от чего зависит, на что влияет и можно ли ускорить?
Среднее нормальное время зарядки автомобильного аккумулятора — 15…20 часов. Но это при идеальных условиях. На продолжительность зарядки АКБ влияет более 10 факторов, и каждый из них может как уменьшить средний показатель, так и увеличить. Для обычного пользователя время — это индикатор состояния. Если при прочих равных условиях зарядка ускорилась, это означает, что сократился ресурс аккумулятора. Когда процесс завершается всего через 2…3 часа, то это указывает на непригодность АКБ для дальнейшей эксплуатации на машине. Из этого материала на сайте Авто без СТО вы узнаете: какие факторы влияют на время зарядки; как определить момент окончания зарядки; можно ли ускорять процесс; какие выводы можно сделать по фактическому времени заряда АКБ.
От чего зависит время зарядки аккумулятора автомобиля?
Время зарядки — это весьма информативный показатель состояния АКБ. Однако ориентироваться на него, как на основной, не стоит.
Нельзя заряжать аккумулятор строго по таймеру. Если управлять процессом только на основании часов, то будет либо недозаряд аккумулятора, либо бесполезная потеря времени. На что действительно стоит ориентироваться, чтобы оценить степень заряженности АКБ, рассказано ниже.
Потенциально на продолжительность заряда аккумуляторной батареи влияют следующие факторы:
- Ёмкость.
- Текущий уровень заряда.
- Зарядный ток.
- Напряжение заряда.
- Эффективность процесса.
- Температура.
- Тип АКБ.
Что такое идеальные условия? Если бы аккумулятор заряжался от 0 до 100% одним и тем же током, и принимал энергию, то время можно было бы подсчитать элементарно. Пример. АКБ ёмкостью 70 А*ч заряжалась бы за 10 часов током 7 А или 70 часов током 1 А. В реальной жизни это не работает. И вот почему.
Ёмкость
Ёмкость АКБ — это энергия, которую батарея способна накапливать в процессе заряда и отдавать в нагрузку.
Выражается в ампер-часах. Например, аккумулятор ёмкостью 65 А*ч способен питать нагрузку 6,5 А в течение 10 часов. Чем больше ампер-часов, тем дольше батарея может обеспечивать энергией одну и ту же нагрузку. В обратном направлении это тоже работает — чем больше ампер-часов, тем дольше по времени нужно заряжать аккумулятор.
Необходимо понимать, что ёмкость АКБ бывает трёх видов:
- Номинальная — заявляется производителем, указывается на корпусе, заметно влияет на стоимость. Технически зависит от количества свинца, использованного для изготовления пластин. Влияет и технология, по которой изготовлена батарея.
- Реальная — энергия, которую фактически способен накапливать и отдавать аккумулятор. По мере эксплуатации постепенно уменьшается из-за сульфатации, деградации и осыпания свинцовых пластин. Когда батарея работает в нормальных условиях, реальная ёмкость близка к номинальной на протяжении 1-2 лет. Через 5 лет потенциал может сократиться на 20-40%.
Когда реальная ёмкость стартёрной АКБ сокращается на 60% от номинальной, для дальнейшей эксплуатации на автомобиле она считается непригодной. - Резервная — это время, в течение которого заряженный аккумулятор способен обеспечивать нагрузку 25 А. Указывается на корпусе аккумулятора в минутах (не всегда). Резервная ёмкость используется при выходе из строя генератора.
Сейчас нас интересует только реальная ёмкость аккумулятора. От неё непосредственно зависит время зарядки.
Текущий уровень заряженности
Чем сильнее разряжена батарея, тем дольше она заряжается. Зависимость этих двух параметров проявляется не линейно. Заряженный на 100% аккумулятор не будет заряжаться в два раза дольше, чем заряженный на 50%. Причина — зарядный ток.
Ток
Это один из основных факторов, который влияет на время зарядки. Чем выше ток, тем быстрее проходит процесс. Однако бесконечно повышать зарядный ток невозможно, так как это приведёт к нарушению технологии зарядки.
Она пройдёт неэффективно. Ресурс АКБ сократится. Заряжать большинство современных аккумуляторов можно токами до 20 А. Когда мы запускаем двигатель от почти разряженной батареи, примерно такой ток она потребляет от генератора (первые несколько минут).
При зарядке от зарядного устройства оптимальный ток зарядки составляет 10% от ёмкости. Для АКБ на 70 А*ч рекомендуемый зарядный ток 7 А. Некоторые зарядные устройства ограничивают ток по программе. Другие регулируются вручную. В нерегулируемых бюджетных приборах ток ограничивается мощностью трансформатора.
Максимальный ток аккумулятор принимает только в самом начале процесса. Через несколько часов внутреннее сопротивление батареи увеличивается. Ток постепенно снижается. Из-за этой особенности мы не можем заранее точно посчитать, сколько будет заряжаться АКБ.
Не все зарядные устройства способны выдавать максимальный рекомендуемый зарядный. Дешёвые модели не могут выдавать более 2…3 А. Время зарядки такими устройствами существенно увеличивается.
Однако большой ток нужен только на первых этапах зарядки. При уменьшении максимально возможного тока зарядки в два раза время зарядки растягивается не вдвое, а только в полтора раза.
Напряжение
Зарядка АКБ подчиняется закону Ома. Поэтому на время зарядки влияет и напряжение. Чтобы аккумулятор начал заряжаться, на его выводы нужно подать напряжение, немного превышающее его собственное. По мере насыщения АКБ вольтаж приходится повышать, так как увеличивается внутреннее сопротивление элементов. Также для процесса зарядки справедливым является правило: чем выше напряжение, тем заряд будет проходить быстрее (так как будет увеличиваться и ток).
Повышать напряжение заряда бесконечно нельзя. Предел зависит от технологии, по которой изготовлен аккумулятор. Например, для полноценной и безопасной зарядки гибридных АКБ нужно напряжение 14,2 В. GEL и AGM аккумуляторы требуют 14,8 В. Кальциевые заряжаются нормально при напряжении 14,4 В (но никогда не заряжаются при таком напряжении до 100%).
Почему нельзя заряжать АКБ бесконечно большим напряжением? В случае с аккумуляторами c жидким электролитом превышение максимально допустимого вольтажа приводит к запуску электролиза. Вода (основа электролита) начинает разлагаться на водород и кислород. Заряд фактически прекращается. Аккумулятор «кипит», греется, и теряет воду из электролита.
Эффективность зарядки
Технологии производства автомобильных аккумуляторов постоянно совершенствуются. Однако до сих пор нет на 100% эффективных моделей. Чтобы накопить в аккумуляторной батарее 70 ампер-часов энергии, ей нужно отдать на 30% больше. Эта тратится на нагрев, саморазряд и утечку тока.
Эффективность АКБ постепенно снижается по мере её эксплуатации. Грязный корпус, сульфатация, осыпание пластин и прочие факторы — снижают эффективность. Однако время зарядки не увеличивается, а наоборот, сокращается. Это происходит потому, что со временем уменьшается реальная ёмкость аккумуляторной батареи.
Температура
Оптимальная температура окружающей среды, при которой автомобильный аккумулятор заряжается наиболее эффективно — это +25°C.
При снижении до -5°C АКБ может нормально заряжаться. Но время увеличится. Когда температура существенно ниже 0°C, то АКБ первые 30 минут практически не принимает заряд вообще. Это одна из причин, почему зимой аккумуляторы часто подводят. Они просто не успевают восстанавливаться от генератора.
Высокие температуры окружающей среды не ускоряют время зарядки аккумулятора. Наоборот, батарея начинает перегреваться, из-за чего заметно снижается эффективность. Особенно уязвимые к перегреву AGM аккумуляторы. Они начинают плохо работать и безвозвратно деградировать при температуре выше +40°C. АКБ других типов «не любят» температуру выше +55°C.
Производители автомобилей учитывают это при выборе места для установки АКБ. Есть даже модели, у которых батареи располагаются в салоне или багажном отделении. Массово этот подход не применяется по ряду причин. Во-первых, не все аккумуляторы безопасны. Во-вторых, чем дальше батарея от стартера, тем более толстые нужны провода для их соединения.
Тип АКБ
Тип аккумулятора влияет на:
- Максимальный рекомендуемый ток заряда.

- Эффективность аккумулятора при зарядке.
Аккумуляторы на машинах с системой «старт-стоп» обязательно должны быть рассчитаны на большие токи (быстрая зарядка). К таким относятся AGM АКБ, которые могут систематически заряжаться токами до 30% от ёмкости. Куда лучше в этом плане литий-ионные, литий-полимерные и литий-железо-фосфатные аккумуляторы. Их можно разряжать и заряжать очень большими токами без последствий. Массово они пока что не применяются из-за высокой стоимости.
Как оценить уровень заряженности АКБ?
Итого: по времени уровень заряженности АКБ точно определить невозможно. На что же тогда нужно ориентироваться?
Есть целых три весьма точных показателя:
- Зарядный ток.
- Плотность электролита.
- Напряжение «отдохнувшей» АКБ.
Зарядный ток
Этот показатель подходит для зарядных устройств с цифровыми индикаторами напряжения и тока. Эти показатели можно также измерять независимо.
При помощи мультиметра. Ток в цепи везде одинаковый. Потому измеряйте его там, где удобно. Напряжение необходимо измерять непосредственно на выводах аккумуляторной батареи.
АКБ можно считать заряженной на 100%, если измерения показывают следующие значения:
- Напряжение 14,4 В.
- Ток 0,1 А.
Ждать, пока зарядный ток снизится более, чем 0,1 А, особого смысла нет. После достижения такого тока аккумулятор либо вообще ничего не накапливает, либо накопит очень мало энергии. Именно поэтому почти все автоматические и «умные» зарядные устройства на этом этапе отключаются.
Плотность электролита
Этот метод только для аккумуляторов с жидким электролитом, к которому есть доступ. AGM, GEL, необслуживаемые АКБ с жидким электролитом — не подходят.
О зарядке необслуживаемых АКБ.
Плотность электролита определяется ареометром. Важным преимуществом метода является возможность оценки уровня заряженности прямо в процессе зарядки.
Концентрация кислоты в электролите увеличивается синхронно с накоплением энергии.
Когда плотность электролита достигает 1,26…1,28 г/см3, аккумулятор можно считать на 100% заряженным. Учтите, что плотность электролита вблизи свинцовых пластин может быть в норме, а в верхних слоях показатели почти всегда ниже. Чтобы плотность сравнялась, необходимо перемешать электролит. Есть несколько способов сделать это. Например, принудительно «кипятить» электролит, заряжая АКБ высоким напряжением.
Более детально «кипение» электролита описано на сайте Авто без СТО в следующих материалах:
- Аккумулятор быстро закипает при зарядке.
- Как заряжать кальциевый аккумулятор.
- Подзарядка кальциевого аккумулятора перед зимой. Мастер-класс.
- Одна ячейка не кипит при зарядке аккумулятора.
Рекомендую ознакомиться.
Напряжение
Это простой, доступный и точный метод оценки.
Однако напряжение на выводах АКБ нельзя измерять в любое время. Особенно в процессе зарядки. Чтобы получить достоверные показания, необходимо после завершения зарядки подождать 12 часов, и только тогда измерять напряжение. Если сделать это раньше, вольтаж будет завышенным и никак не связанным с уровнем заряженности аккумуляторной батареи. Измерьте напряжение на следующий день, и сверьте показатели с данными из этой таблицы.
|
Напряжение покоя (В) |
Заряд (%) |
|
<11,90 |
0 |
|
11,95 |
10 |
|
12,00 |
20 |
|
12,05 |
30 |
|
12,15 |
40 |
|
12,20 |
50 |
|
12,30 |
60 |
|
12,40 |
70 |
|
12,50 |
80 |
|
12,60 |
90 |
|
12,70 |
100 |
|
>12,71 |
Некорректный замер |
Можно ли сокращать время зарядки аккумулятора?
Да.
Но не следует этого делать без крайней необходимости. Чтобы ускорить процесс, вам придётся повышать ток и напряжение. А это отрицательно скажется на ресурсе АКБ. Применяйте быструю зарядку только в исключительных случаях. Например, когда вы торопитесь.
Видео: сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля
Итоги
Акцентировать своё внимание на время зарядки аккумулятора не стоит. Следите лучше за напряжением, током, плотностью электролита (если это возможно). Однако, если вы заметили, что глубоко разряженная батарея зарядилась слишком быстро, это может быть плохим сигналом. Возможно, пора задуматься о выборе и покупке нового автомобильного аккумулятора.
Сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор — Блог
Может 14-16 часов, как пишут в большинстве инструкций? Или сутки, как говоря наши деды? А может в течение ночи, так как утром ехать надо? А за 2 часа, как смартфон, невозможно его зарядить? Так сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор? Возможно, многие удивятся, но искать однозначный ответ на этот вопрос настолько же глупо, насколько глупо выяснять время, которое нужно, чтобы набрать полное ведро воды из-под крана.
Какое ведро, сколько литров в него влезает? А оно полностью пустое было, или на донышке что-то оставалось? А сам кран какой, сколько воды в минуту (секунду, час) он выдает? А вся ли вода попадает точно в ведро? Ничего не разбрызгивается и не испаряется в процессе? Кстати, ведро же и не новое, то есть, дырявое может быть. Напор воды – непостоянный, потому что насос китайский, дешевый. Теперь видите, в чем сложность данной темы?
Как ни странно, но на вопрос – сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор – ответ формируется почти так же, как и в случае с ведром воды. То есть, время зависит от множества факторов, которые всегда разные. Поэтому, для начала попробуем вспомнить все факторы, которые могут повлиять на время заряда, и прикинем – как же его можно посчитать, и можно ли вообще это сделать. Потом ответим простыми словами на три довольно интересных вопроса:
1. Нужно ли вообще ориентироваться на время зарядки автомобильного аккумулятора?
2.
Если не на время, то на что лучше ориентироваться? 3. Можно ли ускорить зарядку АКБ?Поехали.
Как посчитать время зарядки автомобильного аккумулятора?
В процессе зарядки автомобильного аккумулятора принимает участие, как минимум, два устройства:
- Собственно, сам аккумулятор.
- Зарядное устройство.
Начнем, наверное, с разбора зарядного устройства. Каким бы оно не было – дорогим, дешевым, автоматическим или с ручными регулировками, линейным или импульсным – у него есть всего две важные характеристики. Первая – это максимальный ток, который зарядное устройство может выдавать. Вторая – напряжение заряда.
Максимальный ток заряда аккумулятора
Максимальный ток, который может отдавать зарядное устройство, зависит от того, какая мощность в нем заложена схемотехнически. Например, если прибор простейший линейный, то есть, трансформаторный, то максимальный ток будет зависеть, в первую очередь, от этого самого трансформатора.
Наверняка многие опытные автолюбители замечали, что дешевые зарядные устройства ну никак не хотят заряжать даже полностью разряженный аккумулятор требуемым током в 10% от номинальной емкости. В итоге АКБ на 70 А*ч, который только что отказался крутить стартер, при подключении к недорогой зарядке даже в самом начале берет от силы 3-4 ампера, а надо целых 7 ампер.
Напряжение заряда аккумулятора
Напряжение заряда – вообще сложная тема. Сложная не в принципе, а из-за того, что окутанная миллиардом мифов и путаницей, скопившимися за последние годы на просторах Интернета. Чтобы сразу отсечь все заведомо неверные цифры, вспомним, как выглядит идеальное напряжение заряда автомобильного аккумулятора.
В первую очередь, оно непостоянное, если заряжается глубоко разряженная АКБ. Дело в том, что у полностью севшего аккумулятора очень маленькое сопротивление. Соответственно, если на его клеммы в это время подать, скажем, 14,5 вольт, то через него потечет конский ток, гораздо превышающий упомянутые выше 10% от номинальной емкости.
Чтобы этого не происходило, мы ограничиваем ток заряда принудительно. Делается это либо вручную, если зарядное устройство простое. Если же оно автоматическое, то ограничением занимается электроника. Итог всегда один и тот же – ток заряда в самом начале не должен превышать 10% от емкости.
Что же в это время происходит с напряжением? А оно меньше 14 вольт. И тем меньше, чем глубже разряжена АКБ. Именно благодаря этой закономерности мы можем спокойно ограничить ток заряда на нужных 6-7 амперах даже на тех зарядных устройствах, где нету регулировки тока, но есть регулировка напряжения.
Далее по мере того, как аккумулятор заряжается, его сопротивление растет. Это означает, что для продолжения заряда максимальным током нам придется постоянно увеличивать напряжение. Так будет до тех пор, пока не наступит момент, при котором напряжение «упрется» в рекомендуемый максимум, выше которого подымать не стоит. По сформировавшемуся с годами мнению автора, этот самый максимум находится на отметке 14,4-14,5 вольт независимо от технологии АКБ (любителям кипятить кальциевые АКБ напряжением 16,1 В – привет).
После достижения максимума по напряжению сопротивление аккумулятора продолжает расти. А поскольку напряжение мы «сдерживаем» (вручную или это делает автоматика), значит ток постепенно начинает уменьшаться. И делать он будет это до тех пор, пока АКБ не зарядится. А вот сколько это займет по времени – пока вопрос остается открытым.
Итоги по напряжению и току зарядки
Что мы имеем по итогу вышерассмотренного? Если бы аккумулятор заряжался все время одним и тем же током, например, 6 ампер, то, зная текущую емкость АКБ в ампер-часах, мы бы смогли легко посчитать время. Как? А вот так. Имеем аккумулятор емкостью 60 А*ч, который мы якобы заряжали постоянным током 6 ампер. При таких раскладах (и без учета других факторов, о которых сказано ниже) сколько мы будем его заряжать? Правильно, если подумали, что 10 часов. Но в жизни этот расчет не имеет никакого смысла, потому что он неверный. Постоянным током заряжать АКБ от 0% до 100% невозможно.
Теперь пройдемся по факторам, которые влияют на время зарядки аккумулятора в зависимости от его модели, емкости, срока службы и так далее.
Здесь все еще сложнее, чем с зарядными устройствами, которые мы можем, хотя бы, настроить и контролировать. Аккумулятор же в этом плане – более неконтролируемый прибор, если можно так выразиться.
Номинальная емкость аккумулятора
Во-первых, у автомобильных аккумуляторов разная емкость, выражаемая в ампер-часах. Более того, у одного и того же аккумулятора эта самая характеристика постоянно меняется на протяжении всего срока службы. В среднем, если АКБ эксплуатируется по всем правилам, уже через 2-3 года она теряет около половины той емкости, которая указана на корпусе. В соответствии с этим вполне логичным и закономерным кажется утверждение, что и время зарядки такого аккумулятора – уменьшается вдвое. Но это не так. Увы.
Технология изготовления аккумулятора
Во-вторых, автомобильные аккумуляторы сегодня изготавливаются по разным технологиям, от чего варьируется так называемое КПД их заряда. К примеру, наливные АКБ, в которых электролит жидкий, сами по себе принимают заряд хуже, чем сделанные по технологиям AGM или GEL.
То есть, зарядное устройство может отдавать что в наливной, что в гелевый аккумулятор одинаковый объем энергии, но принимают они ее с разной эффективностью. Например, классическая батарея с жидким электролитом примет только 60% из того, что отдало зарядное устройство, а AGM – под 80%. Соответственно, второму потребуется на 20% меньше времени для того, чтобы зарядиться полностью при равных прочих условиях.
Остаточный заряд аккумулятора
В-третьих, устанавливаемые на зарядку АКБ имеют всегда разный остаточный заряд. Кто-то прибегает к зарядному устройству только в тех случаях, когда аккумулятор наотрез отказался крутить стартер. Другие автолюбители подзаряжают его регулярно, даже если он вполне справляется со своей работой. Соответственно, разница во времени зарядки у одних и у других может достигать нескольких часов, а то и десятков часов.
Разряд аккумулятора в процессе его зарядки
В-четвертых, не все аккумуляторы одинаково сохраняют полученный от зарядного устройства заряд.
Например, если АКБ заряжается прямо на машине (не снимая клемм), то часть полученной энергии тут же растрачивается на работу находящихся в ждущем режим устройств, подключенных к бортовой сети. Сюда же следует отнести так называемый ток утечки, из-за которого не отключенная от бортовой сети АКБ тоже разряжается прямо в процессе зарядки. А еще ж есть такое понятие, как саморазряд.
Условия окружающей среды
В-пятых, не все аккумуляторы ставятся на зарядку при одинаковых условиях окружающей среды. Ключевым фактором здесь является температура воздуха. Оптимальной она считается на отметке 20-25 градусов по Цельсию. Если же, например, поставить на зарядку АКБ в гараже зимой при отрицательной температуре, то первое время, несмотря на показания измерительных приборов, заряжаться ничего не будет, либо КПД будет близким к нулю.
Прочие факторы
Возьмем, к примеру, сульфатацию пластин аккумулятора. Наверное, все уже знают, что это за гадость, и по каким причинам она возникает.
Так вот, если пластины аккумулятора покрыты нерастворимым налетом сульфатов, меняется одновременно и его реальная емкость, и КПД накопления энергии. Соответственно, меняется и время, которое понадобится для того, чтобы полностью зарядить такой аккумулятор.
Еще есть такая гадость, как кислотная стратификация. Этим, достаточно редким среди автолюбителей, термином называется процесс так называемого расслоения электролита. Забегая наперед, отметим, что от стратификации страдают только наливные аккумуляторы, то есть те, в которых электролит находится в жидком состоянии.
Так вот, в процессе заряда аккумулятора от пластин (грубо говоря) отрывается кислота, которая должна смешиваться с водой, образуя электролит, и изменяя его плотность. Но, поскольку кислота тяжелее воды, то под воздействием силы тяжести некоторая ее часть не смешивается с остальным электролитом, а опускается на дно АКБ. В итоге, на разных уровнях устанавливается отличающаяся плотность, что тоже влияет на время зарядки аккумулятора.
Тема для размышлений. Не кажется ли вам странным то, что о стратификации электролита в автомобильных аккумуляторах заговорили сравнительно недавно? Автор этой статьи довольно давно изучает тему аккумуляторов, прочитал немало книг, и написал добрую сотню статей на эту тему. Так вот, об этой самой стратификации не было ни слова ни в одной книге. Да и некоторые из вас, наверняка, недавно или вообще впервые узнали об этом явлении. Зато теперь, когда так усердно автолюбителю предлагаются аккумуляторы AGM и GEL, начали не менее усердно педалировать тему про расслоение жидкого электролита…
Итоги по подсчетам времени заряда
А в итоге то получается, что посчитать – сколько времени заряжать аккумулятор автомобиля – не так уж и просто. Если сказать точнее – это невозможно. Особенно, если в расчеты принимать хотя бы часть из описанных выше факторов. Так что же, на этом можно заканчивать изучение данной темы? А вот и нет. Есть же еще вопросы (см.
выше), которые непосредственно касаются времени заряда автомобильного аккумулятора. Они не менее интересные, а потому стоят того, чтобы на них потратить немного времени. Попробуем ответить на них максимально просто и доступно.
Нужно ли вообще ориентироваться на время заряда?
Этот вопрос интересен тем, что на него есть однозначный и простой ответ. Да, на время заряда аккумулятора стоит ориентироваться. Но немного не в таком смысле, как это пытаются делать многие автолюбители. Как же надо правильно ориентироваться на время заряда АКБ и зачем это нужно?
Пойдем с конца. Нужно это для того, чтобы по мере старения аккумуляторной батареи оценивать ее текущее состояние. А уже по оценке состояния можно будет понять, походит ли она еще немного, или же ее пора заменить на новую. Естественно, гораздо точнее и нагляднее выяснить состояние АКБ можно при помощи нагрузочной вилки или устройства, способного измерить ее реальную емкость. Но у всех ли есть такие приборы? Нет. А вот возможность измерить время заряда автомобильного аккумулятора есть у всех.
Так вот. Мы уже выяснили, что АКБ со временем неизбежно теряет свою емкость, а также снижается эффективность накопления ею электрической энергии. Отсюда следует, что время ее заряда постоянно меняется. Причем, уменьшение емкости приводит к ускорению процесса заряда, а эффективность или КПД – наоборот, к замедлению. Однако, как правило, чем старее аккумуляторная батарея, тем заряжается она быстрее. Это означает, что мы должны больше ориентироваться на тот фактор, который приводит к ускорению процесса заряда, а именно – на потерю емкости.
Как использовать это на практике? Очень просто. Если заряжать АКБ по одной и той же схеме несколько раз, постоянно отмечая потраченное время, по его уменьшению можно будет судить об износе. Например, ваш аккумулятор однажды оказался посаженным в ноль до такой степени, что не смог запустить двигатель. Вы его полностью зарядили, и ушло у вас на это 20 часов. Через несколько месяцев ситуация повторилась, но на полную зарядку той же АКБ (при тех же условиях) вам хватило 15 часов.
Вывод – емкость вашей АКБ уменьшилась примерно (очень примерно) на 25%. То есть, если допустить, что в первом случае она была новая, и обладала заявленной емкостью 65 А*ч, то во втором случае этот параметр у нее оказался уже около 50 А*ч. Собственно, если параллельно заморочиться еще и измерением реальной емкости при помощи специального прибора, то вы удивитесь, насколько незначительно будут расходиться полученные цифры.
Дабы не ввести в заблуждение начинающих автомобилистов, подчеркнем, что все это имеет смысл только тогда, когда АКБ заряжалась в обоих случаях при одинаковых условиях. То есть:
- На зарядку ставилась одинаково разряженная АКБ.
- Для зарядки использовалось одно и тоже зарядное устройство.
- Режимы заряда (ток и напряжение) были одинаковыми.
- Заряд прекращался при одинаковых признаках заряда батареи (ток заряда или плотность электролита).
- АКБ в обоих случаях была отключена или не отключена от бортовой сети автомобиля.

- Были одинаковые условия окружающей среды, особенно температура воздуха.
Многие, наверное, подумают – а что делать тем, кто тщательно следит за своим аккумулятором? Не допускает глубоких разрядов, и подзаряжает его от стационарного зарядного устройства, когда есть на это время. На это самое время вовсе не стоит ориентироваться? Нет. Для таких автомобилистов принцип оценки ухудшения состояния АКБ такой же. Меняются только некоторые условия. В первую очередь, это касается того, насколько изначально была разряжена (для пессимистов) или заряжена (для оптимистов) аккумуляторная батарея.
К счастью, выяснить последнее – не так уж сложно, если знать некоторые особенности автомобильных аккумуляторов. Во-первых, степень заряженности АКБ можно узнать по плотности электролита, если он жидкий, и к нему есть доступ. Во-вторых, то же самое можно узнать при помощи мультиметра. Поскольку второй вариант более универсальный и простой, остановимся на нем немного подробнее.
Итак, чтобы более или менее правильно оценить, насколько заряжена АКБ, нужно выполнить следующие шаги:
- Отсоедините клеммы АКБ от бортовой сети автомобиля. Можно только одну клемму. Любую. Если этого не сделать, во-первых, батарея разрядится немного, пока вы будете выполнять оставшиеся шаги; а во-вторых, если измерять напряжение на подключенной к бортовой сети АКБ, оно будет слегка заниженным из-за постоянно присутствующего тока утечки.
- Дайте аккумуляторной батарее отстояться 8-12 часов. Если этого не сделать, напряжение на клеммах будет завышенное, и ни о чем конкретном не говорящее. Происходит это из-за того, что на машине АКБ заряжается от генератора, и даже после выключения мотора на ее пластинах присутствует «повышенная активность». Некоторые советуют не ждать 8-12 часов, а просто нагрузить АКБ фарами или еще чем-нибудь на минуту-две. Это вредный совет. Пройдет несколько минут после того, как вы снимите нагрузку, и напряжение опять будет завышенное, и ничего не говорящее о степени заряженности АКБ.
- Измерьте напряжение на клеммах АКБ. Теперь оно истинное и, если батарея полностью заряжена или немного разряжена, то напряжение будет находится в пределах 12,7-12,4 В. Если ниже – АКБ разряжена более, чем наполовину.
Что в итоге, если вернуться к нашему времени заряда аккумулятора? Теперь мы знаем, как создать одинаковые условия, необходимые для оценки и сравнения состояния АКБ по времени заряда. Причем нам даже не важны проценты заряда. Ориентироваться можно только по напряжению. Главное, измерять его корректно, то есть так, как описано выше.
На что лучше ориентироваться и можно ли ускорить время заряда АКБ?
Поскольку эти вопросы к рассматриваемой теме относится лишь косвенно, рассмотрим их в виде краткого списка рекомендаций:
- Не используйте для заряда АКБ неконтролируемые зарядные устройства, в которых не предусмотрена возможность ни ток ограничить, ни напряжение выставить.
- Заряжая глубоко разряженную батарею, не допускайте, чтобы ток заряда превышал 10% от реальной емкости АКБ.
При этом помните, что реальная емкость и та, что написана на корпусе аккумулятора – это разные параметры. Емкость АКБ неизбежно и постоянно со временем уменьшается. Иногда очень стремительно и быстро по времени. Это означает, что, если ваш аккумулятор стал заряжаться при одинаковых условиях в два раза быстрее, чем раньше, его емкость, скорее всего, снизилась вдвое. Соответственно, теперь для него 10% от емкости – это уже не 6-7 ампер, а всего лишь 3-3,5 ампера. - Не превышайте рекомендуемое напряжение заряда, чтобы ускорить время зарядки АКБ. Такими действиями вы ускорите только приближение того дня, когда придется покупать новый аккумулятор.
- Заряд батареи от не автоматического стационарного устройства стоит завершать тогда, когда на протяжении последнего часа ток заряда при стабильном напряжении больше не падает.
- Ускорять заряд классического аккумулятора не стоит путем повышения тока или напряжения.
- Исключением можно считать некоторые аккумуляторы, сделанные по технологиям AGM или GEL, которые без ущерба для ресурса выдерживают большие токи заряда.
Более того, они эффективно, при этом, заряжаются. Как правило, производители таких АКБ указывают об этом в руководстве по эксплуатации своей продукции. - Независимо от типа АКБ, ее емкости, консистенции электролита, технологии изготовления и других особенностей – заряд будет тем качественнее, чем он осуществляется дольше за счет уменьшения тока заряда. То есть, чем меньше ток заряда, тем «плотнее набьется энергия в батарею» в переносном смысле, и больше ампер-часов в ней накопится в прямом смысле.
Последняя рекомендация, кстати говоря, работает и на других аккумуляторах, а не только на автомобильных. То есть, если вы зарядите ваш смартфон его родной зарядкой, выдающей 2 ампера, он проработает автономно заметно меньше, чем, когда вы зарядите его дольше, но качественнее, подключив, например, к USB порту компьютера или ноутбука (там ток около 0.5 А). Только вот не всякие гаджеты могут заряжаются такими маленькими токами.
Краткие итоги
Надеемся, вам стало хоть немного понятнее, что то, сколько времени заряжать автомобильный аккумулятор, зависит от миллиарда факторов, учитывать которые каждый раз просто нереально.
Хотя определенная польза от измерения времени заряда, все-таки, есть – по нему можно оценивать степень износа АКБ. А в остальном – заряжая автомобильный аккумулятор от стационарного зарядного устройства, ориентироваться лучше не на время, а на другие факторы, рассмотренные в этой статье.
Как долго автомобиль должен стоять на холостом ходу, чтобы зарядить аккумулятор?
by Frank Diaz
Вы когда-нибудь задумывались о том, как долго заряжать автомобильный аккумулятор на холостом ходу? Безопасно ли оставлять машину на холостом ходу для зарядки аккумулятора? Я провел небольшое исследование, и вот мой ответ.
Зарядка автомобильного аккумулятора на холостом ходу занимает около 15-20 минут, этого достаточно, чтобы перезапустить автомобиль. При условии, что вся электрика, включая радио, вентиляторы, кондиционер и фары, выключена.
Аккумулятор заряжается не полностью, но достаточно, чтобы перезапустить автомобиль.
Уровень заряда автомобильного аккумулятора на холостом ходу (или во время движения) в значительной степени зависит от различных факторов, включая:
- Состояние и возраст вашего автомобильного аккумулятора
- Состояние генератора аккумулятор)
- Число оборотов двигателя
- Состояние клемм аккумуляторной батареи
- Энергопотребление других электрических компонентов внутри автомобиля
Работа автомобиля на холостом ходу может создать некоторые проблемы. Большинство современных автомобилей даже не позволяют заряжать аккумулятор при более низких оборотах, чтобы защитить генератор и другие электрические компоненты. Хотя вы можете оставить свой автомобиль работать на холостом ходу для зарядки аккумулятора, это небезопасно для окружающей среды.
Особенно, если вы находитесь в закрытом гараже или на стоянке и там нет вентиляции. Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) производят двуокись углерода (CO2) и окись углерода (CO), которые вредны для человека и вызывают изменение климата и глобальное потепление.
Вместо того, чтобы оставлять машину работать на холостом ходу, вы должны покататься, чтобы аккумулятор мог заряжаться быстрее. (это ничуть не лучше для окружающей среды, так как вы по-прежнему пропускаете углекислый газ и моноксид, но, по крайней мере, заряжаете аккумулятор быстрее.)
зарядное устройство / ремонтное устройство для поддержания заряда аккумулятора вашего автомобиля. Эти заряды разумны и не повреждают и не перезаряжают аккумулятор. Вы можете узнать больше о лучший пусковой механизм здесь .
Вот некоторые из моих фаворитов:
Наш лучший выбор
NEXPOW Автомобильный аккумулятор Starter Portable, 12V Автомобильный аккумулятор Jump Starter Блок питания с быстрой зарядкой USB (до 7 л бензинового или 5,5 л дизельного двигателя) Усилитель аккумулятора со встроенным со светодиодной подсветкой
49,99 $
Купить сейчас
Мы получаем комиссию, если вы совершаете покупку без каких-либо дополнительных затрат для вас.
16.01.2023 14:33 по Гринвичу
Наш лучший выбор
NOCO Boost Plus GB40 12-вольтовый сверхбезопасный литиевый стартовый блок NOCO Boost Plus 1000 А, усилитель автомобильного аккумулятора, портативное зарядное устройство для внешних аккумуляторов и соединительные кабели для бензиновых двигателей объемом до 6 литров и дизельных двигателей объемом до 3 литров
$99,95
Купить сейчас
Мы получаем комиссию, если вы совершаете покупку без каких-либо дополнительных затрат для вас.
16.01.2023 04:22 по Гринвичу
Заряжает ли двигатель быстрее аккумулятор? Обычно автомобили работают на холостом ходу со скоростью от 500 до 1000 об/мин, что приводит к медленному вращению генератора, в результате чего он вырабатывает меньше электроэнергии.
Повышение оборотов двигателя или движение на высоких оборотах приводит к ускорению вращения генератора. Он производит больше электроэнергии, что приводит к более быстрой зарядке автомобильного аккумулятора.
Время зарядки зависит от состояния автомобильного аккумулятора и его текущего уровня заряда. Если ваша батарея полностью разряжена, для полной зарядки батареи до 80 процентов может потребоваться около 2 часов. Но, если батарея хорошая, это займет всего около 15-20 минут.
Как узнать, заряжается ли аккумулятор? На приборной панели каждого автомобиля есть светодиодный индикатор заряда батареи. Если напряжение аккумуляторной батареи падает ниже 13 вольт или поднимается выше 15 вольт, загорается этот предупреждающий индикатор. Это означает, что что-то не так с аккумулятором вашего автомобиля или генератором переменного тока, и он не заряжает аккумулятор.
В старых (или некоторых более новых) автомобилях на приборной панели есть индикатор заряда аккумулятора. После запуска автомобиля датчик аккумуляторной батареи должен показывать от 13 до 15 вольт. Если показания напряжения выходят за пределы этого диапазона, вам следует проверить и отремонтировать генератор и аккумулятор вашего автомобиля.
Вы также можете проверить напряжение автомобильного аккумулятора вручную с помощью самого простого мультиметра. Посмотрите следующее видео, чтобы самостоятельно проверить автомобильный аккумулятор.
Срок службы автомобильного аккумулятора составляет около 4-6 лет. Если срок службы вашей батареи истек, ее следует заменить.
Как долго автомобильный аккумулятор может работать без подзарядки? Способность удерживать заряд автомобильного аккумулятора зависит от его возраста и состояния.
Хороший автомобильный аккумулятор должен легко держать заряд около месяца, если автомобиль не ездит.
Отнеситесь к этому числу с недоверием. Современные автомобили имеют сложную электронику и передовые системы безопасности, которые могут разряжать аккумулятор больше, чем другие.
Обычный хороший автомобильный аккумулятор должен удерживать заряд не менее 3 недель, после чего ему потребуется подзарядка/техническое обслуживание.
Если аккумулятор в вашем автомобиле достиг своего порога, пора его заменить.
Автомобильные аккумуляторы содержат свинец, который необходимо утилизировать надлежащим образом. Вы можете обратиться в магазин автозапчастей, и они бесплатно утилизируют ваш старый аккумулятор. Некоторые магазины автозапчастей могут даже дать вам кредит на следующую покупку аккумулятора.
Если ваш аккумулятор в порядке, но вам не нужно часто ездить на автомобиле, вы можете использовать зарядное устройство/устройство для обслуживания аккумулятора.
Эти зарядные устройства для автомобильных аккумуляторов не перезаряжают и не повреждают аккумулятор и широко доступны в магазинах автозапчастей и на Amazon.
NOCO GENIUS1, автоматическое интеллектуальное зарядное устройство на 1 А, портативное зарядное устройство для автомобильных автомобильных аккумуляторов на 6 В и 12 В, устройство для обслуживания аккумуляторов, зарядное устройство и десульфатор аккумуляторов с температурной компенсацией
$25,50
Купить сейчас
Мы получаем комиссию, если вы совершаете покупку без каких-либо дополнительных затрат для вас.
16.01.2023 11:37 GMT
Всем привет! Меня зовут Фрэнк Диас, и я лицо GaragestPicks. Я изучал машиностроение в Технологическом институте Джорджии и работал механиком более 20 лет. Я люблю возиться с автомобилями и делать поделки по дому. Я пишу этот блог, чтобы поделиться своими знаниями и помочь другим починить их автомобили с помощью самых распространенных инструментов.
Сколько времени нужно, чтобы зарядить электромобиль?
Вопрос о том, сколько времени заряжается электромобиль, не так прост, как может показаться на первый взгляд. На самом деле на скорость зарядки может влиять множество факторов: размер батареи, состояние батареи, емкость точки зарядки, факторы окружающей среды и этот список можно продолжить. Все это будет переплетаться и создавать всевозможные ответы, которые будут варьироваться от 30 минут до более 12 часов, в зависимости от конкретной комбинации факторов. Давайте изучим все тонкости зарядки электромобиля и то, как долго это на самом деле занимает это в этом полном руководстве.
Read more about:
- Battery size
- Battery maximum capacity
- Charging station type
- Rapid charger
- Fast charger
- Slow charger
- Environmental factors
- Charging habits
- Top up charging
- Ночная зарядка
Размер аккумулятора
Прикоснувшись к миру электромобилей, можно быстро обнаружить, что существует множество различных функций автомобиля, на которые следует обратить внимание.
Одним из них является размер батареи, то есть емкость батареи для хранения энергии и управления автомобилем.
Но даже в некоторых из самых популярных моделей электромобилей, таких как Jaguar I Pace и Nissan LEAF, аккумуляторы сильно различаются по размеру — первый имеет аккумулятор емкостью 90 кВтч, а второй — менее половины этого размера, на 40 кВтч.
Неудивительно, если мы скажем, что если оба автомобиля заряжаются при одинаковых условиях (тип зарядного устройства, одинаковый начальный объем батареи, погода и т. д.), время зарядки большой батареи будет больше, по сравнению с аккумулятором меньшего размера, требующим более короткого времени для зарядки — количество энергии, которое они могут потреблять, отличается.
Судя по двум нашим примерам, I Pace будет заряжаться дольше, чем LEAF, просто из-за того простого факта, что аккумулятор автомобиля намного больше.
- Если I Pace заряжается от зарядной станции на 22 кВтч, он полностью зарядится примерно за 4 часа.

- Если LEAF заряжается от зарядной станции мощностью 22 кВтч, он полностью зарядится менее чем за 2 часа.
Чтобы узнать, сколько времени потребуется, чтобы зарядить ваш электромобиль от пустого до полного, воспользуйтесь простым уравнением:
Размер аккумулятора/ Емкость зарядного устройства = Время зарядки
Максимальная емкость аккумулятора
Максимальная емкость аккумулятора определяет, сколько энергии в час транспортное средство сможет потреблять при подключении к зарядному устройству. Наши предыдущие примеры, например, могут потреблять максимум 90 кВтч и 40 кВтч при зарядке соответственно.
Стоит отметить, что электромобиль можно заряжать в зарядном устройстве, которое имеет более высокую максимальную скорость зарядки, чем сам аккумулятор. Аккумулятор просто не сможет заряжаться быстрее, чем позволяет его максимальная скорость.
Тип зарядной станции
Станции быстрой зарядки, станции быстрой зарядки и станции медленной зарядки — чем они отличаются друг от друга и как они влияют на время зарядки? Короче говоря, скорость зарядки, то есть скорость зарядки, — это то, что отличает их друг от друга.
Вот небольшая разбивка:
Ускоренные зарядные устройства
Этот тип зарядки чаще всего встречается на общественных зарядных станциях, особенно на автомагистралях. Быстрозарядные устройства наиболее известны тем, что могут полностью зарядить большинство электромобилей за время от 30 минут до часа или даже меньше.
Зарядные устройства такого типа можно найти с разной зарядной мощностью: 43 кВтч, 50кВтч, а у нагнетателей Теслы даже мощность 150 кВтч. Хотя последним быстрым зарядным устройством могут воспользоваться только владельцы Tesla, эти точки зарядки идеально подходят для длительных поездок, особенно для подзарядки, когда ваша батарея разряжается.
Знаете ли вы?
При зарядке на быстрой станции первые 80% аккумулятора будут заряжаться с максимальной скоростью, которую может дать пункт зарядки и которую может взять емкость аккумулятора.
Интересно, что оставшиеся 20% батареи будут заряжаться гораздо медленнее, как бы это ни было раньше, хотя цена за киловатт зарядки будет такой же.
Вот почему рекомендуется заряжать первые 80% на быстром зарядном устройстве, а остальные 20% на быстром зарядном устройстве.
Быстрое зарядное устройство
Станции быстрой зарядки позволяют полностью зарядить большинство электромобилей от нуля до 100% за 4-6 часов. Для полной зарядки больших батарей емкостью 75 кВтч и выше обычно требуется около 5-10 часов. Быстрые зарядные устройства очень популярны на общественных парковках, но их часто используют и для домашней зарядки.
Зарядная станция этого типа рассчитана на 22 или 7 киловатт в час, и большую часть времени они работают с трехфазным электроснабжением, которое в настоящее время является стандартом зарядки в Европе.
Медленная зарядка
Медленная зарядка, что неудивительно, является самой медленной формой зарядки электромобиля. Это происходит потому, что эти зарядные устройства способны отдать на аккумулятор только 3,7 кВтч. Даже для самых маленьких аккумуляторов это может означать 4 часа зарядки.
Если мы подумаем о наших более ранних примерах батареи с 90 кВтч и 40 кВтч, им потребуется 24 и 11 часов соответственно, чтобы получить полную зарядку от этих станций.
Факторы окружающей среды
Общеизвестно, что более низкие температуры влияют не только на время зарядки, но и на скорость, с которой транспортное средство израсходует энергию. В холодную погоду и зарядные станции, и электромобили становятся менее эффективными в момент подачи, получения и расходования энергии.
Исследование, проведенное на такси в Нью-Йорке, показало, что, когда Nissan LEAF заряжается при температуре 20 градусов Цельсия, аккумулятор заряжается до 80% за 30 минут. Напротив, при зарядке при 0 градусах Цельсия батарея могла достичь только 44% за то же время.
Привычки зарядки
Другим фактором, который также влияет на то, сколько времени потребуется для зарядки электромобиля, являются ваши привычки и график зарядки. Точно так же, как когда вы заправляете топливо в бензиновый или дизельный автомобиль, вы можете заряжать чаще, но в течение меньшего времени, или реже, но в течение большего времени.
Подзарядка
Первый вариант – это подзарядка, и ее можно сделать как на домашней зарядке, так и в общественных зарядных пунктах. Подзарядка означает, что человек не допустит, чтобы его аккумулятор разрядился до предела, и будет заряжать свой автомобиль при любой возможности — как на общественных, так и на частных зарядных станциях.
Для многих водителей электромобилей, у которых нет домашнего зарядного устройства, этот график зарядки может быть наиболее удобным и безопасным, чтобы их автомобиль всегда имел необходимую мощность. Вот где пригодятся общественные станции быстрой зарядки — их можно найти на работе, на парковках, в магазинах, ресторанах и т. д.
Этот метод зарядки также позволяет не тратить столько времени на парковку у зарядной станции. Учитывая, что к аккумулятору будет добавлено примерно на 30% больше энергии, время ожидания будет намного меньше, чем оно было бы, если бы требовалось больше энергии.
Ночная зарядка
Владельцы домашних зарядных устройств предпочитают заряжать электромобиль дома ночью.
Большинство из этих домашних зарядных устройств — это быстрые зарядные устройства, о которых мы упоминали ранее, и большинство из них подключены к Wi-Fi и действуют как интеллектуальные зарядные станции.
Этот тип графика зарядки занимает от 4 до 6 часов для большинства электромобилей, так как он обычно заряжается от почти пустого до практически полного. Хотя это можно сделать на общественном зарядном устройстве (обычно на стоянке), это не очень распространено.
Для этого типа расписания нужно просто подключить свой электромобиль к домашней зарядной станции и настроить умную или мгновенную зарядку. К тому времени, когда человек просыпается утром, электромобиль будет полностью заряжен, как и мобильный телефон.
Читайте также: 30+ лучших точек подзарядки для водителей электромобилей
Сколько я смогу проехать после стольких часов зарядки?
Мы установили, что невозможно дать однозначный ответ о том, сколько времени требуется электромобилям для перезарядки аккумуляторов — слишком много переменных — но по большей части это занимает всего несколько часов.

Когда реальная ёмкость стартёрной АКБ сокращается на 60% от номинальной, для дальнейшей эксплуатации на автомобиле она считается непригодной.

При этом помните, что реальная емкость и та, что написана на корпусе аккумулятора – это разные параметры. Емкость АКБ неизбежно и постоянно со временем уменьшается. Иногда очень стремительно и быстро по времени. Это означает, что, если ваш аккумулятор стал заряжаться при одинаковых условиях в два раза быстрее, чем раньше, его емкость, скорее всего, снизилась вдвое. Соответственно, теперь для него 10% от емкости – это уже не 6-7 ампер, а всего лишь 3-3,5 ампера.
Более того, они эффективно, при этом, заряжаются. Как правило, производители таких АКБ указывают об этом в руководстве по эксплуатации своей продукции.
Хотя определенная польза от измерения времени заряда, все-таки, есть – по нему можно оценивать степень износа АКБ. А в остальном – заряжая автомобильный аккумулятор от стационарного зарядного устройства, ориентироваться лучше не на время, а на другие факторы, рассмотренные в этой статье.