Как проверить датчик скорости: мультиметром, контролькой и лампочкой
Скорость автомобиля надо знать не только для информирования водителя. Многочисленные электронные системы используют значение скорости в качестве входного параметра для правильного управления подопечными агрегатами. Есть несколько способов определения данной величины, чаще всего используется отдельный датчик в трансмиссии.
Содержание статьи:
- 1 Назначение и место расположения ДС
- 2 Принцип работы датчика скорости
- 3 Признаки неисправности
- 4 3 способа проверки датчика скорости
- 4.1 С помощью тестера (мультиметра)
- 4.2 Без снятия контроллера
- 4.3 Проверка контролькой или лампочкой
- 5 Как проверить привод ДС
- 6 Инструкция по замене
Назначение и место расположения ДС
Датчик скорости автомобиля (ДС) выполняет несколько системных функций:
- выдаёт сигнал на приборную панель для информирования водителя в легко считываемом цифровом или стрелочном формате;
- сообщает скорость блоку управления двигателем;
- предоставляет значение скорости в общую информационную шину автомобиля для использования системами помощи водителю.
Параллельно информация о скорости может сниматься с датчиков частоты вращения колёс системы ABS, данные будут сравниваться электронными блоками.
По теме: Почему горит восклицательный знак на панели приборов
Располагается ДС на одном из элементов трансмиссии, это может быть коробка передач или раздатка. Иногда использовался прямой привод от одного из колёс.
Принцип работы датчика скорости
Фактически ДС замеряет не скорость, а частоту вращения той детали, на которой имеется зубчатый венец. Преобразовать это значение в скорость можно механическим или электронным способом, поскольку в трансмиссии имеется однозначная и известная связь частоты со скоростью при штатном размере колёс.
Установка шин или дисков иного размера ведёт к появлению ошибки замера скорости. Как и доработка трансмиссии с изменением передаточных чисел после ДС.
Датчики могут быть механическими и электронными. Механический ДС уже не применяется, раньше он состоял из устройства редукторного типа, заканчивающегося тросиком в оболочке. Вращение тросика передавалось на приборную панель, где к ней была подсоединена магнитная система.
Переменное магнитное поле индуцировало токи в катушках, которые измерялись стрелочным миллиамперметром, проградуированном в величинах скорости.
Получившийся спидометр обычно совмещался с механическим счётчиком оборотов – одометром, фиксирующим общий и суточный пробеги автомобиля.
Электронные датчики могут использовать в работе различные принципы:
- оптический, когда луч проходит через прорези во вращающемся диске;
- магниторезистивный, вращающийся многополюсный магнит вызывает изменение электрических параметров чувствительного элемента;
- индукционный, металлические детали циклически изменяют поле постоянного магнита, что вызывает переменный ток в измерительной катушке;
- на эффекте Холла, переменное магнитное поле фиксируется магниточувствительным полупроводниковым кристаллом, после чего формирователь создаёт последовательность удобных для работы принимающих блоков импульсов.
Чаще всего в современной технике применяются приборы с эффектом Холла и встроенным магнитом, способные «считать» проходящие мимо зубья любого металлического венца.
Признаки неисправности
При отказе ДС, электроника сразу это заметит, дело не ограничится отсутствием показаний на приборном щитке. Будет высвечена ошибка с выдачей соответствующего кода, блок перейдёт в аварийный режим, что сразу скажется на работе.
Мотор начнёт глохнуть на нейтрали в движении, увеличится расход и снизится мощность. Откажет электроусилитель руля, использующий информацию о скорости. Перестанет работать бортовой маршрутный компьютер.
3 способа проверки датчика скорости
Прежде всего стоит проверить подводящую питание и сигнальную проводку. Здесь наиболее часто встречается окисление контактов, нарушение заделки проводов в разъёмы, коррозия и механические повреждения проводов. После чего переходят к проверке самого датчика.
Также следует подключить диагностическое устройство к ЭБУ и провести диагностику на наличие ошибок. К примеру, это можно сделать с помощью универсального автосканера Rokodil ScanX.
Если ошибок по датчику скорости нет, необходимо сравнить во время езды показания спидометра и датчика в приложении к сканеру. Если результаты совпадают, скорее всего датчик в полном порядке.
С помощью тестера (мультиметра)
Сигнал на выходе ДС по принципу Холла должен меняться при вращении приводной шестерни датчика. Если подключить мультиметр в режиме вольтметра и вращать шестерню, то можно заметить изменение показаний (импульсный сигнал) в рабочем диапазоне конкретного датчика.
- снять датчик с автомобиля;
- подсоединить разъём и проверить наличие плюса питания и контакта с массой;
- подключить вольтметр к сигнальному проводу и раскручивая привод наблюдать за сменой показаний.
Всё то же можно проверять на разъёме панели приборов или контроллера двигателя, так будет проверена и проводка.
Без снятия контроллера
ДС можно и не снимать, приведя во вращение его привод естественным способом. Для этого вывешиваются ведущие колёса автомобиля, запускается двигатель, после чего на малой скорости можно определить наличие или отсутствие сигнала по показаниям, подключенного вольтметра.
Проверка контролькой или лампочкой
Выход датчика обычно представляет собой схему типа «открытый коллектор». Если подключить контрольный индикатор со светодиодом или маломощной лампочкой между плюсом питания и сигнальным контактом датчика, то после раскрутки, как было описано выше, можно проверить наличие мигания контрольного индикатора.
Как проверить привод ДС
Часто приводные шестерни ДС выполняются из пластмассы, что приводит к износу зубьев. Если датчик электрически исправен, то необходимо проверить наличие зацепления.
Это можно заметить визуально при осмотре зубьев, или прокручивая вывешенное приводное колесо, наблюдать за наличием вращения ротора датчика.
Инструкция по замене
Замена датчика сложностей не представляет, обычно он закреплён в корпусе коробки передач винтом за фланец. Открутив этот винт и сняв разъём, датчик можно извлечь и установить новый.
Для уплотнения используется штатная прокладка или герметик. После замены надо сбросить текущие ошибки сканером или кратковременным снятием клеммы с аккумулятора.
Перед проведением операции надо тщательно очистить корпус коробки вокруг датчика, чтобы избежать попадания абразивов в картер. Прилегающие поверхности протираются от загрязнений, масла и окислов.
схема, разъем и признаки неисправности регулятора привода спидометра
27.04.20227 289 18 5 Датчики
Автор:Иван Баранов
Каждый автомобиль должен быть оснащен рабочим датчиком скорости (ДС). Это устройство позволяет точно определить скорость передвижения транспортного средства и вывести информацию об этом на спидометр. Эксплуатация авто с нерабочим ДС не допускается, поскольку это может привести к созданию аварийной ситуации на дороге. Как проверить датчик скорости и произвести замену устройства своими руками — об этом читайте ниже.
Содержание
- 1 Описание ДС
- 1.1 Конструкция и принцип действия
- 1.2 Признаки неисправности
- 2 Проверка работоспособности
- 3 Инструкция по замене своими руками
- 3.1 Фотогалерея «Меняем датчик скорости»
- 4 Видео «Наглядная инструкция по замене ДС»
[ Раскрыть]
[ Скрыть]
Описание ДС
Как мы уже сказали, основное предназначение датчика привода спидометра заключается в точном определении скорости движения транспортного средства. Благодаря этому устройству модель всегда может знать, с какой скоростью движется его авто. Что касается разновидностей, то ДС могут относиться к контактному либо бесконтактному типу. На сегодняшний день большинство наших соотечественников отдают предпочтение бесконтактным вариантам. Контактные ДС, несмотря на все достоинства, имеют один значимый недостаток — они склонны к загрязнению, что в свою очередь приведет к неточности выводимых показаний.
Конструкция и принцип действия
Конструктивно по схеме эта деталь состоит из:
- привода спидометра;
- корпуса;
- а также самого контроллера с разъемом для подключения к бортовой сети.
Что касается принципа работы, то он основывается на измерении уровня частоты сигналов от контроллера, который находится на корпусе коробки передач либо раздаточной коробке. На выходе девайса во время езды образуются прямоугольные импульсы, минимальное значение которых должно составлять не меньше 1 вольта, а максимальное — не меньше 5 вольт.
По международным стандартам контроллер должен вырабатывать около 6 тысяч таких импульсов на протяжении одного километра пробега. Сами импульсы впоследствии преобразуются в ток, который замеряется магнитоэлектрическим устройством. Следует отметить, что значение тока напрямую зависит от количества подаваемых сигналов за определенную единицу времени. То есть данное значение будет прямо пропорциональным скорости езды транспортного средства.
Помимо этого, благодаря электронной схеме, которая установлена в приборную панель, методом подсчета поступающих сигналов обеспечивается работоспособность шагового электромотора. Последний предназначен для вращения барабанов счетчиков, после чего выводит соответствующую информацию на маленький экран, где демонстрируется общий, а также суточный пробег авто. Если речь идет о суточном пробеге, то это значение при необходимости можно обнулить.
Признаки неисправности
Если ДС по каким-то причинам выходит из строя, это приведет к тому, что блок управления не сможет определить скорость передвижения. Однако, это не единственная проблема, поскольку также могут возникнуть сбои в работоспособности силового агрегата.
Предлагаем более подробно ознакомиться с признаками неисправности, по которым можно определить выход из строя ДС:
- спидометр на приборной панели либо вовсе перестал работать, либо выводит неправильные показания;
- в работе двигателя, в частности, на холостых оборотах проявляются сбои;
- увеличился расход топлива;
- работа мотора ухудшилась, силовой агрегат не может развивать необходимую скорость;
- двигатель может самопроизвольно остановиться во время движения на холостых оборотах, в частности, когда водитель пытается выжать сцепление для переключения передачи;
- если авто оснащено бортовым компьютером, то на приборке может появиться индикатор Check;
- в том случае, если авто оборудовано электрическим усилителем руля, то может выйти из строя и этот узел;
- в некоторых авто, к примеру, Лада Калина выход из строя ДС может также привести к повышенной чувствительности контроллера уровня горючего в бензобаке (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).
Что касается причин, то, как правило, они обусловлены повреждением электопроводки авто, так что проверка работоспособности должна начинаться с диагностики состояния контактов и электроцепей. Возможно, проблема заключается в окисленных либо грязных контактах, поэтому их необходимо будет очистить и обработать смазкой, к примеру, Литолом. Обрыв проводки необходимо искать в первую очередь рядом с разъемом подключения, поскольку в этом месте провода сгибаются и обычно перетираются.
Также причина неисправности может заключаться в нарушении целостности изоляции проводки в области установки выпускного коллектора. В условиях повышенных температур изоляция может расплавиться, что приведет к замыканию устройства. Также ДС может передавать неверные показания из-за износившегося тросика спидометра. Со временем на нем образуются трещины и разрывы, что способствует выходу из строя контроллера.
Проверка работоспособности
Есть несколько вариантов диагностики ДС.
Первый способ проверки, с помощью мультиметра:
- Сначала необходимо демонтировать ДС.
- Затем, используя тестер, следует определить, за что отвечает каждый контакт на разъеме, вам необходимо найти именно импульсный.
- После этого положительный щуп тестера необходимо подключить к данному контакту, а отрицательный — к силовому агрегату либо кузову машины.
- Далее, на ось контроллера следует установить кусок трубки и начать его вращать с невысокой скоростью. При этом следите за показаниями контроллера — чем больше будет скорость вращения ДС трубкой, тем выше будут значения на дисплее тестера и параметр напряжения (автор видео — канал REMONTYCA).
Второй способ, без снятия контроллера:
- Используя домкрат, вам необходимо будет приподнять переднее колесо авто. Какое именно — правое или левое — неважно.
- Затем тестер следует подключить к проводке ДС.
- После этого вы начинаете руками вращать колесо авто и следить за показаниями на дисплее тестера. Если импульсы есть, то это говорит о том, что ДС работает в нормальном режиме.
Если мультиметра у вас нет, то можно произвести диагностику ДС при помощи контрольной лампочки либо любой другой лампы на 12 вольт.
Процедура проверки выполняет аналогично вышеописанному методу:
- Сначала от ДС необходимо отключить импульсный кабель.
- При включенном зажигании, используя контрольку, нужно найти положительный и отрицательный контакты.
- Затем переднее колесо авто поднимается на домкрате.
- Далее, контрольку необходимо подключить к сигнальному проводу. Колесо надо вращать — если в этот момент на контрольке загорелся минус, это говорит о работоспособности ДС (автор видео — канал PivovarovNikolay).
Что касается обычно лампочки на 12 вольт, то ее необходимо подключить к аккумуляторной батарее, а также сигнальному контакту. Если используется работоспособный ДС, то источник освещения будет мигать. В том случае, если диагностика показала, что ДС рабочий, то необходимо произвести проверку работоспособности его привода. Чтобы сделать это, поддомкратьте переднее колесо, нащупайте привод ДС, после чего ногой вращайте подвешенное колесо, а рукой контролируйте, вращается ли устройство или нет.
Инструкция по замене своими руками
Процедура самостоятельной замены выглядит следующим образом:
- Для начала необходимо отключить зажигание, открыть капот и отсоединить клеммы от аккумулятора.
- Далее, вам нужно будет найти сам ДС. Как сказано выше, место расположения контроллера может отличаться, поэтому уточните место монтажа в сервисной книжке. Когда ДС будет найден, вам необходимо будет произвести очистку места вокруг контроллера от грязи. Это делается для того, чтобы не допустить попадания загрязнений в трансмиссию.
- Отсоедините разъем питания от датчика скорости.
- Далее, вам потребуется гаечный ключ для откручивания девайса. В том случае, если с первого раза открутить устройство не получается, не нужно прикладывать силу, поскольку это может привести к повреждению корпуса (обычно он выполнен из пластика). Лучше обработайте ДС жидкостью WD-40 и подождите несколько минут.
- Когда устройство будет снято, необходимо произвести монтаж нового контроллера, затем подключить новый датчик.
- Если ваш автомобиль оборудован блоком управления, то после замены необходимо обнулить его ошибки. Бывает такое, что из-за того, что ошибка не обнулена, на приборной панели продолжает гореть индикатор, а блок управления посылает сигналы о его неисправности.
Фотогалерея «Меняем датчик скорости»
Загрузка …
Видео «Наглядная инструкция по замене ДС»
Предлагаем более наглядно ознакомиться с процессом замены датчика скорости на примере автомобиля ВАЗ 2110 (автор ролика — канал В гараже у Сандро).
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Да (41.67%)
Нет (58.33%)
ДАТЧИК СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ (VSS)
Общее описание
VSS передает бортовому компьютеру информацию о скорости автомобиля. Датчик работает по принципу эффекта Холла и обычно устанавливается на тахометр или в коробку передач.
Внешний вид
На рис. 1 показаны типичные датчики скорости.
Рис. 1
Используемые типы датчиков
- Датчики скорости на эффекте Холла
- Датчики скорости с механическим шипом
- Индуктивные датчики скорости
— С эффектом Холла
VSS питается +12В от ключа зажигания. При вращении троса скорости тахометра переключатель Холла последовательно включается и выключается, посылая прямоугольный сигнал на бортовой компьютер. Частота этого сигнала указывает на скорость автомобиля.
— Датчик скорости с механическим шипом
Сигнал от вращающегося ведущего колеса имеет прямоугольную форму. Напряжение сигнала изменяется от 0В до +5В или от 0В до значения близкого к номиналу автомобильного аккумулятора. Скважность импульсов составляет от 40% до 60%.
— Индуктивный датчик скорости
Сигнал от вращающегося ведущего колеса имеет синусоидальную форму (переменный ток). Сигнал меняется в зависимости от скорости вращения колес, как и любой индуктивный датчик, например, датчик АБС.
Процедура проверки работоспособности датчика VSS
ПРИМЕЧАНИЕ. В этом алгоритме описывается, как проверить наиболее распространенный датчик VSS на эффекте Холла.
- VSS обычно устанавливается в коробке передач.
- Проверьте разъем VSS на предмет коррозии или механических повреждений.
- Убедитесь, что контакты разъема надежно закреплены на своих местах и имеют ли они хороший контакт с датчиком VSS.
- Снять защитный резиновый чехол с разъема датчика VSS.
- Найдите источник питания, массу и сигнальные клеммы.
- Подсоедините щуп GND осциллографа к заземлению корпуса.
- Подключите активный конец щупа осциллографа к сигнальной клемме VSS.
- Сигнал формируется при пробуксовке ведущих колес автомобиля. Этого можно добиться следующими способами:
Толкайте автомобиль вперед.- Поднимите автомобиль на подставку или домкратом, чтобы ведущие колеса могли свободно вращаться.
- Вращайте колеса вручную, чтобы получить импульсы.
- На экране осциллографа должен наблюдаться следующий сигнал (рис. 2).
Рис. 2
Возможные повреждения:
Прерывания или отсутствие сигнала — напряжение/скважность
- Отсоедините разъем датчика VSS и включите ключ зажигания.
- Подсоедините щуп осциллографа к сигнальной клемме и измерьте напряжение. Его значение должно быть от 8,8 до 10В.
- Также проверьте напряжение на клемме источника питания. Его значение должно быть ниже номинала автомобильного аккумулятора.
- Проверьте соединение GND датчика VSS.
- Если все в норме, вероятно, неисправность в датчике VSS или трос скорости не вращается из-за обрыва или повреждена коробка передач.
Отсутствие напряжения сигнала
Проверить напряжение на клеммах разъема бортового компьютера:
- Если напряжение бортового компьютера в норме, проверьте проводимость сигнальной цепи и диод в цепи между бортовым компьютером и датчиком VSS.
- Если напряжение бортового компьютера отсутствует, проверьте все напряжения питания и все соединения с GND бортового компьютера. Если проблемы нет, сомнения в поломке бортового компьютера остаются.
Как долго можно ездить с неисправным датчиком скорости?
Для правильной работы автомобилей и других автомобилей требуется множество датчиков. Это особенно верно для моделей, выпущенных за последние несколько лет, поскольку автомобили становятся все более подключенными к сети. Тем не менее, есть один тип датчика, который вы найдете как на новых, так и на старых автомобилях: датчик скорости .
Датчик скорости автомобиля или трансмиссии крепится к трансмиссии вашего автомобиля для измерения выходной мощности (или того, что воспринимается как скорость автомобиля) и предоставляет компьютеру автомобиля точные данные для обеспечения эффективной работы двигателя и любых систем помощи водителю. как АБС. Если датчик неисправен, его необходимо немедленно заменить.
В этой статье мы подробно рассмотрим, что такое датчик скорости, как он ведет себя при выходе из строя и что с этим можно сделать.
Что такое датчик скорости?Датчик скорости — это электрический компонент, прикрепленный к трансмиссии автомобиля и измеряющий его скорость в любой момент времени. Чтобы быть более точным, датчик скорости автомобиля (VSS) измеряет выходную мощность трансмиссии или трансмиссии, чтобы определить, насколько быстро движется ваш автомобиль.
Этот датчик собирает данные, которые ваш автомобиль может использовать разными способами. Например, датчик предоставляет ценную информацию при диагностике проблем вашего автомобиля.
Кроме того, это также помогает двигателю работать намного эффективнее. С помощью данных, собранных VSS, двигатель может сам регулировать угол опережения зажигания, используемое соотношение воздух-топливо и многое другое.
Важно понимать, что датчик скорости автомобиля отличается от датчика скорости колеса, который мы рассмотрим ниже.
Датчик скорости вращения колеса и датчик скорости автомобиляДатчик скорости вращения колеса отличается от датчика скорости автомобиля или трансмиссии , поскольку он записывает фактическую скорость ваших колес, а затем передает ее обратно в блок управления двигателем (ECU). .
Оттуда ECU будет использовать эти данные для воздействия на такие вещи, как антиблокировочная тормозная система (ABS), контроль тяги и другие функции.
Как узнать, что датчик скорости вышел из строя?Как и любая другая деталь автомобиля, датчик скорости передачи может выйти из строя в какой-то момент срока службы автомобиля. К счастью, есть несколько признаков, по которым вы можете узнать, когда ваш датчик скорости выходит из строя.
3 Основные признаки неисправности датчика скоростиВот некоторые из наиболее вероятных признаков:
1. 0003 датчик скорости передачи работает неправильно, это то, что загорается индикатор Check Engine на панели приборов. Конечно, эта лампочка загорится по длинному списку причин, так что сама по себе она не скажет вам, что есть проблема с VSS.
Тем не менее, вы не должны сбрасывать со счетов индикатор Check Engine, если он загорается. Вместо этого примите это как сигнал к дальнейшему расследованию и поиску других сопутствующих признаков, подобных приведенным ниже.
2. Спидометр работает нестабильно
Вот кристально чистый, явный признак того, что с вашим VSS что-то не так: когда ваш спидометр ведет себя хаотично.
У спидометра есть только одна цель: сообщить вам, как быстро едет ваша машина. Поэтому, естественно, он может делать это только на основе данных, которые он получает от вашего VSS, расположенного на вашей передаче.
Итак, когда VSS работает неправильно, и информация, которую он отправляет, также проблематична, вы увидите, как это выражается на вашем спидометре, что похоже на то, что он сходит с ума.
3. Круиз-контроль не работает
Еще одним явным признаком неисправности VSS является неработающая функция круиз-контроля. Во-первых, эта функция может работать только тогда, когда полученные данные о скорости вашего автомобиля точны. Тем не менее, большинство автомобилей автоматически отключают круиз-контроль и предотвращают его включение, когда от VSS вообще не поступают данные.
Итак, когда вы видите, что эти симптомы проявляются по отдельности или в сочетании друг с другом, это явный признак того, что вам следует немедленно проверить датчик скорости.
Как долго можно ездить с неисправным датчиком скорости?Если датчик скорости вышел из строя, он не обездвижит ваш автомобиль, то есть вы все равно сможете им управлять.
Тем не менее, это не повод не заменить датчик скорости коробки передач как можно скорее. Это связано с тем, что вы будете управлять автомобилем с повышенным уровнем риска, что подвергает риску вас, ваших пассажиров и других участников дорожного движения.
Проблемы с неисправным датчиком скорости- Вопросы безопасности — Без точных данных, поступающих от VSS, ваши функции помощи водителю также не будут работать должным образом. Например, ваш автомобиль может автоматически затормозить раньше или сильнее, чем необходимо, что может привести к аварии.
- Проблемы с производительностью — Помимо проблем с безопасностью, производительность вашего автомобиля также станет намного менее эффективной из-за неисправного датчика скорости. Например, ваша коробка передач будет вести себя странно при резком переключении передач и более длительных интервалах между переключениями.
Замена датчика скорости может стоить менее 200 австралийских долларов, но если вы воспользуетесь услугами механика, будет взиматься дополнительная плата за работу.
Конечно, если вы опытный мастер-сделай сам, вы вполне можете заменить датчик скорости самостоятельно. Если нет, вам лучше позволить предпочитаемому вами механику сделать это за вас.
ИтогСостояние Датчик скорости вашего автомобиля (VSS) влияет на общую безопасность вашего автомобиля.