Классификация трансмиссионных масел
Трансмиссионные масла – это смазочные материалы, предназначенные для смазки коробок переключения передач, раздаточных коробок, редукторов, главных передач, а так же рулевых механизмов. Классификация подразумевает деление на классы в зависимости от вязкости и уровня эксплуатационных свойств.
Содержание
Виды трансмиссионных масел
По составу трансмиссионные масла бывают трех видов:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
По предназначению трансмиссионные масла делятся на:
- масла для механических коробок передач (МКПП), раздаточных коробок, а так же редукторов;
- масла для автоматических коробок передач (АКПП).
Классификация трансмиссионных масел по API
API GL-1
Масла класса API GL-1 предназначены для спирально-конусных, червячных передач и несинхронизированных МКПП грузовых автомобилей и с/х машин.
API GL-2
Специфичный класс масел, предназначенный для червячных передач, работающих при низких скоростях, но с высокими нагрузками.
API GL-3
Предназначены для смазывания спирально-конических передач, работающих в умеренных условиях, а так же конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач. Содержание противоизносных присадок не превышает 2,7%.
API GL-4
Предназначены для гипоидных передач, которые работают при высоких скоростях и малом крутящем моменте, а так же малых скоростях и большом крутящем моменте (при контактном напряжении до 3000 МПа и температуре масла до +150 °C). Являются основными для синхронизированных коробок передач переднеприводных автомобилей. Содержат не более 4% противоизносных присадок.
API GL-5
Предназначены для гипоидных передач, которые работают в условиях высоких скоростей и малых крутящих моментов, высоких скоростей проскальзывания, ударных нагрузках на зубья шестерен (при контактном напряжении более 3000 МПа и температуре масла более +150 °C). Содержат наибольшее количество антифрикционных и противоизносных присадок (до 6,5%). Повышенное содержание серы и фосфора (основных элементов противозадирных присадок) влечет за собой повышенную коррозионную активность по отношению к цветным металлам, поэтому масла класса API GL-5 практически не используются в синхронизированных трансмиссиях.
API GL-6
В настоящее время не применяется, так как считается, что класс API GL-5 удовлетворяет самые строгие требования.
Классификация по вязкости (SAE)
Всесезонные трансмиссионные масла должны одновременно сохранять высокую вязкость, чтобы сохранять защитную пленку и не становится слишком густыми, чтобы в условиях низких температур не препятствовать вращению шестерен. Вязкость всесезонных трансмиссионных масел, по аналогии с моторными, обозначается с помощью двух цифр, первая указывает на минимальную рабочую температуру, вторая – вязкость в сСт при 100 градусах Цельсия.
Так, например, масла 75W-140 и 75W-250 предназначены, в основном, для коробок высокофорсированных спортивных автомобилей, которые подвергаются серьезным термическим нагрузкам.
Класс вязкости SAE | Минимальная температура | Вязкость, сСт |
---|---|---|
70W | -55 | 4,1 / – |
75W | -40 | 4,1 / – |
80W | -26 | 7,0 / – |
85W | -12 | 11,0 / – |
80 | 7,0 / < 11,0 | |
85 | 11,0 / < 13,5 | |
90 | 13,5 / 24,0 | |
140 | 24,0 / 41,0 | |
250 | 41,0 / – |
Классификация масел для автоматических трансмиссий
Трансмиссионные масла для АКПП относят к особенному классу среди смазок подобного вида, поэтому они не попадают под классификацию API. Эти особенности связаны со строением автоматической коробки передач – в ней отсутствует жесткая связь между коленвалом и первичным валом коробки. Роль сцепления выполняет т. н. гидротрансформатор, поэтому крутящий момент от двигателя передает именно трансмиссионная жидкость (ATF). ATF так же выполняет работу по охлаждению трансмиссии и защите ее от коррозии.
Спецификация | Описание |
---|---|
DEXRON I | Первые масла появились еще в 1964 году, однако были быстро выведены из производства из-за запрета на использование китового жира, который присутствовал в составе. |
DEXRON II | Появилась в 1973 году. Масла этой спецификации обладали слабыми антикоррозийными свойствами. |
DEXRON III | Появилась в 1993 году. Спецификация часто модифицировалась, поэтому к ней приписывались индексы: F, G, H. |
DEXRON IV | Спецификация была разработана в 1995 году, но так и не вышла в свет. |
DEXRON VI | Появилась в 2006 году. Основное отличие от DEXRON III – более низкая кинематическая вязкость – не более 6,5 сСт при 100 градусах Цельсия (против 7,5 сСт у Dexron III), что снижает потери на трение и повышает топливную экономичность. Можно использовать вместо Dexron III. |
Обратите внимание, что масла DEXRON II, III и VI предназначены только для гидроусилителей и классических автоматических гидротрансформаторных коробок передач. Для вариаторных (CVT) и роботизированных КПП предназначены совершенно другие масла.
Классификация трансмиссионных масел и их обозначение
Существует несколько классификаций трансмиссионных масел, которые разработаны в разных странах и учитывают разные критерии. Рассмотрим каждую из них подробнее.
В России классификация трансмиссионных жидкостей базируется еще на советских ГОСТах. Основным документом для систематизации смазочных материалов является ГОСТ 17479.2-85. Стандарт разделяет масла по двум критериям: уровню эксплуатационных свойств и вязкости.
По качественному параметру жидкости российского производства относятся к одной из пяти групп – они обозначаются цифрами от 1 до 5. Масла первой группы самые простые, не содержат присадок. В состав жидкостей следующих 4-х категорий входят различные добавки. Универсальные смазочные вещества для трансмиссий входят в 5-ю группу.
По вязкости российские трансмиссионные масла делятся на 4 категории: 9, 12, 18 и 34. Чем больше число, тем выше вязкость.
Маркировка жидкости по ГОСТу выглядит, к примеру, следующим образом: ТМ-3-18, ТМ-2-9. Буквами обозначается название продукта (трансмиссионное масло), первая цифра указывает на его принадлежность к определенной группе качества, вторая – на категорию вязкости.
Изображение взято с сайта https://www.vseinstrumenti.ru
Сегодня отечественную (советскую) классификацию практически вытеснили зарубежные стандарты, которые систематизируют большой спектр импортных масел для узлов трансмиссии. Поэтому даже если на продукте от российского производителя указана гостовская маркировка ТМ, то рядом обязательно присутствуют и другие обозначения.
Американское сообщество автомобильных инженеров (SAE) делит трансмиссионные масла, аналогично моторным, в зависимости от высоко- и низкотемпературной вязкости.
Согласно классификации SAE все трансмиссионные жидкости подразделяются на летние (80, 85, 90, 140 и 260) и зимние (70W, 75W, 80W и 85W). Современные масла в подавляющем большинстве случаев имеют сдвоенный индекс (например, 80W-90), который указывает на то, что они всесезонные.
Летний индекс определяет кинематическую вязкость масла при температуре 100 °C. Чем больше числовое значение, тем более густое масло. Однако есть один нюанс. На самом деле до 100 °C коробки практически никогда не разогреваются. Летом средняя температура масла в КПП колеблется в пределах 70-80 °C. Поэтому в рабочем диапазоне температур смазка будет значительно более вязкой, чем указано в стандарте.
Низкотемпературная вязкость определяет минимальную температуру, при которой динамическая вязкость не упадет ниже 150 000 сСп.
Изображение взято с сайта https://www.wildberries.ru
В соответствие с классификацией Американского института нефти (API) трансмиссионные масла подразделяются на 5 групп исходя из назначения, качества и эксплуатационных свойств.
Также данная система учитывает условия применения жидкостей, содержание в них противозадирных и противоизносных присадок.
Можно сказать, что именно класс по API определяет характер «поведения» масла в той или иной паре трения и его защитные свойства в целом.
Согласно API все трансмиссионные жидкости подразделяются на 6 классов – от GL-1 до GL-6. Первые два сегодня безнадежно устарели, и найти такие масла в продаже уже невозможно. Коротко рассмотрим оставшиеся 4.
Жидкости класса GL-3, которые имеют преимущественно минеральную основу, предназначены для работы в условиях средних нагрузок. Они содержат до 2,7% противозадирных присадок и подходят для большинства типов ненагруженных передач (кроме гипоидных).
GL-4 – более совершенные масла, обогащенные противозадирными присадками (до 4 %). Они могут применяться во всех типах зубчатых передач, работающих при средних и тяжелых нагрузках. Жидкости класса GL-4 подходят для гипоидных передач, синхронизированных и несинхронизированных КПП грузового и легкового транспорта, раздаточных коробок, ведущих мостов и других узлов трансмиссии.
Масла GL-5 создаются на высокоочищенной базе с добавлением до 6,5 % эффективных присадок. Они обладают увеличенным сроком службы и усиленными защитными свойствами, способны переносить высокие контактные нагрузки. Сфера применения этих жидкостей аналогична маслам GL-4, но с одной оговоркой: для синхронизированных коробок должно быть подтверждение автопроизводителя на допуск к использованию.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
Составы GL-6 предназначены для узлов трансмиссии с гипоидными передачами, в которых есть значительное смещение осей (нагрузка на пятна контакта повышена за счет увеличения относительного проскальзывания зубьев под высоким давлением).
В отдельную категорию выделены масла API MT-1. Они предназначены для КПП автобусов и тягачей, испытывающих экстремальные нагрузки и систематический перегрев. По составу присадок они наиболее близки к GL-5.
Жидкости для автоматических коробок передач (АКПП) необходимо рассматривать отдельно. Они имеют собственную стандартизацию ATF. Чтобы выделить данные вещества из общей массы, их окрашивают в заметный цвет – чаще всего в красный. Смешивать масла для АКПП с другими жидкостями крайне не рекомендуется.
На сегодняшний день не существует общей международной классификации жидкостей для автоматических коробок передач. Ведущие автопроизводители выдвигают собственные требования к данным материалом. Наиболее известную спецификацию – DEXRON – разработала компания General Motors. Рядом с буквенным обозначением указывается римская цифра от I до IV. Чем больше цифра, тем шире сфера применения масла.
У автоконцерна Ford жидкости для «автоматов» маркируются обозначением Mercon.
Изображение взято с сайта https://market.yandex.ru
При выборе смазочного материала для трансмиссии необходимо отталкиваться от рекомендаций автопроизводителя.
Применение жидкости более низкой категории недопустимо, т. к. может привести к поломке коробки передач. Использование продукта более высокого класса, чем требуется, нецелесообразно – прежде всего, из экономических соображений.
В отсутствие специальных указаний следует придерживаться такого алгоритма:
- Для агрегатов, в которых нет гипоидных передач, можно применять смазочные материалы класса API GL-3
- Для редукторов с гипоидными вариантами зацепления необходимо использовать масла высшей категории API GL-5
- В общих случаях ведущие мосты легковых автомобилей требуют жидкостей пятой категории, а механические КПП – четвертой
Смазочные составы для КПП имеют свой срок хранения, в течение которого они гарантированно остаются пригодными к использованию. Обычно этот период составляет 3-5 лет. По истечении указанного времени присадки, содержащиеся в жидкостях, теряют свои свойства. Именно поэтому просроченные масло перестают отвечать необходимым требованиям.
Стоит отметить, что 3-5 лет – норма хранения трансмиссионной жидкости в невскрытой таре. Если емкость откупорена, этот срок может уменьшиться.
Для поддержания качества масла в открытой упаковке следует придерживаться ряда правил:
- Не допускать перепадов температур (оптимальный режим – не более +20 °С)
- Обеспечить хорошую проветриваемость в помещении и отсутствие прямых солнечных лучей
- Не переливать смазочный материал в другую тару, а хранить его в заводской канистре с плотно закрытой крышкой
- Не замораживать масло ни при каких обстоятельствах.
При соблюдении этих условий трансмиссионная жидкость будет храниться весь заявленный срок.
Некоторые автолюбители «оживляют» просроченное масло специальными присадками. Однако специалисты не рекомендуют этого делать, так как в жидкости могут остаться «живые» присадки, и при таком смешении их количество изменится. В результате масло уже не будет отвечать необходимым нормам. Кроме того, новые компоненты могут вступить в химическую реакцию со старыми, что приведет к непредсказуемым последствиям.
Многие ошибочно считают, что изменение цвета «трансмиссионки» – признак ее непригодности. Это не всегда так. Дело в том, что в процессе производства главным параметром являются смазывающие характеристики состава, поэтому некоторое отклонение в цвете или запахе допустимо. Однако если внешние изменения коснулись не только цвета, но и консистенции жидкости (например, появился темный кристаллический осадок, мутность), то масло заливать уже нельзя.
Также стоит сказать, что хранение трансмиссионной жидкости в бочке и непосредственно в коробке передач – это две разные вещи. Во втором случае масло находится в постоянном контакте с окружающей средой. В результате оно окисляется, в системе появляются различные отложения.
В связи с этим, даже если вы залили жидкость в КПП нового автомобиля, это не означает, что менять его нужно будет только через 5 лет. В реальности все зависит от условий эксплуатации транспортного средства.
Специалисты рекомендуют обновлять трансмиссионное масло каждые 70 000 км пробега, а в сложных режимах работы коробки передач делать это еще чаще – каждые 25 000 км.
Петро Канада | Digitales Handbuch
SAE-VISKOSITÄTSKLASSE
Getriebeschmierstoffe müssen ungehindert fließen, wenn die Achse kalt ist, aber bei normalen Betriebs Temperaturean Ausreichende Viskosität aufenne knzunderschone, umöertenile ge ge.
Die SAE-Klasse der Viskosität von Achs- und Getriebeschmierstoffen ist in der Tabelle unten gegeben. Jede Viskositätsklasse hat eigene Kriterien für die Leistung bei niedrigen und hohen Temperaturen.
Tabelle kann горизонтальный gescrollt werden
VISKOSITÄTSKLASSIFIZIERUNG SAE J306 FÜR ACHS- UND GETRIEBESCHMIERSTOFFE (февраль 2019 г.) | |||
---|---|---|---|
SAE- Класс вязкости | Макс. Temperatur für eine absolute Viskositat von 150. 000 cP (°C) (1) | Кин. @ Вязкость при 100 °C, мм²/с(2) | |
Минимум (3) | Максимум | ||
70 Вт | –55 | 3,8 | — |
75 Вт | –40 | 3,8 | — |
80 Вт | –26 | 8,5 | — |
85 Вт | –12 | 11,0 | — |
65 | — | 3,8 | <5,0 |
70 | — | 5,0 | <6,5 |
75 | — | 6,5 | <8,5 |
80 | — | 8,5 | <11,0 |
85 | — | 11,0 | <13,5 |
90 | — | 13,5 | <18,5 |
110 | — | 18,5 | <24,0 |
140 | — | 24,0 | <32,5 |
190 | — | 32,5 | <41,0 |
250 | — | 41,0 | — |
Пояснение: 1 сП = 1 мПа·с, 1 мм²/с = 1 мм2/с
1. Bei Verwendung von ASTM D2983.
2. Bei Verwendung по ASTM D445.
3. Das Limit muss auch nach dem Test gemäß CEC L-45-A-99, Methode C (20 Stunden) erfüllt werden.
Die Auswahl der SAE-Viskosität muss nach Maßgabe der niedrigsten und höchsten Einsatztemperaturen erfolgen. Heute werden am häufigsten Mehrbereichsöle als Getriebeschmierstoffe eingesetzt (z. B. 75W-90, 80W-90 и 85W-140). Diese Öle erfüllen in der Kombination der Klassen die Anforderungen für niedrige und für hohe Temperaturen. Ein 80W-90-Öl muss beispielsweise die Fließfähigkeit eines 80W-Öls bei niedrigen Temperaturen und die Viskosität eines Öls der Klasse 90 bei höheren Temperaturen aufweisen.
API-KLASSIFIZIERUNGEN
Die Leistung von Getriebeschmierstoffen für Automobile wird über die Art des Einsatzes Definiert, für den das Öl geeignet sein soll. Die API-Klassifizierungen wurden für Hersteller und Endbenutzer entwickelt, um ihnen die Auswahl von Schmierstoffen für Schaltgetriebe oder von Getriebeschmierstoffen für unterschiedliche Betriebsbedingungen zu erleichtern.
Die API-Klassifizierungen reichen von GL-1 bis GL-5 und beschreiben Getriebeschmierstoffe über den allgemeinen Typ, die Höhe der Beanspruchung und den Anwendungsbereich. Die folgende Tabelle listet diese Bezeichnungen auf.
API GL-5 ist der in Nordamerika am Häufigsten spezifizierte und am besten verfügbare Typ der Automobil-Getriebeschmierstoffe и API MT-1 ist es für Schaltgetriebe. In Europa und anderen Teilen der Welt, in denen Schaltgetriebe vorherrschen, werden API GL-4-/MT-1-Öle ebenso häufig wie API GL-5-Öle verwendet.
Tabelle kann горизонтальный gescrollt werden
API-BEREICHSKLASSIFIZIERUNG | ||
---|---|---|
Классификация | Тип | Типовой Анвендунг |
GL-1 (инактив) | Einfaches Mineralöl (инактив) | Automobil-Schaltgetriebe |
GL-2 (инактив) | Enthält normalerweise Fettstoffe (неактивный) | Schneckengetriebe, промышленная компания Getriebeöle |
GL-3 (инактив) | Enthält ein Mildes EP-добавка (неактивная) | Schaltgetriebe und Spiralkegelradantribe |
ГЛ-4 | Эквивалент соответствует спецификации MIL‑L‑2105. Normalerweise mit 50 % GL-5-Additivpegels gesättigt oder eigenständig optimierte Chemie. | Schaltgetriebe, Spiralradgetriebe und Hypoidgetriebe mit vorwiegend mittlerer Beanspruchung. Häufige Verwendung in Systemen mit Buntmetall. |
ГЛ-5 | Деталь спецификации SAE J2360 (от MIL‑PRF‑2105E). Primäre Empfehlung der meisten Pkw- und Lkw-Hersteller weltweit für die Wartung. | Für Hypoidgetriebe und alle anderen Getriebearten mit mittlerer bis hoher Beanspruchung. Kann auch in Schaltgetrieben verwendet werden. Nicht zur Verwendung in Systemen mit Buntmetall. |
ГЛ-6 | (веральтет) | Hohe Beanspruchung в Hypoidgetrieben mit großem Versatz. |
МТ-1 | Деталь спецификации SAE J2360. Im Hinblick auf thermische Beständigkeit, Verschleißschutz und Schutz vor Alterung der Öldichtungen formuliert. | Unsynchronisierte Schaltgetriebe в Bussen und Lkws. Die Systemanforderungen sind von der verwendeten Chemie abhängig. |
Jeder Automobilhersteller definiert spezifische Testanforderungen für die werkseitige Schmierung derhinteren Achse und Öle für Schaltgetriebe. Ein SAE J2360-Schmierstoff ist ein guter Ausgangspunkt für die Mehrzahl dieser Anforderungen und wird häufig als Achsöl im Rahmen der Wartung empfohlen. API MT-1 и gelegentlich API GL-4-Schmierstoffe sind ein guter Ausgangspunkt für die Mehrzahl dieser Anforderungen bei Schaltgetrieben und können für die Befüllung im Rahmen der Wartung empfohlen werden.
HINWEIS: SAE J2360 является эквивалентом API GL-5 и MT-1.
Gears Lubrication , Oil API Обзор спецификаций
Gears Oil Lubrication Обзор спецификаций API
Gear Products and Suppliers | Меню Gear Knowledge
Энергия передается от источника питания к конечная точка, через шестерни, которые меняют скорость, направления и крутящий момент. Смазочные материалы для зубчатых передач разработаны и применяется для предотвращения преждевременного отказа компонентов, гарантирует надежная работа, снижение эксплуатационных расходов и увеличение срок службы. Важные цели, достигаемые этими смазочные материалы включают: снижение трения и износа, предотвращение коррозии, снижение рабочего шума, улучшение теплообмена и удаление инородных частиц или износа частицы из критических областей контакта зубьев шестерни поверхности.
Шестерни сильно различаются по своей конструкции и их требования к смазке. Правильная смазка это важно для предотвращения преждевременного износа поверхностей зубьев шестерен. При выборе смазочного материала для любого редуктора необходимо учитывать следующие вопросы: тип и материалы механизм; условия эксплуатации, включая качение или скольжение скорость, тип постоянной нагрузки и температура; метод применение смазки; среда; и вид услуги. Закрытые шестерни — те, что заключены в маслонепроницаемый корпус — обычно требуется масло с различными присадками, в зависимости от условия эксплуатации. Ржавчина, окисление и пена ингибиторы распространены. Противозадирные присадки (EP) также используется при больших нагрузках.
Червячные передачи особенные, потому что действие между червяком и сопрягаемой шестерней проскальзывает скорее чем действие качения, характерное для большинства передач. Раздвижные действие позволяет осуществлять смазку жидкой пленкой. Другой существенное отличие состоит в том, что червячные передачи обычно изготавливаются из разнородных материалов, что снижает вероятность истирания и уменьшает трение. Противозадирные добавки обычно не требуются для червячных передач и может быть вредным для бронзы червячный редуктор. Смазка может быть улучшена за счет маслянистости добавки.
В открытых зубчатых передачах смазка должны противостоять центробежной силе или соскабливаются под действием зубьев шестерни. очень клейкая смазка требуется для большинства открытых передач Приложения. Большинство смазочных материалов для открытых передач представляют собой тяжелые масла. составы на основе асфальта или мягкие смазки. В зависимости от условиях эксплуатации, ингибиторы окисления или противозадирные присадки могут быть добавлено. Следует соблюдать осторожность при использовании клея смазочные материалы, поскольку они могут притягивать и удерживать пыль и грязь, которая может действовать как абразив. Чтобы свести к минимуму повреждения, шестерни следует периодически очищать.
Трансмиссионное масло
Трансмиссионное масло — это смазка, специально предназначенная для трансмиссий, раздаточных коробок и дифференциалов автомобилей, грузовиков и другой техники. Оно имеет более высокую вязкость для лучшей защиты шестерен и обычно имеет сильный запах серы. Высокая вязкость обеспечивает передачу смазки по всей зубчатой передаче. Это необходимо, поскольку устройства, нуждающиеся в этом тяжелом масле, не имеют насосов для перекачки масла, а только часть самых нижних шестерен находится в масляном картере. Это тяжелое масло может создавать вязкое сопротивление, приводящее к снижению эффективности работы автомобиля. Некоторые современные автоматические трансмиссии (встроенная трансмиссия и дифференциал) вообще не используют тяжелое масло, а смазываются гидравлической жидкостью с более низкой вязкостью, которая доступна под давлением внутри автоматической коробки передач.
Большинство смазочных материалов для механических коробок передач и дифференциалов представляют собой гипоидные трансмиссионные масла. Они содержат противозадирные (EP) и противоизносные присадки, чтобы справиться со скольжением гипоидных конических шестерен.
Противозадирные присадки, содержащие соединения фосфора/серы, вызывают коррозию желтых металлов, таких как медь и/или латунь, используемые во втулках и синхронизаторах; Трансмиссионные масла класса GL1 не содержат противозадирных присадок и, таким образом, находят применение в приложениях, содержащих детали из желтых металлов.
GL-5 не обязательно имеет обратную совместимость с синхронизированными трансмиссиями, которые предназначены для масла GL-4: GL-5 имеет более низкий коэффициент трения из-за более высокой концентрации противозадирных присадок по сравнению с GL-4, и, следовательно, синхронизаторы не могут работать так же эффективно. Кроме того, коробки передач, для которых явно требуется масло GL-4, могли быть разработаны с учетом этой более низкой концентрации противозадирных присадок и, таким образом, могут содержать детали из желтого металла, вызывающие коррозию GL-5.
Масло класса API
Трансмиссионные масла классифицируются Американским институтом нефти с использованием оценок GL. Например, для большинства современных коробок передач требуется масло GL-4, а для отдельных дифференциалов (если они установлены) требуется масло GL-5. Важно, чтобы покупатели проверяли масло на соответствие спецификации производителя транспортного средства, чтобы убедиться, что оно не содержит агрессивных химических веществ, которые могут повредить детали из желтого металла, такие как фосфористая бронза.
Рейтинги вязкости по API для трансмиссионных масел не сопоставимы напрямую с рейтингами моторного масла, и они меньше, чем можно предположить по цифрам. Например, во многих современных коробках передач используется масло 75W9.0, вязкость которого эквивалентна моторному маслу 10W40. Все более распространенными становятся всесезонные трансмиссионные масла; в то время как трансмиссионное масло не достигает температуры моторного масла, оно заметно нагревается во время движения автомобиля, в основном за счет трения сдвига (с небольшой теплопроводностью через колокол от блока цилиндров).
Полностью синтетические трансмиссионные масла также используются во многих транспортных средствах и обладают большей устойчивостью к разрушению при сдвиге, чем минеральные масла.
Классификация API подразделяет все трансмиссионные масла на 6 классов:
API GL-1. Масла для легких условий. Они состоят из базовых масел без присадок. Иногда они содержат небольшое количество антиокислительных присадок, ингибиторов коррозии, депрессорных и антипенных присадок. Масла API GL-1 не содержат противозадирных присадок, предназначены для спирально-конических, червячных и механических коробок передач с синхронизаторами, грузовых и сельскохозяйственных машин.
API GL-2. Масла для умеренных условий. Они содержат противоизносные присадки и предназначены для червячных передач. Рекомендуется для правильной смазки трансмиссий тракторов и сельскохозяйственных машин.
API GL-3. Масла для умеренных условий. Содержат до 2,7% противоизносных присадок. Предназначено для смазывания конических и других шестерен трансмиссий грузовых автомобилей. Не рекомендуется для гипоидных передач.
API GL-4. Масла для различных условий — от легких до тяжелых. Они содержат до 4,0% эффективных противозадирных присадок. Предназначены для конических и гипоидных передач с малым смещением осей, коробок передач грузовых автомобилей и буксовых агрегатов. Эти масла являются стандартными для синхронизированных коробок передач, особенно в Европе, а также могут быть рекомендованы для несинхронизированных коробок передач американских грузовиков, тракторов и автобусов, а также для главных и других передач всех транспортных средств. Масла GL-4 также могут использоваться во многих самоблокирующихся дифференциалах.
API GL-5. Масла для тяжелых условий. Они содержат до 6,5% эффективных противозадирных присадок. В основном масла этого класса применяются для гипоидных передач со значительным смещением осей, как правило, дифференциалов без повышенного трения. Рекомендуются как универсальные масла для всех остальных узлов механических трансмиссий (кроме синхронизированных коробок передач с указанием GL-4). Некоторые масла GL-5 этого класса, имеющие специальное одобрение производителей транспортных средств, могут использоваться в синхронизированных механических коробках передач. Масла API GL-5 можно использовать в самоблокирующихся дифференциалах только в том случае, если они соответствуют требованиям спецификации MIL-L-2105D или ZF TE-ML-05. В этом случае обозначение класса будет другим, например API GL-5+ или API GL-5 LS.
API GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо отвечает самым жестким требованиям.