Как часто нужно менять передние и задние тормозные колодки. Советы специалистов
04.05.2018
С последствиями несвоевременной замены тормозных колодок автовладельцы сталкиваются довольно часто. В лучшем случае на рабочей поверхности дисков или барабанов остаются борозды от трения металлической пластины с истершимся фрикционным слоем. В худшем — приходится менять поврежденные элементы. Попробуем разобраться, как часто надо менять тормозные колодки и что влияет на пробег между очередными заменами.
Содержание:
- Факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок
- Как часто нужно менять тормозные колодки: общие рекомендации
Факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок
Срок службы тормозных колодок для каждого отдельно взятого автомобиля, стиля вождения и условий эксплуатации может существенно различаться. Кроме того, менять задние тормозные колодки так часто, как передние, в большинстве случаев не нужно.
Во-первых, задние тормоза обычно барабанного типа, а в них ресурс колодок выше. Во-вторых, при одинаковой конструкции тормозов на всех четырех колесах передняя ось системы испытывает большие нагрузки и чаще нуждается в техническом обслуживании.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на скорость износа тормозных колодок:
- Конструкция колодок. Многое зависит от формы колодки, площади контакта с диском или барабаном, а также от толщины фрикционного слоя. Массивные колодки с большой площадью контакта долговечнее.
- Материал, используемый при изготовлении фрикционной накладки. Долговечнее других считаются керамические колодки; самый малый ресурс у органики. Металлические варианты удерживают промежуточную позицию.
- Стиль вождения. Агрессивные ускорения и резкие торможения значительно снижают ресурс фрикционных накладок.
- Условия эксплуатации. Преимущественная езда в городе, горных районах или других условиях, где часто используются тормоза, снижает срок службы колодок.
Также негативно сказывается экстремально низкая или высокая температура окружающего воздуха.
- Тип КПП. На механической коробке, водитель которой грамотно использует торможение двигателем или использует «нейтралку», колодки прослужат дольше, чем у водителя с коробкой-автоматом, который лишен данных возможностей.
Как выбрать тормозные колодки из всего имеющегося многообразия предложений с максимальным ресурсом и по невысокой цене? Однозначного ответа здесь нет. Многое в этом вопросе зависит от внешних факторов.
Как часто нужно менять тормозные колодки: общие рекомендации
Многие производители рекомендуют при каждом очередном ТО тщательно осматривать передние тормозные колодки: некоторые из них далеко не всегда после 10 тысяч км пробега вырабатывают даже половину ресурса, а на барабанных износ за тот же пробег может составить всего 5–10%.
Но как часто нужно менять передние тормозные колодки? Точных указаний по срокам замены здесь нет и быть не может. Все зависит от факторов, перечисленных в первой части статьи. Однако существует ряд общих рекомендаций, следование которым позволит выбрать более подходящий момент для замены:
- Обязательно проверяйте состояние тормозных колодок при каждом ТО. Чаще всего дисковых колодок хватает на 1–3 цикла, или 10–30 тысяч км пробега. Барабанные служат до 5 раз дольше.
- Обращайте внимание как на наружную, так и на внутреннюю колодку. Износ обычно бывает неравномерным, поэтому ориентируйтесь на более изношенную накладку. Остаточная толщина фрикционной накладки должна быть не менее 2 мм.
- При появлении посторонних звуков (писка, скрежета), вибрации или субъективного ощущения, что тормоза стали менее эффективны, обязательно проверьте состояние колодок.
- Если на авто установлены датчики износа тормозных колодок, следите за приборной панелью. Или прислушивайтесь к звукам при торможении, если в колодке есть механический датчик, который издает характерный писк при критическом износе.
Не доводите выработку тормозных колодок до металлических пластин. Лучше замените их заранее при ТО, если судя по остаточному ресурсу накладки и динамике износа, есть вероятность, что колодки не дотянут до следующего планового обслуживания. Это позволит сохранить в исправном состоянии диски и барабаны, которые стоят довольно дорого.
Интернет-магазин TopDetal.ru реализует только качественные тормозные колодки. Хотите чувствовать уверенность при каждом нажатии на педаль тормоза? Заказывайте тормозные колодки от ведущих мировых производителей у нас!
Возврат к списку
Когда менять тормозные колодки. Как определить износ
Каждый рачительный хозяин своей машины регулярно перед выездом проводит ее осмотр, проверяя уровень масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Но о периодической проверке такой «мелочи», как тормозные колодки (планки) многие автовладельцы даже не задумываются, а зря. В вопросе безаварийной езды не может быть мелочей, ведь от их состояния напрямую зависит безопасность, а в некоторых случаях жизнь людей.
Понятно, что демонтировать каждый раз колесо, чтобы проверить состояние планок нет смысла, есть определенные признаки, подсказывающие водителю о приближающихся сроках их замены. В этой статье мы рассмотрим, как определить износ тормозных колодок. А также какого типа планки бывают, какие из них чаще приходится менять: передние или задние. Сколько тысяч км пробега они могут выходить и на что в общем надо обращать внимание.
Содержание
- 1 Типы фрикционного покрытия колодок
- 2 Факторы, влияющие на износ колодок
- 3 Сроки замены и признаки
Типы фрикционного покрытия колодок
Основным рабочим материалом, отвечающим за процесс остановки авто, является фрикционный слой, закрепленный на металлической части колодки. Идеального сочетания материалов, применяемых в их производстве, достичь пока не удалось. Сейчас производятся четыре типа тормозных планок:
- Колодки с нанесенным на них полуметаллическим фрикционным слоем, в котором встречается до 65% составляющих из меди, стальной проволоки или порошка железа, смешанных для лучшего трения с графитом.
Их плюс – высокая теплоотдача, а минусы – быстрый износ и шум.
- Планки с приклеенным к ним материалом из органических составляющих: высокотемпературной смолы, резины, стекла, кевлара и углерода. К их положительным качествам можно отнести менее шумную работу и мягкость, а к отрицательным – меньший срок службы и достаточное количество выделяемой ими пыли.
- Колодки с небольшим содержанием металлических элементов, не более 30%, с добавлением органических (вышеописанных) веществ. Что способствует неплохому теплообмену, но сказывается на их шумности.
- Керамические планки, считающиеся на данный момент лучшим вариантом. Их фрикционный слой изготовлен из керамических волокон с добавлением наполнителя, включающего в себя небольшое количество меди. Обладая небольшим весом, эти колодки в эксплуатации более долговечны и производят меньше шума.
Факторы, влияющие на износ колодок
Давайте рассмотрим факторы, влияющие на то, как часто будут меняться тормозные планки. Их немного, но они напрямую влияют на такие показатели, как: через какой срок это произойдет, и сколько километров пробега проедет машина, прежде чем сработает соответствующий индикатор на панели приборов. Вот некоторые из них:
- Режим поездок. Когда машина двигается в городе, часто приходится останавливаться через короткие промежутки, что способствует быстрому износу планок.
- Стиль езды. Неагрессивная манера вождения способствует меньшей нагрузке на тормозной механизм и увеличивает промежуток, через который потребуется менять колодки.
- Характер загрузки машины. При постоянной загрузке багажника уменьшается нагрузка на передние тормозные планки, соответственно и менять их нужно будет реже.
Сроки замены и признаки
Исходя из модели механизма тормозов и фрикционного материала планок, производители указывают, сколько тысяч километров пробега смогут выходить колодки. Также производители рекомендуют, когда нужно менять планки, ориентируясь на оставшийся минимально допустимый фрикционный слой.
Все это описано в инструкции к машине, но существуют усредненные нормы, значение которых колеблется в интервале от 20 до 30 тысяч км, для передних планок в дисковых тормозах. А для колодок задних тормозов барабанного, а также дискового типа, этот интервал пробега в км, нужно умножить на два.
Также большое значение, на скорость износа, имеет масса машины. Вышеописанные цифры актуальны для небольших легковых авто массой до 1300 кг. Если же рассматривать большие седаны весом около 1600 кг, то износ планок произойдет в полтора раза быстрее. У машин же снаряженной массой 1800 кг и более, замену колодок нужно будет производить после преодоления ими расстояния в два раза меньшего, чем сможет проехать небольшой легковой автомобиль.
Если же машина покупалась б/у, зачастую нет возможности узнать, когда последний раз менялись колодки, и каков их пробег. Понять, что пришла пора их заменить, помогут некоторые признаки:
- Загорелся сигнальный индикатор износа колодок на панели приборов.
- Появился звук при остановке авто. Этот звук возникает, при определенном проценте износа фрикционного материала, когда он стирается до металла.
- При резкой остановке слышится звук и ощущается биение в районе колес. Причиной этому служит неравномерный износ колодок или трещины и сколы, которые могут возникать на диске или фрикционном слое. При этом может не сработать даже индикатор при его наличии. Неравномерный износ фрикционного слоя опасен тем, что через определенное количество км пробега придется менять не только планки, но и диск или барабан колеса.
(Осторожно! Громкий звук.)
- Вырос тормозной путь и время, затраченное на остановку авто.
Это случается когда происходит неравномерный или полный износ планок, в этом случае нужно срочно их менять.
- Занос из-за неравномерного срабатывания тормозов, когда одно из колес схватывается быстрее, а второе, на котором износились колодки, медленнее.
Наиболее точным способом узнать о том, что пришла пора менять тормозные планки является регулярный визуальный их осмотр, после того как пробег авто превысил общепринятые 30 000 км. В этом случае правильно определить состояние фрикционного слоя помогут линейка или штангенциркуль. При этом допустимый его остаток не должен быть менее 1,5 или 2 мм в зависимости от марки авто.
Все вышеописанные факторы износа касаются и задних тормозных механизмов в независимости от их типа. Разница лишь в том, что в задних дисковых тормозах способы проверки аналогичны передним. Единственным отличием, актуальным для колодок барабанных механизмов является то, что определить их износ можно еще и по срабатыванию ручного тормоза. Если при выжатом ручнике на уклоне, планки не удерживают машину от скатывания, значит, пришла пора их заменить.
Также при визуальном осмотре состояния тормозов барабанного механизма, в некоторых моделях машин предусмотрено окошко в барабане. Глянув в него, можно определить степень износа фрикционного слоя колодок.
Не допускайте полного износа на колодках фрикционного слоя, установите для себя, в зависимости от стиля езды и других факторов, оптимальный, именно для вашей машины пробег, после которого придет пора озаботиться проверкой их состояния.
Все, что вам нужно знать о замене колодок дисковых тормозов
Большую часть времени тормоза вашего велосипеда остаются незамеченными. Пока они не перестанут так хорошо работать. Одной из распространенных причин плохой работы тормозов являются изношенные тормозные колодки. Вот все, что вам нужно знать о замене и обновлении колодок дискового тормоза.
Как долго прослужат мои тормозные колодки?
Как долго вы можете ожидать, что тормозные колодки прослужат, это все равно, что спросить, какой длины кусок веревки. Различные соединения влияют на долговечность тормозной колодки. Кроме того, есть тип езды, местность, погодные условия, вес гонщика — это факторы, влияющие на срок службы тормозных колодок. Как правило, вы можете ожидать, что колодки дисковых тормозов прослужат дольше, чем колодки ободных тормозов, что отчасти является причиной того, что они стали популярными в Великобритании.
— Все, что вам нужно знать о дисковых тормозах
Когда менять тормозные колодки
Если вы часто ездите на велосипеде, имеет смысл регулярно осматривать тормоза. В то время как тормозные колодки могут служить очень долго, последнее, что вы хотите, — это попасть за много миль от дома с неэффективными тормозными колодками, потому что вы позволили им опасно изнашиваться. Зимой тормозные колодки изнашиваются быстрее, поэтому очень важно уделять им пристальное внимание в это время года.
Если ваши тормоза не так хороши, как когда велосипед был новым, это может быть признаком того, что вам нужны новые тормоза. С механическими (тросовыми) дисковыми тормозами вы можете заметить, когда ваши тормозные колодки изнашиваются, когда рычаг тормоза приближается к рулю. Чтобы исправить это, вы можете устранить провисание в системе, используя регулятор ствола на рычаге или суппорте для регулировки натяжения троса. Гидравлические системы автоматически регулируют зазор колодок.
— самые популярные шоссейные велосипеды 2016 года с дисковыми тормозами
Провести быстрый визуальный осмотр колодок дисковых тормозов довольно сложно. Хотя вы можете внимательно посмотреть на суппорт и увидеть, сколько материала колодки осталось на металлической опорной пластине, иногда проще снять колесо и осмотреть тормозные колодки без дискового ротора, вставленного между колодками.
На металлической задней пластине должно быть достаточное количество материала прокладок, по крайней мере, на пару миллиметров, а то и меньше, и самое время их заменить. Если все, что вы видите, это опорная пластина, вам нужны новые колодки!
Если вы изнашиваете свои тормозные колодки до металлической опорной пластины, вы, скорее всего, узнаете об этом, поскольку они будут издавать ужасный звук, а производительность будет плохой. Это причина частых проверок, чтобы заменить колодки до того, как они станут опасно низкими.
Какие существуют варианты тормозных колодок?
Колодки для дисковых тормозов обычно бывают трех видов; спеченные, органические и полуметаллические.
Металлокерамические колодки
Металлокерамические колодки изготовлены из закаленных металлических компонентов и обеспечивают длительный срок службы и хорошие характеристики на мокрой дороге. Однако им требуется немного больше времени для приработки, и иногда они могут быть немного шумными, но они хорошо справляются с высокими температурами и являются хорошим выбором для длительных спусков, например, для катания в горах.
Органические прокладки
Органические прокладки (или смоляные, или неметаллические) прокладки изготовлены из органических материалов и связаны друг с другом с помощью смолы. Материал мягкий, поэтому период приработки намного короче, а это означает, что у них больше начального укуса, и они тише. Они не служат так долго, как спеченные колодки, плохо работают во влажных условиях и могут покрываться глазурью при более высоких температурах.
Колодки полуметаллические
Третий вариант — полуметаллические. Они сочетают в себе металл и органические материалы с использованием смол для скрепления всего вместе со стальной или алюминиевой опорной пластиной. Они стремятся обеспечить характеристики, которые находятся где-то между спеченными и органическими, но это зависит от того, сколько металла производитель добавляет в компаунд.
Если бы вам пришлось выбирать между этими разными колодками, вы бы поставили колодки из металлокерамики на зиму и органические на лето, но многие велосипедисты с удовольствием используют металлокерамику круглый год.
Другие варианты
Некоторые производители предлагают колодки для дисковых тормозов, которые уменьшают накопление тепла в тормозном суппорте. Koolstop производит дисковые колодки с керамическим барьером между органическим материалом и стальной опорной пластиной, чтобы ограничить тепло, передаваемое тормозному суппорту.
Shimano производит дисковые колодки Ice-Tech с охлаждающими ребрами, которые работают как радиатор, отводя тепло от колодок.
Часто лучшим путем является замена аналога на аналог. Каждый производитель предоставит рекомендуемые колодки, и это, как правило, разумный выбор. Загляните в любой интернет-магазин, и вы увидите огромный выбор прокладок в разных ценовых категориях, каждая из которых предлагает разные преимущества, так что, если вы хотите попробовать что-то другое, стоит присмотреться к ним.
Однако не все тормозные колодки одинаковы, они бывают самых разных форм. Вы должны убедиться, что покупаете новые тормозные колодки, совместимые с вашими тормозами.
Замена колодок дискового тормоза
Установка новых колодок дискового тормоза может быть немного сложной в первый раз, но если вы знаете, как это сделать, это будет пустяком. Иногда можно заменить колодки, не снимая колесо, но проще, если сначала снять колесо. Используйте рабочую подставку, если она у вас есть, в противном случае осторожно прислоните велосипед к стене на картоне или ковре, чтобы защитить велосипед/пол на кухне.
Большинство дисковых тормозов имеют стопорный штифт, продетый через верхнюю часть тормозных колодок, часто со стопорным кольцом на одном конце. Сначала осторожно снимите клипсу и штифт и положите их в безопасное место. Теперь извлеките изношенные тормозные колодки и утилизируйте.
Далее, и это самая сложная часть работы, нужно вставить поршни обратно в корпус суппорта. Большинство дисковых тормозов и, конечно же, все гидравлические системы являются саморегулирующимися. При этом поршни автоматически выталкиваются из корпуса суппорта, чтобы поддерживать правильный зазор колодок по мере их износа. Однако механические системы работают аналогично ободному тормозу с суппортом, и натяжение троса необходимо регулировать вручную.
Сняв тормозные колодки, возьмите гаечный ключ подходящего размера или отвертку с плоской головкой и очень осторожно вставьте поршни обратно в суппорт. Это не должно требовать слишком большой силы.
Вернув поршни в суппорт, вы можете установить новые тормозные колодки в обратном порядке. Новые колодки должны легко входить. Снова вставьте стопорный штифт и зажим, вставьте колесо обратно и несколько раз нажмите на рычаг тормоза.
Для того, чтобы колодки дисковых тормозов приработались, может потребоваться некоторое время, езда вверх и вниз по дороге и нажатие на тормоз с некоторым усилием зачастую достаточны для того, чтобы они работали хорошо.
Как узнать, что мои тормозные колодки нуждаются в замене?
Как я узнаю, что мои тормозные колодки нуждаются в замене? — Т…Шоссейный велосипед
от Мишель Артурс-Бреннан
Райдеррайтерповторяет ПоездкаЗаписатьПовторить
21 марта 2018 г. Тормозные колодки время от времени нуждаются в замене, особенно зимой, так как они собирают больше песка и грязи с мокрой дороги.
Существует два основных класса тормозов: ободные и дисковые. Ободные тормоза, которые могут быть V-образными или консольными, часто встречаются на шоссейных или гибридных велосипедах, а колодки зажимаются на ободе, чтобы остановить вас.
Дисковые тормоза обычно используются на горных велосипедах, некоторых гибридах, а в последнее время — на шоссейных велосипедах и велосипедах для велокросса. У них есть тормозные колодки, которые зажимают диск в центре колеса, чтобы остановить вас.
Вы можете увидеть разницу между изношенными и новыми колодками дискового тормоза здесьВ обоих случаях колодки со временем изнашиваются и нуждаются в замене, вероятно, пару раз в год, но это будет зависеть от использования.
Итак, как узнать, когда нужно заменить свой? Мы спросили Дженни Гвяздовски, основательницу London Bike Kitchen.
«Для ободных тормозных колодок (V-brake, Cantilever, Road) время замены наступает, когда зубья или канавки в резине исчезли. Новые тормозные колодки обычно имеют зубья, канавки или какой-либо рисунок на колодке».
Если ваши ободные тормоза стали немного невосприимчивыми, посмотрите на резину на колодках – если вы не видите никаких вмятин на колодках, это означает, что верхний слой резины стерся, и вам нужно заменить их.
Если у вас дисковые тормоза, вам нужно будет снять колесо и вытащить тормозную колодку из суппорта, чтобы увидеть, насколько они изношены. Дженни объяснила: «Колодки дисковых тормозов начинаются с 3-4 мм компаунда [на колодке]. Их нужно заменить, когда останется около 1 мм».
Она добавила: «Дисковые тормоза обычно перестают работать так хорошо примерно в это время [когда вы дошли до 1 мм].
«Как правило, когда ваши тормоза перестают работать так хорошо — например, когда вы тянете рычаг почти до руля, чтобы остановиться — проверьте их и посмотрите, не нужно ли их заменить. Если на них все еще есть толстый слой компаунда, все, что вам нужно сделать, это подтянуть тормозной трос».