Управление механической коробкой передач: Управление автомобилем с механической коробкой передач: как ездить | Педали в автомобиле с механической коробкой передач — А-Рента

Как управлять автомобилем с механической коробкой передач (МКПП)

Мы думаем, что ни для кого не будет секретом тот факт, что все многообразие коробок передач делится на механические коробки  передач и автоматические. В устройстве и тех, и других передач могут использоваться различные конструкции, но суть остается одной. В автоматических КПП переключением передач управляет электроника, автоматика, а в механической КПП переключение производится водителем автомобиля, вручную.
 В этой статье мы расскажем о том, как управлять автомобилем с механической коробкой передач, далее с МКПП. Мы не будем затрагивать вопросы работы МКПП, а лишь постраемся рассказать о «производной», о особенностях поведения, управления автомбиля с МКПП.

Особенности устройства МКПП влияющие на управление автомбилем

Итак, мы не будем в подробностях рассматривать устройство МКПП. Прежде всего, мы обратим внимание автоводителей на то, что автомобили с МКПП оборудованы тремя педалями, при этом рычаг передач «работает» достаточно часто, в отличие от рычага управления автоматической коробкой передач, где обычно производится только переключение в режим «движение» и все.
 Левая педаль – это педаль сцепления. Средняя педаль – это педаль тормоза. Правая педаль – это педаль газа. С педалью сцепления «работает» только левая нога. Двумя остальными педалями «управляет» правая нога.
 Рычаг переключения передач производит поочередное переключение передач «вверх», т.е. от первой передачи к высшей. Этот тот случай, когда вы разгоняетесь по прямой. Передачи также могут переключаться и «вниз» — от высшей к первой.  Это случай, когда вы притормаживает «коробкой» (МКПП). Притормаживать можно и тормозом, при этом рычаг МКПП должен быть выставлен в нейтральное положение. Более подробно об этом в следующей главе.
 При любом переключении передач, необходимо произвести нажатие на педаль сцепления. Для того, чтобы не нанести ущерб коробке передач, вначале выжать сцепление, переключить передачу, затем плавно отпустить педаль сцепления, тем самым обеспечив передачу крутящего момента от двигателя, через МКПП с выбранной вами скоростью, на колеса автомобиля.
 Как правило, на набалдашнике рукоятки рычага переключения передач выгравирована маркировка включения той или иной передачи, относительно нейтрального положения рычага.
 Передачи маркируются или арабскими цифрами -1,2,3,4,5 и т.д. или римскими – I, II, III, IV, V и т.д.. Передача «заднего хода», в большинстве случаев, маркируется буквой – R. (reverse)

Управление автомобилем с использованием МКПП 

 Для того, чтобы тронуться с места с МКПП, необходимо, прежде всего, проверить, что ваша МКПП стоит на нейтральной скорости. Машина не стоит на ручнике. Затем полностью выжать педаль сцепления. Некоторые автомобили даже не заведутся (не будет крутиться стартер), например Toyota corolla c 2010 года, если не выжато сцепление. Итак, завели машину.
 Далее, необходимо не отпуская педаль, включить первую передачу МКПП, с помощью рычага выбора передач. После, плавно нажимам на педаль газа и также плавно отпускаем педаль сцепления. При достаточной синхронизации этих движений, автомобиль тронется с места. Сразу скажем, что «баланс» этих двух педалей будет определять ваше умение трогаться с места. Если двигатель заглох, то ничего страшного. Даже опытный автомобилист может не сразу привыкнуть к этому «балансу», так как практически на всех автомобилях он разный, даже порой на автомобилях одной модели. Это зависит от износа сцепления, тяговой силы двигателя, регулировки педального узла. Нужно повторить все вышеизложенные манипуляции. С опытом это делать станет все легче и легче.  Идеальный вариант строгания с места с МКПП, когда машина поехала плавно, без рывков, от того, что готова заглохнуть или с резким ускорением, от того, что педаль газа была нажата через чур.
  Для увеличения скорости движения автомобиля производиться поочередное переключение передач «вверх». Для этого выжимаем педаль сцепления, переводим рычаг переключения передач на более высокую передачу, плавно отпускаем педаль сцепления и плавно добавляем газ. Очень распространенная ошибка начинающих водителей состоит в том, что они не только плавно отпускают, но и плавно нажимают на педаль сцепления. Нет, нажатие должно быть решительным, а вот отжимание плавным. Но затягивать его тоже стоит. Аналогично производится переключение передач «вниз». То есть, выжимаем сцепление, переключаем передачу, плавно отпускаем сцепление, при этом газ можно не добавлять, а начать им манипулировать после полного отпускания сцепления.
  Существует взаимосвязь между скоростью движения автомобиля, и положением рычага переключения передач. На первой скорости обычно допускается движение автомобиля со скоростью до 15 км\ч. При этом обороты двигателя должны составлять 2500 – 3000. После этого можно переходить на высшую передачу. На второй передаче достаточная скорость  — это 20-30 км\ч, на третьей —  30-60 км\ч, на четвертой – 60-90 км\ч, на пятой передаче – выше 90 км\ч.  Такие требования обуславливаются оптимальной работой всех механизмов автомобиля в зависимости от скорости движения и выбранной передачи.  Возможны незначительные отклонения в следствии различного передаточного числа и мощности двигателя.  Конечно, вы не должны смотреть на скорость, и думать, какую передачу вам включить, все должно дойти до автоматизма.
 При приближении, например к перекрестку, необходимо сбросить скорость. Для этого переводим рычаг передач КПП в нейтральное положение, чуть выжав сцепление, и притормаживаем педалью тормоза. Можно притормаживать и МКПП.   Можно переключиться на более пониженную передачу, также через плавное выжимание сцепления нажатие-отжатие, при этом на педаль газа совсем не давим. Вы сразу заметите, как машина начнет плавно снижать скорость.
    Если вы полностью остановились, то движение необходимо начать с первой передачи. См. первый абзац данной главы. Если нет, то «подхватите» автомобиль соответствующей передачей. Выжать сцепление, включить передачу, отпустить плавно сцепление с добавлением газа.

Советы по применению автомобиля с МКПП

При движении по скользкой дороге, главное, чтобы автомобиль не потерял устойчивость при торможении. Постепенно снижайте скорость (отпуская газ), переходите на низшую передачу. Двигатель теряет обороты, автомобиль притормаживает. Тоже делается при гололеде.

При движении в гору, необходимо очень оперативно выжимать сцепление, включать передачу, и нажимать на педаль газа, чтобы в момент переключения, ваш автомобиль не покатился назад. Особенно это актуально при строгании с места. При длительном подъеме не используйте первую передачу, чтобы не допустить перегрева двигателя. Постарайтесь перейти на более высокую передачу вторую или третью. 

При спуске с горы не снижайте скорость только тормозами, лучше перейти на пониженную передачу и плавно отпустить сцепление не добавляя газ. 

Мы надеемся, что наши советы помогут вам быстрее освоить вождение автомобиля с механической коробкой передач.

Механическая коробка передач и ее характеристика

Назад

Механическая коробка передач – элемент автомобиля, который представляет собой устройство, изменяющее крутящий момент двигателя при передаче его на ведущие колеса автомобиля. В конструктивном плане – это набор шестеренок, соединенных между собой в различных сочетаниях. Именно от сочетаний зависит количество передач или ступеней с передаточными числами. Чем больше передач в данном механизме, тем лучше автомобиль приспособлен к различным вариантам движения. Свое название механическая коробка передач получила от ручного способа управления.

Такая коробка передач является разновидностью ступенчатых коробок, то есть, крутящий момент в ней изменяется ступенями. Ступень (передача) – это пара шестерен, которые между собой взаимодействуют. Каждая отдельная ступень обеспечивает вращение механизма с определенной скоростью, то есть, имеет передаточное число. Это число означает соотношение числа зубьев ведомой и ведущей шестерен. Различные ступени коробки передач обладают разными передаточными числами. Низшая ступень обладает наибольшим передаточным числом, а высшая, соответственно, наименьшим.

В зависимости от количества ступеней различают 4-, 5- и 6-ступенчатые коробки передач. Некоторые разновидности коробок передач могут содержать и большее количество ступеней. В большинстве современных автомобилей количество передач составляет не менее 6. Ступенчатые коробки передач бывают также 2-вальные и 3-вальные. На автомобили с задним приводом в основном устанавливается 3-вальные коробки передач. Переднеприводные транспортные средства и автомобили с расположением двигателя в задней части кузова оснащены 2-вальной механической коробкой передач.

Управление механической коробкой передач зависит от конструктивных особенностей автомобиля. В автомобилях с задним приводом рычаг управления располагается прямо в корпусе коробки передач. Весь механизм переключения в данном случае находится внутри коробки, и рычаг управления напрямую воздействует на него. В переднеприводных автомобилях рычаг управления располагается вне коробки передач и взаимодействует с ней посредством тяг. У каждого из вариантов управления есть свои плюсы и минусы. В первом случае управление коробкой передач осуществляется более четко, при этом данный механизм очень надежен вследствие простоты устройства. Второй тип управления более удобный, так как рычаг может быть установлен как на руле автомобиля, так и в другом удобном месте, к тому же вибрация от работы двигателя практически не ощущается.

Преимущества

Механическую коробку передач отличают высокий уровень КПД, экономия топлива автомобиля, хорошая динамика разгона, небольшие габаритные размеры, масса и стоимость.

Данный узловой агрегат автомобиля отличают простота устройства и конструкции, высокая надежность. В обслуживании данные коробки передач не требуют дорогих расходных материалов и специального технического оснащения. Благодаря жесткой связи с двигателем обеспечивается эффективное управление автомобилем в экстремальных условиях (гололед, снегопад, бездорожье). Наличие механической коробки переключения передач допускает полное разобщение с двигателем, поэтому автомобиль можно без последствий буксировать на любое расстояние и с различной скоростью.

Недостатки

Неудобством является необходимость в постоянном переключении передач в ручном режиме, что способствует быстрой утомляемости водителя, особенно в городском темпе дорожного движения. Без необходимого опыта трудно выбрать нужную передачу для движения, обеспечить плавность хода автомобиля без рывков.

Перечень наиболее частых неисправностей в механической коробке переключения передач:

  • Низкий уровень трансмиссионного масла или его утечка происходят вследствие нарушения целостности сальников, уплотнительных прокладок и ослабления крепежных механизмов крышки картера.
  • Характерный шум при работе трансмиссии на любых скоростях или при включении какой-либо передачи является следствием износа подшипников, шестерен либо повреждения синхронизатора.
  • Затрудненное включение или выключение передач, их самовыключение происходит из-за поломки механизма переключения, выхода из строя блокировочного устройства, а также при большом износе шестерен и синхронизаторов.

Для правильной работы механической коробки передач необходимо контролировать наличие и уровень масла в картере, при необходимости доливать его. При правильной эксплуатации автомобиля, своевременной замене трансмиссионного масла данное устройство практически не напоминает о себе в течение всего срока службы автомобиля. Чаще всего неисправности в коробке передач возникают в процессе неправильного использования водителем рычага переключения передач, а также при несоответствии выбранной передачи скорости движения автомобиля.

Gears Magazine — Трансмиссия FCA M40MTA

Механическая коробка передач — один из наиболее эффективных способов передачи мощности от двигателя. Благодаря простоте выбора понижающей передачи и возможности управлять мощностью трансмиссии через систему сцепления, водитель имеет полный контроль над тем, как передать мощность двигателя на землю. Кроме того, эффективность прочной связи между двигателем и трансмиссией дает бонус к эффективности использования топлива, которым жертвует автоматический блок с гидротрансформатором. Единственным недостатком является то, что водитель должен обладать навыками и координацией, чтобы управлять рычагом переключения передач и педалью сцепления!

Подразделение RAM компании FCA (теперь Stellantis) взяло старую школьную механическую коробку передач и добавило к ней изюминку нового поколения. Коробка передач M40MTA представляет собой механическую коробку передач с узлом на болтах, который управляет переключением передач и работой сцепления. Он находится в автомобилях RAM ProMaster за дизельным двигателем Iveco объемом 3,0 л. В двух словах, это механическая коробка передач с роботом, управляемым компьютером, который управляет переключением передач и работой сцепления за вас! Давайте поближе познакомимся с этим агрегатом.

АГРЕГАТ

Коробка передач M40MTA представляет собой обычную 6-ступенчатую механическую коробку передач с одинарным сухим дисковым сцеплением, управляемым гидромеханическим узлом. Никаких внутренних модификаций внутреннего редуктора для установки автоматизированной системы управления не производилось.

Гидромеханический узел называется системой автоматизации механической трансмиссии (MTA). Система МТА состоит из гидромеханического узла и блока управления трансмиссией. Блок управления MTA крепится на болтах. Управление сцеплением также является частью системы управления. Она разработана, чтобы использовать преимущества механической коробки передач, обеспечивая при этом удобство, эффективность и надежность автоматизированной работы, предотвращая ошибки и усталость водителя.

КОМПОНЕНТЫ

Основной частью системы МТА является электрогидравлический узел (рис. 1). Он состоит из трех основных компонентов:

  • Блок питания
  • Блок электромагнитных клапанов
  • Механический блок управления коробкой передач

Силовой агрегат содержит масляный насос, резервуар, аккумулятор и датчик давления. Блок питания создает все необходимое давление для работы компонентов переключения передач и привода сцепления. Гидравлическое давление сохраняется в аккумуляторе. Аккумулятор представляет собой герметичный узел, заряженный азотом. Поток насоса работает против давления в аккумуляторе, чтобы заполнить его. Насос приводится в действие электродвигателем, который включается и выключается по команде TCU. Давление жидкости поддерживается в пределах от 522 до 667 фунтов на квадратный дюйм. TCU использует обратную связь от датчика давления для поддержания этого диапазона, чтобы насос не работал непрерывно.

Блок электромагнитных клапанов содержит 4 соленоида PWM, которые управляют узлами переключения передач и сцепления (рис. 2). EV0 управляет системой главного/ведомого сцепления. EV1, EV2 и EV3 отвечают за работу переключателя передач. Соленоиды запускаются последовательно, чтобы переместить рычаг переключения передач через ворота на передачу, выбранную TCU. Каждый из соленоидов направляет масло в распределительный коллектор для управления плунжерными клапанами, которые физически перемещают переключатель.

EV1 и EV2 включают и выключают передачи. EV3 действует как селектор и работает против противодействующего давления пружинного узла, который подталкивает механизм селектора к затвору обратного выбора в нейтральном положении (рис. 3). EV3 должен быть включен и функционировать для выбора всех диапазонов, кроме заднего хода.

Механический блок управления коробкой передач содержит 2 датчика линейного дифференциального трансформатора, интерфейсный рычаг, зацепляющий и переключающий поршни. Рычаг интерфейса, поршень включения и поршень выбора действуют как «рука», которая переключает трансмиссию внутри. Вместе они реагируют на команды TCU, и поршни от соленоидов PWM соответственно двигают их. Два датчика линейного дифференциального трансформатора представляют собой датчики положения, которые обеспечивают обратную связь с TCU для проверки правильности заданной последовательности переключений.

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Помимо датчика давления и гидравлических линий, блок MTA обслуживается и продается в сборе. По мере устаревания этих устройств может появиться больше деталей для замены. В редукторе используется трансмиссионная смазка. Рекомендуемая жидкость — синтетическая 75W 85 (номер по каталогу Mopar 68083381, 2,9 кварты). Для нее не указан интервал обслуживания.

Узел сцепления и нажимного диска обслуживается аналогично обычным узлам. В M40MTA используется двухмассовый маховик, который, конечно, может быть дорогим, если потребуется его замена. Перед обслуживанием сцепления и/или маховика необходимо выполнить процедуру сброса давления в гидравлическом контуре для системы MTA. Этот процесс управляется сканером. Поэтому у вас должен быть сканер, способный получить доступ к этой функции.

Процедура сброса давления в гидравлическом контуре выглядит следующим образом:

  1. Снимите впускной воздушный шланг турбонагнетателя.
  2. Заполните бачок с жидкостью сцепления.
  3. Правильно подсоедините штуцер для сброса давления к резервуару для жидкости.
  4. Снимите защитный колпачок с выпускного отверстия.
  5. Подсоедините шланг для управления сливом жидкости из выпускного отверстия в соответствующий контейнер.
  6. Открывайте выпускное отверстие до тех пор, пока не появится сплошной поток жидкости без признаков выхода воздуха из отверстия.
  7. Закройте выпускной порт.
  8. Снимите выпускной шланг с выпускного отверстия и установите на место защитный колпачок.
  9. Снимите оборудование для сброса давления.
  10. Откорректируйте уровень жидкости в бачке сцепления.
  11. Установить впускной воздушный шланг турбонагнетателя.
  12. Подключить сканер.
  13. Перейдите к процедуре прокачки.
  14. Следуйте инструкциям на сканирующем приборе.

При обслуживании или замене гидромеханического узла также может потребоваться разгерметизация системы. Следующие ремонтные операции требуют разгерметизации системы МТА перед разборкой:

  • Датчик давления
  • Датчик температуры
  • Клапан регулировки давления
  • Клапан управления потоком
  • Гидравлические линии
  • Привод сцепления
  • Блок управления

После обслуживания любого из этих компонентов существует правильный порядок прокачки системы в зависимости от того, какие компоненты были обслужены. Существует также переобучение и сброс, которые также необходимо выполнить для правильной работы. Обратите внимание, что давление внутри гидравлической системы MTA может достигать 1000 фунтов на квадратный дюйм. Не пытайтесь работать с этой системой, пока не убедитесь, что процесс сброса давления завершен.

Автомобильные инженеры создали еще одно чудо, сделав акцент на простоте и практичности. С охватом, который это устройство уже имеет по всему миру, не остается сомнений в том, что эта передача будет с нами долгие годы. Это оставляет нам, техникам и диагностам, новый набор проблем, которые нужно отслеживать в будущем!

Компоненты для автоматических трансмиссий

Всегда на оптимальной передаче с автоматической коробкой передач

Инновационная технология дозирования от Bosch

В зависимости от типа трансмиссии автомобили с автоматической коробкой передач могут быть более экономичными и менее загрязняющими окружающую среду, поскольку они всегда могут двигаться в оптимальной рабочей точке. Современные трансмиссии включают в себя большой объем цифрового интеллекта, чтобы всегда распознавать идеальную рабочую точку. Bosch предлагает системы управления, датчики и электромагнитные клапаны для всех основных типов трансмиссий. Автомобили с автоматической коробкой передач также облегчают трогание с места. Таким образом, снижается риск аварии из-за непреднамеренного откатывания назад.
Без необходимости ручного включения сцепления водители могут полностью сосредоточиться на движении. С автоматическими коробками передач также могут быть реализованы различные режимы вождения. Производители, решившие перейти на автоматическую коробку передач, также готовятся к электрификации и автоматизированному вождению.

Высококачественная технология Bosch для многих типов трансмиссий

Bosch предлагает ключевые компоненты для следующих типов трансмиссий:

Автоматическая механическая коробка передач (АМТ): AMT повышает эффективность, автоматически выбирая оптимальную точку переключения, а также комфорт, устраняя педаль сцепления.
Автоматическая ступенчатая коробка передач (АТ): АТ переключает передачи автоматически, используя программы переключения, хранящиеся в блоке управления. Таким образом, плавное трогание с места возможно даже при низком крутящем моменте двигателя.

Коробка передач с двойным сцеплением (DCT): В DCT передачи уже включены до переключения. Это позволяет переключать передачи со скоростью, которую даже самый быстрый водитель не может достичь при ручном переключении передач.
Бесступенчатая трансмиссия (CVT): Автоматическая трансмиссия без фиксированных точек переключения. Это обеспечивает дополнительный комфорт при вождении, поскольку трансмиссия работает непрерывно, а не переключается между фиксированными передачами. Таким образом, трогание с места и ходовые качества в целом особенно плавны с вариатором.

Системы, компоненты и услуги от Bosch

Bosch предлагает широкий ассортимент ключевых компонентов для всех частично и полностью автоматических трансмиссий всех типов и для всех классов автомобилей до шести тонн.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *