Типы зимних шин. Шипованные и фрикционные
Зимние шины — главная сезонная покупка автомобилистов и обязательное по ПДД условие для зимней езды. Удивительно, но полвека назад в нашей северной стране зимних шин почти не было: их просто не выпускали, а достать импортные покрышки могли лишь избранные. В итоге автомобилисты ездили на условной советской «всесезонке», одинаково плохой в любое время года.
Правда, и машин на дорогах было заметно меньше. В сегодняшнем плотном трафике даже одного автомобиля на летних шинах достаточно для массовой аварии на скользкой дороге. Поэтому сезонная смена шин давно стала нормой, главное — выбрать правильные. Один из острых споров — что лучше: шипованные шины или фрикционные. У каждого типа шин есть свои плюсы и свои приверженцы. Обсудим особенности «шипов» и «липучки» с холодной, как лёд, головой.
Маркировка зимних шин. M+S или снежинка?
Сперва определимся, что вообще считать зимними шинами. Многие ориентируются на маркировку M+S (Mud+Snow, «грязь и снег») на боковине шины, считая такую резину априори зимней. Это не так: символ «M+S» ни к чему не обязывает производителя шины и является просто рекламным значком. Часто он встречается на шинах с совершенно летним, «шоссейным» рисунком протектора, на которых далеко не уедешь ни в грязи, ни по снегу. Такие шины называют всесезонными, но в наших широтах от подобной универсальности одни беды. В России никто не ходит круглый год в осенней обуви — ногам будет слишком жарко летом и холодно зимой. Всесезонные шины в климате с большим перепадом температур ведут себя схоже: «плавятся» летом и «дубеют» зимой, нормально работая лишь в межсезонье.
Настоящие зимние шины обозначаются другим значком — Snowflake, в виде снежинки на фоне гор. Маркировка «M+S» обычно тоже присутствует (по принципу «чем больше значков, тем лучше»), но именно символ снежинки гарантирует, что шина проходила зимние испытания на специальных тестовых полигонах со снегом и льдом.
Snowflake (снежинка) — маркировка зимней шины
Ламели в протекторе зимних шин
А главный внешний признак зимней резины любого типа — наличие ламелей, множества тонких разрезов в протекторе. В пятне контакта шины ламели расширяются, цепляясь за лёд и укатанный снег, словно присоска к стеклу. Чем извилистее, длиннее и чаще нарезаны ламели, тем лучше резина ведёт себя на скользкой дороге, но тем хуже она едет по сухому асфальту. Верный баланс качеств найти непросто, хотя прогрессивные 3D-ламели, применяемые в современных шинах, стали большим шагом вперёд по сравнению с прямыми ламелями. Конструкция 3D-ламелей не даёт пятакам протектора расползаться на твёрдом покрытии, что заметно улучшило асфальтовые характеристики зимних шин.
Маркировка автомобильных шин. Расшифровка обозначений
Фрикционные (нешипованные) зимние шины
Фрикционная шина (в народе — «липучка») цепляется за снег и лёд за счёт рисунка протектора, ламелей и физических свойств резины, буквально «прилипая» к дороге. С шипованной резиной «липучку» не спутаешь (отсутствие шипов сложно не заметить), но не все знают, что фрикционные шины делятся на два очень разных типа: «европейские» и «скандинавские». Вот их отличить друг от друга внешне сложнее — лучше заранее изучить информацию от производителя или поговорить с грамотным консультантом в магазине.
«Скандинавские» шины или шины для северной зимы — наиболее привычный для России тип фрикционных зимних шин. Они созданы для морозных и снежных зим, характерных для северных стран: количество ламелей на протекторе максимально, а эластичность резины сохраняется даже при очень низких температурах. Мягкость «скандинавских» шин очевидна даже на ощупь — достаточно надавить на протектор пальцем, чтобы убедиться. Это даёт большие преимущества на льду при сильном морозе, но вот по асфальту, особенно при плюсовых температурах, «скандинавки» едут плохо и быстро изнашиваются. Эти шины созданы для настоящей суровой зимы без частых оттепелей.
Примеры нешипованных шин скандинавского типа: зимние шины Yokohama IceGuard G075, Yokohama IceGuard IG60, Кама Viatti Brina V-521, HiFly Win-Turi 212.
Yokohama IceGuard G075
Yokohama IceGuard IG60
Кама Viatti Brina V-521
Плюсы и минусы «скандинавских» фрикционных шин:
✔️ Хорошее сцепление на заснеженной дороге.
✔️ Хорошая работа при низких температурах (от −15 °C и ниже).
⛔ Плохая управляемость на асфальте и снежной «каше».
⛔ Большой тормозной путь на сухом асфальте.
⛔ Быстрый износ при плюсовой температуре.
«Европейские» шины или шины для мягкой зимы — покрышки из более твёрдой резиновой смеси. Они популярны в Центральной и Южной Европе, где дороги быстро чистят от снега, а температура воздуха зимой колеблется около нуля, лишь изредка опускаясь ниже −5 °C. Это слишком тепло для мягких «скандинавских» шин, а вот для более жёстких «европейских» покрышек — в самый раз. Ламелей в них также меньше, что улучшает сцепление на асфальте. Такие шины хорошо подходят для динамичной езды зимой — по чистым дорогам, конечно.
Мягкая зима характерна не только для среднеевропейских стран — на юге России есть регионы с похожим климатом, где выбор «европейских» фрикционных шин вполне оправдан.
Примеры нешипованных шин европейского типа: зимние шины Nokian WR, Michelin Alpin 6, Bridgestone Blizzak LM001.
Nokian WR A4
Michelin Alpin 6
Bridgestone Blizzak LM001
Плюсы и минусы «европейских» фрикционных шин:
✔️ Хорошая управляемость и торможение на асфальте.
✔️ Хорошее сцепление на снежной «каше» и влажной дороге.
✔️ Низкий уровень шума.
⛔ Плохая работа при низкой температуре (резина «дубеет» на морозе).
⛔ Посредственные характеристики на укатанном снегу и льду.
Шипованные шины
Шипованные зимние шины часто собирают полярные отзывы. Одни автолюбители в полном восторге от «шипов» и советуют их всем, другие отзываются неодобрительно. В чём причина? Как правило, негативные впечатления от шипованных шин — следствие их эксплуатации в неподходящих условиях. Прежде чем покупать «шипы», нужно разобраться, для чего они сделаны и как работают.
Ещё на стадии производства в протектор шины вживляют шипы — маленькие металлические гвоздики, которые обеспечивают дополнительный зацеп на льду и укатанном снегу. По своим характеристикам шипованные шины ближе к «скандинавским» фрикционным шинам, чем к «европейским». Кстати, во многих странах с мягкой зимой шипованные шины запрещены — слишком сильно шипы «грызут» асфальт.
Однако в северных странах, где снежный накат на дорогах — нормальное явление, шипы весьма востребованы. Вгрызаясь в ледяную корку, шипованные шины обеспечивают наилучшее замедление, разгон и управляемость на скользкой дороге, что подтверждено десятками тестов зимней резины и высоким рейтингом шипованных шин. Откуда же тогда негативные мнения?
Дело в том, что шипованные шины отличаются от фрикционных «скандинавских» не только наличием шипов, но и температурным диапазоном эффективной работы. Состав резиновой смеси для шипов всегда делают твёрже, чем для «липучки», которая эластичнее на сильном морозе. Оптимальная температура для шипованных шин: от 0 до −10 °C, в этих условиях им действительно нет равных на скользкой дороге. С понижением температуры до −15…−20 °C показатели «шипов» и «липучки» на льду выравниваются. А ниже −20 °C хорошая фрикционная шина уже работает лучше шипованной, которая просто не может расцарапать шипами застекленевший от мороза лёд.
Шипы в протекторе зимней шины
Дело в том, что шипованные шины отличаются от фрикционных «скандинавских» не только наличием шипов, но и температурным диапазоном эффективной работы. Состав резиновой смеси для шипов всегда делают твёрже, чем для «липучки», которая эластичнее на сильном морозе. Оптимальная температура для шипованных шин: от 0 до −15 °C, в этих условиях им действительно нет равных на скользкой дороге. С понижением температуры до −20 °C показатели «шипов» и «липучки» на льду выравниваются. А ниже −25 °C хорошая фрикционная шина уже работает лучше шипованной, которой сложно расцарапать шипами застекленевший от мороза лёд.
Давление в шинах. Как и зачем его измерять
Кстати, помочь шипам в их битве со льдом можно, увеличив давление в шинах — в этом ещё одно отличие от «липучки». Если фрикционные шины на скользком покрытии работают лучше при небольшом снижении давления (увеличивается пятно контакта с дорогой), то шипованные — наоборот, при повышении, ведь так шипы активнее вгрызаются в лёд. Поэтому не стоит ездить на приспущенных шипованных шинах.
Примеры шипованных шин: зимние шины Кама Viatti Brina Nordico V-522, Yokohama IceGuard IG55, Maxxis Presa Spike MA-SLW.
Hankook Winter i*Pike RS2 W429
Кама Viatti Brina Nordico V-522
Maxxis Presa Spike MA-SLW
Плюсы и минусы шипованных шин:
✔️ Отличное сцепление на льду и укатанном снегу.
✔️ Наименьший тормозной путь на скользкой дороге.
⛔ Повышенная шумность.
⛔ Посредственная управляемость на асфальте и снежной «каше».
⛔ Ухудшение характеристик шин на сильном морозе.
В снежной целине шипованные и фрикционные шины обеспечивают одинаковую проходимость, но субъективно шипованная резина в подходящих условиях может казаться более «вездеходной» — например, при штурме ледяных подъёмов. Поэтому «шипы» часто ставят на машины с передним или задним приводом, пытаясь немного улучшить их проходимость в городских условиях. Кстати, для этого есть и другие способы.
2WD: улучшаем проходимость монопривода
Какие зимние шины выбрать
Если бы существовали объективно лучшие шины на все случаи жизни, то все остальные уже давно не выпускались бы. Поэтому вопрос «что лучше, шипы или “липучка”» просто не имеет смысла — лучшим может быть любой тип шин, в зависимости от условий эксплуатации. Поэтому шины нужно выбирать исходя из климата и дорожных условий.
В континентальном климате с резким наступлением зимы, сильными морозами и большим количеством снега фрикционные шины скандинавского типа — отличный выбор. Там, где зима не так сурова, температура ниже −20 °C бывает редко, а на дорогах обычно лёд и снежный накат, шипованные шины будут работать лучше всех. А в регионах с мягкой зимой или частыми оттепелями, где снег выпадает редко и убирается быстро, «европейские» шины — то что нужно.
Для наглядности мы свели усреднённые показатели трёх типов шин по результатам множества шинных тестов и рейтингов в одну таблицу:
Тип шин Параметр | Шипованные | Фрикционные «скандинавские» | Фрикционные «европейские» |
Назначение | Зима. Обледенелые и заснеженные дороги | Суровая зима. Заснеженные и обледенелые дороги | Мягкая зима. Асфальт, снежная каша, редкий снег |
Оптимальная температура | От 0 до -15°C | От -15°C и ниже | От +5 до -5°C |
Твёрдость резины | 55–60 единиц | 50–55 единиц | 60–65 единиц |
Проходимость в снежной целине | ★★★★★ | ★★★★★ | ★★★☆☆ |
Сцепление на укатанном снегу | ★★★★★ | ★★★★☆ | ★★★☆☆ |
Сцепление на льду | ★★★★★ | ★★★★☆ | ★★☆☆☆ |
Сцепление на льду | ★★★★☆ | ★★★★★ | ★☆☆☆☆ |
Сцепление на снежной каше | ★★★☆☆ | ★★★☆☆ | ★★★★☆ |
Сцепление на асфальте | ★★☆☆☆ | ★★☆☆☆ | ★★★★★ |
Уровень шума | ★☆☆☆☆ | ★★★☆☆ | ★★★★★ |
Сравнение и рейтинг зимних шин
Дата выпуска шин
Автомобильные шины делают из натурального каучука, который со временем теряет свои свойства. Поэтому, прежде чем купить зимние шины, обязательно проверьте дату их выпуска. С годами резиновая смесь рассыхается, утрачивает эластичность и теряет способность цепляться за скользкую дорогу, превращаясь в подобие детской ледянки. При этом износ протектора может быть небольшим — не все много ездят зимой. Но старение резины опаснее, чем физический износ, ведь внешне такая шина выглядит вполне нормальной. Но на льду может преподнести неприятный сюрприз со множеством последствий.
Старые зимние шины нужно без жалости утилизировать. Докатывать их в тёплое время года — плохая идея, поскольку летом они не менее опасны, чем зимой.
Зимние шины летом. Меняем или докатываем?
Опытные автолюбители отмечают разницу в поведении шин уже на второй сезон эксплуатации, не говоря уже о третьем-четвёртом: по сравнению с новой шиной эффективность сцепления с дорогой неуклонно падает. Ну а 5 лет — общепризнанный предел для эксплуатации зимней резины, причём срок исчисляется с момента производства шины, а не начала использования. Поэтому выбирать шины нужно тщательно: можно изучить десятки статей и шинных тестов, подобрать оптимальную модель, но нарваться на старый комплект, который будет работать совсем не так, как ожидалось. И ещё важнее следить за возрастом тех шин, что уже установлены на вашей машине. Старые зимние шины на скользкой дороге могут оказаться не намного лучше летних.
Не экономьте на безопасности — ставьте новые зимние шины и чувствуйте себя уверенно на заснеженных и обледенелых дорогах.
ТОП-12: лучшие зимние шины «европейки» для теплых зим в 2020/2021 году на легковые авто — рейтинг резины
Зимние шины «европейского типа» предназначены для регионов с мягкими зимами, где уличная температура редко опускается ниже 0 °С, а снег выпадает нечасто. В отличии от шипованных моделей и «липучек» они имеют более гладкий рисунок протектора и предназначены для асфальта и заснеженных дорог.
Представляем рейтинг лучших шин «европеек» 2020/2021 года. В него вошли 12 моделей различных ценовых категорий, выбранных на основании независимых тестов и пользовательских оценок.
Рекомендуем к прочтению:
- Все о зимних шинах-липучках: когда использовать, преимущества и недостатки.
- Что лучше: шипы или липучки?
- Виды зимней резины и как правильно её выбирать?
Содержание
Модель сменила широко известную Bridgestone LM001 в зимнем сезоне 2017/2018 года.
Шина сохранила направленный дизайн с улучшенной формой блоков протектора, обширной системой дренажных канавок и увеличенным количеством ламелей и режущих кромок, что положительно отразилось на её сцеплении с мокрым асфальтом и снегом.
В многочисленных тестах свои лучшие качества раскрывает на асфальте, тогда как на снегу незначительно уступает другим премиальным конкурентам. Но в целом она обеспечивает полный контроль над автомобилем и является достойным выбором для повседневной зимней эксплуатации.
Модель заменила в продуктовой линейке Continental TS850 – одну из самых популярных зимних шин, которая долгое время удерживала лидирующие позиции в рейтингах.
Новинка сохранила направленный рисунок протектора и получила обновлённый состав резиновой смеси под названием «Cool Chili» с повышенным содержанием силики и специальных полимеров. В сравнении с предшественницей её тормозной путь на мокром асфальте стал на 5% короче, а сцепление на льду лучше на 4%.
Идеально сбалансированная зимняя шина и отличный выбор для ежедневного использования.
Модель английского бренда Dunlop была представлена в 2013 году.
Одна из её отличительных особенностей это патентованная технология «Reverse Snow Guide», из-за которой покрышка выглядит необычно: её центральная часть направлена в обратную сторону. По мнению разработчиков это позволяет лучше захватывать снег в центре протектора и увеличивает пятно контакта, что улучшает тормозные и разгонные качества автомобиля. Также в сравнении с предшественницей она получила на 29% большее количество ламелей, что значительно отразилось на сцеплении покрышки со снегом и мокрым асфальтом.
Модель сменила Goodyear UG8 в 2014 году и продолжила легендарную линейку зимних шин американского бренда.
В сравнении с большинством премиальных аналогов в тестах она демонстрирует один из лучших результатов на мокром асфальте, тогда как на сухой поверхности и снегу незначительно уступает им в торможении и управляемости. Но при этом она обеспечивает полный контроль над автомобилем и является отличным выбором для комфортной езды в зимний период.
Относительно свежая модель в рейтинге, выпущенная в зимнем сезоне 2018/2019 года.
В своей новинке французские инженеры поработали не только над износостойкостью резиновой смеси, но также сделали упор в сторону сохранения высоких эксплуатационных качеств покрышки по мере её эксплуатации. Чтобы даже при 50% остатке протектора она могла обеспечить надёжное сцепление и высокую устойчивость к аквапланированию.
Разработчики достигли этого за счёт применения патентованной технологии «Evergip»: по мере износа протектора старые канавки расширяются и открываются ранее скрытые. Такое решение доказывает свою работоспособность, так как во многих тестах Мишлен демонстрирует более короткий тормозной путь и лучшую управляемость, чем многие другие изношенные премиальные соперники.
Отличный выбор для длительного и безопасного зимнего использования.
Модель сменила Nokian WR D3 в зимнем сезоне 2015/2016 года.
Это премиальная зимняя шина, предназначенная для мокрого асфальта и заснеженных дорог, получила множество современных технологических решений. Одно из них это особый состав резиновой смеси с повышенным содержанием натурального каучука и рапсового масла, которые сохраняют её эксплуатационные качества при низких температурах и большом пробеге. Кроме того она имеет направленный дизайн с непрерывным центральным ребром жесткости, оптимизированной формой, размером и расположением блоков протектора, что обеспечивает высокую курсовую устойчивость и хорошую производительность на снегу, сухом и мокром асфальте.
Надёжная и сбалансированная шина для регионов с мягкими зимами.
Модель сменила предшественницу в 2014 году.
Шина сохранила направленный рисунок, но при этом получила ряд заметных улучшений. В первую очередь это коснулось ламелей: они изменили форму, а их количество увеличилось на 30%, что улучшило сцепные качества покрышки. Кроме того она получила центральное ребро жесткости (в предыдущей версии блоки просто сходились к центру, но не были соединены), за счёт чего увеличилась площадь пятна контакта и улучшилась курсовая устойчивость.
В тестах Вредшетайн демонстрирует сбалансированные результаты и является хорошим выбором для зимнего использования.
Шина от итальянского производителя, запущенная в серийное производство к зимнему сезону 2016/2017 года.
В сравнении с предшественницей она получила более оптимизированный дизайн протектора с увеличенным количеством ламелей. В сочетании с обновлённым составом резиновой смеси это положительно отразилось на торможении и управляемости на снегу, а также повысило устойчивость к аквапланированию и уровень комфорта.
Шина регулярно принимает участие в сравнительных тестах и демонстрирует высокие результаты.
Модель южнокорейского бренда, выпущенная в 2015 году.
В сравнении с предшественницей она получила более оптимизированный дизайн протектора и на 5% увеличенную площадь пятна контакта, что улучшило её сцепные качества на сухом и мокром асфальте. Также изменения коснулись и состава резиновой смеси: он содержит большее количество силики, которая сохраняет эластичность протектора при отрицательных температурах и сокращает тормозной путь на снегу.
В тестах Ханкук демонстрирует высокую устойчивость к аквапланированию и сбалансированные результаты на любом дорожном покрытии, что в сочетании с невысокой ценой делает её отличным выбором для зимнего использования.
Одна из самых свежих моделей в рейтинге, сменившая популярную Barum Polaris 3 в зимнем сезоне 2018/2019 года.
Одна из причин включения модели в рейтинг, это её принадлежность к немецкому концерну Continental, что является гарантией высокого качества. Новинка сохранила направленный рисунок протектора, но при этом получила ряд инноваций, улучшающих сцепление на мокром асфальте и снегу. В многочисленных тестах она демонстрирует сбалансированные средние результаты на любых зимних дорогах и в сочетании с низкой ценой является надёжным бюджетным решением для зимнего сезона.
Модель сменила Kleber Krisalp HP2 в 2016 году.
Как и Barum Polaris 5, шина отлично ведёт себя на снегу: в тестах она показывает короткий тормозной путь и предсказуемую управляемость, которые не сильно хуже, чем у более дорогих марок. На сухом и мокром асфальте её поведение также стабильно.
Отличное соотношение цены и качества, а также безопасный выбор для зимнего использования.
И закрывает рейтинг польская Debica, которая принадлежит американскому производителю Goodyear.
Это одна из самых дешевых моделей на рынке, которая не демонстрирует особо выдающихся результатов на сухом и мокром асфальте. При этом её главное преимущество – поведение на снегу, где в большинстве тестов она показывает более короткий тормозной путь и лучшую управляемость в сравнении с более дорогими и известными брендами.
Отличный бюджетный выбор для спокойной городской езды.
Также рекомендуем:
- 10 лучших зимних UHP шин «европейского типа» для скоростных автомобилей
- ТОП-15 лучших «липучек» для легковых автомобилей
- 15 лучших шипованных шин для легковых автомобилей
Зимние правила
Страна | Правила шин | Правила снежной цепи | |
9 . |
Цепи противоскольжения для ведущей оси должны находиться в автомобиле. Используйте в соответствии с дорожными знаками и дорожными условиями. |
Шипованные шины запрещены. | |
Австрия | Зимние шины обязательны с 1 ноября по 15 апреля. Риск запрета на вождение и крупных штрафов в случае несоблюдения требований (от 35 до 5000 евро). Автомобили полной разрешенной массой > 3,5 т должны быть оснащены шинами с маркировкой M+S и/или символом Alpine (3PMSF) как минимум на одной ведущей оси с мин. глубина протектора 6 мм (косая) и 5 мм (радиальная). Зимняя резина обязательна для автобусов (категории М2, М3) с 1 ноября по 15 марта. | С 1 ноября по 15 апреля в автомобиле должны быть установлены цепи противоскольжения как минимум для двух шин ведущей оси. Исключение составляют автобусы общего пользования. Используйте на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Шипованные шины запрещены для транспортных средств полной массой более 3,5 т. |
Бельгия | Нет общих правил для зимних шин. Симметричная установка обязательна для M+S и зимних шин. v | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и/или льдом. | Обязательная симметричная посадка |
Босния- Герцеговина | С 15 ноября по 15 апреля есть две опции, обязательные для автомобилей с количеством мест более 8 и для автомобилей полной массой > 3,5 т: Опция : Шины с зимним профилем на ведущей оси с мин. глубина протектора 4 мм. Вариант 2: Шины стандартного профиля с мин. глубина протектора 4 мм; в зимних условиях (например, снегопад, ледяной дождь) необходимо установить цепи противоскольжения на ведущую ось. | Цепи противоскольжения должны перевозиться в автомобиле с 15 ноября по 15 апреля. | В автомобиле должны находиться лопата для уборки снега и мешок с песком весом от 25 до 50 кг. Шипованная резина запрещена. |
Беларусь | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Разрешены шипованные шины. |
Болгария | С 15 ноября по 1 марта обязательны летние или зимние шины с минимальной глубиной протектора 4 мм. | Цепи противоскольжения должны перевозиться в автомобиле с 1 ноября по 31 марта. Использование обязательно на горных перевалах, когда это указано дорожными знаками. | Шипованные шины запрещены. Без надлежащего зимнего снаряжения во въезде в страну может быть отказано или может быть выдан запрет на вождение. |
Хорватия | Зимние шины обязательны с 15 ноября по 15 апреля. Шины M+S обязательны для ведущей оси транспортных средств полной разрешенной массой > 3,5 т. | Цепи противоскольжения, необходимые для ведущего моста в определенных условиях (если автомобиль оснащен шинами SU). Цепи противоскольжения обязательны в некоторых регионах (Лика/Горски Котар). | Шипованные шины запрещены. Коммерчески используемые автомобили должны иметь лопату для уборки снега. |
Чехия Республика | Зимняя резина обязательна с 1 ноября по 31 марта в зависимости от дорожных условий в зимний период или при наличии знака «зимний комплект». Шины M+S с мин. На ведущую ось автомобилей полной массой > 3,5 т необходимо установить протектор с глубиной протектора 6 мм. | Возможны разные дорожные знаки. Цепи противоскольжения обязательны, если это указано дорожными знаками не менее чем на 2 ведущих колесах транспортных средств с 3 и более осями. | Шипованные шины запрещены. |
Дания | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены с 1 ноября по 15 апреля. | Шипованная резина разрешена с 1 ноября по 15 апреля. В этот период на все оси следует установить шипованные шины, если они установлены. |
Эстония | Зимние шины обязательны для транспортных средств полной разрешенной массой < 3,5 т (радиальные шины с минимальной глубиной протектора 3 мм) с 1 декабря по 1 марта (также с октября по апрель в зависимости от погоды). Более тяжелые автомобили не требуют зимних шин, но минимальная глубина протектора 3 мм обязательна. | Цепи противоскольжения обязательны, если это указано дорожными знаками не менее чем на 2 ведущих колесах транспортных средств с 3 и более осями. | Шипованная резина разрешена с 15 октября по 31 марта. |
Финляндия | Обязательна зимняя резина с 01.11-31.03, если зимние условия; на неуправляемых ведущих мостах 3PMSF или POR или на шипованных шинах. Шины с маркировкой M+S разрешены до 30.11.2024 г. На ведущей оси мин. 5 мм и все остальные оси мин. глубина протектора 3 мм. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Шипованная резина разрешена с 1 ноября по 31 марта при преобладании зимних условий. |
Франция | Зимнее оснащение обязательно для автомобилей, движущихся по дорогам, обозначенным знаком B26 и/или B58. С 2021 года вступают в силу следующие изменения: С 1 ноября по 31 марта по усмотрению местных органов власти (префектур) автомобили полной разрешенной массой > 3,5 т должны быть оснащены шинами 3PMSF (минимум две шины 3PMSF на одной управляемой оси и не менее двух шин 3ПМСФ на одну ведущую ось) или установить цепи противоскольжения на ведущую ось. Для уже используемых шин M+S предусмотрен переходный период до 2024 года. | Использование цепей противоскольжения, когда это указано дорожными знаками. | Автомобили полной разрешенной массой < 3,5 т: шипованные шины разрешены с 1 ноября по 31 марта, макс. скорость 90 км/ч. Автомобили с шипованными шинами должны быть обозначены наклейкой. |
Германия | В зимних погодных условиях автомобили с полной массой > 3,5 т должны быть оснащены шинами с маркировкой 3PMSF на колесах ведущих и передних управляемых осей. Шины M+S, произведенные до 1 января 2018 г., принимаются до 30 сентября 2024 г. | Использование цепей противоскольжения, когда это указано дорожными знаками. Шипованная резина запрещена. Исключение: маршрут через Kleines Deutsches Eck. | Штраф 60 евро за неподходящие шины; Штраф в размере 80 евро за создание препятствий/нарушений движения из-за неподходящих шин; Штраф в размере 100 евро за создание опасной ситуации из-за неподходящих шин; Штраф в размере 120 евро за аварию из-за неподходящих шин. Плюс 1 балл в каждом случае (система баллов Фленсбурга). |
Великобритания | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. |
Венгрия | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. При определенных погодных условиях (максимальная скорость: 50 км/ч) может потребоваться использование и ношение цепей противоскольжения. В зимних условиях посторонним транспортным средствам может быть отказано в доступе, если на борту нет цепей противоскольжения. | Шипованные шины запрещены. |
Исландия | Нет общих правил для зимних шин. | | |
Ирландия | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | |
Италия | Нет общих правил для зимних шин. Исключения обозначены дорожными знаками. | В автомобиле должно находиться противоскользящее устройство (например, цепи противоскольжения). | |
Косово | Нет общих зимних правил. | Цепи противоскольжения для ведущей оси должны находиться в автомобиле. Используйте в соответствии с дорожными знаками и условиями. | Шипованные шины запрещены. Автобусы и грузовики должны иметь лопату для уборки снега. |
Латвия | Зимние шины (M+S) обязательны для автомобилей полной массой < 3,5 т с 1 декабря по 1 марта. Минимальная глубина протектора 4 мм. Для более тяжелых автомобилей зимние шины не требуются, но обязательна минимальная глубина протектора 3 мм. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Шипованные шины разрешены с 1 октября по 30 апреля для транспортных средств полной массой > 3,5 т. |
Лихтенштейн | Нет общих правил для зимних шин. Однако при использовании неподходящих шин возникают вопросы ответственности. Оснащение автомобиля должно соответствовать погодным условиям. | Цепи противоскольжения разрешены. Не обязательно в долинах. В горах дорожные знаки указывают, обязательны ли цепи противоскольжения. | Автомобили полной разрешенной массой > 7,5 т: шипованные шины разрешены с 1 ноября по 30 апреля, макс. скорость 80 км/ч. Если установлены, все шины должны быть оснащены шипами. Автомобили с шипованными шинами должны быть обозначены наклейкой. |
Литва | Зимние шины обязательны для транспортных средств полной разрешенной массой < 3,5 т с 1 ноября по 1 апреля. Для более тяжелых автомобилей зимние шины не требуются, но обязательна минимальная глубина протектора 1,6 мм. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Шипованная резина разрешена с 1 ноября по 1 апреля. |
Люксембург | Все ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов должны быть оснащены зимними шинами (достаточно M+S) в зимних условиях (снег, лед, гололедица). | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Шипованные шины запрещены. |
Македония | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения должны перевозиться в автомобиле с 15 октября по 15 марта, если на автомобиле установлены только стандартные шины. | Туристические автобусы и большегрузные автомобили должны иметь лопаты для уборки снега. Шипованная резина запрещена. |
Черногория | Шины с маркировкой M+S или зимние шины обязательны с ноября по апрель на определенных дорогах, указанных Министерством полиции. Мин. глубина протектора 4 мм. | Цепи противоскольжения для ведущей оси должны находиться в автомобиле. Используйте в соответствии с дорожными знаками и условиями. | Шипованные шины запрещены. Автобусы и грузовики должны иметь лопату для уборки снега. |
Нидерланды | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения не допускаются на дорогах общего пользования. | Шипованные шины запрещены. |
Норвегия | Автомобили полной разрешенной массой > 3,5 т должны быть оснащены зимними шинами с 15 ноября по 31 марта: шины 3PMSF на ведущей и передней управляемой оси, шины M+S или 3PMSF на свободно вращающихся осях. В зависимости от региона шины должны иметь мин. Глубина протектора 5 мм в зимний период. На юге Норвегии: с 1 ноября по первый понедельник после Пасхи. На севере Норвегии: с 16 октября по 30 апреля. | Транспортные средства полной разрешенной массой > 3,5 т должны иметь цепи противоскольжения в период, когда разрешено использование шипов. Грузовик с прицепом должен нести 7 цепей. | Транспортные средства полной разрешенной массой > 3,5 т должны иметь цепи противоскольжения в период, когда разрешено использование шипов. Грузовик с прицепом должен нести 7 цепей. |
Польша | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. Соответствующие дорожные знаки на дорогах, где цепи противоскольжения обязательны. | Шипованные шины запрещены. |
Португалия | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения временно обязательны при наличии дорожных знаков (только в высокогорных регионах). | Шипованные шины запрещены. |
Румыния | В случае зимних дорожных условий M+S или зимние шины обязательны для ведущей оси всех транспортных средств полной разрешенной массой > 3,5 т и транспортных средств, перевозящих людей (более 9 мест). | Транспортные средства полной разрешенной массой > 3,5 т должны быть оборудованы цепями противоскольжения, которые необходимо устанавливать, когда это указано соответствующими дорожными знаками. | Лопата и песок необходимы для транспортных средств полной массой > 3,5 т. Шипованная резина запрещена. |
Россия | В декабре, январе и феврале легковые легковые автомобили, грузовики и автобусы должны быть оснащены на всех осях шинами с маркировкой M+S или с символом 3PMFSSymbol (символ трехвершинной горной снежинки) Минимальная глубина протектора: 4 мм. | Цепи противоскольжения рекомендуются, но не обязательны. | Использование шипованных шин запрещено в летние месяцы (июнь, июль, август). |
Сербия | Зимние шины (M+S) и мин. Глубина протектора 4 мм обязательна с ноября по апрель. Используйте в соответствии с дорожными знаками и условиями. | Цепи противоскольжения для ведущей оси должны перевозиться в автомобиле. Используйте в соответствии с дорожными знаками и условиями. | Шипованные шины запрещены. Автобусы и грузовики должны иметь лопату для уборки снега. |
Словакия | Зимние шины M+S обязательны для грузовых автомобилей полной разрешенной массой > 3,5 т с 15 ноября по 31 марта на ведущей оси (минимальная глубина протектора 3 мм). | Цепи противоскольжения должны находиться в автомобиле. Используйте в соответствии с дорожными знаками и условиями. | Шипованные шины запрещены. |
Словения | С 15 ноября по 15 марта для автомобилей полной массой > 3,5 т обязательными являются две опции: Вариант 1: зимние шины, по крайней мере, на ведущей оси (мин. глубина протектора 3 мм) Вариант 2: стандартные шины, но в автомобиле должны быть предусмотрены цепи для установки на ведущую ось в зимних условиях. | Цепи противоскольжения должны быть установлены на автомобилях полной разрешенной массой > 3,5 т, если не установлены зимние шины. | Шипованные шины запрещены. |
Испания | Высокогорные дороги с красным уровнем (15/TV-87): Автобусы могут двигаться с шинами, отмеченными символом 3PMSF (символ ThreePeak Mountain Snowflake) во всех положениях и минимальной глубиной протектора 4 мм. Грузовики полной массой от 3,5 т до 7,5 т только для сбора мусора, раздачи продуктов питания, перевозки флюсов и вспомогательных транспортных средств могут двигаться с зимними шинами во всех положениях и минимальной глубиной протектора 4 мм. Другие грузовики не допускаются к вождению. | Высокогорные дороги с красным уровнем (15/TV-87): Цепи противоскольжения в грузовых автомобилях полной массой от 3,5 до 7,5 т и автобусах, если не установлены зимние шины. | На заснеженных дорогах допускается использование шипованных шин с размером шипа до 2 мм. |
Швеция | В зимних погодных условиях минимальная глубина протектора составляет 5 мм на всех осях, кроме прицепов (1,6 мм). Транспортные средства полной разрешенной массой > 3,5 т должны быть оснащены 3PMSF, POR или шипованными шинами на переднем и ведущем мостах, на других мостах также разрешены шины M+S. До 30 ноября 2024 года разрешено использовать M+S (специально разработанное для зимы) на всех осях. | Цепи противоскольжения, рекомендуемые для перевозки в автомобиле. | Шипованная резина разрешена с 1 октября по 15 апреля. В зависимости от погодных условий этот период может быть продлен. Максимум 50 шипов на метр окружности в шинах, выпущенных после 1 июля 2013 года. Обратите внимание на исключения для определенных дорог. |
Швейцария | Никаких общих обязательств по зимним шинам не существует. Однако транспортное средство должно быть оборудовано в соответствии с дорожными условиями и должно быть безопасным в эксплуатации. Если на случай аварии были установлены неподходящие шины, помните о возможных проблемах с ответственностью (например, ограниченные страховые выплаты). В зимних условиях возможно ситуационное регулирование (цепи противоскольжения), напр. на альпийских перевалах. | Использование цепей противоскольжения при соответствующих дорожных знаках и условиях (могут быть исключены полноприводные автомобили). | Шипованные шины разрешены для транспортных средств полной массой < 7,5 т в период с 1 ноября по 30 апреля на заснеженных дорогах. Макс. скорость 80 км/ч. Шипованная резина должна иметь наклейку 80 км/ч. |
Турция | Транспортные средства, используемые для пассажирских и грузовых перевозок, должны быть оснащены зимними шинами на региональных дорогах в течение 4 месяцев с 1 декабря по 1 апреля. В пределах провинций местные губернаторы решают, следует ли применять правила для зимних шин, и делают необходимые объявления в соответствии со средними местными температурами. Обязательна установка зимних шин на ведущие оси грузовых автомобилей, тягачей, автоцистерн и автобусов, а также на все оси легких грузовиков, микроавтобусов и такси, микроавтобусов, фургонов и коммерческих автомобилей. Любая шина, подлежащая замене на дороге, должна быть заменена на зимнюю шину. В течение обязательного периода зимние шины должны иметь на боковине знак (M+S) или знак снежинки (3PMSF) или оба этих знака. Глубина протектора и рисунок восстановленных шин должны соответствовать зимним шинам, даже если они имеют символ (M+S) на обочине. Зимние шины должны иметь глубину протектора мин. 4 мм для грузовиков, тягачей, автоцистерн и автобусов и 1,6 мм для легких грузовиков, фургонов и легковых автомобилей. | Наличие или использование цепи противоскольжения на автомобиле не освобождает водителей от обязанности использовать зимние шины. | Только шипованные шины, которые можно использовать на льду, могут заменить зимние шины. Глубину протектора следует измерять от центра протектора. |
Украина | Нет общих правил для зимних шин. | Цепи противоскольжения разрешены только на дорогах, покрытых снегом и льдом. | Допускаются шипованные шины. |
В настоящее время нам неизвестны общие правила использования зимних шин/цепей противоскольжения для грузовых автомобилей в следующих странах: Кипр, Греция и Мальта. Пожалуйста, ознакомьтесь с правилами дорожного движения в соответствующих странах, чтобы узнать о специальных правилах для цепей противоскольжения и шипованных шин.
Несмотря на тщательные исследования, мы не можем гарантировать правильность и полноту информации.
Шины с маркировкой M+S (Грязь+Снег) имеют рисунок или структуру протектора, разработанную для обеспечения характеристик, превышающих характеристики стандартной шины в снежных условиях. Маркировка M+S не подлежит определенной процедуре проверки.
Шины Three-Peak Mountain Snowflake (3PMSF) обеспечивают зимние характеристики, сертифицированные по закону. Эти шины должны пройти тест на заснеженной дороге и иметь как минимум на 25% лучшее сцепление, чем стандартная эталонная шина.
Зимние шины Continental отмечены символом снежинки на стенке шины. Зимние шины Continental не только легко превосходят шины M+S, но и значительно превосходят требования символа «Трехвершинная горная снежинка» (3PMSF). Разработка зимних шин Continental основана на многолетнем опыте и практических знаниях, полученных при использовании шин при низких температурах в скандинавских странах. Эти специальные зимние шины предлагают явное преимущество для безопасного движения по заснеженным или обледенелым дорогам.
Для оптимального сцепления с дорогой и высокой безопасности вождения в холодную погоду Continental рекомендует устанавливать зимние шины на все оси ваших грузовиков и автобусов.
С 1 ноября по 30 апреля обязательно ношение цепей противоскольжения. | | ||||
Андорра | Зимние шины не обязательны. | 1 ST . | Зимние шины обязательны. Цепи противоскольжения должны быть с собой. | 1 st Ноябрь до 15 th Апрель | Минимальная глубина протектора 4 мм. Шины должны иметь обозначение M&S |
Беларусь | Зимние шины обязательны. Цепи противоскольжения разрешены. | 1 st С декабря по 1 st Март | | ||
Бельгия | Зимние шины не обязательны. Цепи противоскольжения разрешены. | | | ||
Босния и Герцеговина | Зимние, всесезонные или противоскольжения обязательны. Цепи противоскольжения и лопата должны быть при себе. | 1 st Ноябрь до 15 Апрель | | ||
Болгария | Рекомендуются зимние шины. Цепи противоскольжения должны перевозиться | Цепи противоскольжения должны перевозиться в период с 1 st ноября по 31 st марта | | ||
Хорватия | На зимних шинах | должны быть установлены не менее двух шин для мокрого снега, снега и льда ведущий мост. Цепи противоскольжения и лопата должны быть при себе. | | Минимальная глубина протектора 4 мм | |
Кипр | Рекомендуются зимние шины. | | | ||
Чехия | Зимние шины обязательны. Цепи противоскольжения обязательны там, где это указано. | 1 st Ноябрь – 1 st Апрель | Минимальная глубина протектора 4 мм | ||
Дания | Рекомендуются зимние или всесезонные шины. Цепи противоскольжения разрешены. | | | ||
Эстония | Зимние шины обязательны. | 1 St С декабря по конец февраля | Минимальная глубина протектора 3 мм | ||
Финляндия | Зимние или всесезонные шины обязательны. Цепи противоскольжения разрешены. | 1 st С декабря по конец февраля | Шины должны иметь символ M&S. Минимальная глубина протектора 3 мм | ||
Франция | Как правило, установка зимних шин не является обязательной. Однако в некоторых горных районах зимние шины необходимы. В качестве альтернативы могут быть разрешены цепи противоскольжения. | | | ||
Германия | Правила, принятые в 2010 году, требуют, чтобы все легковые автомобили и мотоциклы были оснащены зимними шинами или всесезонными шинами на всех осях в зимних условиях. Цепи противоскольжения должны быть с собой. | | | ||
Греция | Зимние шины не обязательны, но шины должны соответствовать зимним условиям. Цепи противоскольжения разрешены. | | | ||
Венгрия | Зимние шины не обязательны, но вы должны иметь при себе цепи противоскольжения на случай ухудшения условий движения. | | | ||
Исландия | Зимние или всесезонные шины обязательны. | 1 st Ноябрь – 14 Апрель | Даты меняются, пожалуйста, перепроверьте | ||
Италия | Зимние шины рекомендуются, но только для определенных дорог. Вы должны носить цепи противоскольжения в определенных местах. | 15 октября по 15 апреля. | В долине Аоста автомобили должны быть оснащены зимними шинами или цепями противоскольжения | ||
Латвия | Зимние шины обязательны. | 1 st Декабрь по 1 st Март | | ||
Литва | Зимние шины обязательны. | 1 st November to 1 st April | | ||
Luxemburg | Winter tyres are not compulsory but tyres must be appropriate for winter conditions | | | ||
Macedonia | Winter шины не обязательны. Цепи противоскольжения должны быть с собой. | 15 Ноябрь по 15 Март | Минимальная глубина протектора 5 мм | ||
Молдова | Зимние шины обязательны. | 1 st Декабрь по 1 st Март | | ||
Черногория | Зимние шины обязательны. | 15 th Ноябрь по 31 st Март | | ||
Норвегия | Зимние шины или цепи противоскольжения должны использоваться, если дорога покрыта снегом или льдом, но зимние шины не рекомендуются в других случаях. Наличие цепей противоскольжения обязательно | | Минимальная глубина протектора 3 мм | ||
Польша | Зимние шины рекомендуются, но не являются обязательными | | | ||
Портунгту . | | | |||
Румыния | Зимние шины не обязательны, но шины должны соответствовать зимним условиям | | Минимальная глубина протектора 2 мм | ||
Россия | Обязательно наличие зимних шин и цепей противоскольжения. | | | ||
Сербия | Зимние шины обязательны. Цепи противоскольжения должны быть с собой. | 1 ноября – 1 апреля (хотя может быть продлен) | Минимальная глубина протектора 4 мм | ||
Словакия | Зимние шины не обязательны, но шины с символом M&S должны использоваться при движении по уплотненному снегу или льду . | | | ||
Словения | Зимние шины обязательны. Цепи противоскольжения и лопата должны быть при себе. | 15 ноября по 15 марта | | ||
Испания | Использование зимних шин в Испании является региональным. Обращайте внимание на дорожные знаки, указывающие на то, что зимние шины или цепи противоскольжения являются обязательными в этом районе. | | | ||
Швеция | Зимние шины обязательны. Рекомендуется использовать цепи противоскольжения | 1 St Декабрь по 31 St Март | Шины должны иметь символ M&S и минимальную глубину протектора 3 мм. Наверх
|