Дизельное горючее — нефтепродукт на основе углеводородов. Его используют для заправки автомобилей, сельскохозяйственной техники, судов. От класса ДТ или солярки зависит, в каких условиях ее можно использовать, а также какое влияние на окружающую среду оказывают продукты горения. В некоторых странах из-за низкой экологической безопасности отдельные виды дизельного горючего запрещены.
Виды дизельного топлива
У дизтоплива — одинаковая технология производства, но разные примеси и содержание серы. Из-за этого все топливо делят на 3 марки, в которых концентрация серы:
- 50-350 мг/кг.
- 10-50 мг/кг.
- Не более 10 мг/кг.
350 мг/кг — предельный уровень содержания серы, который разрешен в дизтопливе на территории России. Этот запрет распространяется и на горючее, ввозимое из-за рубежа.
От вида топлива зависит, для каких целей его используют:
- В судоходстве — вид 1;
- Для заправки сельскохозяйственной техники — 2;
- Двигатели автомобилей — 3.
Предельный уровень серы в топливе регулируется российским ГОСТ Р 52368-2005; по требованиям он идентичен европейскому EN 590.
Сорта и классы дизельного топлива
Распределяют по сортам дизельное топливо, предназначенное для работы в регионах с теплым и умеренным климатом. По классам обозначают те виды горючего, которые выпускаются для работы при низкотемпературных режимах, в том числе арктическом. Точная классификация зависит от страны, чаще всего руководствуются европейским стандартом.
Классификация дизтоплива в России
В России одновременно действуют 2 системы — европейская и советская. В Союзе при обозначении топлива указывались время года, для которого оно предназначено, количество серы на 1 кг горючего, температура вспышки. Последним показателем обозначали температуру окружающей среды, при которой горючее работало без осечек. Сезон топлива обозначался буквами:
- Л — летнее.
- З — зимнее.
- А — арктическое.
Содержание серы обозначалось в виде отношения ее количества к общей массе топлива: 50 мг/кг — как 0,05, 20 мг/кг — 0,02 и т.д. Шифровка Л-0,05-10 означала, что топливо с этой маркировкой предназначено для использования летом при температуре не ниже 10°C, обладает содержанием серы 50 мг/кг.
Классификация дизтоплива в Европе
Европейские страны при маркировке топлива указывают его класс по содержанию серы, обозначаемый буквой К. При этом К3 соответствует виду 1, К4 — второму, К5 — третьему. Также указывают сорт либо класс топлива. По классам распределяют виды горючего, предназначенные для работы в низких температурах, а по сортам — для умеренных климатических условий. Точное содержание серы при этом не указывается, но по классу можно понять, в каких пределах оно находится.
Характеристики современных марок ДТ
Чтобы придать топливу устойчивость к морозу, применяют 2 вида обработки:
- Добавление специальных присадок, минерального моторного масла.
- Удаление из летнего топлива парафинов, которые, находясь в горючем изначально, делают его непригодным для использования при низких температурах.
Способ получения зимнего топлива указывается в сопроводительной документации. В ней же перечислены примеси, обозначены допустимые цвета. При наличии красителей для фирменного отличия об этом сообщают в техническом паспорте продукции; при маркировке такие особенности не указываются.
Классификация по содержанию серы
В Европе, помимо соответствующих видам 1-3 классов К3-5, существует К2. Содержание серы в нем доходит до 500 мг/кг. Продвинутые страны отказались от этого топлива по причине его экологической опасности, но в некоторых — оно еще используется.
Сорта ДТ по предельной температуре фильтруемости
В Европе для летнего топлива предусмотрено распределение на сорта, обозначаемые первыми буквами английского алфавита — от A до F. Классов 5, их прописывают цифрами 0-4.
Для регионов с умеренным и теплым климатом
Выделено 6 сортов дизельного топлива, предназначенного для использования в умеренном и теплом климате; они отличаются на 5°C. Допустимый предел температуры окружающей среды для эксплуатации составляет:
- 5°C — для сорта A.
- 0°C — B.
- -5°C — C;
- -10°C — D;
- -15°C — E;
- -20°C — F.
Вид топлива влияет не только на его пригодность к службе при указанной температуре, но и на цену. В сортах, где предусмотрена возможность работы при небольших отрицательных температурах, присутствуют дополнительные добавки, приводящие к подорожанию дизельного горючего.
Для регионов с холодным климатом
Для дизельных ГСМ, предназначенных для работы в регионах с холодным климатом, в арктических условиях, предусмотрено разделение на 5 классов. При этом класс 0, созданный для работы при -20°C и выше, аналогичен по свойствам сорту F. Остальные — имеют следующие пределы температуры окружающей среды:
- класс 1 (-26 °С).
- 2 (-32 °С).
- 3 (-38 °С).
- 4 (-44 °С).
Высокие классы топлива требуют больших затрат на производство, чем 0 и 1, поэтому стоят они дороже.
Маркировка ДТ в рамках технического регламента таможенного союза и в соответствии с маркировкой евро
Маркировка таможенного союза возникла в 2011 г.; ее применяют при перевозке дизельного топлива между странами-участниками ТС (Россия, Казахстан, Беларусь). Маркировка составлялась на основании российских и европейских образцов. Конечный вид включает группу знаков: вид топлива-климатические условия эксплуатации-экологический класс.
Вид дизтоплива обозначается как ДТ, его экологический класс аналогичен принятым в Европе обозначениям К3-К5. С сезонностью применения классификация отличается от принятой в России и Европе, напоминая ту, что фигурировала во времена Советского Союза. Согласно регламенту таможенного союза, класс дизельного топлива обозначается по следующим группам:
- Л — летний, температура его фильтрации формально не определяется. Дизтопливо соответствует европейскому сорту А, его разрешено применять при температуре воздуха выше 5°С;
- Е (межсезонный). Этот класс ГСМ предназначен для эксплуатации в условиях выше -15°С. Полностью соответствует ему сорт E.
- З (зимний). Предназначен для эксплуатации при температуре до -20°С, как сорт F либо класс 0 в европейской системе.
- А — арктический, используемый в условиях, когда температура воздуха опускается до -38°С. Идентичен классу 3.
Из-за неполного соответствия климатических маркировок производители, поставляющие ГСМ в страны Европы и ТС, указывают обе маркировки. При этом для принятой в ТС используют тот класс, минимальная температура которого находится в пределах эксплуатационных характеристик класса или сорта. ГСМ сортов BCD относят к классу Л. Класс 2 обозначается как зимний, а 4 — как арктический.
Европейская маркировка нужна, чтобы пользователи не переплачивали за дизтопливо, которое обладает температурой фильтрации выше нужной. Это удобно для России, поскольку на севере в начале лета часто приходится использовать межсезонное горючее, в то время как южные регионы даже зимой не нуждаются в покупке ДТ класса З.
Запреты на марки дизельного топлива
С 2014 г. в России запрещено дизтопливо К2. По закону преследуется его производство, эксплуатация, попытки ввоза из-за рубежа. С января 2015 г. введен запрет на использование в автомобильной промышленности ГСМ класса К3. С января 2016 г. автолюбителям предписано перейти на топливо класса К5.
Производство ГСМ осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 52368-2005. Этот стандарт не ограничивает производителей в количестве выпускаемой продукции, он не устанавливает ограничений на реализацию, закупку, использование горючего.
Регламент изготовления зимней солярки методом депарафинизации регулируется ГОСТ Р 55475-2013. Этот стандарт лишен ограничений по количеству выпускаемой, реализуемой и используемой продукции. Обязательным является только соответствие маркировки и допустимый уровень примесей серы.
Выпущенное на территории России дизтопливо должно соответствовать техническому паспорту, которым сопровождается каждая партия груза. За разбавление солярки и подделку ГСМ предусмотрена административная, реже — уголовная ответственность.
Экологические стандарты топлива
Страны Европы и таможенного союза при определении уровня экологической безопасности ГСМ руководствуются стандартом Евро 6. В нем содержится большое количество требований к концентрации разных веществ в выхлопных газах автомобилей. Основные из них:
- Оксиды азота, их должно быть не более 0,4г/кВт*ч. Предыдущий стандарт, Евро-5, устанавливал норму 2г/кВт*ч.
- Твердые частицы, концентрация не должна превышать 0,01 г/кВт*ч, для Евро 5 была установлена норма 0,02 г/кВт*ч.
- Остаточные углеводороды в выхлопных газах могут присутствовать в концентрации не более 0,13 г/кВт*ч против прошлых 0,46 г/кВт*ч.
Современные виды дизтоплива, выпускаемые отечественными производителями, обязаны соответствовать нормам, которые ввел Евро 5. Соответствия Евро 6 в России пока что не требуется, но в дальнейшем для стран таможенного союза планируется переход на установленные этим стандартом рамки.
Вне зависимости от типа маркировки (европейской, российской или выработанной для стран ТС) в ней отражаются ключевые параметры дизельного топлива — концентрация серы и температура фильтрации. Они важней других параметров, поскольку уровень серы в топливе ограничен нормативными документами (ГОСТ, Евро-5, Евро-6). От второго показателя зависит, заведется ли автомобиль в холодную погоду. Другие характеристики дизтоплива — состав, плотность, смазывающая способность и т.д., отражаются в сопроводительном паспорте качества.
Виды дизельного топлива
10.07.2018
Дизельное топливо (ДТ, солярка) является одним из наиболее востребованных нефтепродуктов. Его основное применение, как и в случае с бензином – заправка автомобилей и различной моторизованной техники, оснащенной соответствующим двигателем. Его использование предлагает сразу несколько преимуществ:
- большая мощность машин при одинаковом объеме двигателя,
- увеличенный ресурс оборудования,
- экономичность – меньший расход при меньшей стоимости.
Кроме того, современная стандартизация и производство позволили существенно улучшить состав дизельного топлива, что напрямую сказалось на производительности использующих его агрегатов и на уменьшении вредных выбросов в атмосферу.
Основной показатель качества
Несмотря на отсутствие деления ДТ на марки, как в случае с бензином, оно также различается по составу. Основным характеристикой качества является цетановое число. Оно обозначает воспламеняемость топлива в цилиндрах и время, которое нужно для этого.
Среднее значение цетанового числа для современного дизельного топлива варьируется от 40 до 50. При этом, чем меньше этот показатель, тем больше времени требуется для поджигания и тем менее равномерным является процесс сгорания.
Также стоит отметить, что указанные значения не являются предельными, то есть, топливо может выпускаться как с цетановым числом менее 40, так и более 50. Так, к примеру, Солярка с ЦЧ меньше 40 является достаточно некачественной и существенно увеличивает износ двигателя.
Судя по отечественным ГОСТам, высококачественное дизельное топливо должно иметь ЦЧ в пределах 48-51, а дизель премиум-класса – 51-55. При этом дальнейшее повышение этого показателя не ведет к улучшению работы двигателя – при ЦЧ более 60 топливо не успевает полностью сгорать, из-за чего увеличивается количество дыма в выхлопных газах.
Виды ДТ
Дизельное топливо подразделяется на разновидности по нескольким параметрам.
Во-первых, принимается во внимание содержание серы, измеряемое в мг/кг. По этому параметру солярка делится на три вида:
- I – до 350,
- II – до 50,
- III – до 10.
Во-вторых, топливо подразделяется по сезону использования, а, если точнее, по температуре окружающей среды. Обозначается она буквенной маркировкой:
- Л – «летнее». Может использоваться, когда температура воздуха не опускается ниже 0 градусов.
- Е – «межсезонное» можно использовать до -15.
- З – «зимнее» имеет специальные присадки, снижающие его вязкость, и хорошо подходит для работы до -30 градусов.
- А – арктическое – специальная разновидность, выпускающаяся для регионов с суровым климатом, где столбик термометра опускается до -50.
И, в-третьих, солярка делится еще и по вязкости:
- с высокой вязкостью,
- дистиллятная – используется для быстроходного транспорта.
Сорта топлива и актуальные стандарты
Кроме вышеперечисленных видов, дизельное топливо подразделяется на сорта и классы, причем первое деление актуально для регионов с умеренным климатом, а второе – с холодным.
В первом случае основным параметром, по которому и производится разделение, является температура фильтруемости. Сорта делятся следующим образом:
- Сорт А – tф < +5 градусов Цельсия;
- Сорт B – tф < 0;
- Сорт C – tф < -5;
- Сорт D – tф < -10;
- Сорт E – tф < -15;
- Сорт F – tф < -20.
Во втором дополнительно выделяется температура помутнения. Соответственно, классы могут быть следующими:
- Класс 0 – tф < -20, tп < -10;
- Класс 1 – tф < -26, tп < -16;
- Класс 2 – tф < -32, tп < -22;
- Класс 3 – tф < -38, tп < -28;
- Класс 4 – tф < -44, tп < —
Что же касается стандартов, то актуальным для России на данный момент является Евро-5, в Европе – Евро-6. Основное отличие в них – количество вредных соединений в выхлопных газах.
Классификация дизельного топлива | Амистад
С появлением легковых автомобилей с дизельными двигателями популярность дизельного топлива заметно возросла. И если раньше оно использовалось в основном для строительной и сельскохозяйственной техники, то сегодня технические характеристики дизельного топлива позволяют ему стоять в одном ряду с бензином.
Параметры дизтоплива – это критерии, по которым оно классифицируется. Они характеризуют различные свойства топлива и их изменение в зависимости от условий.
Классификация солярки в СССР не была настолько подробной, как сегодня в России. Все топливо делилось на летнее, зимнее и арктическое с обозначением сернистости и температуры вспышки (для летнего) и застывания (для остальных видов). Например, обозначение З-0,05(-25⁰С) соответствует зимнему ДТ с количеством серы 50 мг/кг и порогом застывания до -25⁰С.
Сегодня классификация намного обширнее. Паспорта качества дизтоплива обычно включают 15-20 ключевых параметров. Рассмотрим главные из них.
1. Воспламеняемость.
Главный параметр ДТ – цетановое число. Это условная оценка качества, полученная при испытаниях моторным методом. Цетановое число показывает промежуток времени от попадания топлива в поршневой цилиндр до момента возгорания и характеризует способность к воспламеняемости.
Для легковых автомобилей нормальное значение этого параметра лежит в диапазоне от 50 до 60. Для крупной специализированной техники начинается от 40. В России на дизельное топливо ГОСТ установил значения ЦЧ от 45, в Европе – от 48.
Высокое цетановое число говорит об экологичном и качественном топливе. Но если оно превышает 60, то теряется прирост мощности двигателя, что негативно сказывается на работе автомобиля.
2. Классификация дизельного топлива по видам.
С января 2015 года разделение по видам совпадает с классификацией по экологическим классам в соответствии с евростандартом. Основным параметром при таком разделении выступает сернистость.
Содержание серы указывает на следующие виды и классы дизтоплива:
- сера до 350 мг/кг – экологический класс К3 (вид I),
- сера до 50 мг/кг – экологический класс К4 (вид I I),
- сера до 10 мг/кг – экологический класс К5 (вид I I I).
Классификация по видам считается устаревшей и уже не применяется в современном обозначении. С 2016 года в РФ разрешается выпуск и использование дизельного топлива не ниже К5.
3. Вязкость.
Важные показатели качества ДТ – вязкость и плотность. Они прямо влияют на подачу, впрыск и фильтрование топлива. Оптимальная вязкость обеспечивает смазывающие характеристики, а от плотности зависят экономичный расход и эффективность.
Плотность ДТ по ГОСТу лежит в пределах от 833 кг/куб. м. (для арктического) до 863 кг/куб. м. (для летнего и межсезонного). Кроме того, в дизтопливе ограничивается содержание воды до 200 мг/кг.
4. Сезонность.
По климатическим условиям применения ДТ делят на следующие марки:
- летнее (выше 0⁰С),
- межсезонное (выше -15⁰С, встречается редко),
- зимнее (выше -20⁰С),
- арктическое (выше -38⁰С).
5. Сорта и классы.
Современный ГОСТ сортирует дизельное условие по температурным условиям районов его использования. Сорта топлива для использования в умеренных широтах определяются по предельной температуре фильтруемости:
- A – +5⁰C,
- B – 0⁰C,
- C – -5⁰C,
- D – -10⁰C,
- E – -15⁰C,
- F – -20⁰C.
А для холодного климата проводится классификация дизельного топлива по классам со следующей температурой фильтруемости:
- Класс 0 – -20⁰C,
- Класс 1 – -26⁰C,
- Класс 2 – -32⁰C,
- Класс 3 – -38⁰C,
- Класс 4 – -44⁰C.
Для ДТ стандарты строго регламентируются ГОСТами, потому что от качества топлива зависит работоспособность промышленной, сельскохозяйственной, военной и других видов техники.
Дизельное топливо – это достаточно старый, но по-прежнему востребованный вид топлива для поршневых дизельных двигателей. И если раньше область его применения была ограничена из-за низкого качества и токсичных продуктов сгорания, то сейчас все больше легковых автомобилей оснащаются дизельными двигателями, и ученые работают над тем, чтобы повысить эксплуатационные характеристики и сделать дизельное топливо экологически безопасным.
Что такое дизельное топливо
Дизельное топливо – это тяжелые фракции нефти, основой которых являются углеводороды с высокой – 200-350°С – температурой кипения. Используется в качестве топлива в дизельных двигателях и газодизелях.
Почему именно в дизельных? Потому что в отличие от бензиновых двигателей, в которых смесь бензина с воздухом поджигается от искры, в дизельном поршневом двигателе топливо самовоспламеняется при сильном сжатии.
Внешне дизельное топливо — это прозрачная, с большей вязкостью, чем у бензина, жидкость, цвет которой может быть и желтым, и коричневым разных оттенков. На цвет влияют смолы в составе топлива.
При сгорании любое топливо производит энергию. Дизельное топливо, кроме этой главной задачи, выполняет еще несколько немаловажных функций в работе двигателя. Оно смазывает в топливных форсунках и насосах трущиеся поверхности, охлаждает стенки камеры сгорания и регулирует параметры выхлопа на двигателях.
Использование дизельного топлива
Морские и речные суда, тепловозы, военная и сельскохозяйственная техника, грузовые автомобили – практически весь тяжелый транспорт работает на дизельных двигателях.
Последние десятилетия популярным в развитых странах Европы становится легковой автомобиль, который работает на дизельном топливе. Расход топлива на 40 % в дизельном двигателе меньше, а тяговое усилие, мощность, проходимость и безопасность выхлопных газов больше, чем в бензиновом.
Дизельное топливо- это экономичное в эксплуатации и по стоимости топливо. Оно используется в дизельных электрогенераторах стационарных и передвижных электростанций, в котлах автономных отопительных систем.
Соляровое масло, которое в народе называют просто соляркой, является остаточным дизельным топливом с высокой вязкостью и температурой кипения до 400°С. Этот вид топлива используется для низкооборотных двигателей на водном и железнодорожном транспорте, тракторах. Кроме того, солярой пропитывают кожу в кожевенной промышленности. Соляровое масло входит в состав смазачно-охлаждающей жидкости при обработке металлов резанием и закалочной жидкости при их термической обработке.
Основные характеристики
Цетановое число (главный параметр дизельного топлива) характеризует воспламеняемость топлива. Оно определяет период задержки горения рабочей смеси, то есть время, которое проходит между впрыском топлива в цилиндр и началом его горения. Чем меньше этот промежуток времени, тем цетановое число выше, и длительность прогрева двигателя меньше. Правда, при этом увеличивается дымность выхлопа, которая становится критичной при цетановом числе выше 55.
Для процессов нагнетания и впрыска топлива важна его вязкость, от которой зависят и смазывающие характеристики
От плотности дизельного топлива зависит его эффективность и экономичность, потому что чем выше плотность, тем больше при сгорании вырабатывается энергии.
Важной характеристикой является количество серы, которую содержит дизельное топливо. Это сернистые соединения, которые снижают коррозионную стойкость топливной системы.
О качестве дизельного топлива говорит и предельная температура фильтруемости, то есть такая температура, при которой дизтопливо густеет настолько, что уже не проходит совсем или очень медленно проходит через фильтр с определенными размерами.
Она ниже температуры помутнения, то есть температуры, при которой парафин, который содержится в топливе, начинает кристаллизоваться.
Виды дизельного топлива
До 2015 года дизтопливо в российских стандартах разделялось по видам. В государственном стандарте, введенном в действие в январе 2015 года, разделение совпадает с разделением на экологические классы в соответствии с европейским стандартом и происходит в зависимости от содержания серы в топливе. Содержание серы не более 350, 50 и 10 мг/кг соответствует виду I, виду II и виду III по устаревшему и экологическим классам К3, К4 и К5 по новому государственному стандарту соответственно.
Не рекомендуется использовать топливо, в котором высокие показатели содержания серы, так как при этом увеличиваются вредные выбросы в атмосферу, ускоряется коррозия и износ элементов топливной системы, соответственно, увеличиваются расходы на частую замену фильтров и масла.
Как правило, улучшение одних свойств приводит к ухудшению других. Понижение содержания серы – это уменьшение смазывающих свойств дизтоплива. Поэтому для сохранения одной из главных функций в топливо добавляют различные присадки.Сорта дизтоплива
Сорта дизельного топлива отличаются по температуре, ниже которой топливо использовать нельзя. В качестве критерия используется предельная температура фильтруемости. Причем по сортам разбивается летнее и межсезонное дизтопливо с этим показателем не ниже -20°С.
Сорт А характеризуется температурой не ниже 5°С выше нуля. Для каждого следующего сорта B, C, D, E и F показатель снижается на 5°С.
Примером может служить дизельное топливо ЕВРО, сорт С, вид II и III или в новой версии экологических классов К4 и К5 с температурой фильтруемости до пяти градусов ниже нуля и содержанием серы не больше 50 и 10 миллиграмм на один килограмм топлива.
Классы дизтоплива
Деление на классы дизельного топлива для зимы или холодного климата происходит не только по температуре фильтруемости, второй характеристикой является температура помутнения.
В зимнем и арктическом дизельном топливе при низких температурах начинается кристаллизация парафина, которая ухудшает характеристики.Класс дизельного топлива | Предельная температура фильтруемости, °С | Температура помутнения, °С | |
1 | 0 | -20 | -10 |
2 | 1 | -26 | -16 |
3 | 2 | -32 | -22 |
4 | 3 | -38 | -28 |
5 | 4 | -44 | -34 |
Если в обозначении дизтоплива после обозначения ДТ стоит не буква, а цифра, значит, это топливо зимнее или арктическое.
Марки дизтоплива
По физико-химическим свойствам, эксплуатационным характеристикам и условиям применения дизельное топливо подразделяют на четыре типа, которые маркируются заглавными буквами алфавита:
— Летнее (Л), к которому относятся сорта топлива А, В, С, D с предельной температурой фильтруемости от +5 до -10°С. Это дизтопливо можно использовать при температурах не ниже 0°С.
— Межсезонное (Е), сортов Е и F, с температурой до -15 и -20°С, соответственно используется осенью, когда температура воздуха колеблется в пределах от +5 до -5°С.
— Зимнее (З), которое делится на классы с 0 по 3 и температурой фильтруемости в диапазоне от -20 до -38°С и применяется при температуре воздуха не ниже минус 20°С.
— Арктическое (А) топливо класса 4 с предельной температурой фильтруемости минус 44°С и температурой окружающей среды до минус 50°С (в документах отрицательное значение часто сопровождается словом «минус», а не значком во избежание неточностей).
Маркировка топлива
Марки дизельного топлива включают наименование (ДТ), сорт или класс в зависимости от условий применения и экологический класс. То есть в марке указываются только два параметра: содержание серы и предельная температура фильтруемости.
Сегодня можно встретить обозначения и новые, и устаревшие, например, ДТ зимнее ЕВРО 5 сорт F, что расшифровывается как зимнее дизельное топливо с содержанием серы не более 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости до минус 20°С, то есть наиболее используемое в условиях российской зимы с высокими требованиями по экологичности топливо.
До сих пор попадается и такая маркировка Л-0,2-62, то есть топливо летнее высшего сорта с указанием количества серы (200 мг/кг) и температуры вспышки 62°С. Температура вспышки основным показателем не является, но при равных прочих характеристиках лучшим в целях пожарной безопасности считается топливо с более высокой температурой.
Как хранить дизельное топливо
Для обычного потребителя, имеющего личное авто с дизельным двигателем, вопрос хранения дизельного топлива не стоит.
А вот для отраслей промышленности, где топливо покупается оптом и достаточно долго хранится, проблема хранения очень актуальна.
Хранение дизельного топлива возможно при температуре 20°С в течение года и при температуре выше 300C от полугода до года в герметичных емкостях, защищенных от прямого попадания солнечного света.
При хранении топливо не должно контактировать с медью, латунью или цинком, чтобы топливо не засорялось продуктами химических реакций с этими металлами. Кроме того, оно должно быть защищено от попадания влаги и пыли и не должно иметь присадок, которые могут распадаться при хранении. Например, в виды дизельного топлива с высоким классом экологичности добавляют присадки для увеличения смазывающих характеристик, которые разлагаются очень быстро.
Эффективность этого топлива высока, сфера его применения неуклонно растет. Появляются новые марки дизельного топлива и новые источники его получения. Сейчас уже есть новые разработки, и дизельное топливо производится не только из нефти. Может быть, будущее принадлежит дизельному топливу из растительных масел.
Классификация дизельного топлива
Дизельное топливо по популярности уступает бензину, но продолжает использоваться в двигателях самых разных типов. При этом обладает множество неоспоримых достоинств перед другими видами топлива. Имеются определенные особенности дизеля. В первую очередь это касается классификации.
Ранее дизельное топливо чаще использовалось для заправки двигателей тракторов, а также аналогичной техники. Причиной тому является более низки расход топлива на каждый мотто-час, потери мощности по сравнению с бензиновыми двигателями незначительные. Ещё одна причина распространенности дизельных моторов – экологическая и пожарная безопасность. Так как взрывы, возгорания газового оборудования происходят на порядок чаще.
Дизельное топливо является продуктом нефтяной промышленности. Появление его стало следствием возникновения необходимости двигателей максимально эффективных и, в то же время, достаточно мощных. Рудольф Дизель, чьим именем называется данный вид топлива, не является первооткрывателем. Двигатель, работающим на солярке, был разработан ещё в 1860 году. Но по ряду причин использование его не имело экономического смысла.
В то же время на рубеже XIX и XX веков германии срочно потребовались моторы, работающие на более дешевом топливе, альтернативном бензину и светильному газу. Решением стало изобретение Рудольфа Дизеля, который доработал ранее уже разработанную другим ученым конструкцию. Изначально дизельный генератор, ставший прообразом современного дизельного двигателя, имел всего 2 цилиндра. В дальнейшем было добавлено ещё 2.
Существует несколько альтернативных названий дизельного топлива. Одно из таковых – солярка. Произошло данное слово от немецкого Solarol – солнечное масло. Ранее именно так и называли утяжеленную фракцию нефти, получаемую в результате переработки. Именно она является первым вариантом топлива этого вида. С течением стандарты, устанавливаемые к дизелю, претерпели серьезные изменения. В каждом стране в XX веке были разработаны собственные стандарты классификации дизельного топлива.
Например, в Советском союзе долгое время действовал ГОСТ 1666-42 и ГОСТ 1666-51. Официальное обозначение дизельного топлива было «соляровое масло». Применялось оно для заправки среднеоборотных двигателей – от 600 до 1000 об/мин. «Солярка» того времени не могла быть использована в быстроходных двигателях, её состав и свойства достаточно существенно отличатся от современно дизельного топлива.
Основные параметры
Все виды дизельного топлива можно разделить на две основные категории:
- для быстроходных двигателей;
- для тихоходных двигателей.
Дистиллятное маловязкое масло подразумевает заливку в двигателя автомобилей. Имеющее более высокую вязкость топливо заливают обычно в различные тихоходные машины. Это трактора, тихоходные речные суда и многое другое.
Важно перед заливкой топлива в конкретную технику убедиться в соответствии его свойств необходимым стандартам. В противном случае камера сгорания будет повреждена, мотор попросту может выйти из строя. Что приведет к необходимости его капитального ремонта.
Существенно различается процесс получения обозначенных выше типов топлива. Дистиллятное включает в себя очищенные соответствующим образом фракции керосинового типа. Применяется прямая перегонка – это позволяет сделать сгорание топлива максимально быстрым. В то же время топливо высокой вязкости включает в себя смесь мазута, а также керосиново-газойлиевых фракций.
В зависимости от различных факторов теплота сгорания топлива обоих типов может варьироваться. В среднем данный показатель составляет приблизительно 42 624 кДж/кг. Существует общий стандарт, которому должно соответствовать все без исключения дизельное топливо на сегодняшний день. Он обозначается как ГОСТ 32511-2013. Обязательным к применению он стал относительно недавно – 01.01.15 г.
Обязательно перед выпуском в продажу проводится отбор дизельного топлива на его пробу. При анализе параметров перечень некоторых характеристик должен находиться в пределах нормы. В противном случае в продажу такого типа топлива выпускать будет попросту недопустимо. К основным моментам относится:
- вязкость, содержание жидкостей;
- воспламеняемость;
- содержание серы.
Вязкость и содержание воды
Исходя из данной характеристики устанавливают два основных вида топлива – зимнее и летнее. Основным параметром, в соответствии с которым осуществляется разделение на классы, является предельная температура фильтруемости, а также температура помутнения и застывания.
Важно помнить, что необходимо выбирать определенный тип солярки для заливки в определенный сезон. Нередки случаи, что использование несоответствующего типа солярки приводило к застыванию её в топливопроводе. Как следствие – имеет место невозможность эксплуатации техники в нормальном режиме.
Возможно использовать летнее дизельное топливо только при температуре более чем -100С. В противном случае будет иметь место не замерзание, но более высокая вязкость. Что приводит к негативным последствиям – проблема в работе двигателя или же невозможность его запуска. В некоторых транспортных средствах используется специальный подогрев для топлива. Это позволяет использовать любой вид солярки вне зависимости от времени года, окружающей температуры.
Ещё одной серьезной проблемой является факт наличия воды в топливе. Так как вода существенно тяжелее солярки, она начинает постепенно скапливаться в нижней части топливного резервуара. Как следствие – возможно образование водяной пробки в топливной системе автомобиля, иной техники. Подобное препятствует нормальной работе двигателя. Именно поэтому установлены основные стандарты касательно кинематической вязкости дизельного топлива. Данный показатель различается для летней/зимней солярки:
- для летнего вида при температуре +200С и более – более 3сСт;
- для зимнего вида – более 1.8 Сст;
- для особой разновидности (арктической) – более 1.5 Сст.
Данный стандарт устанавливается ГОСТ 305-82 от 1982 года. Одним из обязательных условий соответствия данному стандарту является полное отсутствие воды в топливной смеси. Именно за счет этого возможно использование в обозначенных условиях эксплуатации.
Воспламеняемость
Одной из самых важных характеристик является цетановое число. Под данным показателем подразумевают возможность солярки возгораться при возникновении определенных условий в камере сгорания. Стандартым определяются ASTM D613. Для дизельного топлива температура вспышки устанавливается на уровне +7000С, определяется ASTM D93. Температура перегонки для солярки должна опять же укладываться в определенные стандарты – не менее 2000С и не более 3500С.
Количество серы в составе
Одной из самых важных характеристик, на основании которой типы топлива делятся на стандарты Евро 1-5 – это определенное количество серы на единицу объема. Под серой в рассматриваемом случае понимается наличие определенных соединений данного вещества. В перечень учитываемых при определении категорий входит:
- меркаптан;
- тиофен;
- тиофан;
- дисульфид;
- сульфид.
В то же время элементарная сера, обозначенная в таблице Менделеева, как таковая не учитывается при определении стандартов. В соответствии с настоящими наиболее современными стандартами, применяемыми в Штате Калифорния и Европе, количество сернистых соединений на единицу объема не должно превышать 0.001 %. Это составляет приблизительно 10 ppm.
Многие автопроизводители говорят о том, что снижение количества сернистых соединений в солярке приводит к снижению его смазывающих качеств. Что приводит к более быстрому износу двигателя. Но данная позиция не является однозначной. На данный момент времени современная солярка включает дополнительные присадки, которые осуществляют смазку двигателя.
Классификация солярки в СССР
В соответствии с ГОСТ 305-82 солярка в Советском Союзе делилась на 3 основные категории:
- летняя;
- зимняя;
- арктическая.
Под летней понималась солярка, использование которой рекомендовалось при температуре не ниже 00С. Температура вспышки устанавливалась на уровне л-0 или же 2-40. Под зимней понималась солярка, использование которой допускалось вплоть до -200С. В то же время не налагалось каких-либо ограничений на использование такой зимней солярки в летнее время года. Фактически, она являлась универсальной.
Солярка арктического типа – самая дорогая в производстве, использование её допускается при температуре до -500С. Требования к данному типу топлива устанавливаются максимально высокие.
Классификация дизельного топлива по видам
В Европейском союзе ещё с 1993 года используется специальная система стандартов, применяемая к дизельному топливу. Обозначается такой стандарт как EN-590. В соответствии с данным стандартом устанавливаются основные требования к количество содержащейся серы, а также иным характеристикам топлива. Самый первый стандарт обозначался как Евро-1. На данный момент действительным является стандарт Евро-5.
Стандарт этого типа позволяет классифицировать топлива температурным и климатическим зонам использования. Например, Class A-F подразумевает использование при температуре от +5 до -200С. Отдельные критерии существуют для температур отрицательных.
На территории Российской Федерации сразу от советских стандартов классификации решили перейти на европейский. На данный момент действительным является ГОСТ-Р 52369-2005. По своим параметрам он соответствует характеристикам установленным для EN-590.
Распределение осуществляется в зависимости от количество содержащейся серы:
- вид №1 – менее 350 мг/кг;
- вид №2 – менее 50 мг/кг;
- вид №3 – менее 10 мг/кг.
Классификация дизельного топлива по классам
Также осуществляется разделение топлива этого типа на отдельные сорта в зависимости от использования в определенном климате. Главным критерием является предельная температура фильтруемости. Разделение на сорта осуществляется следующим образом:
- СОРТ А – при температуре более +50С;
- СОРТ В – при температуре более 00С;
- СОРТ С – более -50С;
- СОРТ D – более -100С и так далее.
Существует также определенная категория солярки, которая используется в районах с постоянным холодным климатом.
Стандарты в ней устанавливаются максимально жесткие, так как невыполнение их приводит к проблемам с топливной системой при достижении окружающим воздухом достаточно низкой температуры.
Сегодня по классам разбивка осуществляется следующим образом:
- Класс 0 – использование от -200С;
- Класс 1 – от -260С;
- Класс 2 – от -320С;
- Класс 3 – от -380С;
- Класс 4 – от -440С.
Существует специальная маркировка, применяемая на территории Таможенного союза такими странами, как Россия, Беларусь и Казахстан. Прежде, чем приступить к использованию такого топлива, стоит внимательно ознакомиться с требованиями климатического характера в определенном регионе. Использование несоответствующего может привести к серьезным неприятностям. Вплоть до выхода из строя двигателя в некоторых случаях. Подобные ситуации также имеют место.
Итог
На территории Москвы и Московской области относительно недавно перешли на стандарт топлива Евро-5. Именно по этой причине качество как солярки, так и бензина в данном регионе на порядок выше, чем в остальных. Выполнение данных стандартов топлива устанавливаются федеральным законодательством. Именно поэтому все без исключения компании-производители (Лукойл, Башнефть и другие) обязаны соблюдать устанавливаемые требования.
Контроль топлива на соответствие стандартам осуществляется на государственном уровне. При этом существует большое количество самых разных сортов, типов солярки. При наличии таковой возможности стоит заранее ознакомиться с этой информацией.
Марки дизельного топлива по ГОСТ 305-2013:
Л (летнее) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -5°С и выше
Е (межсезонное) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -15°С и выше
З (зимнее) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха до -(25°-35)°С и выше
А (арктическое) — для эксплуатации при температуре окружающего воздуха -45°С и выше
Сорта дизельного топлива ЕВРО по ГОСТ Р 52368-2005
Температура фильтруемости не выше, °С:
Дизельное топливо ЕВРО летнее, зимнее, межсезонное (для умеренного климата) | Дизельное топливо ЕВРО для | ||||||||||
Сорт: | A | B | C | D | E | F | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
t°С: | +5 | 0 | -5 | -10 | -15 | -20 | -20 | -26 | -32 | -38 | -44 |
Экологические классы по Техническому регламенту Таможенного союза (в скобках указаны виды дизельного топлива ЕВРО):
К2 — содержание серы не более 500 мг/кг
К3 — содержание серы не более 350 мг/кг (дизельное топливо вид 1 по ГОСТ Р 52368-2005)
К4 — содержание серы не более 50 мг/кг (дизельное топливо вид 2 по ГОСТ Р 52368-2005)
К5 — содержание серы менее 10 мг/кг (дизельное топливо вид 3 по ГОСТ Р 52368-2005)
Технические характеристики дизельного топлива
1) Кинематическая вязкость определяет процесс впрыска и нагнетания топлива, влияет на смазывающие характеристики, на бесперебойную подачу топлива и его распыляемость в камере сгорания. Низкая вязкость может привести к быстрому износу топливного насоса и форсунок, высокая вязкость усложняет запуск двигателя, затрудняет процесс подачи топлива.
2) Цетановое число – это показатель самовоспламеняемости при сжатии без источника зажигания, определяет мощностные и экономические показатели двигателя. Чем выше цетановое число, тем лучше воспламеняется топливо, тем мягче работает двигатель, оптимальная величина цетанового числа от 40 до 55. Цетановое число определяет экономичность и эффективность горючего, влияет на расход топлива, запуск двигателя, плавность его работы. Однако, если этот показатель превышает 60, то не происходит прирост мощности двигателя.
3) Содержание серы. Этот показатель влияет на работу выхлопной системы и ее коррозионную стойкость, определяет образование нагара. Дизельное топливо с высоким содержанием серы снижает срок службы дизельного двигателя, вызывая его износ и закоксовываемость твердыми отложениями, возникающими при контакте продуктов сгорания серы с моторным маслом, с другой стороны, топливо с низким ее содержанием не обладает достаточной смазывающей способностью.
4) Температура помутнения – температура, при которой изменяется фазовый состав дизельного топлива, начинается кристаллизация содержащегося в топливе парафина.
5) Предельная температура фильтруемости – температура, при которой дизельное топливо перестает проходить через фильтр.
6) Температура застывания/замерзания – температура дизельного топлива, при которой происходит полная потеря его текучести.
7) Температура вспышки – показатель безопасности применения дизельного топлива, чем выше температура вспышки, тем меньше вероятность случайного возгорания топлива.
Т. Митусова, М. Калинина, Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти, ОАО «ВНИИНП»
Структура парка техники с дизельными двигателями в 2009 г. выглядела следующим образом: на дизельном топливе работало около 5% легковых автомобилей, 45% грузовых машин и 30% автобусного парка. На дизельном топливе работает также внедорожная техника – тепловозы, тракторы, судовые энергетические установки.
Дизельное топливо после нефти и мазута является основным предметом экспорта: из 65,7 млн. т вырабатываемого топлива на экспорт поставляется 57,5% от общего объема производства.
На производство дизельного топлива действуют два стандарта: ГОСТ 305–82 «Топливо дизельное» и ГОСТ Р 52368–2005 «Топливо дизельное ЕВРО».
Топливо по ГОСТ 305 можно использовать в технике класса II (содержание серы 0,05%) и старой технике, не соответствующей современным классам (содержание серы 0,2%). Последнее стандартом рекомендовано для внедорожной техники, однако именно оно является массовым и наиболее востребованным на рынке. Стандарт имеет семь изменений и требует переиздания.
ГОСТ Р 52368 по показателям качества аналогичен европейскому стандарту EN 590 и предусматривает производство дизельного топлива с содержанием серы 10, 50 и 350 ppm, т. е. 0,001; 0,005 и 0,035% соответственно. К дизельному топливу по ГОСТ Р 52368 (EN 590) предъявляются более жесткие требования по цетановому числу, температуре вспышки; нормируются также окислительная стабильность топлива, содержание полициклических ароматических углеводородов и смазывающая способность (табл. 1).
Почему именно этим показателям уделяется столь пристальное внимание? Борясь за сокращение выбросов в атмосферу и повышение эффективности рабочего процесса, разработчики топливных систем постоянно увеличивают давление впрыска. В современных системах оно достигает 1600 бар (1580 кгс/м2), в старых – 180…200 кгс/м2. Кроме того, внедряется новая конструкция топливоподачи Common Rail. Она представляет собой электронную систему распределения топлива в каждый цилиндр двигателя по форсункам с пьезоэлектрической высокоскоростной системой топливоподачи до 3…5 подвпрысков рабочего заряда топлива за один цикл, вместо 1 впрыска за рабочий цикл двигателя при механической системе регулирования. При таком рабочем процессе для обеспечения более полного и эффективного сгорания необходимо использовать дизельное топливо с высоким цетановым числом.
Показатель | ГОСТ 305 | ГОСТ Р 52368 (EN 590) |
---|---|---|
Цетановое число, ед. | Не менее 45 | Не менее 51 |
Смазывающая способность, мкм | Не более 460* | Не более 460 |
Содержание полициклических ароматических углеводородов, % | Не нормируется | Не более 11 |
Температура вспышки в закрытом тигле, °С | Не ниже 62 Не ниже 40 | Выше 55 |
Окислительная стабильность, г/м3 | Не нормируется | Не более 25 |
В дизелях топливо является смазочным материалом для деталей топливной аппаратуры, поэтому показателю «смазывающая способность» уделяется самое большое внимание.
Впервые с проблемой выхода из строя ТНВД столкнулись в Швеции, когда перешли на использование «городского» топлива с содержанием серы 10 ppm. В Москве на станциях техобслуживания участились случаи замены ТНВД. Причиной этого является увеличение производства экологически чистых сортов дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm и менее. Сегодня такие сорта топлива изготавливают с добавкой противоизносных присадок, что позволяет удовлетворять требования ГОСТ Р 52368 и ГОСТ 305 по показателю «смазывающая способность».
Полициклические ароматические углеводороды (ПАУ) ответственны за отложения в камере сгорания, на форсунках, а также токсичность отработавших газов. ПАУ содержатся как в самом топливе, так и образуются в камере сгорания двигателя. От содержания в топливе ПАУ зависит и количество твердых частиц в отработавших газах дизелей.
Ужесточение требований к температуре вспышки дизельного топлива снижает его пожароопасность.
Показатель «окислительная стабильность» характеризует способность топлива к смоло- и осадкообразованию. С увеличением давления впрыска повышается температура подаваемого топлива, это накладывает ограничения на стабильность топлива. Кроме того, этот показатель определяет срок хранения топлива.
ГОСТ Р 52368 по сравнению с ГОСТ 305 устанавливает более точные (зарубежные) методы оценки содержания воды, загрязнений и коррозии.
По низкотемпературным свойствам ГОСТ Р 52368 устанавливает 6 сортов – А, В, С, D, E, F (для умеренного климата) и 5 классов: 0, 1, 2, 3, 4 (для холодного и арктического климата, табл. 2, 3).
Для сортов нормируется только предельная температура фильтруемости, которая соответствует температуре применения топлива, например, топливо сорта D можно применять до –10 °С.
Сорт А | Сорт B | Сорт C | Сорт D | Сорт E | Сорт F | Метод испытания | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | +5 | 0 | –5 | –10 | –15 | –20 | EN 116 или ГОСТ 22254 |
Для классов нормируются два показателя: температура помутнения и предельная температура фильтруемости. Разница между ними равна 10 °С, что говорит о наличии в топливе депрессорной присадки. В предыдущей статье мы говорили о том, как важно с эксплуатационной точки зрения обращать внимание не только на предельную температуру фильтруемости, но и на температуру помутнения.
Если дизельное топливо по ГОСТ 305 можно изготавливать без добавления присадок, за исключением топлива с содержанием серы 0,05%, в которое вводится противоизносная присадка, то топливо ЕВРО вырабатывают, как правило, с добавлением пакета присадок: цетаноповышающей и противоизносной, а в зимний период времени с введением в топливо и депрессорно-диспергирующей присадки. В соответствии с требованиями технического регламента в паспорте на дизельное топливо (не путать с сертификатом) указывают все присадки, добавленные в дизельное топливо, и класс техники, на которой может быть использовано топливо.
В паспортах на автомобили указывается класс топлива, на котором должна эксплуатироваться техника, и следует строго придерживаться этих рекомендаций. Нередки случаи, когда в автомобиль, соответствующий Euro 3, заливают дизельное топливо по ГОСТ 305 с содержанием серы 0,2%, и в результате двигатель выходит из строя.
Параметр | Значения для дизтоплива класса | Метод испытания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | ||
Предельная температура фильтруемости, °С, не выше | –20 | –26 | –32 | –38 | –44 | EN 116 или ГОСТ 22254 |
Температура помутнения, °С, не выше | –10 | –16 | –22 | –28 | –34 | EN 23015 |
Кроме ГОСТ 305 и ГОСТ Р 52368 на рынке дизельного топлива множество ТУ и СТО. Основная масса ТУ и СТО предусматривает отступления от стандартов по важнейшим показателям качества, не согласована с производителями техники и организациями, ответственными за эксплуатацию. Отступления облегчают производство таких сортов топлива, но применение их связано с увеличением жесткости процесса, нагрузок на детали цилиндропоршневой группы вплоть до поломки деталей двигателя. Нередки случаи выхода из строя топливной аппаратуры. Проводя анализ получаемых образцов дизельного топлива в каждом конкретном случае, мы устанавливаем причины поломки техники.
А теперь немного о применении технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Регламент устанавливает требования к выпускаемым в оборот и находящимся в обороте сортам топлива. С отступлением от требований регламента допускается выпуск в оборот и оборот продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, а также продукции, выпущенной до 1 января 2009 г. При этом требования к их производству, транспортировке и хранению в регламент не включены.
На практике ответы на вопросы, возникающие при применении регламента, дает закон «О техническом регулировании» 184-ФЗ. Согласно ст. 33 закона государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламента осуществляется только на стадии обращения продукции, т. е. при ее транспортировке, хранении, оптовой и розничной торговле. Стадии производства продукции и ее применения в понятие «обращение продукции» не входят.
Порядок проведения мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований регламента должен осуществляться в соответствии с Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии со ст. 9 закона плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 3 года. При этом Генеральная прокуратура должна размещать ежегодный план проведения проверок на своем официальном сайте. Внеплановая проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности.
Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2009 № 1191-р в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О техническом регулировании» утвержден перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов. Отбор образцов должен осуществляться по ГОСТ 2517 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб». Этот стандарт предусматривает отбор проб из резервуаров, подземных хранилищ, нефтеналивных судов, железнодорожных и автомобильных цистерн, трубопроводов, бочек, бидонов и других средств хранения и транспортировки. Отбор проб из бака автомобиля или пистолета при заправке не может рассматриваться, в том числе при судебных разбирательствах, как правильно отобранная проба.
В силу вышеперечисленных ограничений говорить об эффективности действия государственного контроля за соблюдением требований технического регламента на стадии розничной торговли весьма проблематично.
Типы и марки дизельного топлива
# 1 против # 2 против Winterized Diesel
# 2 дизельное топливо легко доступно и является наиболее распространенным сортом дизельного топлива на автозаправочных станциях. Дизельное топливо № 2 имеет самые высокие энергетические и смазывающие свойства. Высокое содержание энергии обеспечивает наилучшую производительность и экономию топлива, в то время как смазывающая способность дизельного топлива № 2 защищает впрыскивающие насосы, уплотнения и другие компоненты двигателя. Это также, как правило, дешевле, чем дизельное топливо № 1, так как для его производства не требуется такая же глубина очистки.Недостатком дизельного топлива № 2 является то, что он имеет тенденцию к гелеобразованию (сгущению) при более высокой температуре, чем дизельный № 1. Гелеобразование топлива приводит к тяжелым запускам, отсутствию запусков и связанным с этим осложнениям в холодных условиях.
Дизельное топливо № № 1 имеет более низкое содержание энергии (порядка 5%), чем дизельное топливо № 2, и, как правило, более дорого. Тем не менее, он не превращается в гель в холодную погоду, как дизельное топливо № 2, потому что парафин (тип воска) был удален из топлива. В то время как в холодную погоду топливо течет, парафин является важным смазочным составом, присутствующим в дизеле №2.
Зимнее дизельное топливо представляет собой смесь дизельного топлива № 1 и № 2, как правило, порядка 15-20% дизельного топлива № 1 по объему. Подготовленные к зиме топливные смеси выпускаются, когда погода становится слишком холодной для # 2. Благодаря сочетанию обоих типов дизельного топлива, топливо обладает достаточным содержанием энергии и приемлемыми смазывающими свойствами, одновременно снижая риск гелеобразования топлива из-за низких температур. Экономия топлива, как правило, несколько снижается в течение зимы, что связано с уменьшением содержания энергии в зимних топливных смесях.
Использование дизеля № 1 не вызовет никаких непосредственных проблем, хотя длительное использование двигателя, рассчитанного на дизель № 2, может сократить срок службы топливной системы в долгосрочной перспективе. Очевидно, что дизельное топливо № 1 и № 2 можно смешивать, и вы не должны бояться заправляться № 1, если это все, что вам доступно в данный момент.
# 1 Дизельное топливо | # 2 Дизельное топливо |
Низкое содержание энергии | Высокое содержание энергии |
Низкие смазочные свойства | Высокие смазочные свойства |
Высокая стойкость к «гелеобразованию» в холодную погоду | Меньшее сопротивление «гелеобразованию» в холодную погоду |
внедорожный дизель (AG) против дорожного дизеля
Внедорожный дизель (ag дизель, красный дизель) доступен для транспортных средств и оборудования, которые не эксплуатируются на дорогах общего пользования.Таким образом, он не облагается многими налогами, которыми дорожное дизельное топливо (налоги на автомобильное дизельное топливо варьируются в зависимости от местоположения), и, следовательно, стоимость внедорожного дизельного топлива значительно ниже. Внедорожный дизель намеренно окрашен в красный цвет, чтобы его можно было отличить от дорожного дизеля, поскольку он запрещен для использования на дорогах общего пользования.
Власти могут легко проверить на незаконное использование внедорожного дизеля с помощью «теста на погружение», при котором они погружают устройство в топливный бак для проверки на незаконное использование внедорожного дизеля.Хотя соблазн найти источник более дешевого красного дизельного топлива может быть высоким, штрафы велики и могут составлять тысячи долларов за нарушение. С химической точки зрения, внедорожный дизель сегодня такой же, как и шоссе ULSD, за исключением некоторых отраслей (включая морской и локомотивный сектор), которые все еще могут иметь доступ к ЛСД. Сегодняшний дизель для бездорожья не имеет преимуществ, кроме цены, по сравнению с обычным дизельным двигателем на шоссе.
ULSD против LSD
Дизельное топливо с низким содержанием серы классифицируется как дизельное топливо с содержанием серы не более 500 ppm (частей на миллион), в то время как дизельное топливо с низким содержанием серы должно поддерживать содержание серы не более 15 ppm.Начиная с 2007 года EPA обязало все дизельное топливо для автодорог, продаваемое в Соединенных Штатах, соответствовать спецификациям ULSD. Сера в сочетании с другими элементами, присутствующими в дизельном топливе, действует как естественная смазка для компонентов топливной системы, таких как уплотнения и насосы. Тем не менее, это также способствует высоким выбросам твердых частиц (выхлопная сажа), и, следовательно, мандат был необходимым шагом в прогрессе сокращения выбросов.
Современные компоненты выбросов, включая дизельные сажевые фильтры (DPF), совместимы только с ULSD, в то время как старые двигатели могут требовать использования присадки к топливу, чтобы восполнить потерю смазывающей способности в ULSD.ULSD имеет более высокую цетановую оценку, чем LSD, хотя его содержание энергии немного ниже. ЛСД остается доступным в некоторых отраслях промышленности, хотя это вряд ли продлится с учетом нынешнего подавления выбросов в Соединенных Штатах.
Биодизель против Петролеум Дизель
Биодизель является возобновляемым источником дизельного топлива, получаемого из органических материалов (таких как растительное масло) посредством процесса рафинирования, называемого «этерификация». Он доступен в чистом виде или в виде смеси биодизеля и нефтяного дизельного топлива.Биодизель классифицируется на основе процентного содержания его биодизеля, так что B100 относится к чистому биодизелю (100% биодизеля). B5 и B20 представляют собой обычные коммерчески доступные смеси, содержащие 5% биодизеля / 95% обычного дизельного топлива и 20% биодизеля / 80% традиционного дизельного топлива соответственно. Биодизель любой смеси или чистой формы является законным для использования во всех дорожных и внедорожных применениях. Тем не менее, большинство двигателей не сертифицированы для B100, и есть некоторые противоречия по поводу долгосрочных последствий устойчивого использования чистого биодизеля.
Биодизельимеет более высокую цетановую характеристику, чем обычное дизельное топливо, значительно более низкие выбросы углеводородов и твердых частиц, но за счет немного более низкого содержания энергии (предполагаемое влияние на производительность минимально) и более высоких выбросов NOx. Во многих случаях биодизель также дешевле, чем обычный дизель. Кроме того, биодизель особенно чувствителен к гелеобразованию в холодную погоду, хотя этот эффект имеет первостепенное значение в чистом виде. Более низкие выбросы твердых частиц (выхлопная сажа) при использовании биодизеля приводят к меньшему количеству циклов регенерации в применениях, оборудованных DPF.Если вы решите запустить B100 в вашем дизеле, рекомендуется заменить топливный фильтр (и) после запуска первого бака, так как биодизельное топливо может удалить отложения, оставшиеся от нефтяного дизеля.
Биодизель (B100) | Нефтяной дизель |
Низкий уровень выбросов парниковых газов и твердых частиц | Высокое содержание энергии, лучшая производительность и экономия топлива |
очищенный от возобновляемых ресурсов | Высокая устойчивость к гелеобразованию в холодную погоду |
Часто дешевле, чем обычный дизель | Сейф для всех топливных систем |
топлива: США
дизельного топлива марок
Исторически качество автомобильного топлива в США определялось стандартами ASTM . Дизельное топливо соответствует стандарту ASTM D975.
С 2004 года стандарт D975 охватывает семь марок дизельного топлива, таблица 1. Более тяжелые мазуты 5 и 6 классов (остаточные), которые используются в основном для целей отопления, описаны в стандарте ASTM D396.
Марка | Описание | Макс Сера |
---|---|---|
№1-D S15 | Специальное легкое среднедистиллятное топливо для использования в дизельных двигателях с частыми и широко варьирующимися скоростями и нагрузками или при возникновении аномально низких рабочих температур. Более высокая летучесть, чем у топлива № 2-D. | 15 промилле |
№ 1-D S500 | 500 ppm | |
№ 1-D S5000 | 5000 промилле | |
№ 2-D S15 | Универсальное среднедистиллятное топливо для использования в дизельных двигателях, особенно в применениях с относительно высокими нагрузками и одинаковыми скоростями, или в дизельных двигателях, не требующих топлива с более высокой летучестью или другими свойствами, указанными в Оценка №1-D топлива. | 15 промилле |
№ 2-D S500 | 500 ppm | |
№ 2-D S5000 | 5000 ppm | |
№ 4-D | Тяжелое дистиллятное топливо или смесь дистиллята и остаточного масла для низко- и среднескоростных дизельных двигателей в применениях, в которых используются преимущественно постоянные скорость и нагрузка. |
Обозначение Sxxx впервые было принято в издании стандарта D975-04 для различения сортов по содержанию серы.Марки S5000 соответствуют «обычным» маркам серы, предыдущим № 1-D и № 2-D. Оценки S500 соответствуют предыдущим оценкам «Низкая сера» (D975-03). Сорта S15 обычно называют «Сверхнизким содержанием серы» или ULSD.
Стандарт ASTM (D2069) когда-то существовал для судового дизельного топлива, но был отменен. Технически это было эквивалентно ISO 8217. Хотя некоторые судовые дизельные двигатели используют дистиллят № 2, D2069 охватывал четыре вида судового дистиллятного топлива: DMX, DMA, DMB и DMC и остаточное топливо (см. Также спецификации ISO для судового топлива):
- DMX — это специальный легкий дистиллят, предназначенный главным образом для использования в аварийных двигателях.
- DMA (также называемый морской газойль, MGO) — морской дистиллят общего назначения, в котором не должно быть следов остаточного топлива. Топливо DMX и DMA в основном используется в судовых двигателях категории 1 (<5 литров на цилиндр).
- DMB (судовое дизельное топливо, MDO) может содержать следы остаточного топлива, в котором может быть много серы. Это загрязнение остаточным топливом обычно происходит в процессе распределения, когда используются те же средства подачи (например, трубопроводы, резервуары подачи), которые используются для остаточного топлива.ДМБ образуется, когда таким образом топливо, такое как ДМА, подается на судно. DMB обычно используется для двигателей категории 2 (5-30 литров на цилиндр) и категории 3 (≥ 30 литров на цилиндр).
- DMC — это марка, которая может содержать остаточное топливо и часто представляет собой смесь остаточного топлива. Он похож на № 4-D и может использоваться в судовых дизельных двигателях категории 2 и 3.
- Остаточное (не дистиллятное) топливо обозначается префиксом RM (например, RMA, RMB и т. Д.). Эти виды топлива также идентифицируются по их номинальной вязкости (например,г., RMA10, RMG35 и т. д.).
В связи с растущим значением альтернативных дизельных топлив были также разработаны стандарты для биодизельного топлива и его смесей.
,Более легкие сорта мазута содержат много тех же компонентов смеси, что и сорта дизельного топлива. Более тяжелые топливные масла, такие как 5 и 6, содержат вакуумные газойли и остаточные фракции.[Pg.54]
Качество топлива основано главным образом на вязкости топлива и предполагаемом применении. Существуют как дизельное топливо, так и марки мазута. Марки дизельного топлива и их предполагаемое применение изложены в ТАБЛИЦЕ 3-12. [Стр.56]
ТАБЛИЦА 3-12. ASTM D-975 Марки и применение дизельного топлива … [Pg.57]
Различные жидкости имеют разные температуры вспышки, поэтому для хранения на рабочих площадках могут использоваться разные контейнеры. Например, обычные сорта дизельного топлива имеют температуру вспышки ниже 140 ° F.Это сделает их легковоспламеняющимися жидкостями, и они должны храниться в безопасных банках или в контейнерах, утвержденных Министерством транспорта (DOT). Некоторые сорта керосина имеют температуру вспышки выше 140 ° F и не нуждаются в хранении в безопасных банках или контейнерах, утвержденных DOT. [Pg.351]
Технические характеристики и методы испытаний для дизельного топлива (нормальные и тяжелые холодные классы) (из стандарта NF EN 590 см. Информационные документы AFNOR M15-007 и M15-022). [Pg.302]
Кинематическая вязкость дизельного топлива измеряется по стандарту ASTM D445 и указывается в единицах мм / с при 40 ° C.Желаемая вязкость зависит от качества топлива и варьируется от минимум 1,3 мм / с для 1-D до максимум 24 мм / с для 4-D. [Стр.192] Технические характеристики
ASTM для различных марок дизельного топлива приведены в Таблице 11. [Стр.193]
Жидкое топливо для наземных газовых турбин лучше всего определяется сегодня спецификацией ASTM D2880. В таблице 4 приведены подробные требования к пяти классам, которые охватывают диапазон летучести от нафты до остаточного топлива. Сорта отличаются в основном по основным свойствам, связанным с летучестью, например, дистилляция, температура вспышки и плотность №.1 GT и № 2 GT соответствуют аналогичным свойствам керосина и дизельного топлива соответственно. Эти свойства не ограничиваются топливом № 0 GT, которое допускает использование нафты и дистиллятов с широкими фракциями. Для более тяжелых видов топлива. № 3 GT и № 4 GT, свойства, которые должны быть ограничены, являются вязкость и следы металлов. [Pg.409]
Это условие имеет значение только тогда, когда оборудование работает при отрицательных температурах окружающей среды. Поскольку дизельное топливо, извлеченное из сырой нефти, содержит некоторое количество парафинового воска, при некоторых низких температурах окружающей среды этот парафин будет осаждаться и создавать кристаллы воска в топливе.Это может привести к засорению топливных фильтров, что приведет к тяжелому состоянию или отсутствию запуска. Любая влага в топливе также может образовывать ледяные кристаллы. Температура помутнения для различных марок дизельного топлива и других видов топлива должна быть как минимум на 12 ° C (21,6 ° F) ниже температуры окружающей среды. В случаях, когда точка помутнения становится проблемой, используются топливный водоотделитель и нагреватель. [Pg.340]
Превращение гетероциклических ароматических соединений или других ароматических компонентов топлива в парафины путем гидрообработки может помочь увеличить цетановое число дизельного топлива.Топливные парафины имеют значительно более высокие значения цетанового числа, чем топливные ароматические углеводороды. По этой причине цетановое число дизельного топлива со сверхнизким содержанием серы обычно будет на одно-пять чисел выше, чем у топлива с более высоким содержанием серы. [Стр.55]
Сорта 1-D и 2-D чаще всего используются в грузовых, железнодорожных и некоторых стационарных двигателях. Топливо сорта № 4-D используется в судовых и некоторых промышленных дизельных двигателях. Марки мазута и их предполагаемое применение указаны в ТАБЛИЦЕ 3-13. Федеральные классификации дизельного топлива приведены в ТАБЛИЦЕ 3-14.[Pg.57]
Арктическое дизельное топливо рекомендовано для использования в средах с температурой ниже -25,6 ° F (-32 ° C). Он предназначен для использования в высокоскоростных дизельных двигателях автомобильного типа, отопительных котлах с горелкой и в авиационных турбинных двигателях. Он не предназначен для использования в тихоходных стационарных двигателях. [Pg.58]
Морской газойль (MGO) класса DMA Класс DMA смешан с прямогонными и крекированными газойлями. Это топливо иногда идентично 2 дизельным топливам и используется в высокоскоростных двигателях.[Стр.62]
Мазут № I также является дизельным топливом высокого качества и должен конкурировать с его использованием для этой цели. Кроме того, он также является отличным крекингом и поэтому конкурирует с бензином. Вопрос о том, насколько популярным он останется, является, следовательно, полностью экономическим, и, безусловно, горелка, способная справиться со всеми качествами № 2, обладает явным экономическим преимуществом по сравнению с требованием № 1. В 1950 году мазут № 1 представлял 16 % от общего объема продаж мазута на внутреннем рынке.[Pg.251]
,
% PDF-1.6 % 1336 0 объектов> endobj Xref 1336 85 0000000016 00000 n 0000005591 00000 n 0000005760 00000 n 0000005889 00000 n 0000006953 00000 n 0000007098 00000 n 0000007241 00000 n 0000007353 00000 n 0000007540 00000 n 0000007654 00000 n 0000010748 00000 n 0000010930 00000 n 0000013738 00000 n 0000013880 00000 n 0000034189 00000 n 0000036637 00000 n 0000037913 00000 n 0000040629 00000 n 0000042210 00000 n 0000045356 00000 n 0000064392 00000 n 0000064518 00000 n 0000064642 00000 n 0000067392 00000 n 0000070008 00000 n 0000088527 00000 n 0000108520 00000 n 0000109787 00000 n 0000112378 00000 n 0000113958 00000 n 0000116402 00000 n 0000119121 00000 n 0000119247 00000 n 0000119504 00000 n 0000119868 00000 n 0000119933 00000 n 0000122966 00000 n 0000123270 00000 n 0000123566 00000 n 0000123863 00000 n 0000124166 00000 n 0000124466 00000 n 0000126820 00000 n 0000126896 00000 n 0000126972 00000 n 0000127048 00000 n 0000127077 00000 n 0000127153 00000 n 0000127572 00000 n 0000129365 00000 n 0000129625 00000 n 0000129654 00000 n 0000129914 00000 n 0000130196 00000 n 0000130266 00000 n 0000130496 00000 n 0000130579 00000 n 0000130635 00000 n 0000133297 00000 n 0000133560 00000 n 0000133630 00000 n 0000133988 00000 n 0000135278 00000 n 0000135541 00000 n 0000135611 00000 n 0000135850 00000 n 0000136975 00000 n 0000140741 00000 n 0000140811 00000 n 0000140887 00000 n 0000331432 00000 n 0000331460 00000 n 0000331941 00000 n 0000331969 00000 n 0000332534 00000 n 0000332562 00000 n 0000332975 00000 n 0000333003 00000 n 0000336548 00000 n 0000361099 00000 n 0000385650 00000 n 0000407889 00000 n 0000412067 00000 n 0000005391 00000 n 0000001996 00000 n прицеп ] >> startxref 0 %% EOF 1420 0 объект> поток хЙ {te3ICK4UPwKA «$ (R \ ($ iҖ & Lk & I’ȣ | EE qz | LIsw ~
.