Нива 21214 не включаются вентиляторы охлаждения: вентилятор охлаждения нива

вентилятор охлаждения нива

Оборудование

Особенности системы охлаждения Нивы.

Систем охлаждения двигателя ВАЗ-21214 рассчитана для езды по бездорожью, то есть для работы долгое время на пониженной скорости и больших оборотах. Это приводит к сильному нагреву двигателя. Поэтому на «Нивах» устанавливается радиатор охлаждения несколько больший, чем на классике и два вентилятора охлаждения.

Фактически машины эксплуатируются в основном в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того при работе вентилятор охлаждения Нива издают не малый шум, что сказывается на комфорте.

Описание схемы вентиляторов Нивы.

В заводской схеме вентиляторы подключаются параллельно друг другу, а включение осуществляется автоматически через два реле. Автоматическое включение зависит от типа двигателя. На карбюраторном двигателе включении осуществляется датчиком, установленном на радиаторе. Температура в этом случае зависит от температуры срабатывания датчика указанной на корпусе. На инжекторном двигателе включение вентиляторов осуществляет блок управления двигателем при достижении температуры записанной в программе управления.

Неисправности вентиляторов

Рассмотрим, какие могут возникнуть неисправности вентилятора охлаждения Нива и как их выявить. Самая распространённая неисправность перегорание предохранителей.

Перегорает предохранитель.

Однократное появление такой неисправности не говорит о неисправности проводки или самих вентиляторах. При работе предохранители нагреваются и со временем выходят из строя. Их достаточно просто заменить. Находятся они на карбюраторной машине в нижнем блоке предохранителей, а на инжекторной в дополнительном блоке у стойки водительской двери.

Если предохранители перегорают непосредственно при включении вентиляторов, то необходимо найти короткое замыкание или заменить вентилятор. Для определения места неисправности достаточно разъединить фишку на электродвигатель вентилятора и соединить между собой провода на датчике радиатора при включенном зажигании.

На инжекторном двигателе для проверки необходимо снять фишку с датчика температуры, который находится на термостате. При этом блок управления двигателем перейдёт в аварийный режим и задействует программу работы с неисправным датчиком температуры и включит реле вентиляторов. Если предохранитель при этом сгорит, то необходимо найти и устранить короткое замыкание. Если предохранитель останется целым, то проблема, скорее всего в электродвигателе вентилятора. Неисправные вентиляторы имеют заедание или затруднённое вращение. Это может быть вызвано отпадание магнита статора или износ втулок якоря. Неисправный вентилятор следует заменить.

Вентилятор не включается

Ещё одна распространённая неисправность, когда вентилятор не включается при достижения температуры срабатывания. Причина может быть в неисправности датчика вентилятора на карбюраторной машине или блока управления двигателем на инжекторной, неисправность реле, обрыв проводов, неисправность электродвигателя вентилятора.

Поиск неисправности лучше начать с проверки датчика температуры или блока управления. Делается это как описано ранее перемыканием проводов на датчике карбюраторного двигателя или снятия фишки с датчика температуры на инжекторном. Если вентиляторы при этом не заработают, то необходимо проверить реле включения.

Реле находятся под панелью приборов на передней стенке. Для проверки снимите фишку с реле и проверьте наличие питания на выводах 30 и 85. Если питания нет, проверьте состояние предохранителя и проводов. При наличии питания соедините выводы 86 и 85 реле контрольной лампой. Если контрольная лампа не загорит, то оборван провод от разъёма ЭБУ до гнезда реле или не исправен сам ЭБУ. Загоревшая лампа свидетельствует о неисправности реле.

Для проверки реле соедините куском медного провода выводы 87 и 30, что должно вызвать срабатывание вентиляторов. Если этого не произошло, то подключите к разъёму контрольную лампу, не убирая перемычку из разъёма реле. Если лампа не загорит, то соедините один конец контрольной лампы с корпусом, а вторым проверьте наличие плюса на разъёме.

Если при этом контрольная лампа не загорит, то обрыв провода от реле, до разъёма вентилятора. Соответственно свечение лампы свидетельствует о плохом контакте минусового провода с корпусом или об обрыве провода. Наличие питания и минуса говорит неисправности электродвигателя.

В случае, когда при перемыкании выводов реле вентилятор начнёт работать необходимо, проверить состояние проводов соединяющих датчик температуры или блок управления двигателем в зависимости от типа двигателя.

Как включаются вентиляторы на ниве 21214. Вентилятор охлаждения нива

Схема подключение вентиляторов Нива ВАЗ-21214 идентична схеме других автомобилей семейства ВАЗ. Единственным отличаем, является наличие двух вентиляторов, которые включаются при помощи двух реле. Это вызвано работой двигателя с большими нагрузками при езде по бездорожью. В условиях города этого практически не нужно, за исключением может быть езды в пробках в жаркую погоду. При включении вентиляторы создают некий дискомфорт, так как издают шум. Уменьшить шум можно снизив скорость вращения электродвигателей или отключив один из вентиляторов. Во втором случае включение второго вентилятора можно сделать принудительно от кнопки или клавиши.

Способы подключения вентиляторов.

Существует два способа снижения оборотов вращения электродвигателей вентиляторов. Первый это подключение последовательно с каждым электродвигателем вентилятора дополнительного сопротивления достаточной мощности. Второй способ подключение вентиляторов Нива последовательно. Недостатком в первом случае является поиск сопротивления, которое ещё и будет греться. Во втором случае необходимо минимум переделок. Достаточно вытащить из разъёма первого вентилятора минусовой провод, а из разъёма второго плюсовой. После этого соединить освободившиеся клеммы на двигателях проводом соответствующего сечения. Но в этом случае, что бы включить вентиляторы на большие обороты потребуется переделывать всё обратно.

Если Вы хотите чтобы вентиляторы могли работать на малых и на больших оборотах в зависимости от нагрева двигателя то потребуется установка дополнительного реле, которое будет переключать вентиляторы из последовательного в параллельное соединение. Управление этим реле можно сделать ручным или автоматическим. Так же можно объединить оба способа управления. Исполнение схемы подключение вентиляторов Нива может быть различная, в зависимости от типа двигателя и Ваших предпочтений.

При ручном переключении необходимо установить переключатель, лучше всего подойдёт клавиша, а для автоматического управлении дополнительный датчик включения с температурой срабатывания меньше основного.

Последовательное подключение вентиляторов.

Рассмотрим схему Подключение вентиляторов Нива в последовательном соединении. Для соединения вентиляторов последовательно нам необходимо дополнительное реле. Подойдёт универсальное пяти контактное реле типа 98.3777 которое лучше всего разместить рядом с вентиляторами. Выводы 85 и 86 этого реле это выводы катушки электромагнита. Вывод 30 подвижный контакт, а выводы 87 и 87А неподвижные контакты. Из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, извлекаем минусовой провод, он обычно чёрного цвета. Подключаем этот провод к выводу 87А реле, а освободившееся место соединяем проводом с выводом 30. Вывод 87 соединяем с плюсовым проводом второго вентилятор. Теперь при замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключённом параллельно. Из гнезда штатного реле включения вентилятора, над которым проводилось переключение, извлекаем провод, с катушки электромагнита идущий с блока управления двигателем или датчика включения и подключаем его к выводу 85 добавленного реле. Вывод 86 соединяем с массой автомобиля. Освободившийся вывод штатного реле необходимо соединить с дополнительным датчиком включения или клавишей.

На карбюраторных автомобилях можно использовать два датчика включения с различной температурой срабатывания. Например, для малых оборотов с температурой включения 78 — 82, а для полных оборотов 90 — 95. Поставить дополнительный датчик можно в верхний патрубок. Для инжекторных двигателей несколько проще, если есть место на радиаторе то поставьте датчик туда. Если места нет то можно сделать вставку в верхний патрубок и поставить там.

Как работает схема подключение вентиляторов Нива описанная выше?

При достижении температуры двигателя порога срабатывания датчика с низкой температурой сработает реле к которому он подключён.

При этом ток от предохранителя через контакты реле поступит на плюсовую щётку первого вентилятора. Затем пройдя через обмотку якоря на минусовую щётку и через контакты дополнительного реле на электродвигатель второго вентилятора. На коллекторах электродвигателей будет ½ от напряжения бортовой сети. Это приведёт к снижению оборотов в двое, а соответственно уменьшится шум.

Если температура двигателя достигнет порога срабатывания второго датчика или температуры включения вентиляторов ЭБУ, то питание получат катушки дополнительного реле и реле второго вентилятора. Подвижный контакт дополнительного реле переключит провод от электродвигателя вентилятора на массу автомобиля, в тоже время замкнётся реле второго вентилятора. Это приведёт к переключению вентиляторов в параллельное соединение.

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»

admin 09/05/2015

Систем охлаждения двигателя ВАЗ-21214 рассчитана для езды по бездорожью, то есть для работы долгое время на пониженной скорости и больших оборотах. Это приводит к сильному нагреву двигателя. Поэтому на «Нивах» устанавливается радиатор охлаждения несколько больший, чем на классике и два вентилятора охлаждения.

Фактически машины эксплуатируются в основном в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того при работе вентилятор охлаждения Нива издают не малый шум, что сказывается на комфорте.

Описание схемы вентиляторов Нивы.

В заводской схеме вентиляторы подключаются параллельно друг другу, а включение осуществляется автоматически через два реле. Автоматическое включение зависит от типа двигателя. На карбюраторном двигателе включении осуществляется датчиком, установленном на радиаторе. Температура в этом случае зависит от температуры срабатывания датчика указанной на корпусе. На инжекторном двигателе включение вентиляторов осуществляет блок управления двигателем при достижении температуры записанной в программе управления.

Неисправности вентиляторов

Рассмотрим, какие могут возникнуть неисправности вентилятора охлаждения Нива и как их выявить. Самая распространённая неисправность перегорание предохранителей.

Перегорает предохранитель.

Однократное появление такой неисправности не говорит о неисправности проводки или самих вентиляторах. При работе предохранители нагреваются и со временем выходят из строя. Их достаточно просто заменить. Находятся они на карбюраторной машине в нижнем блоке предохранителей, а на инжекторной в дополнительном блоке у стойки водительской двери.

Если предохранители перегорают непосредственно при включении вентиляторов, то необходимо найти короткое замыкание или заменить вентилятор. Для определения места неисправности достаточно разъединить фишку на электродвигатель вентилятора и соединить между собой провода на датчике радиатора при включенном зажигании.

На инжекторном двигателе для проверки необходимо снять фишку с датчика температуры, который находится на термостате. При этом блок управления двигателем перейдёт в аварийный режим и задействует программу работы с неисправным датчиком температуры и включит реле вентиляторов. Если предохранитель при этом сгорит, то необходимо найти и устранить короткое замыкание. Если предохранитель останется целым, то проблема, скорее всего в электродвигателе вентилятора. Неисправные вентиляторы имеют заедание или затруднённое вращение. Это может быть вызвано отпадание магнита статора или износ втулок якоря. Неисправный вентилятор следует заменить.

Вентилятор не включается

Ещё одна распространённая неисправность, когда вентилятор не включается при достижения температуры срабатывания. Причина может быть в неисправности датчика вентилятора на карбюраторной машине или блока управления двигателем на инжекторной, неисправность реле, обрыв проводов, неисправность электродвигателя вентилятора.

Поиск неисправности лучше начать с проверки датчика температуры или блока управления. Делается это как описано ранее перемыканием проводов на датчике карбюраторного двигателя или снятия фишки с датчика температуры на инжекторном. Если вентиляторы при этом не заработают, то необходимо проверить реле включения.

Реле находятся под панелью приборов на передней стенке. Для проверки снимите фишку с реле и проверьте наличие питания на выводах 30 и 85. Если питания нет, проверьте состояние предохранителя и проводов. При наличии питания соедините выводы 84 и 85 реле контрольной лампой. Если контрольная лампа не загорит, то оборван провод от разъёма ЭБУ до гнезда реле или не исправен сам ЭБУ. Загоревшая лампа свидетельствует о неисправности реле.

Для проверки реле соедините куском медного провода выводы 87 и 30, что должно вызвать срабатывание вентиляторов. Если этого не произошло, то подключите к разъёму контрольную лампу, не убирая перемычку из разъёма реле. Если лампа не загорит, то соедините один конец контрольной лампы с корпусом, а вторым проверьте наличие плюса на разъёме. Если при этом контрольная лампа не загорит, то обрыв провода от реле, до разъёма вентилятора. Соответственно свечение лампы свидетельствует о плохом контакте минусового провода с корпусом или об обрыве провода. Наличие питания и минуса говорит неисправности электродвигателя.

Продолжительность эксплуатации двигателя внедорожника Нива во многом зависит от того, насколько эффективно работает охлаждение ВАЗ-2121. Ведь перегрев — первый враг силового агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.

Вот почему так важна исправность узлов и элементов охладительного контура. Чтобы уметь их обслуживать и выявлять неисправности, нужно разобраться, из чего состоит схема и как функционирует охлаждение Нивы.

Устройство охладительной сети автомобиля

Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:


  1. Механический водяной насос (помпа). Установлен в блоке цилиндров с передней стороны, его крыльчатка погружена в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Приводится в действие ременной передачей.
  2. Механический термостатический элемент (термостат). Находится с правой стороны от блока по ходу движения. От него патрубки идут к водяной рубашке и радиатору.
  3. Радиатор охлаждения с 2 пластиковыми бачками по бокам. Расположен в передней части машины.
  4. Вентилятор с воздушным диффузором. Прикреплен к внутренней стороне радиатора.
  5. Расширительный пластмассовый бачок с крышкой, оборудованной клапанами. Подключен патрубком к радиатору.
  6. Теплообменник отопителя салона, снабженный краном.

Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.


Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:

  • на машинах с прямым впрыском топлива на радиаторе установлено 2 электрических вентилятора вместо 1 механического;
  • патрубки для подогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.

В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.

Принцип действия

Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость — антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы — 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.


Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:

  1. Когда мотор не прогрет до рабочей температуры (90 °С), антифриз, побуждаемый помпой, циркулирует по малому контуру охлаждения: двигатель, термостат, радиатор отопителя салона.
  2. При нагреве силового агрегата заслонка термостата начинает приоткрываться, пропуская часть жидкости в большой контур, куда входит основной радиатор. Перемещение заслонки начинается с температуры около 80 °С, а при достижении 92-94 °С она открыта полностью. Практически весь антифриз теперь движется по большому кругу, охлаждаясь в основном радиаторе.
  3. Малое кольцо циркуляции не закрывается, ведь печка тоже должна функционировать. Но туда поступает гораздо меньше жидкости из-за малых диаметров патрубков. К этой же линии подключен подогрев карбюратора или дроссельной заслонки.
  4. На Ниве ВАЗ-2121 вентилятор установлен на оси водяного насоса и постоянно гонит воздух на блок цилиндров. В моделях ВАЗ-21214 и 2131 2 электрических вентилятора включаются поочередно либо вместе, подчиняясь команде контроллера, а тот ориентируется на показания датчика температуры. Порог включения — приблизительно 100 °С.
  5. Лишний объем антифриза, возникающий при нагреве, уходит по шлангу в расширительный бачок. При этом давление в системе возрастает, что еще больше затрудняет закипание жидкости. При остывании идет обратный процесс: антифриз возвращается в систему.

В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.

Возможные неисправности

Чтобы избежать неприятностей с перегревом двигателя, необходимо контролировать и обслуживать охладительную систему Нивы.

Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения неисправностей в ней случается не так много:

  1. Когда автомобиль греется до максимума в любую погоду, а патрубки основного радиатора холодные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, только меняется.
  2. Электрические вентиляторы включаются как попало, в том числе на холодном двигателе, а при перегреве могут и не запуститься. Это значит, что вышел из строя и подлежит замене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
  3. Когда указатель на панели выдает неточные данные или не показывает температуру, надо поменять второй датчик, стоящий в головке цилиндров.
  4. Постоянно снижается уровень жидкости в бачке. Надо искать и устранять протечку на патрубках или в одном из радиаторов.

Важно периодически проверять наличие люфта оси водяного насоса. Его появление говорит об износе подшипника, необходимо как можно быстрее поменять помпу.

Правильная работа вентиляторов охлаждения радиатора Ваз НИВА. Температура включения вентиляторов +95+98 градусов. Продолжительность работы вентиляторов зависит от температуры окружающей среды и состояния (исправности всех составляющих) охлаждающей системы двигателя. Если вентиляторы не нормально долго работают, то при необходимости можно найти причину. В предыдущих видео я об этом рассказывал. Ссылки ниже в описание:
Как удалить воздушную пробку ВАЗ НИВА. Правильно удаляем воздушную пробку ВАЗ НИВА

Проверка термостата ВАЗ НИВА не снимая. Выбор термостата ВАЗ НИВА
Все признаки пробитой прокладки ГБЦ ВАЗ НИВА. На всех стадиях разрушения прокладки головки блока

Признаки неисправности помпы. Выбор помпы ВАЗ. Устройство помпы Ваз НИВА.
Все причины перегрева и кипения двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ НИВА

Подробно. Почему Не включаются вентиляторы охлаждения радиатора НИВА ВАЗ
Идеальное включение и работа вентиляторов ВАЗ НИВА. Температура включения вентиляторов охлаждения радиатора

Комментарии

Упреждающий удар

Андрей, у вас вентиляторы штатные? Гудят они у вас вроде не так сильно, как у нашей 2131. Наша как завоет, то за километр слышно. Правда судя по приборной панели у вас авто старше нашей (наша 2013 года), но вентиляторы у вас тоже электрические и визуально похожи на те, что на нашей Ниве. Не сталкивались с такой ситуацией?

Ruslan Rinatovich

респект нивоводам)

Александр Бондаренко

Ой эти вентиляторы гадские, воют так что сразу понимаешь что где-то в пробке едет нива, а как они обращают на себя взоры соседей по потоку. Воют у всех одинаково, просто по видео кажется что тише. А вот такой вопрос у меня М-ка 2014 когда заливаю топливо стрелка при полном баке не доходит то максимума, это так у всех? Еще вопрос когда бензин залит на половину или четверть появляется запах бензина в салоне, но такой не явный а на полный бак все в норме и никаких запахов.

Кристина Шагазизова

Нива21214 2000 год, Вентиляторы работают Без шума!!! Почему???

Так какая температура включения, считается правильной и безопасной для двигателя.. На БК можно выставить хоть 90…

макс хренов

Спасибо Андрей. Вчера ниву испытывал на бездорожье) вентиляторы работают, включаются только когда стрелка подходит к 130, и как то быстро отключаются, буквально 40 секунд и все. Когда следующее видео)?

Андрей Лапочкин

Для +gruzchik79. Здравствуйте. Рабочая температура +90С, но вентиляторы должны включаться по стандарту в +95+98С.- это для более полного сгорания топлива. Для материалов самая безопасная температура двигателя вообще +85С. Поставьте +85С, только если у вас открывается термостат в +87С, то зачем вентиляторам включаться в +85. Да и +90С тоже рано. На 2112 в +101С включается в 97-98 выключается. Температура включения вентилятора на двигателях последнего поколения ВАЗ 2110 -2112 вообще (100-105 С) Она является завышенной к нормальной рабочей температуре двигателя (85-90 С). Это нововведение связано с борьбой производителя за более чистый выхлоп из трубы (требования современных стандартов евро 3 и выше). При данной температуре происходит более полное сгорание топлива и его составляющих, но нагрузка на металл, пластик, резину, провода больше и как следствие износ быстрее. Поэтому 95-98- оптимально (идеально) на мой взгляд. Но вы можете сделать +90. Ни кто не запрещает. Каждый сам для себя решает.

матовый 159 рус

Здравствуйте Андрей может вы знаете в чем проблема и подскажите мне пришел утром в авто вечером шел дождь и на полу у ног водителя обнаружил воду и на коробочке где наклеен чек трогал под панелью вроде все сухо откуда могла проити вода так и не понял заранее спасибо

Азат Галиев

Здравствуйте Андрей столкнулся с такой проблемой- не включается левый вентилятор(со стороны водителя) на прямую соединял винт в порядке, а правый включается уже на 100+ в чем может быть дело?

матовый 159 рус

Здравствуйте, простите что так часто обращаюсь у меня почемуто в один прекрасный момент 1 вентилятор не отключился и продолжал работать в течении мин 30 глушил машину снимал клему все равно он не отключался причем когда заглушил он продолжал работать, тока клема его глушила достал предохранитель он заглох потом подождал мин 15 вставил предохранитель вентилятор снова заработал повернул ключ зажигания вентилятор перестал работать не чего не понял поехал дальше «НИВА УРБАН» (продается если что:). )

Здравствуйте. огромное Вам спасибо за ваши труды! Для меня, как начинающего нивавода, это бесценные знания. Удачи Вам!

Тож такая ХЭ на 214 , запах от бенза. Смотрел вроде везде всё нормально, насос разок снимал и заодно сетку поменял на бензоприёмнике насоса — вся забита была хрен пойми ЧЕМ??? Хлопья какие то (видать такой бенз качественный) . Там ещё — расширительный бачок, под обшивкой, пишут что — трещина на трубке — штуцер бачка, тож смотрел, нормально, а запах Нет, да -появляется, особенно после заправки. Что датчик бенза у всех пиз/НЕправильно кажут, да и бак под завязку вбить на Ниве, тож надо умудриться. Пока не смог «победить» — запах бензина в салоне!

Решите, какой электровентилятор действительно нужен вашей поездке

Теперь, когда зима уходит, пришло время вернуть наши классические аттракционы в начало списка приоритетных дел — или, в данном случае, удовольствия. Если во время прошлогоднего летнего круиза показания датчика температуры вашего автомобиля были выше, чем вы думаете, возможно, пришло время взглянуть на систему охлаждения вашего автомобиля.

Хотя проблемы с охлаждением могут быть разными, на этот раз я решил, что нам нужно обсудить вентиляторы. В частности, электрические вентиляторы. Есть много неправильных вариантов, которые можно сделать, пытаясь решить, какой вентилятор охлаждения нужен конкретному автомобилю, и чтобы облегчить эту ситуацию, я решил обратиться к людям из SPAL USA, чтобы получить достоверную информацию, которую мы все можем использовать.

Хотя штатный механический вентилятор в вашем классическом автомобиле может подойти вашему автомобилю во время движения по шоссе, иногда возникают ситуации, требующие замены электрического блока. Но смотрели ли вы, какие размеры и стили электрических вентиляторов доступны? Расскажите о запутанном решении.

Что есть что?

Если вы хотите добавить установку электрического вентилятора, вам сначала нужно выяснить, какие электрические вентиляторы лучше всего подходят для вашего приложения. Например, может ли между двигателем и радиатором поместиться вытяжной вентилятор, или вам нужен толкатель? Установка является большой проблемой для многих, кто хочет добавить электрические вентиляторы.

Здесь есть пара проблем. Для начала вентилятор лучше смонтировать за радиатором. Как показано, вентилятор будет перемещать воздух только через небольшую часть радиатора, прямо там, где он установлен, остальная часть радиатора не получает выгоды от воздушного потока вентилятора.

Я проверил веб-сайт SPAL и нашел как толкающие, так и съемные вентиляторы в качестве доступных вариантов. Вентилятор толкающего типа устанавливается на передней части радиатора и, как видно из его названия, прогоняет воздух через радиатор. Выталкивающие вентиляторы обычно устанавливаются, когда просто недостаточно места для установки вентилятора между радиатором и двигателем. К сожалению, установка вентилятора перед радиатором также ограничивает поток воздуха через радиатор. Вытяжной вентилятор, безусловно, является более популярным выбором. Он более эффективен, поскольку крепится к задней части радиатора, пропускает воздух и не блокирует поток воздуха.

Вытяжной вентилятор обычно рассматривается как наилучшая практика, поскольку двигатель/вентилятор представляет собой сопротивление после радиатора. – Брент Чак, SPAL USA

«Вытяжной вентилятор обычно рассматривается как лучшая практика, поскольку двигатель/вентилятор представляет собой сопротивление после радиатора», – говорит Брент Чак, инженер по применению в SPAL USA. «Вытяжные вентиляторы обычно меньше влияют на охлаждение набегающего воздуха на скорости шоссе, чем выталкивающие вентиляторы. Наши [вентиляторные] двигатели представляют собой круг диаметром 5 дюймов, поэтому, когда вы помещаете толкающий вентилятор перед радиатором, вы можете представить себе 5-дюймовый «мертвый круг» в том месте, где находится вентилятор. Этот мертвый круг по-прежнему возникает при использовании вытяжного вентилятора, но он не оказывает такого большого влияния на высокоскоростное охлаждение автомобиля. Нагнетательный вентилятор обычно воздействует на более холодный/более плотный воздух, поэтому вы обычно получаете более высокий массовый расход через систему с нагнетательным вентилятором. Двигатель вентилятора также работает в более холодной среде (в толкательной конфигурации), что обычно увеличивает срок службы двигателя, поскольку двигатель работает при более низкой температуре».

Брент продолжает: «На самом деле толкатели не могут использовать кожух, поэтому вы теряете эффективность, которую можно было бы получить за счет хорошей конструкции кожуха, направляющего поток воздуха со всей поверхности радиатора с помощью съемника. Вы получаете лучшее рассеивание воздушного потока на поверхность радиатора с помощью вытяжного вентилятора и хорошей конструкции кожуха. Толкатели в основном просто направляют воздушный поток через радиатор».

Слева направо: прямые лезвия (Арт.: 30102120), изогнутые лезвия (Арт.: 30102049)и лопасть весла (артикул: 30102082). Что вы выберете, зависит от определенных факторов, таких как шум и воздушный поток.

Преодоление засоров

Другим трудным моментом является герметизация системы нагнетательного вентилятора. Как правило, конденсаторы и радиаторы кондиционера имеют воздушные промежутки между ними, что затрудняет герметизацию системы и обеспечение того, чтобы поток вентилятора проходил как через радиатор, так и через конденсатор кондиционера. Большая часть воздушного потока пойдет по пути наименьшего ограничения. Если у вас есть зазоры, через которые воздух может выходить, а не проходить через сердцевину, он, скорее всего, будет выходить и не очень хорошо охлаждаться. Кто-то может возразить, что в этом случае толкатель более эффективен, потому что воздух, на который воздействует вентилятор, часто холоднее и плотнее, чем воздух, который можно увидеть при помощи съемника в моторном отсеке. Это может быть правдой, но обычно преимущества толкателя в более холодном воздухе не перевешивают недостатки установки вентилятора перед радиатором».

Это все равно, что увидеть машину с толкающим и вытяжным вентилятором на одном радиаторе. Может ли это работать? Да, но идеально ли это? Нет, абсолютно нет. — Брент Чак, SPAL USA

Услышав заявление Брента, я задался вопросом, рекомендует ли SPAL USA когда-либо использовать электрический вентилятор в толкающем устройстве? «Да, — говорит Брент. «В некоторых случаях, когда места мало, и это единственный вариант. Но на самом деле это не считается хорошей практикой в ​​нашей отрасли. Это как увидеть машину с толкающим и вытяжным вентилятором на одном радиаторе. Может ли это работать? Да, но идеально ли это? Нет, абсолютно нет».

Прямая, изогнутая или лопастная

Еще один момент, на который следует обратить внимание, это конструкция лезвия. Существуют различные конструкции, и с типичным классическим уличным использованием, какой дизайн лопасти вентилятора является наиболее универсальным/рекомендуемым? «В случае с хот-родами все обычно сводится к упаковке вентиляторов в транспортном средстве, — говорит Брент. «Вентиляторы часто являются последним фактором при сборке автомобиля. Поэтому обычно ограничивающими факторами являются «сколько места» у клиентов для фанатов.

«Наши «тонкие» электрические вентиляторы разработаны для максимальной производительности, оставаясь при этом тонкими. Обычно эти вентиляторы работают на более высоких оборотах и ​​имеют менее чем желаемые шумовые характеристики. Примерами тонких лопастей могут быть прямые лопасти (артикул: 30102120) или вентиляторы с S-образными изогнутыми лопастями (артикул: 30102049)..) Эти вентиляторы часто издают шум, который не нравится нашим клиентам, но они могут обеспечить достойную производительность воздушного потока при сохранении тонкого профиля. Прямое лезвие обеспечивает больше шума и большую производительность, чем изогнутое лезвие на эквивалентном двигателе. Лезвие типа «S» обеспечивает более низкую производительность и немного меньший уровень шума».

Следующий тип лезвия, о котором мы должны поговорить, — это лезвие с веслом. Обычно это самые тихие из доступных лезвий, поскольку изогнутые края снижают уровень шума без ущерба для производительности. Большая площадь поверхности увеличивает вес лопасти, что позволяет снизить обороты для обеспечения необходимого воздушного потока. Однако такая конструкция увеличивает потребляемый ток в электрической системе.

Электрический вентилятор с лопастными лопастями компании SPAL (номер детали: 30102082) имеет агрессивный профиль лопастей с более толстыми лопастями. Этот тип лопасти обеспечивает хороший воздушный поток и характеристики давления при более низких оборотах. С лопастными лопастями вы получаете вентилятор, который хорошо работает и обеспечивает более тихие шумовые характеристики.

Когда дело доходит до конструкции лопастей вентилятора, на самом деле не существует «лучшего варианта». По словам Брента, «все сводится к физике, и бесплатного обеда не бывает. Вы либо движете воздух и издаете какой-то шум, либо вы на самом деле не движете воздух».

Проверить рейтинги

Но как оцениваются электрические вентиляторы? Вы увидите, как многие компании разбрасываются цифрами в кубических футах и ​​ожидают, что вы поймете. Электрические вентиляторы оцениваются в зависимости от количества воздуха, которое может быть протолкнуто или пропущено через радиатор. Это измерение является рейтингом CFM (кубических футов в минуту). При выборе электрического вентилятора, который лучше всего подходит для вашего приложения, вам необходимо сначала определить идеальную величину воздушного потока, необходимую для удовлетворения вашей охлаждающей способности. Ориентировочно, типичный малый блок использует примерно от 2800 до 3000 кубических футов в минуту воздушного потока, в то время как большой блок обычно требует 4500 кубических футов в минуту. Опять же, это всего лишь приблизительные рекомендации, а не жесткие правила. Однако рейтинги CFM могут быть не такими важными, как вы думаете.

Большинство вентиляторов оцениваются по количеству воздуха, которое они могут увеличить (CFM). При выборе электрического вентилятора, который лучше всего подходит для вашего приложения, вам необходимо сначала определить идеальную величину воздушного потока, необходимую для удовлетворения вашей охлаждающей способности.

«Не беспокойтесь о рейтингах CFM», — уверяет Брент. «Энтузиасты думают, что им нужно 2000 или 3000 кубических футов в минуту, но на самом деле это может быть не так. Оценки CFM часто получают в условиях свободного воздуха, что не соответствует условиям, в которых люди работают с электрическим вентилятором, установленным на радиаторе. Это означает, что эта цифра не имеет большого значения. Это то, что полезно знать, но я не рекомендую обращать внимание при выборе вентилятора».

Если на электровентиляторе заявлено 2000 кубических футов в минуту, это не будет 2000 кубических футов в минуту, как только вы установите его на радиатор. Просто поймите, как выглядит ваш блок радиаторов (радиатор, конденсатор кондиционера, масляный радиатор), и поймите, что каждый компонент добавляет ограничения в систему. Чем больше ограничений вы добавляете, тем большее [статическое] давление должен создать ваш вентилятор, чтобы преодолеть ограничение.

Если у вас ограниченная система охлаждения, ищите вентилятор, создающий большее давление. – Брент Чак СПАЛ США

«Если у вас ограниченная система охлаждения, поищите электрический вентилятор, создающий большее давление», — говорит Брент. «SPAL имеет табличные данные о воздушном потоке, доступные для всех наших вентиляторов. Посмотрите на данные о воздушном потоке, а не просто на самый высокий показатель CFM. Кроме того, посмотрите, сколько ампер потребляет вентилятор и какое статическое давление он может создать. Сравните табличные данные между другими моделями вентиляторов, и вам станет проще сравнивать и более очевидно, какие модели лучше подходят для вашего приложения, если у вас есть все данные. Даже если вы не знаете требования к статическому давлению вашего радиатора, вы все равно можете выяснить, какие вентиляторы создают большее давление и поток».

Получить рекомендации

Мой следующий вопрос к Бренту касался фактического выбора вентилятора(ов). По сути, как энтузиаст узнает, что действительно требуется? «Мы часто пытаемся упаковать самую высокоэффективную систему вентиляторов, которую мы можем разместить в доступном для наших клиентов пространстве. Обычно мы запрашиваем размеры радиатора и расстояние от поверхности радиатора до двигателя. Основываясь на этих размерах, мы обычно даем свои рекомендации». Звучит логично, но как кто-то узнает, нужно ли им несколько вентиляторов или им подойдет один вентилятор?

«Двойные вентиляторы обычно лучше, чем один одиночный вентилятор большого диаметра», — уверенно заявляет Брент. «Чтобы определить, что лучше, посмотрите на покрытие радиатора и энергопотребление вентиляторов. Вентиляторные системы, которые закрывают большую часть радиатора и потребляют больше энергии, обычно работают лучше. Обычно я обсуждаю с клиентом радиатор и основной блок перед вентилятором, чтобы попытаться выяснить, какое ограничение воздушного потока находится перед вентилятором. Если есть радиатор, конденсатор кондиционера, охладитель трансмиссионного масла, промежуточный охладитель и т. д., вам необходимо учитывать это при выборе вентилятора. Я часто предоставляю клиентам оценку статического давления для их системы (оценка рабочей точки) для сравнения вентиляторов.

Когда вы сравниваете модели вентиляторов, это следует делать при одинаковом давлении, чтобы определить, какие вентиляторы действительно лучше всего подходят для вашей системы. Вы не должны сравнивать вентиляторы при «свободном воздухе» или при нулевом статическом давлении. Если клиент основывает свое решение о покупке вентилятора исключительно на рейтингах CFM, это дает ему возможность рассказать покупателю о давлении и о том, почему его следует учитывать. Одно из самых частых утверждений, которые я слышу, звучит так: «Мне нужен самый тонкий вентилятор с наибольшим объемом CFM». К сожалению, на практике эти две характеристики обратно пропорциональны. Тонкие вентиляторы слабые и не создают большого давления, а толстые вентиляторы потребляют больше энергии и создают большее давление».

Использование кожуха вентилятора, обеспечивающего хороший воздушный поток, является обязательным. Плохо спроектированный кожух может фактически снизить эффективность охлаждения.

Дилемма с кожухом

У каждого из нас был друг или два, которые говорили нам, что наш двигатель будет работать холоднее с кожухом. Хотя в целом это верно, есть некоторые оговорки. «Успех или провал кожуха будет зависеть от конструкции кожуха», — говорит Брент. «Хорошая конструкция кожуха герметизирует вентилятор на лицевой стороне радиатора, направляет воздушный поток через отверстие/отверстия вентилятора и создает расстояние между вентилятором и лицевой стороной радиатора. По мере приближения вентилятора к лицевой стороне радиатора воздушный поток концентрируется в круг. По мере удаления вентилятора воздушный поток будет рассеиваться на большей площади поверхности радиатора».

Брент упоминает расстояние, но каково оптимальное расстояние? «Это не тот вопрос, на который легко ответить», — шутит он. «OEM-производители тратят десятки тысяч долларов на анализ, чтобы попытаться определить оптимальную глубину кожуха. Обычно более толстые кожухи работают лучше, так как они больше похожи на камеру воздушного потока, создавая давление на всю поверхность радиатора. Другие соображения в отношении «хороших кожухов» включают в себя функции, позволяющие высокоскоростному или набегающему воздуху проходить через кожух. Многие из наших конструкций кожухов включают в себя «заслонки напорного воздуха» или дверцы, которые открываются с высокой скоростью и позволяют потоку воздуха обходить вентилятор, если давление в кожухе превышает возможности вентилятора. Когда автомобиль замедляется, вентилятор создает низкое давление в кожухе, а двери/заслонки закрываются, позволяя вентилятору работать должным образом».

Хороший кожух может помочь, но плохой дизайн кожуха может снизить производительность системы. Плохая конструкция кожуха часто плоская, тонкая и может включать такие элементы, как жалюзи, которые постоянно пропускают воздух. «Мы хотим избежать плоских участков кожуха, которые были бы перпендикулярны направлению воздушного потока и вызывали бы ограничение», — заявляет Брент. «Обычно я говорю людям, что минимальная толщина кожуха должна составлять 3/4 дюйма. Обычно, если вы рассматриваете кожух толщиной менее 1/2 дюйма, я бы рекомендовал просто установить вентиляторы на лицевой стороне радиатора и не использовать кожух».

Выбрать электрический вентилятор несложно. Однако, если вы не уверены в потребностях вашего двигателя, быстрый звонок в компанию SPAL может прояснить ситуацию.

Заключительные мысли

Брент завершил наш разговор, сказав: «Не беспокойтесь о рейтингах CFM. Это мусорный способ сравнивать фанатов. Я бы хотел, чтобы наша индустрия забыла, что рейтинги CFM когда-либо существовали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *