Рабочая температура масла в двигателе, какой бывает, от чего зависит
Главная » Рекомендации специалистов
Опубликовано: Рубрика: Рекомендации специалистовАвтор: Алексей Назаров
При работе двигателя внутреннего сгорания выделяется огромное количество тепла. Рабочая температура масла в двигателе может достигать значения 300 градусов по Цельсию. В связи с этим температурные показатели смазки в моторе могут варьироваться по мере перехода между узлами двигателя.
Содержание
- Рабочая температура масла в двигателе, какой она бывает
- Функциональность смазочных жидкостей
- Как устроена система смазки
- Как меняется температура масла в двигателе
- Вязкостные особенности смазочных материалов
Функциональность смазочных жидкостей
Всем автовладельцам известно, что двигательная система автомобиля напичкана различными деталями и механизмами. Их основания тесно переплетаются между собой, то есть контактируют. Возникшее трение между узлами – путь к чрезмерному износу, а это не есть хорошо. Ко всему этому, на трение расходуется большая часть коэффициента полезного действия, и он трансформируется в теплоту.
Повышенные температуры в системе способствуют расширению металлов, из которых произведены основные детали силового агрегата. Этот аспект приводит к тому, что между поверхностями механизмов начинает сокращаться зазор, который вскоре может совсем исчезнуть. Как результат – заклинит движок. Такая ситуация произойдет, если работа двигателя будет происходить без смазывающего состава.
Моторное масло необходимо для нормального функционирования ДВС, так как выполняет важные функции. Оно позволяет избежать уменьшения зазора между механизмами ДВС, создавая маслянистую пленку на поверхностях узлов, способствует повышению КПД мотора и снижает риск быстрого износа деталей. Кроме этого, масло:
- Выполняет функцию охладителя, тем самым отводя тепло от рабочих поверхностей.
- Способствует быстрому удалению вредных продуктов распада горючего.
- Защищает металлические поверхности двигателя от неблагоприятного коррозионного воздействия.
- Выступает в качестве диспергатора. То есть может избавлять загрязненную систему от мелких нерастворимых веществ, добавляя их в свою структуру. Ненужные частицы находятся во взвешенном состоянии и легко вымываются, оседая на фильтре.
- Сохраняет вязкость посредством использования загущающих составов при разных температурах, а это крайне важно для оптимальной работы силового агрегата, так как увеличивают значение индекса вязкости продукта.
- Оберегает мотор от нежелательного процесса, а именно вспенивания технической жидкости. Чтобы не произошла подобная ситуация, к смазочной смеси добавляют антипенные добавки.
Входящие в состав масла депрессорные присадки позволяют завести мотор автомобиля при низких температурах, тем самым обеспечивая смазочный материал хорошей текучестью.
Как устроена система смазки
Хорошо сконструированные масляные системы создают разную передачу смазывающей смеси. Этот фактор зависит от функциональных возможностей механизмов. К наиболее нужным узлам она подается под определенным давлением, а к ненагруженным механизмам масло поступает естественной течью или посредством разбрызгивания. Подобные смазывающие материалы называются комбинированными составами.
Чтобы создать постоянное давление масла в ДВС, используют маслоподкачивающий насос. Возникающее давление позволяет ему передвигаться от картера движка к системе фильтрации, где оно очищается и переходит к вкладышам, обеспечивая движение коленвала, далее поступает к поршневым кольцам и распределительному цилиндру.
Как итог, масло начинает отводить тепло от поршневых элементов, сгущая зазор между кольцами и цилиндрами двигателя. Оно проникает в это место с помощью форсунок, после чего стремится в обратном направлении, к поддону картера. Цикл повторяется постоянно.
Как меняется температура масла в двигателе
В период движения по магистралям двигателя смазка претерпевает серьезные изменения, так как находится под действием высокой температуры. Металлические поверхности цилиндров способны нагреваться до 300°С. Двигаясь по магистрали, смазка может угорать и испаряться. Чтобы нефтяные пары не воспламенялись, применяют небольшую хитрость, а именно используют те углеводороды, у которых высокая температура воспламенения и они неактивны в стандартных рабочих условиях. Данная особенность определяется параметром, называемой температурой вспышки.
Как же определяется это значение? Чтобы узнать этот параметр, масло устанавливают в тигель. Далее резервуар нагревают до воспламенения. Так определяется температурный показатель. На практике это значение составляет 220 гр. Все-таки этот параметр не является критичным и некоторые производители автомасляной продукции не указывают информацию о температуре возгорания.
Вязкостные особенности смазочных материалов
От вязкости зависит стабильность масляных смесей и их качественные характеристики при работе. Вязкость – важный параметр, так как в рабочем интервале температур она изменяется, от низких значений до высоких режимов.
В соответствии с американским классификатором SAE автомобильные смазки подразделяются на зимние, летние варианты, а также всесезонные разновидности. Важным показателем считается степень вязкости в морозный период года и температура кристаллизации продукта. К примеру, смазка 0W30 свободно запустит мотор автомобиля в минус 40, а 5W30 осуществит то же самое до 35 мороза.
Необходимо знать, что перегрев смазочных смесей опасен. Повышенный нагрев способствует разрушению качественных показателей состава, то есть продукт не сможет обволакивать детали двигателя масляной пленкой, потеряет вязкость и сгорает вместе с горючим. В результате этого появляются нежелательные загрязнения и угар масла. Поэтому следует периодически следить за уровнем технической смеси. На практике возникают ситуации, когда неправильно подобранное по вязкости масло приводит к повышенному расходу, до 1 литра на 200 км пути.
Применять расходную жидкость необходимо в соответствии с вязкостью, рекомендованной производителем. Это значение можно легко найти в сервисной книжке, которая прилагается к любому автотранспорту.
Алексей Назаров/ автор статьи
Руководитель сети СТО с огромным стажем работы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Температура моторного масла в двигателе: влияние на ресурс
Рабочая температура большинства моторов легковых автомобилей и грузовиков в зависимости от их конструктивных особенностей находится в пределах 90-115˚С, а для некоторых моделей высоконагруженных ДВС – 120˚С. Следовательно, данные значения температуры являются рабочими и для моторного масла, которое обеспечивает защиту и чистоту двигателя в пределах заданного конструкторами силового агрегата интервала его технического обслуживания. А раз так, то и скорость окислительных процессов, происходящих в смазочном материале (его деградация), учитывается производителем масла с учетом температурного фактора.
Отклонение температуры двигателя и, соответственно, моторного масла в меньшую или большую строну от границ рабочего коридора значений приводит к нарушению штатных условий их работы, увеличению нагрузки на смазочный материал, ускорению его деградации и снижению ресурса. Это необходимо учитывать при задании оптимального интервала технического обслуживания ДВС.
Режим прогрева
Для выхода на рабочую температуру мотору и маслу требуется определенное время, в течение которого смазочный материал работает в неоптимальных для себя условиях. Следовательно, процессы его окисления протекают быстрее, что негативно отражается на ресурсе. Среди негативных факторов, оказывающих наиболее сильное воздействие на масло в период прогрева ДВС, укажем несгоревшее топливо, попадающее в картер при работе мотора на обогащенных смесях.
Не менее опасным является и явление обводнения масла. Наиболее ярко оно проявляется при коротких поездках по городу в холодное время года, когда в поддоне картера ДВС образуется водяной конденсат. Вода ускоряет коррозионные процессы, провоцирует окисление (срабатывание) пакета присадок, ухудшает работу диспергирующих его компонентов, в результате чего в моторах усиливается образование различных отложений. Подчеркнем, что нагрузка на моторное масло в период прогрева ДВС учитывается при разработке смазочного материала. При этом важным фактором является время выхода двигателя и его масла на рабочую температуру, так как в данный период смазочный материал подвергается негативному воздействию описанных выше факторов.
Перегрев
Работа масла при температуре, превышающей верхнее рабочее значение, в отличие от прогрева, не относится к штатным режимам. Перегрев смазочного материала приводит к его ускоренной деградации и снижению ресурса вследствие интенсивного образования в нем высокотемпературных отложений и жирных кислот, оказывающих негативное воздействие на основу масла и ускоряющих окисление пакета его присадок. Чем выше будет температура от верхнего предельного значения, и чем дольше будет длиться перегрев, тем быстрее деградирует смазочный материал, а двигатель лишится защиты от износа и образования в нем загрязнений.
Наименее стойкими к перегреву являются масла, изготовленные на основе минеральных базовых масел I и II групп, а также смазочные материалы, созданные на смеси баз I, II, III групп («полусинтетика»). Именно они при перегреве демонстрируют быстрое падение ключевых эксплуатационных свойств и качеств масла, а также образование отложений на деталях ДВС. В случае перегрева мотора, в который были залиты смазочные материалы указанных групп, рекомендуется скорректировать (сократить) интервал его технического обслуживания. Однако узнать насколько сильно изменились свойства и качества масла без проведения его экспертизы невозможно, поэтому лучше его и фильтр превентивно заменить. Понесенные затраты будут значительно меньше, чем урон, который может нанести потерявшее свои свойства и качества масло, мотору.
Наивысшую стойкость к воздействию высоких температур показывают синтетические масла, созданные на основе базовых масел III (гидрокрекинг), IV и V (полиальфаолефины и эстеры) групп. Причем, чем выше доля последних двух, тем лучше. Как показывает практика, и подтверждают многочисленные лабораторные исследования, смазочным материалам, созданным на синтетической основе с применением современных пакетов присадок, кратковременный перегрев практически не наносит вреда. Следовательно, их использование в высоконагруженных моторах, оснащенных агрегатами турбонаддува, на деталях которого возможен локальный перегрев смазочного материала и велика вероятность образования отложений, является более предпочтительным. Тем не менее, если работа мотора с перегревом была продолжительной, то также как и в случае с применением минеральных и полусинтетических масел, рекомендуется провести внеплановое техническое обслуживание двигателя с заменой масла и фильтра.
Причины нарушения теплового баланса ДВС и моторного масла.
Чаще всего выход температуры двигателя и моторного масла за рамки коридора рабочих значений происходит вследствие неисправностей системы охлаждения. Одной из них является некорректная работа термостата – частичная потеря подвижности клапана, заклинивание его в открытом или закрытом положении. Циркуляция охлаждающей жидкости (ОЖ) по большому кругу приведет к тому, что прогрев мотора будет занимать продолжительное время.
При низкой температуре окружающего воздуха ДВС может вообще не выходить на рабочую температуру, особенно когда часть тепловой энергии, переданной ОЖ, будет расходоваться на обогрев салона. В этом случае смазочный материал будет деградировать из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива и водяного конденсата. При циркуляции ОЖ по малому кругу происходит перегрев силового агрегата и моторного масла с последствиями описанными выше. Повышение температуры ДВС выше штатных значений может произойти и по причине неэффективной работы радиаторов системы охлаждения. Съему тепловой энергии препятствует слой грязи, которая закупоривает соты и затрудняет процесс их продувки. Снизить эффективность переноса тепловой энергии от мотора к радиатору может охлаждающая жидкость низкого качества или большое количество отложений, скопившихся в контуре охлаждения.
На тепловой режим работы ДВС оказывает влияние протекание процесса горения топлива в цилиндрах (рабочий процесс). При сбоях в работе системы питания, например ухудшения качества распыления или изменения объема цикловой подачи топлива, температура в цилиндрах может подниматься до критических значений, что увеличивает тепловую нагрузку на детали ДВС, систему охлаждения и смазочный материал.
Вывод
Любые отклонения температуры ДВС от штатной отражаются на изменении свойств моторного масла, приводят к снижению его ресурса, что требует корректировки интервала технического обслуживания мотора. Более полную информацию по данному вопросу, а также выбору смазочных материалов, можно получить, обратившись к техническим специалистам ООО «РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ» по телефону горячей линии 8-800-300-82-00.
узнайте больше о датчике температуры масла!
Температура масла хорошо известна как один из наиболее важных факторов, влияющих на работу вашего двигателя, а также на то, как долго он работает между ремонтами, — это правильная температура масла во время работы. Датчики давления масла и датчики температуры — это часть оборудования, которая измеряет общее состояние и рабочую температуру вашего автомобиля. Если этот датчик не работает должным образом, это может повлиять на весь ваш автомобиль. Если моторное масло перегревается или преждевременно разрушается, это может привести к повреждению других механических частей двигателя. Чтобы этого не произошло, очень важно, чтобы у вас был исправно работающий датчик температуры. С нашей линейкой комбинированных датчиков давления масла и температуры вы можете быть уверены, что ваш автомобиль оснащен всеми лучшими деталями
Какова оптимальная температура моторного масла?
Для автомобиля двойного назначения моторное масло должно иметь температуру не менее 220 градусов по Фаренгейту, чтобы сжечь все отложения и накопленный водяной пар. На каждый фунт топлива, сожженного в двигателе, в процессе сгорания также образуется фунт воды! Если температура поддона двигателя редко превышает 212 градусов (точка кипения воды), вода будет смешиваться с серой (еще один побочный продукт сгорания) и создавать кислоты, которые в конечном итоге могут повредить подшипники.
Что касается предельного потенциала мощности, большинство гонщиков сходятся во мнении, что горячее масло и холодная вода дают большую мощность в большинстве двигателей. Холодное моторное масло вызывает чрезмерное сопротивление трения в подшипниках и стенках цилиндров. Качественное обычное моторное масло выдерживает температуру масляного поддона до 250 градусов, но начинает разлагаться при температуре выше 275 градусов. Традиционный подход заключается в попытке удерживать температуру масла в пределах 230–260 градусов. Даже в краткосрочной комбинации, где масло часто меняют, я бы не хотел регулярно видеть температуру масла ниже 200 градусов.
Полностью синтетическое масло выдерживает температуру картера выше 300 градусов, а для жестких профессиональных гонок некоторые гоночные команды экспериментируют с ультратонкими, специально разработанными синтетическими маслами, предназначенными только для гонок, работающими при температуре 350 градусов или даже выше.
Также помните, что двигатель высокого класса строится как полная комбинация. Зазоры между поршнями и стенками, торцевые зазоры поршневых колец и зазоры в подшипниках специально подобраны в соответствии с характеристиками моторного масла и предполагаемой рабочей температурой.
Как установить датчик температуры масла?
Рабочая температура вашего двигателя обычно поддерживается на оптимальном уровне системой охлаждения. Но бывают случаи, когда ваш двигатель работает тяжелее и достигает температуры выше, чем обычно. Это может произойти, например, когда вы буксируете прицеп или другое транспортное средство, или если ваш двигатель настроен на более высокую производительность.
По мере повышения температуры двигателя моторное масло становится все жиже и жиже. Если двигатель работает при температуре выше нормальной в течение длительного времени, существует опасность того, что масло может стать настолько жидким, что оно больше не сможет должным образом смазывать движущиеся части двигателя.
Если это произойдет, ваш двигатель может быть серьезно поврежден до такой степени, что его придется разобрать и восстановить или полностью заменить.
Установка датчика давления масла
Датчики устанавливаются либо непосредственно в приборную панель, либо в кронштейн, подвешенный под приборной панелью.
Способ установки датчика в поддон картера зависит от типа используемого манометра и модели вашего автомобиля. В некоторых случаях поддон поддона придется снять, просверлить отверстие и нарезать резьбу для установки адаптера.
Другие типы используют сливную пробку в поддоне в качестве места установки датчика. Опять же, вам может понадобиться адаптер для отправителя.
Owner.com — Допустимая температура масла/как ее достичь
Деннис Урбан в 912 / 914 Технические вопросы 8 лет назад
Контроль температуры масла и выбор температуры термостата для Rotax 912, какая сложная задача! Кажется, здесь больше путаницы и мнений, чем должно быть. Rotax упускает из виду то, что не дает нам дополнительных указаний по такой важной теме.
Нижеследующее взято из официальной информации Rotax.
Следующее взято из Руководства по эксплуатации Rotax 912 :
• Датчик температуры масла для считывания температуры масла на входе расположен на корпусе масляного насоса.
• Температура масла:
- o макс. 285°F
- o мин. 120°F
- o нормальная рабочая температура 190-230°F
Период прогрева …. Пока температура масла не достигнет 120°F
• Избегайте эксплуатации при температуре масла ниже нормальной (190-230°F), так как возможное образование конденсата в системе смазки плохо влияет на качество масла.
И следующее из Rotax SL-912-012 Использование масляного термостата для двигателей Rotax типа 912 и 914 (серии) :
• Если производитель самолета или владелец считает, что температура масла во время работы двигателя слишком низкая, можно установить внешний масляный термостат.
• Температура открытия должна быть между 82°C и 90°C (180-194°F)
Обсуждение: Моя максимальная и крейсерская температура масла (измеренная в точке низкой температуры, где Rotax поместил термопару) с термостатом Perma-cool и запас парафина на 180 ° F ниже 180 ° F при осенней температуре воздуха.
Насколько серьезно мы должны относиться к требованию «не реже одного раза в день достигать 212 ° F»? Насколько серьезно мы должны относиться к «избеганию эксплуатации при температуре масла ниже нормальной (190-230° F)?» Прямо сейчас (прохладный осенний воздух) я не соответствую ни одному из критериев, насколько я могу судить. Учитывая, что Rotax обращает наше внимание на тот факт, что мы измеряем температуру в самой холодной точке на пути масла, означает ли это, что нам нужно добавить термопару на выходе из двигателя или на входе в бак, чтобы увидеть, достигаем ли мы температуры 212°F. Кто-нибудь сделал это? В идеале кажется, что мы хотим, чтобы масло в какой-то момент достигло 212 ° F. Кроме того, нам нужно знать, находится ли оно на входе масляного насоса двигателя в рабочих пределах. Добавляем ли мы дополнительную сложность в движение масла, чтобы поднять температуру до 212 ° F, если этого не происходит? Или это просто требование, которое мы воспринимаем с недоверием и продолжаем летать.