Трещина в блоке цилиндров: симптомы, как обнаружить —
Любые неисправности элементов двигателя должны быть устранены незамедлительно, так как эксплуатация автомобиля в таком случае может привести к более серьезной поломке, для устранения которой потребуется проведение дорогостоящего капитального ремонта двигателя. Трещины в блоке цилиндров могут возникнуть в результате механического повреждения из-за удара, в ходе естественного износа материала или наличия брака.
Такую поломку можно смело назвать одной из самых серьезных, так как ремонт трещин связан с трудностями и не всегда моет быть осуществлен. Очень часто требуется полная замена поврежденного узла, но для этого вначале нужно провести качественную диагностику и оценить степень повреждения. Лучше всего для этого обратиться в сервисный центр.
Признаки появления трещины в ГБЦ и блоке цилиндров
Чтобы своевременно выявить наличие повреждений в рабочих узлах блока цилиндров, нужно обращать внимание на возникающие признаки наличия трещин. Также эти признаки могут сигнализировать о любом другом повреждении частей мотора, поэтому диагностика будет неизбежна. Обратиться в сервисную мастерскую нужно в случае обнаружения:
- Постоянный перегрев мотора из-за нарушения герметичности в результате образования дефектов на прокладках блока цилиндров и вытекания из-за этого охлаждающих жидкостей.
- Из-за перепадов давления и возникновения воздушных пробок в расширительном бачке нарушается теплообмен в моторе.
- Нарушение работы температурных датчиков и приборов контроля температуры, что приводит к перегреву и деформации деталей двигателя.
- Повышенные вибрации мотора, особенно в случае движения по наклонной дороге вверх.
Как определить наличие повреждений
На ранних этапах образования трещин в ГБЦ и блоке цилиндров можно воспользоваться одним из способов обнаружения нарушения целостности поверхности деталей:
- пневматическая отпрессовка;
- ультразвуковое сканирование;
- диагностика при помощи специального оборудования с повышенной магниточувствительностью;
- гидроконтроль.
Все эти способы дают возможность точно определить наличие любых повреждений, даже незначительного характера. Наличие микротрещин можно выявить в сервисном центре при условии проведения качественной диагностики двигателя одним из вышеуказанных методов.
Чаще всего применяются методы основанные на закачивании воды или воздуха в блок цилиндров с целью выявления мест с нарушенной герметизацией.
Не менее эффективным является использование магнита, который дает максимально точный результат. Для этого по обе стороны диагностируемого места располагаются магниты, а между ними нужно поместить металлические опилки, которые в случае наличия трещин будут концентрироваться в месте ее локализации из-за нарушения линий магнитного поля.
Ремонт при помощи сварки
Наиболее популярным и чаще всего применяемым методом устранения трещин в блоке цилиндров является сварка. Это сложный трудоемкий процесс, который требует высокой квалификации мастера, выполняющего работу. После некачественного проведения сварочных работ швы могут повторно разойтись, в результате чего проблема может даже усугубиться.
Сварка горячим методом осуществляется поэтапно:
- Вначале нужно засверлить и зашлифовать края трещины под прямым углом для предотвращения распространения ее площади.
- В процессе сваривания материал разогревается до 650 °C. Для накладывания шва сварщик использует флюс и чугунно-медный прут.
- Охлаждение детали нужно проводить постепенно в специальном термическом шкафу. При резком охлаждении швы могут разорваться.
При использовании метода электрического сваривания разогревать деталь не нужно. После завершения наложения шва таким способом поверхность обезжиривается и шпаклюется эпоксидной пастой. Просушка длится сутки. После этого проводится финишное шлифование места наложения швов.
Альтернативные варианты ремонта
В зависимости от степени сложности повреждения блока цилиндров и величины трещин может быть использован один из подходящих альтернативных способов.
Для устранения микротрещин можно воспользоваться стелотканью и эпоксидной пастой. Для этого поверхность обезжиривается и после этого поэтапно накладываются слои стеклоткани и паты. Количество слоев зависит от масштабов трещин, но важно помнить, что финишным слоем всегда должен быть слой эпоксидной пасты.
Для ремонта крупных трещин можно воспользоваться современным эффективным методом SEAL-LOCK. Суть методики заключается в заполнении трещин специальным мягким металлом. Для проведения ремонта ГБЦ таким способом не требуется демонтаж поврежденного узла или использование сварочного аппарата.
Технология заделывания трещин проводится в несколько этапов:
- Проводится засверливание места повреждения и создание отверстий для помещения скоб, которые будут выполнять функцию фиксации трещины и стягивания ее.
- Между скобами согласно технологии, нужно высверлить отверстие и обработать его специальным раствором, устраняющим оксидную пленку. В это отверстие вкручивается заглушка, лишние края которой можно спилить и провести финишную шлифовку.
Готовый шов устойчив к перепадам температурных режимов. - Вся поверхность трещины покрывается такими заглушками. После окончания работы проводится расклепывание поверхности образованного шва для обеспечения максимального спресcовывания.
Микротрещина в головке или цилиндре
| Микротрещина в цилиндре наверно самая большая головная боль, хозяина автомобиля, так и мастера к которому он обращается. Все дело в том, что ее не видать визуально, а симптомы что начинает прогорать прокладка под головкой. Несколько раз попадались мне такие двигатели. Но бывает и микротрещина и в головке. Признак микротрещины в цилиндре и головке один и тот же что и начинающий прогар прокладки под головкой. Расскажу сначала про микротрещину в головке, а ниже про микротрещину в цилиндре. Подъехал парень на ВАЗ-2106 и говорит машина все время кипит, подождал немого пока перестанет кипеть двигатель, открыл крышку радиатора и долил охлаждающей жидкости в радиатор, завел двигатель на холостых оборотах. Стал смотреть в радиатор, вижу как пузыри выходят из радиатора, (но если долили жидкость в радиатор то обычно сразу выскакивает несколько пузырей но они быстро прекращаются), в переднеприводных машинах начинает раздувать бачек в который наливают охлаждающую жидкость и также идут пузыри. Если прокладка под головкой прогорела сильно то жидкость идет в цилиндр, сквозь поршень жидкость просачивается в блок двигателя и попадает в масло, признак, масло становится цвета белой эмульсии и увеличивается в объеме. Сразу определил, что начинает прогорать прокладка, снимаю головку а прокладка новая (совсем свежая) и никакого намека на прогар, спросил, уже меняли прокладку, говорит два дня назад купил головку с рук, заменили ее и с тех пор кипит. Спрашиваю, а до этого на старой головке кипела, говорит, нет ни кипела, но она троила из-за прогара клапана, я решил купить эту головку тем более не дорого предложили, чтобы с той не мучится. Говорю, у тебя два варианта, покупать другую головку, или вези старую я ее починю, решил он ремонтировать старую (головка и правда была сильно ушатана, пришлось менять все клапана и направляющие втулки клапанов). Поставил отремонтированную головку и кипение прекратилось. Но что смешно, через некоторое время ко мне подъехал другой парень на ВАЗ-2107 и также пожаловался что кипит двигатель, открыл капот и узнал головку из-за которой кипела шестерка (на ней было пятно красной краской, потому и запомнил). Спросил у него давно головку менял, говорит, на днях. Рассказал я ему историю этой головки.
Фото. Микротрещина в головке Чаще всего микротрещина в головке бывает как показано на фото, и чаще всего в моей практики она бывает во втором или третьем цилиндре. На фото красным показано расположение микротрещины. Проще найти микротрещину так, зачистите ножом нагар в том месте где показана трещина, и она проявляется.
Фото. Головка от Нивы сразу с двумя микротрещинами А один раз попалась головка сразу с двумя микротрещинами, она есть на фото и трещины показаны стрелками, их нашел сразу, стоило только ножом снять нагар. Признак этих микротрещин в этой Ниве был такой, второй и третий цилиндры троили, на малых оборотах, уходил тосол и вылетал через глушитель, также шли пузыри в радиатор, но в масло тосол не шел. Может потому что у этого движка очень хорошая поршневая группа, а была бы плохая поршневая то и в блок проникал бы тосол. Это так и осталось загадкой, почему не проникал тосол в масло сквозь поршни, думаю его очень мало поступало в цилиндры, в основном давление продавливало воздух в головку и совсем капли засасывало в цилиндры. Микротрещина в цилиндреПризнаки такие что и микротрещина в головке, повторятся не буду, а сразу опешу способ ремонта такого цилиндра. Хорошо если можно визуально найти такую трещину, это может быть скол в цилиндре, но чаще ее не видать, а проявляется она когда двигатель работает и нагревается до рабочей температуры. Сталкивался с микротрещиной, когда двигатель работал долго, и вдруг проявлялась микротрещина, но где она, неизвестно.
Фото. Трещина в цилиндре, отмечена стрелкой.
На фото видите блок двигателя ВАЗ 2106 с трещиной в цилиндре. А все потому, что этот блок рассчитан под поршни 79мм, его расточили под поршни 82мм. и видать плохо обкатывали, что и привело к этой трещине, признаки были такие, шли постоянные пузыри в расширительный бачек. Мне попадались несколько машин с расточкой блока ВАЗ 2106 под поршни 82мм. и в принципе нормально работали. Но не советую этого делать, так как гильза цилиндра становиться очень тонкой, и есть большая возможность образования такой трещины.
Фото. Головка с тремя трещинами, обратите внимание, эту головку фрезеровали на станке, но такая фрезеровка недопустима, так как остаются очень глубокие неровности, они сразу прожимаются металлической частью прокладки, что способствует быстрому прогоранию прокладки. Головка при фрезеровании должна быть абсолютно гладкая.
Пришлось гильзовать этот блок, и ставить поршни 79мм. двигатель заработал как новый. Всегда хозяина машины предупреждаю после того как снимаю головку и не нахожу прогара в прокладке и трещины в головке или блоке, что может быть две причины, и даю ему выбор с чего начнем первого, замены головки или будем гильзовать блок. Главное чтобы расточник что растачивает цилиндры и гильзует блок был профессионал своего дела. Хороший расточник может отлично загильзовать даже явную трещину в цилиндре. Поэтому сразу предупредите расточника что в каком-то цилиндре микротрещина, (не знаю тонкости как гильзуют цилиндры) но несколько таких блоков двигателей после гильзовки ходят уже несколько лет и все нормально. Обычно хозяин машины выбирает начинать с загильзовки блока, а если не поможет, тогда конечно придется менять головку. Знаю одну девяносто девятую, которая ездит с такой микротрещиной, водитель просто слегка накручивает пробку на расширительный бачек чтобы его не раздувало, и она не кипит. В чём причина образования постоянных воздушных пробок в двигателе ВАЗ инжектор?Это происходит так, завели двигатель, работает нормально, но через какое-то время начинает течь охлаждающая жидкость из под пробки расширительного бачка. Можно подумать что причина в микротрещине в прокладке, головке, или цилиндре двигателя, но пузырей во время прогрева в расширительном бачке нет. Обычно виновата в этом пробка расширительного бачка, в ней не держит давление клапан, стоит ее заменить новой как все прекращается. Что интересно, видел машины которые ездили даже без пробок в расширительном бачке, но не кипели, а другие начинают закипать и образовывать воздушные пробки из-за плохого клапана в крышке расширительного бачка. Это для меня загадка. Трещина в блоке цилиндров ВАЗ 21083. ВидеоГоробинский С.В. |
Каковы признаки трещины в блоке двигателя
Блок двигателя автомобиля изготовлен из алюминиевой или чугунной отливки, которая служит нижней частью двигателя. Блок выступает в качестве основы для головок цилиндров и других основных компонентов двигателя. В блоке двигателя находятся коленчатый вал, поршни, шатуны и (в некоторых случаях) распределительный вал. Блок и его внутренние компоненты называются «нижней частью» двигателя. А головка(и) блока цилиндров и связанные с ней детали считаются «верхней частью» двигателя.
Блок цилиндров является основным компонентом двигателя внутреннего сгорания, который вырабатывает мощность путем воспламенения топливно-воздушной смеси, вызывающей взрыв и приводящий транспортное средство в движение. В правильно работающем двигателе поршень внутри цилиндров движется вверх и вниз, поворачивая коленчатый вал и позволяя колесам двигаться. Блоки двигателя автомобиля рассчитаны на всю жизнь, но, к сожалению, что-то может пойти не так, что приведет к образованию трещин в блоке двигателя.
Сломанный двигатель — плохая новость. В мире ремонта автомобилей это одна из самых дорогостоящих и серьезных проблем, с которыми вы можете столкнуться. Его часто можно ошибочно принять за треснувшую головку блока цилиндров или пробитую прокладку головки блока цилиндров из-за схожих симптомов. Но треснутый двигатель намного хуже, чем эти проблемы. Это означает, что вашему автомобилю требуется новый двигатель. Чтобы обнаружить признаки поломки двигателя, вам не нужно быть обученным автомехаником, вы можете сделать это самостоятельно, если у вас есть необходимые навыки и осведомленность.
Общие признаки наличия трещин в блоке цилиндров
Трещины в блоке цилиндров встречаются редко. Головка(и) блока цилиндров обычно трескаются и начинают вызывать проблемы задолго до того, как это сделает блок. Но бывают случаи, когда блок может треснуть, что приводит к некоторым из следующих симптомов.
1 – Перегрев
На приборной панели вашего автомобиля находится указатель температуры двигателя, соединенный с датчиком температуры охлаждающей жидкости. Вы должны следить за ним во время вождения. Когда блок двигателя треснул, это приводит к утечке охлаждающей жидкости (внутренней или внешней) и препятствует надлежащей циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель. И в результате двигатель может начать греться.
В нормальных условиях стрелка на манометре не показывает повышения температуры, пока двигатель не прогреется. Летом это может произойти в течение нескольких минут, а зимой может потребоваться десять минут езды, чтобы показать повышение температуры. Большинство двигателей работают при температуре от 85 до 100 градусов Цельсия. И все, что считается слишком горячим для двигателя, будет отображаться красным диапазоном на датчике. Итак, если вы видите стрелку в этой области, знайте, что двигатель перегревается. Немедленно остановитесь и выключите автомобиль, чтобы он остыл.
2 – Проблемы с охлаждающей жидкостью
Охлаждающая жидкость может вытекать из различных точек системы, таких как резиновые шланги, хомуты, водяной насос или радиатор. Утечка охлаждающей жидкости также может происходить внутри блока цилиндров или через трещины.
Когда двигатель остынет, проверьте уровень охлаждающей жидкости, взглянув на расширительный бачок, и долейте охлаждающую жидкость подходящего типа. Возьмите свою машину на пробежку и обратите внимание, продолжает ли температура расти. Если это так, это указывает на более серьезную проблему.
3 – Проблемы с прокладкой головки блока цилиндров
Когда ваша прокладка головки блока цилиндров лопнет, будет ужасная работа в виде индикатора проверки двигателя, аварийного режима, смешивания масла и охлаждающей жидкости. В охлаждающей жидкости будет либо масло, либо молокообразное вещество в масле. Это еще один признак треснувшего блока цилиндров.
Причина смешения масла и охлаждающей жидкости заключается в том, что прокладка не может удерживать потоки жидкости в соответствующих каналах. Следовательно, они могут свободно плескаться и попадать не в те места, когда проходят между блоком и головой.
4 – Утечки охлаждающей жидкости или масла
Если вы заметили маленькую или большую лужу под автомобилем и его маслом или охлаждающей жидкостью, то это нехороший знак. Утечка масла, скорее всего, может произойти из-за масляного фильтра, сливной пробки или любого другого места, где течет масло, включая канал внутри блока цилиндров. Треснувший двигатель может вызвать внутреннюю или внешнюю утечку охлаждающей жидкости.
5 – Дым из-под капота
Через блок цилиндров проходят каналы охлаждающей жидкости. Трещина в блоке может привести к утечке охлаждающей жидкости из каналов в один из цилиндров двигателя. Сгоревшая охлаждающая жидкость в цилиндре двигателя вызывает возгорание, в результате чего из выхлопной трубы автомобиля выходит белый дым/пар.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа автомобиля серьезно ухудшается, когда есть трещина в блоке двигателя, и автомобиль с трудом заводится. Игнорировать знаки и продолжать движение может быть опасно. Вы должны немедленно принять меры, как только заметите какие-либо общие признаки, упомянутые выше, и остановить автомобиль, чтобы предотвратить его дальнейшее повреждение.
Признаки треснувшего блока
Наличие треснувшего блока может привести к множеству странных симптомов, которые трудно идентифицировать и диагностировать. Как и многие проблемы с вашей системой охлаждения, треснувший блок часто может маскироваться во время нормальной эксплуатации вашего автомобиля и проявляться только при определенных условиях, что делает его чрезвычайно трудным для диагностики.
Наличие трещины в блоке связано как с нормальным использованием автомобиля, так и с конструкцией самого двигателя. Когда производители транспортных средств проектируют двигатели, они должны убедиться, что двигатель прочен и способен выдерживать нагрузки и деформации, которые будут на него воздействовать как в процессе сгорания, так и в результате циклов нагрева и охлаждения, через которые проходит двигатель. С другой стороны, вес двигателя во многом определяет поведение автомобиля. Более тяжелый двигатель уменьшит расход топлива из-за дополнительной энергии, необходимой для перемещения всего этого веса с места. Более тяжелый двигатель также может повлиять на характеристики управляемости автомобиля, поскольку дополнительный вес может повлиять на центр тяжести и его способность хорошо проходить повороты.
Поскольку производители двигателей пытаются сбалансировать создание двигателя, который был бы одновременно легким и прочным, они должны учитывать все нагрузки, которым подвергается двигатель. Давление сгорания высокое, но редко достаточно высокое, чтобы существенно повлиять на блокировку двигателя. Наиболее заметной нагрузкой на двигатель являются циклы нагрева и охлаждения, которые он испытывает при запуске и остановке двигателя. Тепло исходит от процесса сгорания и распространяется на остальную часть двигателя через протекающую охлаждающую жидкость. Когда металл нагревается, он расширяется, но с разной скоростью в зависимости от температурных градиентов. Объединив это напряжение с обычными вибрациями при вождении, торможении и ускорении, вы можете получить огромные нагрузки в различных частях блока цилиндров.
Эти нагрузки после многих миль могут привести к отказам и образованию небольших трещин. Блоки двигателя редко трескаются быстро. Трещина обычно начинается с небольших трещин, из которых вытекает лишь незначительное количество жидкости, и только когда двигатель горячий и система охлаждения находится под давлением. Поскольку большинство блоков двигателей изготовлены из чугуна, если трещина уже началась, остановить ее практически невозможно. Из-за того, что молекулы металла оседают в решетке при отливке блока, трещины могут легко распространяться по металлу, как только они начинаются. Это означает, что если у вас есть треснутый блок, утечка часто быстро увеличивается.
Это приводит нас к одному из основных признаков треснувшего блока. Треснувший блок почти всегда вызывает течь в системе охлаждения и очень медленно заводится. Иногда это будет настолько медленно, что вы сможете заметить утечку, только когда ваша машина прогреется, и она будет выглядеть как небольшое количество пара. По мере того, как вы продолжаете движение, циклы нагрева и охлаждения будут увеличивать трещину, пока вы не заметите больше пара, затем возможные капли охлаждающей жидкости и, в конечном итоге, утечку, которая приведет к потере воды, независимо от того, горячий двигатель или холодный.
Другим признаком трещины в блоке, который может сбить с толку, является то, что трещина часто возникает в углу косынки или рядом с выступом в блоке, где металл переходит от толстого к тонкому.