что делать и чем это грозит мотору
25 марта 2021 09:49 Иван Зенкевич Утро России
Впервые об экологии производители автомобилей задумались каких-то 50 лет назад. Тогда они обратили внимание на вредные выхлопные газы и придумали деталь, которая сегодня стала обязательной практически для всех машин – как бензиновых, так и дизельных. Это каталитический нейтрализатор. Непосредственно на работу мотора он не влияет. Но при этом неисправность может вывести из строя двигатель.
Каталитический нейтрализатор или по-простому катализатор – это элемент выпускной системы автомобиля. Призван уменьшить количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу.
Непосредственно на работу мотора он не влияет. Но при этом неисправность катализатора может быстро вывести двигатель из строя. Давайте разберемся, как вовремя заметить проблему и возможен ли ремонт этого узла или только замена?
Устройство катализатора достаточно простое. Основа его конструкции – блок из огнеупорной керамики, состоящий из множества ячеек. На каждой есть напыление из драгоценных металлов для ускорения химических реакций. Конечно, такая «ювелирная» начинка сказывается на цене.
Ресурс катализатора довольно приличный – порядка 120-160 тысяч километров и даже больше.
Однако его состояние напрямую зависит от исправности двигателя и условий эксплуатации. Чаще всего соты забиваются продуктами сгорания некачественного топлива или сомнительных присадок. Другая причина проблем: сбои в системе зажигания или неправильное образование топливной смеси, из-за чего ее часть догорает уже внутри блока, вызывая деформацию элементов.
«Соты начинают слипаться, пропускная способность для выхлопных газов становится меньше.Соответственно, это все сказываться на мощности мотора», – поясняет руководитель отдела продаж официального дилера Александр Новиков.
Как следствие – явная потеря динамики, плюс неустойчивая работа двигателя и повышенный расход. Система самодиагностики при этом зажигает лампу Check engine. Хотите вы этого или нет, но долго ездить с такими симптомами не получится.
«Если катализатор выходит из строя, он может также раскрошиться. И тогда эти крошки могут попасть через циркуляцию выхлопных газов назад в двигатель. Керамика достаточно твердая, попадая в цилиндры, может вызвать большие задиры», – предупреждает руководитель отдела продаж официального дилера Александр Новиков.
Или проще говоря, глубокие царапины, а это уже гарантированный капитальный ремонт.
Причем надо иметь в виду, что в большинстве случаев катализатор не ремонтируется, а меняется. А вот на что – решать вам. Самый простой вариант– поставить оригинальную деталь.
Правда, даже у бюджетных моделей она стоит от 20 тысяч и выше. У некоторых авто катализаторов может быть и два, и даже четыре. Более компромиссное решение – универсальный катализатор. Обойдется он дешевле, но могут возникнуть трудности с подбором под конкретный двигатель.
Наконец, наименее затратный способ – установка так называемого пламегасителя. Стоит он относительно недорого, но требует перепрограммирования блока управления двигателем.
Но главное в этом случае, вы не пройдете обязательный техосмотр, что на фоне ужесточения правил делает этот вариант совсем уж сомнительным.
авто техника машина/автомобиль ремонт Иван Зенкевич общество новости двигатель внутреннего сгорания/ДВС
Ранее по теме
Вредные советы от Ивана Зенкевича
На майские парковки в Москве будут бесплатными
Что будет, если засыпать сахар в бензобак
В Приамурье газовые авто освободят от транспортного налога
Электросамокаты включили в экзамен на права
Верхний багажник полезен, но есть нюансы
Умер катализатор.

Как это работает?
Удаляем нейтрализатор: польза, вред, цена вопроса
Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации – много ли осталось кислорода.
Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС.
Характерный пример расположения каталитического нейтрализатора под днищем автомобиля. Так выглядит большинство недорогих машин фирмы Renault на платформе Global Access/B0. На фото – Nissan Almera, автомобиль, созданный на той же платформе.
Умер нейтрализатор — ставим обманку. И — увы — ничего за это не будет!
Пока каталитические нейтрализаторы располагались под днищем автомобиля, они были безопасны для двигателей. Они честно очищали выхлоп от вредных примесей. Скончавшись, начинали мешать нормальной езде – и их вырезали. Керамический блок нейтрализатора при этом либо разваливался на куски, либо запекался коркой. В обоих случаях проход отработавших газов был затруднен.
Под днищем вместо нейтрализатора обычно вваривали трубу либо просто выбивали керамическую начинку. Пустая «бочка» могла «бубнить», придавала басовитости звуку выхлопа, и тогда в нее вваривали трубу с отверстиями, за которыми располагалась стальная проволока-путанка или стекловата.
Но прогресс не стоит на месте. Для более быстрого прогрева каталитический нейтрализатор стали устанавливать как можно ближе к двигателю. Все процессы нейтрализации, идущие при высокой температуре, при этом начнутся раньше. Нейтрализатор, совмещенный с выпускным коллектором, называется катколлектором.
Типичный катколлектор – такой ставят на популярнейшие автомобили Hyundai Solaris и Kia Rio.
Так вот в близости катколлектора и двигателя заключена главная опасность. Керамическая основа со временем начинает крошиться – образовавшиеся частички могут попадать в цилиндры двигателя. А цилиндропоршневая группа и абразивные частицы керамики – вещи несовместимые. Возникают большие износы пары цилиндр-поршень и даже задиры. Мотор может потребовать капитального ремонта задолго до выработки среднего ресурса. Виновны в выкрашивании керамической основы нейтрализатора и низкое качество керамики, и плохое топливо, догорающее в катколлекторе, и присадки к бензину, которые использовал владелец автомобиля.
У разных производителей степень опасности повреждений моторов очень различается.
На отечественных моторах ВАЗ с шестнадцати- и восьмиклапанными моторами керамика достаточно крепкая, да и заброс частиц из-за особенностей газодинамических процессов практически невозможен. На отечественных моторах ВАЗ с шестнадцати- и восьмиклапанными моторами керамика достаточно крепкая, да и заброс частиц из-за особенностей газодинамических процессов практически невозможен. | Другой пример — Kia Ceed. Вероятность повреждения мотора частицами керамики, если она начала сыпаться, относительно велика. Другой пример — Kia Ceed. Вероятность повреждения мотора частицами керамики, если она начала сыпаться, относительно велика. |
Решение или вредительство?
Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.
Пламегаситель – цилиндрическая труба с шумовиброгасящим наполнителем, сквозь который проходит труба примерно того диаметра, что и идущая дальше выхлопная система автомобиля.
Все проблемы решены? Конечно, нет – перечислим, что будет не так:
20 причин, почему машина может загореться
Система управления двигателем покажет ошибку «Check engine». Ведь второй лямбда-зонд будет видеть то же количество кислорода, что и первый. Выходом может быть перепрошивка блока управления на Евро-2 или установка так называемой обманки на второй датчик кислорода.
Обманка — это резьбовая втулка, ограничивающая прохождение газов к кислородному датчику либо содержащая в себе кусочек керамического наполнителя нейтрализатора, способного очищать газы.
Ваша машина станет очень вонючей. И сами этого хлебнете: во время прогрева во дворе и в медленно текущей пробке нанюхаетесь. Соседи по дому и по потоку тоже карму вам не улучшат. Еще, если вы возите детей, а также домашних животных, то помните, что они больше чувствительны к запаху и ездят сзади, где концентрация вредных веществ выше.
Честно получить диагностическую карту не получится. Ведь фактически у вас нет даже Евро-2, вместо записанного в ПТС значения Евро-4 или Евро-5.
Если машина еще на гарантии, то с ней (по крайней мере, с гарантией на двигатель), придется распрощаться.
Рекомендация «За рулем»
Есть три варианта решения проблемы с вышедшим из строя нейтрализатором – от хорошего и дорогого до простого и дешевого.
Мифические и реальные проблемы двигателя Hyundai и Kia
На Kia Ceed в системе есть второй каталитический нейтрализатор. На Kia Ceed в системе есть второй каталитический нейтрализатор. На его место можно установить полноценный нейтрализатор подходящего размера. | Например, такой. Небольшой диаметр этого нейтрализатора позволяет разместить его под днищем большинства автомобилей. Например, такой. Небольшой диаметр этого нейтрализатора позволяет разместить его под днищем большинства автомобилей. |
Каталитический нейтрализатор – не враг автовладельца. Он, по мере возможности, сохраняет для нас с вами чистый воздух. Поэтому, если он вышел из строя, постарайтесь восстановить работу одним из перечисленных способов.
- Самые надежные двигатели (из тех, что еще продаются) — тут.
Атомы кислорода не действуют в одиночку
Тонкий танец воды и кислорода на золотых поверхностях
Кеннет Мэдсен
Вода помогает кислороду перемещаться по поверхности золота.
Вода приближается к поверхности возле кислородного острова (слева). Затем вода расщепляется с образованием двух гидроксильных групп (посередине). Группы перемещаются по поверхности, пока не рекомбинируются, оставляя кислород в другом месте и выталкивая молекулу воды с поверхности (справа). Воспроизведено с разрешения Физическая химия Химическая физика Общества владельцев (см. «Дополнительную информацию»)
Что происходит, когда встречаются воздух, вода и металл? Если вы когда-нибудь видели ржавую старую машину, грохочущую по дороге, вы знаете, что результат не очень хорош. Просто от воздействия воды и воздуха твердое железо, из которого состоит корпус, может рассыпаться и деформироваться по мере того, как берет свое начало коррозия. Это яркий пример того, насколько сильными могут быть взаимодействия между водой, кислородом и металлами. Как оказалось, эти взаимодействия имеют важные последствия, помимо разрушения семейного универсала. Одним из наиболее важных мест, где проявляются эти эффекты, является катализ.
Катализаторы используются в промышленности для ускорения, обычно медленно протекающих химических реакций. Производство удобрений и пластмасс, а также переработка ископаемого топлива зависят от металлических катализаторов. К сожалению, их улучшение остается серьезной научной задачей. Ключевой вопрос заключается в том, что крошечные изменения на поверхности катализаторов могут резко изменить их характеристики. Это иллюстрируется в случае золотых катализаторов. Золото, которое обычно химически инертно, действует как катализатор, когда атомы кислорода прилипают к его поверхности. Эта каталитическая активность может повышаться еще больше при добавлении небольшого количества воды. На самом деле вода может увеличить каталитическую активность на золотых поверхностях более чем в 100 раз9.0005
Чтобы расшифровать, что происходит на этих поверхностях, ученые из Исследовательского центра Energy Frontier «Интегрированные мезомасштабные архитектуры для устойчивого катализа» (IMASC) попытались исследовать фундаментальные молекулярные взаимодействия, которые происходят на золотом катализаторе, отслеживая движение отдельных атомов кислорода. Используя эту систему в качестве модели для многих других металлических катализаторов, команда IMASC использовала комбинацию микроскопии, изотопных исследований и теоретических расчетов, чтобы определить влияние воды на поверхность и то, как этот эффект улучшает катализ.
На микроскопическом уровне кислород прилипает к золотым поверхностям в процессе, называемом адсорбцией. Эти адсорбированные атомы кислорода слипаются на поверхности, образуя небольшие островки зигзагообразной формы. Чтобы увидеть эти особенности на поверхности, исследователи использовали микроскоп сверхвысокого разрешения, называемый сканирующим туннельным микроскопом. Это позволило им не только найти эти острова, но и определить отдельные атомы внутри них. Измеряя изменяющиеся размеры этих островков, исследователи определили, сколько атомов кислорода перемещается по поверхности, что дает представление о том, насколько подвижны эти атомы. Когда вода отсутствует на поверхности, очень мало атомов кислорода движется при температуре 170 Кельвинов (или около -150 градусов по Фаренгейту). Однако по мере добавления воды к поверхности размер островков колеблется гораздо быстрее, что указывает на то, что атомы кислорода гораздо более подвижны, танцуя по поверхности от островка к островку.
Микроскопические данные показали, что вода облегчает перемещение кислорода по поверхности, но почему? Используя воду со специально помеченным кислородом, исследователи стремились разработать более точное представление о том, что происходит с отдельными молекулами на поверхности. Они обнаружили, что меченый кислород, происходящий из воды, обменивается с кислородом, уже адсорбированным на поверхности. Это говорит о том, что молекулы воды не остаются целыми в процессе миграции кислорода. Скорее вода в какой-то момент распадается, позволяя атому кислорода адсорбироваться на поверхности.
Затем команда использовала вычислительный метод, называемый теорией функционала плотности, чтобы определить, какие химические превращения могут соответствовать их экспериментальным данным. Результаты вычислений показывают, что расщепление воды на части в присутствии поверхностно-связанного кислорода может происходить относительно легко. Это расщепление образует две гидроксильные (ОН) группы на поверхности, и хотя кислород очень сильно связывается с поверхностью, гидроксил связывается слабо. Это свидетельство позволило исследователям определить пошаговый процесс, описывающий движение кислорода по поверхности.
Процесс начинается, когда вода приближается к поверхности золота. Молекула воды слабо притягивается к атомам кислорода на краях островков. Когда вода подходит достаточно близко к кислороду, она расщепляется с образованием двух гидроксильных групп. Эти гидроксильные группы слабо связываются с поверхностью, что позволяет им двигаться намного быстрее, чем атомы кислорода. Гидроксилы перемещаются, пока не найдут другой гидроксил, с которым можно соединиться. Рекомбинация двух гидроксилов оставляет атом кислорода на поверхности, удаляя при этом молекулу воды.
Этот пошаговый процесс согласуется с экспериментальными результатами и дает представление о совместной роли воды и кислорода в катализе на металлических поверхностях. Исходя из этого механизма, повышенную каталитическую активность в присутствии воды можно объяснить двумя эффектами. Во-первых, образующиеся при миграции поверхностные гидроксилы гораздо более каталитически активны, чем металлическое золото и адсорбированный кислород. Во-вторых, повышенная подвижность атомов кислорода удерживает реактивные атомы кислорода рассеянными по поверхности, а не агрегированными в большие островки. Этот анализ показывает, насколько важно точно понимать, что происходит на поверхности катализаторов, поскольку даже самые незначительные изменения могут резко увеличить каталитическую активность. Он также демонстрирует возможности сочетания чувствительных экспериментальных методов, таких как микроскопия, с теоретическим моделированием для изучения физического мира.
Дополнительная информация
Сюй Ф., Л. Фампиу, Ч. Р. О’Коннор, С. Каракалос, Ф. Хибель, Э. Каширас, Р. Дж. Мэдикс и К. М. Френд. 2018. «Вода способствует миграции кислорода на поверхности золота». Физическая химия Химическая физика 20:2196. DOI: 10.1039/c7cp06451a
Благодарности
Эта работа была поддержана в рамках Интегрированных мезомасштабных архитектур для устойчивого катализа (IMASC), исследовательского центра Energy Frontier, финансируемого Министерством энергетики, Управлением науки, фундаментальных энергетических наук.
Об авторе(ах):
Кеннет Мэдсен — доктор философии. студент Иллинойсского университета в Урбана-Шампейн под руководством Эндрю А. Гевирта и член Центра электрохимической энергетики (CEES), исследовательского центра Energy Frontier. Его исследования сосредоточены на катодных покрытиях для стабилизации высоковольтных литий-ионных аккумуляторов.
То, как кислород скользит по поверхности, дает представление о тонких взаимодействиях на поверхности катализатора
Как вода помогает кислороду перемещаться по поверхности золота.
.Вода приближается к поверхности возле кислородного острова (слева). Затем вода разделяется на две группы (средние). Эти группы перемещаются, пока не объединятся, оставив кислород в другом месте и оттолкнув молекулу воды (справа). Изображение предоставлено Натаном Джонсоном, Тихоокеанская северо-западная национальная лаборатория
Когда дело доходит до производства многих основных продуктов, которые мы используем каждый день, катализаторы имеют большое значение. Более эффективный катализатор может привести к более быстрому промышленному производству и меньшему количеству отходов. Сложность в создании лучших катализаторов состоит в том, чтобы знать, как они работают в деталях. Маленькие детали имеют большое значение. В исследовательском центре Energy Frontier «Интегрированные мезомасштабные архитектуры для устойчивого катализа» (IMASC) ученые обнаружили одну такую деталь: пошаговый танец атомов кислорода на поверхности золотого катализатора. Кислород, который делает золото активным катализатором, обычно плотно прилегает к поверхности; однако в присутствии воды он может двигаться гораздо быстрее. Вода превращает поверхностный кислород в гидроксильные (кислород + водород) группы. Эти гидроксилы свободно прикрепляются к поверхности, позволяя им скользить по ней. Этот танец удерживает реактивные атомы кислорода рассеянными по поверхности золота, а не слипающимися в островки, где они менее активны. Такие знания о катализаторах на атомарном уровне помогают ученым написать руководство по созданию лучших катализаторов. Гарвардский университет возглавляет IMASC.
Дополнительная информация
Сюй Ф., Л. Фампиу, Ч. Р. О’Коннор, С. Каракалос, Ф. Хибель, Э. Каширас, Р. Дж. Мэдикс и К. М. Френд. 2018. «Вода способствует миграции кислорода на поверхности золота». Физическая химия Химическая физика 20:2196. DOI: 10.1039/c7cp06451a
How to Get the Touch of Malice Catalyst
Автор: Ethan Webbon: In: Features, Gaming, PC, PS4, Xbox OneNo Comments
One of the now самый популярный — после разведывательных винтовок Destiny 2 : Season of Plunder – это экзотика Touch of Malice, которую можно улучшить, разблокировав катализатор: Rapid Hit. Быстрое попадание предлагает мощный эффект, который временно увеличивает стабильность оружия и скорость перезарядки всякий раз, когда пользователь наносит точные удары в быстрой последовательности. Этот эффект длится две секунды и может суммироваться в зависимости от количества нанесенных прицельных ударов. Например, параметр «Скорость перезарядки» может варьироваться от 5 до огромных 60. Продолжайте читать, чтобы узнать, как получить чрезвычайно практичный катализатор «Прикосновение злобы» в 9 0010 Судьба 2 .
Чтобы разблокировать Катализатор «Прикосновение злобы» в Destiny 2 , Стражи должны решить головоломку, в которой игроки ищут реликвии черных сфер в различных разделах King’s Fall Raid. Пока один человек стоит на светящейся тарелке, чтобы создать сферы, остальные участники рейда должны собрать реликвии и поместить их в центральное место.
Связанный:
Как получить Cry Mutiny в Destiny 2 Season of Plunder
Согласно YouTuber SneakyBeaver, точка появления реликвий может меняться во время каждого прохождения; поэтому сложно указать возможные места, где могут появиться шары. Поэтому крайне важно открыто общаться с товарищами по команде, чтобы найти каждого, прежде чем вернуть его в хранилище. Таймер запустится, как только первая реликвия будет захвачена, что может вызвать панику, если все шары еще не найдены. Следовательно, хорошей стратегией было бы найти все реликвии заранее и одновременно «замочить» их в центральной локации.
Пока команда ищет Реликвии в рейде Падения Короля, чтобы разблокировать Катализатор Прикосновения Злобы в Destiny 2 , Страж, владеющий Прикосновением Злобы, должен продолжать стоять на определенной плите. Эта круглая пластина не меняет положения, и ее можно найти в одном и том же месте во время каждого забега. Благодаря данным Eurogamer, поклонники Destiny 2 могут узнать, где можно найти эти пластины:
№ | Секция | Сведения о расположении пластины | Депозитарий |
1 | Вход в рейд | Исследуйте левую сторону широко открытой комнаты, чтобы найти тарелку за короткой разрушенной стеной.![]() Наверх
|