Как масло приобретает уникальные свойства
Покупая канистру масла, на её этикетке мы, скорее всего, прочтём: «улучшенная формула», «очищает от нагара», «на 20% лучше защищает от износа» или что-то похожее. За счёт чего достигаются такие свойства?
Существует так называемое базовое масло — это основа, которая имеет свой набор качеств. Подробнее о базовых маслах мы писали в предыдущей статье. Они снижают трение, охлаждают и смазывают. Но если добавить в базовое масло специфические соединения — присадки. Можно улучшить одно или несколько свойств первичного нефтепродукта.
Свойства присадок
Все присадки должны решать несколько обязательных задач:
- придавать маслу новые свойства;
- растворяться в базовом масле;
- не вступать в конфликт с другими присадками;
- сохранять свои характеристики в условиях тяжeлой эксплуатации.
Процесс создания присадок — это отдельная отрасль химической промышленности. Чтобы смешать базовое масло с комплексом присадок, требуется специальное оборудование и точное соблюдение пропорций. Этот этап производства называют блендингом, от английского blending — «смешивать».
- соблюдение технологии блендинга — одно из наиболее важных условий при производстве масел:
- с какой скоростью подаётся сырьё,
- температурный режим,
- последовательность подачи компонентов сырья (пакетов присадок, загустителей, депрессоров),
- мониторинг параметров, характеризующих «однородность» получаемой смеси на каждом этапе смешивания,
- финишный контроль.
Всё это влияет на стабильную работу масла. Любое нарушение в технологической цепочке может негативно повлиять на свойства готового смазочного материала.
Львиную долю мирового рынка присадок занимают пять основных игроков: Lubrizol, BASF, Infineum, Afton и Chevron. Большинство компаний, занимающихся выпуском собственных смазочных жидкостей, покупают присадки у них.
ЛУКОЙЛ — одна из немногих компаний на территории СНГ, которая не только закупает пакеты присадок у мировых лидеров, но и развивает собственное производство.
Виды присадок и их полезное действие
В составе пакета присадок можно выделить три категории используемых соединений:
- модификаторы — изменяют свойства масла;
- присадки, защищающие масло;
- присадки, защищающие поверхности трения.
Модификаторы
Присадки, улучшающие индекс вязкости, помогают маслу работать в различных температурных условиях. Чем выше индекс вязкости, тем лучше (не путать с вязкостью). Низкий индекс вязкости обозначает, что вязкость масла будет сильно зависеть от изменений температуры: масло станет слишком текучим при высокой температуре и слишком вязким при низкой.
Высокий индекс вязкости означает относительно небольшие изменения вязкости в широком диапазоне температур.
Депрессаторы или депрессорные присадки понижают температуру застывания масел. Парафиновые углеводороды, содержащиеся в маслах, при низких температурах выделяются в виде мелких кристаллов, отчего масло мутнеет и его подвижность постепенно снижается. Депрессаторы препятствуют кристаллизации парафина, тем самым сохраняя подвижность масла.
Присадки, защищающие масло
Противопенные присадки предотвращают возможное вспенивание масла. Пена существенно ухудшает способность масла смазывать и охлаждать двигатель, становится причиной повышенного шума, чрезмерного износа и повышенного расхода масла. Цель противопенных присадок — предотвратить смешивание большого количества воздуха с маслом.
Антиокислительные присадки (ингибиторы) комплексно защищают двигатель и масло. Ингибиторы, с одной стороны, защищают масло от окисления, с другой — двигатель от появления серной кислоты, которая возникала бы в результате окисления.
Присадки, защищающие поверхности трения
Противоизносные присадки (AW) вступают в химическую реакцию с базовым маслом, образуя барьерную плeнку, которая предотвращает износ металлических деталей при контакте друг с другом. Эти присадки также помогают защитить базовое масло от окисления, а металл — от коррозийных кислот.
Противозадирные присадки (EP) уменьшают вращающий момент трения и предохраняют поверхности от тяжeлых нагрузок с целью экономии энергии. Противозадирные присадки придают смазочным материалам особые скользящие свойства, которые подходят для трущихся поверхностей, работающих в масле (валов, коробок скоростей, тормозов и т.д.).
Модификаторы трения применяются для уменьшения коэффициента трения и усиления адсорбционной пленки на трущихся поверхностях деталей, что позволяет применять масла с пониженной вязкостью и уменьшать расход топлива.
Моющие присадки включают в себя детергенты и дисперсанты.
Детергенты препятствуют образованию высокотемпературных лакообразных и углеродистых отложений и нейтрализуют кислоты, образующиеся при сгорании топлива.
Дисперсанты противодействуют образованию и накоплению низкотемпературного шлама, поддерживая мелкие жeсткие частицы во взвешенном состоянии и препятствуя их оседанию на компонентах двигателя.
Антикоррозийные присадки образуют защитную плeнку, которая препятствует возникновению ржавчины на металлических частях. Ржавчина, в свою очередь, может появляться из-за комбинированного попадания воды, кислорода и различных окислов.
Помимо всех вышеперечисленных, существуют составы, которые сторонние производители рекомендуют добавлять в готовое масло. Стоит напомнить, что все необходимые присадки уже добавлены в масло на стадии производства.
Самостоятельное добавление присадок чревато непредсказуемыми последствиями:
- добавленная присадка разбавит тщательно выверенный состав, и никто не даст гарантии, как поведёт себя итоговая смесь.
- шанс того, что именно ваш автомобиль нуждается в использовании дополнительных присадок крайне мал. И производитель обязательно указал бы это в руководстве по эксплуатации.
Как выбрать масло
Выбору масла всегда уделяется пристальное внимание автолюбителей. Как разобраться во всех тонкостях при покупке масла, мы уже рассказывали в одной из наших статей.
И всё же напомним: зная допуски и изучив маркировку, можно подобрать масло, не переплачивая за именитый автомобильный бренд на этикетке. К тому же вы сможете выбрать смазочный материал, исходя исключительно из ваших условий эксплуатации.
Прежде всего в рамках допусков можно «поиграть с вязкостью». Для эксплуатации зимой второе число в маркировке масла может быть чуть меньше: например, 30 вместо 40 (5W-30 против 5W-40). Это поможет снизить расход топлива, так как зимой масло прогревается дольше, чем летом, и при более вязком масле двигатель потребляет больше топлива.
Похожая схема работает в условиях городской езды или движении по загородной трассе. Если мотор чаще работает на умеренных оборотах, то второе число в обозначении масла может быть чуть ниже по сравнению с рекомендациями для автомобиля, который чаще ездит по скоростным магистралям.
Что касается масел с использованием узкоспециальных присадок, то выбор исключительно за вами.
Для высокофорсированных двигателей стоит выбрать масло, устойчивое к работе на предельных режимах.
Для раритетных автомобилей, которым больше 30 лет, подойдут масла с большим индексом вязкости.
А для закоксованных двигателей необходимы масла с очищающими свойствами.
Для помощи с выбором на нашем сайте вы можете обратиться к нашим специалистам.
Вопрос специалисту
Информация с сайта производителя Лукойл.
Какие присадки в масло выбрать?
В последние годы на прилавках автомагазинов появилось огромное количество всевозможных присадок и добавок в масло. Однако прислушиваясь к советам друзей и продавцов, следует помнить, что неправильное применение таких продуктов может привести к отрицательным результатам, вплоть до выхода двигателя из строя. Поэтому необходимо четко формулировать задачи и способы их решения применительно к конкретной ситуации и состоянию двигателя.
Виды присадок, добавляемых в масло:
- Обкаточные присадки, ускоряющие и улучшающие качество притирки трущихся поверхностей в новых двигателях в период обкатки
- Моющие присадки, применяемые для удаления смолистых отложений в сильно загрязненных двигателях
- Присадки, уменьшающие силы трения, а соответственно, увеличивающие КПД двигателя
- Реставрирующие присадки, наращивающие слой металла или керамики на изношенные детали пар трения в двигателе; присадки данного типа могут заметно сократить расход масла, «оживить» двигатель и увеличить его пробег до капитального ремонта
br
Кроме того, существуют присадки с иными технологиями применения, которые не добавляются к маслу, а вводятся в работающий двигатель, например, через карбюратор.
Имейте ввиду, что первая залитая присадка может свести на нет действие второй, а одновременное применение двух разных добавок может вывести двигатель из строя.
Масло в двигателе совершает круговорот, поэтому продукты его окисления и износа постепенно накапливаются. Часть из них оседает в картере, а другая часть постоянно циркулирует вместе с маслом. Под действием высоких температур и химических превращений накопившаяся грязь постепенно оседает на различных поверхностях двигателя в виде лака, кокса, смолистых отложений. При этом ухудшается теплообмен, снижаются противоизносные и антифрикционные свойства масла, увеличивается его коррозионная активность и износ двигателя. Цвет масла становится темнее.
Для избавления от нагаров и минимизации их отрицательного действия двигатель время от времени необходимо очищать. Делать это необходимо перед сменой масла. Периодичность зависит как от состояния двигателя и режима его эксплуатации, так и от того, какое масло заливается. Чем хуже состояние двигателя, тяжелее условия работы автомобиля и проще (дешевле) масло, тем чаще необходимо промывать двигатель. При хорошем состоянии двигателя, применение синтетических и полусинтетических моторных масел промывать двигатель можно реже – через каждые 3-5 смен масла.
При выборе промывок лучше отдать предпочтение проверенной продукции. Хороший ассортимент промывок имеет немецкая фирма Liqui Moly. Например, щадящая промывка Ol-Schlamm-Spulung, очиститель Engine Flush, комплексы присадок Motor Clean и Motor Protect позволяют очистить и защитить двигатель от отложений и износа на 50 тыс.км.
Одной из составляющих, провоцирующих образование нагаров и загрязнений, являются продукты износа двигателя, поэтому, помимо его очистки от отложений, очень важно уменьшить его износ. Однако по данным разработчиков новых моторных масел и присадок даже синтетическое моторное масло самой высокой классификации позволяет предотвратить износ двигателя лишь на 70 %. С учетом этих данных качественные противоизносные присадки (модификаторы трения) никогда не помешают.
Помните, что непроверенные дешевые присадки обладают лишь первичным, недолговременным эффектом снижения износа, а при дальнейшей работе могут повлечь за собой повышенную окисляемость масла, спровоцировать коррозию или вызвать другие нежелательные изменения. Присадки к трансмиссионным маслам Oil Additiv MoS 2, Getriebeoil Additiv проверены на реальных автомобилях. Они показали прекрасные результаты по защите трансмиссии от нагрузок и задиров.
Следует знать, что одна и та же присадка не может добавляться и в моторное, и в трансмиссионное масло.
Если в рекламе присадки говориться об ее моторно-трансмиссионной «универсальности», то от такого продукта лучше отказаться. Трансмиссионные масла работают при высоких нагрузках, поэтому при разработке добавок к ним упор делается на защиту трансмиссии от задиров. С этой задачей лучше справляются серосодержащие присадки.
Для моторных масел более актуальной является проблема снижения трения и износа, поэтому добавки на основе серы им «противопоказаны». Для моторных масел используются антифрикционные и противоизносные присадки на основе фосфор-, цинк-, азотсодержащих и других компонентов. Механизм их действия существенно отличается от действия серосодержащих присадок для трансмиссионных масел.
Помимо неприятных и вредных проявлений, связанных с отложениями и износом двигателя, очень часто возникают проблемы с потерей вязкости масла и падением давления (особенно при использовании недорогих моторных масел) или утечкой масла. В этом случае помогут присадки на основе высококачественных вязкостных модификаторов, например, «стабилизатор вязкости» Visco Stabil. Помимо своего прямого назначения — стабилизации вязкости и ликвидации утечек масла – эти присадки регенерируют прокладки, что позволяет сократить расход масла и нормализовать давление масляной системы.
Была ли полезна статья?
( оценок)
Присадки к моторным маслам легковых автомобилей
Мы являемся лидерами в исследованиях и разработках органических присадок для моторных масел. Многие из наших специализированных химикатов можно найти в автомобилях сегодня на дорогах, поскольку мы поставляем наши материалы ведущим производителям моторных масел и компаниям, занимающимся упаковкой присадок.
Наши присадки к моторным маслам напрямую влияют на топливную экономичность легковых автомобилей, помогая производителям оригинального оборудования соблюдать законодательство по выбросам. Мы являемся ведущими экспертами в области присадок к смазочным материалам и председательствуем во многих международных консультативных советах по моторным маслам и отраслевых представительных комитетах.
Мы можем помочь вам достичь ваших целей в отношении моторных масел, предоставив экспертные рекомендации по применению наших лучших в отрасли материалов. Поговорите с нами о том, как наша экспертная группа исследователей и специалистов по применению может помочь вам разработать новое моторное масло.
Поиск продукта
Посмотрите наши присадки к моторным масламМодификаторы трения для моторных масел легковых автомобилей
Ассортимент наших органических модификаторов трения (OFM) Perfad™ был протестирован с использованием широкого спектра коммерческих моторных масел, доступных в Европе, Соединенных Штатах Америки, Японии и других регионах мира. .
Во время одной из демонстраций нашего ассортимента Perfad мы использовали Mini Traction Machine (MTM) для оценки характеристик европейского масла (5W-30), обработанного нашими маслами Perfad OFM. Важно, что поверхностно-активные добавки сравниваются после термической и механической активации, поэтому приведенная ниже кривая Штрибека (рис. 1) показывает как начальный коэффициент трения, так и затем коэффициент трения после 120 минут кондиционирования поверхности.
Наш эталон OFM (моноолеат глицерина, ГМО) обеспечивает снижение трения по сравнению с EU Oil 1 примерно на 8% при скорости 0,005 м/с, в то время как наша серия Perfad демонстрирует улучшенное снижение трения. Perfad 3000 обеспечивает снижение на 13%, Perfad 3006 обеспечивает снижение на 40%, а Perfad 3050 на 9%.0% скидка.
В этом конкретном моторном масле и в этих условиях Perfad 3050 эффективно устранил граничный режим за счет образования пленки с очень низким коэффициентом трения. Это говорит о том, что полимерные модификаторы трения (ПФМ) способны работать в условиях более высоких нагрузок, сохраняя при этом низкое трение.
Рисунок 1: Кривая Стрибека, показывающая начальный коэффициент трения и после 120 минут работы.
В то время как приведенный выше пример демонстрирует эффективность OFM в масле 5W-30, промышленность перешла на использование масел с более низкой вязкостью. Марки 0W-20 и ниже в настоящее время распространены во всем мире в легковых автомобилях. Модификаторы трения для этих масел с более низкой вязкостью должны по-прежнему обеспечивать защиту от износа, должны быть совместимы с другими компонентами рецептуры, а также обеспечивать экономию топлива.
Брошюра: Органические модификаторы трения
2,0 МБ
Войдите, чтобы скачать Скачать
Технический документ: MoDTC и полимерные модификаторы трения
490,1 КБ
Войдите, чтобы скачать Скачать
Выбор базового масла для моторных масел легковых автомобилей
Хотя модификаторы трения необходимы для снижения трения в режимах граничной и смешанной смазки, правильный выбор базового масла помогает снизить трение в гидродинамических условиях. Уменьшение трения достигается за счет использования базовых масел с низкой вязкостью, которые уменьшают трение и сцепление при полной пленочной смазке.
Разработка новых моторных масел будет иметь важное значение для соответствия изменяющемуся экологическому законодательству легковых автомобилей наряду с электрификацией в течение следующих 10-20 лет. Новые составы жидкостей для электронных сигарет потребуются для различных условий эксплуатации и требований к эффективности гибридных электрических легковых автомобилей, которые играют важную роль в снижении среднего уровня выбросов CO2 в автопарке и более экологичном транспорте.
Масла будут иметь более низкую вязкость (0W-12 и ниже), что будет находиться в центре внимания разработчиков рецептур, помогающих OEM-производителям соблюдать новые правила экономии топлива в электрифицированных автопарках.
Наши базовые масла с низкой вязкостью обладают превосходной устойчивостью к окислению, низкой летучестью по NOACK и отличными низкотемпературными свойствами, что помогает разработчикам рецептур соответствовать новым требованиям экономии топлива в рецептурах с низкой вязкостью. Их также можно смешивать с углеводородами группы III, которые часто имеют более низкую летучесть по NOACK, чем сложные эфиры. Помогая составителям рецептур достичь приемлемой летучести, наши сложные эфиры с низкой летучестью также улучшают растворимость добавок.
Рисунок 2. Прогноз производства автомобилей OEM до 2030 г., прогноз производства альтернативных силовых агрегатов IHS Markit, декабрь 2019 г.
REWITEC™ PowerShot™ присадки для восстановления поверхности моторных масел
Наша технология неорганических присадок на основе кремния может помочь улучшить топливную экономичность и снизить износ легковых автомобилей. Это было продемонстрировано с использованием коммерчески доступной европейской нефти с низкой вязкостью с использованием трибометра с игольчатым диском.
При добавлении добавки относительное трение может быть уменьшено и поддерживаться при переходе в стабильные условия поверхности раздела. PowerShot можно использовать в моторных маслах первой заливки для защиты от первого использования или в качестве дополнительной присадки послепродажного обслуживания для ремонта и повышения эффективности старых двигателей.
Рис. 3. Измерения трибометра «штифт-диск», демонстрирующие снижение трения при добавлении добавки PowerShot.
Рекомендуемые продукты
Priolube 1973 представляет собой ISO 46, окислительный стабильный, биоразлагаемый и гидролитически стабильный сложный эфир, пригодный для использования в широком спектре ряд автомобильных и промышленных Приложения. Это европейский экологический знак…
Priolube 3966 представляет собой синтетический сложный эфир с высокой устойчивостью к окислению и превосходными низкотемпературными свойствами. Приолюбье 3966 также зарегистрирован NSF HX-1, поэтому подходит для использования в пищевой промышленности…
Priolube 3970 представляет собой полиоловый эфир с низкой вязкостью, устойчивый к окислению, с низким образованием отложений. Это смазка с высокими эксплуатационными характеристиками, и, поскольку она представляет собой сложный эфир полиола, она обладает отличной окислительной стабильностью и…
Биоразлагаемый сложный эфир полиола с низкой летучестью, подходит для использования в качестве базовой жидкости и присадки, особенно при высоких температурах и безвреден для окружающей среды.
Универсальная присадка и базовая жидкость, используемая в качестве органического модификатора трения в моторных маслах, присадки для смазки дизельных двигателей и широкого спектра промышленных применений, особенно там, где не 26cSt, высокоокислительно стабильный, очень гидролитически стабильный и биоразлагаемый сложный эфир, пригодный для использования в широком спектре смазочных материалов.
Добавки REWITEC™ для ремонта поверхностей
Присадки к смазочным материалам на основе нано- и микрочастиц
Увеличение срока службы систем, механизмов и коробок передач за счет снижения трения, износа, температуры поверхности и энергопотребления
ПодробнееБазовые масла
Полиалкиленгликоль (ПАГ) и базовые масла на основе сложных эфиров
Высокоэффективные базовые масла на основе сложных эфиров и водорастворимые, нерастворимые и одобренные для контакта с пищевыми продуктами базовые масла на основе полицикленгликоля для составов смазочных масел.
Подробнее
Модификаторы трения
Полимерные органические модификаторы трения
Высокоэффективные полимерные органические модификаторы трения для индустриальных трансмиссионных масел, масел для легковых автомобилей и масел для дизельных двигателей для тяжелых условий эксплуатации.
Как мы можем помочь вам с вашими потребностями в приложениях?
Свяжитесь с нами
Высокоэффективные присадки к маслам Pro-Blend — JEGS High Performance
Сборочная смазкаПро-смесь Смазка для сборки двигателя для дрэг-рейсинга — 4 унций
Про-смесь 5306080
Номер детали: 509-5306080
Про-смесь 5306080
Про-смесь Смазка для сборки двигателя для дрэг-рейсинга — 4 унций
11,99 $
Отправка 11. 11.22
Смазка для сборки двигателя для дрэг-рейсингаПодробнее
$11,99
Отправка 11.11.22
Про-смесь Смазка для сборки двигателя Performance — 4 унций.
Про-смесь 5304040
Номер детали: 509-5304040
Про-смесь 5304040
Про-смесь Смазка для сборки двигателя Performance — 4 унций.
13,99 $
Отправка 11.11.22
Смазка для сборки двигателя Performance — 4 унций.
Подробнее
$13,99
Отправка 11.11.22
Про-смесь Смазка для сборки двигателя Performance — 8 унций.
Про-смесь 5304048S
Номер детали: 509-5304048S
Про-смесь 5304048S
Про-смесь Смазка для сборки двигателя Performance — 8 унций.
21,99 $
Отправка 10.11.22
Смазка для сборки двигателя Performance — 8 унций.
Подробнее
21,99 $
Отправка 10.11.22
Смазка для обкатки
Про-смесь Обрывная смазка — 16 унций
Про-смесь 5301602
Номер детали: 509-5301602
Про-смесь 5301602
Про-смесь Обрывная смазка — 16 унций
24,99 $
Отправка 11.11.22
Смазка для обкаткиПодробнее
24,99 $
Отправка 11.11.22
Усилители масла
Про-смесь Прохладный двигатель — 12 унций.
Про-смесь 5308012
Номер детали: 509-5308012
Про-смесь 5308012
Про-смесь Прохладный двигатель — 12 унций.
19,99 $
Отправка 11.11.22
Engine CoolПодробнее
$19,99
Отправка 11/11/22
Про-смесь Дизельное охлаждение — 16 унций.
Про-смесь 5309012
Номер детали: 509-5309012
Про-смесь 5309012
Про-смесь Дизельное охлаждение — 16 унций.
28,99 $
Отправка 11.11.22
Diesel CoolПодробнее
28,99 $
Отправка 11.11.22
Стабилизатор масла
Про-смесь Стабилизатор масла — 40 унций.
Про-смесь 5308060
Номер детали: 509-5308060
Про-смесь 5308060
Про-смесь Стабилизатор масла — 40 унций.
19,99 $
Отправка 11.11.22
Стабилизатор маслаПодробнее
$19,99
Отправка 11.11.22
Про-смесь Стабилизатор масла гоночного двигателя — 40 унций
Про-смесь 5308062
Номер детали: 509-5308062
Про-смесь 5308062
Про-смесь Стабилизатор масла гоночного двигателя — 40 унций
19,99 $
Отправка 11. 11.22
Стабилизатор масла для гоночных двигателейПодробнее
$19,99
Отгружается 11.11.22
Гоночные присадки
Про-смесь Концентрат гоночного двигателя — 16 унций
Про-смесь 5301600
Номер детали: 509-5301600
Про-смесь 5301600
Про-смесь Концентрат гоночного двигателя — 16 унций
34,99 $
(1)
Отправка в понедельник
Концентрат для высокопроизводительных гоночных двигателейПодробнее
34,99 $
(1)
Отправка в понедельник
Про-смесь Protek Competition Lubricant — 16 унций.
Про-смесь 5308080
Номер детали: 509-5308080
Про-смесь 5308080
Про-смесь Protek Competition Lubricant — 16 унций.
19,99 $
Отправка 10. 11.22
Protek Competition LubricantПодробнее
$19.99
Отправка 10.11.22
Про-смесь Обработка моторного масла Drag Racing — 16 унций
Про-смесь 5306074
Номер детали: 509-5306074
Про-смесь 5306074
Про-смесь Обработка моторного масла Drag Racing — 16 унций
31,99 $
Отправка 11.11.22
Обработка моторного масла для дрэг-рейсингаПодробнее
$31,99
Отправка 11.11.22
Про-смесь Присадка к маслу TFX-9 NASCAR — 1 галлон
Про-смесь 5308390
Номер детали: 509-5308390
Про-смесь 5308390
Про-смесь Присадка к маслу TFX-9 NASCAR — 1 галлон
219,99 $
Отправка 11.11.22
Присадка к маслу TFX-9 NascarПодробнее
$219.