Смазка тормозных механизмов: какую выбрать и как правильно наносить — журнал За рулем

Содержание

Чем смазать чтобы не скрипели тормоза? Какую выбрать? Lada Largus / Лада Ларгус

Данный небольшой обзор посвящён смазкам для обслуживания тормозных механизмов. В этой теме существует огромное количество вопросов — где какую смазку использовать. Рассмотрим некоторые из них.

Условно эти смазки можно разделить на три группы:

1. Смазки для нерабочих поверхностей тормозных механизмов (в т.ч. противоскрипные)
2. Смазка для направляющих пальцев
3. Смазка для тормозных поршней (для сборки)

1. Смазка для нерабочих поверхностей тормозных колодок, а так же рам тормозного механизма (противоскрипная смазка)

  

В основном это смазки на минеральной основе и бетонитовом загустителе. Например смазка Bosch Superfit, или её аналог VMPauto SUPERF, так же очень похожая на них Permatex Ultra Disk (не смотря на то, что на флаконе написано что она синтетическая, по своим характеристикам это минеральная смазка с бетонитовым загустителем)

        

Так же к этим смазкам относится LIQUI MOLY синего цвета 7585 и красного цвета 7656

В чём приимущество смазок этой группы по отношению к тому же самому литолу, или графитовой смазке? Это высокотемпературные смазки, они очень хорошо противостоят влаге, т. е. очень стойкие к вымыванию, не взаимодействует с грязью (не смешиваются), у них высокий показатель температурных характеристик.

Кроме сазок на минеральной основе, есть ещё интересная смазка немецкой фирмы Febi Bilstein №26711 на основе полиальфаолефинов с порошковым наполнителем. Выдерживает температуру до 1400 С.

Стоит подчеркнуть, что смазками для нерабочих поверхностей, смазывать например пальцы тормозных механизмов нельзя, т.к. они активно взаимодействуют с резиновыми элементами, что приводит к их набуханию и заклиниванию пальца.

Так же к данной категории смазок относятся спреи — алюминиевые и медные. Принципиального функционального отличия такие смазки не имеют. Их главное отличие в удобстве нанесения. Выпускаются большим количеством различных фирм.

2. Смазка для направляющих пальцев

 

Главное отличие этой смазки — это нейтральность к резине, т.к. у направляющих пальцев есть резиновый пыльник, так же бывыют резиновые и пластмассовые втулки. Плюс должен быть хороший температурный диапазон работы. Так же такая смазка не должа коксоваться, не бояться влаги. Поскольку требования довольно высокие, то выбор этих смазок не очень широк. В основном это синтетические смазки на полиалкиленгликолевой основе с литиевым наполнителем.

Смазка Toyota Rubber Grease — это полиалкиленгликолевая смазка с литиевым наполнителем.

Аналогичная ей смазка TRW PFG110, но в отличии от Toyota, за счёт использования литий-комплексного загустителя, у этой смазки выше температура каплепадения, хотя эта разница не на много велика, поэтому в процессе эксплуатации не отличима.

Силиконовая смазка МС 1630 с добавкой диоксида кремния. Особенность этой смазки в улучшеных характеристиках работы пары трения металл — пластик. Хорошо подходит как раз для тех механизиов где используются пластиковые втулки.

Аналогичная смазка фирмы VMPauto под названием PAG

Универсальная для этой группы смазка МС 1600. Её можно наносить как на поршень тормозного цилиндра, на направляющие пальцы суппортов, а так же на нерабочие поверхности колодок и раму тормозного механизма. Но у этой смазки есть и отрицательные отзывы: избыточное нанесение на пальцы приводит к её коксованию. Поэтому нужно быть предельно аккуратным и наносить её тонким слоем, тогда проблем не будет. Для замены тормозных колодок необязательно покупать большой тюбик, достаточно приобрести небольшой пакетик, его хватит на обслуживание всего автомобиля.

       

3. Смазка для тормозных поршней (при сборке тормозного механизма)

   

Применяется при установке поршня в цилиндр. К таким смазкам относится например ATE Bremszylinder на основе касторовых масел, у неё невысокая температура каплепадения, не отличается высокими характеристиками при минусовых температурах, т.е. это смазка исключительно для монтажных работ, для облегчения сборки. Она пригодится тем, кто занимается обслуживанием и ремонтом тормозных механизмов. Совместима с тормозными жидкостями DOT 3; DOT 4 и DOT 5.1. Нейтральна к резоновым уплотнениям.


Смазочные материалы MODENGY и EFELE в дисковых тормозных механизмах

Содержание: Конструктивные и эксплуатационные особенности дисковых тормозных механизмов, применяемых в автомобильных тормозных системах
Применение материалов EFELE для смазки комплекта тормозных колодок дисковых тормозных механизмов
Применение материалов MODENGY для смазки направляющих пластин тормозных колодок дисковых тормозных механизмов
Применение материалов EFELE для смазки направляющих пальцев подвижной скобы суппортов дисковых тормозных механизмов
Применение материалов EFELE для смазки уплотнений гидроцилиндров суппортов дисковых тормозных механизмов
Рекомендации по применению материалов MODENGY и EFELE в дисковых тормозных механизмах автомобильных тормозных систем

Конструктивные и эксплуатационные особенности дисковых тормозных механизмов, применяемых в автомобильных тормозных системах

На сегодняшний день дисковые тормозные механизмы широко применяются в автомобилестроении.  

Они имеют следующие основные преимущества перед барабанными тормозными механизмами:
  • Обеспечение стабильной эффективности торможения в широком диапазоне рабочих температур
  • Высокое быстродействие благодаря меньшей величине зазоров между дисками и колодками в незаторможенном состоянии
  • Простота конструкции, обслуживания и ремонта

Кроме того, плоские рабочие поверхности колодок и равномерное их прижатие перпендикулярно плоскости вращения диска обеспечивают более равномерный износ фрикционных поверхностей. Тормозной механизм охватывает лишь небольшую часть рабочей поверхности диска, поэтому его открытая часть эффективно охлаждается и самоочищается от продуктов износа, воды и грязи. Неоспоримым преимуществом дисковых тормозных механизмов являются их небольшая масса и хорошая приспособленность к автоматическому регулированию зазора между колодками и диском.

Конечно, дисковые тормоза имеют определенные недостатки.

В частности, снижение площади фрикционного контакта в дисковых тормозных механизмах по сравнению с барабанными приводит к необходимости повышения давления рабочего тела в приводе тормозной системы. Это влечет за собой возрастание интенсивности изнашивания накладок и сокращение периодичности их замены.

Применение материалов EFELE для смазки колодок дисковых тормозных механизмов

Колодки в совокупности с дисками являются основными рабочими компонентами дисковых механизмов современных тормозных систем. Именно колодки создают тормозное усилие при взаимодействии с установленным на ступице колеса вращающимся тормозным диском, поэтому к подвижности колодок предъявляются высокие требования. Их внезапное заклинивание в процессе движения может привести к полной потере управляемости автомобилем и тяжелым последствиям как для водителей транспортных средств, так и для других участников дорожного движения.  Заклинивание сопровождается неполным растормаживанием тормозных механизмов, что приводит к появлению дополнительного сопротивления движению автомобиля, перерасходу топлива и повышенному износу фрикционных пар «тормозной диск — колодка».

Конструкция современных дисковых тормозных механизмов автомобилей предусматривает применение тормозных колодок, в комплект которых входит пакет перфорированных и сплошных пластин, повторяющих по форме тормозные колодки и надевающихся на них с тыльной стороны.

Тормозные цилиндры передают усилия к колодкам через поршни, несколько слоев металлических и неметаллических пластин и дополнительные слои смазочного материала. При этом усилия равномерно распределены по тыльным поверхностям таких колодок.

Такая конструкция позволяет предотвратить прикипание колодок к месту нажатия поршня, избежать их прогиба в центральной части и перекоса при торможении. При исправности прочих деталей механизма комплект пластин гарантирует уверенную работу без скрипов в процессе торможения (в этой связи такие пластины часто называют «противоскрипными» или «шумогасящими»).

Несвоевременная смазка или применение смазочных материалов, не отвечающих условиям эксплуатации, в условиях высоких эксплуатационных нагрузок, повышенных температур и влаги приводит к деформации противоскрипных пластин и накладок и разрушению их поверхностей под действием коррозии. При этом снижается подвижность колодок в суппорте, давление на их тыльную поверхность становится неравномерным. Это влечет за собой неравномерный износ фрикционных накладок тормозных колодок и появление скрипов в процессе торможения.

Зачастую тыльные поверхности тормозных колодок и используемые вместе с ними перфорированные прокладки изготавливаются из пластиковых или эластомерных материалов. Для их обслуживания необходимо применять смазочные материалы, предназначенные для сочетаний металл/пластик и металл/эластомер.

Специальные смазочные материалы EFELE полностью отвечают условиям эксплуатации тормозных колодок, обеспечивают их длительную подвижность в суппорте и предназначены для решения следующих задач:
  • Снижение шума
  • Устранение скрипа
  • Снижение износа
  • Облегчение сборки и разборки

EFELE MP-413 – термостойкая паста с высокой несущей способностью и противозадирными свойствами на основе минерального масла, мелкодисперсного медного порошка

EFELE MP-491 – паста на основе минерального масла и композиции светлых твердых смазочных материалов. Исключительно термостойкая, обладает высокой несущей способностью и противозадирными свойствами, защищает от фреттинг-коррозии. Не содержит металлов, галогенов, серы.

Указанные смазочные материалы EFELE наносятся на торцевые и тыльные поверхности колодок, а также на рабочие поверхности противоскрипных пластин и перфорированных прокладок.

Применение материалов MODENGY для смазки направляющих пластин тормозных колодок дисковых тормозных механизмов

Направляющие пластины дисковых тормозных механизмов определяют направление относительного перемещения тормозных колодок в процессе торможения.

Открытая конструкция дисковых тормозных механизмов предполагает эксплуатацию направляющих пластин тормозных колодок в широком диапазоне температур при постоянном воздействии пыли и влаги. Применение многих традиционных пластичных смазок и смазочных паст в этих условиях недопустимо и приводит к образованию устойчивых загрязнений и коррозии.


Ухудшение фрикционных свойств поверхностей трения вследствие загрязнений и коррозии может сопровождаться перекосом колодок в процессе торможения, что приводит к появлению неравномерной нагрузки на направляющие пальцы, вызывает их деформацию и перекос скобы.

При этом резко ухудшаются тормозные свойства автомобиля, в процессе торможения возможно заклинивание.

Наиболее перспективным и эффективным решением для обеспечения сухой смазки и защиты от коррозии рабочих поверхностей направляющих пластин тормозных колодок дисковых тормозных механизмов является применение антифрикционных покрытий.

Антифрикционные покрытия представляют собой дисперсии твердых смазочных веществ (дисульфид молибдена, графит, политетрафторэтилен и др.) с очень малым размером частиц в неорганических или органических связующих агентах. Твердые смазочные материалы при нанесении связываются между собой и с поверхностью детали с помощью полимерной связующей матрицы и образуют после испарения растворителя сухую пленку толщиной 20-30 мкм со смазочными защитными функциями.

Типичный состав антифрикционного покрытия включает в себя твердые смазочные материалы, связующие агенты, присадки и растворители.

Антифрикционное покрытие MODENGY 1014 на основе политетрафторэтилена и дисульфида молибдена, отверждаемое при нагреве, применяется для сухой смазки сочетаний металл/металл и пластик/металл, работает в широком диапазоне рабочих температур (-75…+255 °С), обеспечивает долговременную чистую смазку и хорошую защиту от коррозии.

Применение антифрикционного покрытия MODENGY 1014 для смазки направляющих пластин тормозных колодок дисковых тормозных механизмов позволяет обеспечить:
  • Минимальный износ сопрягаемых поверхностей и низкий уровень шума в процессе работы
  • Стабилизацию значения коэффициента трения в течение длительного времени
  • Устойчивость к дорожным загрязнениям, окислению и вымыванию водой
  • Чистую сборку тормозного суппорта дисковых тормозных механизмов в процессе обслуживания и ремонта

Производственными испытаниями и опытом эксплуатации доказана высокая эффективность применения MODENGY 1014.

Результаты испытаний фрикционных свойств стандартных направляющих пластин и  направляющих пластин с нанесенным  антифрикционным покрытием MODENGY 1014 показывают существенное снижение значения коэффициента трения в начальный период работы для пластин с покрытием и его дальнейшую стабилизацию в диапазоне 0,08…0,1. Уменьшение трения в сопряжении «направляющая пластина – тормозная колодка»  приводит к снижению интенсивности изнашивания поверхностей и уровня шума в процессе работы дискового тормозного механизма.

Применение материалов EFELE для смазки направляющих пальцев подвижной скобы суппортов дисковых тормозных механизмов

Конструктивное исполнение большинства современных дисковых тормозных механизмов предусматривает  применение суппортов с подвижной скобой. Такая конструкция подразумевает наличие втулок и направляющих пальцев, задающих направление перемещения скобы в процессе торможения.

Потеря подвижности скобы вследствие деформации или коррозии направляющих пальцев и рабочей поверхности втулок приводит к снижению эффективности торможения, неравномерному распределению тормозных усилий.

Следствием этого становится неравномерный износ фрикционных накладок тормозных колодок. При заклинивании суппорта возможны также повышенный износ тормозного диска, его перегрев, деформация, и появление вибраций всего тормозного механизма. В этой связи детали суппорта дисковых тормозных механизмов с подвижной скобой требуют регулярного контроля в процессе эксплуатации и частого ремонта, связанного с естественным износом или выходом из строя направляющих пальцев скобы.

При выборе смазочного материала для направляющих пальцев скобы суппорта необходимо учитывать его совместимость с деталями из эластомеров, контакт с которыми возможен в процессе работы узла.

В некоторых современных конструкциях суппортов втулки направляющих пальцев изготовлены из этилен-пропилен-диен-каучука (EPDM). Пару трения в таких суппортах образует сопряжение металл/эластомер. Смазочные материалы для направляющих с EPDM-втулками должны быть не только совместимы с конструкционными материалами, но и эффективно работать в паре трения.

В некоторых конструкциях тормозных механизмов эластомерные втулки не предусмотрены, и пару трения образует сопряжение металл/металл. В этом случае целесообразно применение смазочных паст с твердыми антифрикционными наполнителями, долговременно и эффективно работающих в условиях малых возвратно-поступательных перемещений при агрессивном воздействии окружающей среды.

Для обеспечения долговременной подвижности скобы суппортов дисковых тормозных механизмов ведущие автомобильные производители рекомендуют наносить на направляющие пальцы суппортов пластичные смазки EFELE, которые удовлетворяют всем эксплуатационным требованиям. Формулы продуктов EFELE разработаны с учетом специфики работы тормозного механизма и защищены патентами.

Смазочные материалы, разработанные с учетом специфики конструкции и особенностей работы деталей дисковых тормозных механизмов, позволяют устранить или значительно уменьшить возможность появления таких потенциальных проблем, как:
  • Фреттинг-коррозия направляющих пальцев и возможность заедания подвижной скобы суппорта тормозного механизма
  • Высокий износ направляющих пальцев и появление стуков суппорта в процессе эксплуатации
  • Потеря эффективности торможения

Для смазки направляющих пальцев суппорта рекомендуется применять морозо- и термостойкую пластичную смазку на основе высоковязкого силиконового базового масла и политетрафторэтилена EFELE SG — 393. Она устойчива к смыванию водой, совместима с большинством пластмасс, эластомеров и керамическими уплотнителями.

Применение материалов EFELE для смазки уплотнений гидроцилиндров суппортов дисковых тормозных механизмов

Для смазки и герметизации резиновых и пластмассовых кольцевых уплотнений гидроцилиндров суппортов дисковых тормозных механизмов с целью их защиты от прилипания и снижения коэффициента трения успешно применяется силиконовая смазка EFELE SG — 393.

Смазка представляет собой смесь высоковязкого силиконового базового масла и политетрафторэтилена.

Рекомендации по применению материалов MODENGY и EFELE в дисковых тормозных механизмах автомобильных тормозных систем

Общие рекомендации по применению смазочных материалов EFELE и MODENGY в дисковых тормозных механизмах автомобильных тормозных систем

На тормозные колодки (тыльные и торцевые поверхности), прокладки, противоскрипные пластины для снижения трения, шума, устранения скрипа, облегчения сборки и разборки наносят пасты EFELE MP — 413 и EFELE MP-491.

На направляющих пальцах для защиты от фреттинг-коррозии, снижения трения, облегчения сборки и разборки используют смазку EFELE SG-393.

 С целью обеспечения сухой и чистой смазки, уменьшения износа, снижения шума, стабилизации коэффициента трения на направляющие пластины тормозных колодок наносят антифрикционные твердосмазочные покрытия MODENGY PTFE-A20 и MODENGY 1010.

На уплотнениях рабочих цилиндров для защиты от деформации и разрушения и повышения герметичности применяется смазка EFELE SG-393.


Как выбрать тормозную смазку

Итак, вам нужно смазать тормоза. У вас могут возникнуть вопросы. У нас есть ответы.

Зачем вашим тормозам нужна специальная смазка?

Автомобильные смазочные материалы общего назначения

не могут выдерживать температурные требования, предъявляемые к тормозным системам, и несовместимы с большинством тормозных материалов. При повышенных температурах эти смазочные материалы сгорают или окисляются, добавляя мусор к компонентам тормозной системы, что ускоряет износ и создает дополнительный шум, вибрацию и жесткость. Специальные смазочные материалы также служат дольше, чем смазочные материалы общего назначения, что увеличивает время между интервалами обслуживания.

Какие компоненты следует смазывать?

Тросы стояночного тормоза, штифты тормозных суппортов, тормоз с электронным усилителем и тормозные суппорты, а также подшипники и поршни антиблокировочной тормозной системы работают при высоких температурах и должны смазываться специальной смазкой.

Что следует учитывать при выборе специальной тормозной смазки?

1.  Учитывать вопросы совместимости материалов

Хотя общеизвестно, что нефтяные смазочные материалы несовместимы с резиновыми и пластиковыми компонентами тормозов, существует несколько других химических составов смазочных материалов, которые не подходят для тормозных систем.

Смазочные материалы

PAO и Ester несовместимы с компонентами тормозной системы, поскольку известно, что они разъедают пластмассы и EPDM. Силиконовые, PFPE или полигликолевые смазки совместимы с большинством пластиков и EPDM. С таким количеством различных химических вариаций пластика всегда рекомендуется проверять смазку на совместимость с материалами. (Не можете проверить себя? У Ная есть длинный список внутренних возможностей тестирования, с которыми мы можем помочь!)




2. Убедитесь, что смазка имеет рабочую температуру

Ни для кого не секрет, что тормоза сильно нагреваются, но не всякая смазка выдерживает такую ​​температуру. При выборе смазочного материала также необходимо учитывать низкотемпературные условия. Неправильная смазка загустеет и замедлит работу механизма при низких температурах и сгорит при высоких температурах.

Переход на электрические стояночные тормоза и тормозные суппорты поставил новые задачи. Потребности в высоких температурах теперь должны быть сбалансированы с характеристиками при низких температурах, такими как низкое энергопотребление и скорость применения.

ПАО и сложные эфиры

обладают хорошими низкотемпературными характеристиками, вплоть до -60°, но не рекомендуются для применения при высоких температурах, превышающих 125–150°C. Силиконы и ПФПЭ демонстрируют отличные характеристики при широком диапазоне температур от -40° до 200°C. Не хотите силикон? Альтернативой могут быть полигликоли, работающие при температуре от -40° до 125°C.

3. Подумайте о своих требованиях к дозированию

Для большинства автомобильных применений смазка применяется как на сборочной линии, так и во время обслуживания и ремонта. Большинство смазок можно дозировать автоматически, но с вязкими смазками это становится сложнее. Nye предлагает различные варианты упаковки как для автоматического, так и для ручного применения, которые можно распределять как вручную, так и вручную.

Какую тормозную смазку выбрать?

Nye предлагает несколько смазок на основе силикона и ПФПЭ, рекомендованных ведущими автопроизводителями для тормозных систем. Эти смазки обладают широким температурным диапазоном, совместимы с большинством пластиков и EPDM и предлагаются в различных вариантах упаковки для ручного и ручного дозирования.

Продукт Химия
(базовое масло /
загуститель)
Темп.
Диапазон
Описание продукта Применение
Примечания
Фторуглеродный гель 880 Диметилсиликон/ПТФЭ от -40 до 200 °С Консистентная смазка с высокой вязкостью. Преимущества включают отличную устойчивость к воде и водяным брызгам, а также механическую стабильность. Контактные точки и опорные пластины Штифт суппорта и скользящий трос управления уплотнением чехла
Фторуглеродный гель 990A Диметилсиликон/ПТФЭ от -40 до 200 °С Загущенная ПТФЭ, высоковязкая синтетическая углеводородная смазка. Обогащено противозадирными и антикоррозионными присадками. Контактные точки и опорные пластины Кабель управления
РЕОЛИБ 380 Сложный эфир ПАО/литиевое мыло от -50 до 130 °С Смазка малой вязкости. Преимущества включают увеличенный срок службы в сильно загруженных приложениях. Ходовой винт
РЕОСИЛ 500F Диметилсиликон/ПТФЭ от -40 до 200 °С Смазка средней вязкости. Преимущества включают совместимость с пластиком и металлом. Трос управления уплотнением пыльника суппорта и штифта пыльника
УНИФЛОР 8512R ПФПЭ/ПТФЭ от -50 до 225 °C Смазка средней вязкости. Преимущества включают устойчивость к топливу или агрессивным химическим веществам, превосходную термоокислительную стабильность и низкое давление паров. Подшипник

Использование химикатов при установке дисковых колодок

Использование химических составов при установке колодок дискового тормоза зависит от конструкции колодки. Мы рассказали, следует ли использовать химические вещества при установке тормозных колодок, и какой тип состава вам понадобится. Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить оптимальную работу и срок службы.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ПРОКЛАДКА

При установке дисковых колодок с прокладками с ограниченным слоем, уже прикрепленными к пластине дисковой колодки, например, Wagner® OE X , некоторые модели Wagner TQ®, Wagner SD™ или Wagner QS™, установщик должен нанести тонкий слой силиконовой смазки Wagner на обратную сторону прокладок. Это послужит дополнительным шумоподавителем.

НЕ наносите какие-либо другие химические соединения на обратную сторону прокладки. Липкие составы могут привести к отрыву регулировочной прокладки от задней части пластины тормозной колодки. Не следует использовать химические соединения, такие как молибденовая смазка или другие продукты на нефтяной основе. Продукты на основе нефти могут воздействовать на резину тормозной системы.

IMI™ — НЕКОТОРЫЕ WAGNER TQ

Прокладки Wagner TQ® с запатентованной конструкцией IMI™ (Integrally Molded Sound Insulator) не требуют нанесения на изолятор химических соединений (ЭМИ, силиконовых смазок, молибденовой смазки и т. д.). площадь колодок дискового тормоза. Wagner TQ с IMI предназначен для установки прямо из коробки на транспортное средство. Использование химикатов на изоляторе может снизить эффективность изолятора.

БЕЗ ПРОКЛАДКИ

При установке дисковых колодок без прокладок (согласно оригинальному оборудованию) используйте компаунд EMP, входящий в комплект поставки колодок. Компаунд EMP должен быть нанесен на обратную сторону пластины колодки диска, где есть контакт с отливкой суппорта и поршнем суппорта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *