Таблица классификации моторных масел по API
Группа масел |
Рекомендуемая область применения | Год выпуска aвтомобиля | Приминение |
Для бензиновых двигателей — классы масел по шкале S |
|||
SN | Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API в ограничении содержания фосфора для совместимости с современными системами нейтрализации выхлопных газов, а также комплексное энергосбережение. То есть, масла, классифицируемые по API SN, будут приблизительно соответствовать АСЕА С2, С3, С4, без поправки на высокотемпературную вязкость. |
С 1 октября 2010 г. | Действующие |
SM | Для всех автомобилей находящихся в настоящее время в эксплуатации. Обладают улучшенными свойствами против окисления, формирования отложений, защиты от износа и эксплуатации при низких температурах. ![]() |
C 30 ноября 2004 г. | Действующие |
SL | Для автомобилей 2004 года или раньше. Отличаются стабильностью энергосберегающих свойств, пониженной летучестью, удлиненными интервалами замены. |
с 2001 | Действующие |
SJ | Масла данной категории предназначены для всех используемых в настоящее время бензиновых двигателей и полностью заменяют масла всех существовавших ранее категорий в более старых моделях двигателей. Возможность сертификации по категории энергосбережения API SJ/EC. |
с 1996 | Действующие |
SH | Высокофорсированные перспективные автомобили с высоким турбонаддувом. Этот класс был разработан, как заменитель класса SG, для улучшения антинагарных, противоокислительных, антиизносных свойств масел и повышенной защиты от коррозии. ![]() |
c 1993 | Условно Действующие |
SG | Высокофорсированные двигатели с турбонаддувом. Удовлетворяют требованиям, выдвигаемым к маслам для дизельных двигателей категории API CC и API CD. Имеют более высокую термическую и противоокислительную стабильность, улучшенные противоизносные свойства, уменьшенную склонность к образованию отложений и шлама. Масла API SG заменяют масла категорий API SF, SE, API SF/CC и API SE/CC. | 1989- 1993 | Устаревшее |
SF | Двигатели, работающие в тяжелых условиях на неэтилированном бензине, высокофорсированные, без турбонаддува. Они имеют более эффективные, чем предыдущие категории, противоокислительные, противоизносные, антикоррозийные свойства и обладают меньшей склонностью к образованию высоко- и низкотемпературных отложений и шлака. ![]() |
1981- 1988 | Устаревшее |
SE | Высокофорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. |
1972- 1980 | Устаревшее |
SD | Среднефорсированные двигатели, работающие в тяжелых условиях. |
1968- 1971 | Устаревшее |
SC | Двигатели, работающие с повышенными нагрузками. |
1964- 1967 | Устаревшее |
SB | Двигатели, работающие при умеренных нагрузках, используется только по требованию производителя. |
— | Устаревшее |
SA | Двигатели, работающие в легких условиях, используется только по требованию производителя. |
— | Устаревшее |
Для дизельных двигателей — классы масел по шкале С |
|||
CJ-4 | Для быстроходных 4-тактных двигателей, допускают использование топлива с содержанием серы до 0,05% от массы. ![]() | с 2006 | Действующие |
CI-4 | Для высокоскоростных 4-тактных двигателей, с рециркуляцией выхлопных газов, для использования с топливами до 0,5% серы. Замещает CD, CE, CF-4, CG-4 и GH-4. |
с 2002 | Действующие |
CH-4 | Для высокоскоростных, 4-тактных двигателей. Для применения в двигателях, использующих топливо с содержанием серы до 0,5% от массы. Заменяют масла категорий CD, CE, CF-4 и CG-4. |
с 1998 | Действующие |
CG-4 | Для высоконагруженных, высокоскоростных, 4-тактных дизельных двигателей грузовых автомобилей магистрального типа, использующих топливо с содержанием серы менее 0,05% от массы. ![]() |
с 1995 | Действующие |
CF-4 | Для высокоскоростных мощных 4-тактных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, устанавливаемых на мощных магистральных тягачах. Обладают меньшим расходом на угар и меньшей склонностью к нагарообразованию на поршнях. Можно применять вместо CD и CE масел. |
с 1990 | Действующие |
CF-2 | Улучшенные характеристики, используется вместо CD-ll для двухтактных двигателей. Эффективно подавляют износ цилиндров и залегание (закоксование) поршневых колец. | с 1994 | Действующие |
CF | Для внедорожной техники, двигателей с распределенным впрыском, включая двигатели, работающие на топливе с содержанием серы более 0,5% от массы. ![]() |
с 1994 | Действующие |
CE | Для форсированных и мощных дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, работающих как при малых, так и при больших оборотах и нагрузках. Заменяет масла категории CC и CD в более старых двигателях. |
с 1987 | Устаревшее |
CD | Для дизельных двигателей с турбонаддувом и без него, для которых требуется эффективный контроль за накоплением продуктов износа. Содержат присадки предотвращающие образование высокотемпературных отложений и предохраняющие подшипники от коррозии. Соответствует требованиям MIL-L-2104C/D. |
с 1955 | Устаревшее |
CC | Высокофорсированные двигатели (в том числе с умеренным наддувом), работающие в тяжелых условиях. Масла для дизельных двигателей без наддува. ![]() |
с 1961 | Устаревшее |
CB | Среднефорсированные двигатели без наддува, работающие при повышенных нагрузках на сернистом топливе. |
1949- 1960 |
Устаревшее |
CА | Двигатели, работающие при умеренных нагрузках на малосернистом топливе. |
1940- 1950 | Устаревшее |
Для двухтактных двигателей — классы масел по шкале Т |
|||
TA | Двухтактные двигатели мопедов, газонокосилок и соответствующих машин. |
||
TB | Маломощные мотоциклы, мотороллеры. ![]() |
||
TC | Смазка для двухтактных двигателей, работающих на суше, также тогда, когда требуется класс API-TA и API-TB. |
||
TD | Смазка для двухтактных подвесных лодочных моторов. |
Новые классификации масел по API, ACEA, ILSAC
Стандарты и промышленные организации, такие как Американский институт нефти (American Petroleum Institute, API), Европейская ассоциация производителей автомобилей (Association des Constructeurs Européens d’Automobiles, ACEA), Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automotive Standards Organization, JASO) и Общество инженеров автомобильной промышленности (Society of Automotive Engineers, SAE), устанавливают специальные нормы для смазочных материалов. Каждая норма определяет технические требования, физические свойства (такие как вязкость), результаты испытаний двигателя и другие критерии для составления смазочных материалов и масел.
Новая классификация масел API
API SP
Введен в мае 2020 года. Появление спецификации API SP сопровождается ужесточением требований к свойствам масел по сравнению с API SN.
Поэтому для подтверждения соответствия этому стандарту моторное масло должно пройти целый ряд испытаний:
- низкотемпературная фильтруемость,
- улучшенная высокотемпературная защита от отложений для поршней и турбокомпрессоров,
- более строгий контроль лако- и шламообразования,
- запас антикоррозионный свойств для совместимости в биотопливом Е85.
Сегодня список испытаний расширился введением совершенно новых видов тестов. Наряду с уже известными ранее тестами на LSPI (Sequence IX) и защиту от образования отложений (Sequence IIIH), добавились еще два – тест на износ цепи двигателей с непосредственным впрыском (Sequence X) и системы ГРМ (Sequence IVB).
API SP ориентирована на сохранение ресурса двигателей и продления срока их службы, а также топливную экономию.
Масла API SP превосходят масла категорий API SN и API SN+ по следующим критериям:
- Защита от износа цепи ГРМ;
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Защита от неконтролируемого преждевременного воспламенения топливовоздушной смеси (LSPI, Low Speed Pre-Ignition).
API CK-4
Класс для дизельных двигателей введен с декабря 2016 г.
Новый стандарт полностью основан на предыдущем CJ-4, при этом было добавлено два новых моторных теста, на аэрацию и окисление, и ужесточен один лабораторный.
Категория CK-4 описывает масла для использования в высокоскоростных четырехтактных дизельных двигателей соответствующих стандартам снижения токсичности выброса 2017 года на магистральных дорогах и Tier 4 для внедорожной техники, а также для предыдущей моделей дизельных двигателей. Эти масла разработаны для использования во всех приложениях с дизельным топливам с содержанием серы до 500 ppm. (0,05% по весу). Тем не менее, использование этих масел с при работе на дизельном топливе, содержащем более 15 ppm (0,0015% по массе) серы топлива может повлиять на долговечность выхлопной системы доочистки и / или интервал замены масла.
Масла API CK-4 превосходят масло категории API CJ-4 по следующим критериям:
- Защита от полировки гильзы цилиндра;
- Совместимость с сажевыми фильтрами;
- Защита от коррозии;
- Предотвращение загущения от окисления;
- Защита от высокотемпературных отложений;
- Защита от воздействия сажи;
- Противоизносные свойства.
API FA-4
Категория FA-4 предназначены для дизельных моторных масел вязкости SAE xW-30 и HTHS от 2,9 до 3,2 сП.
Такие масла разработаны специально для использования в высокоскоростных четырехцилиндровых двигателях, имеют хорошую совместимость с каталитическими нейтрализаторами, сажевыми фильтрами. Предназначены для новых двигателей с конца 2016 года.
Допустимое содержание серы в топливе не более 15 ppm.
Стандарт API FA-4 не является обратно совместимым с предыдущими спецификациями API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4, и CH-4 из-за более низкой вязкости HTHS.
Масла по API FA-4 не рекомендуется для использования с топливом, содержащем более 15 ppm серы
API GL-6
Масла GL-6 создавались уже не только с учетом повышения рабочих свойств, но и с большой долей влияния экологических стандартов. Хорошо справляются с экстремальными нагрузками в гипоидных зацеплениях. Имеют увеличенный ресурс. Способны переносить более высокие рабочие температуры.
Гипоидные передачи с увеличенным смещением, эксплуатируемые при больших скоростях, крутящих моментах и ударных нагрузках. Обязательны в большом количестве вещества с серой и фосфором, предупреждающие образование задиров, их число превышает таковое в GL-5.
В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования.
API МТ-1 и PG-2
Существует два дополнительных класса по API, которые менее распространены ввиду ограниченной сферы применения.
MT-1
- Масла для высоконагруженных агрегатов.
- Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
- Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
PG-2
- Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
- Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.
Новая классификация масел ACEA
Классификация моторных масел ACEA в апреле 2021 претерпела некоторые изменения. В новых спецификациях отдельное внимание уделяется оценке склонности смазочных материалов оставлять отложения в турбодвигателях и противостоять преждевременному воспламенению LSPI.
ACEA A7/B7
Стабильные моторные масла, неизменно сохраняющие рабочие свойства на протяжении всего срока службы. Предназначены для использования в двигателях легковых и легких грузовых автомобилей, оснащенных непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом с увеличенными интервалами обслуживания.
Схожи с маслами A5/B5, дополнительно обеспечивают защиту от малоскоростного предварительного зажигания (LSPI), износа и отложений в турбокомпрессоре.
Масла стандарта ACEA A7/B7 не подходят для использования в некоторых двигателях.
КЛАСС АСЕА | HTHS (КП) | СУЛЬФАТ ЗОЛЫ (%) | СОДЕРЖАНИЕ ФОСФОРА (%) |
А1/В1 | |||
А3/В3 | >3,5 | 0,9-1,5 | |
А3/В4 | ≥3,5 | 1,0-1,6 | ≥10 |
А5/В5 | 2,9-3,5 | ⩽1,6 | ≥8 |
А7/В7 | ≥2,9 ≤3,5 | ⩽1,6 | ≥6 |

ACEA C5
Новая категория, введенная в 2016 году. HTHS не менее 2,6 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%
Стабильные, малозольные (Low Saps) масла для улучшенной экономии топлива. Предназначены для современных бензиновых и дизельных двигателей, сконструированных под использование низковязких масел с HTHS не более 2.6 mPa*s.
Масла ACEA C5 имеют пониженную вязкость HTHS*1 ≥ 2,6 и ≤2,9 мПа*с. Вязкость масла SAE 0W-20 или 5W-20.
ACEA C6
Масла, схожие с C5. Обеспечивают дополнительную защиту от LSPI и отложений в турбокомпрессоре (TCCD).
Класс ACEA | HTHS (сП) | Зола сульфатная (%) | Содержание фосфора (%) | Содержание серы | Щелочное число |
---|---|---|---|---|---|
С1 | ≥ 2,9 | ⩽0.5 | ⩽0.05 | ⩽0.2 | |
С2 | ≥ 2,9 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | |
С3 | ≥ 3,5 | ⩽0.![]() | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | ≥6.0 |
C4 | ≥ 3,5 | ⩽0.5 | ⩽0.09 | ⩽0.2 | ≥6.0 |
C5 | ≥ 2,6 | ⩽0.8 | 0.07-0.09 | ⩽0.3 | ≥6.0 |
C6 | ≥2.6 to ≤2.9 | ≤0.8 | ≥0.07 to ≤0.09 | ≤0.3 | ≥4.0 |
ACEA E8
C 2022 года заменяет категорию ACEA E6. Масла стандарта ACEA E8 производятся по технологии Low SAPS, т.е относятся к малозольным UHPD маслам с HTHS≥ 3,5 мПа•с. Новая спецификация направлена, прежде всего, на снижение вредных выбросов и повышение топливного КПД.
Стабильное масло с постоянными свойствами, обеспечивающее превосходный контроль чистоты поршней, износа, обработки сажи и стабильности смазки. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI и работающих в очень тяжелых условиях, например, со значительно увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителя. Оно подходит для двигателей с рециркуляцией отработавших газов, с фильтрами твердых частиц или без них, а также для двигателей, оснащенных системами снижения выбросов NOx SCR. Качество Е8 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и предназначено для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы.
Характеристики ACEA E8:
- UHPD (Ultra High Performance Diesel)
- Малозольные масла Low SAPS
- DPF (дизельный сажевый фильтр)
- HTHS≥ 3,5 мПа•с
ACEA E11
C 2022 года заменяет категорию ACEA E9. Масла класса ACEA E11 относятся среднезольным SHPD моторным маслам с высоким HTHS ≥ 3,5 мПа·с.
Стандарт ACEA E11 описывает стабильное масло, обеспечивающее эффективный контроль чистоты поршня и полировки канала цилиндров. Кроме того, оно обеспечивает превосходный контроль износа, работу с сажей и стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высокофорсированных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI, работающих в тяжелых условиях, например, с увеличенными интервалами замены масла в соответствии с рекомендациями производителя. Оно подходит для двигателей с сажевыми фильтрами или без них, а также для большинства двигателей с рециркуляцией отработавших газов и для большинства двигателей, оснащенных системами снижения выбросов NOx SCR. E11 настоятельно рекомендуется для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами, и предназначен для использования в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы.
Характеристики ACEA E11:
- SHPD (Super High Performance Diesel)
- Среднезольные масла Mid SAPS
- DPF(дизельный сажевый фильтр)
- HTHS ≥ 3,5 мПа·с
Новая классификация масел ILSAC
ILSAC GF-6
Ввод данной категории произошел в результате просьб производителей о дополнении к API SN для обеспечения адекватной защиты существующих двигателей от LSPI. Правила были введены одновременно с API SP, так как основной их задачей является защита компонентов современного бензинового двигателя от пагубного воздействия раннего зажигания на низких оборотах.
Стандарт введен 1 мая 2020 года и включает себя следующие улучшения:
- экономия топлива;
- сохранение экономии топлива;
- сохранение ресурса двигателя;
- защита от LSPI.
Масла ILSAC GF-6 превосходят масла категорий ILSAC GF-5 по следующим критериям:
- Чистота поршня (Seq III)
- Контроль окисления (Seq III)
- Защита кулачка от износа (Seq IV)
- Защита двигателя от отложений (Seq V)
- Экономия топлива (Seq VI)
- Защита от коррозионного износа (Seq VIII)
- Предварительное зажигание на низкой скорости (Seq IX)
- Защита от износа цепи привода ГРМ (Seq X)
- Действует ограничение на содержание фосфора до 0,08%.
Стандарт ILSAC GF-6 подразделяется на две подкатегории.
ILSAC GF-6A
Соответствует категории API SP Resource Concerving, даёт потребителю все её преимущества, но распространяется на всесезонные масла классов вязкостей SAE: 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30 и 10W-30. Обратно совместима.
ILSAC GF-6B
Распространяется только на моторные масла класса вязкости SAE 0W-16, 0W-12 и не имеет обратной совместимости с маслами предыдущих категорий API и ILSAC. Для этой категории был введен специальный сертификационный знак – “Щит”.
Масло по классификации ILSAC GF-5 можно использовать, если рекомендовано масло всех низших категорий – GF-4, GF-3, GF-2 и даже GF-1. А вот масло API SP ILSAC GF-6 можно заливать только вместо категории GF-5.
Информация данного раздела частично заимствована с сайтов: liquimoly.ru, b2b.alfahimgroup.ru, www.oil-club.ru.
Классы вязкости по SAE – таблица вязкости и график вязкости :: Anton Paar Wiki
Для моторных и трансмиссионных масел по стандартам SAE J 300 и J 306 Автомобильные инженеры (SAE). Масла можно разделить на всесезонные масла и моносезонные масла. Всесезонные масла должны соответствовать двум спецификациям вязкости, их класс вязкости состоит из двух цифр, например 10W-40: 10W относится к низкотемпературной вязкости («Зима»), 40 относится к высокотемпературной вязкости («Лето»). В настоящее время большинство автомобильных моторных масел являются всесезонными маслами, а масла для ограниченного использования, т.е. для сезонно используемых двигателей, таких как газонокосилки, часто бывают сезонными маслами. В то время как два числа определяют класс вязкости по SAE, индекс вязкости показывает изменение вязкости в зависимости от температуры.
На этой странице представлен обзор спецификаций масел, см. также данные измерений моторных и трансмиссионных масел в широком диапазоне температур.
Таблицы вязкости – данные измерений
Автомобильные смазочные материалы Классы вязкости: моторные масла – SAE J 300, декабрь 1999 г. согласно ASTM D445, где альтернативный метод согласно ASTM D7042 дает сравнимые результаты.
Класс вязкости по SAE [°C] | Мин. Вязкость [мм²/с] при 100 °C | Макс.![]() | Вязкость при высокой скорости сдвига [мПа·с] при 150 °C |
---|---|---|---|
0 Вт | 3,8 | — | — |
5 Вт | 3,8 | — | — |
10 Вт | 4.![]() | — | — |
15 Вт | 5.6 | — | — |
20 Вт | 5.6 | — | — |
25 Вт | 9.![]() | — | — |
20 | 5.6 | <9,3 | 2,6 |
30 | 9.3 | <12,5 | 2,9 |
40 | 12,5 | <16,3 | 2,9 * |
40 | 12,5 | <16,3 | 3,7 ** |
50 | 16,3 | <21,9 | 3,7 |
60 | 21,9 | <26,1 | 3,7 |
* Классы 0W-40, 5W-40 и 10W-40
** Классы 15W-40, 20W-40, 25W-40 и 40 температуры в зависимости от класса вязкости масла — определяется по ASTM D5293 (симулятор холодного пуска). Процедура имитирует холодный пуск двигателя внутреннего сгорания.
Класс вязкости по SAE [°C] | Пусковая вязкость [мПа.с] макс. при темп. [°С] | Перекачиваемая вязкость [мПа.с] макс. при темп. [°С] |
---|---|---|
0 Вт | 6200 при -35 | 60 000 при -40 |
5 Вт | 6600 при -30 | 60 000 при -35 |
10 Вт | 7000 при -25 | 60 000 при -30 |
15 Вт | 7000 при -20 | 60 000 при -25 |
20 Вт | 9500 при -15 | 60 000 при -20 |
25 Вт | 13 000 при -10 | 60 000 при -15 |
20 | — | — |
30 | — | — |
40 | — | — |
40 | — | — |
50 | — | — |
60 | — | — |
Автомобильные смазочные материалы Классы вязкости: Трансмиссионные масла – выдержка SAE J 306, 1998
Класс вязкости по SAE | Макс.![]() | Мин. Вязкость [мм²/с] при 100 °C (ASTM D445) | Макс. Вязкость [мм²/с] при 100 °C (ASTM D445) |
---|---|---|---|
70 Вт | -55 | 3,72 | — |
75 Вт | -40 | 4.![]() | — |
80 Вт | -26 | 5.29 | — |
85 Вт | -12 | 6,46 | — |
80 | — | 8.![]() | <11,0 |
85 | — | 10.15 | <13,5 |
90 | — | 13.13 | <18,5 |
110 | — | 17,4 | <24,0 |
140 | — | 23,74 | <32,5 |
190 | — | 33.![]() | <41,0 |
250 | — | 48,49 | — |
Ссылка
SAE J 300, SAE J 306
Метаинформация
Ссылка | САЭ Дж 300, САЭ Дж 306 |
---|---|
Кин. по отношению к | да |
Дин.![]() | нет |
Плотность | нет |
Несколько температур | нет |
Связанный | кинематическая вязкость, вязкость, моторное масло, трансмиссионное масло, смазка, смазочное масло, SAE J 300, SAE J 306, класс вязкости |
Классификация и свойства вязкости моторного масла SAE J300
Связанные ресурсы: смазка
Классификация и свойства моторных масел SAE J300 по вязкости
Жидкости Смазочные масла, проектирование и разработка пластичных смазок
Расчет и проектирование потоков жидкостей
Марки моторных масел SAE J300 Классификация и свойства вязкости двигателей
Таблица 1. SAE J300 (1999) Двигатель Марки масел – низкотемпературные
Технические характеристики
Марка | Динамическая вязкость (мПа • с) | |||
Пусковой | Температура | Насос | Температура | |
0W | 6 200 | –35 | 60 000 | –40 |
5 Вт | 6 600 | –30 | 60 000 | –35 |
10 Вт | 7 000 | –25 | 60 000 | –30 |
15 Вт | 7 000 | –20 | 60 000 | –25 |
20 Вт | 9 500 | –15 | 60 000 | –20 |
25 Вт | 13 000 | –10 | 60 000 | –15 |
Таблица 2 Марки моторных масел SAE J300 (1999 г.