Как проверить внутренний ШРУС, как заменить внутренний ШРУС своими руками. Диагностика и замена внутреннего ШРУСа. Как самостоятельно заменить внутренний ШРУС?
Шарнир равных угловых скоростей (то есть ШРУС) является одним из основных узлов трансмиссии легкового транспортного средства. В народе его также именуют «гранатой». Очень важно следить за состоянием данного элемента и, при потребности, ремонтировать его или заменять, во избежание неожиданных поломок, которые могут быть очень опасными. К тому же, проблемы с данным узлом могут негативно сказаться на управляемости транспортного средства. Об этом далее в статье.
Содержание
- Что такое ШРУС, где находится, зачем нужен
- Внутренний ШРУС устройство и предназначение
- Внутренний ШРУС и внешний ШРУС, в чем разница
- Причины выхода из строя ШРУСа
- Признаки неисправности внутреннего ШРУСА
- Диагностика неисправностей внутреннего ШРУСа (подробно)
- Смазка для ШРУСа, какие задачи она должна выполнять
- Виды смазок для ШРУСа
- Литиевые смазки
- Смазки на дисульфид — молибденовой основе
- Бариевые смазки
- Смазки которые нельзя применять для ШРУСа, почему
- Инструменты, приспособления, расходные материалы
- Выбор рабочего места
- Замена внутреннего ШРУСа своими руками
- Советы профи
Что такое ШРУС, где находится, зачем нужен
Как правило, ШРУСы расположены на передней полуоси транспортного средства.
Зачастую их устанавливают четыре, по две единицы на сторону, однако бывает и два, по одному на сторону, в зависимости от конструкции автомобиля. Роль, которую выполняет данное устройство — передача крутящего момента от коробки передач на управляемые колеса автомобиля. Именно благодаря данному механизму выполняется подача вращения на передние колеса при повороте. Многие современные транспортные средства оборудованы таким узлом.
Внутренний ШРУС устройство и предназначение
В конструкцию внутреннего ШРУСа, как правило, входят такие компоненты:
- Корпус, он выглядит как сферическая чаша, в которую монтируется ведомый вал.
- Внутренняя обойма, являющая собой сферический кулак с ведущим валом.
- Сепаратор, изготовленный в виде кольца с отверстиями, в котором находятся и удерживаются шары.
- Металлические шарики (шесть штук).
Внутренний ШРУС и внешний ШРУС, в чем разница
Оказывается, для движения автомобиля мало иметь по одному ШРУСу на колесо.
Чтобы привод функционировал, нужна их пара. Внутренним называется ШРУС, передающий вращение от КПП к валу. Он намного больше по размеру. Что касается внешнего ШРУСа, то он вращает ступицу колеса и имеет посадочные шлицы для нее. В результате отсутствия достаточного количества свободного пространства, его делают меньшим в габаритах.
Причины выхода из строя ШРУСа
ШРУС изготавливают из прочного металла, поскольку на данную деталь предполагается большая нагрузка. Как уверяют изготовители, срок службы ШРУСа довольно большой, однако в реальности это не всегда так. Существует несколько причин для ускоренного выхода «гранаты» из строя:
- Агрессивный стиль вождения.
- Плохие дороги.
- Попадание в него абразивного мусора в результате повреждения пыльника.
- Плохая смазка.
- Бракованные детали или подделки.
Признаки неисправности внутреннего ШРУСА
Поломку ШРУСа можно обнаружить по характерным признакам в работе узла:
- Люфт в шарнире.

- Рывки при разгоне.
- Хруст при трогании.
- Хруст при поворотах.
Диагностика неисправностей внутреннего ШРУСа (подробно)
Во избежание проблем с выскочившим при езде ШРУСом, нужно своевременно выполнять диагностические работы. Обнаружение поломки выполняется таким образом:
- Выверните колеса и резко троньтесь с места. Наличие характерного хруста будет указывать на проблемы со ШРУСами.
- Поднимите колесо с помощью домкрата или воспользуйтесь подъемником. Затем осмотрите ШРУС на наличие видимых повреждений. Их быть не должно. После этого пошевелите колесо. У шарнира не должно быть люфтов.
- Вывесите передок транспортного средства. Если у вас механическая коробка, включите первую передачу, а если автоматическая, выберите режим D. Затем запустите мотор и прислушайтесь. Колеса не должны издавать хруста.
Смазка для ШРУСа, какие задачи она должна выполнять
Каждый автолюбитель знает, что смазки, которые используются в узлах автомобиля, предназначены не только снижать трение и предотвращать преждевременный износ металлических элементов.
Также они должны снизить нагрузку, которая приходится на детали, с целью обеспечения их свободного вращения. Что касается смазок для ШРУСа, то, кроме защиты от трения, они также снижают трансмиссионные потери транспортного средства и затраты топлива.
Второе, не менее важное, свойство смазки основано на предотвращении распространения коррозии. Как известно, большинство поломок металлических элементов становится результатом полостной коррозии, которую еще называют крекинг-коррозией или питтингом. В данном случае в ШРУСах появляются полости, которые называются раковинами — при этом эффективность передачи крутящего момента теряется и возникает неприятный стук, становящийся наиболее заметным при повороте рулевого колеса. Смазка предназначена предотвратить распространение процессов коррозии в ШРУСах для обеспечения их долговечности.
Помимо этого, важно, чтобы смазки были щадящими в отношении синтетических и органических полимеров. Чтобы защитить ШРУС, всегда используются пластиковые или резиновые пыльники, предотвращающие попадание загрязняющих веществ снаружи.
Смазки не должны растворять материал, с которого они производятся.
Виды смазок для ШРУСа
За годы существования полноприводных и переднеприводных автомобилей было создано множество разновидностей смазок для ШРУСов. Фактически все они способны эффективно справиться с трением, а также снижением нагрузок, которые приходятся на элементы трансмиссии. Но многие из них могут проявлять агрессивные свойства по отношению полимерных соединений или не способны бороться с питтингом.
Литиевые смазки
Самая распространенная смазка для трансмиссии и прочих элементов, которые подвергаются очень высоким нагрузкам. Изготавливается на основе вспененного литиевого раствора в органической кислоте. Являет собой консистентный желтоватый состав большой вязкости, становящийся еще более густым при низких температурах. Литиевые составы отлично справляются с трением и могут в десятки раз снижать нагрузки, приходящиеся на элементы приводного механизма.
Также следует выделить их консервационные свойства — они защищают металлические элементы от влаги, нейтрализуют попавшую внутрь пыль и прочие загрязняющие вещества.
Составы на основе лития устойчивы к большей части типов полимерных покрытий, что применяются в изготовлении пыльников ШРУСов. Но некоторые изготовители транспортных средств применяют для создания таких защитных компонентов современные высокопрочные пластики на органической основе — Литол и его аналоги могут их растворять. В таком случае прочтите инструкцию по эксплуатации ТС — в ней должно быть сказано, какие смазки лучше использовать для защиты ШРУСов.
На сегодняшний день отечественные изготовители сохраняют мировое лидерство по выпуску средств для ШРУСов на основе лития. Большая часть зарубежных компаний отказывается от них в результате возникновения новых технологий, которые способны обеспечить элементам трансмиссии лучшую защиту.
- RENOLIT.
- Very Lube.
- ХАДО.
Смазки на дисульфид — молибденовой основе
Несмотря на то, что литиевые средства для ШРУСов являются высокоэффективными, специалисты искали новое решение, которое бы идеально подходило для всех автомобилей. Результатом этого стали новые смазки, в которые добавлялся дисульфид молибдена. Главное отличие таких составов — высокая устойчивость к коррозии. Согласно отчетам специалистов, которые проводили испытания, даже спустя сто тыс. км. пробега «гранаты» не проявляют симптомов серьезного износа. Но такая смазка не является вечной — даже при идеальных условиях использования ее нужно менять каждые сто тыс. км. или через пять лет после изначальной набивки узла.
Данные смазки так же эффективно борются с трением, как и аналоги на основе лития. Помимо этого, снижение содержания органических кислот, замененных солью металла, повлекло за собой снижение агрессивности в отношении любых полимерных поверхностей.
Дисульфид-молибденовые смазки для ШРУСов можно применять фактически во всех автомобилях — данная рекомендация дается изготовителями.
Но такие средства имеют один существенный недостаток — они боятся попадания влаги в ШРУС в условиях нарушения герметичности пыльника. Последствием данного несущественного повреждения может быть абсолютная потеря свойств смазки, что послужит причиной разрушения узла. Одними из лучших являются смазки следующих изготовителей:
- ШРУС-4.
- ESSO.
- Mobil.
- Texaco.
- Liqui Moly.
- BP.
Бариевые смазки
Главное преимущество средств на основе бария — повышенная устойчивость к влиянию влаги. Например, после разрыва пыльника не обязательно менять бариевую смазку, если, конечно, в ней не накопилось огромное количество загрязняющих материалов. Помимо этого, бариевый состав может бороться со всеми типами коррозии, тем самым предотвращая преждевременный выход ШРУСов из строя даже при эксплуатации транспортного средства в особо агрессивных условиях.
К преимуществам бариевых составов также можно отнести нейтральный химический состав в отношении к любым полимерам. Но такие средства пока слабо распространены из-за их сложности изготовления и дороговизны. Еще одним значительным их недостатком является слабая устойчивость к низким температурам. Единственным отечественным изделием на бариевой основе является средство ШРБ-4.
Смазки которые нельзя применять для ШРУСа, почему
Не редко автовладельцы становятся жертвой разных маркетинговых ходов продавцов автотоваров — они утверждают, что их продукция является гарантией безопасности и надежности автомобиля, хотя на практике складывается абсолютно противоположная ситуация. Например, не стоит применять графитовую смазку для защиты ШРУСов, так как ее предназначение — защищать подшипники и прочие подвижные соединения электромоторов. Перед приобретением графитовой смазки важно понимать, что с ней срок службы ШРУСов составит не более 25 тыс. км. Следует быть особо внимательным при замене смазки в гаражном сервисе — здесь не редко практикуется использование некачественных либо несоответствующих требованиям материалов.
Помимо этого, не стоит покупать углеводородные средства, в частности технический вазелин, хотя на их упаковке может содержаться информация о возможности обработки ШРУСов. Причина этого основана на консервационном характере таких составов. Они хорошо выдерживают влияние влаги, не допускают повреждений посторонними загрязнителями и коррозии, но начинают разрушаться после достижения температуры 45 градусов. Конечно, в ШРУСах температура будет гораздо большей, что повлечет за собой полное вымывание смазки уже через несколько километров езды. Использование для защиты ШРУСов технического вазелина и прочих углеводородных средств влечет за собой их поломку спустя небольшой временной промежуток.
Быстрому разрушению ШРУСов также могут способствовать разные консистентные составы, изготовленные на основе кальция или натрия. Они используются при сборке разных элементов автомобилей, включая приводные тросики, подвижные соединения, подшипники, но абсолютно не подходят для ШРУСов.
Худшим последствием их использования является ускоренное распространение коррозии — уже спустя 15-30 тыс. км. ШРУСы станут непригодными к эксплуатации. Среди смазок, запрещенных к использованию в автомобильной трансмиссии и содержащих минеральные компоненты, являются составы на основе цинка и железа.
Инструменты, приспособления, расходные материалы
Для замены внутреннего ШРУСа потребуются такие инструменты и материалы:
- Новый внутренний ШРУС, который включает в себя хомут и смазку.
- Набор стандартных инструментов, в частности домкрат, монтировка, плоскогубцы, отвертки, ключи и так далее.
Выбор рабочего места
Работы по замене внутреннего ШРУСа выполняются на смотровой яме или подъемнике, что обусловлено расположением «гранаты» в нижней части автомобиля (доступ к ШРУСу возможен только в данном положении).
Замена внутреннего ШРУСа своими руками
В качестве примера взят автомобиль ВАЗ 2110. Порядок работ:
- В первую очередь необходимо зафиксировать автомобиль посредством плотного затягивания стояночного тормоза и включения четвертой передачи.

- Затем устанавливаем противооткатные клинья под задние колеса транспортного средства.
- Далее снимаем защитный колпак агрегата и с помощью монтировки откручиваем гайку ступицы.
- После снятия ступичной гайки начинаем откручивать элементы крепления колеса автомобиля.
- С помощью домкрата вывешиваем колесо, на котором появилась потребность в замене ШРУСа.
- Откручиваем шесть болтов, в результате чего ШРУС будет удерживать только фланец.
- Откручиваем два болта крепления нижней опоры кулака.
- Поворачиваем рулевой механизм в крайнее положение, после чего агрегат автоматически выпадет.
- Теперь осталось только установить новый ШРУС.
Советы профи
При установке нового ШРУСа важно помнить:
- Перед установкой агрегата обеспечьте укладку требуемого количества смазки.
- На конец вала нужно установить пластиковую заглушку.
Замена шруса ВАЗ 2115: видеоинструкция
Грустно, когда с машиной что-то не так и нужен ремонт.
Лишние траты времени, денег, которые в график и бюджет не вписываются, вызывают только чувство досады. Мало кто обрадуется тому, что в машине что-то поломалось. Даже если было очевидно, что вот-вот произойдет поломка, радости от этого события нет. Иногда не понять: что не так, что создает помехи и препятствия?
Перебои в работе – сигнал для проведения комплексной диагностики, но в автосервис все как-то не по пути, и хорошо бы не забыть, да забывается. Приходится рискнуть, отложить на потом поездку в автосервис, хотя известно, что машина в неисправном состоянии опасна для жизни, здоровья самого водителя, окружающих людей. Аккуратно ехать, пожалуй, – это самое важное, если какая-то проблема дает о себе знать. Полезный навык самостоятельной диагностики есть не у всех.
Негативные эмоции в связи с поломкой машины – естественная реакция. Идти на поводу у них все же не стоит. Износ неизбежен. Постоянная забота, внимание, бережное отношение позволит отсрочить этот момент, проехать больше километров.
Ухоженная машина – источник положительных эмоций, независимо от марки.
Читайте также: Подключение и настройка бортового компьютера ВАЗ-2115
Шрус нужно заменить
ВАЗ-2115 – красивая машина эконом-класса. Конечно, о шикарной и эффектной иномарке мечтают многие люди. Автомобилю ВАЗ-2115, возможно, не хватает лоска, блеска, зато ему присуща легкость и элегантность. Хорошая сборка является еще одной особенностью. Но не все так гладко. Нет ничего вечного, и это средство передвижения со временем начинает беспокоить.
Шрус – деталь, нагрузка на которую велика. Это шарнир равных угловых скоростей, элемент хрупкий и прочный одновременно.
Иногда он ломается и нужен ремонт. Вот только как определить, что это он доставляет хлопоты? Миллионы причин порой провоцируют один и тот же сбой. Стоит ли браться за работу водителю или лучше все же заехать на СТО? Для того чтобы принять правильное решение, нужно тщательно взвесить все за и против.
Признаки неисправности
Определить, что сломался шрус, можно по некоторым признакам.
Диагностика в этом случае проблем не вызывает. Есть симптомы характерные. Если они появились, надо глянуть на состояние именно этой детали. Поломку сопровождают:
- хруст под колесами;
- рывки при смене скорости, начале движения.
Именно хруст проще всего заметить, и именно на этот признак стоит ориентироваться в первую очередь при диагностике. Вот только как отличить звук, исходящий от наружного элемента от звука, который издает внутренний шрус? Проверить состояние наружного можно, повернув руль до упора и начав движение. Хруст во время движения по прямой свидетельствует о неисправности внутреннего шруса. Проверить состояние данной детали также можно, если приподнять машину и прокрутить колеса вхолостую. Появившийся при этом звук – 100%-ная гарантия. Неисправен один из шрусов.
При появлении хруста и рывков также надо осмотреть механизм. Возможно, треснул пыльник. Визуальный осмотр позволит найти трещины, сколы, деформацию и станет ясно, что не так, что делать.
Устранить поломку без помощи специалиста
Для того чтобы определить, стоит ли ехать на СТО или сделать все своими руками, хорошо бы знать, как выполняется замена шруса на ВАЗ-2115. Что лучше – переоценить свои силы или недооценить? Кто-то любит ремонтировать машину, по старинке не доверяет это занятие никому, кто-то считает это пережитком прошлых лет. Раньше многие люди разбирались в машиностроении. Создать робота хотели и взрослые, и дети. Купив автомобиль, его по традиции с удовольствием исследовали.
Шрус меняют полностью. Так что возиться особо не с чем: разбирать на части, исследовать устройство, искать какой-то элемент не надо. Купить шрус, как внешний, так и внутренний, не проблема. Пыльник тоже легко найти, но не о нем сейчас речь.
Алгоритм действий таков:
- Зафиксировать автомобиль при помощи стояночного тормоза.
- Под задние колеса подложить фиксирующие бруски.
- Снять защитный колпак и открутить гайку ступицы.
- Ослабить болты креплений колеса.

- Теперь машину следует приподнять домкратом.
- Необходимо снять болты, которые фиксируют шаровую и поворотный кулак.
- Привод необходимо вытянуть из ступицы, руль перед этим надо повернуть влево.
- Срезать старый пыльник и снять шрус.
- Надеть новый шрус, тщательно обработав его смазкой, которая поможет продлить срок эксплуатации детали.
- Поставить все детали на свои места в обратной последовательности.
Читайте также: Отключение иммобилайзера ВАЗ-2115
Процедура не сложная. Но физическая сила здесь нужна. Понадобится и смекалка – как лучше все это сделать знает только автомеханик, которому раскрывали свои секреты опытные мастера, педагоги. А вот если ремонтировать машину для собственного удовольствия, не зная ровным счетом ничего о шрусах и гайках, их скрепляющих, пригодится фантазия и воображение, а также уверенность, четкость движений, хороший упор, надежная фиксация машины.
Повредить соседние детали, усугубить ситуацию сложно и все же реально – надо помнить о рисках, потенциальной угрозе.
Существует вероятность травм. Осторожность пригодится при самостоятельном ремонте автомобиля независимо от того, насколько процедура проста или сложна. Во время замены шруса лучше не спешить, подготовиться к тому, что процесс займет несколько часов, располагать временем. Замененный шрус будет долго исправно работать, если следить за дорогой и состоянием пыльника.
Симптомы неисправности внутреннего шарнира
В 80-х годах прошлого века начался важный этап в массовом производстве легковых автомобилей: переход от классической конструкции с карданным валом и задним мостом к переднеприводной. Передний привод с подвеской МакФерсон зарекомендовал себя как простая и надежная система с рядом преимуществ:
- повышенная управляемость и проходимость за счет утяжеления передней части автомобиля;
- стабильная курсовая устойчивость машины, особенно на скользком покрытии;
- увеличение полезной площади кабины за счет компактных размеров моторного отсека и отсутствия карданного вала;
- снижение массы автомобиля за счет отсутствия коробки передач и элементов заднего привода;
- повышение безопасности конструкции и увеличение габаритов багажного отделения за счет установки топливного бака под задним сиденьем.

Однако для передачи вращения на ведущие колеса в конструкцию введен ряд уязвимых деталей и узлов. Главным, сильно нагруженным элементом трансмиссии в переднеприводных автомобилях являются шарниры равных угловых скоростей (ШРУСы).
Принцип действия
Газы, образующиеся при сгорании топлива, расширяются и давят на поршни, приводящие в движение коленчатый вал двигателя. Через маховик и сцепление вращение передается на шестерни коробки передач. Для движения ведущих колес в конструкцию включены две полуоси, с закрепленными на концах шарнирами равных угловых скоростей. Внутренние ШРУСы вставлены в коробку передач, а наружные крепятся к ступицам передних колес.
За счет использования ШРУСов крутящий момент стабилен вне зависимости от угла поворота колес. Такая схема позволяет автомобилю двигаться при прохождении поворотов и маневрировании.
Конструкция ШРУСа
ШРУС представляет собой чашеобразный корпус с полуосью (цапфой), в которую вставлены обойма и сепаратор с подшипниками.
На внешней поверхности держателя и внутренней стороне корпуса нанесены специальные канавки. В движении внутреннее кольцо передает усилие корпусу ШРУСа, заставляя его вращаться. При изменении угла между полуосями (повороте руля) подшипники перемещаются в канавках, а передача крутящего момента на ведущие колеса не прекращается.
Размеры деталей разные: внутренние ШРУСы выполнены массивнее наружных.
Петли бывают двух видов: обычные (с шарикоподшипниками, перемещающимися по делительным канавкам) и трипоидные, в которых на игольчатых подшипниках вращаются три ролика с полусферическими поверхностями. По своей конструкции петли могут быть разборными и неразборными.
Для изготовления ШРУСов используются высокопрочные сплавы, которые теоретически гарантируют долгий срок службы узла и отсутствие неисправностей.
Симптомы
В первую очередь выходят из строя наружные ШРУСы из-за наибольшей нагрузки на конструкцию в ступицах колес и максимальных углах поворота внешней части привода.
Внутренние шарниры более долговечны, однако со временем на соприкасающихся деталях ШРУСов образуется износ, что в дальнейшем приводит к выходу детали из строя. В результате подшипники имеют люфт в увеличенных полостях, и шарнир начинает издавать резкий металлический треск.
Совет! Чтобы понять симптомы неисправности, можно сравнить хруст вышедшего из строя ШРУСа с резким звуком, который издает МКПП при попытке включить заднюю передачу, когда автомобиль еще катится вперед.
Для наружных ШРУСов этот признак появляется при движении с вывернутыми в крайние положения колесами. При наличии неисправности внутренние шарниры хрустят при движении накатом по прямой, при трогании с места, а также при движении под нагрузкой (например, в горку).
Потрескивание внутренних шарниров особенно заметно при больших ходах подвески (прямолинейная езда по неровностям или бездорожью).
Также при неисправности ШРУСа рывки при повороте ведущих колес, хорошо заметные наблюдателю со стороны при медленной езде по ровному участку.
Для подтверждения неисправности можно проверить наличие люфта на внутреннем ШРУСе: если привод имеет люфт, требуется срочная замена.
Быстрый выход из строя внутреннего и наружного ШРУСов обусловлен одной из следующих причин (или их сочетанием):
- попадание частиц грязи, пыли или воды в шарнирный механизм через повреждение защитных кожухов (пыльников ),
- недостаточное количество смазки в механизме ШРУСа;
- плохое качество изготовления деталей или дефект металла;
- жесткий стиль вождения на разбитых дорогах (заводится с пробуксовкой, резкие повороты руля в крайние положения на высокой скорости и т.п.).
Методы самодиагностики
Для достоверной оценки состояния внутренних ШРУСов применяют следующий метод:
На ровной поверхности автомобиль ставится на стояночный тормоз, задние колеса блокируются противооткатными упорами или вспомогательные предметы.
С помощью домкрата и двух подпорок переднюю часть машины вывешивают так, чтобы ведущие колеса не касались земли.
Двигатель запускается, включается первая передача (для АКПП — режим D). Если при медленном вращении передних колес периодически слышен резкий металлический треск или хруст, то неисправны внутренние ШРУСы. Именно таким образом определяют состояние внутренних шарниров на станциях технического обслуживания, поднимая автомобиль на подъемнике.
Подробное представление об этом методе диагностики вы можете получить из следующего видео:
Дополнительно стоит осмотреть пыльники на наличие повреждений и утечек смазки, а также проверить люфт конструкции. Для этого раскачайте привод в разные стороны, не допуская проворачивания полуоси.
Внимание! Неисправный внутренний ШРУС может развалиться или выскочить из трансмиссии на высокой скорости и стать причиной серьезной аварии. Необходимо своевременно проводить диагностику и устранять выявленные дефекты приводов.
Классический вариант дефектовки внутренних ШРУСов, который приводится во многих руководствах по эксплуатации и ремонту, отличается высокой трудоемкостью:
Как правило, для замены детали необходимо снять переднее колесо, открутить крепления элементов подвески и снять соответствующий приводной вал в сборе с ШРУСами. Также эта операция требует, чтобы трансмиссионное масло было предварительно слито из коробки передач не менее чем на 1/3 ее общего объема.
В некоторых случаях необходимо сбить шарниры с вала молотком, а иногда для снятия частей развалившегося ШРУСа с полуоси необходимо использовать резак или болгарку.
Для владельцев автомобилей со ШРУСами разборной конструкции есть альтернативный, более быстрый вариант: Необходимо открыть хомуты и надвинуть пыльник внутреннего ШРУСа на полуось. Затем болты на внутреннем шарнире свинчиваются, в результате чего конструкция держится за счет посадки фланца. Повернув передние колеса в крайние положения, можно добиться ситуации, при которой привод самостоятельно выпадет из коробки передач.
После этого остается только заменить внутренний ШРУС, залить смазку, установить новый пыльник и собрать конструкцию.
Знание типичных симптомов выхода из строя внутренних ШРУСов и понимание возможных причин данной неисправности позволит вовремя обнаружить поломку и принять меры для обеспечения безопасной эксплуатации автомобиля.
Снятие внутренней гранаты на ваз 2115. Как самостоятельно заменить внутреннюю гранату на автомобилях ваз
ШРУС является одним из важнейших узлов ходовой части автомобиля. От его состояния зависит безопасность движения, поэтому своевременное выявление неисправностей и замена деталей – основная задача любого автолюбителя.
Причины выхода гранаты из строя
Автомобиль представляет собой сложный технический организм, который состоит из множества важных узлов, взаимосвязанных функциональных частей и элементов. Каждый отдельный элемент имеет свое функциональное назначение и ограниченный срок эксплуатации. Задачей каждого автолюбителя является своевременная замена некоторых деталей или узлов, что дает максимальную безопасность при управлении автомобилем.
Такой подход следует применять практически ко всем компонентам автомобиля, включая элементы подвески.
ШРУС или граната имеют ограниченный срок службы, поэтому его нужно время от времени менять. Конструктивные особенности каждого автомобиля отличаются лишь некоторыми моментами, поэтому, если вы свободно справились с этой операцией на одном из них, то легко справитесь и с другим.
Как определить, что ШРУС на вашей подвеске пришел в негодность? В принципе, это может определить даже самый неопытный, так как граната заявляет о своей неисправности на весь мир на всеобщее обозрение жутким треском при поворотах или хрустяще-накатывающей трелью даже при небольшом повороте руля.
Причины отказа гранаты банальны. Также это может быть обычное повреждение пыльника ШРУСа, после которого пыль и грязь, попавшие в сепаратор устройства, постепенно приводят к износу шариков и самого сепаратора. А также причиной выхода из строя может быть низкое качество устройства или окончание срока его службы.
К нестандартным причинам можно отнести поломку стопорного кольца, из-за чего осевой вал частично выходит из сепаратора при резком повороте, сепаратор закусывает и со временем образуются повреждения, несовместимые с дальнейшим сроком службы гранаты и безопасностью движения.
Замена ШРУСа гранаты
Для замены неисправного ШРУСа на новый необходимы торцевые головки на 30, 17 и 13, ключ (17), монтажная лопатка, баллон и гаечный ключ с рукояткой приличной длины.
Для начала подготавливаем автомобиль с помощью стояночного тормоза, так же ставим его под хомуты задних колес, затем обычной отверткой снимаем колпачок, защищающий ступичную гайку, и немного откручиваем.
Затем поднимаем интересующую нас сторону автомобиля на домкрат или приподнимаем и откручиваем колесо. Вынимаем упорную шайбу ступицы.
Следующим шагом откручиваем болты крепления нижней шаровой опоры. С помощью гаечного ключа двигаем поворотный кулак и снимаем шаровую цапфу.
Стягиваем поворотный кулак вместе со стойкой и снимаем шлицевую часть наружной гранаты.
Следующим шагом является снятие хомутов с наружного шарнира, для этого необходимо зажать их в стол тис. Откручиваем пыльник с неисправного диска, либо просто отрезаем. Сам ШРУС необходимо сбить с вала выколоткой. Это мероприятие может потребовать приличных усилий, так как граната удерживается на валу стопорным кольцом. Но так как он неисправен, стопорное кольцо можно не жалеть, другое идет в комплекте с новой деталью.
При установке новых ШРУСов и пыльника не забывайте о смазке. Для этого обычно используется смазка на графитовой основе; он довольно часто идет в одном комплекте с деталью. Если его нет, то придется покупать отдельно.
Сначала протираем вал от старой смазки, и обильно смазываем. Перебарщивать тоже не стоит, так как его избыток вызывает потерю эластичности материала, из которого сделан пыльник. После его установки надеваем на вал новые кольца в той же последовательности, в которой их снимали.
Далее берем новую гранату, обильно набиваем ее смазкой, тут ее можно вообще не жалеть. Подставляем его к шлицевой стороне вала и надеваем деревянным молотком. Затягиваем хомуты, и устанавливаем привод на место в обратном порядке, затягиваем ступицу, вставляем на место шаровую цапфу и затягиваем все болты и гайки.
В принципе вся процедура замены гранаты занимает не более 30-45 минут, и вполне по карману каждому автолюбителю вне зависимости от опыта.
Практически вечные узлы. Но при условии соблюдения идеальных условий при их эксплуатации. В реальности под пыльники попадает пыль, влага и грязь, что приводит к тому, что шарниры разрушаются.
Замена гранаты на ВАЗ-2115 должна производиться путем фиксации задних колес на противооткатных колодках. Перед автомобилем следует приподнять его и поставить опоры с двух сторон для страховки. Не у всех есть опоры, применяемые в СТО, поэтому можно использовать прочные деревянные балки, либо пни большого диаметра (не менее 30 см).
Далее необходимо ослабить болты крепления на ступицах колес. Только после того, как передняя часть автомобиля будет подвешена, их можно полностью открутить и снять колеса. Замена ШРУСов должна производиться последовательно. Сначала на один привод, потом на другой, потому что 2 гранаты с КПП одновременно не снять без установки специальной заглушки. Кроме того, удобнее ремонтировать сначала одну сторону, потом другую. Если вы работаете с партнером, вы можете работать с обеих сторон одновременно.
Ослабьте гайку на ступице с помощью насадки на 30. Приварите к ней кусок трубы длиной 1 метр, чтобы получился рычаг. Сначала нужно раскрутить гайку выколоткой, затем открутить. Если он слишком тугой, его будет сложно сдвинуть с помощью простых ключей. Учитывайте это при сборке. С помощью плоскогубцев или утконосов снимите штифты, установленные в наконечнике поперечной рулевой тяги. Затем с помощью ключа на 19 открутите гайку.
Установите съемник на шток, начните медленно вкручивать его, пока штифт не выйдет из поворотного кулака стойки амортизатора.
Ключом на 17 откручиваем 2 болта, которые держат шаровую опору, затем снимаем наружную гранату со ступицы колеса. После этого вам останется только вытащить внутренний ШРУС. Для начала нужно слить масло из коробки передач, чтобы оно не вытекло после демонтажа привода. С помощью зубила и молотка извлеките из коробки передач внутреннюю гранату. Также для этого можно использовать лом, используя ящик в качестве упора.
После извлечения привода крепко зажмите его в тисках. Ослабьте хомуты, а вот пыльники можно обрезать, чтобы не мешались, хотя их лучше вывернуть наизнанку. Резкими ударами молотка по ШРУСам их необходимо сбить с приводного вала, который затем необходимо тщательно очистить, промыть растворителем и протереть сухой ветошью. Не смешивайте старую и новую смазку. Сборку привода необходимо производить в строгом порядке. Сначала на вал необходимо установить хомут с защитным чехлом, и только после этого установить стопорное кольцо.
Видео как поменять гранату (ШРУС) на ВАЗ 2114, 2115, 2108, 2109:
Далее необходимо заправить гранату на карданный вал.
Для этого используется простой молоток с бронзовой или деревянной накладкой в месте удара. Удары должны быть резкими, но не сильными. Избегайте фанатизма в этом вопросе. После установки ШРУСа следует выдавить смазку в пыльник, который идет в комплекте. Далее вам останется только натянуть на гранату защитный чехол и зафиксировать его на хомутах. Все остальные узлы собираются в обратном порядке.
Для автолюбителя замена гранаты на ВАЗ 2109 дело хлопотное, но обычное и не вызывающее особых затруднений. Несколько лет назад водители нашей страны активно пересели с классических заднеприводных автомобилей на ВАЗ 2109, а в новом автомобиле познакомились с неизвестным ранее переднеприводным узлом — шарниром равных угловых скоростей (ШРУС) . Его назвали «гранатом» из-за схожей формы. Одним словом, ШРУС – обязательный узел управляемых ведущих колес. Обеспечивает их равномерное, без рывков вращение при:
- поворот автомобиля;
- работа подвески (вертикальное перемещение колеса).

ШРУС конструктивно очень прочный и может служить многие тысячи километров. Но его враг номер один – это песок и грязь, попавшие через порванный резиновый сапог. В этом случае срок службы ШРУСа может закончиться через пару сотен километров. Важно постоянно следить за целостностью пыльников: из-за их гармовидной формы заметить разрыв во времени сложно.
Съемку следует проводить на приподнятом автомобиле с передними колесами, повернутыми на максимальный угол в обе стороны. Признаком разрыва пыльника может быть наличие брызг смазки на деталях автомобиля в районе ШРУСа. Если вовремя обнаружен дефект, достаточно поменять пыльник, а гранату промыть в бензине и залить новую смазку.
Как заменить гранату
Пошаговая инструкция.
- ШРУС соединен со ступицей шлицевым соединением. Когда гайка ступицы откручена, а поворотный кулак отсоединен, тянем тормозной диск вместе со рейкой. Имея свободный ход, ступица отрывается от шлицевой части ШРУСа.

- Отсоединить поворотный кулак от шаровой опоры. Для этого открутите два винта крепления опоры внизу.
- Снимите колесо и слейте масло из коробки передач.
- Ослабляем колесные гайки и поднимаем автомобиль на домкрате или подъемнике.
- Снимите защитный колпачок и ослабьте гайку ступицы. Из-за штамповки гайка не используется повторно и подлежит замене. Все усилия прикладываем к гайке на стоящей на земле машине, иначе есть риск повредить дифференциал.
- Ставим машину на стояночный тормоз, используя упоры под задние колеса.
- Поддеваем внутреннюю часть ШРУСа в месте входа в коробку передач с креплением и выдавливаем.
Совет: после снятия гранаты обратите внимание на состояние уплотнителя редуктора. Любые признаки утечки должны быть заменены.
Далее решаем вопрос как заменить гранату с помощью слесарных тисков и ручного инструмента. Последовательность работ по разборке и сборке наружных или внутренних гранат особо не отличается.
Разница лишь в том, что на конце внутреннего шарнира есть пластиковый наконечник, который необходимо снять. Ослабляем хомуты на гранате и снимаем пыльник.
Выбейте ШРУС с помощью молотка и блока. Наполняем новый шарнир смазкой и аккуратно забиваем его на место молотком и деревянным наконечником. Необходимость ремонта наружного ШРУСа возникает чаще, чем внутреннего. Этому есть объяснение: граната, расположенная ближе к колесу, работает в более тяжелых условиях.
Шарнир равных угловых скоростей изгибается на большие углы за счет вращения колеса и работы подвески, что приводит к интенсивному растяжению и сжатию пыльника. Кроме того, активному износу пыльника наружного гранатомета способствует воздействие грязи, снега и гравия, вылетающих из-под колеса.
Граната или ШРУС – деталь автомобиля, передающая крутящий момент от двигателя и коробки передач на колеса автомобиля. Замена этого элемента на ВАЗ-2114 процедура довольно сложная и требует определенных навыков и умений.
Эта статья расскажет, как правильно заменить ШРУС на автомобиле, а также как выбрать необходимую запчасть.
Видео по замене переднеприводных ВАЗ 2113-2114-2115 семейства
Видео расскажет как заменить гранату на автомобиле, а также расскажет об особенностях и нюансах.
Граната внутренняя
Для начала, прежде чем приступить непосредственно к процедуре замены, необходимо определиться с инструментами. Итак, что понадобится при замене внутренней гранаты: ручки и головки 13-17, а также 30; ключи 17 и 19; Джек; фонарь; плоскогубцы; смазка для ШРУСов; баллонный ключ; и непосредственно сама запчасть.
Вперёд!
Теперь, когда все собрано, можно переходить к процедуре замены:
- Демонтируем нижнюю защиту двигателя.
- Слить масло из коробки передач.
- Снимите колесо с помощью баллонного ключа.
- Головкой на 30 открутить наружную гайку ШРУСа.
Отвернуть гайку крепления ШРУСа к ступице
- Поддомкрачиваем машину.

- Отсоедините шаровую опору.
Откручиваем крепления и снимаем шаровую опору с кулака
- Вынимаем ШРУС.
Выполняем демонтаж ШРУСа со ступицы
- Под капотом с помощью крепления вытаскиваем внутренний ШРУС с коробкой передач.
С помощью лома снимаем внутренний ШРУС с крепления посадки
- Теперь можно вытащить карданный вал вместе с грантами.
- Для удобства зажимаем в тиски.
Привод в сборе
- С помощью плоскогубцев снимите хомут пыльника.
Откручиваем хомут багажника для свободного доступа к гранате
- Снимаем пыльник.
- Вынимаем гранату.
Демонтаж гранаты
- Установка производится в обратном порядке, с заменой всех расходников. Смазку ШРУС необходимо поместить в пыльник.
Смазка для ШРУСа LUXE
Выбор гранаты
К выбору внутреннего ШРУСа следует отнестись серьезно и внимательно, так как это одна из основных частей привода автомобиля.
Как показывает практика, эта деталь часто выходит из строя на автомобилях семейства ВАЗ 2113-2115. Поэтому стоит внимательно подбирать запчасть не только по цене, но и по качеству.
Оригинал
2108-2215056 — оригинальный каталожный номер внутренней гранаты для ВАЗ-2114. средняя стоимость составляет — 2000 рублей . Становится легко прикрепить к монтажным посадочным местам и не требует доработок.
Аналоги
Граната в сборе с пыльником и хомутом производства «HOLA»
Помимо оригинальных запчастей, на автомобильном рынке можно найти довольно много аналогов, которые ничем не уступают оригиналу по качеству и цене. Все они сертифицированы и рекомендованы к установке на данный автомобиль. Итак, рассмотрим, какие аналоги можно установить на ВАЗ-2114:
| Наименование производителя | Каталожный номер | Средняя стоимость в рублях |
|---|---|---|
| Вебер | ШРУС 2110-1 | 1500 |
| Мастер-спорт | 400952-ST-SET/5/-MS | 1500 |
| ЛПР | КЛД823 | 1600 |
| СКТ | РТ 209 | 1800 |
| Фенокс | CV16007 | 2100 903:30 |
| Фенокс | CV16007E7 | 2300 |
| Пиленга | CV-P 2001 K | 2400 |
| LYNXauto | CI-4602 | 2500 |
| Coram | KCVJ012 | 2500 |
| Хола | CV018 | 2700 |
| Крутящий момент | ВН-3837 | 2800 |
| Прибыль | 2810-1028 | 3000 |
| Рувиль | 77203S | 3700 |
| Патрон | PCV1658 | 4000 |
| Финвал | FJ-228 | 4000 |
| Мапко | 16081 | 4000 |
Граната-тренога.
Говорят, служат дольше!
выводы
Замена внутренней гранаты на ВАЗ-2114, как оказалось, не так уж и страшна, а тем более сделать это своими руками вполне реально. Для этого нужно желание и минимальный набор инструментов. Стоит обратить внимание на то, что к выбору детали нужно отнестись серьезно, ведь если она сломается в дороге, то дальше движения не будет.
Изначально ШРУСы позиционировались как элементы очень длительного срока службы. Производители даже уверяли, что они смогут прослужить ровно столько же, сколько и сам автомобиль.
Но на самом деле все не так красочно, как описывают. Граната имеет лимит жизни. Что за граната, спросите вы. Граната — это ШРУС. В народе часто используется понятие «граната». Объясняется это очень просто – по внешнему виду ШРУС напоминает гранату. Это все. Поэтому не смущайтесь, если услышите «гранату» при разговоре о ШРУСах. Это тоже самое.
Расположение
Заменить ШРУС на ВАЗ 2114 будет невозможно, если не знать, где именно находятся эти элементы.
Их расположение легко определить — по обеим сторонам передней подвески внизу автомобиля. Они представляют собой удлиненные элементы и входят в ступицу каждого колеса.
То есть добраться до узла не сложно, но для этого потребуются определенные условия.
Самое главное процедура замены не сложная, что позволяет выполнить работу своими руками. Но скажем сразу, если у вас нет времени, желания или вы просто не уверены в собственных силах, лучше доверить ремонт специалистам. Вы потратите на это дополнительные деньги, но будете уверены в результате.
Когда требуется замена
Если во время движения вы слышите шум спереди автомобиля, обязательно проверьте состояние чехла. Довольно часто замена пыльника наружного ШРУСа ВАЗ 2114 становится ежедневной задачей для сотрудников сервисного центра.
Для проверки достаточно повернуть колеса в любую сторону и заглянуть под него. При обнаружении трещин или полноценных повреждений на пыльнике обязательно потребуется замена наружного ШРУСа ВАЗ 2114.
Наличие повреждений указывает на то, что внутрь элемента попала грязь. Много это или мало, не столь важно. Загрязнение приводит к нарушению функциональности устройства.
В таких ситуациях при повреждении ШРУСа продолжать движение самостоятельно категорически не рекомендуется. Это опасно для вас, вашего автомобиля и других участников дорожного движения. Игнорирование этой рекомендации влечет за собой еще более дорогой ремонт, ведь к тому времени, как вы доберетесь до гаража или автосервиса, вы повредите ряд других узлов и элементов машины.
Что выбрать?
Для замены внутреннего или наружного ШРУСа на ВАЗ 2114 потребуется новый элемент. Справедливости ради отметим, что самые подходящие и качественные ШРУСы для модели ВАЗ 2114 выпускает завод-изготовитель, то есть АвтоВАЗ.
Но вот самое главное разочарование — их нет в продаже. Единственный вариант – обратиться в специализированный официальный автосервис ВАЗ. Но с точки зрения финансовых затрат это не самое разумное решение.
Кроме того, сейчас на рынке представлен достаточно широкий ассортимент аналогов. Судя по отзывам владельцев ВАЗ 2114, особое внимание следует уделить шрусам производства таких фирм как:
- Hola;
- Крафт.
Замена
Вооружаемся новыми шрусами, также собираем набор необходимых инструментов и материалов. В него войдут:
- Комплект головок;
- Кольцевые ключи;
- Обувь;
- Ветошь сухая;
- Смазка для суставов;
- Джек;
- Пыльники.
Теперь приступаем непосредственно к работам по замене ШРУСов:
- Определяем место где будет производиться ремонт. Это может быть эстакада, гараж со смотровой ямой или помещение с автоподъемником.
- Остановите двигатель, включите ручной тормоз. Заблокируйте колеса клиньями.
- С помощью баллонного ключа снимите колесные болты с колес.
- Поддомкратьте необходимую часть автомобиля.

- Ослабьте гайку в центре ШРУСа. Следите за шайбой, чтобы не потерять ее. С новым ШРУСом она не предусмотрена.
- Вооружившись ключами на 13, откручиваем крепления верхней части шаровой опоры. С нижней частью аналогичную процедуру проделывать не нужно, так как она не будет мешать процессу ремонта.
- С помощью монтировки немного оторвите пазы опоры и отложите их в сторону.
- Сбить ступицу со шлицов ШРУСа. Для этого вам понадобится молоток и какая-нибудь деревянная подставка.
- Удалите старый поврежденный шарнир.
- Проверьте шток на наличие повреждений.
- Вытрите остатки смазки со штока сухой тряпкой.
- Установить новую гранату на новое место. В этот узел должен входить ШРУС, пыльник, хомуты, гайки, стопорные кольца.
- При сборке узла не забывайте использовать качественные смазочные материалы. Его не должно быть слишком много, но и сильно жалеть тоже не стоит.
- Соберите детали в обратном порядке.

- Меняя ШРУСы, можно одновременно проверить состояние тормозных колодок. Если они находятся в достаточно изношенном состоянии, рекомендуется заменить их одновременно. В любом случае, вы уже разобрали узел.
- После завершения ремонта проверить машину в действии.
- Нередки случаи, когда мастера без большого опыта после сборки оставляют якобы лишние детали. Имейте в виду, что все, что осталось после сборки, а не устаревшие элементы, которые вы поменяли на новые, имеет свое место в конструкции автомобиля. Поэтому проверьте, откуда именно берутся эти «лишние» элементы и установите их на законное место.
Опыт – бесценная вещь, которая может вам пригодиться в процессе эксплуатации и ремонта автомобиля. Но если своего пока нет, можно воспользоваться опытом и навыками опытных автомобилистов. Они неоднократно оказывались в ситуациях, подобных вашей. Выход из строя ШРУСа точно не исключение.
Есть несколько полезных советов, к которым стоит прислушаться.
- Если при движении по прямой слышен характерный хруст, то ШРУС вышел из строя. Если этот хруст слышен только при поворотах, то проблема кроется в неисправном шарнире.
- Перед установкой нового ШРУСа обработайте место посадки гранаты смазкой. Это значительно продлевает срок его службы.
- Чтобы поправить ШРУС, как его посадить, используйте деревянные насадки. Если этого не сделать, риск повредить новый элемент очень велик.
- Пыльник должен быть установлен максимально плотно и качественно. Если этого не сделать, вскоре туда попадет грязь и пыль. Эти комплектующие быстро приведут его в негодность, придется снова проводить ремонт.
- Контргайка на ступице затягивается с помощью специального динамометрического инструмента. Причем затяжка осуществляется строго с теми параметрами, которые указаны в инструкции по эксплуатации на вашу модификацию ВАЗ 2114.
- Во время планового осмотра технического состояния вашего автомобиля обязательно обратите внимание на состояние хомутов и резиновых элементов на предмет их целостности.











