Класс вязкости: Классификация и стандарты.

Новые классы вязкости обеспечат большую экономию топлива — Технические статьи

Классификация моторных масел по показателю вязкости производится по стандарту J300, внедрённому Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers), который определяет классы вязкости.

До апреля 2013 года классификационная система SAE предусматривала 11 классов вязкости, и самые маловязкие масла обозначались маркировкой SAE 0W-20. 1 апреля 2013 года в классификационной системе SAE появился новый класс вязкости — SAE 16.

Введение новых классов SAE было продиктовано спросом на ещё более топливосберегающие масла. Таким образом, перед производителями смазочных материалов была поставлена сложная задача, поскольку разработка маловязких масел сопровождается определёнными рисками.

До введения нового класса SAE 16 единственным критерием классификации моторных масел по классам вязкости был диапазон кинематической вязкости (от минимальной до максимальной).
Одновременно с добавлением класса SAE 16 был изменён и диапазон кинематической вязкости класса SAE 20 (раньше — от 5,6 до 9,3 м    м² /с, сейчас — от 6,9 до 9,3 м    м² /с), поскольку он частично перекрывался диапазоном кинематической вязкости класса SAE 16. Чтобы моторное масло отвечало требованиям класса вязкости SAE 16, кинематическая вязкость масла при 100 °C должна быть в пределах от 6,1 до 8,2 м    м² /с. В классификации современных масел также важен показатель вязкости HTHS (HighTemperature-High-Shear), который описывает текучесть масла при температуре 150 °C и высокой скорости сдвига, то есть на больших оборотах двигателя.
Минимальная вязкость HTHS для класса SAE 16 составляет 2,3 мПа•с.

20 января 2015 года SAE дополнило свою систему классификации ещё двумя классами вязкости — SAE 8 и SAE 12. Для масел, соответствующих классу SAE 8, диапазон кинематической вязкости (при 100 °C) должен составлять от 4,0 до 6,1 м    м² /с, а вязкость HTHS — не менее 1,7 мПа•с. Для масел, соответствующих классу SAE 12, диапазон кинематической вязкости составляет от 5,0 до 7,1 м    м² /с, а вязкость HTHS — не менее 2,0 мПа•с.

Низкие значения кинематической вязкости указывают на то, что масла более жидкие. Как видно, значения вязкости HTHS в нововведённых классах тоже всё меньше. Однако низкие показатели означают большую экономию топлива и защиту от износа и меньшие выбросы CO2. С уменьшением вязкости моторного масла при высоких температурах снижаются потери на трение в двигателе. В процессе трения меньше энергии переходит в тепло, увеличивается КПД двигателя и снижается расход топлива.

Минимальные значения вязкости HTHS, заявленные стандартом SAE J300, гарантируют, что масла образуют стабильную масляную плёнку даже при высоких температурах и высокой скорости, обеспечивая защиту от износа даже в экстремальных условиях.

Но, как уже было сказано выше, задача разработки маловязких масел была достаточно сложной, поскольку тут есть определённые риски. Маловязкие масла, как правило, имеют большие потери на испарение. Некоторая часть моторного масла, которая испаряется из масляной ванны при высоких температурах, поступает через вентиляцию картера в топливно-воздушную смесь, где происходит его сгорание. Остатки сгорания могут негативно влиять на работу катализаторов и сажевых фильтров. В то же время существует правило: чем меньше потери на испарение, тем меньше расход масла и тем стабильнее его вязкость.
Если же масло слишком сильно испаряется, со временем оно становится густым и утрачивает свои топливосберегающие свойства. Таким образом, новые моторные масла одновременно должны иметь как низкие потери на испарение, так и все остальные свойства, необходимые для плавной работы двигателя.

Следует помнить, что новые маловязкие моторные масла (SAE 0W-8, 0W-12 и 0W-16) предназначены для двигателей нового типа и не подходят для использования в двигателях старого типа. В старых двигателях они будут демонстрировать противоположный эффект — способствовать износу его деталей.

Масла на разные сезоны
Классификация SAE различает сезонные и всесезонные масла. Сезонные масла подразделяются на зимние и летние.
• Под зимними маслами подразумеваются классы вязкости от SAE 0W до SAE 25W. Для зимних масел определены минимальная кинематическая вязкость при 100 °C, динамическая вязкость при низких температурах и предельная температура прокачиваемости.
Предельная температура прокачиваемости — это минимальная температура, при которой масло ещё способно поступать в масляный насос.
• Для летних масел определены минимальная и максимальная кинематическая вязкость при 100 °C и минимальная вязкость HTHS при 150 °C. По вязкости летние масла соответствуют классам SAE 20, SAE 30, SAE 40 и т. д.
• Всесезонные, или круглогодичные масла, обозначающиеся буквой W и двумя числами (например, SAE 10W-40, SAE 5W-30 и т. д.), одновременно отвечают требованиям одного зимнего и одного летнего класса масел. Чем меньше первое число, тем при более низких температурах допустимо использование масла в зимних условиях. Чем больше второе число, тем при более высокой температуре масло сохраняет вязкость, достаточную для образования стабильной масляной плёнки для смазки. Для примера возьмём класс SAE 5W-30, где число 5 означает, что масло можно использовать при наружной температуре примерно до -30 °C, а число 30 означает, что верхний предел температуры использования масла составляет +30 °C. Таким образом, масло SAE 5W30 одновременно отвечает требованиям и класса SAE 5W, и класса SAE 30. В автомобильных двигателях на сегодняшний день используются только всесезонные моторные масла. 
• в маркировке всесезонного моторного масла SAE 5W-30 означает, что его можно использовать при наружной температуре -30 градусов, а 5 — при температуре до +30 градусов.

Просмотров: 2024

Что такое ISO / GT OIL автомобильные масла из Кореи

  1. Главная
  2. Полезные материалы
  3. Cтатьи
  4. Что такое ISO

Cтатьисертификатырекомендациискачать

Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Классификация ISO для жидких индустриальных смазочных материалов была введена в феврале 1975 г. как стандарт ISO 3448 и с тех пор ею повсеместно пользуются во многих странах мира. В соответствии с этим стандартом промышленные масла подразделяются на 18 классов вязкости от 2 до 1500 мм2/с при 40оС и, таким образом, данная классификация охватывает весь спектр масел: от легких шпиндельных до тяжелых цилиндровых. 2/c

min

max

ISO VG 2

2,2

1,98

2,42

ISO VG 3

3.2

2.88

3.52

ISO VG 5

4.6

4.14

5.06

ISO VG 7

6.8

6.12

7.48

ISO VG 10

10

9

11

ISO VG 15

15

13.

5

16.5

ISO VG 22

22

19.8

24.2

ISO VG 32

32

28.8

35.2

ISO VG 46

46

41.4

50.6

ISO VG 68

68

61.2

74.8

ISO VG 100

100

90

110

ISO VG 150

150

135

165

ISO VG 220

220

198

242

ISO VG 320

320

288

352

ISO VG 460

460

414

506

ISO VG 680

680

612

748

ISO VG 1000

1000

900

1100

ISO VG 1500

1500

1350

1650

Для того чтобы правильно выбрать промышленное масло, не достаточно подобрать только его вязкость, необходимо также знать его эксплуатационные характеристики и назначение. Поэтому далее рассмотрим  группы промышленных масел. Международный стандарт ISO 6743 устанавливает 18 групп промышленных продуктов в зависимости от области их применения

Группа

Область применения

A

Открытые системы смазки

B

Смазывание литейных форм

C

Зубчатые передачи

D

Компрессоры (включая холодильные машины и вакуумные насосы)

E

Двигатели внутреннего сгорания

F

Шпиндели, подшипники и сопряженные с ними детали

G

Направляющие скольжения

H

Гидравлические системы

M

Механическая обработка металлов

N

Электроизоляция

P

Пневматические инструменты

Q

Системы терморегулирования

R

Временная защита от коррозии

T

Турбины

U

Термическая обработка

X

Области применения пластичных смазок

Y

Прочие области применения

Z

Цилиндры паровых машин

 

Категория по ISO

Состав масла

Классы вязкости, предусмотренные данной категорией

Индекс вязкости (минимум)

Противоизносные свойства

на машине ДИН FZG 50354

 

насос Виккерс V104C

кольцо, мг, не более

лопасти, мг, не более

НН

Неингибированное минеральное масло

10, 15, 22, 32, 46, 58, 100, 150

70, на классы вязкости 10 и 15 не нормируется, определение обязательно

нет требований

HL

Минеральное масло с ингибиторами окисления от коррозии

10, 15, 22, 32, 46, 58, 100, 150

90, на классы вязкости 10 и 15 не нормируется, определение обязательно

нет требований

HM

Минеральное масло с ингибиторами окисления, коррозии и противоизносными присадками

10, 15, 22, 32, 46, 58, 100, 150

90, на классы вязкости 10 и 15 не нормируется, определение обязательно

10-я ступень нагружения масел классов вязкости 32-100

120, для масел классов вязкости 22-68. Для 100 и 150 не норм.

30, для масел классов вязкости 22-68. Для 100 и 150 не норм.

HV

Как НМ, но с улучшенными вязкостно-температурными свойствами

15, 22, 32, 46, 68, 100

130, для всех классов; 120, для класса 100

10-я ступень нагружения масел классов вязкости 32-100

120, для масел классов вязкости 22-68. Для 100 и 150 не норм.

30, для масел классов вязкости 22-68. Для 100 и 150 не норм.

 

Гидравлические масла. Гидравлические системы (насосы, и всевозможные подъемники, прессовое оборудование и т.п.) не нуждаются в рычагах, шестернях, цепях и других деталях для передачи усилий; для этого используется жидкость под давлением. В замкнутом объеме, заполненном рабочей жидкостью (гидравлическим маслом), создается давление, равномерно действующее во все стороны. Кроме того гидравлические масла применяются в различных системах промышленного оборудования, работающего круглогодично на открытом воздухе, и в которое возможно попадание  небольшого количества воды, происходят постоянные колебания температуры окружающего воздуха — от низких зимой до самых высоких летом.

Классификация ISO для моторных масел

EGB

Масла для 2х-тактных бензиновых двигателей по уровням эксплуатационных свойств. Средний уровень. Аналог по JASO FB

EGC

Масла для 2х-тактных бензиновых двигателей по уровням эксплуатационных свойств. Высокий уровень. Аналог по JASO FC

EGD

Не имеет аналогов в классификации JASO

ETA

Для двигателей воздушного охлаждения с рабочим объемом до 50 см3 (мопеды, газонокосилки, малые электрогенераторы)

ETB

Для двигателей с рабочим объемом от 50 до 200см3 (мотоциклы, мотороллеры, мотопилы)

ETC

Для двигателей с рабочим объемом от 200 до 500см3 (кроме подвесных лодочных моторов водяного охлаждения)

ETD

Для подвесных лодочных моторов водяного охлаждения

Что означает номер ISO VG смазки?