, по схеме DOHC, то есть двигатель, оборудованный двумя распредвалами в головке блока Double Overhead Camshaft, где каждый распредвал приводит свой ассортимент клапанов. При таком устройстве один распределительный вал приводит в движение два втягивания, другой — два выпуска. Привод клапана обычно нажимной. Схема DOHC в двигателях Toyota серии 5a позволила значительно увеличить их мощность.
Второе поколение двигателей Toyota серии 5A
Усовершенствованной версией двигателя 5a-F стал двигатель второго поколения 5a-Fe. Конструкторы Toyota основательно поработали над усовершенствованием системы впрыска топлива, в результате обновленная версия 5a-Fe была оснащена электронной системой впрыска EFI Electronic Fuel Injection.
Объем | 1,5 литра. |
Мощность | 100 л.с. |
Крутящий момент | 138 Н*м при 4400 об/мин |
Диаметр цилиндра | 78,7 мм |
Ход поршня | 77 мм |
Блок цилиндров | чугун |
Цилиндр блока цилиндров | алюминий |
Газораспределительная система | Дох.![]() |
Вид топлива | Бензин |
Предшественник | 3А |
Преемник | 1NZ. |
Двигатели модификации Toyota 5A-Fe комплектовались Автомобили «C» и «D»:
Модель | Кузов | Год | Страна |
---|---|---|---|
Карина. | АТ170. | 1990–1992 гг. | Япония |
Карина. | АТ192. | 1992–1996 гг. | Япония |
Карина. | AT212 | 1996–2001 гг. | Япония |
Королла | AE91 | 1989–1992 | Япония |
Королла | AE100. | 1991–2001 гг. | Япония |
Королла | AE110 | 1995–2000 | Япония |
Королла Церес. | АЕ100. | 1992–1998 гг.![]() | Япония |
Корона. | АТ170. | 1989–1992 гг. | Япония |
Солуна. | АЛ50. | 1996–2003 гг. | Азия |
Спринтер | AE91 | 1989–1992 гг. | Япония |
Спринтер | АЕ100. | 1991–1995 гг. | Япония |
Спринтер | AE110 | 1995–2000 гг. | Япония |
Спринтер Марино. | АЕ100. | 1992–1998 гг. | Япония |
ВИОС. | AXP42. | 2002–2006 гг. | Китай |
Если говорить о качестве конструкции, то более удачного мотора найти сложно. При этом двигатель очень ремонтопригоден и не доставляет затруднений автовладельцам с приобретением запчастей. Японское японо-китайское предприятие Toyota и Tianjin Faw Xiali в КНР до сих пор производят этот двигатель для своих малолитражных автомобилей vela и Weizi.
Японские двигатели в российских условиях
5A-FE под капотом Toyota Sprinter
В России владельцы автомобилей Toyota разных моделей с двигателями модификации 5a-Fe в целом положительно оценивают эксплуатационные характеристики 5a-Fe . По их словам, ресурс 5a-Fe составляет до 300 тыс. км. Бегать. При дальнейшей эксплуатации начинаются проблемы с расходом масла. Кладочные колпаки следует менять при пробеге в 200 тыс. км, далее замену производить каждые 100 тыс. км.
Многие владельцы Toyota с моторами 5a-Fe сталкиваются с проблемой, проявляющейся в виде ощутимых провалов на средних оборотах двигателя. Это явление, по мнению специалистов, вызвано либо некачественным российским топливом, либо проблемами в системе питания и зажигания.
Тонкости ремонта и покупки контрактного мотора
Так же при эксплуатации Моторов 5a-Fe выявлены небольшие недостатки:
- двигатель имеет расположение к высокому износу постелей распредвалов;
- неподвижные поршневые пальцы;
- иногда возникают трудности с регулировкой зазоров во впускных клапанах.
Однако капитальный ремонт 5a-Fe — довольно редкое явление.
Если вам необходимо заменить весь мотор, на российском рынке сегодня можно без особого труда найти контрактный двигатель 5a-Fe в очень хорошем состоянии и по доступной цене. Стоит пояснить, что в контрактах принято называть двигатели, не эксплуатировавшиеся в России. Говоря о японских контрактных моторах, следует отметить, что большинство из них имеют небольшой пробег и соответствуют всем требованиям производителя по обслуживанию. Япония долгое время считалась мировым лидером по скорости обновления модельного ряда автомобилей. Таким образом, есть много автомобилей, которые имеют изрядный запас эксплуатации ресурса эксплуатации.
Семейство А входит во вторую волну (1980 — 2000) японского моторостроения Toyota. Исполнение 5А имеет меньший диаметр поршня, чем предыдущая версия 4а – 78,7 мм вместо 81 мм. Объем двигателя уменьшился до 1,5 литров, мощность до 105 л. с., крутящий момент до 143 Нм. В отличие от предыдущей серии, двигатель 5a FE не имеет спортивных версий GE, турбированных модификаций и поколений с конструктивными изменениями.
Технические характеристики 5a Fe 1,5 л / 105 литров. с.
Изначально Тойота серии А заложена за надежность, высокую ремонтопригодность и огромный запас запчастей. Выглядит схема двигателя следующим образом:
- R4 рядная четверка, цилиндры проточены внутри чугунного корпуса, каналы смазки/охлаждения выполнены при литье;
- ремень приводной и ГРМ, и навесного оборудования; Моторы
- предназначены для автомобилей класса C/D, семейств Caldina/Carina/Corona 170 – 210 и Corolla/Sprinter 90 – 110.
ДВС производится в Японии для внутреннего рынка и в Китае для всей Юго-Восточной Азии. Важной особенностью является отсутствие удара поршня/клапана при обрыве ременной передачи. Другими словами, мотор 5a FE не давит на клапана.
С целью увеличения мощности в конструкции применен электронный впрыск EFI.
Створки расположены относительно друг друга под углом 22,3 градуса. Система зажигания сначала траверная, потом беззарядная педерная, двухзарядная ДИС-2.
Соответствует техническим характеристикам 5a Fe, приведенным в нижней таблице значения:
Производитель | Tianjin Faw Toyota Engines Plant №1, North Plant, Deeside Engine Plant, Shimoyama Plant, Kamigo Plant | ||
Марк ДВС | 5A FE | ||
Годы выпуска | 1987 – 2006 | ||
Объем | 1498 см3 (1,5 литра) | ||
Мощность | 77 кВт (105 л. с.) | ||
Крутящий момент | 143 нм (при 4200 об/мин) | ||
Вес | 117 кг | ||
Степень сжатия | 9,8 | ||
Еда | Инжектор | ||
Тип двигателя | линейный бензин | ||
Зажигание | Выключатель, бесконтактный | ||
Количество цилиндров | 4 | ||
Расположение первого цилиндра | Шпилька | ||
Количество клапанов на каждый цилиндр | 4 | ||
Материал GBC | алюминиевый сплав | ||
силикатный литой | |||
Выпускной коллектор | чугун | ||
Распредвал | Схема dOHC 16V, два верхних вала | ||
Материал блока цилиндров | чугун | ||
Диаметр цилиндра | 78,7 мм | ||
Поршни | оригинал | ||
Коленчатый вал | литой, 5 опор, 8 противовесов | ||
Ход поршня | 77 мм | ||
Топливо | АИ-92-95 | ||
Экологические стандарты | Евро-3.![]() | ||
Расход топлива | трасса — 4,5 л/100 км смешанный цикл 5,6 л/100 км город — 6,9 л/100 км | ||
Расход масла | 0,5 л/1000 км | ||
Какое масло лить в вязкость двигателя | 5W30, 5W40, 0W30, 0W40 | ||
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, Лукойл, Роснефть | ||
Масло для 5А FE в составе | Синтетика, полусинтетика | ||
Объем моторного масла | 3,3 л. | ||
Рабочая температура | 95° | ||
Ресурс РФ | Представленный 150000 км Реальный 250000 км | ||
Регулировка клапанов | Шайбы | ||
Система охлаждения | принудительная, антифриз | ||
Объем ох | 5,3 л. | ||
водяной насос | GMB GWT-83A, Toyota 16110-19205, AISIN WPT-018 | ||
Свечи на 5а Fe | ДЭНСО К16Р-У11, БОСКХ 0242232802 | ||
Свечной зазор | 1,1 мм | ||
Ремень ГРМ | Bosch 1987Ae1121, 1987949158, 117 зубьев | ||
Порядок цилиндров | 1-3-4-2 | ||
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, Wix, Hengst | ||
Масляный фильтр | VAICO V70-0012, Bosch 0986AF1132, 0986AF1042 | ||
Маховик | Нижняя ручка 212 мм, 6 отверстий под болты | ||
Болты крепления маховика | M12x1,25 мм, длина 26 мм | ||
Маслосъемные колпачки | Тойота | -02090 впуск Тойота | -02088 пром |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах не более 1 бар | ||
Оборот ХХ | 750 — 800 мин-1 | ||
Резьбовые соединения Thinking Force | свеча — 23 нм маховик — 83 нм шкив коленвала — 98 — 147 нм болт сцепления — 19 — 30 нм крышка подшипника — 57 нм (коренные) и 39 нм (шатунные) ГБЦ — три этапа 29 нм, 49 нм + 90° |
Руководство пользователя содержит описание параметров силового привода, регламент представляет собой чертежи основных действий, обуславливающих необходимость проведения технического обслуживания двигателя и его капитального ремонта.
Особенности конструкции
Официальный мануал на рядный атмосферный двигатель 5а Fe содержит описание конструкции:
- блок чугунный, цилиндры раздавлены в корпусе без гильзы, что резко повышает ремонтопригодность и удешевляет;
- ГБЦ сдвоенная с газораспределением DOHC 16V;
- изначально система зажигания состояла из общей катушки, травера, пучка высоковольтных проводов, позже добавили вторую катушку по схеме ДИС-2;
- отсутствуют гидрокомпенсаторы, муфты ВВТИ, поэтому требования к качеству масла достаточно низкие; Форсирование
- чаще всего производится по аналогии с двигателями АвтоВАЗ в расточке цилиндров;
- Капитальный ремонт легко выполняется в гаражах своими силами;
- особенностью конструкции является ременная передача одного распредвала, от него второй получает вращение на шестерню.
Конструкция очень простая, надежная, ремонтопригодная, очень массивная.
Список модификаций ДВС
В серии 5а всего три версии двигателей, одна из которых 5а-Fe. Две другие его модификации соответственно:
- 5a-F карбюраторный вариант выпускался в период 1987-1990 годов, двигатель имел мощность 85 л. с. и степень сжатия 9,8 единиц;
- в версии 5a-Fhe модернизирован впускной коллектор, внутри ГБЦ установлены распредвалы с увеличенными фазами и высотой подъема кулака, Мотор выпуска 1991-1999 г., имел мощность 120 л. п. применяются исключительно на внутреннем рынке.
Соответственно использовалось оригинальное навесное оборудование, не взаимозаменяемое с базовой версией 5a-Fe.
Достоинства и недостатки
Рядное атмосферное устройство ДВС дает владельцу ряд преимуществ:
- экономия эксплуатационного бюджета — АИ-92, наличие запчастей, самостоятельное обслуживание и ремонт на коленке;
- ресурс от 350000 км пробега даже на отечественном бензине;
- возможность принудительного увеличения крутящего момента.
Недостатки тоже присутствуют, но в моторах Toyota их не так много:
- регулировка тепловых зазоров клапанов каждые 30000 км;
- неразгрузочные поршневые пальцы — фиксированная, а не плавающая посадка;
- интенсивный износ распредвалов внутри ГБЦ;
- проблемы с зажиганием.
Основным преимуществом является отсутствие столкновения клапана и поршня при резком отключении привода ГРМ.
Список моделей автомобилей, на которые устанавливался
Мотор 5a FE был разработан не только для конкретных классов C и D, но и под семейство автомобилей Toyota:
- Carina — 1990 — 1992 г.в. в Bodger AT170, 1992 г. — 1996 г. в кузове АТ192 и 1996 — 2001 гг. в кузове АТ212;
- Corolla — 1989 — 1992 в кузове АЕ91, 1991 — 2001 в кузове АЕ100, 1995 — 2000 г. в кузове AE110, Ceres 1992 — 1998 гг. в кузове Bodger AE100;
- Corona — 1989 — 1992 в Кузове AT170;
- Soluna — 1996 — 2003 в Кузове Al50 для Юго-Восточной Азии;
- Sprinter — 1989 — 1992 в кузове AE91, 1991 — 1995 в кузове AE100, 1995 — 2000 в кузове AE110, Marino 1992 — 1998 в кузове Bodger AE100;
- ВИОС — 2002 — 2006 в Кузове AXP42 для Китая;
- Tercel — 1990 — 1994 В кузове седан для Чили и купе для Канады, США.
Производитель оценил как характеристики двигателя, так и удачную конструкцию исполнения 5a Fe, поэтому даже после того, как Toyota перестала устанавливать эти моторы, китайская компания FAW продолжила их выпуск для собственных автомобилей FAW XIALI Weizhi. .
Правила технического обслуживания 5a FE 1,5 л/105 л. с.
В процессе эксплуатации двигатель 5a FE требует периодического ухода в определенные сроки:
- замена ремня ГРМ и установка через 50 000 км;
- разработчики рекомендовали регулировать тепловые зазоры клапанов после 30 000 пробега;
- чистка картера вентиляции заводом-изготовителем предусмотрена каждые 20 тыс. км;
- производитель рекомендует замену моторного масла и масляного фильтра через 7500 км;
- топливного фильтра хватает в среднем на 40 000 пробега;
- по рекомендации производителя воздушный фильтр устанавливается каждый год новым;
- по дате выпуска антифриза с завода хватает на два года или 40000 км;
- в свечах зажигания для двигателей с ресурсом 20 000 пробега;
- выпускной коллектор прогреется через 60000 км.
После форсировки ресурс пар трения снижается на 20 — 30%, поэтому расходники придется менять чаще.
Обзор неисправностей и способы ремонта
С увеличением пробега у мотора 5А FE могут выявить следующие проблемы:
Стук | 1) Нагар на клапана 2) Износ поршневых пальцев | 1) нарезка и регулировка зазоров термоклапанов 2) замена пальцев |
Увеличение расхода смазки более 1 л/1000 пробега | 1) Выход маслозажимных колец 2) Износ маслонасосных колпачков | 1) Замена колец 2) Замена колпачков |
ДВС Глохнет | 1) аварийный травер 2) износ топливного насоса 3) аварийный топливный фильтр | 1) Замена травера 2) Замена АЗС 3) Замена фильтра |
Ролики поплавка | 1) Засорение клапана вентиляции картера 2) Неисправность неисправности 3) Чистка 4) Трос клапана стыкового хода 5) Засорение дроссельной заслонки | 1) Вентиляция картера 2) замена форсунок 3) замена свечей 4) замена кхх 5) промывка дросселя |
Двигатель не запускается | Поломка датчика температуры | Замена датчика |
Эти неисправности характерны для Toyota Motors.
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель 5a FE деформирован относительно предыдущих версий, поэтому здесь возможен недорогой механический тюнинг:
- расточные цилиндры до 81 мм;
- с использованием поршней от 4a-Fe.
Фактически пользователь получает предыдущую версию мотора с камерой сгорания 1,6 литра. Дальнейший тюнинг производится по классической схеме:
- шлифовка каналов впускного коллектора и ГБЦ;
- «Злые» распредвалы, не менее 5а FHE или с большими фазами;
- «Паук» на выхлопе, «накрутка» вместо второго датчика СО;
Мотор бытовой, поэтому оптимальная версия СВАП на спортивную версию 4a GE. Чуть дешевле будет турбо тюнинг:
- заказ кита на маломощную турбину;
- установка высокопроизводительных форсунок типа 360сс;
- прямоточный с сечением выхлопа 51 мм;
- с использованием топливного насоса Walbro GSS342 производительностью 255 л/ч;
- переход на ПО ABIT M11.
3.
При получении 150 литров. с. Ресурс пар трения и двигателя заметно снизится. Для его восстановления придется доработать головку, САУ и заменить коленвал.
Таким образом, мотор 5A-FE был создан для двух семейств автомобилей Toyota — Corolla/Sprinter и Karina/Calin C и D классов. Силовой привод очень надежный, экономичный, предназначен для спокойной езды в городском цикле. Конструкция слабофорсированная, но абсолютно ремонтопригодная.
Если у вас есть вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с удовольствием ответим на них
Характеристики двигателя Toyota 5A
Производство | Завод Камиго. Завод Симояма. Завод двигателей Дисайд. Северный завод. Завод №1 по производству двигателей Faw Toyota в Тяньцзине |
Марка двигателя | Тойота 5А. |
Годы выпуска | 1987 |
Материал блока цилиндров | чугун |
Система снабжения | карбюратор / инжектор |
Тип А | в строке |
Количество цилиндров | 4 |
Клапаны на цилиндре | 4 |
Ход поршня, мм | 77 |
Диаметр цилиндра, мм | 78,7 |
Степень сжатия | 9,8 |
Объем двигателя, куб.![]() | 1498 |
Мощность двигателя, л.с. / Об. Мин. | 85/6000 100/5600 105/6000 120/6000 |
Крутящий момент, Нм/об.мин | 122/3600 138/4400 131/4800 132/4800 |
Топливо | 92 |
Экологические нормы | — |
Масса двигателя, кг | — |
Расход топлива, л/100 км (для Карины) — город — Рус — Смешанный. | 6,8 4.0 5.0 |
Расход масла, гр. / 1000 км | до 1000. |
Моторное масло | 5W-30 10W-30 15W-40 20W-50 |
Сколько моторного масла | 3.0 |
Замена масла проведена, км | 10000 (лучше 5000) |
Рабочая температура двигателя, град. | — |
Ресурс двигателя, тыс.![]() — По данным завода — По практике | Н.Д. 300+ |
Тюнинг — Потенциал — без потери ресурса | Н.Д. Н.Д. |
Двигатель установлен | Тойота Королла Церес. |
Неисправности и ремонт двигателя 5A-F/FE/FE
Двигатель Тойота 5А — аналог двигателя 4а, в котором диаметр цилиндров уменьшен с 81 мм до 78,7 мм, таким образом получен объем 1500 куб.см. В остальном имеем тот же 4A-F/FE/FE, со всеми его плюсами и минусами. Обычный гражданский двигатель, спортивные версии GE/GZE на базе 5а не разрабатывались.
Toyota 5A модификации двигателя
1. 5A-F — карбюраторный вариант, аналог 4A-F с уменьшенным объемом. Степень сжатия 9.8, Мощность 85 л.с. Двигатель выпускался с 1987 по 1990 год.
2
. 5A-FE — аналог 4a-Fe, представляет собой 5a-F с электронным впрыском топлива, степень сжатия 9,6, мощность 105 л.с. Производство двигателей было начато в 1987 году, завершено в 2006 году, после чего производство было передано на FAW и сейчас они оснащенных китайскими автомобилями.
3. 5A-FHE — версия с доработанным GBC, другими распредвалами, немного измененным впуском, другим выпускным коллектором, мощность увеличена до 120 л.с. В производстве был с 1989 года1 до 1999 года и ставилась на автомобили для внутреннего японского рынка.
Неисправности и их причины
Конструкция мотора один в один повторяет мотор 4а, все те неисправности на данный момент актуальны для 4а, относятся к 5а: Проблемы с резиной, с лямбда-зондом, с датчиком температуры мотора, после у которых двигатель не заводится, плавают из-за грязной заслонки, датчика холостого хода и так далее. Гидрокомпонентов на 5а нет, поэтому раз в 100 тысяч проводим процедуру регулировки клапанов, через такой же пробег меняем ремень ГРМ. В целом все стандартно для серии А, полный список болезней двигателя смотрите.
Toyota 5A-F/FE/FE тюнинг двигателя
Чип тюнинг. Атмо. Turbo
Ровно как и в атмосферном варианте мотор ничего сверхъестественного показывать не будет. Единственное что имеет смысл подселить цилиндры под диаметр 81 мм, под поршневую 4a-Fe, тем самым получаем рабочий объем 1,6 литра и собственно двигатель 4a-Fe, но есть риск нарваться на дефекты литья. Можно поставить прямоточный выхлоп с пауком 4-2-1, но ничего серьезного это не даст.
5a-Fe турбина
Изначально этот мотор разрабатывался для максимально спокойного передвижения, никакого спорта не предусматривалось, поэтому любой серьезный тюнинг повлечет за собой замену всего штатного барахла, это касается тюнинга и турбины как кстати. Самый толковый вариант из возможных, это заказать кит на 4а-Фе на маленькой турбине и поставить стандартную поршневую, предварительно поставив форсунку 360сс, помпу Валбро 255 и форвардный выпуск на 51-ю трубу, поставил на абиту. Это даст ему до 140-150 л.с., ресурс сильно уменьшится. Хотите ресурс, меняйте коленвал, САУ, пилите CHC… или пилите 4a-GE)).
Силовой агрегат 5А FE разработан на базе знаменитой Тойотовской серии 4а. На самом деле этот мотор получается простым уменьшением диаметра цилиндров до 78,7 мм и получением всего литра 1,5. Все достоинства и недостатки прародителя 5A-FE скрупулёзно приняли в наследство — и продолжают выпускать до сих пор (с 1987 года). Это чисто «гражданский» двигатель, не предназначенный для гонок и каких-либо спортивных достижений. Мотор.5A-Fe в разные годы комплектовался Toyota. (Королла, Корона., Карина., гастроли, ВИОС., Спринтер., Терсель) I. Фав. Сяли. Вейжи..
Некоторые характеристики 5a-Fe
Вы можете купить двигатель 5a FE в двух вариантах: карбюраторный или инжекторный. Это рядный чугунный мотор на 4 цилиндра со степенью сжатия 9,6-9,8. Различные модификации мотора имели существенную разницу в мощности, крутке и тяге. Все моторы работают на АИ-92 и отличаются сравнительно небольшим расходом – около 5,0 литров в смешанном цикле. Основные модификации Двигатель:
5A-F — карбюраторный агрегат, уменьшенная версия 4а, которая выпускалась всего 3 года (1987-1990). Развивает мощность до 85 «лошадей».
5A-Fe — Улучшенная версия 5A-F, получившая электронный впрыск и мощность 105 л.с. Выпускалась с 1987 по 2006 год для автомобиля комплектации Toyota; Сейчас этот мотор устанавливается на китайские машины FAW.
5A-FHE — В этом двигателе применены принципиально новые распредвалы, модифицированный CHC, изменен впуск. Мотор мощностью 120 л.с. Произведен в 1989-1999 годах только для японского рынка.
В принципе хороший недорогой двигатель, вполне ремонтопригодный. Найти бу двигатель 5a Fe с хорошим ресурсом.
Характерные болячки
Многие из них являются следствием возраста, а не дизайнерских упущений разработчиков, но владельцам от этого не легче. Итак, с чем придется столкнуться, устанавливая 5A-Fe на автомобиль:
Высокий расход из-за лямбда-зонда (замена решает вопрос). Причина также может быть в форсунках или датчике абсолютного давления.
Плавание или повышенные обороты, «зависание» — это капризный клапан холостого хода и/или дроссельная заслонка. Поможет их чистка, заодно можно проверить свечи, клапан вентиляции картерных газов.
Расход масла больше литра на тысячу. В принципе ничего страшного, но кольца и колпачки поменять можно.
Стук, развивающийся после 100 тыс. пробега — зазоры на клапанах менялись при отсутствии гидрокомпонентов, следует отрегулировать.
Контрактный двигатель 5a-Fe
Постоянное внимание к мотору напрягает, требует времени и затрат. Агрегат точно не молодеет, поэтому проблему кардинально поможет решить только более «свежий» контрактный мотор 5a Fe.
Предлагаем заказать у нас контрактный двигатель 5AFE или приобрести один из уже имеющихся на складе двигателей. Все агрегаты прошли серьезную диагностику, готовы к немедленной эксплуатации, имеют реальные данные по пробегу и моторным испытаниям, гарантию качества.
Двигатели 4A-FE и JDM 5A-FE
Привет, форум!
Итак, я некоторое время задавался вопросом, почему все двигатели 4A-FE, такие как двигатель моей Corolla, имеют надпись «16 VALVE EFI», а двигатель моего Geo — «TOYOTA 16 VALVE EFI»
Традиционный 4A-FE:
Мой «загадочно другой» 4A-FE:
Я провел небольшое исследование в Интернете и на странице AE92 в Facebook, на которой я зарегистрирован, и я узнал то, о чем никогда не знал! Я знал, что в какой-то момент кто-то заменил двигатель на моем Geo, но я никогда не знал, что это был двигатель JDM 5A-FE. Несмотря на то, что они почти идентичны и полностью заменены по принципу «подключи и работай», у них есть некоторые различия. Самое большое смещение. 4A-FE имеет объем 1,6 л, а 5A-FE — 1,5 л. Еще одно отличие — выходная мощность. 4A-FE выдает 102 л.с. и 101 фут-фунт крутящего момента, а 5A-FE — 105 л.7 футо-фунтов крутящего момента. Кроме того, двигатели практически идентичны. Черт, я только что заменил ремень ГРМ, водяной насос, переднее и заднее уплотнения, уплотнение распредвала, все опоры двигателя и все те детали, которые были куплены для 4A-FE и по незнанию идеально подошли для JDM 5A-FE.
Просто хотел поделиться с вами информацией, которую я узнал!
Реакции:
Amory2JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.
1 — 17 из 17 сообщений
ДрЗ
·Зарегистрировано
1997 Corolla
приздог
·Зарегистрировано
1991 Toyota Corolla,
Горький
·Премиум-участник
ДанноXYZ
·Senior TN Member
Porsche
toyotaspeed90
·Зарегистрировано
ДанноXYZ
·Senior TN Member
Porsche
приздог
·Зарегистрировано
1991 Toyota Corolla,
Горький
·Премиум-участник
ДрЗ
·Зарегистрировано
1997 Corolla
приздог
·Зарегистрировано
1991 Toyota Corolla,
СуперРА
·Зарегистрировано
toyotaspeed90
·Зарегистрировано
ДанноXYZ
·Senior TN Member
Porsche
ДрЗ
·Зарегистрировано
1997 Corolla
ДанноXYZ
·Senior TN Member
Porsche
toyotaspeed90
·Зарегистрировано
1 — 17 из 17 Сообщений
- Это старая тема, возможно, вы не получили ответа и, возможно, старая тема возрождается.