ВАЗ 2107 | Замена вилки выключения сцепления
ВАЗ 2107
Сервисное обслуживание и эксплуатация
Руководства → ВАЗ → 2107 (Жигули)
3.1.4. Замена вилки выключения сцепления
| ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Реклама
Детали сцепления — снятие и установка ВАЗ-2107
Содержание
Для работы потребуется центрирующая оправка.
Снятие
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. “Подготовка автомобиля к TO и ремонту”).
2. Снимаем коробку передач (см. “Коробка передач – снятие и установка”).
3. Вворачиваем в отверстие блока цилиндров один из болтов крепления картера сцепления.
СоветЕсли замена корзины не планируется, то кернером помечаем ее положение на маховике.
Внимание! При выполнении следующей операции, во избежание деформации кожуха сцепления, болты отворачиваем последовательно, не более чем на один оборот за проход.
4. Удерживая маховик от проворачивания монтажной лопаткой, вставленной между зубьев венца маховика, торцовым ключом на 13 мм отворачиваем шесть болтов крепления корзины к маховику.
5. Снимаем корзину и ведомый диск сцепления.
6. Шлицевой отверткой отгибаем край чехла вилки выключения сцепления и снимаем чехол.
7. Выводим вилку из зацепления с пружиной муфты выжимного подшипника, снимаем вилку с шаровой опоры и извлекаем ее из отверстия в картере сцепления.
8. Снимаем с направляющей втулки муфту выжимного подшипника с пружиной.
Установка
Перед установкой деталей сцепления тщательно проверяем их состояние. На рабочих поверхностях маховика и нажимного диска недопустимы глубокие борозды, следы прижогов и трещины. Фрикционные накладки ведомого диска не должны иметь трещин, сколов, коробления и сильного износа, на головках заклепок не должны быть заметны следы изнашивания. Ступица диска должна перемещаться по шлицам первичного вала без заеданий. Выжимной подшипник должен вращаться легко, без посторонних шумов. На картере сцепления недопустимы трещины.
Неисправные и поврежденные детали заменяем. Болты крепления корзины к маховику желательно установить новые.
1. Протираем тканью, смоченной уайт-спиритом рабочие поверхности дисков, маховика и первичного вала.
2. Наносим тонкий слой смазки ШРУС-4 или подобной на гладкую и шлицевую поверхности первичного вала, а также на шаровую опору вилки.
3. Оправкой, вставленной в отверстие внутреннего кольца подшипника в торце коленчатого вала, центрируем положение ведомого диска.
Выступающая часть ступицы диска должна быть направлена в сторону корзины. При этом ведомый диск будет удерживаться оправкой.
4. Устанавливаем на маховик корзину сцепления, совмещая центрирующие отверстия кожуха со штифтами маховика.
5. Равномерно затягиваем болты крепления корзины сцепления к маховику не более чем на один оборот за проход. Момент затяжки болтов 19,1-30,9 Н.м. После затяжки оправка должна свободно выниматься из ведомого диска.
6. Дальнейшая установка выполняется в обратной последовательности.
7. После установки регулируем свободный ход толкателя рабочего цилиндра (см. “Гидропривод выключения сцепления – проверка и регулировка”).
◀Гидропривод выключения сцепления — замена жидкости и прокачка ВАЗ-2107, Сцепление
Описание конструкции сцепления ВАЗ-2107, Сцепление▶
Особенности конструкции КПП ВАЗ-2107
Коробка передач механическая, с ручным переключением, имеет пять передач переднего хода и одну передачу заднего хода, все передачи переднего хода синхронизированы.
Корпусные детали коробки — картер сцепления, собственно картер коробки передач и задняя крышка — отлиты из алюминиевого сплава и стянуты шпильками с гайками
Места соединения уплотнены картонными прокладками (герметик можно использовать для ремонт).
Для улучшения отвода тепла поверхность корпуса редуктора оребренная.
5-ступенчатая коробка передач ВАЗ: 1 — вал первичный; 2 — сальник первичного вала; 3 — картер сцепления; 4 — пружинная шайба; 5 — сапун; 6 — игольчатый подшипник вторичного вала; 7 — зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 8 — вилка переключения III и IV передач; 9 — скользящая муфта синхронизатора III и IV передач; 10 — ступица муфты синхронизатора III и IV передач; 11 — шестерня и зубчатый венец синхронизатора III передачи; 12 — шестерня и венец синхронизатора II передачи; 13 — вилка переключения I и II передач; 14 — муфта переключения I и II передач; 15 — шестерня и зубчатый венец синхронизатора 1-й передачи; 1Г — промежуточный подшипник вторичного вала; 17 — шестерня V-образной шестерни; 18 — рычаг переключения передач; 19- корпус рычага переключения передач; 20 — распорная втулка; 21 — фланец упругой муфты; 22 — вторичный вал; 23 — сальник заднего подшипника вторичного вала; 24 — задний подшипник вторичного вала; 25 — маслоотражатель; 2G — подшипник блока шестерен V передачи и заднего хода; 27 — блок шестерен V передачи и заднего хода; 28 — ступица синхронизатора V коробки передач; 29 — промежуточная шестерня заднего хода; 30 — задняя крышка; 31 — задний подшипник промежуточного вала; 32 — скользящая муфта синхронизатора I и II передач; 33 — заливная пробка; 34 — промежуточный вал; 35 — передний подшипник промежуточного вала; 36 — картер коробки передач; 37 — задний подшипник первичного вала; 38 — направляющая втулка
Дно картера закрыто штампованной стальной крышкой с прокладкой (крепится на шпильках).
Картер сцепления крепится болтами к блоку цилиндров.
Для обеспечения соосности коленвала и первичного вала коробки передач картер центрируется по двум втулкам (под них в крепежных отверстиях блока и картера выполнены канавки).
Опора третьего силового агрегата устанавливается на заднюю крышку коробки передач.
Крепится к поперечине, а поперечина крепится к полу кузова (на приваренных болтах).
В картере коробки передач с левой стороны имеется заливное (контрольное) отверстие, а в его нижней крышке — сливное отверстие.
Отверстия закрыты коническими заглушками.
В сливной пробке есть магнит. Он задерживает стальные частицы, попадающие в масло при износе деталей.
В верхнюю часть картера сцепления ввернут сапун.
Предотвращает повышение давления в редукторе при его нагреве.
При неисправности сапуна (заклинивание крышки) возможна сильная утечка масла через уплотнения.
В коробке передач три вала: первичный, вторичный и промежуточный.
Первичный вал опирается на два шарикоподшипника — в заднем конце коленчатого вала и в передней стенке картера коробки передач (последняя принимает на себя основную нагрузку).
На заднем конце первичного вала установлен игольчатый подшипник, который является передней опорой вторичного вала и обеспечивает соосность валов.
Вторичный вал также опирается на шариковый подшипник в задней стенке картера коробки передач и роликовый подшипник в его задней крышке.
Вал промежуточный вращается в двух подшипниках: переднем — двухрядном шариковом, расположенном в передней стенке корпуса редуктора, заднем — роликовом, расположенном в задней его стенке.
Через заднюю передачу и пятую передачу промежуточный вал также опирается на роликовый подшипник в задней крышке коробки передач.
На задней стенке картера также закреплена ось промежуточной шестерни заднего хода.
Первичный вал имеет две шестерни.
Косозубое кольцо, расположенное ближе к передней стенке картера, находится в постоянном зацеплении с передней шестерней промежуточного вала (таким образом, эти валы всегда вращаются вместе).
Цилиндрическая шестерня первичного вала — венец синхронизатора IV передачи (при его включении крутящий момент передается непосредственно с первичного вала на вторичный, минуя промежуточный, поэтому эту шестерню часто называют «прямой «).
Промежуточный вал представляет собой блок из четырех косозубых шестерен.
При включении любой передачи, кроме IV, крутящий момент передается на вторичный вал через промежуточный.
Шестерни Промежуточный вал расположен в следующем порядке (от его переднего конца): шестерня с постоянным зацеплением с первичным валом, шестерни III, II, I шестерни.
К заднему концу вала болтами прикручен блок двух шестерен: заднего хода (цилиндрическая) и пятой передачи (косозубая).
Дополнительно опирается на роликовый подшипник в задней крышке редуктора.
Ведомые шестерни III, II, I передач, задней и пятой передач (по порядку, считая от переднего конца вала) и синхронизаторы расположены на вторичном валу.
Ведомые шестерни передних шестерен находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала.
Шестерни III и II передач вращаются на закаленных шейках вторичного вала, шестерни I и V передач — на втулках.
Ведомая шестерня заднего хода жестко закреплена на валу шпонкой.
Наряду с косозубыми шестернями переднего хода выполнены венцы их синхронизаторов — прямозубые шестерни меньшего диаметра.
Направлены в сторону соответствующего синхронизатора (III, I, V — вперед, II — назад). На заднем конце вторичного вала гайкой закреплен фланец упругой муфты.
Раньше гайка фиксировалась от откручивания подложенной под нее стопорной шайбой — ее края загибались на краю гайки.
Анаэробный герметик теперь нанесен на резьбу, а шайба не установлена.
Синхронизатор состоит из ступицы, жестко закрепленной на вторичном валу, скользящей втулки, стопорного кольца, стопорного кольца и пружины с шайбой.
Ступицы синхронизатора 3-4-й и 1-2-й передач входят в пазы вторичного вала с внутренними выступами, а ступица синхронизатора 5-й передачи удерживается той же шпонкой, что и ведомая шестерня заднего хода.
На внешней поверхности втулок имеются прорези, по которым перемещаются скользящие втулки.
Муфты имеют канавки, в которые входят вилки штоков переключения передач.
Стопорные кольца соединены своими внутренними венцами с венцами синхронизаторов соответствующих шестерен и поджаты пружинами к скользящим муфтам.
Пружины опираются на боковую поверхность ведомых шестерен через шайбы.
Задняя передача не имеет синхронизатора.
Для включения необходимо ввести промежуточную шестерню в зацепление с ведомой шестерней вторичного вала и с шестерней ведущей заднего хода в блоке заднего редуктора на промежуточном валу.
Привод управления коробкой передач состоит из трех тяг, соединенных с вилками.
Вилки переднего хода входят в выточки скользящих втулок синхронизатора, а вилка заднего хода — в выточки на промежуточной шестерне.
Механизм переключения передач состоит из направляющей пластины с восемью прямоугольными вырезами в центре, верхней и нижней шайб, рычага переключения передач и его корпуса, скобы блокировки заднего хода.
Эти детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к задней крышке коробки.
«Нейтральное» положение рычага между третьей и четвертой передачами задается двумя парами подпружиненных направляющих, установленных в пазах направляющей пластины и воздействующих на нижний конец рычага.
Самопроизвольное включение задней передачи вместо пятой передачи невозможно из-за отогнутого язычка стопорной скобы, в которую упирается выступ на рычаге.
Для включения задней передачи нужно нажать на рычаг вниз — при этом его выступ опустится ниже выступа скобы.
Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием.
Первичный и вторичный валы уплотнены сальниками, а на вторичном валу за ведомой шестерней пятой передачи имеется маслоотражатель.
В редуктор заливается трансмиссионное масло вязкостью от 75W80 до 85W90 и классом качества не ниже GL-4. Его уровень должен быть на уровне нижней кромки заливного отверстия (предварительно убедитесь, что автомобиль стоит ровно).
