Причины и последствия детонации в двигателе
Александр [Alex2226]
14.03.2019, Просмотров: 2092
Детонацией называют неправильное горение топливовоздушной смеси, при котором на детали цилиндропоршневой группы, ГБЦ и блока цилиндров оказывается разрушительное воздействие. Нередко водители путают это явление с выработкой пальца и его посадочного места в поршне, а поэтому предполагают, что возникающий при резком нажатии на газ звон – следствие естественного износа. Давайте рассмотрим, почему возникает детонация и как можно избежать дорогостоящего капитального ремонта мотора.
Характеристика и последствия детонации
Топливовоздушная смесь за определенное количество градусов до верхней мертвой точки поршня (ВМТ) поджигается искрой от свечи зажигания. Вокруг дугового разряда возникает очаг горения, от которого фронт пламени равномерно направляется к стенкам камеры сгорания. Угол опережения зажигания (УОЗ) для каждого из цилиндров рассчитывается по углу поворота кривошипа и нагрузке на двигатель.
В случае детонации происходит самопроизвольное воспламенение ТПВС, при котором возникает ударная волна со сверхзвуковой скоростью. Нормальная скорость распространения фронта пламени не превышает 30-40 м/с, тогда как при детонации скорость ударной волны может достигать 2000 м/с.
Последствия детонации:
- Переламывание, оплавление перегородок поршней. Отломанные частицы нередко задирают зеркало цилиндра.
- Прогар днища, трещины, разломы поршней.
Природа явления
С внедрением даунсайзинговых технологий и выявления такого эффекта как LSPI, изучению проблемы детонации стали уделять больше внимания, но знания еще далеко не исчерпывающие. На сегодняшний день специалисты выделяют 2 основные фактора, которые приводят к детонации в двигателе.
- Высокое давление в цилиндре в конце такта сжатия. Давление зависит от фактической степени сжатия. В современном бензиновом двигателе давление на подходе поршня к ВМТ достигает порядка 12 Атм. По мере распространения фронта пламени давление в цилиндре повышается, что создает благоприятные условия для возникновения детонации. Если степень сжатия не будет соответствовать октановому числу топлива, топливо начнет самовспламенятся до подачи искры (преимущественно в жаркое время года). Причина может быть в неподходящей прокладке ГБЦ или появлению на поршнях и стенках ГБЦ большого количества нагара. Раскаленные частицы сажи также могут стать очагом самопроизвольного воспламенения смеси.
- Слишком бедная смесь. Для стехиометрического горения ТПВС должно соблюдаться условие, при котором на 14,7 порций воздуха приходится 1 порция топлива. Допускается незначительное обеднение или обогащение смеси. Обедненная смесь опасна большой долей окислителя (кислорода), из-за чего вблизи разгоряченных стенок камеры сгорания начинаются предпламенные реакции, перерастающие в детонацию.
LSPI
Аббревиатура LSPI (Low Speed Pre-Ignation) обозначает преждевременное зажигание ТПВС, которое характерно для бензиновых турбированных ДВС с непосредственным впрыском. Проблема проявляет себя при движении с постоянной скоростью и невысокими оборотами. У владельцев авто, столкнувшихся с LSPI, при движении по трассе ни с того не сего разламываются, прогорают поршни и трескаются перегородок между кольцами.
Производители присадочных пакетов к моторным маслам после проведения ряда экспериментов пришли к тому, что LSPI возникает в определенных режимах работы двигателя из-за частиц масла. Мелкодисперсные капли при высоком давлении в камере сгорания легко самовоспламеняются, провоцируя детонацию. Тем не менее незначительность принятых изменений в составе моторных масел заставляет усомниться в верности гипотезы. А не очередной ли это маркетинговый ход, направленный на увеличение продаж масел?
Несколько простых советов, которые помогут уберечь турбированный бензиновый ДВС с непосредственным впрыском от LSPI:
- заправляйте автомобиль на проверенных АЗС бензином с октановым числом не ниже АИ-98. Езда на АИ-95 допустима только в зимнее время и при условии спокойного стиля вождения;
- следите за расходом масла. Неэффективная работа маслосъемных колец, задубелые сальники клапанов и неисправная система вентиляции картера способствуют прогару и оплавлению поршней;
- периодически проводите капельный тест масла, период замены рассчитывайте по моточасам, а не по пройденным километрам;
- владельцам авто с МКПП стоит научиться правильно педалировать. К примеру, вовремя переходить на пониженную ступень и не нажимать педаль газа в пол с низких оборотов.
Как уберечь двигатель?
Владельцу современного авто для предотвращения детонации достаточно заливать бензин с рекомендованным октановым числом. Чем технологичнее и более форсирован двигатель, тем большие требования выдвигаются к качеству бензина. В случае фрезеровки ГБЦ, БЦ следует правильно подобрать толщину прокладки блока цилиндров. Иначе объем камеры сгорания уменьшится и придется переходить на бензин с большим октановым числом. К аналогичным последствиям ведет обрастание стенок плотным слоем нагара. Происходит это при постоянной эксплуатации автомобиля в зоне низких оборотов. Поэтому периодически двигателю нужно давать продышаться – поднимайте на разгоне обороты выше 2,5-3 тыс. /мин.
В остальном система управления двигателя (ECM) с распределительным впрыском через обратную связь по датчику детонации (ДД) способна предотвращать разрушительные процессы. ЭБУ при фиксации детонирования топлива откатывает УОЗ, делая его максимально безопасным.
В случае обнаружения обрыва цепи ДД ECM превентивно откатывает углы зажигания, заставляя двигатель работать в аварийном, но максимально безопасном режиме.
Детонация двигателя: что это такое?
Детонация двигателя представляет собой нарушение плавного процесса сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах силового агрегата, в результате чего такое сгорание приобретает взрывной ударный характер. Другими словами, топливо резко взрывается в рабочей камере, что приводит к моментальному выбросу энергии и образованию ударной волны.
В нормальных условиях фронт пламени в цилиндре распространяется со средней скоростью около 30 метров в секунду. Во время детонации данный показатель увеличивается до 2000 метров. Воспламенение смеси в норме должно происходить в тот момент, когда поршень практически находится в ВМТ. Что касается УОЗ (угол опережения зажигания), зачастую этот показатель составляет 2 или 3 градуса. Топливный заряд также догорает после того, как поршень пройдет ВМТ и начинается его рабочий ход.
Если в двигателе происходит детонация, тогда топливно-воздушная смесь воспламеняется в момент, когда поршень еще находится на такте сжатия. Энергия от сгорания заряда в этом случае оказывает сильное давление на поднимающийся поршень, а не толкает его вниз. Последствиями такого взрыва топливной смеси является значительное увеличение ударных разрушительных нагрузок на ЦПГ и КШМ, рост температуры, снижение мощности двигателя и возрастание расхода топлива.
Содержание статьи
- Основные причины детонации
- Эксплуатация двигателя
- Октановое число бензина
- Особенности конструкции ДВС
- Конструктивные решения для предотвращения детонации
- Детонация двигателя при выключении зажигания
- Детонация двигателя и возможные последствия
Основные причины детонации
Среди различных причин возникновения детонации специалисты отмечают неправильно выставленный угол опережения зажигания на бензиновых двигателях (угол опережения впрыска топлива на дизельных ДВС), сбои в процессе смесеобразования, снижение эффективности работы системы охлаждения, а также целый ряд других возможных причин.
Детонацию двигателя принято условно разделять на допустимую и критическую. Под допустимой детонацией следует понимать кратковременное (иногда малозаметное) явление. Критическая детонация может проявляться постоянно, только при увеличении нагрузок на мотор, на холостом ходу, а также во время работы ДВС в различных режимах.
В списке основных причин появления детонации отмечены:
- нарушения условий эксплуатации мотора;
- использование бензина с отличным от рекомендуемого октановым числом;
- особенности конструкции силового агрегата;
Эксплуатация двигателя
Детонацию можно услышать на полностью исправном моторе во время эксплуатации агрегата под нагрузкой. Смесь в цилиндрах обычно детонирует на затяжном подъеме при движении с такой скоростью, которая не соответствует выбранной передаче.
Другими словами, детонация двигателя отчетливо заметна в том случае, когда водитель пытается заехать на подъем с низкой скоростью без переключения на пониженную передачу и давит на газ. Обороты коленвала в этот момент низкие, двигатель «не тянет», то есть не набирает мощность и не разгоняет автомобиль. К общему звуку работы мотора в этом случае добавляется звонкий металлический детонационный стук, похожий на стук поршневых пальцев. Такой звук становится результатом ударов взрывной волны, которая с высокой частотой бьет по стенкам камеры сгорания.
Также необходимо отметить, что склонность к детонации топливно-воздушной смеси напрямую зависит от исправной работы систем зажигания и охлаждения. Смесь может детонировать в цилиндрах при наличии следующих факторов:
- раннее зажигание;
- перегрев двигателя;
- обильный нагар в камере сгорания;
- сильная закоксовка двигателя, в результате чего увеличилась степень сжатия;
Зажигание часто делают ранним для улучшенного отклика двигателя на нажатие педали газа, особенно на низких оборотах. Раннее зажигание заставляет смесь воспламеняться до наступления момента, когда поршень подходит к ВМТ. Так как поршень еще только осуществляет движение в верхнюю мертвую точку, раннее воспламенение смеси означает противодействие его движению. Дополнительным негативным явлением при таком зажигании выступает перегрев.
Скопление нагара в камере сгорания приводит к уменьшению объема самой камеры и повышению степени сжатия. Вторым по значимости фактором, влияющим на детонацию, является значительное повышение температуры в камере сгорания при наличии отложений. В отдельных случаях нагар может буквально тлеть, заставляя смесь в цилиндрах воспламеняться неконтролируемо. Получается, детонация при определенных условиях провоцирует появление калильного зажигания, которое также является аномальным самопроизвольным воспламенением смеси.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое калильное зажигание. Из этой статьи вы узнаете о причинах появления данной неисправности, а также о последствиях воздействия КЗ на мотор и его эксплуатацонный ресурс.Дополнительно необходимо учесть тот факт, что детонация двигателя может возникнуть в результате установки свечей зажигания с неподходящим для данного типа двигателя калильным числом.
Отдельно на детонацию может повлиять внесение различных изменений в топливную аппаратуру, а также «чиповка» ЭБУ и другие манипуляции, влияющие на смесеобразование в целях экономии топлива. Условно называемая тюнерами «экономичная прошивка» означает, что в блок управления двигателем вносится ряд корректив, затрагивающих топливные карты. Результатом становится обедненная смесь на разных режимах работы ДВС, снижаются динамические характеристики автомобиля.Во время работы ЭБУ двигателя на заводских настройках смесь рассчитана на «мягкое» воспламенение, благодаря чему температура внутри камеры сгорания остается в заданных рамках. При серьезных нагрузках в двигателе после прошивки зачастую возникает детонация на слишком «бедной» смеси. Обедненная смесь приводит к перегреву деталей. Указанный перегрев при последующем впрыске топлива может вызвать самопроизвольное воспламенение топливного заряда.
Октановое число бензина
Одной из наиболее распространенных причин детонации двигателя является использование бензина с низким октановым числом, которое не рекомендовано для данного типа ДВС. Добавим, что указанный параметр не так важен для дизельного двигателя, так как основной характеристикой дизтоплива выступает цетановое число.
Дело в том, что солярка изначально более устойчива к детонации. В дизеле воспламенение происходит в результате сжатия и нагрева от такого сжатия топливной смеси. По этой причине дизельные двигатели конструктивно имеют более высокую степень сжатия.
Бензин имеет заметно меньшую стойкость к детонации сравнительно с дизтопливом. Октановое число является той характеристикой, которая отражает детонационную стойкость бензина. В бензиновом моторе степень сжатия ниже, топливно-воздушная смесь загорается от искры. Чем выше оказывается октановое число, тем большее сжатие смеси допускается без риска детонации.
Получается, заправка 92-м бензином автомобиля, двигатель которого имеет высокую степень сжатия и допускается использование горючего с октановым числом только 95 и выше, приведет к появлению детонации во время работы мотора под нагрузкой.
Необходимо отдельно учитывать, что детонация может проявляться даже в случае заправки топливом с необходимым октановым числом. В этой ситуации дело может быть в низком качестве горючего, так как на АЗС часто используют различные способы для искусственного повышения октанового числа. Среди таковых особо отмечают добавку в бензин жидкого газа (пропан, метан). Указанные газы являются летучими, то есть испаряются через небольшой промежуток времени. В итоге топливный бак быстро оказывается заполненным бензином с низким октановым числом, хотя изначально заправляемое топливо соответствовало рекомендуемому для данного типа ДВС.
Особенности конструкции ДВС
Детонация может возникать в двигателе благодаря целому ряду конструктивных особенностей силового агрегата. В списке основных решений отдельно выделяются:
- степень сжатия конкретного ДВС;
- форма самой камеры сгорания и днища поршня;
- особенности размещения свечей зажигания;
- турбонаддув;
Высокофорсированные бензиновые атмо и турбодвигатели имеют более высокую степень сжатия сравнительно со штатными атмосферными аналогами, вследствие чего демонстрируют повышенную предрасположенность к детонации. Такие ДВС предполагают эксплуатацию исключительно на качественном бензине с высоким октановым числом.
Конструктивные решения для предотвращения детонации
Для борьбы с детонацией инженеры в разное время использовали определенные конструктивные решения. Такие решения направлены на максимально эффективное и быстрое сгорание заряда топлива во фронте пламени, полноту сгорания от искры, замедление окислительных процессов, в результате которых происходит неконтролируемое воспламенение.
Необходимо добавить, что в целях противодействия детонации могут быть увеличены обороты двигателя, в результате чего сокращается время на протекание окислительных реакций и снижается вероятность самовоспламенения топливно-воздушной смеси.
Еще одним инженерным решением выступает турбулизация. Потоки смеси в камере сгорания благодаря конструктивным особенностям получают определенное вращение, фронт пламени от искры распространяется быстрее. Также противостоять детонации помогает уменьшение того расстояния, которое проходит фронт пламени. Для сокращения пути цилиндр может быть выполнен с меньшим диаметром, а также возможна установка еще одной свечи зажигания.
Отдельно стоит отметить форкамерно-факельное зажигание, которое в свое время было призвано эффективно бороться с детонацией. Моторы с форкамерой конструктивно предусматривают наличие двух камер: предкамеру и основную камеру. Принцип работы состоит в том, что в малой камере создается обогащенная смесь, а в основной находится обедненная. После воспламенения смеси в предкамере фронт пламени воспламеняет смесь в основной камере, исключая возможность детонации.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое форкамерный двигатель. Из этой статьи вы узнаете об особенностях конструкции и принципах работы предкамерных моторов.На современных моторах детонации активно противостоит электроника. Появление микропроцессорных блоков управления двигателем (ЭБУ) позволило в автоматическом режиме изменять угол опережения зажигания (УОЗ) на основании показаний от датчиков, а также динамично вносить коррективы в состав горючей смеси.
Детонация двигателя при выключении зажигания
Достаточно распространенным явлением во время эксплуатации бензиновых и дизельных ДВС является то, что детонация двигателя проявляется уже после выключения зажигания. Двигатель в этом случае дергается, так как коленвал успевает сделать еще несколько оборотов.
Такая детонация двигателя после выключения зажигания может быть вызвана двумя явлениями:
- дизелинг;
- калильное зажигание;
В первом случае, который характерен для бензиновых агрегатов, имеет место кратковременная или продолжительная работа мотора в результате повышения степени сжатия или использования несоответствующего по детонационной стойкости топлива, что приводит к самостоятельному воспламенению топливно-воздушной смеси. Во втором случае горючее в цилиндрах может самопроизвольно воспламеняться после выключения зажигания от контакта с раскаленными поверхностями или тлеющим слоем нагара в камере сгорания.
Детонация двигателя и возможные последствия
Как уже было сказано выше, от разрушительных нагрузок в результате постоянной детонации быстро выходит из строя кривошипно-шатунный механизм, ГБЦ, другие в большей или меньшей степени нагруженные элементы и узлы двигателя. Ударная волна от взрыва детонирующего топливного заряда с высокой скоростью ударяет по стенкам цилиндров, разрушает масляную защитную пленку на трущихся парах.
Также детонация вызывает нарушение процесса теплоотдачи от раскаленных газов, которые перегревают цилиндры. Возникающий локальный или общий перегрев двигателя уничтожает кромку поршня, которая попросту выкрашивается или плавится под воздействием запредельно высоких температур. Рост температуры вызывает прогар прокладки головки блока, разрушение стенок цилиндров, прогар клапанов ГРМ, быстро приходят в негодность свечи зажигания и т.д. Закономерным итогом становится то, что ударные и термические нагрузки, возникающие при детонации, значительно повышают общий износ двигателя и сокращают его моторесурс.
The Blast Wave
Ядерные взрывы производят как немедленные, так и отсроченные разрушительные последствия. Взрывная волна, тепловое излучение и мгновенное ионизирующее излучение вызывают значительные разрушения в течение нескольких секунд или минут после ядерного взрыва. Отсроченные последствия, такие как выпадение радиоактивных осадков и другие возможные воздействия на окружающую среду, наносят ущерб в течение продолжительного периода времени от нескольких часов до нескольких лет. Каждый из этих эффектов рассчитывается от точки детонации.
Эпицентр
Термин «эпицентр» относится к точке на поверхности земли непосредственно ниже (или выше) точки детонации. Для взрыва над (или под) водой соответствующую точку обычно называют «нулевой поверхностью». Термин «поверхностный ноль» или «поверхностный нуль» также обычно используется для наземных и подземных взрывов. В некоторых публикациях наземный (или поверхностный) ноль называют «гипоцентром» взрыва.
Эффекты взрыва
Основной урон наносит взрывной взрыв. Ударная волна воздуха распространяется наружу, вызывая внезапные изменения давления воздуха, которые могут раздавить предметы, и сильный ветер, который может сбить предметы. Как правило, большие здания разрушаются изменением атмосферного давления, а люди и объекты, такие как деревья и столбы, разрушаются ветром.
Величина эффекта взрыва связана с высотой взрыва над уровнем земли. Для любого заданного расстояния от центра взрыва существует оптимальная высота взрыва, при которой происходит наибольшее изменение давления воздуха, называемое избыточным давлением, и чем больше расстояние, тем больше оптимальная высота взрыва. В результате взрыв на поверхности создает наибольшее избыточное давление на очень близких расстояниях, но меньшее избыточное давление, чем воздушный взрыв на несколько больших расстояниях.
Когда ядерное оружие детонирует на поверхности Земли или вблизи нее, взрыв вырывает большой кратер. Часть материала, который использовался в кратере, откладывается на краю кратера; остальное уносится в воздух и возвращается на Землю в виде радиоактивных осадков. Взрыв, который происходит дальше от поверхности Земли, чем радиус огненного шара, не образует кратер и производит незначительные немедленные осадки. По большей части ядерный взрыв убивает людей косвенным путем, а не прямым давлением.
Эффекты теплового излучения
Приблизительно 35 процентов энергии ядерного взрыва приходится на интенсивный выброс теплового излучения, т. е. тепла. Эффекты аналогичны эффекту двухсекундной вспышки огромного солнечного фонаря. Поскольку тепловое излучение распространяется примерно со скоростью света, вспышка света и тепла предшествует взрывной волне на несколько секунд, точно так же, как молния видна раньше, чем слышен гром.
Видимый свет вызывает слепоту у людей, смотрящих в направлении взрыва. Внезапная слепота может длиться несколько минут, после чего наступает полное выздоровление. Если вспышка сфокусирована через хрусталик глаза, это приведет к необратимому ожогу сетчатки. В Хиросиме и Нагасаки было много случаев ослепления, но только один случай ожога сетчатки среди выживших. С другой стороны, любой человек, ослепший во время вождения автомобиля, может легко нанести необратимую травму себе и другим.
Ожоги кожи возникают в результате более интенсивного света и поэтому возникают ближе к точке взрыва. Ожоги первой, второй и третьей степени могут возникнуть на расстоянии пяти миль от места взрыва и более. Ожоги третьей степени более 24 процентов тела или ожоги второй степени более 30 процентов тела приведут к серьезному шоку и, вероятно, приведут к летальному исходу, если не будет оказана своевременная специализированная медицинская помощь. Во всех Соединенных Штатах есть помещения для лечения 1000 или 2000 случаев тяжелых ожогов. Одно ядерное оружие может произвести более 10 000 ядер.
Тепловое излучение ядерного взрыва может непосредственно воспламенить материалы для растопки. Как правило, горючие материалы за пределами дома, такие как листья или газеты, не окружены достаточным количеством горючих материалов, чтобы вызвать самоподдерживающийся огонь. Пожары с большей вероятностью распространения вызваны тепловым излучением, проходящим через окна и воспламеняющим кровати и мягкую мебель внутри домов. Другой возможный источник пожаров, который может быть более разрушительным в городских районах, является косвенным. Повреждение взрывом складов, водонагревателей, печей, электрических цепей или газопроводов может привести к возгоранию там, где много топлива.
Прямое воздействие ядерного излучения
Прямое излучение возникает во время взрыва. Он может быть очень интенсивным, но его диапазон ограничен. Для крупного ядерного оружия дальность интенсивного прямого излучения меньше дальности летального действия взрывной волны и теплового излучения. Однако в случае оружия меньшего размера прямое излучение может быть смертельным с наибольшей дальностью действия. Прямая радиация нанесла значительный ущерб жителям Хиросимы и Нагасаки. Реакция человека на ионизирующее излучение является предметом большой научной неопределенности и острых споров. Кажется вероятным, что даже малые дозы радиации наносят некоторый вред.
Fallout
Выпадение радиации происходит от частиц, которые становятся радиоактивными в результате взрыва и впоследствии распространяются на различные расстояния от места взрыва. В то время как любой ядерный взрыв в атмосфере производит некоторые осадки, осадки намного больше, если взрыв происходит на поверхности, или, по крайней мере, достаточно низко, чтобы огненный шар коснулся земли. Значительную опасность представляют частицы, поднятые с земли и облученные ядерным взрывом. Радиоактивные частицы, поднявшиеся на небольшое расстояние (те, что находятся в «стволе» знакомого нам грибовидного облака), в течение нескольких минут упадут обратно на землю, приземлившись близко к центру взрыва. Такие частицы вряд ли станут причиной многих смертей, потому что они упадут в районы, где уже погибло большинство людей. Однако радиоактивность усложнит усилия по спасению или возможной реконструкции. Радиоактивные частицы, которые поднимутся выше, будут унесены ветром на некоторое расстояние, прежде чем вернуться на Землю, и, следовательно, площадь и интенсивность выпадения осадков сильно зависят от местных погодных условий. Большая часть материала просто уносится по ветру длинным шлейфом. Дождь также может оказать существенное влияние на способы осаждения радиации от меньшего оружия, поскольку дождь уносит загрязненные частицы на землю. Области, получающие такие загрязненные осадки, станут «горячими точками» с большей интенсивностью радиации, чем их окрестности.
Предыдущий
Страница 2 из 24
Следующий
Воздействие радиации на человека
Определенные части тела особенно подвержены воздействию различных типов источников излучения. Несколько факторов участвуют в определении потенциального воздействия радиации на здоровье. К ним относятся:
- Размер дозы (количество энергии, депонированной в организме)
- Способность излучения повреждать ткани человека
- Какие органы поражены
Наиболее важным фактором является количество дозы — количество энергии, фактически депонированное в вашем теле. Чем больше энергии поглощается клетками, тем больше биологический ущерб. Физики здоровья называют количество энергии, поглощенной организмом, дозой радиации. Поглощенная доза, количество энергии, поглощенной на грамм ткани тела, обычно измеряется в единицах, называемых радами. Другой единицей радиации является бэр, или эквивалент рентгена у человека. Чтобы преобразовать рад в бэр, количество рад умножается на число, которое отражает возможность повреждения, вызванного типом излучения. Для бета-, гамма- и рентгеновского излучений это число обычно равно единице. Для некоторых нейтронов, протонов или альфа-частиц это число равно двадцати.
Доза (бэр) | Эффекты |
---|---|
5-20 | Возможные поздние эффекты; возможные хромосомные повреждения. |
20-100 | Временное снижение лейкоцитов. |
100-200 | Легкая лучевая болезнь в течение нескольких часов: рвота, диарея, усталость; снижение устойчивости к инфекциям. |
200-300 | Серьезные последствия лучевой болезни в виде 100-200 бэр и кровоизлияний; Воздействие представляет собой смертельную дозу для 10-35% населения через 30 дней (ЛД 10-35/30). |
300-400 | Тяжелая лучевая болезнь; также разрушение костного мозга и кишечника; ЛД 50-70/30. |
400-1000 | Острое заболевание, ранняя смерть; ЛД 60-95/30. |
1000-5000 | Острое заболевание, ранняя смерть в днях; ЛД 100/10. |
Волосы
Быстрое выпадение волос скоплениями происходит при радиационном воздействии в 200 бэр или выше.
Мозг
Поскольку клетки мозга не размножаются, они не будут повреждены напрямую, если только экспозиция не превысит 5000 бэр. Как и сердце, радиация убивает нервные клетки и мелкие кровеносные сосуды и может вызвать судороги и немедленную смерть.
Щитовидная железа
Некоторые части тела более подвержены воздействию различных типов источников излучения, чем другие. Щитовидная железа чувствительна к радиоактивному йоду. В достаточном количестве радиоактивный йод может разрушить всю или часть щитовидной железы. Прием йодида калия может уменьшить последствия воздействия.
Кровяная система
Когда человек подвергается воздействию около 100 бэр, количество лимфоцитов в крови снижается, что делает жертву более восприимчивой к инфекции. Это часто называют легкой лучевой болезнью. Ранние симптомы лучевой болезни напоминают симптомы гриппа и могут остаться незамеченными, если не сделать анализ крови. Согласно данным из Хиросимы и Нагасаки, симптомы могут сохраняться до 10 лет, а также могут иметь повышенный долгосрочный риск лейкемии и лимфомы. . Для получения дополнительной информации посетите Фонд исследования радиационных эффектов.
Сердце
Интенсивное воздействие радиоактивного материала в диапазоне от 1000 до 5000 бэр может привести к немедленному повреждению мелких кровеносных сосудов и, вероятно, непосредственно вызвать сердечную недостаточность и смерть.
Желудочно-кишечный тракт
Радиационное поражение слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта вызывает тошноту, кровавую рвоту и диарею.