назначение, устройство, как проверить крышку бачка
Устройство и эксплуатация автомобиля 20 февраля 2022 544 0
Содержание статьи
- 1 Для чего нужен расширительный бачок
- 2 Какое давление должно быть в расширительном бачке?
- 3 Как проверить крышку?
- 4 Лопается расширительный бачок
- 5 Кипит антифриз
- 6 Принцип работы и неисправности датчика уровня ОЖ
По состоянию антифриза в расширительном бачке можно многое сказать о состоянии двигателя. Через пробку водяного ресивера выходят выхлопные газы при пробое прокладки ГБЦ, а в самом бачке скапливается эмульсия при негерметичности теплообменника и микротрещинах блока цилиндра. Мы рассмотрим, как определить прорыв отработавших газов в водяную рубашку, какое давление должно быть в расширительном бачке системы охлаждения двигателя и как проверить исправность перепускных клапанов в крышке бачка.
Для чего нужен расширительный бачок
Пластиковый резервуар необходим для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости и хранения небольшого резервного объема антифриза для восполнения утечек. Расширительный бачок системы охлаждения находится в наивысшей точке водяной рубашки. На всех автомобилях бак с антифризом выполняет одну и ту же функцию, но есть небольшие отличия в зависимости от конструкции системы охлаждения.
На большинстве автомобилей с расширительного бачка выходят 2-3 штуцера. Через отверстие в нижней части происходит забор антифриза в систему охлаждения, а через верхние штуцера сбрасывается избыточное давление с наивысших точек системы охлаждения. Это препятствует завоздушиванию системы и облегчает удаление воздуха из рубашки охлаждения при ее первом заполнении после запуска двигателя. В крышке резервуара расположен компенсационный клапан, поддерживающий постоянное давление в системе охлаждения.
На многих моделях японской школы автомобилестроения расширительный бачок представляет собой обособленный резервуар, который объединен с системой охлаждения лишь трубкой небольшого диаметра, подключенной к основному радиатору.
В конструкции такого типа перепускной клапан, поддерживающий рабочее давление в системе, установлен в крышке радиатора охлаждения двигателя. При повышении давления в системе клапан в крышке открывается, перепуская излишки антифриза в расширительный бачок. Когда после остановки температура двигателя снижается, ОЖ уменьшается в объеме – в системе создается разряжение. Атмосферный клапан в крышке открывается, благодаря чему через трубку охлаждающая жидкость из расширительного бачка перетекает в радиатор.
Какое давление должно быть в расширительном бачке?
Благодаря уравнению Клайперона – Клаузиса мы можем увидеть, как с ростом внешнего давления увеличивается температура кипения жидкости.
Для стабильной работы двигателя в системе охлаждения должно поддерживаться давление 1,1-1,5 Атм. Это позволяет повысить температуру кипения антифриза и в то же время не требует значительного усложнения устройства жидкостной системы охлаждения.
Необходимое давление поддерживается благодаря системе клапанов, установленной в крышке бачка системы охлаждения. При нагреве и увеличении объема антифриза давление газов в крышке преодолевает сопротивление возвратной пружины, приподнимая тарелку парового клапана.
Когда антифриз остывает и уменьшается в объеме, в рубашке охлаждения создается разряжение. При выравнивании давления любая негерметичность приведет к образованию воздушной пробки в рубашке охлаждения двигателя. Чтобы воспрепятствовать завоздушиванию, в конструкции крышки бачка предусмотрен воздушный клапан. Он открывается при разряжении 0,03–0,1 кгс/см2, объединяя систему с атмосферой.
Как проверить крышку?
Наиболее достоверный способ проверки клапанов расширительного бачка – создание давления и разряжения в бачке при помощи насоса двойного действия. Насос имеет встроенный манометр и может создавать как избыточное давление, так и разряжение. Подключив его к верхнему штуцеру расширительного бачка, вы сможете произвольно изменять давление в расширительном бачке мотора, наблюдая за работой перепускных клапанов.
Альтернативные методы проверки:
- создание давления в системе при помощи насоса со встроенным манометром.
Для теста подойдет любой ножной/ручной насос, который при помощи переходников вы сможете подключить к рубашке охлаждения двигателя. Так вы проконтролируете фактическое давление, при котором срабатывает паровой клапан;
В случае нерабочей крышки расширительного бачка не создавайте в системе давление более 2,5 Атм. Это убережет вас от риска повреждения радиатора, шлангов и соединений в системе охлаждения.
- проверка воздушного клапана. Открутите крышку бачка системы охлаждения, после чего сдавите патрубок подачи антифриза от термостата к радиатору. Не отпуская патрубок, закрутите крышку. Если атмосферный клапан работает, деформированный патрубок должен принять исходную форму;
- на прогретом двигателе необходимо аккуратно открутить крышку расширительного бачка. Если крышка работает правильно, вы услышите характерный звук сброса излишнего давления. Такой метод проверки позволяет установить случаи, когда паровой клапан в крышке зависает в открытом положении, из-за чего в рубашке охлаждения не создается необходимое избыточное давление.
Ни в коем случае таким методом нельзя проверять клапаны в крышках радиатора. Поскольку в системах такого типа антифриз контактирует с запорной тарелкой, при откручивании крышки на прогретом двигателе горячий антифриз будет выплескиваться наружу.
Лопается расширительный бачок
Как и любая деталь в подкапотном пространстве, ресивер системы охлаждения терпит частые перепады температур, вибрации и прочие механические нагрузки. Из-за этого со временем возможны трещины по корпусу или в местах выхода штуцеров, которые можно списать на «усталость» пластмассы. Тем не менее в случае неисправности расширительного бачка следует не только проверить исправность перепускных клапанов в крышке, но и правильность установки ресивера, расположения тосольных патрубков.
Неправильно уложенная магистраль может оказывать механическое давление на штуцер, что приведет к его отламыванию от корпуса. Если до поломки вы уже сталкивались с появлением течи антифриза в других местах, в системе явно повышенное давление. Обязательно проверьте наличие выхлопных газов в бачке, наличие воздуха в системе и работоспособность крышки.
Кипит антифриз
Распространенные причины, из-за которых антифриз бурлит в расширительном бачке:
- не создается необходимое избыточное давление;
- недостаточная теплоотдача основного радиатора охлаждения двигателя. В случае забитых сот внутри теплообменника уменьшается его проходное сечение, вследствие чего температура антифриза превышает точку кипения. Также двигатель будет перегреваться, если внешние соты радиатора загнуты, забиты пухом, пылью и грязью. Обязательно проверьте исправность вискомуфты, электрического вентилятора и цепи его включения. Как и термостат, вентиляторы должны срабатывать без опозданий;
Ситуация с засорением радиатора наиболее распространена на авто с наборной кассетой радиаторов, в которую входят интеркуллер, конденсор, охладитель жидкости ATF и т.п. Радиатор охлаждения двигателя всегда стоит последним, что в случае уменьшения воздушного потока, проходящего через соты, приводит к закипанию антифриза и перегреву двигателя.
- прорыв выхлопных газов в рубашку охлаждения двигателя. Нередко в таком случае ОЖ булькает в расширительном бачке, раздуваются тосольные патрубки. Отработавшие газы попадают в систему охлаждения через пробитую прокладку ГБЦ, микротрещины в головке блока цилиндра, БЦ. При этом греется расширительный бачок, возможно появление масла на поверхности антифриза и стенках корпуса бачка. Чтобы подтвердить прорыв выхлопных газов, вам потребуется газоанализатор.
Принцип работы и неисправности датчика уровня ОЖ
Устройство расширительного бачка ДВС современного авто предполагает наличие датчика уровня охлаждающей жидкости. В случае снижения объема до критической отметки, на панели приборов загорается индикатор перегрева двигателя, появляется информация о недостаточном уровне антифриза. В системах применяются датчики 2-х типов:
- датчик уровня на основе геркона. Внутри датчика находится пара контактов, которые замыкаются при воздействии магнитного поля. На оси датчика установлен поплавок с помещенным внутрь магнитом.
Когда уровень жидкости снижается, поплавок опускается, магнит воздействует на контакты датчика. Среди наиболее распространенных неисправностей можно выделить разгерметизацию поплавка, его подвисание на оси, механическую поломку контактов геркона, образование паразитного сопротивления в цепи;
- датчик уровня на основании измерения проводимости среды. Если контактные штыри датчика не погружены в воду, сопротивление между ними близко к бесконечности. При заполнении бачка контакты погружаются в воду, между ними появляется сопротивление. Из-за небольшой силы тока в цепи даже незначительное паразитное сопротивление в цепи может нарушить работу системы. Окислы на контактах – наиболее распространенная неисправность.
Особенности закручивания крышки расширительного бачка автомобиля | «Вечёрка» Санкт-Петербург
Система охлаждения влияет на многие факторы работы двигателя и предотвращает различные серьезные поломки. Не стоит забывать, что на работу охладительной системы влияет правильная закрутка крышки расширительного бачка. Это следует делать настолько сильно, насколько возможно, чтобы предотвратить утечку антифриза. Все это относится к любой технике, в том числе и к строительной. И часто покупаемые запчасти для погрузчиков и прочей техники (как на этом сайте), в том числе, включают и крышку бачка, поскольку она иногда требует замены, а элемент это очень важный.
Современные модели автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения. Она работает от передвигающегося по каналам антифриза. Во избежание перегрева и термодеформаций жидкость проходит через радиатор, что способствует ее охлаждению.
Обязательный элемент этой системы – расширительный бачок – имеет несколько функций. Жидкость расширяется при росте температуры, поэтому бочок должен выдерживать высокое давление. Если он отсутствует, то жидкость разорвет радиатор и патрубки. Поэтому нужно часто осматривать бочок на наличие повреждений и покупать только надежные и оригинальные крышки, чтобы избежать плачевных последствий. Например, почти во всех специализированных магазинах, есть качественные запчасти Амкодор, Doosan и прочие для очень многих других популярных марок техники.
Нормальное давление в бачке поддерживает клапан на его крышке. Оно увеличивается с ростом температуры жидкости охлаждения. Борется с этим именно клапан. Давление постоянно должно составлять около 1,5 атмосфер. Если эта отметка превышается, происходит утечка антифриза, а патрубки начинают разрушаться.
До сих пор идут споры, стоит ли закручивать крышку до максимума. Некоторые водители говорят, что это необходимо, т. к. иначе неизбежна протечка антифриза. Некоторые бочки устроены так, чтобы дальше определенной отметки крышка не закручивалась, ссылаясь на возможные ее повреждения.
Такая система стоит на многих иномарках с качественной крышкой. Нужно закручивать ее до того, как сработает ограничитель. Отечественные производители отказываются от такого, потому что тугая закрутка может привести к повышению давления, с которым не справится даже клапан.
Наши производители в некоторых случаях позволяют себе экономить на крышках. Это приводит к тому, что некоторые бачки не прослужат дольше и года эксплуатации автомобиля. Как уже было сказано, повышенное давление приводит к серьезным поломкам. Для борьбы с этим крышку не затягивают до конца. Это помогает ее клапану справиться с давлением и предотвращает поломки.
Бачки зарубежных марок автомобилей имеют качественный клапан, способный выдержать высокое давление. Поэтому их закручивают до упора, не так, как крышки отечественных производителей. Максимальная герметичность в расширительном бачке спасает от чувствительных затрат для ремонта дорогих компонентов. Проверка крышки не занимает много времени, а ее стоимость низкая. Поэтому в случае поломки ее нужно заменить как можно быстрее.
технические знания о том, как работает расширительный бачок радиатора автомобиля
Прежде всего, давайте посмотрим на картинку ниже, чтобы наглядно увидеть, как охлаждающая жидкость течет в контуре охлаждения двигателя.
Отдельно подключаются три шланга: порт залива охлаждающей жидкости двигателя (добавка охлаждающей жидкости), выход воздуха на выходе охлаждающей жидкости двигателя (дегазация, вода высокого давления поступает в расширительный бачок) и выход водяного бака (дегазация, вода высокого давления поступает в расширительный бачок). бак)
1-радиатор;2-входной патрубок водяного насоса;3-водяной насос;4-термостат;5-трубка дегазации водяной рубашки;6-трубка выхода охлаждающей жидкости водяной рубашки;7-газ дегазации для обеспечения определенного давления;8-дегазация радиатора труба;9- Дополнительная трубка водяного насоса;10-байпас
1. конструкция расширительного бачка
Расширительные бачки в основном изготавливаются из светопрозрачных материалов (например, пластика). Уровень жидкости можно непосредственно и удобно наблюдать через бачок, не открывая крышку радиатора. Как показано на рисунке, верхняя часть расширительного бачка соединяется с наливным патрубком водяного бака более тонким шлангом, а нижняя соединяется с входной стороной водяного насоса через водопроводную трубу, как правило, немного выше чем радиатор.
2.функция
2.1 Превратите систему охлаждения в постоянно замкнутую систему, уменьшив потери охлаждающей жидкости
2. 2 Во избежание постоянного проникновения воздуха, во избежание окисления и коррозии металлических частей (водяной насос, трубка радиатора, коллектор радиатора и т. д.)
2.3 Снижение кавитации водяного насоса
2.4 Разделите воду и пар в системе охлаждения, поддерживайте стабильное давление в системе и увеличивайте производительность водяного насоса
3.Принцип работы расширительного бака
Как правило, поток охлаждающей жидкости реализуется давлением водяного насоса. Давление на стороне всасывания насоса низкое, из-за чего легко образуются пузырьки пара, что значительно снижает производительность насоса и вызывает кавитацию рабочего колеса и водяной рубашки насоса, а также образование ям на поверхности. которые сокращают срок службы рабочего колеса и водяной рубашки. После установки расширительного бака для воды водяной насос предотвращает образование пузырьков благодаря дополнительной водопроводной трубе между расширительным баком для воды и входом воды в водяной насос. Пузырьки пара в радиаторе и пузырьки пара в водяной рубашке проходят по трубе и попадают в расширительный бачок, благодаря чему происходит полное разделение газа и воды. Из-за низкой температуры расширительного бачка поступающий газ конденсируется, а часть его переходит в жидкое состояние и снова поступает в водяной насос. Газ, скапливающийся на жидкостной поверхности расширительного бачка, действует как буфер, поддерживающий стабильное давление в системе охлаждения.
4. Расширительный бак однотрубный
В некоторых системах охлаждения используется не расширительный бак, а бак для хранения жидкости. То есть для соединения радиатора и нижней или верхней части бачка для хранения жидкости используется патрубок (штуцер вставляется ниже уровня жидкости). Но такое устройство может решить только проблемы газоводяного разделения и расхода охлаждающей жидкости, но существенно не улучшает кавитационную коррозию. При повышении температуры охлаждающей жидкости жидкость в радиаторе расширяется и испаряется, так что паровой клапан крышки радиатора открывается, и пар или жидкость в радиаторе по трубе стекает в бачок для хранения жидкости.
5. Когда нужно доливать охлаждающую жидкость?
На баке для хранения жидкости есть две линии. Охлаждающую жидкость следует доливать до верхней отметки (FULL). Когда уровень жидкости упадет до нижней отметки (LOW), ее следует вовремя долить.
6.Как удалить газ из системы охлаждения
Есть два канала для выхлопных газов:
6.1 Выхлоп из блока двигателя: обычно в самой высокой точке на крышке термостата двигателя устанавливается выпускной патрубок для соединения с верхней частью расширительного бачка.
6.2 Выпуск из радиатора: путем установки выпускного патрубка на баке для воды для доступа к верхней части расширительного бака
Примечание 1: Крышка расширительного бака обычно имеет два стандарта давления. Один находится сверху и устанавливается в соответствии с давлением в системе охлаждения для сброса давления, когда давление в системе слишком высокое.
Примечание 2:
1. Когда выпускное отверстие для воды на крышке термостата двигателя установлено вверх, выпускное отверстие должно быть установлено в самой высокой точке трубопровода, подключенного к радиатору. Потому что выхлопное отверстие на двигателе в это время из-за своего низкого положения потеряло свою функцию выхлопа.
2. Когда корпус радиатора находится в вертикальном положении (например, расположение водяного бака с передним расположением двигателя), его можно расположить, как описано выше. Если радиатор расположен сбоку (наветренная сторона радиатора параллельна борту автомобиля в случае заднего расположения двигателя в легковом автомобиле), верхняя водяная камера радиатора должна быть выполнена с острой вершиной для облегчения плавный выпуск водяного бака при движении автомобиля вверх и вниз (или добавить выпускное отверстие с каждой стороны верхней водяной камеры, которое одновременно ведет к радиатору).
3. Если вы хотите наблюдать за выхлопом выхлопной трубы, рекомендуется использовать прозрачную высокотемпературную нейлоновую трубу, чтобы быть интуитивно понятным
. 4. Выхлопная труба должна иметь восходящую тенденцию, чтобы предотвратить скопление газа в трубе.
Чтобы просмотреть еще один технический блог о конструкции автомобильных радиаторов, нажмите здесь.
Как работает расширительный бачок охлаждающей жидкости радиатора? [Руководство на 2022 год]
Как работает бачок охлаждающей жидкости? Вот окончательное руководство, которое поможет вам понять, как работает переливной бачок радиатора.
Радиатор эффективно охлаждает двигатель с помощью охлаждающей жидкости, однако есть одна деталь, о которой люди не думают, говоря о системе охлаждения, – расширительный бачок.
Переливной бачок радиатора, также известный как расширительный бачок, хранит излишек охлаждающей жидкости в системе, который образовался из-за повышенного давления в закрытой системе.
В этом руководстве мы подробно рассмотрим, как работает расширительный бачок радиатора и его роль в охлаждении двигателя.
Давайте приступим!
СодержаниеПоказать
Зачем нужен переливной бачок охлаждающей жидкости?
Прежде чем мы перейдем к тому, как работает расширительный бачок охлаждающей жидкости радиатора, было бы очень полезно узнать, зачем он нужен.
Самое главное учитывать, что система охлаждения автомобиля является закрытой системой. Это означает, что жидкость не попадает в систему и не выходит из нее (если нет утечки).
Из-за тепла, выделяемого двигателем, давление в системе возрастет.
Переливной бачок борется с этим, поскольку он поддерживает оптимальное давление для работы системы, сохраняя при этом избыточную жидкость (давление) для последующего возврата, когда двигатель остынет .
Без переливного бака давление может разрушить всю систему, что может привести к дорогостоящему ремонту.
Как же справляется с этим расширительный бачок охлаждающей жидкости? Короткий ответ: «крутая физика». Более длинный ответ внизу.
Как работает переливной резервуар?
Принимая во внимание вышеизложенное, мы знаем, что существует замкнутая система с жидкостью внутри, которая подвергается нагреву.
Радиатор, через который прокачивается охлаждающая жидкость, имеет сверху герметичную крышку, которая играет важную роль в механизме переливного бачка.
При повышении давления он нажимает на крышку герметика (отсюда и название), направляя «лишнюю» охлаждающую жидкость в расширительный бачок.
Другими словами, давление, создаваемое теплом, будет регулироваться перемещением теплоносителя в переливной бачок.
Напрашивается вопрос, а когда тепло рассеивается и давление падает? В этом случае переливной бачок направит охлаждающую жидкость обратно в активную систему охлаждения.
Процесс возврата жидкости аналогичен отправке жидкости.