И снова про вариатор. Что, зачем и почему? — Журнал «4х4 Club»
Правда и вымыслы.
Во время полусонного постпраздничного затишья, мы решили вернуться к базовым темам и снова вспомнить о вариаторах, о которых несмотря ни на что продолжают рассказывать сказки и невероятные, противоречащие здравому смыслу, истории.
Начнём с начала. Всем известно, что в любом автомобиле есть коробка передач, которая помогает мотору приспособиться к различным скоростям и нагрузкам. Но вот беда, и механика, и автомат, по сути, набор пар шестерёнок с фиксированным отношением, и чтобы поменять отношение, эти пары нужно переключать, на время смены отсоединяя двигатель от ведущих колёс. При этом возникают рывки и мотор работает ступенчато – то на высоких, то на низких оборотах. Однако есть способ соединить его с колёсами без ступеней, и называется такая трансмиссия – вариатор. Основной и важнейший её принцип – бесступенчатое изменение передаточного отношения.
В теории вариатор устроен просто: два раздвижных шкива, с коническим ремнём между ними.
И сегодня именно стальной ремень, зажатый между двумя парами конусных шкивов, меняет бесступенчато передаточное отношение трансмиссии. То есть одну пару шкивов крутит двигатель, другая соединена с ведущими колёсами. Когда первая пара максимально раздвинута, вторая, наоборот, сдвинута вплотную – это при старте. А по мере разгона вторые шкивы расходятся, ремень проваливается на меньший радиус, а первые синхронно сдвигаются — радиус растёт. Поскольку конусы шкивов гладкие, положений ремня, а значит, и передаточных отношений, может быть бесконечное количество – никаких ступеней, и в каждый конкретный миг работы мотора можно обеспечить самое оптимальное с точки зрения экономии или самое мощное, если надо разгоняться, передаточное отношение. Что это даёт? Дело в том, что у мотора есть самая выгодная частота вращения – пик мощности. Обороты в стороне от этого пика тоже возможны и, в общем, используются в механических коробках и обычных автоматах, но эффективность силовой установки вне пика ниже.
А теперь давайте поговорим о некоторых интересных особенностях конструкции вариатора Aisin, который стоит на многих японских (и не только) кроссоверах. Дело в том, что металлический ремень, который и есть сердце вариатора, крайне необычно устроен и работает не на растяжение, а на сжатие. Серебристая змейка набрана из плоских пластин, нанизанных на стальную ленту, свёрнутую кольцом. На шкиве, где ремень изогнут, пластинки расходятся латинской «V», но стоит ветви ремня выйти на прямую между шкивами, пластинки встают в плотную стопку, отлично передающую усилие. Вариаторный ремень касается шкивов только боковыми поверхностями – тонкими торцами пластинок – и не пробуксовывает. Разумеется, для этого надо точно регулировать сжатие шкивов и расстояние между ними. Этим занимается гидроблок – система управления коробкой.
А её электроника общается с системой управления двигателем.Однако есть ещё момент старта, и тут, как в большинстве автоматов, работает гидротрансформатор. Он первым встречает поток мощности от двигателя и способен не только плавно сдвинуть машину с места, но и увеличить крутящий момент. Хотя его работа скоротечна: как только машина тронулась, срабатывает блокировка, и в дело вступает наш старый знакомый – ремень. Конечно, на самом деле вариатор устроен немного сложнее, и кажущаяся простота двух пар шкивов и ремня окружена многочисленными инженерными решениями. Но мы не будем погружаться в такие глубины — инженерный гений уже решил все задачи и нам остаётся только наслаждаться бесшумной и плавной работой механизма. Большинство из нас так и поступает, но некоторые считают, что если ты продвинутый драйвер, то вариатор тебе не подойдёт. Печальное заблуждение! Поверьте, бесступенчатым трансмиссиям хорошо знакомы режимы спортивной езды, принудительно включённой передачи и торможения двигателем.
В вариаторе Sport Sequential Shiftmatic такая возможность реализована. Стоит перевести селектор в режим М – и появится возможность менять рычагом семь диапазонов работы трансмиссии, однако электроника всё равно не даст вам сломать коробку. Как только обнаружится, что ваши желания идут вразрез с возможностями силового агрегата и включённая пониженная передача может привести к превышению оборотов, прозвучит двойной зуммер. Принудительное ограничение особенно полезно на затяжных спусках, когда надо экономить тормоза. Водитель может выбирать семь различных темпов замедления, однако если вам лень оперировать вручную, существует и автоматическое управление вариатором при езде по холмистой местности – всё для комфорта и плавности хода. Кстати, и при разгоне в обычном режиме вариатор Aisin умело имитирует переключения передач, не раздражая пользователя монотонным воем при разгоне. Ещё одна система бережёт топливо на светофорах и не позволяет скатиться назад на подъёме. Если трансмиссия определила, что вы остановились и селектор остался в положении D, мотор на время стоянки уменьшит дозу впрыскиваемого топлива. Обороты упадут, что снизит нагрузку и на мотор, и на коробку. Но так будет только в случае остановки на ровной поверхности – на уклоне холостые останутся неизменными, что даст дополнительную небольшую тягу на колёсах и не позволит скатиться назад.
Притча во языцех – перегрев трансмиссии. Многие его боятся, однако в реальности нужно очень постараться, чтобы действительно заметно нагреть масло в коробке. Хотя, конечно, при большом желании и вариатор можно перегреть, но для того чтобы этого не произошло, встроенная защита заранее уведомит водителя сообщением на приборной панели.
Кстати, о масле. Точнее, специальной жидкости для CVT. Вариаторы действительно очень требовательны к его качеству. Причина понятна – усилие к колёсам ремень передаёт при помощи трения, а значит неизбежен износ стальных пластинок. Так же как и в моторе, и вообще любом узле со смазкой, именно масло аккумулирует мельчайшие частицы износа и переносит их в фильтр, заодно охлаждая стальные детали. По регламенту, контролировать состояние масла надо каждые 40 тысяч километров пробега, но если вы любитель активной езды или часто используете машину для буксировки и бездорожья, то лучше превентивно поменять масло в диапазоне 40-60 тысяч. Но даже без этого ваш вариатор прослужит никак не меньше обычного автомата, а с учётом отсутствия в нём фрикционов – даже больше. И поверьте, это не миф!
А мифов немало, и первый, самый распространённый – «металлический ремень ненадёжен».
Ещё один миф, «вариатор не позволяет двигаться по бездорожью». Трудно сказать, откуда он взялся. Даже теоретически, исходя из того, что вариатор способен поддерживать любое передаточное отношение и плавно менять его в любом диапазоне, выходит, что он как раз лучше других трансмиссий приспособлен к бездорожью. Быстрая смена режимов работы коробки с D на R и обратно тоже не проблема. Такой приём называют раскачкой, и выполнить его на машине с вариатором не составляет труда. Единственное, в чём вариатор действительно может спасовать, так это долгое буксование на высоких оборотах. Для этого, кстати, существует предупреждение о перегреве. Но, признаем, это далеко не самый стандартный режим эксплуатации кроссовера.
О специфической рабочей жидкости вариатора мы уже говорили, и требование заливать только специально предназначенный состав, как вы понимаете, выглядит совершенно обоснованным. Ведь контакт «сталь по стали» нуждается в особенной смазке, которая в определённый момент может потерять свои свойства, превратившись практически в клей или в почти в обычное масло.
Ну и последнее предубеждение пытается внушить нам мысль о полной неремонтопригодности вариатора. Оно тоже не соответствует действительности. На самом деле, если уж вам доведётся спалить ремень и шкивы, всё это легко заменить. Причём сложность работы не выше, чем при стандартном ремонте обычного автомата. Так что не верьте мифам и гаражным байкам, а как говорится, доверяйте профессионалам.
Текст Евгения Хапова
5 признаков, говорящих о том, что вариатор требует немедленного ремонта — Лайфхак
- Лайфхак
- Эксплуатация
фото: соцсети
Сотни тысяч машин в нашей стране оснащены вариаторной трансмиссией. При этом многие владельцы таких авто смутно представляют себе: при каком поведении КП следует обратиться к сервисменам. По данным портала «АвтоВзгляд», автомобилисты зачастую игнорируют первые признаки выхода из строя вариатора, что приводит к гораздо более печальным масштабам разрушений узла.
Максим Строкер
ШУМИМ, БРАТ!
Среди прочих признаков неправильной работы вариаторной «коробки» стоит выделить постороннее гудение, а порой, и даже скрежет, доносящийся из трансмиссии на ходу. Но иной раз он едва слышен, и автовладелец списывает его на шум от колес. Это ошибка. Подобные звуки обычно издают подшипники, на которые опираются своими осями конусы вариатора. Порой дело бывает не в них самих, а в том, что они неплотно «сидят» в своих посадочных местах. Если затягивать с обращением по поводу шума в сервис-центр, микрочастицы металла, образующиеся в «поющих» подшипниках, попадут в гидросистему и выведут из строя уже весь вариатор.
НЕУВЕРЕННЫЙ РАЗГОН
Шум от вариаторной «коробки» может и не исходить, а вести себя она может отвратительно, например, «брыкаясь» на разгоне. При этом ровный набор скорости автомобилем периодически сменяется рывками разной степени интенсивности. Как правило, такое поведение машины говорит о скачках давления рабочей жидкости, которая из-за этого не обеспечивает надежной фиксации конусов вариатора, тем самым провоцируя проскальзывания ремня и, как следствие, появления задиров на их поверхности. Виноватым в таком норове автомобиля чаще всего оказывается так называемый редукционный клапан в гидросистеме вариатора.
Вернее, даже не он сам, а какой-нибудь кусочек металла или еще какой продукт износа, попавший в него и мешающий нормально закрываться. Так происходит, когда автовладелец пренебрегает своевременной заменой «жижи» в гидросистеме. Или любит отдуши побуксовать. При этом наблюдается повышенный износ поверхностей ремня и конусов.
фото: соцсети
РВАНЫЙ РИТМ
В ситуации, когда водитель ощущает рывки и провалы в тяге во всех режимах движения, можно не сомневаться: оставленные без должного внимания неисправности подшипников или редукционного клапана сделали свое дело, и проблемы добрались до «сердца» вариатора — конусов. Рывки происходят, когда ремень попадает на задиры и неровности, образовавшиеся на изначально гладкой поверхности конусов. «Лечится» такая неприятность, как правило, только их заменой на новые. А попутно приходится ликвидировать и спровоцировавшие беду неприятности в прочих узлах «коробки» — менять подшипники или клапан.
ОТКАЗ «МОЗГА»
Пожалуй, одна из самых «гуманных» с точки зрения стоимости ремонта проблем с вариатором — переход коробки в аварийный режим. Если при этом заглушить мотор, а потом опять его завести, а авто тронется с места, значит проблема в «мозгах» трансмиссии. КП не придется перебирать полностью, обойдясь заменой блока управления.
РЕМЕНЬ НА СВАЛКУ
Ну а когда что ни делай, а машина стоит на месте и только «орет» мотором, как ни дави на педаль газа, — скорее всего, оборвался ремень вариатора. Вероятно, повредив при этом пресловутые конусы. Со всеми вытекающими для кошелька автовладельца последствиями.
- Автомобили
- Тест-драйв
Что изменилось в немецком SUV 2021-го модельного года
64308
- Автомобили
- Тест-драйв
Что изменилось в немецком SUV 2021-го модельного года
64308
Подпишитесь на канал «Автовзгляд»:
- Telegram
- Яндекс. Дзен
ремонт
Вариатор Зума
Вариатор ЗумаЧто, черт возьми, такое вариатор и как он работает? это работает??? Вот небольшая анимация одного из них в действии. Эксплантация следует |
Первоначально этот документ был написан Скотт (он же Scootnfast) на веб-сайте ApriliaForum. Мы выполнили немного редактирования, чтобы средний самокатчик мог понять, но все фотографии и информация принадлежат ему. Мы запросили его разрешение воспроизвести это. Нам не удалось связаться с ним, поэтому мы украл многое из этого, но украл с полным восхищением за автора, его написание и иллюстрации! Спасибо Scootnfast!….. кальмары |
Одна вещь, о которой люди регулярно задаются вопросом так работает CVT (постоянная переменная трансмиссия). (Если вы один из тех людей, нужно получать жизнь!) Вариаторы используются в основном на скутерах, таких как 50-кубовый Yamaha Zuma. Если вы когда-нибудь был сбит с толку этой странной маленькой передачей в твоем скутер, это должно немного прояснить ситуацию. Вариаторыдовольно просты по конструкции, но поскольку каждая часть должна работать согласованно со всеми остальными, может быть трудно визуализировать их работу и понять как каждая часть вписывается в целое. Чертежи не в масштабе, но предназначены только для того, чтобы дать вам лучшее представление о том, что происходит на. |
Начнем с переднего шкива вариатора. Здесь находятся роликовые грузы и пандус. Это изображение представляет собой поперечное сечение переднего шкива, показывающее передняя половина шкива, ремень и ролики, прилегающие к пластина рампы. Так выглядит коробка передач при включенном двигателе. работает на малых оборотах. |
Теперь, когда число оборотов двигателя увеличивается, центробежная сила толкает роликовые грузы наружу (количество 1 на картинке). Роликовые грузики выдвигаются и Поверхность угловых пластин. Это приводит к тому, что задняя половина шкива чтобы переместиться к передней половине шкива (номер 2 на рисунке). Когда задняя половина шкива толкает к переднему шкиву, он выталкивает ремень на более высокую передачу соотношение (цифра 3 на картинке). Это основная операция передней панели. шкив. При более высоких оборотах двигателя ремень выходит наружу. |
ОК теперь я могу рассказать кое-что из вас не обращают внимания. По этому поводу будет викторина и результаты идут в ваш постоянный учет! |
Если вы думаете о приобретении нового вариатор, позвольте мне сначала сказать вам, что он, вероятно, никак не влияет на вашу максимальную скорость. Что это будет сделать, это дать вам более устойчивое ускорение. Расстояние, которое задняя половина шкива может двигаться в значительной степени остается такой же. Это означает, что он будет выталкивать ремень только до упора. стоковый вариатор будет, что приводит к такому же высокому передаточному числу как стоковый вариатор. Основное различие между акциями и производительность вариаторов — это угол, на который весит каток ход и угол на угловой пластине в задней части вариатора. Это только поможет вам получить более плавное и постоянное ускорение. Теперь, что касается различных весов для валки. Это действительно довольно просто. Чем тяжелее вес, тем большая сила будет приложена к угловой пластине, заставляя задний шкив наполовину вперед быстрее. Если грузики роликов слишком тяжелый, он будет слишком быстро переключать передачу на слишком высокую или слишком высокую передачу. Мне нравится использовать для сравнения 10-скоростной велосипед. С тупика, если ты на 10 передаче, очень сложно чтобы начать. Но если вы на первой передаче, очень легко пошевеливайся. здесь действует тот же принцип. Вы хотите веса чтобы держать вас на первой передаче, и по мере увеличения оборотов, это будет постепенно повышайте передачу, пока не дойдете до десятой передачи. Если ваши роликовые грузики слишком легкие, то не будет достаточно силы, чтобы вытолкнуть пластину рампы и задняя половина вперед. Это приведет к хорошему ускорению, но низкий верх. Вы просто останетесь на пониженной передаче слишком длинный. Когда скорость двигателя, наконец, становится достаточной для движения шкив вперед и поднимите передачу, вы будете выше число оборотов в минуту пиковой мощности двигателя, и у него не будет сила, которая заставит вас двигаться. |
Теперь все идет хорошо! Где еще вы можете использовать старую аналогию с 10-скоростным велосипедом! Не стать лучше, чем это! |
Это изображение представляет собой вид сбоку того, какое соотношение похоже на пониженной передаче. Вы увидите, что передний шкив маленький, а задний шкив большой. Это как первая передача 10-скоростной велосипед. |
На этом изображении показано, как выглядит передаточное число когда роликовые грузы выдвинуты и задняя половина шкив вперед. Ремень выталкивается до более высокого соотношения. Это как десятая передача на велосипеде. |
Теперь другой множитель в этом уравнении задний шкив. Задний шкив имеет пружину, удерживающую его вместе. Это ваша контра пружина. Передняя половина шкива тоже моментная контролируемый. Имеются угловые канавки, по которым перемещается шкив. на. При приложении крутящего момента это ограничивает движение ремня. слишком быстро. Аналогично, когда вы поднимаетесь в гору, применяется крутящий момент. к шкиву, предполагается, что шкив сжимается, давая у вас более низкое передаточное число. |
На этом изображении так выглядит задний шкив на низких оборотах. Пружина сжимает две половины задней шкив вместе, удерживая ремень наружу и сохраняя низкую передачу. При приложении крутящего момента к ремню половинки шкива начинают отделить, потянув ремень внутрь, что поднимает передачу. Жесткость этой пружины определяет, насколько быстро шкив разделится пополам. расширяться, и насколько сильно они возвращаются к своей первоначальной форме когда крутящий момент снова снижается |
На этом изображении так выглядит задний шкив на высоких оборотах. Обратите внимание, что пружина сжата, и ремень сместился внутрь. |
Если ваши роликовые грузы дают у тебя хороший разгон, и хороший верх, но когда подходишь небольшой холм самокат резко замедляется, это может быть вызвано из-за слишком легкой контра пружины. Контрапружина помогает сожмите задний шкив вместе, когда крутящий момент приложен к задний шкив. Допустим, вы хорошо бегаете со скоростью, скажем, 50 миль в час, и вы замедляетесь до 35 миль в час. Если вы затем попытаетесь ускориться, и у вас почти нет ускорения, это может быть вызвано тем, что слишком легкая контра пружина. Когда ты замедляешься, весна должен толкать задний шкив вместе на пониженную передачу соотношение. Если пружина недостаточно сильна, шкив останется на высокой передаче, а потом, когда пытаешься разогнаться, нет достаточно силы, чтобы подтолкнуть вас, потому что вы находитесь на слишком высокой передаче. С другой стороны, если ваша пружина слишком сильным, то веса ролика могут быть недостаточно тяжелыми, чтобы заставить ремень полностью выдвинут и установлен на самое высокое передаточное число, и вы не сможете достичь максимальной скорости. Если вы выберете более жесткую контрпружину, возможно, вам придется перейти на более тяжелый вес ролика. Так же, если вы идете на более мягкую пружину, вам, возможно, придется перейти на более легкую вес ролика. Существует очень тонкий баланс, который вы должны достижения между противопружиной и вашими роликовыми грузами. Этот достигается только методом проб и ошибок. |
Это покомпонентная схема стоковой Yamaha. Сборка |
Если вам нужны дополнительные технические советы, вопрос или предложение для технической подсказки, пожалуйста ……. Электронная почта |
Ролики -POLINI 19×10.
2mm- 2.5g — для комплектов вариаторов POLINI Super Speed / 9R 50cc | Ролики вариатора | Вариатор (вариатор) | ДвигателиЭлемент успешно добавлен.
Описание
Центробежные грузы в вариаторе являются изнашиваемой деталью и должны регулярно заменяться в зависимости от нагрузки (проверка износа примерно каждые 5000 км).
Износ роликов характеризуется сплющиванием с одной стороны, после чего ролики больше не могут правильно скользить по дорожке качения вариатора. Это приводит к плохому ускорению и часто к более низкой конечной скорости, поскольку вариатор больше не может полностью выдвигаться из-за уменьшенного диаметра роликов.
Для предотвращения преждевременного износа вместо консистентной смазки рекомендуется использовать сухую смазку на основе ПТФЭ. Эта смазка не выбрасывается через несколько оборотов, как смазка, а постоянно остается в вариаторе.
ПРИМЕЧАНИЕ : Перед заказом проверьте, какие грузы должны использоваться в вашем вариаторе. Часто подержанные автомобили оснащаются спортивными вариаторами, в которых используется вес, отличный от исходных.
Поэтому при выборе автомобиля вы найдете размеры, которые изначально не использовались в вашем автомобиле.
Советы по настройке
Только если двигатель, например за счет другого выхлопа, только на более высоких оборотах, чем исходные, развивает полную мощность, то веса следует выбирать более легкие. В противном случае двигатель вообще не будет крутиться, поэтому, несмотря на более высокие обороты, он имеет меньшую мощность и, соответственно, хуже разгоняется, даже если звучит более спортивно.
Идеально подходят для тюнинга комплекты разных весовых категорий. Вы также можете смешивать разные наборы веса, например. 3х5 грамм и 3х7 грамм. Они должны располагаться в вариаторе попеременно, чтобы избежать дисбаланса. В нашем примере вы получите среднее арифметическое 6 граммов. Единственным недостатком является несколько более быстрый износ более тяжелых грузов.
Сначала после настройки вариатора следует подобрать соответствующие пружины сцепления. В противном случае их часто выбирают слишком жестко, чтобы компенсировать большой вес вариатора.
Существует только один набор грузов, с которым самокат имеет наилучшие характеристики и ускорение. Вы не можете повлиять на конечную скорость с помощью грузов, если только они не выбраны настолько легко, что двигатель не имеет силы противодействовать контрпружине.
Контрпружина всегда должна выбираться как можно более мягкой, но настолько жесткой, насколько это необходимо. Тогда клиновой ремень не будет проскальзывать, а привод не будет подвергаться чрезмерному трению, которое может привести к износу и снижению производительности.
(США)
Гири -POLINI 19×10,2 мм — 2,5 г
AI-translation
€15,85 *
045/eArticleRealWeight/0.0454/eArticleDangerous/0/eArticleNoDispatch/0/eArticlePriceId/36884473″ data-modalbox=»true» data-targetselector=»a» data-mode=»iframe»> вкл. НДС плюс стоимость доставкиДоступно немедленно (срок поставки 1-3 рабочих дня*)
п За этот товар вы получаете точка/с точности
Роликовые грузы | |
---|---|
диаметр: | 19 мм |
ширина: | 10,2 мм |
масса: | 2,5г |
количество роликов вкл.: | 9 |
Количество комплектов роликов: | 1 |
OEM-номера (только для сравнения) | |
Полини | 242,262 |
Клиенты альтернативно искали | |
---|---|
Гевичте | Ролле | Вариороль | Вариоматиролле | Вариороллен | Рёльхен | Вариоматик | Вариаторные ролики | вариокугель | Вариоматика | Вариаторкугельн | Разновидности | Ролики | Вес | Вес | Роллы | Вариаторные ролики | Вариаторные грузы | Галет | Рулли Вариатор Пуледжа | Песа | Суперскорость | супер скорость | С. Наверх
|