Проваливается педаль тормоза, тормозная жидкость не уходит
Главная / Тормозная жидкость / Проваливается педаль тормоза, тормозная жидкость не уходит. Ищем причины
Александр 15.12.2018 Тормозная жидкость Комментировать 22,589 Просмотров
Иногда случается так, что педаль тормоза становится мягкой и податливой. Первое и вполне логичное подозрение, которое возникает у автовладельца – течь жидкости. Однако далеко не всегда причиной неэффективной работы тормозной системы выступает её разгерметизация. Что делать, если проваливается педаль тормоза, а тормозная жидкость не уходит?
Воздух в системе
Пожалуй, самая распространённая причина провалов педали тормоза – наличие воздушных пробок. Тормозная жидкость относится к абсолютно несжимаемым средам. Воздух же легко сжимается. И если в тормозной системе образуются газовые пробки, то при нажатии на педаль они просто сжимаются. А усилие от главного тормозного цилиндра передаются на суппорты или рабочие цилиндры лишь частично.
Это явление можно сравнить с попыткой передвинуть какой-либо тяжёлый предмет, воздействуя на него не напрямую, а через мягкую пружину. Пружина будет до определённого момента сжиматься, а предмет двигаться не будет. Так и с завоздушенной тормозной системой: жмёте на педаль – колодки не двигаются.
Причин этому несколько. Самая распространённая – это старая, давно не меняная жидкость. Тормозная жидкость гигроскопична, то есть способна накапливать влагу из воздуха. Когда процент воды в жидкости превышает 3,5% от общего объёма – её необходимо заменить. Так как при нажатии на педаль тормоза она может закипеть, что и приведёт к образованию пробок.
Вторая причина – это микропоры в регуляторе тормозных усилий, сочленениях магистралей или на исполнительных узлах (суппортах и цилиндрах). Вопреки расхожему мнению, такие поры в некоторых случаях способны всасывать воздух из окружающей среды, но не выпускать тормозную жидкость. Что и приводит к замешательству.
Выход из этой ситуации прост: нужно заменить жидкость, если она устарела, или прокачать систему. Для каждого отдельно взятого автомобиля своя методика прокачки тормозов. В основном для этой процедуры нужны два человека. Первый жмёт на педаль, второй открывает поочерёдно штуцеры на цилиндрах (суппортах) и спускает тормозную жидкость, выгоняя газовые пробки из системы. Есть методики прокачки самотёком, в которых напарник не нужен.
Вышел из строя главный тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр, если откинуть систему клапанов и деление на контуры, работает по принципу обычного гидрообъемного привода. Примерно как шприц. Давим на шток – поршень толкает жидкость и подаёт её под давлением в систему. Если манжеты поршня износились, то жидкость будет протекать в полость за ним. А это как раз и приведёт к проваливающейся педали и почти отсутствующим тормозам. При этом жидкость в бачке будет оставаться на месте.
Выход из этой ситуации только один: ремонт или замена тормозного цилиндра. Ремонт этого элемента системы сейчас практикуется очень редко и доступен не для всех авто. К тому же ремкоплекты из набора манжет не всегда решают проблему. Иногда коррозией повреждаются поверхность цилиндра, что исключает возможность ремонта.
Критически износ деталей системы
Ещё одной причиной проваливающейся педали тормоза может быть критический износ колодок, барабанов и дисков. Дело в том, что суппорты и тормозные цилиндры обладают ограниченным ходом поршня. И при износе колодок и цилиндров для создания контактного давления между колодкой и диском (барабаном) поршням приходится выдвигаться всё дальше. А это требует все большего объёма жидкости.
После отпускания педали поршни частично возвращаются в исходное положение. И чтобы с первого раза заставить их выдвинуться на увеличившееся расстояние, надавить на колодки и прижать их с усилием к барабану или диску, одного нажатия педали бывает недостаточно. Объёма главного тормозного цилиндра попросту не хватает, чтобы полностью заполнить систему и привести её в рабочее состояние. Педаль с первого нажатия мягка. Но если нажать второй или третий раз – она, вероятнее всего, станет упругой, и тормоза сработают нормально.
В этом случае нужно проверить состояние исполнительных элементов и заменить их, если обнаружится критический износ.
Также часто причиной проваливающейся педали выступают задние тормозные колодки. На многих авто нет механизма их автоматического подвода по мере износа. И расстояние между колодками и барабаном регулируется за счёт подтяжки тросов стояночного тормоза или подведения эксцентриков. А в свободном состоянии колодки возвращаются в исходное положение пружиной.
И получается, что колодки изношены, барабаны тоже. Расстояние между этими элементами становится недопустимо большим. И чтобы преодолеть это расстояние, до соприкосновения колодок с рабочей поверхностью барабанов, потребуется закачать в систему немало жидкости. Одно нажатие педали тормоза физически не позволит это сделать. И возникает ощущение холостого хода педали, её провала.
Выход здесь один: подвести задние колодки. При этом нужно обязательно оценить степень выработки. На некоторых моделях авто случается такая оказия: колодки и барабаны настолько вырабатываются, что поршни цилиндров попросту вываливаются от чрезмерного выдвижения. А это вызовет резкий и полный отказ тормозной системы.
Похожие статьи
Предыдущий Очиститель карбюратора. Какой лучше?
След. Температура кипения, горения и вспышки бензина
Проваливается педаль тормоза, но тормозная жидкость не уходит – в чем причина?
Когда педаль тормоза становится слишком мягкой и податливой (проваливается), автовладельцы, в первую очередь, подозревают утечку тормозной жидкости (ТЖ).
Однако далеко не всегда неэффективная работа тормозной системы является следствием ее разгерметизации.
Рассмотрим другие причины провалов педали и методы устранения этой проблемы.
Пожалуй, самая распространенная причина провалов педали тормоза – наличие воздушных пробок в системе. Тормозная жидкость относится к абсолютно несжимаемым средам, а воздух – наоборот. Поэтому, если в тормозной системе образуются газовые пробки, то при нажатии на педаль они просто сжимаются. В результате усилие от главного тормозного цилиндра передается на суппорты или рабочие цилиндры лишь частично.
Это явление можно сравнить с попыткой передвинуть какой-либо тяжелый предмет, воздействуя на него не напрямую, а через мягкую пружину. До определенного момента она будет сжиматься, но предмет перемещаться не будет. Так и с завоздушенной тормозной системой: при нажатии на педаль колодки не сдвинутся.
Причин появления воздушных пробок несколько. Наиболее частая – плохое состояние тормозной жидкости. Данное вещество гигроскопично, то есть способно накапливать влагу из воздуха. Когда содержание воды в жидкости превысит 3,5 % от общего объема, ее необходимо заменить. Если этого не сделать, при нажатии на педаль тормоза ТЖ может закипеть, что и приведет к образованию пробок.
Вторая причина завоздушивания – наличие микропор в регуляторе тормозных усилий, сочленениях магистралей или на исполнительных узлах (суппортах и цилиндрах). Вопреки расхожему мнению, такие поры в некоторых случаях способны всасывать воздух из окружающей среды.
Решение проблемы воздушных пробок простое: замена тормозной жидкости и/или прокачка системы.
Главный тормозной цилиндр, если откинуть систему клапанов и деление на контуры, работает по принципу обычного гидрообъемного привода или, что еще проще, шприца. При оказании давления на шток, поршень толкает жидкость и подает ее в систему.
Если манжеты поршня износились, то жидкость будет протекать в полость за ним. Это приведет к провалам педали тормоза. При этом жидкость в бачке будет оставаться на месте.
Выход из этой ситуации только один – ремонт или замена тормозного цилиндра.
Одной из причин провала педали тормоза является критический износ колодок, барабанов или дисков. Дело в том, что суппорты и тормозные цилиндры обладают ограниченным ходом поршня. При износе колодок и цилиндров для создания контактного давления между ними и дисками (барабанами) поршням приходится выдвигаться все дальше, что требует большего объема жидкости.
После отпускания педали поршни частично возвращаются в исходное положение. Чтобы с первого раза заставить их выдвинуться на увеличившееся расстояние, надавить на колодки и прижать их с усилием к барабану или диску, одного нажатия педали становится недостаточно. Объема главного тормозного цилиндра не хватает, чтобы полностью заполнить систему и привести ее в рабочее состояние.
В этом случае первое нажатие на педаль происходит очень мягко. Но при втором или третьем нажатии педаль становится более упругой.
Чтобы решить проблему, следует проверить состояние исполнительных элементов и заменить их при необходимости.
Часто причиной проваливающейся педали становятся задние тормозные колодки (в барабанных тормозных системах).
На многих автомобилях нет механизма их автоматического подвода по мере износа. Расстояние между колодками и барабанами регулируется за счет подтяжки тросов стояночного тормоза или подведения эксцентриков. В свободном же состоянии колодки возвращаются в исходное положение пружиной.
Если колодки изношены, расстояние между ними и барабанами становится недопустимо большим. Чтобы его преодолеть, в систему нужно закачать немало жидкости, и одно нажатие на педаль тормоза физически не позволит это сделать. В результате возникает ощущение холостого хода педали, ее провала.
Для решения проблемы необходимо подвести задние колодки. При этом нужно обязательно оценить степень их выработки.
Низкокачественная ТЖ является весьма агрессивной средой. Она может разрушать магистрали тормозной системы или истончать их стенки. В последнем случае давление, образуемое в системе, раздувает магистрали. Таким образом, появляется добавочный объем, и педаль тормоза проваливается.
Замена тормозной жидкости – обязательная процедура, целью которой является обеспечение нормальной работы тормозной системы автомобиля. Ее можно проводить не только на СТО, но и в домашних (гаражных) условиях. Исключение составляют машины с АБС, так как для них требуется специальное оборудование.
Существует два основных метода замены ТЖ – последовательный и параллельный. Первый наиболее популярен, так как проводится быстрее и не требует услуг помощника. Второй способ подразумевает полное опустошение магистралей и цилиндров тормозной системы, а затем их заполнение новой жидкостью.
Параллельная замена требует намного больше времени, чем последовательная, а также наличие помощника для прокачки тормозной системы.
В большинстве случаев замена тормозной жидкости производится по следующему алгоритму (последовательный способ).
Автомобиль загоняется на эстакаду или подъемник таким образом, чтобы освободить доступ к тормозным цилиндрам (а точнее, их штуцерам).
С машины снимаются все колеса. На штуцеры надеваются плотные шланги, их свободные концы помещаются в пластиковые бутылки.
Старая ТЖ откачивается из расширительного бачка с помощью шприца. Штуцеры отворачиваются до тех пор, пока из них не начнет сливаться (небольшим потоком) тормозная жидкость.
При этом обязательно контролируется степень опустошения расширительного бачка. При необходимости в него доливается свежая жидкость (если упустить этот момент, система может завоздушиться).
Как только по шлангам начинает литься новая ТЖ (это легко определить по цвету), штуцеры закручиваются с определенным моментом затяжки, на них надеваются защитные колпачки. Приблизительный объем старой жидкости в каждой бутылке должен составлять 200… 300 мл.
Расширительный бачок заполняют ТЖ до максимального уровня.
Если подъемника или эстакады нет, можно поочередно снимать каждое колесо, установив автомобиль на подпорку (не на домкрат). Соответственно, доливать систему каждого колеса нужно будет по очереди в соответствии с инструкцией (параллельная или диагональная схема).
Крайне желательно все же загнать машину на смотровую яму для того, чтобы получить нормальный доступ к цилиндрам.
Второй метод замены, параллельный, подразумевает выполнение следующих действий:
- Отвинчивание штуцеров на тормозных цилиндрах
- Полное опустошение магистралей тормозной системы
- Завинчивание штуцеров
- Постепенное заполнение системы ТЖ вместе с параллельной прокачкой
Как было упомянуто выше, такой способ в силу его неудобства и трудозатратности используется редко.
🧑🔧 Отказ педали тормоза
Отказ педали тормоза по разным причинам. Если собрать опыт автомобилистов, то таких причин можно набрать не менее 12. Здесь все они рассматриваются по следующему принципу: как проявляются (сбои бывают разные), почему, куда смотреть, чтобы выявить проблему или устранить ее и как восстановить тормоза без помощи специалистов. Также вы немного узнаете об устройстве и принципе работы системы. В довесок получите три приема, позволяющие остановить машину при отказе педали тормоза.
Устройство и принцип работы тормозной системы автомобиля
С этого всегда нужно начинать. Чтобы компьютер заработал, нужно сначала установить на него операционную систему. А чтобы голова работала, в нее надо занести хотя бы базовую информацию о проблеме. Это именно устройство и принцип работы. Зная и понимая их, вы поймете добрую половину обсуждаемых здесь причин отказа педали тормоза без дополнительных указаний.
Устройство
Тормозная система автомобиля
Классическая гидравлическая тормозная система автомобиля без наворотов состоит из следующих узлов и деталей:
- Тормозные механизмы — расположены на ступицах колес, снабжены тормозными приводами, нажимающими колодки к дискам или барабанам.
- Главный тормозной цилиндр расположен под капотом и представляет собой устройство с четырьмя отсеками, заполненными тормозной жидкостью, и поршнями, которые «прижимают» эту жидкость к колесам.
- Магистрали или контуры — система трубопроводов, по которым рабочая жидкость поступает от главного цилиндра к тормозным механизмам.
- Вакуумный усилитель — расположен между главным цилиндром и педалью тормоза, предназначен для увеличения усилия ноги, прилагаемого водителем при торможении.
- Педаль тормоза — это орган управления тормозом.
- Бачок расширительный представляет собой емкость для наполнения, доливки и контроля уровня рабочей жидкости, расположенную непосредственно над главным цилиндром.
Естественно, это сильно упрощенное описание тормозной системы. Но достаточно с головой понять, почему отказывает педаль тормоза, и где искать причину.
Принцип действия
Тормозная система автомобиля работает до гениальности просто. Чтобы замедлить вращение колес, тормозные колодки прижимаются к дискам или барабанам. В результате действия сил трения движущая энергия, развиваемая двигателем, превращается в теплоту и рассеивается в окружающее пространство. А где нет энергии, там нет движения.
Для прижатия колодок к дискам или барабанам используется тормозной механизм. Реализовано на суппортах. Каждый из них имеет цилиндр с поршнем, который под действием рабочей жидкости, поступающей под давлением, выталкивает колодки. При отсутствии подачи жидкости колодки разжимаются под действием пружин, и торможение прекращается. Регулируя давление рабочей жидкости, мы можем дозировать интенсивность торможения в широком диапазоне.
Для подачи рабочей жидкости к тормозным механизмам в нужный момент, да еще и под высоким давлением, нужен главный тормозной цилиндр. Тормозная жидкость должна быть в нем постоянно. За это отвечает расширительный бачок. Если по каким-то причинам жидкости не хватает, система начинает работать с воздухом. И это основная причина отказа педали тормоза.
Весь принцип работы гидравлической тормозной системы основан на том, что жидкость не уменьшается в объеме под давлением. То есть, если его «протолкнуть» через трубки с определенным усилием, то такое же усилие будет передаваться и на исполнительные механизмы. Если в такую систему попадает воздух, который является газом, а не жидкостью, начинаются проблемы. Газ значительно уменьшается в объеме под давлением. Это означает, что усилие, передаваемое через систему, уменьшается или вообще исчезает, не доходя до тормозных механизмов.
Главный тормозной цилиндр приводится в действие педалью тормоза в автомобиле. Водитель давит на него, усилие усиливается вакуумным усилителем и передается на поршни. Ну они уже проталкивают рабочую жидкость по обводам к колесам. Строго говоря, описываемая система вполне может работать и без вакуумного усилителя. Он нужен лишь по той причине, что мускульной силы водителя недостаточно для создания необходимого давления в главном тормозном цилиндре. Но к этому узлу мы вернемся позже. В разделе о мифах от диванных «знатоков».
Разные виды отказов педали тормоза
Теперь в общих чертах рассмотрим разновидности нашей неисправности. Дело в том, что педаль тормоза может выходить из строя по-разному, и это необходимо учитывать при поиске причины. Также важно учитывать обстоятельства, при которых происходят отказы. Это помогает быстро устранять поломки, не имеющие ничего общего с отдельными ситуациями.
Типы отказа педали тормоза:
- при работающем двигателе;
- после замены колодок;
- после прокачки тормозов;
- резких провалов;
- плавные провалы;
- иногда выходит из строя педаль;
- проблема исчезает через несколько кликов;
- Педаль падает, жидкость не выходит.
Если проваливается педаль при неработающем двигателе, то это означает полное отсутствие тормозов и предстоящий капитальный ремонт. Такая поломка «хороша» тем, что найти ее причину несложно. Обычно он находится где-то на видном месте и сразу обнаруживается при беглом осмотре. Но, как правило, это случается не очень часто. В основном педаль тормоза не работает при работающем двигателе.
Отказы после замены колодок, жидкости и прочих манипуляций с тормозной системой — это отдельные истории. Каждому из них уделено внимание ниже. Если удалось соотнести неисправность с недавним ремонтом или обслуживанием тормозной системы, это будет отличной подсказкой при поиске причины.
Резкие провалы, плавные, прерывистые и исчезающие после нескольких нажатий — все это мало помогает найти проблему. Однако он позволяет оценить масштабы бедствия. Например, если педаль выходит из строя лишь изредка, это говорит о том, что поломка не критична, и найти ее будет сложнее. Резкие провалы, с одной стороны, больше пугают, а с другой стороны, упрощают диагностику.
Последний распространенный тип отказа системы — это когда педаль тормоза провисает, но жидкость не уходит. То есть герметичность не нарушена. На что указывают эти типы симптомов, также обсуждается ниже.
Почему отваливается педаль тормоза
Отваливается педаль тормоза
Об основной информации мы рассказали, теперь перейдем к конкретике. Начнем с своеобразной шпаргалки, которую вы потом сможете использовать, находясь в машине. Перепишите ее на лист бумаги, сфотографируйте на телефон или, если вы читаете эту статью с нее, сохраните страницу себе в закладки.
Причины отказа педали тормоза:
- Утечка тормозной жидкости.
- Воздух в системе.
- Залито некачественной тормозной жидкости.
- Неисправен главный тормозной цилиндр.
- Тормозная жидкость давно не менялась.
- Большой зазор между педалью тормоза и усилителем.
- Большой зазор между колодками и барабанами.
- Хаб неисправен.
- Износ тормозных колодок.
- Перегрев тормозов.
- Не притертые детали тормозной системы.
- Не прокачанные тормоза.
Теперь давайте пройдемся по каждому пункту нашей шпаргалки. В частности, рассмотрим, в чем суть причины, как она проявляется, где ее искать и как устранить. Даже если самостоятельный ремонт кажется вам страшным и невозможным, вы будете знать, что сказать специалисту. А у него, в свою очередь, не будет шансов навязать вам несуществующие поломки, требующие дорогостоящего «ремонта».
Причина №1. Утечка тормозной жидкости
Суть этой причины отказа педали тормоза очень проста. Если объем жидкости в системе уменьшается, она восполняется воздухом. В результате пытаешься затормозить, а главный цилиндр начинает сжимать воздух в системе. Зная принцип работы, вы теперь понимаете, что ваши усилия не доходят до тормозных колодок. Педаль отваливается. Машина не останавливается.
Первым делом нужно посмотреть уровень тормозной жидкости в расширительном бачке. Если он упадет ниже соответствующей отметки, вы уже решили половину задачи. Гораздо сложнее найти, куда делась тормозная жидкость. Если провалы педали были обнаружены в том же месте, где произошла течь, ее можно локализовать по лужам или пятнам под автомобилем.
Если вы отдалились от места, то вам следует внимательно изучить детали всей системы. Тормозная жидкость очень «жирная» и оставляет хорошо заметные следы. Искать их, в первую очередь, следует возле колес. На ступицы, суппорта, соответствующие трубы. Тогда загляните под капот. Если течь есть, то скорее всего она будет на главном тормозном цилиндре. Бывает, что расширительные бачки подтекают.
При обнаружении проблемы она решается заменой негерметичной детали. Не забудьте после этого прокачать тормоза, чтобы удалить воздух из системы. Чаще всего текут рабочие тормозные цилиндры, затем трубки приходят в негодность из-за старости и неблагоприятных условий. Под капотом течи возникают из-за плохих уплотнителей. Они либо высохли, либо были убиты некачественной тормозной жидкостью. Но об этом чуть позже.
Причина №2. Воздух в системе
На первый взгляд может показаться, что эта причина мало чем отличается от предыдущей. Но это не так. Дело в том, что воздух в тормозной системе не всегда означает течь и отсутствие уровня жидкости в расширительном бачке. Бывает и так, что в магистралях образуется воздух в виде пробок. Когда вы смотрите на водохранилище, тормоза не работают. То есть никакого давления внутри не создается. Воздух заполняет большой объем, а жидкость в бачке занимает нормальный уровень.
Однако, когда вы нажимаете на педаль тормоза и она проваливается, срабатывают воздушные замки. Они сжимаются под давлением, уменьшаясь в объеме. В результате сила, создаваемая главным цилиндром, уменьшается. Часто до такой степени, что колодкам не остается ничего, что могло бы привести в действие. Система при всем этом может оставаться абсолютно герметичной. Понятно, что такой расклад сильно усложняет поиск причины.
С другой стороны, если уровень жидкости в бачке на месте, а педаль ватная, то это, в первую очередь, свидетельствует как раз о воздухе. Проблема решается прокачкой системы. Возможно, эта операция была проведена недавно, но недостаточно качественно.
Причина №3. Некачественная тормозная жидкость
Тормозная жидкость на 90% состоит из гликолевых компонентов. Остальное — так называемые добавки. Они нужны для того, чтобы защитить систему от разрушения изнутри. Так вот, если жидкость некачественная, этих самых добавок может либо не быть вовсе, либо нарушена их правильная концентрация. Кроме того, они не вечны и со временем теряют свои первоначальные свойства.
Но вернемся к низкому качеству. Автомобилисты, столкнувшиеся с такой проблемой, рассказывали о том, как резиновые шланги магистралей расслаиваются и вздуваются изнутри. Со временем это приводит к их разрушению и потере герметичности. Все сводится к причине №1 в нашем списке. Жидкость уходит, а воздух занимает ее место.
На самом деле от некачественной тормозной жидкости могут страдать не только резиновые трубки. Этот материал также используется для изготовления уплотнительных колпачков в главном тормозном цилиндре. Понятно, что их вздутие и расслоение ни к чему хорошему не приводит. Со временем герметичность нарушится, жидкость под давлением уйдет, и педаль начнет плавно проваливаться. Эффективность тормозов в этом случае, конечно, пострадает.
Причина №4. Неисправен главный тормозной цилиндр
Поломок в этом узле не так много. Одну из них мы уже определили выше. Кроме того, не исключен естественный износ деталей цилиндра. В некоторых случаях его можно восстановить, если найти подходящие ремкомплекты. Чаще всего главный тормозной цилиндр просто меняют на новый, либо бывший в употреблении, но в рабочем состоянии.
Главный тормозной цилиндрРасчет этой причины отказа педали тормоза не всегда является легкой задачей. Конечно, если она явно течет, то ее видно невооруженным глазом. А вот что касается износа, то его можно определить только после демонтажа и полной разборки узла. К последнему способу, как правило, прибегают уже тогда, когда ничто другое не помогает устранить провалы педали тормоза.
Причина №5. Тормозная жидкость давно не менялась
Согласно рекомендациям большинства автопроизводителей, тормозную жидкость следует менять на свежую каждые 40 000 км пробега. Не все автовладельцы следуют этому правилу. Это понятно. Такой пробег не является гарантией того, что жидкость моментально потеряет свои свойства, а педаль начнет глючить. У некоторых автолюбителей он не меняется и через 100, и через 200 тысяч.
Помимо пробега автомобиля есть и другие способы понять, что пора менять тормозную жидкость. Самым первым признаком его «старения» является потеря прозрачности и приобретение темного цвета. Происходит это из-за так называемой гигроскопичности. То есть постепенно набирает влагу, что «убивает» первоначальный химический состав. Педаль от этого может и не выйти из строя, но выйдет из строя из-за коррозии деталей системы. Кстати, по поводу воды, и что она якобы сжимает больше, чем тормозная жидкость, сказано ниже в мифах от диванных «знатоков».
Причина №6.
Большой зазор между педалью тормоза и усилителемЗдесь все предельно просто. Если указанный зазор чрезмерно велик, нажатием на педаль вы просто не передадите все приложенное усилие на главный цилиндр. Выявить такую причину еще проще, чем все остальные. Во-первых, обычно не возникает, если до этого с тормозами ничего не делалось. Во-вторых, педаль тормоза проваливается, а жидкость не уходит. В-третьих, из-за большого зазора тормоза срабатывают позже ожидаемого, что при некотором опыте можно почувствовать ногой.
Способ решения проблемы зависит от конструктивных особенностей конкретного автомобиля. Помимо регулировки зазора, нельзя забывать и о случаях, когда он полностью отсутствует. А педаль выходит из строя описанным способом из-за механического износа деталей. Соответственно, их замена поможет устранить сбои.
Причина №7. Большой зазор между колодками и барабанами
Если у автомобиля задние тормоза барабанного типа, стоит проработать и эту возможную причину. Суть его в следующем. При чрезмерно большом зазоре между колодками и рабочей поверхностью барабанов контакт между ними начинается с задержкой. В результате часть тормозной системы в определенные моменты работает вхолостую. В результате педаль проваливается.
Большой зазор между колодками и барабанамиПонятно, что эта причина не сопровождается утечками жидкости и другими возможными симптомами, обсуждаемыми здесь. Вычислить проблему и ее характер также обычно несложно. Это наблюдается при износе, перекосе или ослаблении колодок. Регулировка зазора зависит от конструкции тормозной системы и обычно описывается в руководстве по эксплуатации, если таковое имеется. Универсального алгоритма нет, поэтому по этому поводу ничего говорить не будем.
Причина №8. Неисправности хаба
Самая частая неисправность в этом направлении — ослабление креплений ступиц. В этом случае отказы педали тормоза могут наблюдаться в поворотах. Происходит это из-за того, что разболтавшаяся ступица перекашивает и раздвигает тормозные колодки. Если последние еще и изрядно изношены, то проблема усугубляется.
Найти и устранить эту причину несложно. Для этого нужно по очереди вывесить все колеса, снять диски и пройтись руками по оставшимся деталям. Если где-то что-то ослабло, это легко определяется. Ремонт такой простой — подтянуть, установить колеса и все. Бывает, что при проверке деталь болтается, но крепления вроде держат хорошо. При этом на лицо, как говорится, износ. Тут поможет замена.
Причина №9. Износ тормозных колодок
Не всегда изношенные колодки проявляются в виде провалов педали тормоза. Но исключать эту причину из шпаргалки нельзя. Суть проблемы должна быть очевидна. Чтобы «попасть» на рабочую поверхность дисков или барабанов, тонким изношенным колодкам приходится преодолевать большое расстояние. Соответственно, часть этого расстояния они преодолевают вхолостую, из-за чего педаль тормоза проваливается под ногу.
Износ тормозных колодокВ этом случае сами тормоза не пропадают, а лишь начинают работать позже. Это позволяет без лишних телодвижений практически с первого раза понять, в чем причина отказа педали тормоза. Он становится ватным или излишне мягким только в начале своего хода, а потом работает как надо. Если да, то обратите, в первую очередь, свое внимание на степень износа колодок. Не забываем, что их по две на каждом колесе. Часто люди забывают посмотреть на блок изнутри. Но он не должен изнашиваться точно так же, как внешний.
Устранение причины очевидно. Сменные колодки. Лучше менять сразу весь комплект. После замены не забудьте прокачать тормоза. Иногда в этом нет абсолютной необходимости. Но только иногда.
Причина №10. Перегрев тормозов
Бывает нечасто, но, как вариант, и исключать нельзя. Проще всего перегреть тормоза при езде в городском режиме по загруженным дорогам. У каждой машины в этом плане есть свои ограничения. Все зависит от дизайна, качества материалов, как устроено охлаждение и так далее. Понятно, что устранить такую причину отказа педали тормоза безвозвратно невозможно. Время от времени она все же покажет себя.
Перегрев тормозовС другой стороны, перегрев тормозной системы не является неисправностью. То есть ничего делать не надо. Так что, если педаль вдруг через раз начинает проваливаться, обратите внимание на режим вождения. Возможно, стоит либо ехать менее агрессивно, либо вообще остановиться, пока машина полностью не лишится тормозов. Внимание! Категорически запрещается проверять температуру тормозной системы вручную. Ожоги гарантированы. Не стоит трогать даже обода, так как охлаждение тормозов осуществляется частично и через них.
Кстати из-за перегрева кроме провалов педали может быть гул тормозов.
Причина №11. Непритертые детали тормозной системы
При отказе педали тормоза после замены колодок могут наблюдаться дополнительные вибрации. Другими словами, при нажатии ощущается ощутимая отдача стопы. Часто это больше похоже на вибрацию по характеру. К счастью, симптом не является неисправностью. Но при условии, что вы действительно недавно заменили колодки. Если нет, то следует искать причину отказов педали среди других вариантов.
Непритертые детали тормозной системыЧто касается описанных симптомов, то они исчезают самостоятельно. Насколько быстро, зависит от того, насколько сильно используется торможение. Обычно говорят о 500 километрах. Но это не то чтобы приблизительно, а вообще ничего не значит. Так что, если проехать это расстояние по трассе, провалы педалей, конечно, никуда не денутся. При езде в городском режиме детали могут изнашиваться даже за первую сотню километров. Кстати, это зависит и от качества самих колодок.
Самое главное, если после замены колодок наблюдались отказы педали тормоза, то об этом нельзя забывать, когда проблема уйдет. Как правило, по завершению притирки уровень жидкости в расширительном бачке немного падает. Этот момент желательно не щелкать. Жидкость нужно долить, а в идеале еще раз прокачать тормоза.
Причина №12. Не прокачанные тормоза
Эту причину отказа педали тормоза уже нельзя было расписывать отдельно. После прочтения должно быть понятно, к чему приводит воздух в системе. Однако сцеживанием часто пренебрегают или делают недостаточно тщательно. Поэтому пусть эти пару строк будут вам напоминанием. После любых манипуляций с тормозной системой — прокачать ее. Это легко, не очень долго и бесплатно, если делать самому. Единственная трудность в том, что вам нужен помощник.
Два мифа от диванных «экспертов»
Так как мифы мало помогают в решении проблемы отказа педали тормоза, особо описывать их не будем. Однако о них желательно знать, так как две упомянутые причины часто относят к рассматриваемой проблеме. Некоторые делают это из-за непонимания принципа работы систем автомобиля. Другие таким образом пытаются навязать несуществующие проблемы. Другие просто решили быть умными.
Миф первый . Педаль тормоза не работает при работающем двигателе из-за разрыва мембраны вакуумного усилителя. На самом деле, это не. При прорыве мембраны педаль не становится ватной. Скорее наоборот. Она становится невероятно жесткой. Как и при выключенном двигателе. Тормоза, при этом, никуда не исчезают, в отличие от рассмотренных выше случаев.
Вакуумный усилитель тормозовМиф второй. Вода, попавшая в систему, более сжата, чем тормозная жидкость, и из-за этого педаль тормоза может провалиться при торможении. На самом деле это ерунда. Сжимаемость всех жидкостей примерно одинакова. По крайней мере, не настолько отличается, чтобы как-то влиять на объем под давлением в тормозной системе автомобиля. Конечно, наличие воды в этом случае плохо. Но не потому, что он якобы больше сжимается. Педаль выходит из строя из-за него по другим причинам, рассмотренным выше.
Педаль тормоза проваливается — как остановить машину
В арсенале любого водителя эти три метода просто необходимы, чтобы значительно повысить шансы избежать трагедии в экстренной ситуации. Единственное «но» — простые знания не помогут. Нужна разминка. Поэтому, не дожидаясь очередного отказа тормозов, заранее отработайте на практике предложенные приемы остановки автомобиля (кроме последнего).
Первый способ — торможение двигателем. С этой техникой, по идее, вы должны быть знакомы в автошколе. Если вы по каким-то причинам не знаете этот способ управления машиной, кратко рассмотрим суть. Торможение двигателем заключается в замедлении автомобиля с помощью сопротивления пониженных передач МКПП. На практике все просто – выжимается педаль сцепления, включается максимально низкая передача, затем сцепление возвращается в исходное положение. При этом акселератор не трогаем. Пусть и не так эффективно, как при штатных тормозах, зато машина будет тормозить. Уже этого иногда достаточно, чтобы избежать неприятностей или хотя бы минимизировать их масштабы.
Второй способ — торможение стояночным тормозом. Внимание! Метод крайне опасен при неумелом использовании. Можно сделать еще хуже, чем было, так как есть риск заблокировать задние колеса. Однако научиться эффективно останавливать автомобиль только стояночным тормозом вполне реально. Для этого его не нужно тянуть, как показывают в фильмах про гонки. Уверенное, но плавное втягивание ручного тормоза более эффективно, чем торможение двигателем. Так что есть смысл заранее потренироваться на свободной от людей и машин площадке.
Третий метод — контактное торможение. Метод не нравится. Но когда вариантов мало, то почему бы и нет. Суть метода заключается в том, чтобы попытаться остановить автомобиль, доведя его боковые части до соприкосновения с окружающими предметами. Это может быть забор, стена и так далее. Кстати. Это единственный из трех способов, который не стоит отрабатывать без надобности, ради тренировки. Просто знайте, что это тоже иногда может выйти из сложившейся ситуации.
Краткое описание
В итоге, пожалуй, не будем разжигать уже сказанное. Добавим несколько советов. Во-первых, если вы вдруг обнаружите, что педаль тормоза начала хоть чуть-чуть проваливаться, дальнейшая эксплуатация автомобиля смертельно небезопасна. Во-вторых, торможение — далеко не единственный способ избежать столкновения. Бывают ситуации, когда лучше, наоборот, нажать на газ. Доказано на практике.
ВИДЕО: как остановить машину при отказе тормозов
Не паникуйте с помощью этих 3 советов
Опубликовано by Benjamin Hunting Know How
Тормоза — самая важная система безопасности вашего автомобиля. Мягкие тормоза, то есть педаль тормоза, которая больше не оказывает такого успокаивающего давления, как обычно, могут вызывать тревогу во время вождения. Это особенно верно, если ваши тормоза отключаются сразу, без какого-либо предварительного предупреждения. Это ощущение педали тормоза, также известное как губчатые тормоза, почти всегда указывает на проблему с гидравлической системой тормозной жидкости вашего автомобиля, и у этого есть несколько потенциальных причин. Проблемы с тормозами почти всегда являются серьезной проблемой. Ознакомьтесь с этими тремя советами, чтобы максимально безопасно справиться с мягкой педалью тормоза.
1. Попробуйте прокачать педаль
Мягкие тормоза возникают из-за того, что главный тормозной цилиндр вашего автомобиля не может создать полное давление, необходимое для максимальной мощности торможения. Это может быть связано с рядом проблем: утечка в тормозной магистрали, потеря давления в самом главном цилиндре из-за выхода из строя уплотнения или попадание воздуха в тормозную систему. Вашей первой реакцией на «мягкие» тормоза должно быть резкое нажатие ногой на педаль тормоза. Даже если в вашей тормозной системе есть дефект, это обычно может создать достаточное давление, чтобы безопасно остановиться на обочине. Почти каждый автомобиль на дороге имеет двухконтурную тормозную систему. Это означает, что передние и задние тормоза отделены друг от друга в случае возникновения проблем. Вероятность того, что оба тормозных контура откажут одновременно, невелика, поэтому прокачка тормозов позволяет все еще работающему контуру помочь замедлить транспортное средство.
2. Поиск утечки
Внезапная потеря тормозного давления, вероятно, означает, что утечка или выход из строя уплотнения произошли совсем недавно. Тормозная жидкость обычно прозрачная или желтоватого цвета. Если есть утечка, это почти всегда происходит там, где линия встречается с другим компонентом, таким как суппорты на каждом колесе, цилиндр в барабанных тормозах, клапан регулировки тормозной системы, главный цилиндр в моторном отсеке или даже насос ABS. . Осмотрите область за каждым из колес вашего автомобиля на наличие признаков утечки жидкости, а также загляните под капот, чтобы убедиться, что ваш главный цилиндр или насос ABS не протекает или не влажный. (Обычно он находится на брандмауэре.)
Для тех, кто живет в районе, где соль на дорогах является обычным явлением, залезьте под автомобиль и осмотрите сами тормозные магистрали из твердого металла. Обратите внимание на места, покрытые коррозией или влажные от тормозной жидкости. Тормозная система работает под давлением, поэтому небольшая утечка штифта может привести к потере большого количества жидкой тормозной жидкости. Хотя редко источник проверяет сами гибкие резиновые тормозные магистрали. Они должны быть твердыми и сухими. Затем проверьте главный цилиндр, чтобы убедиться, что он заполнен до индикаторной линии на боковой стороне резервуара. Если жидкости мало, попробуйте добавить немного и качнуть педалью, чтобы восстановить давление в системе. Само собой разумеется, что любая утечка тормозной жидкости представляет собой проблему, которая должна немедленно отправить вас в местную NAPA AutoCare для ремонта. Не существует приемлемого уровня потери тормозной жидкости, поэтому регулярная доливка тормозной жидкости невозможна.
3. Прокачать тормоза
Если вы оказались на подъездной дорожке или недалеко от дома, когда вы столкнулись с неработающими тормозами, вы можете попробовать прокачать тормоза, чтобы удалить лишний воздух, который мог попасть в систему. Вам не нужно иметь утечку, чтобы воздух попал в ваши тормозные магистрали. Если вы перегрели тормоза во время энергичного вождения или буксировки, жидкость может закипеть и образовать газ, из-за которого педаль станет губчатой. Это связано с тем, что газ, в отличие от жидкости, можно сжимать. Этот газ нужно убрать. К счастью, у вас есть варианты, и процедура не так сложна.
Каждый из ваших тормозных суппортов или колесных цилиндров тормозного барабана будет иметь прокачной винт, который позволит вам вытеснить воздух из трубопроводов с помощью педали тормоза (или набора для прокачки тормозов) и надлежащей процедуры прокачки для вашего автомобиля. Цель состоит в том, чтобы промыть тормозные магистрали от старой жидкости и заменить ее новой жидкостью. Тормозная жидкость притягивает влагу и может вызвать коррозию тормозных магистралей изнутри. Следите за тем, чтобы главный цилиндр был заполнен свежей жидкостью во время процедуры прокачки, чтобы в систему не попали пузырьки воздуха.
Мягкие или «мягкие» тормоза могут пугать, но обычно проблему можно решить без особых хлопот. Если приведенные выше советы не вернут твердое ощущение педали тормоза, которое вы знали раньше, припаркуйте автомобиль, пока оно не будет исправлено. Вы можете взять руководство по обслуживанию и выполнить диагностику самостоятельно или отбуксировать автомобиль к специалистам в местном центре NAPA AutoCare для тщательной проверки.
Ознакомьтесь со всеми деталями тормозной системы, доступными в NAPAOnline, или доверьтесь одному из наших 17 000 центров NAPA AutoCare для планового технического обслуживания и ремонта. Для получения дополнительной информации о работе с мягкими тормозами поговорите со знающим экспертом в местном магазине автозапчастей NAPA.
Фото предоставлено Wikimedia Commons.
Категории
Ноу-хау
Теги
прокачка тормозов, тормозные барабаны, тормозная жидкость, обслуживание тормозов, тормозные диски, тормозная система, тормоза, усилители тормозов мои годы становления были окружены Studebakers на автомобильных выставках в Квебеке и на северо-востоке Соединенных Штатов. Более десяти лет гонок, реставрации и одержимости автомобилями привели меня к тому, что я постоянно нахожу баланс между научной работой и автомобильной журналистикой.