Гидрокрекинговое: Что такое гидрокрекинговое моторное масло?

Гидрокрекинговое масло – как прикажете понимать?

Порой слышу немало противоречивых мнений про гидрокрекинговые моторные масла. Одни автолюбители клянутся и божатся, что это – полусинтетика. Другие, кто пограмотнее, разобрав на банке масла что-то наподобие «минеральное масло, произведенное по синтетической технологии» начинают ругать продавца за попытку продажи «минералки» под видом «полусинтетики».

Во Всемирной Паутине есть и мысли, что «…масла гидрокрекинга защищают лучше, чем синтетические» – как же так, спрашивается, – стоят как «минералка», а работают не хуже «синтетики»? Но это, скорее реклама тех производителей, для которых гидрокрекинговая основа – самая доступная. Но где кроется правда?

В двух словах, гидрокрекинг – технология очистки и улучшения технических свойств и качеств минеральной основы до «синтетической». Да, гидрокрекинговое масло вырабатывается из нефти (как минеральное), но его структура на молекулярном уровне впоследствии сильно изменяется.

Нефть проходит серьезную обработку гидрокрекингом. Но в начале производство гидрокрекингового масла не отличается от производства минерального. Нефть подвергается атмосферной перегонке.

Наиболее тяжелые фракции и вакуумный остаток играют роль сырья для высоковязких базовых моторных и трансмиссионных масел.

Легкие дистилляты – служат для трансформаторных и легких индустриальных масел. Нефть содержит много примесей, после вакуумной перегонки требуется очистка.


Получается основа, которая уже и получше и почище минеральной, но все же уступает синтетической. Однако, есть важный момент – стоимость гидрокрекинга дешевле стоимости синтеза. Значит, и цена гидрокрекиноговых масел получается меньше, нежели «синтетики». Гидрокрекинговое масло напоминает минеральное не только ценой, но и методом получения.


Но не спешите радоваться – конечно, изготовить гидрокрекиноговое масло, которое будет соответствовать или превосходить по свойствам синтетическое масло можно, но стоить это будет довольно дорого.

На сегодняшний день, в ассортименте почти всех фирм-производителей масел есть гидрокрекинговые основы для выработки моторных масел.

Чистое масло – «здоровый» мотор автомобиля

Берется обычное минеральное масло и различными химическими методами убираются примеси, например, соединения серы или азота.

Депарафинизация позволяет избавиться от парафинов, повышающих температуру застывания масел. Хотя, понятно, что удалить все ненужные примеси подобным методом нереально – из-за этого свойства «минералки» ухудшаются.

Гидроочистка (воздействие водородом при высокой температуре и давлении) делает из непредельных и ароматических углеводородов предельные, а это повышает стойкость масла к окислению.

Гидрокрекинг – это более глубокий способ обработки, когда параллельно идут сразу несколько реакций. Исчезают серные и азотистые соединения, расщепляются кольца, насыщаются связи, длинные парафиновые цепи разрываются на более короткие.


Но помните! Ряд компонентов нефти, традиционно считающихся вредными, иногда могут оказаться весьма ценными. Скажем, смолы, жирные и нафтеновые кислоты повышают липкость и стойкость адсорбционной пленки масла и тем самым улучшают смазывающую способность масла.


Некоторые соединения серы и азота обладают антиокислительными свойствами. Иными словами, следует помнить, что при глубокой очистке масла некоторые его смазывающие, антиокислительные и антикоррозионные свойства могут измениться в худшую сторону.

Насколько нужны гидрокрекинговые масла среднему автолюбителю?

Гидрокрекинг отбрасывает все негативное, а необходимые качества формируются с помощью присадок. Но четко отфильтровать ненужные примеси сложно, поэтому может наблюдаться большее нагарообразование и склонность к коррозии по сравнению с «синтетикой». Зато гидрокрекинговые масла обладают высокой вязкостью, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига.


Какие-то производители причисляют гидрокрекинговые масла к «минералке», иные – к «синтетике». Примеры «гидрокрекинга»: BP Visco 5000 5W-40, Castrol TXT Softec Plus 5W-40.


Уважаемый автолюбитель, не забывай, где живешь – для наших условий есть важное уточнение – дороги у нас пыльные, бензин и солярка – не всегда качественные, так что моторное масло засоряется довольно быстро, вне зависимости от способа производства основы.

Значит, не забивайте себе голову ерундой, не относитесь серьезно к термину «гидрокрекинг» и подбирайте моторное масло исходя из допусков и классификаций, указанных в мануале вашего автомобиля.


Если какое-то моторное масло обладает вязкостью, имеет рекомендации и одобрения производителя, по классам качества и допускам, которые выдвигаются вашим автопроизводителем – это масло можно заливать в ваш двигатель!


Была ли полезна статья?

( оценок)

Гидрокрекинговые масла — что это?

Гидрокрекинг

Процесс гидрокрекинга известен относительно недавно, только с середины шестидесятых годов прошлого века.

Хотя надо отметить тот факт, что практическое применение было налажено только лишь к середине семидесятых годов в Соединенных Штатах Америки.

Гидрокрекинг — гидрокаталитическая переработка сырья для получения базовых масел с высоким индексом вязкости (100 и выше), низким содержанием сернистых и ароматических углеводородов. Масла нужного качества получаются не удалением нежелательных компонентов из сырья (как в случае с очисткой селективными растворителями, адсорбционной очисткой и гидроочисткой), а преобразованием их в углеводороды необходимой структуры за счёт реакций гидрирования, крекинга, изомеризации и гидрогенолиза (происходит удаление серы, азота, кислорода), что сказывается на стабильности получаемых масел. При гидрокрекинге получают высококачественные основы широкого ассортимента товарных смазочных масел: гидравлических, трансформаторных, моторных, энергетических, индустриальных и т.д. По своим физико-химическим свойствам масла ГК превосходят «классические» минеральный масла.

  

Гидрокрекинг-синтетика, полусинтетика или минералка?

Попробуем разобраться. Правильнее, все-таки, относить ГК-масла к особому классу масел, хотя, производители моторных масел, дабы не пугать автолюбителей сложной и непривычной терминологией, а также пользуясь тем, что Американский Институт Нефти признал гидрокрекинговые масла синтетическими, пишут на упаковках нечто вроде «синтетические технологии» и тому подобное. Некоторые производители вообще не пишут на своих упаковках способ производства основы, а по своей сути масла ГК — это улучшенная минералка.

Полусинтетика – это, по определению, смесь минеральных и синтетических базовых масел. В роли синтетической базы выступают обычно поли-альфа-олефины (ПАО) или эстеры, либо их смесь.

В  ГК маслах – минеральное масло заменяют на крекинговое. Минеральная основа – самая дешевая. Это продукт прямой перегонки нефти, состоящий из молекул разной длины (длина углеводородных цепочек – 20…35 атомов) и разного строения.

Из-за этой неоднородности:

  • нестабильность вязкостно–температурных свойств
  • высокая испаряемость
  • низкая стойкость к окислению.

Минеральная основа – самая распространенная в мире моторных масел. ПАО — основа, это углеводороды с длиной цепочки порядка 10…12 атомов. Получают ее путем полимеризации (соединения) коротких углеводородных цепочек – мономеров из 3…5 атомов. Сырьем для этого обычно служат бензиновые молекулы, либо нефтяные газы – бутилен и этилен. Преимущества ПАО: не застывают до –60С, высокая стойкость к перепадам температур, старению, низкая испаряемость. Такая масляная основа в 4,5 раза дороже минеральной. Эстеры представляют собой сложные эфиры – продукты нейтрализации карбоновых кислот спиртами. Сырье для производства – растительные масла, например рапсовое, или, даже, кокосовое. Эстеры обладают рядом преимуществ перед всеми другими известными основами. Во-первых, молекулы эстеров полярны, то есть электрический заряд распределен в них так, что молекула сама «прилипает» к металлу.

Во вторых, вязкость эстеров можно задавать еще на этапе производства основы: чем более тяжелые спирты используются, тем большей получается вязкость.

Недостатки традиционных синтетических компонентов не ограничиваются высокой ценой. Дело в том, что и ПАО и эстеры, в них хуже растворяются присадки, без которых невозможно производство современного моторного масла. Что же касается эстеров, то их отличает повышенная чувствительность к попаданию воды и, особенно, водяного пара. Весьма удачной попыткой совместить высокие качества синтетики с неагрессивностью «минералки» и, главное, за приемлемую цену, стала технология гидрокрекинга, или «НС-синтеза».

Сырьем для ГК масел, в отличие от ПАО, выступают не короткие углеводородные молекулы – мономеры, а тяжелые, длинные углеводородные цепочки из 20…35 атомов и более. Длинные цепочки разрываются (крекинг) на более короткие «масляные» с однородной структурой, места разрывов в новых укороченных молекулах насыщаются водородом (гидрирование). Отсюда и название – «гидрокрекинг». В результате гидрокрекинга получают базовое масло с очень высокими вязкостно – температурными характеристиками – индекс вязкости (ИВ) достигает у них 130 – 150 единиц. Для сравнения – ИВ у лучших минеральных основ — не более 100. К тому же, НС-масла не разъедают уплотнений, меньше «боятся» попадания воды, гораздо лучше совместимы с присадками чем ПАО и эстеры. И самое главное! Гидрокрекинговая основа стоит всего в 2 раза дороже минеральной, т.е. в 2,5 раза дешевле ПАО и в 3-5 раз дешевле эстеров. Поэтому

гидрокрекинговая основа стала повсеместно применяться в производстве синтетик и полусинтетик т.к. она лучше минеральной и дешевле ПАО.

Так же не так давно появилась еще одна интересная технология: GTL Pure Plus от Shell, проще говоря, это синтез нужных нам молекул с нужными нам свойствами из природного газа. Она мало чего имеет общего с производством «обычных масел» и именно ее, на сегодняшний день, можно назвать полностью синтетической.

Дело в том, что масла GTL имеют все преимущества ПАО и при всем при этом не имеют их недостатков, в том числе и цены. И соответственно их рабочие характеристики выше чем у масел на основе гидрокрекинга, как минимум потому что из них не делают полусинтетику и не добавляют минеральную основу. Что касается цены, то она стоит на уровне «синтетических гидрокрекинговых» масел других известных производителей, а преимущества на лицо.

Хочу заметить, что в линейки Shell имеются, и стоят отдельно (HX8 и HX7), синтетические и полусинтетические масла на основе гидрокрекинга, произведенные по технологии XHVI. И именно эта технология позволяет делать ГК масла сверхвысокого индекса вязкости в отличие от других производителей ГК масел.

применений гидрокрекинга | FSC 432: Переработка нефти

Версия для печати

Использование гидрокрекинга

На нефтеперерабатывающем заводе гидрокрекинг дополняет каталитический крекинг за счет использования более ароматического сырья, устойчивого к крекингу, включая побочные продукты FCC, такие как легкое рецикловое масло (LCO). Гидрокрекинг также можно использовать для обогащения остаточных фракций с использованием различных конфигураций реакторов и катализаторов в зависимости от сложности задач по обогащению, как показано на рис. 7.12. Как показано на рис. 7.13, для гидрокрекинга относительно легкого сырья (например, атмосферного остатка) можно использовать конфигурацию с неподвижным слоем и частицы катализатора относительно большого размера. В экстремальных случаях с очень тяжелым вакуумным остатком используется конфигурация с расширенным слоем, в которой очень мелкие частицы катализатора увлекаются сырьем при высоком давлении водорода (высокое соотношение водород/нефть). Эти экстремальные условия реакции необходимы для предотвращения сильного закоксовывания катализаторов, которое может остановить процесс. В промежуточных случаях можно использовать конфигурацию с кипящим (кипящим) слоем, как показано на рис. 7.13.

В Соединенных Штатах гидрокрекинг LCO (из FCC) обеспечивает большую часть производства дизельного топлива, потому что прямогонный LGO является предпочтительным сырьем для FCC для производства бензина в качестве основного продукта. Основными лицензиарами процессов гидрокрекинга являются Chevron, UOP, ExxonMobil Research and Engineering, BP, Shell и BASF-IFP.

Рисунок 7.12. Конфигурация процесса гидрокрекинга по свойствам сырья.

Нажмите здесь, чтобы увидеть текст, альтернативный рисунку выше

Процесс гидрокрекинга

-Single Стадия

-Хидрокрекирование только

-Single Catalyst

-Low S, N FEEDS

-Hydrotretment, Hydrocracking 9000 9000 -DALAL

-Hydrotretment, Hydrocracking 9000 9000 -DALIAL

-HYDRETRET. может выполняться с рециркуляцией или без нее

— двухступенчатая (разделение продуктов между стадиями 1 и 2)

— HT и HC

— двойной катализатор

— очень высокое содержание S + N

-HT & HC

-тройной катализатор

-чрезвычайно высокое содержание S, N, металлическое сырье

Авторы и права: д-р Семих Эсер © Penn State имеет лицензию CC BY-NC-SA 4. 0

Рисунок 7.13. Гидрокрекинг тяжелых остатков.

Щелкните здесь, чтобы увидеть текстовую альтернативу рисунку выше

Остаток гидрокрекинга

— Повышение содержания H/C для повышения качества

— Остаток атмосферной или вакуумной перегонки

Гидрокрекинг тяжелых остатков
Тип кровати Кат. Размер Частиц/см 3
Фиксированный 1,5–3 мм 120
Кипящий 0,8–3 мм 250
Расширенный 0,002 мм 2,4×10 9

Авторы и права: д-р Семих Эсер © Penn State имеет лицензию CC BY-NC-SA 4.0

Гидрокрекинг в сравнении с каталитическим крекингом

Гидрокрекинг в сравнении с каталитическим крекингом. Каталитический крекинг
Каталитический крекинг — FCC Гидрокрекинг

— отбраковка углерода

— эндотермический

-кислотный катализатор

-больше газа

-больше кокса

— добавление водорода

-экзотермические

-металлический катализатор на кислотном носителе

-без газа

— без кокса

— затратный процесс ($$$)

  • Гидрокрекинг включает расщепление связи С-С для получения более легких углеводородов
  • Больше жидкости с HYDRCRC
  • Больше гидрогенизированных продуктов
    • Незначительное растрескивание
    • Вторичные реакции крекинга сведены к минимуму за счет стабилизации активных частиц водородом
  • Гидрокрекинг более гибок по сравнению с сырье
    • Огнеупорное сырье (например, ароматические углеводороды) может быть переработано
    • Разрыв связи С-С после насыщения водородом

Выше мы сравниваем каталитический крекинг (FCC — процесс удаления углерода) с гидрокрекингом (HYDRCRC) по основным характеристикам обоих проектов. Очевидно, что на гибком нефтеперерабатывающем заводе с широким спектром сырой нефти оба процесса необходимы для оптимального преобразования сырой нефти в желаемые продукты нефтепереработки.

‹ Реакционные системы вверх Вопросы для самопроверки ›

Определение и значение гидрокрекинга — Merriam-Webster

гидрокрекинг ˈhī-drə-ˌkra-kiŋ

: крекинг углеводородов в присутствии водорода

гидрокрекинг

ˈhī-drə-ˌkrak

переходный глагол

гидрокрекер существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Подход аналогичен 9. 0199 гидрокрекинга на нефтеперерабатывающем заводе, но проводится при гораздо более низких температурах без необходимости добавления газообразного водорода или использования экзотических дорогих катализаторов. Роберт Рапир, Forbes , 10 октября 2021 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «гидрокрекинг». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1940, в значении, определенном выше

Путешественник во времени

Первое известное использование гидрокрекинг был в 1940 году

Посмотреть другие слова того же года

Словарные статьи рядом с

гидрокрекинг

Гидрокотиль

гидрокрекинг

гидроктена

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Гидрокрекинг».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *