Трансмиссионное масло | АКПП (ATF)
Масло трансмиссионное – это один из важнейших вспомогательных элементов, которые участвуют в работе трансмиссии. Именно оно обеспечивает сохранность всех механических частей силовой передачи от повреждений, связанных с перманентной нагрузкой и постоянным трением на высокой скорости. Смазки такого типа используются в коробках переключения передач, рулевых механизмах и прочих подобных элементах техники. Особенно сильно всю важность трансмиссионных смазок мы смогли ощутить только недавно, когда начали массово производиться автомобили, имеющие очень высокий уровень нагрузки на силовую передачу. Именно это и дало огромный толчок к развитию масел с особенными характеристиками для трансмиссий.
Важно знать, что для каждого вида трансмиссии рекомендуется использовать свой тип смазки, поскольку другие виды могут недостаточно качественно исполнять свои функции. Так, например, ведущие мосты с гипоидными передачами смазываются исключительно специализированными гипоидными маслами, которые содержат особенные присадки.
Смотрите также категорию товаров: гидравлическое масло. Самым «ходовым» в этой категории является гидравлическое масло 32, гидравлическое масло 46
Для автоматических и механических коробок передач автомобиля используют разные виды смазок, поскольку трансмиссии в первом и втором случае работают несколько по-разному. Масло трансмиссионное, используемое для автоматических коробок переключения передач, обозначается аббревиатурой ATF, что расшифровывается как “Automatic transmission fluid”, и к нему предъявляются, зачастую, более высокие требования, чем к смазкам для МКПП.
Также выбирайте более качественные аналоги масла гидравлического ВМГЗ
Несмотря на все рекомендации производителей и опытных механиков, все еще довольно часто можно увидеть, что вместо специализированной смазки в трансмиссиях используется обыкновенное машинное масло. Это, конечно, может показаться довольно неплохим вариантом, поскольку трансмиссионное масло имеет несколько более высокую стоимость, однако не стоит забывать, что условия работы этих двух видов смазок очень отличаются друг от друга. Так, моторное масло соприкасается с сильно нагревающимися частями и поэтому должно иметь очень высокий уровень температуры вспышки, а вот трансмиссионному маслу такими свойствами обладать совершенно не обязательно. Но ему никак не обойтись без присадок, обеспечивающих высокий уровень вязкости, одновременно с тем, чтобы не создавать больших потерь в мощности трансмиссии.
Редукторное масло Дивинол здесь
Классификация по вязкости
Вязкость – это один из важнейших показателей, по которому можно определить, подходит ли Вам конкретное трансмиссионное масло. Классификация по показателю вязкости производится по системе SAE (названа в честь «Сообщества американских инженеров»).
Разница между маслами разных типов в плане вязкости состоит в том, насколько хорошо они противостоят загустеванию во время использования при низких температурах и насколько хорошо они удерживаются от чрезмерного разжижения при нагреве. Марка масла по системе SAE обязательно указывается на упаковке, а рекомендуемый тип смазки для конкретной модели автомобиля – в инструкции по эксплуатации.
Всего можно встретить три вида маркировки, которые указаны ниже:
• Типа «SAE 80» (число тут и дальше указано для примера и может быть другим, в зависимости от типа масла) – масла летнего ряда, обладающие хорошим сопротивлением разжижению.
• Типа «SAE 75W» – масла зимнего ряда, которые предназначены для сопротивления загустеванию и замерзанию при условиях низких температур.
• Типа «SAE 75W-80» – комбинированные трансмиссионные масла, обладающие свойствами как первой группы, так и второй.
Важно отметить, что критерии классификации постоянно совершенствуются Сообществом, поэтому они могут со временем изменяться.
Классификация по назначению
Единственной системы для такого товара, как трансмиссионное масло, классификация по которой точно описывала бы все эксплуатационные свойства, не существует. Однако зачастую используются система API.
Система API представляет классификации масла по качеству выполнения основных его задач. Основным критерием для присвоения определенному маслу класса по API является конструкция и все условия работы передачи, для которых используется данное масло. Также существуют и второстепенные критерии – это содержание в смазке противозадирных и противоизносных присадок.
По системе API масла разделяются на следующие классы:
• API GL-X (вместо Х стоит число от 1 до 5, обозначающее собственно класс) – масла первой категории (API GL-1) выполняют наиболее простые задачи, а с возрастанием категории (вплоть до API GL-5) эксплуатационные свойства масла повышаются.
• API MT-1 – новая категория, эквивалентная по свойствам API GL-5, но обладающая повышенной термической стабильностью.
• API PG-2 – данная категории все еще находится в проекте, однако планируется, что масла данного класса будут обладать свойствами API GL-5, но с улучшенными термической стабильностью и совместимостью с эластомерами.
Масло для АКПП
Трансмиссионное масло для АКПП (автоматической коробки переключения передач) считается особенным классом среди смазок подобного рода. Только эти масла в связи с особенностями применения не подпадают под всеобщую классификацию масел по эксплуатационным свойствам API. Именно поэтому для такого вида трансмиссионных смазок ведущими производителями разработана специализированная спецификация – ATF (Automatic Transmission Fluids).
Особенности состава масла для автоматической коробки обусловливаются строением самой КПП.
Кроме того, что масло ATF используется как «передатчик» вращающего момента, оно также выполняет практически всю работу по охлаждению элементов трансмиссии, смазке и противостоянию коррозии. При этом, динамические нагрузки для данного типа масла могут в несколько раз превышать нагрузки, которые выдерживает смазка для МКПП.
Это можно заметить и по тому, что температура в 90оС, считающаяся средней для смазки в автоматической коробке, является достаточно высокой для масла в МКПП.
Таким образом получается, что для использования в АКПП обыкновенное трансмиссионное масло не подойдет, поскольку оно не сможет правильно выполнять все требуемые функции в связи с особенностями конструкции автоматической КПП. Также не рекомендуется и использование масла для АКПП в обычных КПП. Все это и многое другое известно нашим менеджерам. Звоните, вам предоставят бесплатную консультацию на высшем уровне.
Автор: Марина Дех
Жидкость для АКПП: особенности и выбор
Большинство автолюбителей хорошо знают, что в двигателе используется моторное масло, а в коробке передач трансмиссионное масло. При этом в АКПП различных типов заливается не масло, а жидкость. Сразу отметим, между обычным маслом для коробки (например, МКПП) и трансмиссионной жидкостью для «автомата» есть большая разница как по назначению, так и по свойствам.
Другими словами, заливать в коробку передач нужно только рекомендуемое масло или жидкость (в зависимости от типа трансмиссии). Далее мы рассмотрим, чем жидкость для АКПП отличается от масла для коробки передач, а также что нужно учитывать при выборе и замене трансмиссионных жидкостей и масел.
Содержание статьи
- Рабочая жидкость автоматической коробки передач
- Подбор и замена жидкости АКПП
- Подведем итоги
Рабочая жидкость автоматической коробки передач
Начнем с того, что в автомат льется жидкость ATF, которая представляет собой особое трансмиссионное масло. Такое масло может быть на минеральной или синтетической основе. Сегодня производители автомобилей и АКПП выпускают собственные «оригинальны» жидкости, также на рынке представлено большое количество «универсальных» ATF жидкостей.
Как в первом, так и во втором случае продукты соответствуют ряду стандартов и спецификаций, то есть в агрегат можно лить как рекомендуемый «оригинал», так и подобрать соответствующий сторонний аналог. Кстати, первыми, кто классифицировал АТФ, стал концерн General Motors, который представил данный тип жидкостей в далеком 1949 году.
В 1938 GM разработал и наладил серийное производство первых АКПП, после чего специалисты данного концерна особе внимание стали уделять спецификациям трансмиссионных масел, выдвигая жесткие требования к их составу. Отсутствие конкуренции в тот период позволило GM стать первыми, кто определял стандарты и технические характеристики ATF.
Первые жидкости для АКПП в основе имели жир, который получали из сала морского кита. Однако в дальнейшем запреты на охоту на китов заставили производителя разработать искусственную основу трансмиссионных жидкостей для коробки-автомат.
Итак, важно понимать, что жидкость АКПП отличается от трансмиссионного масла, которое заливается в «механику» или однодисковый робот типа АМТ. Если для масла основной функцией является смазка трущихся деталей и механизмов, в АКПП используется специальная жидкость ATF, которая отвечает за целый комплекс определенных задач. При этом обычное масло с такими задачами не справится.
Прежде всего, как масло, так и трансмиссионная жидкость отвечают за смазку. При этом в АКПП нет привычного механического сцепления. Вместо него используется отдельное устройство под названием гидротрансформатор. Так вот, ГДТ исключает жесткую связь двигателя и трансмиссии, то есть коленвала и первичного вала АКПП.
Связующим элементом, через который передается крутящий момент от ДВС на коробку, является трансмиссионная жидкость АКПП. Как уже было сказано, это жидкость под названием ATF.
При этом данная жидкость сильно разогревается, что неизбежно приводит к нагреву ГДТ и самой АКПП. Вполне очевидно, что важной функцией трансмиссионной жидкости является отвод избыточного тепла. Также в составе ATF находятся особые присадки, которые предотвращают вспенивание и окисление жидкости при высоких температурах.
Естественно, масло для механической КПП такими свойствами не обладает, то есть заливать его в автомат категорически запрещено. Параллельно жидкость в АКПП используется для управления работой всей коробки. Если иначе, такая жидкость под давлением циркулирует в гидроблоке АКПП, поступая по отдельным каналам к исполнительным механизмам.
Не удивительно, что с учетом такой особенности отдельные требования выдвигаются к текучести и прокачиваемости жидкости, а также к изменению ее свойств при различных температурах.
Не допускается того, чтобы жидкость густела на морозе или сильно разжижалась при нагревах, так как это приведет к отсутствию необходимого давления и сбоям в работе гидравлической системы АКПП. Указанные сбои неизбежно приведут к усиленному износу и поломкам коробки-автомат.
Подбор и замена жидкости АКПП
Прежде всего, при подборе масла АКПП важно использовать такие продукты, которые соответствуют требованиям и рекомендациям производителя автомобиля или самой коробки автомат. Другими словами, важно или использовать «оригинальную» ATF, или же полностью подходящий аналог.
Как правило, сам тип жидкости указан в мануале, также может содержаться отметка, нанесенная прямо на масляном щупе. Сегодня наиболее распространенными являются жидкости GM DEXRON II и DEXRON III, а также большое количество других типов трансмиссионных жидкостей для АКПП с разными характеристиками.
Фактически, разные жидкости обладают разными фрикционными показателями, а также отличиями по температурным показателям и ряду других характеристик. Например, если в АКПП допускается использование такой жидкости, ATF Dexron IID не подойдет для сильных холодов (до -15), а также не рассчитана на современные поколения АКПП.
Такую жидкость можно использовать в простых 3-х и 4-х ступенчатых гидромеханических автоматах. Если зимой морозы сильные, лучше использовать Dexron IIE, который рассчитан на эксплуатацию при температурах -30 и сохраняет текучесть. Для более современных автоматов, а также и для большинства старых, вполне можно использовать Dexron III (сочетает в себе положительные свойства двух предыдущих и имеет собственные улучшенные характеристики).
Основное правило при выборе ATF- полное соответствие всем требованиям и рекомендациям производителя коробки. В противном случае автомат начнет работать со сбоями, возникает проскальзывание фрикционов, задержки при переключениях передач, пробуксовки АКПП.
Рекомендуем также прочитать статью о том, когда менять масло в АКПП. Из этой статьи вы узнаете, какие факторы влияют на срок службы масла в коробке-автомат, а также когда оптимально производить замену трансмиссионной жидкости ATF в автомате.
Примечательно то, что сначала такие симптомы могут быть мало заметны, однако в дальнейшем неполадки могут начать прогрессировать, что приведет к необходимости ремонта АКПП, если масло вовремя не сменить на рекомендуемое.
Еще нужно отметить, что смешивать жидкости разных типов в АКПП настоятельно не рекомендуется. Смешивание допускается только в случае аварийной утечки масла. После устранения неполадок смешанную жидкость в трансмиссии нужно полностью сменить. Если же владелец не знает, что залито в автомат, также нужно поменять ATF, чтобы исключить риски смешивания при необходимости долива масла в АКПП.
Также для нормальной работы коробки и важно поддерживать оптимальный уровень жидкости, а также сама жидкость должна оставаться чистой, без загрязнений и примесей. Другими словами, необходимо проверять уровень жидкости в автомате и регулярно менять жидкость АКПП, причем выполнять полную (аппаратную) замену, параллельно меняя масляные фильтры коробки автомат.
Если ATF почернела или цвет стал темно-коричневым, масло изменило свойства, потеряна прозрачность, отмечено появление горелого запаха, это указывает на необходимость замены или же проблемы с АКПП. Менять жидкость в коробке автомат нужно каждые 40-50 тыс. км. пробега.
В случаях, когда владелец практикует частичные замены, тогда проводить такую процедуру требуется каждые 15 тыс. км. пробега (с учетом того, что такая замена является всего лишь «освежением» части масла).
Также добавим, что при заменах не допускается как недолив масла до оптимального уровня, так и перелив жидкости АКПП. В обоих случаях отклонения от нормы приводят к износу коробки, появлению толчков при переключениях, пробуксовок, подгоранию фрикционов и т.д.
Подведем итоги
Как видно, жидкость ATF является особым типом трансмиссионного масла, которое выполняет в агрегате целый ряд задач. При этом такую жидкость нужно правильно подбирать для каждой АКПП, а также регулярно менять в процессе эксплуатации автомобиля. Параллельно уровень масла в АКПП нужно постоянно контролировать, не допуская снижения или превышения ниже оптимальной отметки.
Такой подход позволит не только увеличить срок службы автоматической коробки передач, но и улучшить качество ее работы во время езды (плавные и своевременные переключения передач, отсутствие пробуксовок, рывков АКПП и т.д.).
Напоследок отметим, что если вы не знаете, как выбрать ATF, лучше приобретать только оригинальную жидкость и соблюдать все рекомендации производителя авто или коробки. Если же планируется использовать сторонние продукты, тогда лучше всего обращать внимание на современные «универсальные» ATF, подходящие для разных АКПП.
В данном случае, особенно при учете правильного подбора жидкости, качественный продукт вполне способен обеспечить нормальную работу коробки автомат и сохранение ресурса агрегата.
Mobil ATF™ D/M
Особенности и преимущества
Преимущества Mobil ATF D/M по сравнению с трансмиссионными жидкостями более низкого качества:
• Превосходная устойчивость к окислению — помогает противостоять химическому износу в течение длительного периода эксплуатации.
• Высокий индекс вязкости — помогает сохранить достаточную смазочную массу для эксплуатации в суровых жарких условиях без чрезмерного загустевания при низких начальных температурах
• Предотвращение коррозии — помогает обеспечить защиту от ржавчины и коррозии, а также специальную защиту для паяных фитингов
• Стойкость к пенообразованию — содержит эффективный противовспениватель
• Совместимость с эластомерами — не вредит материалам уплотнений из синтетического каучука.
• Хорошие смазывающие характеристики — обеспечивает тихую работу, плавное переключение передач и превосходную защиту от износа.
• Контролируемые фрикционные свойства — передача мощности плавная и эффективная во всех нормальных диапазонах температур.
Области применения
Mobil ATF D/M рекомендована ExxonMobil для использования в областях, требующих: GM DEXRON® IIIH, Ford MERCON® и Allison C-4
Примечание. Mobil ATF D/M не рекомендуется для других применений, включая GM DEXRON® VI, Ford MERCON® V , MERCON LV®, MERCON SP® и Type F ATF
Mobil ATF D/M также Может использоваться в качестве смазочного масла в некоторых типах ротационных воздушных компрессоров при определенных условиях эксплуатации. Его низкотемпературные свойства и стойкость к окислению являются важными факторами в соответствии требованиям этой службы. (Пожалуйста, обратитесь к руководству по обслуживанию производителя для получения необходимых спецификаций перед использованием).
Надлежащая практика технического обслуживания требует, чтобы автоматические коробки передач проверялись на надлежащий уровень жидкости через регулярные промежутки времени, а жидкость сливалась и заменялась через промежутки времени, рекомендованные производителем. Некоторые производители рекомендуют более частую замену трансмиссионной жидкости в тяжелых условиях эксплуатации.
Спецификации и допуски
Этот продукт рекомендуется для использования в приложениях, требующих: |
Эллисон С-4 |
Форд МЕРКОН |
ГМ ДЕКСРОН IIIH |
Свойства и характеристики
Недвижимость | |
ASTM Цвет, ASTM D1500 | Красный |
Температура вспышки, открытый тигель Кливленда, C(F), ASTM D92 | 180 (356) |
Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с, ASTM D445 | 7,4 |
Кинематическая вязкость при 40°C, мм2/с, ASTM D445 | 35,3 |
Индекс вязкости, ASTM D2270 | 183 |
Вязкость по Брукфилду при -40°C, мПа·с, ASTM D2983 | 16670 |
Плотность при 15,6°С, кг/л, ASTM D4052 | 0,850 |
Здоровье и безопасность
Рекомендации по охране здоровья и безопасности для этого продукта можно найти в паспорте безопасности материала (MSDS) @ http://www. msds.exxonmobil.com/psims/psims.aspx
Mobil™ ATF+4 | Mobil™
Особенности и преимущества
Выдающиеся рабочие характеристики Mobil ATF+4 обеспечивают следующие преимущества при использовании в автомобилях Chrysler:
• Отличные характеристики текучести при низких пусковых температурах и высоких рабочих температурах
• Улучшенные характеристики переключения передач и автомобиля управляемость/улучшение характеристик вибраций в автомобилях Chrysler
• Хорошая стабильность вязкости
• Отличная устойчивость к окислению, меньшее разрушение жидкости при эксплуатации при высоких температурах
• Надежная защита от ржавчины и коррозии
• Обеспечивает более надежную защиту от износа для максимального срока службы трансмиссии/трансмиссии
Области применения
Mobil ATF +4 рекомендована ExxonMobil для использования в следующих областях: разработано для автомобилей Chrysler, включая Dodge, Plymouth, Eagle и некоторые модели Jeep, для которых требуется жидкость, соответствующая спецификации ATF+4.
• Приложения Mitsubishi и Hyundai, в которых используется MS-9.Указана жидкость типа 602.
• Услуги, в которых указаны жидкости типа ATF+, ATF+2 и ATF+3, включая некоторые механические коробки передач, раздаточные коробки и блоки рулевого управления с усилителем (1999 г. и позже).
Mobil ATF+4 не рекомендуется для автомобилей, для которых требуются жидкости типа Ford Mercon® или General Motors Dexron®.
В автоматических коробках передач необходимо регулярно проверять уровень жидкости, а жидкость следует заменять с периодичностью, рекомендованной производителем. Однако это может варьироваться в зависимости от условий эксплуатации вашего автомобиля. Некоторые производители рекомендуют более частую замену трансмиссионной жидкости в тяжелых условиях вождения, таких как интенсивное движение, жаркая погода и буксировка прицепа.
Спецификации и допуски
Этот продукт имеет следующие сертификаты: |
Крайслер МС-9602 |
Свойства и характеристики
Недвижимость | |
Вязкость по Брукфилду при -40°C, мПа·с, ASTM D2983 | 8800 |
Цвет, визуальный | Красный |
Температура вспышки, открытый тигель Кливленда, °C, ASTM D92 | 200 ( 392 ) |
Кинематическая вязкость при 100°C, мм2/с, ASTM D445 | 7,5 |
Кинематическая вязкость при 40°C, мм2/с, ASTM D445 | 34,4 |
Температура застывания, °C, ASTM D97 | -50 (-58) |
Индекс вязкости, ASTM D2270 | 194 |
Здоровье и безопасность
Рекомендации по охране здоровья и безопасности для этого продукта можно найти в паспорте безопасности материала (MSDS) @ http://www.