Индекс вязкости базовых масел и смазочных материалов с SVM 4001
Индекс вязкости базовых масел и смазочных материалов с SVM 4001Области применения
Нефтяная Индустрия
Жидкие топлива
Смазки
Сырая нефть
Топочный мазут
Энергия, генерирование электроэнергии
Базовые масла являются основным ингредиентом для разработки смазочных материалов. Смазочные материалы используются в различных отраслях промышленности и должны соответствовать множеству требований. Кинематическая вязкость и индекс вязкости — это самые важные параметры как для базовых масел, так и для смазочных материалов. Вискозиметр SVM 4001 Anton Paar является идеальным решением для измерения вязкости при двух температурах и расчета индекса вязкости.
1. Для чего измерять вязкость и определять индекс вязкости?
Кинематическая вязкость при 40 и 100 °C является входным параметром для расчета индекса вязкости (ИВ) в соответствии с ASTM D2270.
ИВ показывает влияние температуры на вязкость масла и является важным параметром, определяющим свойства смазочных материалов.
Низкий ИВ означает, что вязкость значительно изменяется при изменении температуры. Такое масло является высоковязким при низких температурах и достаточно жидким при высоких температурах.
Высокий ИВ означает обратное: вязкость изменяется лишь незначительно при изменении температуры в широком диапазоне температур.
Данный отчет описывает как измерять вязкость базовых масел и смазочных материалов за один ввод образца одновременно при температурах 40 и 100 °C. Индекс вязкости автоматически рассчитывается из этих данных.
2. Какой инструмент использовался?
Вискозиметр SVM 4001 — это лучшее решение для таких измерений. SVM 4001 оснащен двумя парами измерительных ячеек вязкости и плотности, которые заполняются за один ввод
образца. Температура нижней пары ячеек 40 °C, верхней 100 °C. Помимо измерения при этих двух температурах, измерение вязкости может также выполняться при других температурах в пределах диапазона измерений (например, при 50 °C и 80 °C), если это требуется. Программное обеспечение прибора вычисляет необходимые значения вязкости при 40 и 100 °C по полученным результатам в соответствии с ASTM D341 и автоматически рассчитывает индекс вязкости.
Встроенные ячейки плотности SVM 4001 измеряют плотность в соответствии с ASTM D4052 или ISO 12185 одновременно с измерением вязкости. Более того, вычисления плотности в градусах API в зависимости от температуры интегрированы в программное обеспечение прибора и могут выводиться на дисплей.
3. Какие образцы измерять?
Тестируются пять базовых масел, аттестованных по ASTM PTP и три готовых к применению коммерчески доступных смазочных масла.
Таблица 1: Тестируемые образцы
4. Измерение образцов
4.1 Параметры прибора
Измерения в соответствии с ASTM D7042.
- Метод: Вычисление индекса вязкости
- Режимы измерения: Повторение
- Класс точности: Точный
- Погрешность повторных показателей вязкости: 0.10 %
- Погрешность повторных показателей плотности: 0,0002 г/см³
- Автоматическое предварительное увлажнение: да
4.2 Калибровка
Используйте только прошедший калибровку прибор. Калибровка должна проводиться периодически с использованием сертифицированных эталонных стандартов. Согласно ASTM D7042, эталонные стандарты должны быть сертифицированы лабораторией, которая соответствует требованиям стандарта ISO/IEC 17025 или соответствующего национального стандарта. Диапазон значений стандартов вязкости должен быть в диапазоне измерений вискозиметра. Точность стандартов плотности должна быть не менее 0,0001 г/см3. Для каждого сертифицированного значения должна быть указана неопределенность (k = 2; 95% доверительный интервал). Используйте один или несколько стандартов в диапазоне вязкости вашего образца. При необходимости примените корректировку по калибровке для улучшения воспроизводимости. Для выполнения калибровки обратитесь к руководству по эксплуатации SVM X001.
4.3 Пробоподготовка
Гомогенизация образца поможет улучшить повторяемость измерений. Действуйте следующим образом: Отберите приблизительно 100 мл образца в стеклянный стакан, накройте его
лабораторной пленкой, чтобы избежать загрязнения, и перемешивайте образец на магнитной мешалке с низкой скоростью в течение приблизительно 5 мин.
4.4 Заполнение
Рекомендуется использовать одноразовые шприцы объемом 10 мл для заполнения образца. Никогда не используйте шприцы с резиновым уплотнением, так как резина химически не
устойчива, а также такие шприцы, как правило, способствуют образованию пузырьков газа. Убедитесь, что измерительные ячейки чистые, сухие и герметичные. Для начала залейте приблизительно 2,5 мл образца. После предварительного смачивания долейте не менее 1 мл или до тех пор, пока образец в шланге для отходов не освободится от пузырьков. Как правило, необходимо от 6 до 8 мл образца (включая предварительное смачивание и доливку), объем может варьироваться в зависимости от образца.
4.5 Очистка
4.5.1 Растворители
Бензин 100/140 (алифатический углеводородный растворитель, смесь в основном С7, С8, С9 Н-алканов с диапазоном кипения от 100 °C до 140 °C соответственно от 212 °F до 284 °F) является универсальным растворителем для очистки в широком диапазоне температур. Убедитесь, что температура кипения растворителя выше температуры измерения. В противном случае недостаточная очистка в верхней ячейке с высокой температурой может повлиять на результаты измерений. Требуемый объем растворителя обычно составляет от 9 до 12 мл на образец.
В любом случае, применяемый растворитель должен полностью высохнуть при температуре измерения. Если используется один растворитель, то он должен быть «химически чистым“ или «чистый для анализа». Если используются два растворителя, то только второй должен соответствовать этому параметру. Для некоторых образцов масла требуется применять ароматические растворители, такие как толуол или ксилол, поскольку такие образцы не (полностью) растворимы в бензине В таком случаев качестве первого используют ароматический, а в качестве второго, алифатический углеводородный растворитель. Избегайте использования ацетона и этанола, так как эти растворители начинают кипеть при температуре ниже температуры верхней ячейки.
4.5.2 Процесс очистки
- Нажмите кнопку очистки, чтобы открыть экран очистки. Используйте этот экран во время процедуры очистки.
- Удалите образец из ячеек (протолкните его воздухом с помощью шприца).
- Залейте приблизительно 3 мл растворителя с помощью шприца и оставьте шприц подключенным.
- Нажмите кнопку скорости двигателя, чтобы улучшить очистку в ячейках вязкости. Экран очистки покажет вязкость смеси растворителя и образца в ячейках. Значение плотности показывает правильно ли заполнены ячейки растворителем. Остановите мотор.
- Перемещайте плунжер шприца вниз и вверх, чтобы улучшить эффективность очистки и в ячейках плотности, и в ячейках вязкости.
- Включите воздушный насос на нескольких секунд, чтобы удалить смесь образец-растворитель.
- Повторяйте процедуру очистки пока значение вязкости отображаемые на экране очистки не совпадет с значением вязкости растворителя.
- Выполните заключительную промывку быстросохнущим растворителем, чтобы удалить все остатки.
- — Обратите внимание на экран очистки. Сушите измерительные ячейки до тех пор, пока значение очистки не станет зеленым и не останется устойчиво зеленым для обеих пар ячеек.
Дополнительную информацию см. в руководстве по эксплуатации SVM X001.
5 Результаты
Для всех образцов были проведены повторные измерения в соответствии с ASTM D7042. На основании достоверных результатов (n = 11) вычисляются среднее значение и стандартное отклонение, которые отображаются в таблицах ниже. Все образцы показали хорошую повторяемость, что подтверждается значениями стандартного отклонения.
5.1 Базовые масла
Полученные результаты сравнили с эталонными значениями ASTM PTP (программа проверки квалификации) определенными в соответствии с ASTM D445. Абсолютная погрешность между результатами SVM 4001 и результатами ASTM PTP находится в пределах погрешности измерения SVM ±0.35 %.
Таблица 2: Кинематическая вязкость базовых масел при 40 °C
100 °C:
Таблица 3: Кинематическая вязкость базовых масел при 100 °C
Индекс вязкости (ASTM D2270):
Таблица 4: Индекс вязкости базовых масел
Как правило, большинство базовых масел имеют довольно низкий ИВ, по сравнению с конечными продуктами. Чем больше изменяется вязкость от повышения температуры, тем ниже ИВ. Также существуют различия в зависимости от группы базовых масел, к которой оно относится. Например, BO1412 и BO1312 имеют схожие значения кинематической вязкости при 40 °C. При 100 °C, кинематическая вязкость BO1312 приблизительно на 9 % выше, чем вязкость BO1412. Масла показывают аналогичную зависимость от температуры. Но ИВ BO1312 примерно на 30 % выше, чем ИВ BO1412. Масло BO1412 может относиться к группам базовых масел I или II (ИВ от 80 до 120), а BO1312 к группам III или IV (ИВ > 120).
Рисунок 2: Кинематическая вязкость и ИВ базовых масел
5.2 Смазочные материалы
Результаты сравниваются с данными, приведенными в паспорте продукта. Эти значения заявленые компанией изготовителем и могут незначительно отличаться в зависимости от
партии масла. Как правило, паспортные значения получены путем измерений в соответствии с ASTM D445.
40 °C:
Таблица 5: Кинематическая вязкость смазочных материалов при 40 °C
100 °C:
Таблица 6: Кинематическая вязкость смазочных материалов при 100 °C
Индекс вязкости (ASTM D2270):
Таблица 7: Индекс вязкости смазочных материалов
Рисунок 3: Кинематическая вязкость и ИВ смазочных материалов
Готовые к применению смазочные материалы содержат различные присадки, которые идеально уравновешивают свойства материалов для их последующего применения. Присадки,
улучшающие ИВ (это в основном полимеры с различными температурными свойствами), являются основным ингредиентом готовых к применению смазочных материалов. Они
поддерживают изменение вязкости от температуры, настолько низким, насколько это необходимо, и поэтому смещают индекс вязкости, как показано на рис. 4.
Рисунок 4: Сравнение ИВ базовых и готовых к применению масел
Спецификации по SAE:
Автомобильные моторные масла, измеренные в соответствии с ASTM D7042, соответствуют спецификациям SAE J300, трансмиссионные масла-спецификациям SAE J306. В отношении жидкостей для автоматических коробок передач SAE J311 определяет несколько параметров, но в основном параметры жидкостей должны соответствовать спецификациям производителей (OEMs).
Требования спецификации SAE при 100 °C:
Таблица 8: Соответствие кинематической вязкости смазочных материалов требованиям спецификации SAE
6 Выводы
SVM 4001 идеально подходит для определения кинематической вязкости и расчета индекса вязкости. Пожалуйста, убедитесь, что оборудование и настройки соответствуют
настоящему отчету (см. раздел 4, ”измерение образцов”). Значения вязкости получены в соответствии с ASTM D7042. Результаты демонстрируют превосходную повторяемость и
находятся в пределах требований ASTM D445.
Рисунок 5: SVM 4001 — Лучшее решение для измерений индекса вязкости
Использованное в статье оборудование
Вискозиметры SVM™ X001
Ожидайте большего – добро пожаловать в новую эру вискозиметрии!
Таблица вязкости моторных масел. Классификация масел по SAE
Современное автомобилестроение предлагает пользователю широкий спектр моторных жидкостей. Пользователь зависимо от рабочих условий самостоятельно выбирает сезонную принадлежность. Однако, рабочие условия 60% автомобилей мира требуют заливки универсальной формулы, позволяющей работать независимо от времени года, температуры. Наша редакция собрала информацию, дающую ответ на вопрос, – что такое всесезонное моторное масло.
Ключевая роль масла
Важность наличия масла в двигателе сложно переоценить, поскольку на нее возложена самая ответственная задача – снизить трение поверхностей деталей. К сожалению, не все водители придают этому значение. Бывают и те, кто забывает про масло вообще и тогда, в конечном итоге, двигатель полностью выходит из строя из-за существенных повреждений.
Однако у моторного масла есть еще одно не менее важное свойство в зависимости от индекса вязкости. Дело в том, что благодаря масляной смазке заметно улучшается эффективность работы антифриза, а это предотвращает перегрев двигателя.
Во время работы двигателя в нем постоянно происходят механические и термические процессы, из-за которых он может подвергнуться перегреву. Благодаря циркуляции моторного масла, которое добирается до многих деталей, эффективным образом происходит отвод лишнего тепла от силовой установки. При этом оно распределяется между всеми поверхностями, к которым поступает.
Но, помимо отвода тепла и снижения трения, моторное масло собирает разный «мусор». В результате трения деталей образуется металлическая пыль, которая на некоторых моделях автомобилей выглядит как стружка. Циркулируя по двигателю, масло за счет своей вязкости, собирает эту пыль, которая потом оседает в фильтре.
Согласно таблице вязкости моторных масел, эффективность работы зависит от кинематической вязкости. Поэтому стоит подробнее изучить эту характеристику.
История появления
Перед изучением достоинств всесезонного масла, необходимо отследить историю появления продукта.
Первоисточник
Изначально появились низкосортные смазки летнего типа. Состав проявляет стойкость к температурному окислению, воспламенению. Характеристики гарантируют достаточную защиту силовой установки от перегрева, раннего износа.
По причине отсутствия присадочных компонентов, субстанция густеет или замерзает при заморозках от 0 до -5 градусов Цельсия.
Новые идеи и разработки
Обновленный состав включает депрессорные компоненты, повышающие текучесть лубриканта зимой. Благодаря добавкам удалось получить субстанцию, незамерзающую при показателях отрицательных температур до -40˚С. Однако эксплуатация средства летом существенно ограничена. Депрессоры негативно сочетаются с положительными температурами, что гарантирует снижение эффективности продукта во время подъема стрелки термометра более +7-10 ˚С.
Универсальные присадки
В период 1960 – 1980 рынок моторных жидкостей пополнился новым типом смазок. Свойства образовываются благодаря добавлению полимерных модификаторов вязкости. Присадки стабилизируют характеристики продукта, что расширяет перепад рабочих температур до 60 – 70 градусов Цельсия. Таким образом, формула работает при колебаниях от -40 до +40 ˚С.
Примечание! Конечный диапазон температур зависит от характеристик модификации формулы.
Что понимать под термином вязкость?
Все мы слышали, что масло обладает вязкостью, но что это конкретно, понимает далеко не каждый. Под данным определением можно считать основной показатель качества расходного материала. Иными словами, вязкость – это способность сохранять свои текучие свойства под воздействием перепадов температуры. То есть, от самых низких показателей в зимнее время до самых высоких значений летом, при максимальных нагрузках на двигатель.
При этом величина носит не постоянный, а временный характер и зависит от ряда факторов, в числе которых:
- конструкция двигателя;
- режим работы;
- степень износа деталей;
- температура окружающей среды.
Во всех странах мире без исключения введена единая классификация моторных масел – SAE J300, которая может быть представлена в виде таблицы вязкости моторных масел. Первые три буквы – это обозначение американского Общества Автомобильных Инженеров. На английском выглядит так: Society of Automotive Engineers.
Согласно этой системе, условные единицы, которыми маркируется та или иная марка, обозначают степень вязкости по SAE VG (Viscosity Grade). Стоит подробнее рассмотреть, как именно подразделяется расходный материал.
Опасность завышенной вязкости масла
При прогретом двигателе в случае завышенной вязкости масла на нормальных оборотах для двигателя опасности нет – температура в системе несколько повысится и вязкость упадет до нормы. В данном случае несоответствие параметров масла повлияет на рабочую температуру двигателя, которая все равно должна оставаться в пределах нормы. Но постоянная повышенная температура отрицательно скажется на его моторесурсе.
При резком увеличении оборотов вязкость не будет соответствовать температуре, при этом двигатель разогревается до значений, переходящих предельно допустимую норму. В итоге он работает при постоянно повышенной температуре, что быстро изнашивает его детали. Также падает и ресурс самого масла, которое быстрее окисляется и приходит в негодность.
Любое завышение вязкости нельзя ощутить в течение короткого промежутка времени. Результаты будут чувствоваться только через 100-150 тыс. км., причем доказать связь повышенной вязкости и снижение ресурса агрегата практически невозможно, поэтому даже официальные автосервисы не отслеживают соответствие показателей вязкости требованиям к конкретному двигателю. Тем более, сервисам выгодна поломка двигателя после окончания срока гарантии.
Кинематическая и динамическая вязкость
Существуют два понятия вязкости моторных масел:
- кинематическая;
- динамическая.
Кинематической вязкостью называется способность масла сохранять свою текучесть в условиях нормальной или высокой температуры. При этом, нормой считается 40°C, а повышенной – 100°C. Для измерения кинематической вязкости моторного масла применяют специальные единицы – сантистоксы.
У динамической или абсолютной вязкости нет никакой зависимости от плотности самого расходного материала. Здесь учитывается сила сопротивления двух слоев масла, расположенных на расстоянии сантиметра и движущихся со скоростью 1 см/с. Измерение проводится при помощи специального оборудования – ротационного вискозиметра. Аппарат способен воссоздавать работу моторного масла в условиях максимально приближенными к реальным.
Как определить сезонность масла
Для разделения лубрикантов по температурной принадлежности, американская ассоциация инженеров, разработала собственную классификацию. В 2020 году стандарт является общепринятым и 100% изготовителей моторных жидкостей руководствуются обозначениями организации.
Принадлежность изделия к все сезонной группе можно определить по маркировке SAE. Цифробуквенный код, показывает пороги температур, при которых можно использовать жидкость (SAE 5W30, 5W40 или 0W20). При этом кодировки цифр показывают критические отметки формулы, а буква «W» говорит о возможности зимнего применения. Сочетание отдельных частей кода в одной надписи и показывает на всесезонность смазки. Так, например, масло 0W20 имеет температурный диапазон от -35 до +20 градусов Цельсия.
Особенности классификации моторных масел
В зависимости от степени показателя текучести всего насчитывается 12 классов смазочных материалов. При этом все жидкости относятся к зимним и летним сортам (по 6 классов соответственно). Каждая маркировка имеет цифровое либо буквенно-цифровое обозначение (или индекс вязкости).
По большому счету, любое масло способно работать при любых условиях. Однако для показателей SAE важная роль отводится нижнему пределу температуры. У масел с приставкой W к индексу (от слова winter – зима) имеется максимально низкий температурный порог прокачиваемости. Это означает, что запуск двигателя зимой (в особенно морозных условиях) будет произведен безопасно.
Отдельной классификацией удостаиваются всесезонные моторные масла. По SAE они имеют двойное обозначение. То есть сначала указывается значение кинематической вязкости в ходе успешных испытаний при самой низкой,насколько это возможно, температуре. Второе значение, как уже можно понять, при самой максимальной.
Зимнее моторное масло
Некоторые производители в обозначении определенных масел используют букву W. Так сразу можно догадаться, что это зимнее моторное масло. Все шесть классов маркируются следующим образом:
- 0W;
- 5W;
- 10W;
- 15W;
- 20W;
- 25W.
При необходимости узнать, при какой отрицательной температуре успешно заведется автомобиль, следует от обозначения, стоящего перед буквой W, отнять 40. Например, интересует масло под с индексом SAE 10W. После легкого вычисления получаем искомое значение –30°C.
То есть специальной таблицей вязкости можно даже не пользоваться. Хотя для надежности не помешает удостовериться в правильном выборе.
О чем говорит
При знании уровня стабильности лубриканта, его основы, можно много сказать о внедренной технологии и качестве продукта.
Для существующих в 2020 году групп лубрикантов выведены допустимые пределы:
- минералка – 80-130;
- полусинтетика – 120-150;
- синтетика – более 160.
Обычно масла вписываются в коридор, однако благодаря применению специальных присадок, изготовитель может принудительно повысить значение.
Определить характеристики продукта можно только по этим двум параметрам. К примеру, синтетические масла с индексом, равным 170, спецификацией SAE 5W30. Изготавливаются из качественной основы с применением передовых присадок. Это означает, что во время перепадов температур от -25 до +30 градусов Цельсия, жидкость будет исправно выполнять свои функции.
У минеральных масел значение гораздо ниже, это значит, что жидкость более зависима от t°, не годится для нестабильного климата и агрессивной эксплуатации.
Летние масла
В классификации масел по SAE у летних расходных материалов в обозначении нет никаких букв, оно и понятно. И их классы в таблице выглядят уже так:
- 10.
- 20.
- 30.
- 40.
- 50.
- 60.
Чем больше индекс, тем выше показатель вязкости у масла. То есть, для жаркого климата оно имеет более густую консистенцию. По этой причине такие масла не допускается использовать при температуре окружающей среды менее 0°C. За счет своей вязкости они лучшим образом проявляют свои свойства лишь в летний зной.
Опасность низкой вязкости масла
Сейчас большинство производителей автомасел выпускают «энергосберегающие» разновидности с пониженным показателем высокотемпературной вязкости. Причем это свойство проявляется при температуре более 100оС, поэтому вязкость по SAE таких масел не отличается от обычных. Их отличие заключается в классах качества и допуске автопроизводителей. Так, масла с низкой вязкостью имеют следующие классы качества: ACEA A1/B1 и ACEA A5/B5.
Для таких материалов создают специальные двигатели, но в обычном силовом агрегате, не рассчитанном на низкую вязкость, применение подобных материалов опасно. При высокой температуре и оборотах пленка на трущихся деталях становится очень тонкой, эффективность смазки резко падает и появляется повышенный ее расход. При долгой эксплуатации в таких условиях двигатель может заклинить.
Занижать вязкость относительно требований производителя намного опаснее, чем завышать. Для этого при использовании материала в простом двигателе, нельзя заливать в него специальное масло, на котором прописан допуск только одного производителя, или классов ACEA A1/B1, ACEA A5/B5, если они не значатся в сервисной книге автомобиля.
Всесезонные моторные масла
Такие расходные материалы сочетают в себе все свойства зимних и летних масел. Поэтому имеют также совместное обозначение, разделенное тире. К примеру:
- 0w-50;
- 5w-30;
- 15w-40;
- 20w-30.
Использование иного обозначения для всесезонных масел не допускается (SAE 10w/40 либо SAE 10w/40).
Именно такой тип расходного материала получил наибольшее распространение среди большинства водителей, в силу особого класса вязкости моторного масла. Нет необходимости менять масло дважды за сезон. Однако всесезонное масло подходит лишь тем, кто проживает в средней полосе, где климат более благоприятен.
Что такое индекс вязкости?
Индекс вязкости – эмпирическое число, которое указывает на степень изменения вязкости масла при изменении температуры. Масла с высоким индексом вязкости проявляют меньшую зависимость вязкости от температуры, чем масла с низким индексом вязкости. Для повышения индекса вязкости проводят глубокую гидроочистку базовых масел или используют вязкостные присадки (маслорастворимые полимеры) или синтетические (полимерные) масла.
Индекс вязкости это расчетная величина, характеризующая вид зависимости кинематической вязкости масла от температуры. Как рассчитывают вязкость моторного масла? При расчете берутся два эталонных автомобильных масла ГОСТ, у которых при 100 С вязкость будет одинаковой, но одно очень сильно густеет при понижении температуры, а вязкость второго от температуры зависит слабо. Индекс вязкости первого эталона принимается равным нулю, второго – ста. Вязкостно-температурная характеристика испытуемого масла сравнивается с эталонными и по специальной формуле определяется его индекс вязкости. Чем он выше, тем лучше.
Вязкостно-температурная характеристика зависит от углеводородного состава базового масла, состава и процента добавки загущающих полимерных присадок. У базовых масел на основе парафиновых углеводородов индекс вязкости достаточно высокий, около 100. У масел на основе ароматических углеводородов существенно более низкий, около 30-40. У синтетических компонентов, например, полиальфаолефинов (ПАО) выше 150.
Вязкостно-температурная характеристика базового масла для двигателя определяет индекс вязкости и конечного продукта. У сезонных «минералок» индекс вязкости самый низкий: 80-90. У всесезонных загущенных «минералок» он повышается до 90-110. Высоко ценятся улучшенные «минералки» с частичным содержанием синтетических компонентов, в том числе гидрокрекингового происхождения, имеют вязкостно-температурную характеристику с индексом порядка 120-140.
А так называемые «полные синтетики» могут похвастаться индексом вязкости, доходящим до 170-180.
Величина этого параметра связана с первой цифрой спецификации масел по SAE (которая указывается перед W: 0W, 5W и т.д.). Чем она ниже, тем в соответствующем классе масел должен быть выше индекс вязкости.
Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE
Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99
Класс по SAE | Вязкость низкотемпературная | Вязкость высокотемпературная | |||
Проворачивание | Прокачиваемость | Вязкость, мм2/с при t=100°C | Min вязкость, мПа⋅с, при t=150°C и скорости сдвига 106 с-1 | ||
Max вязкость, мПа⋅с, при температуре, °C | Min | Max | |||
0 W | 6200 при -35°C | 60000 при -40°C | 3,8 | — | — |
5 W | 6600 при -30°C | 60000 при -35°C | 3,8 | — | — |
10 W | 7000 при -25°C | 60000 при -30°C | 4,1 | — | — |
15 W | 7000 при -20°C | 60000 при -25°C | 5,6 | — | — |
20 W | 9500 при — 15°C | 60000 при -20°C | 5,6 | — | — |
25 W | 13000 при -10°C | 60000 при -15°C | 9,3 | — | — |
20 | — | — | 5,6 | <9,3 | 2,6 |
30 | — | — | 9,3 | <12,6 | 2,9 |
40 | — | — | 12,6 | <16,3 | 2,9 (0W-40; 5W-40; 10W-40) |
40 | — | — | 12,6 | <16,3 | 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40) |
50 | — | — | 16,3 | <21,9 | 3,7 |
60 | — | — | 21,9 | 26,1 | 3,7 |
На что влияет неправильный выбор моторного масла?
Обычно производители автомобилей для каждого двигателя подбирают индивидуальные показатели текучести масла. Это позволяет увеличить КПД двигателя при минимальном его износе. Именно по этой причине стоит придерживаться рекомендаций автопроизводителя в отношении каждой конкретной модели. А советы знакомых и друзей, тем более посторонних лиц, коими являются работники СТО, лучше не воспринимать за истину.
Однако человеческому любопытству никогда не будет предела. Что же может произойти, если использовать «неподходящее» моторное масло? Тут возможно два исхода:
- Низкотемпературная вязкость. В сильные морозы такое масло имеет очень густую консистенцию, что затрудняет его подачу насосом в двигатель. У моторных масел с низкотемпературной вязкостью таких проблем нет (например – 5W). В результате какое-то время мотор после запуска будет работать «в сухую». И пока смазка все-таки доберется до трущихся деталей, они успеют перегреться и износиться.
- В жару ситуация будет складываться не лучшим образом. Моторное масло становится слишком жидким, а поэтому не способно задерживаться на деталях и создавать необходимую смазывающую прослойку. Первой жертвой такого масляного голодания, как правило, является распредвал.
В связи с этим, необходимо правильно выбирать масло для своего автомобиля во избежание серьезных последствий. Главное, чтобы вязкость соответствовала тем условиям, при которых эксплуатируется автомобиль.
Распространенные ошибки
К сожалению, не все водители предпочитают выбирать смазку согласно классификации масел по SAE. Среди них популярны две основные ошибки. Любители быстрой езды отказываются от стандартной смазки и отдают предпочтение спортивным сортам. Однако это верный способ довести двигатель своего автомобиля до «смертного одра». Это первая ошибка.
Другие придерживаются второго ошибочного мнения. Как считают владельцы старых автомобилей, на то время еще не было хорошего моторного масла, которое бы в полной мере удовлетворяло потребности «старушек». Большинство из них уже настроены на капитальный ремонт.
Это в корне неверно, поскольку на каждом этапе совершенствования технологий производства автомобилей, одновременно велись и разработки подходящего моторного масла. Два понятие (двигатель и масло) как бы являются одним целым, и разъединять их недопустимо.
К тому же, многие составы помимо нефтяной составляющей имели различные присадки синтетического происхождения. Поэтому стаж транспортного средства здесь не имеет значения.
Таблица кинематической вязкости Таблица жидкостей
Таблица кинематической вязкости Таблица жидкостей и калькулятор
Течение жидкости Содержание
Гидравлические и пневматические знания
Кинематическая вязкость Часто отношение плотности жидкости к ее абсолютной вязкости встречается при изучении вязкости и гидравлики, и ей присвоен термин «кинематическая вязкость» с символом V, где р — плотность. В метрической системе единицей кинематической вязкости является квадратный сантиметр в секунду или сток. Чаще используется сантистокс (одна сотая часть стока). Кинематическая вязкость жидкости может рассматриваться как сопротивление жидкости течению под действием собственного гравитационного напора.
ν = η/ρ
Units for Kinematic Viscosity:
ft 2 / s
mm 2 / s
m 2 / s
Fluid | Динамическая вязкость (Нс/м 2) | Кинематическая вязкость (м 2 /с) |
Вода | 1,00 x 10 -3 | 1,00 x 10 -6 |
Морская вода | 1,07 x 10 -3 | 1,04 x 10 -6 |
Меркурий | 1,56 x 10 -3 | 1,15 x 10 -7 |
Керосин | 1,92 x 10 -3 | 2,39 x 10 -4 |
Воздух | 1,80 x 10 -5 | 1,494 x 10 -5 |
Двуокись углерода | 1,48 x 10 -5 | 0,804 x 10 -5 |
В следующей таблице указаны значения средней кинематической вязкости для выбранных жидких сред. Данные, показанные желтым цветом , могут быть изменены для вызова выбранных переменных.
Связанные ресурсы:
Приложение уравнения кинематической вязкости
Перепад давления по длине трубы
Таблица характеристик жидкости, плотность, давление паров и кинематическая вязкость
Таблица коэффициентов Хазена-Вильямса
Падение давления воды Hazen-Williams
Калькулятор потери напора в трубе (уравнение Дарси-Вейсбака)
Преобразование:
|