Датчик на коробке передач – назначение, устройство и принцип работы

Признаки и симптомы неисправного датчика положения переключателя АКПП

Все современные автомобили, оборудованные автоматической трансмиссией, имеют датчик положения переключателя коробки для предотвращения запуска двигателя при включенной передаче. На большинстве автомобилей этот датчик закреплен или на механизме переключения, а именно на корпусе коробки передач, или на самом переключателе. Отказ этого переключателя приведет к невозможности запуска двигателя исправного во всем остальном автомобиля.

Невозможность запуска

Хотя и существуют различия в отдельных конструкциях, но в основном датчик положения переключателя действует как прерыватель между реле стартера и стартером или же между замком зажигания и реле стартера. При нормальной работе внутренняя цепь будет закрываться в нейтральном положении или при включенном стояночном тормозе. Ни в каком другом положении электроэнергия не поступит от замка зажигания к реле или от реле к стартеру. Если стартер автомобиля не включается при переключателе, установленном в нейтральное положение или со включенным стояночным тормозом, то датчик переключателя может быть не вполне исправен.

Сигнал «Проверьте двигатель» и код

Датчик контроля положения переключателя трансмиссии является важнейшим элементом в предотвращении от травм и смертельных случаев, поэтому он может быть частью диагностической системы вашего автомобиля. Изготовитель вашего автомобиля может включить этот датчик в схему обратной связи системы контроля вашей трансмиссии, разрешая компьютеру определять проблему и извещать вас через сигнал «Check engine». Если вы подозреваете неисправность датчика переключателя, а сигнальная лампочка «Check engine» светится, то вам необходимо обратиться к профессиональному механику для распознавания ошибки с помощью сканера. Многие сетевые магазины запчастей делают это бесплатно, но вам для этого сначала надо добраться до них.

Запуск на скорости

Современные датчики положения устроены по принципу «default-off», то есть при их неисправности автомобиль обездвиживается, что исключает его запуск на скорости. Это, правда, не исключает возможности замыкания контактов из-за влаги, попадания на них металлических частиц или стружки, из-за физического повреждения или любой другой неисправности. Если это произойдет, то положительный контакт датчика будет замкнут на корпус или на выводную клемму стартера и допустит, таким образом, запуск двигателя на скорости. Более ранние датчики могут быть не включены в схему «default-off», поэтому неисправность может проявляться постоянно, и поэтому возможен запуск на скорости в этих автомобилях.

ru-akpp.ru

Выход из строя датчиков АКПП

Для управление автоматической коробкой переключения передач электронному блоку управления (ЭБУ) необходимы данные о состоянии того или иного узла, а также об эксплуатационных режимах автомобиля. В АКПП эта задача решается благодаря разнообразным датчикам. Выход из строя любого такого датчика ведет к сбоям в работе АКПП. От проблем с переключением передач, до полной остановки автомобиля.  Правильная работа АКПП зависит от следующих датчиков:

  • скорости;
  • положения селектора переключения режимов АКПП;
  • давления масла;
  • температуры рабочей жидкости;
  • вспомогательных.

В автомобилях с АКПП, как правило, установлено 2 датчика скорости, один из которых устанавливается на входном (первичном) валу, а второй на выходном. Они отвечают за оптимальный подбор передач при определенной нагрузке на двигатель. Также они позволяют контролировать состояние коробки.  Конструктивно они представляют из себя датчики Холла. В некоторых автомобилях их можно найти на корпусе АКПП, открыв капот, под воздушным фильтром или АКБ.

Датчик положения селектора передает информацию ЭБУ о выбранных водителем режимах работы АКПП. Данный датчик расположен на валу селектора в подкапотном пространстве. Помимо ЭБУ АКПП данный датчик передает сигналы на включение фонарей заднего хода, а также стартера в положении «P» и «N».

Датчик давления масла передает данные ЭБУ о работе гидравлической системы. Таких датчиков может быть несколько. Расположены они соответственно в районе гидроблока.

Датчик температуры рабочей жидкости защищает АКПП от перегревов, контролируя температуру масла в коробке. Расположен датчик в масляном картере АКПП, либо в районе прокладки жгута проводки внутри коробки.

К вспомогательным датчикам относят датчики положения педалей газа и тормоза, а также датчик положения дроссельной заслонки. На отдельных автомобилях встречаются датчики, отслеживающие ресурс масла и другие.

Определить вышедший из строя датчик зачастую не составляет большого труда. В случае возникновении проблем, блок управления выдаст код ошибки, который просигнализирует о неисправности конкретного датчика. Конструкция датчиков не предполагает их ремонта. Вместе с тем, они не вечны. Основными причинами выхода из строя датчиков является нарушение герметичности корпуса, термическое повреждение или коррозия. Поэтому датчики, в случае выхода их из строя, меняют на новые. Трудоемкость работы по замене датчиков на прямую зависит от их расположения в автомобиле.

Дополнительно о ремонте АКПП смотри здесь ….

Узнай стоимость ремонта АКПП. Закажи обратный звонок!

akpp.one

какие датчики используются в устройстве автоматической коробки

Гидромеханическая коробка автомат является наиболее распространенным типом АКПП. Работает данный агрегат благодаря тому, что в клапанной плите (гидроблоке) перераспределяется рабочая трансмиссионная жидкость ATF.

Если просто, переключение передач и активация различных режимов становится возможным благодаря подаче трансмиссионного масла под давлением по специальным каналам гидроблока. При этом распределение потоков ATF происходит под управлением электронного блока посредством открытия и закрытия специальных клапанов (соленоидов АКПП).

Чтобы вся система работала корректно, передачи включались своевременно, в ЭБУ постоянно поступает информация от  группы датчиков, которые учитывают положение педали газа, скорость движения ТС, нагрузку на двигатель, температуру ATF, давление трансмиссионного масла и т.д. Далее мы рассмотрим основные датчики АКПП, их назначение и принцип работы.

Датчики в коробке автомат

Итак, основной задачей является плавность работы автоматической коробки передач, быстрота отклика, минимизация износа нагруженных элементов АКПП и т.д.

Если просто, электронная система должна переключать передачи в наиболее подходящий для этого момент. 

Вполне очевидно, что для реализации такой задачи нужно учитывать целый ряд отдельных параметров. По этой причине блок управления АКПП программируется таким образом, чтобы  динамично подбирать наиболее подходящий режим работы трансмиссии с учетом тех показаний, которые фиксируются и передаются датчиками.

В АКПП основными датчики являются:

  • датчик скорости. Этот датчик необходим для определения частоты вращения входного и выходного вала коробки;
  • датчик давления масла АКПП, датчик температуры трансмиссионной жидкости;
  • датчик положения селектора АКПП, который еще называется ингибитор АКПП или датчик переключения передач АКПП;
  • блок управления коробкой автомат тесно связан с ЭСУД всего автомобиля, что позволяет ему получать информацию и от других датчиков.

Датчик скорости АКПП является одним из главных элементов. Зачастую таких датчиков два, один «считывает» частоту вращения первичного (входного) вала, тогда как другой передает на ЭБУ данные о частоте вращения выходного вала или шестерни дифференциала на автоматах переднеприводных машин.

Что касается ЭБУ АКПП, информация с первого датчика позволяет контроллеру определить степень нагрузки на ДВС и подобрать наиболее подходящую передачу. Показания со второго датчика нужны для того, чтобы произвести контроль работы КПП (как выполняется команда ЭБУ, произошло ли включение нужной передачи и т.д.)

Если говорить о датчике скорости и его устройстве, такой элемент является хорошо известным датчиком Холла. Среди частых неполадок следует выделить повреждения корпуса, проблемы с контактами. При этом быстро проверить датчик скорости мультиметром не получится, так что во время диагностики рекомендуется устанавливать заведомо исправный элемент.

Еще добавим, что на некоторых авто также можно встретить индуктивный датчик частоты вращения. Работает датчик по принципу того, что когда зуб шестерни КПП проходит через магнитное поле датчика, в катушке возникает напряжение. Это напряжение формирует сигнал и передается на ЭБУ.

Блок учитывает общее количество зубьев шестерни, что и позволяет рассчитывать текущую скорость. При этом важно понимать, что датчик Холла визуально похож на индуктивный, однако второй вариант сильно отличается по принципу работы, формирует аналоговый сигнал, не использует опорное напряжение и т.д. Кстати, индуктивный датчик можно проверить мультиметром.

  • Датчик положения селектора выбора передач АКПП необходим для того, чтобы блок управления «включил» соответствующий режим работы коробки. Другими словами, этот датчик позволяет блоку определить, как работать гидравлической системе с  учетом положения селектора АКПП (P-N-R-D-2-1, ручное управление M +/-  и т.д.).

Часто указанный датчик называется ингибитор коробки автомат. Этот датчик обычно стоит на валу селектора коробки передач. Также на некоторых АКПП он может быть соединен с приводом золотникового клапана выбора режимов в самом гидроблоке.

Еще датчик положения селектора АКПП отвечает за включения фонарей заднего хода, контролирует работу привода стартера в положениях селектора  P и N. Если говорить об устройстве, такие датчики могут отличаться, однако в основе зачастую лежит потенциометр, изменяющий сопротивление в зависимости от того, в каком положении  находится селектор.

В двух словах, датчик состоит из резистивных пластин и подвижного ползунка, непосредственно связанного с селектором. С учетом того, в каком положении находится ползунок, меняется и сопротивление датчика, что также приводит к изменению выходного напряжения.  

Как правило, со временем этот датчик может прийти в негодность или начать работать некорректно. В отдельных случаях помогает разборка закрытого корпуса и проведение профилактики, однако после этого возможны дальнейшие сбои в работе. По этой причине специалисты рекомендуют сразу менять датчик положения селектора АКПП.

  • Датчики температуры и давления фиксируют параметры, напрямую связанные с ATF. Датчик температуры АКПП необходим по причине того, что от свойств рабочей жидкости, уровня масла и температуры сильно зависит работа фрикционных муфт.

Простыми словами, чтобы защитить фрикционы и коробку от перегрева, устанавливается терморезистор, способный менять сопротивление при изменении температуры. Получается, напряжения датчика меняется в зависимости от температуры ATF, соответствующие сигналы передаю

autoexpert.today

Датчики скорости вращения для управления приводом (коробки передач)

Применение

Датчики управления приводом снимают показания числа оборотов вала в АТ-, ASG-, DSG- и CVT-приводах. Это показания числа оборотов турбин и приводов в приводах AT с гидродинамическим преобразователем крутящего момента, числа оборотов первичного и вторичного шкива в CVT-приводах и числа оборотов обоих валов и приводного вала в DSG-приводах. При наличии высоких требований к динамике регулирования разгона снимаются показания числа оборотов двигателя, ожидаемые на элементе разгона.

Для оптимизации управления сцеплением и предотвращения отката автомобиля назад может потребоваться датчик для определения направления вращения. Используются как: автономные датчики, так: и модели, интегрированные в электронные модули, которые устанавливаются как: внутри привода, так: и снаружи.

Требования

Датчики числа оборотов привода подвергаются высоким нагрузкам вследствие

  • экстремальных температур от -40 до + 150°С;
  • агрессивной среды, обусловленной применением трансмиссионного масла;
  • высоких механических нагрузок с ускорениями до 30g, а также
  • образование металлических частиц вследствие износа деталей в коробке передач.

Эти нагрузки обусловливают высокие требования к электроники, используемой в датчиках. С помощью современной корпусов, не поддающихся воздействию масла, срок службы в трансмиссионном масле может достигать более 15 лет.

Из-за очень компактного исполнения коробок передач обычно невозможно стандартизировать геометрические размеры датчиков. Так, для каждой коробки передач требуются специальные модели датчиков, которые различаются по длине, направлению снятия показаний и монтажному фланцу в интегрированных модульных типах. В автономных датчиках еще одной переменной является положение монтажной втулки и модель штекера.

Рис. Модели датчиков:

  • а Нижнее считывание показаний
  • b Боковое считывание показаний
  • с Наклонное считывание показаний
  1. Направление считывания показаний

Для реализации всего спектра функциональных требований используются ASIC Холла (Application Specific Integrated Circuit — специализированные интегральные микросхемы) различной степени сложности алгоритмов обработки данных.

Рис. Сложность требований

Если для считывания числа оборотов используется ферромагнитное триггерное колесо или триггерная зона (с зубцами, с насечками или выштамповками) на вращающихся компонентах привода (коробки передач), то магнитное поле, необходимое для работы датчика Холла, создается магнитом с напряжением отрицательного смещения. Он расположен в датчике сразу за специализированной интегральной микросхемой.

Компактные модели коробок передач все больше нуждаются в возможности считывать показания числа оборотов на больших расстояниях (магнитные воздушные зазоры) через вращающиеся немагнитные компоненты или стенку корпуса. Для таких условий эксплуатации используются мультиполюсные кольца (магнитные кольца), в датчике не используется магнит с напряжением отрицательного смещения.

Конструкция

Рис. Датчик Холла с двухпроводным интерфейсом

Специальные интегральные микросхемы Холла, применяющиеся в датчиках скорости вращения привода, в зависимости от магнитного интерфейса фиксируются в держателе в присутствии магнита с напряжением отрицательного смещения или без него, электрический контакт создается посредством сварки, затем микросхемы устанавливаются в корпус, заливаются эпоксидной смолой или — в моделях, которые устанавливаются снаружи привода (коробки передач) — устанавливаются в оболочку, не пропускающую масло, посредством покрытия бесшовной оболочкой на экструдере. Датчик имеет двухпроводной интерфейс, сочетающий в себе оптимальные диагностические способности с минимальным числом электрических соединений. Два разъема служат как для питания интегральных микросхем Холла, так: и для передачи сигнала.

Принцип действия

Дифференциальные датчики Холла разработаны специально для измерения угловой скорости вращения. Датчик содержит два интегрированных элемента Холла, разнесенных на небольшое расстояние. Сигналы от двух элементов Холла алгебраически вычитаются в встроенном дифференциальном усилителе. Одновременно компенсируется большая часть помех.

Разностный сигнал дополнительно усиливается в некоторых типах интегральных схем и только затем преобразуется в цифровой.

При этом формируется сигнал с двумя уровнями тока (стандартно 7 мА при низком уровне и 14 мА при высоком уровне), частота которого соответствует частоте смены зубцов зубчатого колеса и таким образом рассчитывается число оборотов. Обработка сигнала осуществляется в блоке с помощью измерительного резистора Rm, который преобразует ток датчика Is в напряжение сигнала URM.

В целом принцип действия разностной интегральной микросхемы Холла зависит от того, установлен ли датчик на стальном триггерном колесе или мультиполюсном кольце (a и b).

Рис. Принцип действия датчика скорости вращения привода

  • а Расположение триггерного кольца
  • b Расположение мультиполюсного кольца
  • с Разностный сигнал между датчиками Холла R и С
  • d Разностный сигнал между датчиками Холла С и L
  • е Выходной сигнал для направления вращения вправо
  • f Выходной сигнал для направления вращения влево
  1. Триггерное кольцо
  2. Датчики Холла L и R (С опционно для определения направления вращения)
  3. Постоянный магнит (back-bias)
  4. Мультиполюсное кольцо
  5. Смещение фаз в зависимости от направления вращения

В некоторых коробках передач реализованы функции, для которых необходимо определение положения «стоп». Для такого использования датчик должен иметь максимально возможную невосприимчивость к изменениям воздушного зазора, обусловленным вибрациями, и вращательным колебаниям триггерного кольца. Свойство датчика — обозначенное как: невосприимчивость к вибрациям — при использовании дифференциальных датчиков, содержащих два интегрированных элемента Холла можно реализовать только очень ограниченно. Благодаря использованию трех датчиков Холла получаем два сдвинутых по фазе разностных сигнала. С их помощью можно определить направление вращения (рис. с..f) и повысить невосприимчивости к вибрациям.

Стандартные параметры датчиков «Value» (обычные датчики) и «High feature» (улучшенные датчики) отличаются величиной воздушного зазора (максимальное расстояние от датчика до зубчатого колеса), диапазоном частоты сигнала (оборотов колеса) и встроенными дополнительными функциями.

Таблица. Параметры

Сложность конфигурации привода, ограничения монтажного пространства, включая все конструкционные краевые условия и функциональные требования, вынуждают к использованию нестандартных вариантов решений. Для них характерны комбинации интегральных микросхем, варианта корпуса, механических и магнитных интерфейсов датчика, разработанных под конкретные системные требования.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Датчик заднего хода: возможные неисправности

Ищем двух авторов для нашего сайта, которые ОЧЕНЬ хорошо разбираются в устройстве современных автомобилей.
Обращаться на почту [email protected]

string(10) "error stat"

Каждый автомобилист, скорее всего, осведомлён, что одна из важнейших его обязанностей при езде по дорогам общего пользования заключается в оповещении других участников движения о намерении совершить тот или иной манёвр. К примеру, для указания о желании повернуть влево или вправо используются специальные указатели, управляемые специальным рычагом.

Однако прогресс не стоит на месте, и некоторые оповестительные сигналы подаются машиной автоматически. Ярким примером этому служит задний ход машины, при реализации которого задние фары бело-лунного цвета загораются автоматически и заблаговременно. Происходит это благодаря наличию в конструкцию автомобиля специального датчика. Именно о принципах его работы и ремонта поговорим в приведённой ниже статье.

Машина, едущая назад

Устройство и принципы работы датчика

Движение задним ходом – одна из важнейших среди имеющихся возможностей любого автомобиля. Именно включение задней скорости позволяет машине двигаться обратно без использования разворота на 180 градусов. Благодаря такой возможности, водитель не только может удобно располагаться в парковочных зонах в процессе движения на машине, но и существенно экономить своё время при выполнении целого ряда манёвров.

Сдавая назад, автомобилисту важно не только внимательно следить за соблюдением ПДД и контролем расположения стоящих позади объектов, но и быть уверенным в том, что каждый сторонний участник движения осведомлён о желании с его стороны двигаться обратным ходом. К счастью всех автолюбителей, процесс оповещения в этом плане полностью автоматизирован и происходит посредством использования датчика заднего хода, установленного непосредственно в конструкции автомобиля. Учитывая столь важную функцию этой составляющей машины, каждый автовладелец должен следить за его исправным состоянием и, при необходимости, ремонтировать.

Работает датчик включения заднего хода по несложному принципу, суть которого заключается в следующем:

  1. Автомобилист, желая продвинуться в обратном направлении, включает заднюю передачу;
  2. Рычаг КПП, достигая определённого места, переводит включатель/выключатель (датчик) фар заднего хода в положение «ВКЛЮЧЕНО» и они, соответственно, загораются;
  3. После того, как манёвр завершён, водитель меняет заднюю скорость на первую или нейтральную, что и отключает ранее включённые фары.

Электрическая схема датчика заднего хода довольно-таки проста, если ни сказать, что примитивна. Её работа, как правило, основана на использовании концевого переключателя, который представляет собой некоторую кнопку, расположенную на пути движения рычага КПП по пути хода задней скорости и прижимающуюся/отжимающуюся при включении/отключении таковой. То есть, задаваясь вопросом по поводу того, как поменять датчик заднего хода, стоит быть готовым к частичному разбору коробки передач, ибо данный узел устанавливается именно в неё или в пределах её функционирования.

Датчик заднего хода

 

Возможные неисправности

Ремонт датчика заднего хода – пожалуй, именно то, от чего не застрахован никто. Случается так, что узел требуется заменить лишь по той причине, что он попросту не работает. Как же действовать в такой ситуации? В первую очередь, важно понять – почему датчик неисправен или работает некорректно.

На сегодняшний день принято выделять следующие возможные неисправности узла:

  • произошло окисление контактов в каком-то месте электронной цепи;
  • датчик «разболтался» или вышел из строя;
  • случился «пробой» в электроцепи идентификатора;
  • контакт датчика и монтажного блока нарушен;
  • его предохранитель перегорел;
  • перегорели лампы задних фар («стопари»).

Симптоматика неисправности датчика заднего хода, наверное, понятна всем – соответствующие фары находятся в нерабочем состоянии или функционируют крайне некорректно. Эксплуатировать автомобиль в таком состоянии просто недопустимо, поэтому первоочередно при появлении проблемы с узлом стоит задуматься о том, где находится датчик заднего хода и как правильно его отремонтировать. Об этом более детально поговорим ниже.

Диагностика датчика

Ремонт датчика: замена и диагностика неисправности

Полная замена датчика заднего хода – однозначно, не то, что следует делать первоочередно при неправильной работе «стопарей». Перед демонтажем старого узла и монтажом нового важно исключить возможность ручного ремонта цепи и лишь после этого прибегать к замене. В типовом варианте порядок ремонта датчика выглядит так:

  1. Для начала необходимо проверить непосредственно датчик заднего хода на работоспособность и фары задних фонарей. Предвидя ряд вопросов от наших читателей относительно проведения этих процедур, сразу же дадим несколько экспресс-ответов:
    • Как снять датчик? – Очень просто, найдите его на коробке передач и выкрутите по типу обычной свечи зажигания;
    • Как проверить датчик на работоспособность? – Снимите его с автомобиля, вмонтируйте в иную электроцепь и проверьте работоспособность нажатием на штекер. При нормальном функционировании цепь должна замыкаться и, к примеру, лампочка на её конце загораться. В ином случае датчик неисправен;
    • Как проверить лампочки фонарей? – Также снимите их с автомобиля и вмонтируйте в другую электроцепь. При нормальной работе они, естественно, должны загореться. В ином случае лампочки перегорели и требуют замены.Демонтаж датчика заднего хода
  2. Допустим, датчик и лампочки фонарей в норме. Что делать дальше? В первую очередь, стоит обратить внимание на предохранитель датчика заднего хода. Для каждой модели авто он индивидуален, поэтому узнать о его номере конкретно в вашем случае можно воспользовавшись соответствующей техдокументацией. Предохранитель должен быть не перегоревшим, что не удивительно. Если «защитник» перегорел, то следует его отсоединить из цепи и заменить на новый;Местоположение предохранителя датчика заднего хода
  3. До сих пор нет результата? Остаётся лишь прозванивать всю цепь датчика, выявлять наличие пробоя и проводить установку исправных деталей взамен неисправных.Проверка цепи датчика на наличие пробоя

Отметим, что в большинстве случаев ремонт датчика заднего хода автомобиля заканчивается либо на первом, либо на втором шаге ремонта. Учитывая абсолютную несложность ремонтных мероприятий, стоит лишь провести их правильно и в должной мере, тогда проблемы с узлом дискомфорта уж точно не доставит.

Пожалуй, наиболее важная информация по рассматриваемому вопросу подошла к концу. Надеемся, сегодняшний материал дал ответы на интересующие вас вопросы. Удачи на дорогах и в ремонте!

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

11.10. Автоматическая коробка передач



Автоматическая 4-ступенчатая коробка передач
001 устанавливается в сочетании с четырехцилиндровым двигателем 75 л.с.
для Polo.

В начале движения автоматическая коробка передач берет на себя функцию традиционного
сцепления. Во время поездки автоматика выполняет обычную работу по переключению
передач. В качестве смазки автоматической коробки передач служит ATF (Automatic
Transmission Fluid – жидкость для автоматической коробки передач), для которой
предусмотрено 5,7 л наполнителя длительного срока действия со спецификацией
G 052 990 А2. Существенными узлами автоматической коробки передач являются:
преобразователь крутящего момента, планетарные передачи и гидравлическое и/или
электронное управление коробкой передач. Планетарные передачи являются механическим
узлом автоматической коробки передач и переключаются посредством сцепления и
торможения без прерывания силового потока. Вращающиеся узлы в коробке передач
фиксируются ленточным и пластинчатым тормозным механизмом. Преобразователь крутящего
момента передает крутящий момент двигателя на коробку передач и служит гидравлическим
сцеплением в начале движения.

Автоматическая коробка передач сегодня немыслима без большого применения электроники.
Она располагает собственным блоком управления, который постоянно обменивается
информацией с блоком управления двигателем. Тот посылает информацию о числе
оборотов двигателя, расходе топлива и положении дроссельной заслонки. Другие
важные для автоматической коробки передач данные поступают от блока управления
ABS (для блокировки пробуксовывания), от рычага-селектора коробки передач и
различных датчиков в коробке передач.

Как и все коробки передач, у автоматической коробки передач есть свое обозначение
(стрелка), состоящее из букв (в примере ESK) и даты выпуска.

Преобразователь крутящего момента

Между планетарной коробкой передач и двигателем размещается гидравлический
преобразователь крутящего момента, который посредством жидкости в гидротрансформаторе
передает крутящий момент двигателя на коробку передач. Для этого двигатель в
преобразователе крутящего момента приводит в действие шестерню насоса – жидкость
ATF посредством так называемого реактора отжимается к ротору турбины, связанному
с коробкой передач, и приводит его в движение.

Между шестерней насоса и ротором турбины всегда существует некоторое различие
в частоте вращения. Оно самое большое в начале движения и снижается по мере
увеличения скорости. На высоких оборотах передается только 85% крутящего момента
двигателя – причина повышенного расхода топлива по сравнению с переключающейся
вручную коробкой передач.

Чтобы устранить этот недостаток, автоматические коробки передач снабжаются сцеплением
для блокирования гидротрансформатора. Оно не похоже на диск сцепления: при замкнутой
блокировке сцепления фрикционная накладка нажимает на крышку гидротрансформатора,
на другой стороне сцепление с геометрическим замыканием соединено зубцами с
входным валом коробки передач.

Шестеренчатый насос масла коробки передач ATF (Automatic Transmission Fluid)
имеет привод от преобразователя крутящего момента.



Преобразователь крутящего момента: у него
имеется деталь привода (стрелки) для насоса ATF. При монтаже нужно проследить
за тем, чтобы этот привод вошел в выемки на внутренней шестерне насоса
ATF.

Датчики


  • Датчик числа оборотов на входе коробки передач:
    этот сигнал
    нужен блоку управления, чтобы как можно мягче регулировать переключение передач.
    Если этот датчик выходит из строя, коробка передач работает по программе аварийного
    режима.

  • Датчик числа оборотов коробки передач:
    этот датчик информирует
    о скорости движения. От нее зависит выбор передачи и регулировка давления
    переключения передач. Если датчик выходит из строя, используется аварийный
    режим работы.

  • Тумблер резкого нажатия на педаль газа:
    если водитель
    отжимает педаль газа до упора, то коробка передач осуществляет переключение
    напрямую на две ступени ниже, затем включает следующую ступень. Если водитель
    долго прижимает педаль газа к полу, то отключается климатическая установка
    для того, чтобы получить больше мощности двигателя. Если этот выключатель
    выходит из строя, то блок управления получает соответствующую информацию от
    датчика дроссельной заслонки.

  • Тумблер огней стоп-сигнала:
    блок управления отключает
    блокировку рычага-селектора стоящего автомобиля, если нажимается педаль тормоза.
    Если автомобиль катится и нажат тормоз, то компьютер выбирает программу движения
    под гору и переключает на более низкую передачу.

  • Датчик температуры масла в коробке передач:
    если температура
    масла в коробке передач поднимается выше 120°С, то шунтирование гидротрансформатора
    происходит раньше.

  • Сигнал от блока управления ABS/ASR:
    если активизируется
    регулировка пробуксовывания, то автоматика переключает передачи реже и сдвигает
    моменты переключения передач.

  • Сигналы от блока управления двигателем
    о числе оборотов,
    расходе топлива и положении дроссельной заслонки. Вся эта информация нужна
    для оптимального переключения передач. Если связь нарушается, коробка передач
    работает в аварийном режиме.

Программа аварийного режима работы

Если выходят из строя важные датчики, блок управления переключается на программу
работы в аварийном режиме. Ваш автомобиль сохраняет рабочее состояние, но, разумеется,
должен как можно быстрее попасть в мастерскую. В этой программе все электромагнитные
клапаны в коробке передач обесточены и отжимаются в свое положение пружинами.
Автомобиль может двигаться вперед только на четвертой передаче. Задний ход еще
функционирует, но сцепление для блокирования гидротрансформатора больше не замыкается.
В таких ситуациях наблюдайте за индикатором передач на спидометре: если все
сегменты загораются, блок управления еще работает. Если все они темные, то блок
управления больше не функционирует. В этом случае не активизируется блокировка
рычага-селектора.




Положения рычага-селектора


Р (парковка):
в этом положении приводная шестерня
в синхронизированной передаче коробки передач заблокирована. При
этом захват зацепляет снабженную кулачками шестерню на приводной
шестерне синхронизированной коробки передач. Колеса в этом положении
не вращаются и остаются заблокированными. Если вы паркуете свой
автомобиль, то должны поставить рычаг-селектор в положение «Р».
Чтобы вывести рычаг-селектор из этого положения, нужно нажать на
педаль тормоза.

R (передача заднего хода):
чтобы включить эту передачу,
автомобиль должен стоять, а двигатель работать на холостом ходу.
Если во время движения вперед ошибочно включается передача заднего
хода, то предохранительный клапан управления не допускает сцепления
передачи.

N (нейтральное положение):
в этом положении между
двигателем и приводными шестернями нет соединения. В отличие от
положения «Р» приводные шестерни не заблокированы. Для вывода рычага-селектора
из этого положения нужно нажать педаль тормоза.

D (приведение в движение):
в этом положении крутящий
момент двигателя переносится на приводные шестерни. Если при этом
автомобиль «ползет» вперед, то этому можно воспрепятствовать путем
легкого торможения. При ускорениях существует нормальный режим движения
на всех скоростях (3, 2, 1).

Блокировка рычага-селектора:
для того чтобы включить
«R» и «Р», а также выключить «Р», нужно нажать на рычаге-селекторе
боковую блокировочную кнопку. Двигатель можно запустить стартером
только при положении рычага-селектора «Р» или «N». При включенной
передаче «R» или «D» выключатель безопасности блокирует запуск.

Блокировка извлечения ключа зажигания:
ключ вынимается
только в положении «Р».



Рычаг-селектор 4-ступенчатой
автоматической коробки передач.






Если ваш автомобиль с автоматической коробкой передач не заводится,
подталкивание и буксировка не помогут. Гидравлический преобразователь
крутящего момента не может создать соединение, если двигатель не
работает. Поэтому вначале сделайте попытку с вспомогательным проводом
для запуска двигателя. Если вы хотите отбуксировать свой автомобиль,
то только путем движения вперед при рычаге-селекторе в положении
«N». При этом скорость не должна превышать 50 км/ч и расстояние
50 км – иначе не хватит смазки в коробке передач из-за перегрева.
В сомнительном случае лучше эвакуируйте автомобиль на автопогрузчике.

С буксирующим автомобилем можно приподнимать только переднюю часть
машины.

carmanz.com

Где находиться и как проверить датчик скорости

В современных автомобилях за впрыск горючей смеси на разных режимах работы двигателя отвечает электронный блок управления и разные датчики, в том числе и датчик скорости toyota. ЭБУ, анализируя состояние авто по многим факторам, оперативно проводит расчеты, четко дозирует количество горючей смеси и определяет время, на которое открывается форсунка определенного цилиндра двигателя в необходимый момент времени.

Контроллер должен получать информацию от датчиков автомобиля:

  • про скорость движения;
  • о положении дроссельной заслонки;
  • о положении коленчатого вала двигателя;
  • температуре воздуха и охлаждающей жидкости;
  • о наличии детонации и другие данные.

Назначение

Датчик скорости предназначен для информирования электронного блока управления о скорости движения автомобиля. Кроме этого, на него возложена также информационная функция – показания спидометра на панели управления.

Режимы работы двигателя, которые связанные с отсеканием подачи топлива в случае закрывания дроссельной заслонки, когда автомобиль находится в движении, а также плавность перехода двигателя на режим холостого хода, зависят от оборотов двигателя и скорости движения. Блок управления, получив необходимые импульсы, подстраивает или меняет параметры режимов работы двигателя. Поэтому, при движении автомобиля на высокой скорости холостые обороты поддерживаются чуть выше, чем при движении на малой скорости или на стоящем авто.

Принцип работы

Схема датчика скорости

Принцип работы датчика скорости

Многие автолюбители не знают, где находится датчик скорости и особенно принцип его работы. Датчик скорости toyota монтируется на корпусе коробки переключения передач.

Принцип работы достаточно простой и основан на эффекте Холла. Во время движения автомобиля от датчика к электронному блоку управления передаются импульсы напряжения, частота которых прямо пропорциональна скорости вращения ведущих колес автомобиля. Задача устройства сгенерировать определенное количество частотных импульсов за один оборот колеса автомобиля. Эти импульсы являются своего рода частотным сигналом контроллеру для проведения необходимых расчетов. Каждый автомобиль при проектировании рассчитывается на колеса определенных размеров. Поэтому, в случае установки на машину колес другого не предусмотренного изготовителем типоразмера, скоростные показания автомобиля могут несколько измениться.

Датчик скорости за каждый пройденный километр генерирует приблизительно 6004 импульса. Контроллер по временным интервалам между импульсами определяет скорость движения автомобиля. Данные о скорости движения после вычисления отображаются также на спидометре в удобной для водителя форме.

Последствия выхода устройства из строя

Электронная система авто регулярно диагностирует все датчики, установленные на автомобиле, в том числе и датчик скорости. Система диагностики определяет неисправность какого-либо датчика по отсутствию от него сигнала.

Если от неисправного датчика движения отсутствует сигнал, электронный блок управления автомобиля не может определить состояние автомобиля: движется он или стоит на месте. И только когда двигатель начнет работать на больших оборотах при повышенной нагрузке и соответственно увеличивается расход потребляемого воздуха, система определяет, что автомобиль находится в движении. Если при таких условиях от устройства по-прежнему нет сигналов (импульсов), то электронный блок управления выдает ошибку CHECK ENGINE.

Неисправность датчика скорости влияет в первую очередь на поддержание и регулирование оборотов холостого хода во время движения автомобиля. Так при резком отпускании педали акселератора или при выключении передачи коробки переключения передач (резкое понижение нагрузки на двигатель), двигатель может заглохнуть. При резком нажатии на акселератор, например для динамичного разгона, существенно будет чувствоваться потеря динамических характеристик двигателя при разгоне. Двигатель будет останавливаться (глохнуть) при движении автомобиля накатом или при переключении передач.

Расположение датчика скорости на АКПП

Расположение датчика скорости на АКПП крупным планом

Проверить устройство можно 3 способами, для двух первых нужен мультиметр.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ

  1. датчик снимается;
  2. при помощи мультиметра нужно выяснить, за что отвечает каждый контакт, нужно найти импульсный;
  3. плюсовой щуп соединяется с импульсным контактом, а минусовой – с кузовом или двигателем автомобиля;
  4. на ось датчика надевается кусок трубки и вращается с небольшой скоростью, мультиметром при этом измеряется напряжение: чем выше скорость вращения, тем выше частота импульсов и напряжение.

ВТОРОЙ СПОСОБ (БЕЗ ДЕМОНТАЖА)

  • при помощи домкрата вывешивается одно из передних колес машины;
  • мультиметр соединяется с проводами датчика;
  • необходимо вращать колесо и контролировать, появляются ли импульсы (если да – устройство нормально работает).

ТРЕТИЙ СПОСОБ (БЕЗ МУЛЬТИМЕТРА)

При отсутствии измерительного прибора, проверка может быть выполнена с помощью контрольной лампы или обычной 12-вольтовой лампочки. Порядок действий аналогичен второму способу.

  1. от датчика отсоединяется импульсный провод;
  2. при включенном зажигании при помощи контрольной лампы нужно найти «плюс» и «минус»;
  3. вывешивается колесо;
  4. контрольная лампа соединяется с сигнальным проводом, колесо вращается (если на контрольке загорается «минус» — датчик работает).

Если контрольной лампы под рукой не оказалось, можно использовать 12-вольтовую (например, из поворотника). Проводом соединяется плюс аккумулятора и сигнальный контакт. Если датчик работоспособный, лампочка будет моргать.

Если проверка показала, что устройство исправно, нужно проверить, как работает его привод. Для этого вывешивается переднее колесо. На ощупь необходимо отыскать привод датчика. Затем ногой нужно вращать колесо, а рукой контролировать, есть ли вращение в приводе и стабильно ли оно.

Замена датчиков

Причинами выхода из строя датчиков скорости бывает короткое замыкание в проводке при соприкосновении проводов с выпускным коллектором, которые от высокой температуры начинают плавиться.

Оригинальный датчик

 

Андрей Гончаров, эксперт рубрики «Ремонт автомобилей»

dek-auto.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о