Блок цилиндров Ваз 2108, Ваз 2109, Ваз 21099, Лада Самара. Сборка, разборка, дефектовка и ремонт
Доработка Ваз и Лада своими руками
Автолюбителю | Руководство по разборке и сборке двигателя лада 2108, регулировка зазоров в клапанах. Неисправности в шатунно-поршневой группе лада 21099. Регулировка ремня привода генератора. Этапы снятия и установки ремня распределительного вала. Замена фильтра лада 2109. Осмотр блока цилиндров ваз 21099, ваз 2108, ваз 2109. Эксплуатация узлов двигателя и его систем автомобиля лада 21099. Устранение неисправностей в системах лада 2108: выхлопа, охлаждения, питания, смазки. Рекомендации по ремонту головки цилиндров лада 2109.
После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали. Расточку и хонингование цилиндров обязательно проводите в специализированных мастерских. Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров лада спутник.
Первый ремонтный размер: Второй ремонтный размер: Даже если дефекты обнаружены только в одном цилиндре, необходимо расточить все четыре цилиндра под один ремонтный размер. Примечание 2 Для измерения цилиндров существует специальный прибор – нутромер.
Cнятие и установка двигателя Регулировка клапанов Полная разборка двигателя Блок цилиндров Поршень и шатун Сборка двигателя Замена масла и масляного фильтра Замена ремня генератора Регулировка ремня распределительного вала
ВАЗ / 2108, 2109, 21099 / ремонт / двигатель / разборка и сборка / Блок цилиндров | |||||||||||||||||||||||||
Снятие головки ваз 2109 карбюратор.
Головка блока цилиндров ВАЗ 2109 (ГБЦ) закрывает блок цилиндров от негативных воздействий. ГБЦ на ВАЗ 2109 — это деталь сложной формы, изготовленная из специального алюминиевого сплава методом точного литья. После производства отливки, ее подвергают механической обработке. К блоку цилиндров головка крепится десятью болтами.
Конструкция ГБЦ ВАЗ 2109
Конструкция головки блока цилиндров ВАЗ 2109 состоит из следующих частей:
- картера с камерой сгорания, в которой воспламеняется топливовоздушная смесь и располагаются все узлы ГБЦ;
- газораспределительного механизма (ГРМ), включая клапаны, установленные под углом 7°30′ к оси цилиндра, и привод ГРМ с распредвалом;
- резьбовых выходов для свечей зажигания и форсунок;
- посадочных плоскостей для впускного и выпускного коллекторов;
- прокладки, которая отделяет ГБЦ от собственно блока цилиндров.
Распределительный вал ГРМ ВАЗ-2109 отливается из чугуна и имеет пять опор, на нем восемь кулачков для открывания клапанов.
Он приводится в действие от шкива коленвала зубчатым ремнем. В ГБЦ запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. На внутренней стороне втулок предусмотрены канавки для подвода смазки, сверху втулки закрываются маслоотражательными колпачками.Клапаны стальные, а головка впускного клапана делается из жаропрочной стали. Впускной клапан большего диаметра, чем выпускной. Зазоры между клапанами и кулачками распредвала регулируются при помощи специальных шайб, обладающих повышенной износостойкостью. Толкатели клапанов представляют собой металлические стаканчики, движущиеся в отверстиях ГБЦ. Для улучшения износоустойчивости их поверхность цементируется.
Головка блока цилиндров (ГБЦ) ВАЗ 2109 соединяется с блоком цилиндров через специальную прокладку. Прокладка должна обеспечивать герметичность каналов охлаждающей системы, маслопровода и камеры сгорания. Для того чтобы она могла выдержать высокую температуру и высокое давление, часто она изготавливается из армированного металла.
Прокладка одноразовая, ремонтировать ее нельзя, если она вышла из строя, ее надо поменять. Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109 вполне может быть выполнена своими руками.
Причины ремонта головки блока цилиндров
В подавляющем большинстве случаев ремонт ГБЦ производится не из-за поломки самой головки, а при выходе из строя элементов, связанных с головкой конструктивно. Это может быть выход из строя прокладки между головкой и блоком, которая является самой важной в двигателе. Она разделяет системы смазки и охлаждения, камеру сгорания и атмосферный воздух подкапотного пространства. Прогар может случиться на границе любых разделенных прокладкой систем:
- система охлаждения и атмосферный воздух;
- система смазки и атмосферный воздух;
- система охлаждения и система смазки;
- система охлаждения и камера сгорания.
Для каждой из этих неисправностей характерен свой набор симптомов. В случае попадания охлаждающей жидкости (ОЖ) в систему смазки, в расширительном бачке системы охлаждения появляется масляная пленка. О попадании ОЖ в систему смазки свидетельствует появление на масляном щупе водно-масляной эмульсии темно-коричневого цвета.
Следы ОЖ в моторном отсеке могут свидетельствовать о повреждении прокладки. Но если дело не в том, потребуется замена заглушки блока цилиндров. Прогар в атмосферу сразу определяется по характерному звуку, хорошо слышному при работающем двигателе. О попадании тосола в камеру сгорания сигнализирует белый дым из выхлопной трубы. Демонтаж головки блока и замена прокладки обязательны при многих ремонтных действиях в отношении узлов и агрегатов ГБЦ таких, как притирка клапанов, доработка ГБЦ ВАЗ, расточка блока цилиндров ВАЗ 2109.
Каждый раз, когда происходит любой ремонт головки, обязательна замена прокладки головки блока цилиндров.
Снятие ГБЦ с блока цилиндров
Для снятия ГБЦ с блока цилиндров понадобятся инструменты. Часть из них найдется почти в каждом гараже (отвертки, ключи), что-то можно изготовить из подручных материалов (рычаг воротка), купить или одолжить. Необходимо иметь динамометрический ключ, обеспечивающий затяжку болтов и гаек с заранее заданным моментом. Пока момент сопротивления болта затягиванию не превышает заданного значения, ключ работает, а как только сопротивление достигнет заданного значения, инструмент начнет проскальзывать через трещотку.
Для снятия ГБЦ с блока необходимо освободить двигатель от мешающей навески. Порядок действий следующий:
- снимите воздушный фильтр;
- если двигатель карбюраторный, отсоедините карбюратор, при инжекторном — инжектор;
- отсоедините штаны от коллектора;
- снимите трамблер;
- открутите крышку гбц;
- снимите карбюратор и коллекторы.
Теперь переходите к демонтажу ГБЦ. Начинайте откручивать болты. Используйте рычаг воротка, так как болты закручены с большим усилием, а еще и прикипели под термическими и механическими нагрузками. Наденьте рычаг-усилитель на вороток и строньте болты. Снимите с воротка рычаг и открутите все 10 болтов. Осторожно поднимите головку и снимите ее с блока.
Прокладка может остаться прилипшей к блоку или к головке, не боритесь за ее цельность, ведь она идет на замену. Боритесь за сохранность контактных поверхностей головки и блока. В сложных случаях следует отмочить прилипшие фрагменты специальным составом.
После полного удаления всех фрагментов прокладки, обезжирьте поверхности блока и головки бензином.
Хочу предоставить вам статью «Замена прокладки головки блока цилиндров автомобилей ВАЗ 2109». Данная статья ориентирована в первую очередь для автомобилистов начального и среднего уровня, которые не имеют большого опыта в проведении данных работ. Некоторые автомобилисты просто боятся разбирать двигатель, хотя обладают не малыми знаниями (поверьте, я сталкивался с такими людьми), смело вам скажу, закатывайте рукава и вперёд. И что бы придать Вам больше уверенности в себе, я постараюсь более по подробней описать весь процесс замены прокладки головки цилиндров.
Что вам даст самостоятельная замена прокладки ГБЦ ВАЗ? Для начала уверенность в себе, также этот процесс даст вам определённый опыт, который нам так нужен в нашей жизни. Я лично считаю, что любая работа, сделанная своими руками, приносит больше удовольствия, чем сделанная кем-то другим, так что больше оптимизма и начнём.
Как известно, двигатель автомобиля ВАЗ 2107 отличается от двигателя ВАЗ 2109, а значит и процесс замены прокладки под головкой цилиндра будет разный. Я решил написать две отдельные статьи: первую для ВАЗ 2109 «Замена прокладки головки блока цилиндров автомобилей ВАЗ 2109» и вторую для ВАЗ 2107 «Замена прокладки головки блока цилиндров автомобилей ВАЗ 2107 «.
Когда требуется замена прокладки ГБЦ?
В наш современный век китайских запчастей, подделок и самопального производства деталей, очень тяжело стало выбрать нормальную, качественную деталь к автомобилю и если Вы купили качественную деталь, значит, Вам очень повезло. А в последнее время, появилась ещё одна напасть, это детали после восстановления (когда восстанавливаются старые детали и качество восстановления ужасное). К чему я это всё говорю, а к тому, что даже новая не качественная прокладка может стать причиной внеочередной разборки двигателя. Будьте внимательны при выборе запасных частей!
И так вернёмся к нашей теме. Если Вы заметили, что уровень охлаждающей жидкости постепенно уменьшается, а при внешнем осмотре подтёков не обнаружено, значит, прокладка пропускает охлаждающую жидкость через масляные каналы в поддон картера. Определить это просто — вынимаете масляный щуп и смотрите на цвет масла, оно будет мутное и слегка кофейного цвета.
Еще один вариант — это когда газы прорываются из камеры сгорания в систему охлаждения. Такая неисправность сопровождается тем, что выбрасывает охлаждающую жидкость из горловины радиатора. От такой беды на моделях ВАЗ 2108 и последующих разрывает расширительный бачок. Я перечислил лишь основные неисправности, с которыми сталкиваются автомобилисты, на самом деле это может быть и замена поршневой, где требуется снятие головки блока цилиндров и где требуется замена прокладки и многое другое.
Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 2109.
Далее, для удобства нам нужно снять распределитель зажигания (трамблёр). Аккуратно отвёрткой поддеваем контактную фишку с электрическими проводами (желательно перед этим отсоединить обе клеммы аккумулятора и извлечь его с автомобиля).
Снимаем броне провода из свечей и откручиваем крышку.
И аккуратно снимаем её. Смотрите, чтобы ни выскочили броне провода, иначе их можно перепутать и установить неправильно.
Следующее что нужно сделать, это отсоединить тоненький шланг вакуум-корректора, который идёт к карбюратору. Лично я его не отсоединял, а просто отложил распределитель зажигания в сторону, что бы ни мешал.
Теперь нам осталось открутить три болта, которые крепят сам распределитель к головке блока цилиндров и отложить в сторонку.
Далее нам потребуется слить охлаждающую жидкость и отсоединить резиновые патрубки системы охлаждения. Ищем в гараже или в доме небольшую ёмкость, типа маленького таза и, сняв нижнюю металлическую защиту, подставляем таз пот двигатель. Жидкость нужно слить только с двигатель, для этого надо отвинтить пробку в блоке цилиндров. Расположена пробка напротив свечи четвёртого цилиндра под заглушкой.
Слив охлаждающую жидкость, снимаем три резиновых патрубка: верхний с радиатора, от термостата и от печки.
У нас с этой стороны остался только бензонасос , который я считаю нужно тоже снять. Казалось бы, можно просто снять полностью привод с распределителем и бензонасосом, но я думаю, так будет сложнее установка, проще снять всё по отдельности и потом установить обратно по установочным меткам.
Откручиваем шланг подачи топлива и, открутив два болта, снимаем бензонасос.
Теперь нам нужно отсоединить приёмную трубу выхлопной системы. На автомобилях ВАЗ, начиная с 2108, начали устанавливать дополнительный кронштейн, который поддерживает приёмную трубу и что бы снять её нужно в первую очередь открутить кронштейн. Если нет смотровой ямы, то этот процесс не очень удобный, особенно если двигатель не остыл.
После того как открутили кронштейн, осталось отвинтить четыре гайки фланца приёмной трубы.
Лучше всего это делать из смотровой ямы и воспользовавшись головкой с удлинителем.
Закончив с приёмной трубой, справа от коллекторов снимаем провод с датчика аварийного давления масла в системе.
Плавно переходим к ременной передаче газораспределительного механизма. Точнее нам нужно снять ремень газораспределения. Как снять ремень рекомендую ознакомиться со статьёй «Замена ремня газораспределительного механизма ВАЗ 2109 «.
Открутив гайку, двумя отвёртками поддеваем шестерню. Когда она сойдёт, то не забываем извлечь шпонку, которая фиксирует шестерню от проворачивания.
Ниже, расположен натяжной ролик, эго тоже нужно снять, так как нам нужно будет отогнуть защитный кожух привода газораспределения.
Открутив гайку и сняв шайбу, снимаем натяжной ролик.
Шпильку, на которой установлен ролик, также нужно снять, потому что она будет цепляться об защитный кожух при снятии головки блока цилиндров.
Защитный щиток крепится к головке одной гайкой в верхней части. Откручиваем её и аккуратно немного отгибаем защитный щиток в сторону к правому крылу (по ходу автомобиля).
Теперь всё, нам ничего больше не мешает для снятия головки цилиндров.
Как снять головку цилиндров?
Приступаем к снятию крышки головки цилиндров. Нам нужно открутить две пробчатые гайки на самой крышке.
Отсоединив от крышки резиновые патрубки, снимаем её.
Теперь, воспользовавшись шестигранником нужного размера, откручиваем десять болтов, которые крепят головку к блоку цилиндров и вынимаем их.
И ещё, чуть не забыл. Перед снятием головки посмотрите, если есть тяга крепления трубки водяного насоса, то обязательно снимаем и её.
Теперь можно снимать головку.
После выше проделанных работ нужно хорошо очистить привалочную плоскость блока цилиндров и самой головки от остатков старой прокладки и грязи. Очистив всё, укладываем на место новую прокладку. Прокладки, могут быть разных видов и какую из них устанавливать решать Вам. Какую выбрать прокладку вам поможет специальная статья «Прокладки «.
Также внимательно осматриваем головку, в каком она находится состоянии, а именно: клапана, направляющие, сёдла, маслоотражающие колпачки и так далее. Поверьте! Лучше сразу проверить всё, чем потом снова разбирать. Если есть неисправности с головкой, то рекомендую прочитать статью «Ремонт ГБЦ ВАЗ «.
Как установить головку цилиндров?
Купив новую прокладку, укладываем её на место. Перед установкой головки блока цилиндров, я рекомендую покупать новые болты, потому что в процессе затяжки головки они вытягиваются, и повторное их использование может привести к не хорошим последствиям. Резьбовые отверстия, в которые вкручиваются крепёжные болты, нужно вычистить от грязи, масла и жидкости, которая может попасть в них при разборке. Если этого ни сделать, то при затяжке болты не прижмут с нужным усилием головку и тогда прорыв газов и прочие последствия неизбежны.
Установив головку, затягиваем болты в правильной очерёдности.
Вообще-то, головка цилиндров должна затягиваться в четыре этапа.
1. Затягиваем моментом 2,0 кгс*м.
2. Затягиваем моментом 7,5 — 8,5 кгс*м.
3. Дотягиваем на девяносто градусов.
4. И снова дотягиваем на девяносто градусов.
Лично я не дотягиваю четвёртый раз, потому что, как правило, один из болтов либо вытягивает резьбу с блока или переламывается пополам. Когда я произвожу затяжку, я чувствую, когда «стаёт» болт, это означает оптимальное усилие затяжки. Если тянуть дальше, болт переломится, а если его не дотянуть, то в процессе работы он ослабнет. Этот навык я приобрел, когда работал подручным у одного мастера. Очень полезный навык, когда чувствуешь, что останавливается болт.
На этом пожалуй всё, до новых публикаций.
Прокладка ГБЦ является одной из самых важных прокладок автомобиля. От ее стояния зависит исправная работа двигателя. В статье описывается, зачем и как выполняется замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109. На видео можно посмотреть процесс снятия головки ГБЦ.
[ Скрыть ]
Когда необходима замена?
Важно следить за состоянием прокладки ГБЦ, так как по мере ее износа и прогорания двигатель начинает работать с перебоями. Прогоревшая деталь может стать причиной перегрева двигателя или его заклинивания. На видео рассказывается о признаках, по которым можно выяснить прогорела ли прокладка.
Оценить необходимость замены можно по таким признакам:
- Уменьшение уровня охлаждающей жидкости, хотя не обнаружено подтеков при внешнем визуальном осмотре. В этом случае ОЖ попадает через масляные каналы в поддон картера. Это можно определит по цвету масла на щупе, оно будет мутным кофейного цвета.
- Если газы из камеры сгорания попадают в систему охлаждения, то может разорвать расширительный бачок.
- Масляные пятна в расширительном бачке.
- Падение давления в одном из цилиндров. В этом случае прокладка может прогореть не вся, а лишь в районе герметизации данного цилиндра.
Это основные причины, по которым выполняется замена.
Прокладку меняют всегда, если демонтируется головка блока цилиндров, так как ее нельзя восстановить или вторично использовать.
Процесс замены
Замена прокладки головки блока цилиндров ваз 2109 – процедура несложная и похожа для двигателей, на которых стоит как карбюратор, так и инжектор.
Необходимые инструменты
Для того чтобы поменять прокладку, необходимо снять ГБЦ, а для снятия и замены могут потребоваться следующие инструменты:
- шестигранник;
- набор ключей;
- набор головок;
- динамометрический ключ;
- удлинитель;
- средство для удаления прокладок;
- плоская отвертка.
Для выполнения процедуры автомобиль следует установить на подходящее подъемное приспособление.
Этапы
Замена осуществляется следующим образом:
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Заключение
Таким образом, замена прокладки ГБЦ — процесс несложный, правда, занимающий много времени. Зато, научившись благодаря статье и размещенным видео делать замену самостоятельно, можно сэкономить на автосервисе.
Если обнаружились признаки не герметичности прокладки, не стоит затягивать с ее заменой, иначе ремонт двигателя может обойтись намного дороже.
Видео «Снятие головки блока цилиндров с автомобиля ВАЗ 2109»
В этом видео демонстрируется, как снять ГБЦ с ВАЗ 2109.
ГБЦ – головка блока цилиндров, подлежит снятию если «пробивает» прокладку, когда приходится ремонтировать головку или полностью сам двигатель.
Перед началом работ по снятию ГБЦ, автомобиль ставится на смотровую яму или эстакаду.
Приступаем до выполнения робот по снятию ГБЦ:
1.Отключаем клеммы с аккумуляторной батареи, можно только «минусовую».
2.Сливаем охлаждающую жидкость с блока цилиндров;
3.Снимаем «воздухан» с карбюратором;
4. Откручиваем и снимаем впускной и выпускной коллектора;
5. Вытягиваем свечные высоковольтные провода и отключаем фишки на датчике температуры и на датчике уровня масла;
6.Демонтируем распределитель зажигания и бензонасос;
7.Снимаем крышку ГРМ и снимаем ремень, после снятия ремня, откручиваем и вытягиваем натяжной ролик, дистанционную шайбу и шкив распредвала;
8.Открутите гайку, которая крепит крышку привода ГРМ к ГБЦ.
9.Стащите крышку ГБЦ;
10.С помощью отвертки отпустите и снимите все шланги с выпускного патрубка ГБЦ.
11.С использованием шестигранника на «10» открутите все болты которые крепят головку до блока (10 болтов) и вытяните их вмести с шайбами;
12.Потихоньку снимаем головку, прокладка должна остаться на ГБЦ;
Проводим необходимый ремонт и собираем в обратной последовательности.
Перед установкой ГБЦ очень хорошо очистить от грязи, масла, возможных остатков старой прокладки на плоскостях головки и блока.
Затягивание винтов ГБЦ проводится с помощью динамометрического ключа в четыре этапа и только в таком порядке как показано на фото:
І этап – затягивание болтов с моментом 20 Н/м.;
ІІ этап – затягивание болтов с моментом 75 Н/м;
ІІІ этап – дотягивание всех болтов на четверть оборота;
І V этап – повторить ІІІ этап.
Видео по снятию ГБЦ на ВАЗ 21099:
Согласно многолетнему опыту различных автолюбителей, замена головки блока цилиндров ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими из-за прокладки. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.
Тюнинг
Квалифицированная настройка, доработка и тюнинг головки ВАЗ 2109 поможет полностью раскрыть возможности вашего силового агрегата. Об этом вы, наверное, много слышали, читали или даже смотрели видео в интернете. Обычно при тюнинге растачиваются и сглаживаются каналы, благодаря чему уменьшаются завихрения, снижающие мощность. Клапана меняются на увеличенные и притираются к посадочным местам. Также тюнинг может подразумевать замену стандартных направляющих клапанов бронзовыми.
Притирка клапанов
Контроль притирки осуществляется следующим образом:
- головка в собранном состоянии ложится набок;
- в коллекторные отверстия заливается жидкость (можно использовать обычную воду).
В случае если жидкость не течет через клапаны, то это означает, что работа выполнена качественно и клапана притерты правильно. После того как ликвидированы все неисправности, можно приступать к установке головки.
Установка
Внимание! Эта операция требует некоторых знаний и навыков. Поэтому перед ее выполнением вы должны знать, что болты нужно закручивать по определенной схеме и с определенным усилием. Нелишним будет ознакомиться с дополнительным материалом, по этой теме и посмотреть видео-инструкции.
Как видите, в доработке ВАЗ 2109, тюнинге, замене заглушек и сборке есть определенные трудности. Но если вы научитесь выполнять эти работы своими руками, посчитайте, сколько денег вы сможете сэкономить.
Замена радиатора охлаждения двигателя на ваз 2109. Замена радиатора охлаждения своими руками. Основные конструктивные особенности
Как правило, современный автомобиль, будь то отечественная модель типа ВАЗ 2109 или иномарка, представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой частей. Если хотя бы одно звено в цепочке разорвано, это в конечном итоге приведет к поломкам и прочим.
Автомобиль, как живой организм, а на ВАЗ 2109 замена радиатора охлаждения – это процесс, который поможет сохранить не только некоторые детали, но и сам двигатель, ведь неисправный радиатор не будет его нормально охлаждать. Замена ВАЗ 2109радиатор охлаждения – обязательная работа, которую можно смело делать своими руками.
Радиатор — уязвимая часть автомобиля
Сам радиатор — довольно уязвимая часть автомобиля, так как имеет латунный корпус, который подвергается многочисленным нагрузкам. Да и по конструкции эта деталь тонкая, а если учесть огромное количество пайки в ней, то скорый выход из строя становится понятным.
Радиатор находится в передней части автомобиля и случайно попавший в него камешек с дороги или ветка дерева может стать смертельной пулей. Даже мельчайшие посторонние предметы, попавшие в радиатор, могут разрушить места пайки и контактной сварки.
Кроме того, взаимовлияние элементов автомобиля в данном случае играет злую шутку. Длительное использование химикатов, хотите вы того или нет, ослабляет контактную зону, нарушает работу насоса, повышает температуру и т.д. вовремя разгружается, что в конечном итоге приведет к появлению множества точек протечки.
Примечание. Причин, из-за которых радиатор может выйти из строя или недобросовестно функционировать, очень много.
В этой статье мы не будем на них останавливаться. Цель данного руководства – ознакомить читателя с тем, как легко снять радиатор и заменить его новым.
Замена
Эту деталь необходимо заменить, если обнаружена утечка. Но все же для начала лучше проверить его, чтобы убедиться, откуда он подтекает.
Осмотр
Для проверки радиатора необходимо снять его (как это сделать будет описано ниже), заглушить все патрубки и опустить в ванну с водой. Работы необходимо проводить в специально отведенном месте (мастерская, гараж и т.п.).
Подаем воздух под давлением в ванну. Если пузырьки появляются в течение 30 секунд после поступления воздуха, то дырка в радиаторе есть и ее даже можно обнаружить, если внимательно понаблюдать.
Снятие радиатора
Приступим:
- в первую очередь следует обесточить или вообще снять аккумулятор;
- Полностью слейте охлаждающую жидкость, открыв кран;
- если на автомобиле установлена система впрыска топлива, то ее необходимо демонтировать.
Примечание. Для быстрого снятия воздушного фильтра нажмите на защелку пальцем или отверткой, отсоедините колодку с проводами, ослабьте хомут и снимите фильтр, приподняв сначала его переднюю часть.
- теперь нужно разрезать хомут, крепящий жгуты проводов;
- отсоединить колодку проводки вентилятора;
- снять хомут дроссельной тяги, расположенный на корпусе вентилятора;
- теперь нужно отсоединить шланг отвода радиатора, который соединен с термостатом;
- также отсоединяем подводящий шланг, подсоединенный к патрубку рубашки охлаждения;
- снять паровой шланг;
- пора откручивать гайку крепления радиатора к кузову сверху.
Примечание. Следует отметить, что таким же болтом крепится кожух вентилятора.
- наклонить радиатор в сторону мотора;
- снимаем, сдвинув вверх в сборе с вентилятором;
- теперь нужно ослабить затяжку хомутов;
- отсоединить все шланги от радиатора;
- откручиваем болты и гайки крепления кожуха с вентилятором и радиатором;
- отсоединить кожух с вентилятором;
- нужно снять с радиатора две подушки нижнего крепления.
Примечание. Необходимо визуально осмотреть подушки и, если они порвались или потеряли эластичность, заменить их новыми.
Установка нового радиатора осуществляется в обратном порядке. Не забудьте надеть только подушки нижнего крепления.
Заливаем новый антифриз и все, радиатор готов к эксплуатации.
Обязательно просмотрите соответствующие видео или фото материалы в процессе работы своими руками. Приведенная выше пошаговая инструкция написана специалистами, знающими все не понаслышке.
Поэтому необходимо соблюдать все его пункты. Научившись самостоятельно менять радиатор и другие детали своего автомобиля, вы сможете существенно сэкономить на периодическом ремонте, цена которого постоянно растет.
Со временем все системы автомобиля выходят из строя. А радиатор системы охлаждения двигателя под воздействием внешних факторов (камней из-под колес автомобилей или торчащих из земли веток) часто выходит из строя.
В этой статье вы узнаете, как заменить радиатор ВАЗ 2109 и вообще всего семейства Самар своими руками.
Нам понадобится:
— смотровая яма
— отвертка
— антифриз или тосол, ну или любая автомобильная охлаждающая жидкость
— ключи
— пустая тара
— новый радиатор
— герметик силиконовый высокотемпературный
Приступаем к самостоятельной замене радиатора ВАЗ 2109
1. Снимаем «ne клемма «gative» от аккумулятора и подождите, пока двигатель полностью не остынет.
2. Снимите защиту картера и снимите крышку расширительного бочка.
3. Открутить сливную пробку на радиаторе (на радиаторах ВАЗ 2109, 2108, 21099 автомобилей, он находится в правом нижнем углу) и слейте всю охлаждающую жидкость в подготовленную пустую емкость (объем охлаждающей жидкости около 5 литров, так что подберите соответствующую емкость).
5. Если автомобиль оснащен инжекторным двигателем, то для самостоятельной замены радиатора ВАЗ 2109 дополнительно необходимо снять воздушный фильтр.
6. Отсоедините все трубки, подходящие к радиатору.
7. Открутить крепления радиатора к кузову и вынуть радиатор и корпус вентилятора из подкапотного пространства автомобиля движением вверх, с небольшим наклоном в сторону двигателя.
8. Отверните гайку и три болта крепления вентилятора к радиатору. Необходимо проверить состояние подушек радиатора, расположенных на нижних креплениях. Если они порвались или потеряли эластичность, то их необходимо заменить.
9. Для установки нового радиатора наденьте его на нижние крепления и прикрепите к нему вентилятор. Далее соединяют все снятые ранее шланги, предварительно смазав их герметиком и стянув хомутами.
10. подключаем все ранее отключенные провода.
11. Залейте новую охлаждающую жидкость и подождите 10–15 минут, пока герметик не схватится.
12. Заводим двигатель, открываем кран отопителя и даем ему немного поработать, чтобы охлаждающая жидкость заполнила всю систему. В этот момент не забывайте следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке и доливать по мере необходимости. Для полного выхода воздуха из системы охлаждения, который там появился после замены радиатора, необходимо максимально высоко поднять его перед автомобилем и дать поработать 10-15 минут.
13. Закручиваем пробку расширительного бачка.
На этом замена радиатора ВАЗ 2109 своими руками завершена! Всем удачи!
Мой блог ищут по следующим фразам
Радиатор ВАЗ-2109 — это составная часть системы охлаждения (СО), которая служит для создания и поддержания оптимального температурного режима работы двигателя. От его стабильной работы зависит безопасность двигателя и автомобиля. Прерывание циркуляции теплоносителя (ОЖ), вызванное течью радиатора или выходом из строя другого элемента системы, приводит к перегреву и поломке. Стабильная работа системы охлаждения позволяет обеспечить равномерный отвод тепла от деталей работающего двигателя, без чего его нормальная работа невозможна.
Конструкция и характеристики радиатора
ВАЗ «девятка» оборудована жидкостной герметичной системой охлаждения с принудительной циркуляцией. Антифриз охлаждается в радиаторе, расположенном в передней части моторного отсека. Герметичность системы обеспечивается установкой 2-х вентилей в крышке расширительного бачка. При повышении давления выше 1,1 кг/см² выпускной клапан открывается и тем самым поддерживает значение параметра в пределах 1-1,1 кг/см². Это позволяет повысить температуру кипения теплоносителя до 110°С.
Если давление в СО упало на 0,03-0,13 кг/см² ниже атмосферного на холодном двигателе, открывается впускной клапан. При выравнивании параметров последний закрывается. Радиатор охлаждения ВАЗ-2109 представляет собой элемент СО, состоящий из 2-х вертикальных пластиковых бачков, соединенных между собой по высоте 2-мя горизонтальными рядами алюминиевых трубок. Для увеличения площади отвода тепла на них напрессованы охлаждающие пластины. Левый резервуар разделен горизонтальной перегородкой для изменения направления потока.
Охлаждающая жидкость подается по патрубку, расположенному в верхней части радиатора, а отводится через нижнюю. В правом баке установлен датчик-выключатель, который управляет вентилятором радиатора. При температуре жидкости около 100°С электродвигатель включается, а при 95°С выключается. Радиатор установлен в раме. К нему крепится кожух с установленным вентилятором. Рамка радиатора ВАЗ-2109, в свою очередь, крепится к кузовным конструкциям автомобиля.
Система охлаждающей жидкости заполняется через расширительный бачок. Конструктивной особенностью радиатора «девятки» является отсутствие заливной горловины. Во избежание травм не открывайте крышку бачка и не доливайте жидкость, пока двигатель горячий.
Причины замены устройства
Если в процессе эксплуатации температура охлаждающей жидкости повышается, а уровень не снижается, то, скорее всего, проблемы с радиатором. Поскольку трубки прибора алюминиевые, а их диаметр небольшой, ремонту они не подлежат. Сегодня автомагазины предлагают различные присадки, растворяющие охлаждающую жидкость, и затыкающие свищи. Однако следует помнить, что их применение — временная мера. Во время поездки неисправность может повториться и привести к серьезным последствиям.
Чаще всего течи радиатора возникают из-за механических повреждений пластиковых бачков и патрубков охлаждения при авариях или ремонтных работах в моторном отсеке. При таком дефекте проводить реставрацию нецелесообразно. В этом случае рекомендуется заменить радиатор охлаждения двигателя на исправный.
Чтобы убедиться в герметичности устройства, его погружают в ванну с водой, предварительно заткнув отверстия, и подают сжатый воздух. По наличию появившихся пузырей судят о месте и степени повреждения. Зимой и в дождливую погоду радиатор загрязняется, особенно в нижней части. При этом значительно ухудшается охлаждение жидкости, что негативно сказывается на работе двигателя. Агрессивные вещества грязи вступают в реакцию с материалом труб, в результате чего появляются свищи.
Применение некачественного антифриза может привести не только к выходу из строя радиатора, но и стать причиной выхода из строя других элементов системы охлаждения. Не рекомендуется использовать воду в качестве охлаждающей жидкости, так как на внутренних поверхностях рубашки блока цилиндров, патрубках водяного насоса и радиатора появляется накипь. Приводит к ухудшению теплоотвода, что негативно сказывается на работе двигателя.
Для эффективной работы СО необходимо периодически производить его промывку и замену охлаждающей жидкости. Это поможет избежать поломок и продлить срок службы элементов системы.
Пошаговая инструкция по замене радиатора
При наличии некоторых навыков можно демонтировать радиатор своими руками. Если у автолюбителя нет опыта ремонта, то лучше доверить эту работу специалисту. Перед началом разборки нужно подготовить емкость для отработанного антифриза. Не рекомендуется сливать его на землю, так как жидкость токсична и может нанести вред окружающей среде.
На замену ВАЗ-2109радиатора необходимо выполнить ряд последовательных действий:
- Отсоединить аккумулятор и вынуть его из моторного отсека.
- Слить охлаждающую жидкость. Для этого откручиваем пробки на радиаторе, блоке цилиндров и открываем краник отопителя. Работы проводятся на холодном двигателе.
- На «девятках» с инжектором необходимо дополнительно снять корпус воздушного фильтра.
- Отсоедините клеммные колодки от двигателя вентилятора и датчика выключателя и срежьте хомут, крепящий жгут проводов.
- Снимите кронштейн дроссельной заслонки, прикрепленный к кожуху вентилятора.
- Отсоедините резиновые трубки от рубашки блока цилиндров, термостата и парового шланга, сняв хомуты.
- Отверните гайки крепления радиатора к кузову автомобиля.
- Выньте его вместе с охлаждающим вентилятором
После этого снимите шланги с патрубков радиатора и остального оборудования.
Если при разборке были сняты подушки нижнего крепления, то их необходимо установить на место, а при наличии трещин или потери упругости заменить. На этом демонтаж неисправного радиатора закончен.
Видео урок по замене радиатора на автомобиле ВАЗ 2109.
Поэтапная замена радиатора ВАЗ 2109
Для замены радиатора Вам потребуется:
- Ключи на десятку и на восьмерку
- Плоская отвертка
- Новый радиатор
- Поддон для слива охлаждающей жидкости
- Новая охлаждающая жидкость
И так приступим к замене радиатора.
1. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Если вы только что ехали, подождите, пока двигатель остынет. Далее снимаем защиту картера и открываем кран отопителя. Также откройте крышку расширительного бачка. Отверните сливную пробку и слейте всю охлаждающую жидкость в подготовленную емкость.
2. Отсоедините 2 провода от датчика электровентилятора. Затем отсоедините разъем провода вентилятора. Теперь отсоедините все шланги от радиатора. Чтобы снять шланги, перед снятием ослабьте хомуты. Далее откручиваем 2 гайки крепления сверху кожуха вентилятора, после чего снимаем кронштейн крепления радиатора.
3. Демонтируйте радиатор (вместе с корпусом вентилятора), слегка наклонив его в сторону двигателя. Закрепите корпус вентилятора четырьмя винтами. Отверните винты и снимите корпус вентилятора. Советую посмотреть состояние подушек, они находятся на нижнем креплении радиатора. Если они повреждены, советую их заменить.
4. Возьмите новый радиатор и наденьте на него корпус вентилятора. Далее устанавливаем подушки на нижнее крепление. Теперь берем радиатор и аккуратно наматываем его и опускаем на подушки в отверстия кронштейна. Далее закрепляем подушки булавками. Теперь подключаем все шланги и провода. При подключении датчика вентилятора вставьте в его корпус защитные резиновые кольца, и только потом провода кончаются сами.
5. Проверьте надежность крепления всех шлангов и затяните ли сливную пробку. После проверки залейте новую охлаждающую жидкость. Далее подключаем аккумулятор.
ВАЗ 21099 когда менять термостат
При выходе из строя термостата двигатель будет очень долго нагреваться до необходимой температуры. рабочей температуры, а во время движения температура мотора будет резко падать. Особенно это чувствуется зимой при плохо греющей печке.
Для быстрой проверки состояния термостата снимать его не обязательно. Для этого запустите холодный двигатель и коснитесь нижнего патрубка радиатора. В обычном состоянии элемент сначала будет кратковременно холодным, но затем быстро начнет нагреваться. Это говорит о том, что теплоноситель движется по большому контуру.
Схема и конструкция
Чтобы своевременно определить неисправность, проверить или заменить терморегулятор, необходимо предварительно разобраться в его схеме и конструктивных элементах.
Представленная выше схема расшифровывается следующим образом.
Артикул | Что это? |
Впускной патрубок радиатора | |
Вставка из резины | |
Термочувствительный твердый наполнитель | |
пружина перепускного клапана | |
Трубка впускная идущая от двигателя | |
перепускной клапан | |
Выходной патрубок, ведущий к насосу | |
Пружина главного клапана | |
главный клапан | |
Трубка, идущая от расширительного бачка | |
Проверка и замена
При выходе из строя термостата его следует немедленно заменить. Нельзя сказать, что устройство вышло из строя только на основании первичной проверки.
Если двигатель перегревается во время работы или недостаточно быстро прогревается до рабочих температур, проверяется состояние узла. По полученным результатам проводится замена или ремонт.
Наиболее эффективным методом проверки термостата является его разборка. Порядок действий следующий:
- Откручиваем болты крепления защиты картера, после чего защиту необходимо снять и на время отложить в сторону.
- Снимите крышку с расширительного бачка, где находится охлаждающая жидкость.
- Подставьте чистую емкость под сливное отверстие (если планируете заливать обратно в систему ту же охлаждающую жидкость), открутите сливную пробку с блока цилиндров и удалите всю охлаждающую жидкость из блока цилиндров.
- Подставьте емкость под сливное отверстие радиатора охлаждения, открутите пробку и слейте антифриз или тосол.
- Ослабьте хомуты, удерживающие шланги.
- Отсоедините три шланга, которые подключены к корпусу термостата.
- Ослабьте хомуты и снимите термостат вместе со шлангом. Короткий шланг отсоединяется от термостата.
- Поместите демонтированное устройство в емкость с водой, которая должна быть предварительно подогрета до 78-80 градусов Цельсия.
- Начните нагревать воду, периодически перемешивая жидкость. Вода должна быть нагрета примерно до 87 градусов по Цельсию.
- Если термостат исправен, при достижении температуры 87 градусов с погрешностью плюс-минус 2 градуса главный клапан должен открыться. Если этого не происходит, устройство вышло из строя и нуждается в замене.
Для замены термостата достаточно снять старый в соответствии с указанной инструкцией по демонтажу, и собрать узел с уже работающим устройством в обратном порядке.
Что выбрать?
Многие владельцы ВАЗ 2109 с карбюратором жалуются, что заводской термостат недостаточно эффективен. Из-за этого, особенно зимой, приходится страдать от медленного прогрева, когда трудно добиться даже 60 градусов.
Для решения этой проблемы рекомендуется поставить термостат от инжекторной ВАЗ 2110 с 8 клапанами. Это усовершенствованная деталь с очевидными преимуществами перед оригинальным термостатом для карбюратора ВАЗ 2109.
- Необходимо установить термостат впрыска от тэна с учетом того, что речь идет не о первых версиях ВАЗ 2110, а о более поздних, модернизированных.
- На 8 клапанных двигателях десятки термостатов стали разборными, в отличие от 16 клапанных ВАЗ 2110 и тех устройств, которые в основном устанавливались с завода на ВАЗ 2109. Это позволяет в случае поломки агрегата произвести его разборку и частичный ремонт без полной замены устройства.
- Для ремонта нового термостата, позаимствованного у ВАЗ 2110 с форсункой и 8 клапанами, зачастую достаточно разобрать устройство и заменить там термопару.
- Новый блок получился короче на 50 миллиметров, что позволяет увеличить свободное пространство.
- Новый элемент потерял много хомутов, актуальных для термостатов от ВАЗ 2109.
- Компонент прошел достаточно серьезную доработку, что позволяет эффективно поддерживать стабильную температуру внутри системы охлаждения двигателя.
При замене термостата на ВАЗ 21099 убедитесь, что вы выбираете устройство из 8-клапанной десятки. В автомобилях с 16 клапанными моторами используются другие устройства, у которых система циркуляции так не работает. Потому что элементы будут просто несовместимы.
Соединение
Для подключения нового элемента от 8-ми клапанного ВАЗ 2110 на ВАЗ 2109 вам потребуется сделать следующее:
- Удалите со своего места старый элемент согласно инструкции выше;
- Обязательно отсоединить обратку радиатора печки, и не пролить охлаждающую жидкость;
- Для установки нового устройства потребуется подключение по стандартной схеме, но с добавлением новой трубки. Это так называемый саксофон, по которому охлаждающая жидкость может быть отправлена обратно в насос;
- Основной нюанс использования термостата на девять из десяти заключается в том, что при запуске холодного двигателя теперь охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому контуру. Сначала нагревается радиатор печки, максимально быстро прогревается салон;
- При достижении необходимой температуры откроется новый блок, и жидкость из системы охлаждения начнет двигаться по большому контуру через основной радиатор.
Замена термостата — полезное решение для тех, кто не хочет мучиться с долгим прогревом салона на зиму. Плюс новый элемент, позаимствованный с ВАЗ 2110 на ВАЗ 2109, позволит двигателю быстрее прогреться, а значит быстрее выйти на дорогу даже в сильный мороз.
ВАЗ-2109, когда требуется замена, какие основные признаки поломки мы расскажем в этой статье. Также в нашей публикации есть подробное описание того, как установить более совершенный термостат с автомобиля модели 2110. Его преимущества будут рассмотрены чуть позже. А начать стоит с теории, нужно разобраться, что за устройство у термостата, какие функции он выполняет в ДВС.
Что такое термостат?
Как видно из самого названия устройства, оно что-то делает с температурой. А если конкретнее, то используется для переключения потоков жидкости в системе охлаждения. Причем термостат, карбюратор или инжектор лежат в основе системы впрыска бензина, имеют одинаковый состав и конструкцию корпуса. При работе любого мотора необходимо обеспечить подогрев дроссельного узла. И он присутствует в любой системе впрыска: и в карбюраторной, и в инжекторной.
Основой любого термостата является специальная пластина, которая изготовлена из материала, называемого биметаллом. Он реагирует на перепады температур и способен из-за этого деформироваться. На этом эффекте основано переключение воздушных потоков: пластина перемещает клапан, который фиксируется пружинами. Преодолев их силу, пластина перемещает клапан, открывая путь потоку жидкости к основному радиатору для эффективного охлаждения.
Признаки поломки
Что может быть первым признаком того, что ВАЗ-2109термостат вышел из строя? Конечно, двигатель перегревается даже при движении с высокой постоянной скоростью. Причина в том, что жидкость продолжает циркулировать по малому кругу, в радиатор не попадает ни капли. И даже включение электровентилятора не поможет, потому что делать это просто бесполезно. Единственное, что может немного улучшить ситуацию, это открытие крана печки и включение обдува салона на максимальную скорость.
Но в жару такое действие не принесет утешения. Наиболее частой поломкой термостата является заедание чувствительного элемента в исходном положении (жидкость движется по малому кругу). Если вдруг такое случилось, то нужно испробовать все методы устранения. Даже несколько легких ударов по корпусу вполне могут открыть клапан. Если такое ЧП случилось в дороге, то придется сливать жидкость, ломать все внутренности термостата, чтобы жидкость циркулировала только по большому кругу. Но не закипит, и можно добраться до места ремонта.
Подготовка к замене
Чтобы автомобиль был полностью готов к замене термостата, нужно дождаться остывания двигателя хотя бы до 40-50 градусов. Крайне опасно работать на огневых работах, можно обжечься. На ВАЗ-2109 выполняется довольно быстро, самая сложная и утомительная процедура – опорожнение системы. Для этого нужно использовать два сливных отверстия, которые расположены внизу радиатора (пробка откручивается вручную) и в блоке двигателя (болт с головкой на 13).
А что делать, если в систему залит антифриз, который имеет достаточно высокую стоимость? Надо постараться его сохранить, чтобы не дорого было ремонтировать машину. Для этого в первую очередь, открыв кран печки, откручиваем хомут на патрубке, идущем к дросселю. Через него необходимо слить максимально возможное количество антифриза. Да, эта процедура медленная, но она позволит вам сохранить практически всю жидкость. Только после него можно откручивать пробки на радиаторе и на блоке двигателя. И не забудьте открутить пробку на расширительном бачке, чтобы повысить давление.
Замена термостата
Снять старый, установить на его место новый — вот и вся процедура замены. Но нужно внимательно осмотреть все трубы системы. Подключен термостат ВАЗ-2109. в системе впрыска — не важно.
При выполнении работ обратите особое внимание на хомуты. Использовать старые крайне нежелательно, лучше установить новые. Кроме того, важным критерием является надежность. Фиксаторы червячного типа очень нежные: стоит приложить чуть больше усилий, как он разваливается. И вероятность повредить трубу очень высока. Если слишком сильно затянуть хомут, можно прорвать резину. Но, конечно же, слабо затягивать его нельзя, так как появятся протечки жидкости. Другими словами, это палка о двух концах. И небольшой совет: перед установкой желательно нанести тонкий слой герметика на поверхность термостата, которая будет соприкасаться с патрубком.
Какой терморегулятор с «десяткой» лучше?
Разумеется, речь не идет о тех моделях, которые ставились на первые выпуски «десятки». Термостат ВАЗ-2109 (карбюратор) очень похож на тот, что устанавливался на первых десятках моделей. Но сейчас это более современные модели. Главное их преимущество в том, что количество зажимов сведено к минимуму. Но термостат не крепится к блоку двигателя короткой трубкой. Корпус прикручен к блоку двигателя двумя шпильками. вкручивается в термостат, поэтому второе отверстие необходимо заглушить.
Кроме того, при настройке терморегулятора с «десятки» на «девятку» появляется возможность немного сэкономить, т.к. можно поменять только чувствительный элемент. Среди пассивных преимуществ — освобождение места под капотом. Корпус термостата становится короче на пять сантиметров, что позволяет легко добраться, например, до регулировочных гаек троса сцепления.
Можно ли установить термостат 2110 на «девятку»?
Частично на этот вопрос был дан ответ в последнем абзаце. Да, на ваз 2109 можно установить термостат ВАЗ-2110, и совершенно не важно, карбюраторная «девятка» или инжекторная. По сути, начиная с «восьмерок», двигатели используются одинаковые. Что уж говорить, даже на современные «Гранты» устанавливают двигатель, который используется на «восьмерках» и «девятках» с 80-х годов. Прогресс, нечего сказать. Конечно, вместо карбюратора теперь более современная инжекторная система впрыска, которая по европейским меркам устарела 5-10 лет назад. И почти все узлы взаимозаменяемы. Есть мелкие отличия, доработки, но это не меняет всей картины.
Заправка системы охлаждения
Заливка жидкости и прокачка системы охлаждения займет у вас несколько минут. В первую очередь проверьте, надежно ли установлены все патрубки, затянуты ли все хомуты. Затем посмотрите, на месте ли пробки блока цилиндров и радиатора. Если нет, то установите их. Теперь можно открыть кран печки и залить в расширительный бачок жидкость. Перестал булькать — закрыл пробку и завел двигатель. Подождите, пока он прогреется до рабочей температуры — около 90 градусов. При необходимости добавьте жидкость в бачок. Необходимо, чтобы его уровень находился между нижней и верхней отметками.
Заключение
С термостатом работы не очень много, но как проверить термостат ВАЗ-2109 вы прекрасно знаете. Окуните в кипяток, если клапан откроется, то элемент исправен. Ремонту не подлежит, поможет только полная замена. Если вы хотите улучшить работу своего двигателя, то, конечно же, разумнее смонтировать термостат от «десятки». Правда, могут возникнуть небольшие трудности, например, мотор не будет набирать температуру. В этом случае стоит пересмотреть соединение элементов системы. В остальном благодаря такой модернизации теплообмен только улучшается.
Термостат автомобиля ВАЗ 2109 предназначен для поддержания температуры охлаждающей жидкости при рабочей температуре 90 градусов. Содержит термостат, который работает при температуре 87 градусов. Термостат ВАЗ 2109 регулирует циркуляцию охлаждающей жидкости системы охлаждения; как известно, система охлаждения состоит из двух контуров: малого контура охлаждения и большого контура охлаждения. Малый круг — циркуляция охлаждающей жидкости осуществляется в обход радиатора системы охлаждения: насос прогоняет охлаждающую жидкость только через головку блока цилиндров. Большой круг — когда помимо циркуляции через блок двигателя жидкость циркулирует через радиатор системы охлаждения.
Другими словами, задача термостата ВАЗ 2109, чтобы температура антифриза была меньше 87 градусов, большой круг охлаждения замкнут; температура антифриза 87 градусов и более, открывается большой круг охлаждения. Большой охлаждающий контур предназначен для предотвращения перегрева двигателя, при открытом термостате антифриз циркулирует по радиатору и остывает.
А как проверить исправность термостата? Если ВАЗ 2109 перегревается, или наоборот, слишком долго греется, то проверка термостата обязательна. Основные неисправности ВАЗ 2109термостата такие:
1) Циркуляция антифриза только по малому кругу. То есть термостат не открывается и не пропускает тосол в большой круг охлаждения. В результате двигатель перегревается.
2) Циркуляция антифриза по большому кругу охлаждения постоянная. То есть термостат постоянно открыт и антифриз всегда циркулирует и по большому и по малому кругу одновременно. При этом двигатель ВАЗ 2109 долго греется и не прогревается до рабочей температуры.
1) Если двигатель ВАЗ 2109 перегревается, то проверка термостата осуществляется следующим образом. Прогреваем двигатель ВАЗ 2109 до температуры 90 градусов и открываем капот. Трогаем радиаторные шланги системы охлаждения: шланг от двигателя к радиатору должен быть горячим, шланг от радиатора
к термостату тоже должен быть горячим.
Причем они должны быть одной температуры, так как при температуре тосола 90 градусов исправный термостат открыт и через него циркулирует тосол. Если шланг от двигателя горячий, а шланг к термостату холодный или чуть теплый, то термостат неисправен , его термоэлемент не открывается и не циркулирует антифриз через радиатор системы охлаждения ВАЗ 2109.
Если оба шланга к радиатору горячие, а двигатель все равно перегревается, то необходимо проверить и помпу на радиаторе. То, что шланги горячие, говорит о том, что термостат открылся, но двигатель перегревается, так как в системе охлаждения нет циркуляции тосола (неисправна помпа).