Правильная зарядка аккумулятора: наполним банки электричеством!
Автор Михаил Колодочкин
Наполнять банку электричеством – выражение из словаря В.И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными – как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их электричеством?
Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них – малообслуживаемые, с решетками из свинцово-сурьмянистого сплава, самые крутые – полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.
Надо заряжать или не надо?
Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале – не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.
В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита – понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см3. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см3 используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см3 используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.
Возможен ли заряд на морозе?
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный диапазон для заряда – 0…+ 25 °C. Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле – под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ.
Как заряжать при нечастых поездках?
Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Их владельцы нередко применяют так называемые подзарядки – зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малыми токами для поддержания 100-процентной заряженности. Такой режим нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Поэтому, если машина находится без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом – от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой «на хранение» батарею следует полностью зарядить, иначе высока вероятность столкнуться с глубоким разрядом, отказом автомобиля нормально пускаться и необходимостью купить новую батарею.
Зарядное устройство или генератор – что лучше заряжает?
При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля – самый правильный и полезный для АКБ.
Задача стационарного зарядного устройства – восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.
В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля, диапазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.
Какой должен быть режим заряда?
При напряжении разомкнутой цепи менее 12,3 В батарея имеет право покапризничать при пуске мотора, особенно зимой. И если она пребывает в таком состоянии уже долго, то полностью восстановить ее сможет заряд при постоянном напряжении, но малым током – около 1 А. После того как батарея сможет принимать бoльшие значения, ток увеличится. В любом случае такую «реанимацию» желательно проводить в специализированном сервисе. Не запускайте ситуацию и контролируйте заряженность батареи, особенно перед длительным хранением – например, если улетаете в отпуск.
Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.
Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?
Нет, это перестраховка. Хотя теоретически газовыделение действительно может стать причиной взрыва батареи. Правила поведения очень простые: не курить рядом с батареей во время заряда и не закорачивать клеммы.
Можно «прикуривать» от другой машины?
Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» автомобиля.
ЗА РУЛЕМ №03 2019
Сколько жить аккумулятору? Простейшая проверка
Как не сжечь автомобиль, подключив к нему мощный прибор
Неожиданная правда: развенчиваем мифы об аккумуляторах
Как правильно заряжать АКБ для штабелера
Думаем, уже на этапе покупки штабелера, вам стало понятно, что аккумуляторная батарея (АКБ) это одна из важнейших частей техники. Наверняка, консультанты рассказывали вам о преимуществах и недостатках различных типов АКБ и говорили о том, как правильная эксплуатация может увеличить срок службы батареи в 2-3 раза.
Почему это важно?
АКБ может составлять до 30% от стоимости техники. В среднем, в инструкциях по эксплуатации пишут, что срок службы ее составляет около 5 лет. Однако, там не упоминается, что речь идет об идеальных условиях и соблюдении правил пользования техникой.
При работе в помещениях с низкой температурой, высокой влажностью, в агрессивной среде, а особенно при перепадах температуры этот срок может сократиться в 2-5 раз. Менять дорогостоящий элемент техники раз в год — это, пожалуй, чересчур расточительно.
Также на срок эксплуатации влияет правильная зарядка АКБ. Поэтому, прежде чем понять, как заряжать АКБ штабелера, сначала нужно определиться, какой тип аккумулятора стоит в вашей модели.
Какие бывают АКБ для штабелеров?
Большинство аккумуляторов, используемых в современной технике, являются кислотными. Щелочные батареи обычно выпускаются российскими производителями, стоят дороже и реже используются в иностранной технике.
Одной из разновидностью щелочных АКБ являются литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, которые по требованию заказчика могут быть установлены на технику.
Кислотные АКБ состоят из свинцовых пластин и раствора серной кислоты. В зависимости от того, в каком агрегатном состоянии находится электролит, кислотные аккумуляторы подразделяются на кислотные тяговые и гелевые.
ВАЖНО. В случае использования штабелеров в морозильных камерах или неотапливаемых складах, все химические процессы тормозятся: на зарядку требуется больше времени, а разрядка происходит быстрее.
Как обслуживать кислотные АКБ?
Источником тока в кислотных аккумуляторах является химическая реакция, которая возникает между пластинами, изготовленными из свинца и диоксида свинца и раствором серной кислоты. В процессе разряда батареи образуется нерастворимая соль сульфата свинца, которая выпадает в виде кристаллов (т.н. процесс сульфитации).
При правильном режиме заряда аккумулятора, эти соли не успевают образовать крупные кристаллы и легко растворяются. Это значит, что реакцию можно запустить заново. Во время заряда АКБ из специальных отверстий на поверхности батареи выделяется газ. Поэтому по правилам безопасности этот процесс должен проходить в условиях специальной зарядной комнаты.
Кислотные тяговые аккумуляторы дешевле в эксплуатации, не требовательны к условиям подзарядки, их можно обслуживать самостоятельно (доливать электролит, например). Однако, их нельзя переворачивать, они менее долговечные и быстрее разряжаются.
Правила зарядки кислотных АКБ:
- Во время заряда образуется взрывоопасная водородо-кислородная газовая смесь. Поэтому необходима отдельная комната с температурой выше +10 градусов и хорошей вентиляцией, в которой нельзя курить и держать легковоспламеняющиеся вещества. Все розетки должны быть смонтированы с соблюдением правил взрывоопасности, так как искра может привести к пожару.
- Можно подзаряжать во время перерыва, не обязательно ждать полной разрядки.
- Заряжать нужно при падении уровня заряда не ниже 20%.
- Батарею нельзя класть на бок или переворачивать.
- Контролировать уровень электролита и иногда доливать его до указанной отметки.
Как обслуживать гелевые АКБ?
Все основные принципы работы гелевых АКБ сходны с аккумуляторами, в которых используется жидкий электролит. Однако вместе жидкости используется либо силикагель и микропористый сепаратор, либо стекловолокно для абсорбции электролита. Это сделано для предупреждения процессов сульфитации.
Гелевые аккумуляторы менее чувствительны к своему положению в пространстве, долговечнее. Однако, нуждаются в контроле за процессом зарядки, так как скачки напряжения могут создать внутри геля газовый пузырь и приведут к взрыву.
Правила зарядки гелевых АКБ:
- Можно заряжать в любом помещении с температурой выше +10 градусов и в любом положении.
- Требуется специальное зарядное устройство для гелевых АКБ.
- Нельзя допускать избыточного заряда, так как на конечном этапе реакция идет бурно и возможен разрыв корпуса. По этой же причине нужно контролировать напряжение на входе.
Литий-ионные и литий-полимерные АКБ
В этом дорогостоящем виде аккумуляторов для штабелеров источником тока служит химическая реакция между литием, интегрированным в кристаллическую углеродную решетку, и плюсовым электродом, которым служит оксид кобальта (никеля). Ионным аккумулятор называется потому, что металлического лития в этой системе нет, ток вызывает поток заряженных ионов лития между анодом и катодом.
Литий-ионные АКБ имеют высокую энергоемкость, высокую стоимость и крайне высокую чувствительность к условиям зарядки.
Как заряжать Li-Ion АКБ
- Из-за герметичности АКБ не требуется особых условий для зарядки.
- Поверхность батареи может перегреваться.
- Процесс заряда делится на две стадии: на первой набор заряда происходит быстро до достижения порогового напряжения, затем величина тока снижается до 3% и аккумулятор дозаряжается до конечных значений.
- Нельзя допускать перезарядки АКБ, единичная ошибка может стать причиной необратимой поломки АКБ. Поэтому рекомендуется вести журнал учета зарядки с личной ответственностью каждого сотрудника, задействованного в процессе.
- Чтобы облегчить процесс зарядки аккумуляторов, в компании ST Grupp была разработана тележка для зарядки АКБ. Она позволит быстро, бережно и легко переместить аккумулятор и доставить его до зарядной комнаты и обратно.
Правильная зарядка аккумулятора | Ударная батарея
Переключить навигацию
Поиск
- сравнить продукты
вернуться к учебникам
вернуться на главную страницу Impact Battery
Используйте правильное зарядное устройство!
Мы не можем не подчеркнуть, насколько важно правильно обслуживать аккумуляторы SLA и использовать правильное зарядное устройство для аккумуляторов. Неправильная зарядка может иметь разрушительные последствия: батареи могут расплавиться, взорваться, взорваться и/или загореться; зарядные устройства могут загореться или сгореть. Отсутствие периодической проверки состояния отдельных батарей в последовательном или параллельном соединении может привести к перезарядке и выходу из строя исправных батарей в случае выхода из строя одной из них. Даже с современными интеллектуальными технологиями все может пойти не так!
Самородки мудрости
Завершите надлежащее техническое обслуживание. Просто знать, что у вас есть интеллектуальное зарядное устройство, недостаточно. Вам необходимо периодически проверять состояние батарей, получая показания напряжения и проверяя надежность подключения. Выбор правильного зарядного устройства важен и может помочь выявить потенциальные проблемы, но нет ничего лучше физического. Большинство автомагазинов и магазинов скутеров предоставляют эту услугу бесплатно. Перейдите по ссылке выше, чтобы узнать больше о правильном уходе за аккумулятором.
Никогда не превышайте 25% емкости батарей (Ач, не CCA). Пример: если ваша батарея емкостью 100 Ач, то ток зарядного устройства не должен превышать 25 ампер.
Не экономьте на размере. Как правило, вы не хотите использовать менее 10% емкости ваших батарей. Пример: если ваша батарея 100 Ач, то зарядное устройство должно быть не менее 10 ампер.
Зарядка или обслуживание. Обслуживание аккумулятора отличается от его зарядки. Пример: зарядное устройство на 2 ампера может поддерживать полностью заряженный аккумулятор емкостью 100 Ач в полностью заряженном состоянии, но его нельзя использовать с разряженным аккумулятором такого размера. Зарядное устройство, которое слишком мало для батареи, может оставить батарею в разряженном состоянии слишком долго и может сжечь зарядное устройство в процессе.
Зарядное устройство должно быть разработано для конкретного применения. Убедитесь, что используемое зарядное устройство подходит для типа заряжаемой батареи — свинцово-кислотной (AGM, гелевой, жидкостной), литиевой, никель-кадмиевой и т. д. — все они имеют разные профили зарядки.
Используйте правильное напряжение
Системы 24 В, 36 В и 48 В и многоблочные зарядные устройства. При последовательном соединении можно использовать зарядное устройство с более низким напряжением, когда оно применяется к частям системы в равной пропорции. Пример: шесть 6-вольтовых аккумуляторов, соединенных последовательно для системы 36 В, могут использовать зарядное устройство на 12 В для 3 батарей. Каждый 12-вольтовый провод охватывает 2 из 6-вольтовых батарей (небольшое последовательное соединение 12 В). Зарядное устройство для двух батарей на 12 В может заряжать группу батарей на 24 В, подсоединив один провод к каждой отдельной батарее на 12 В.
Найдите подходящее зарядное устройство.
Copyright © 2013-настоящее время Impact Battery. Все права защищены.
Правильная зарядка аккумулятора | Блог
Вопросы и советы Обслуживание
Вернуться к блогу
Критической частью жизненного цикла батареи является время, которое она тратит на зарядку. Во время зарядки батарея подвергается наиболее интенсивной нагрузке, которую получает активный материал в пластинах, и именно в это время батарея испытывает наибольший износ.Неправильные условия зарядки подвергают батарею ускоренному износу и могут привести к ее преждевременному выходу из строя. Но каков нормальный цикл зарядки и как обеспечить постоянную и правильную зарядку аккумулятора?
Нормой является полная (8-часовая) зарядка батареи, разряженной на 80%, при 11-часовой. заряжать (выравнивающий заряд) один раз каждые пять-семь циклов зарядки (раз в неделю для аккумуляторов, получающих заряд каждый день).
Каждый раз, когда кажется, что аккумулятор не выдерживает полную рабочую смену, возникает искушение заряжать его при каждой возможности, даже если это могут быть короткие перерывы или обеденные перерывы. Короткие сеансы зарядки не рекомендуются в качестве ежедневной практики. Аккумуляторы требуют полной смены заряда, чтобы гарантировать, что все элементы уравновешены. Из-за коротких циклов зарядки эти элементы будут чрезмерно разряжаться в процессе использования, не будут работать на полную мощность и могут преждевременно выйти из строя.
Если аккумулятор погрузчика не выдерживает полную смену без «ускоренной» зарядки, выполните следующие действия для определения причины:
Убедитесь, что аккумулятор всегда начинает день с перекладывание зарядки «под пояс». (Не требуется для тех, кто эксплуатирует свой грузовик всего час или два, и может обходиться без подзарядки гораздо реже.)
Снимите показания ареометра всех элементов после уравнительной зарядки. Должны быть видны минимальные значения удельного веса 1,275 (для некоторых аккумуляторов выше) для всех элементов. Различие между элементами на 0,025 и более является основанием для обслуживания батареи.
Убедитесь, что зарядное устройство правильно отрегулировано и что его выходная мощность приблизительно соответствует следующему: пусковой ток 18-20 ампер на каждые 100 ампер-час емкости аккумулятора и ток 4 ампер/100 А.ч. последние 3 часа цикла зарядки.
Определите, если возможно, возраст батареи. Редко батарея может прослужить до десяти лет с большой оставшейся емкостью. Как правило, через пару лет аккумулятор постепенно теряет работоспособность с возрастом. Ваша батарея слишком старая, чтобы выполнять эту работу? Отслеживайте и заранее планируйте замену устаревших батарей
Если вышеуказанные условия соблюдены удовлетворительно, а аккумулятор по-прежнему не обеспечивает бесперебойную работу для ваших нужд, рассмотрите следующие альтернативы: меняйте батарейки при необходимости. Полностью заряженный аккумулятор на стойке — отличная страховка от задержек производства.
Обмен на аккумулятор большей емкости. Сегодняшние батареи могут обеспечить более длительное время работы в корпусе того же физического размера, что и ваша старая батарея. Кроме того: если в отсек вашего грузовика можно установить батарею большей емкости, приобретите самую большую, которая подходит. Вы можете добавить еще час или два времени работы.
Какой бы модернизацией батареи вы ни занимались, подумайте о том, чтобы заменить зарядные устройства с механических таймеров на полностью автоматические. Вы не только получите функции автоматического запуска и остановки, но если вы выберете автоматическое управление с расширенным алгоритмическим программированием, вы обнаружите, что старые батареи, а также новые всегда получают полный заряд без опасности перегрева. Практически любое зарядное устройство с таймером может быть оснащено микропроцессорным автоматическим управлением. Их легко установить. Найдите элемент управления, который использует расширенные алгоритмы для контроля состояния заряда, а не простое измерение dv/dt.
Крупные погрузочно-разгрузочные работы показали, что следующие тактики очень рентабельны в долгосрочной перспективе:
Единый план мониторинга/обслуживания батареи. Это оказывает существенное влияние на продление срока службы аккумуляторной батареи, заблаговременно предупреждая о проблемах с аккумуляторной батареей до того, как они существенно повлияют на производительность парка грузовых автомобилей.
Большой внутренний диаметр с трафаретом номера на всех батареях, чтобы с первого взгляда можно было точно определить тип и срок службы батареи. Это упрощает мониторинг отдельных аккумуляторов, которые вызвали жалобы оператора, и помогает определить, какие аккумуляторы являются кандидатами на гарантийные претензии.
Индикаторы разрядки аккумуляторной батареи, установленные на каждом электромобиле. Эти устройства предотвращают неправильное использование аккумуляторов, а также уменьшают повреждение двигателей грузовиков и органов управления из-за низкого напряжения. Недавние достижения в этой технологии снизили стоимость этих устройств до очень разумного уровня. Индикаторы разрядки позволяют пользователям максимально эффективно использовать батарею без чрезмерной разрядки. Экономический идеал: разрядите аккумулятор до 80 процентов, а затем дайте ему 8 часов работы. обвинение. Любое отклонение от этого протокола увеличивает стоимость жизненного цикла батареи
Современные средства управления всеми зарядными устройствами. Как уже упоминалось, это единственный лучший способ обеспечить максимальный подъем батареи: свести к минимуму злоупотребления при зарядке.
Размещены инструкции и надзор за зонами зарядки. Тратьте несколько человеко-часов в неделю на проверку работы электрических грузовиков и аккумуляторов, запись аномалий и отслеживание действий операторов. Супервайзер аккумуляторной комнаты, работающий неполный рабочий день, может пометить проблемные аккумуляторы для последующего контроля и контролировать соблюдение оператором грузовика рекомендаций по зарядке, таких как:
Подключите правильное зарядное устройство к аккумулятору (здесь могут помочь разъемы с цветовой маркировкой).
Ускоренная зарядка запрещена (можно настроить новые автоматические элементы управления, чтобы заблокировать эту практику).
Соблюдайте график выравнивающего заряда.
Правильно поливайте батареи.
Проверяйте правильность регулировки зарядных устройств не реже одного раза в год или при обнаружении необычного режима зарядки. Нагрев батареи или чрезмерное потребление воды, например, являются признаками перезарядки.
За дополнительной информацией обращайтесь в Arcon Equipment Inc. (440) 232-1422.
Предыдущий пост:
Выбор подходящего аккумулятора для вилочного погрузчика
Следующий пост:
Тест на разрядку аккумулятора
Статьи по теме
АккумуляторВопросы и ответы