Дизель смд – Двигатели СМД: технические характеристики, устройство, отзывы

Содержание

Двигатели СМД: технические характеристики, устройство, отзывы

Двигатели СМД — это дизельные моторы. Их производство было налажено еще в далеком 1958 году на Харьковском заводе. Двигатели серийного производства этой марки предназначались для эксплуатации в сельскохозяйственной технике — тракторах, комбайнах и т.д. Однако в 2003 году производство было прекращено, так как закрылся завод-изготовитель.

Общие сведения

В линейку двигателей СМД входят такие моторы, как:

  • четырехцилиндровый с рядным расположением цилиндров;
  • шестицилиндровые рядные;
  • агрегаты с шестью цилиндрами V-образные.

Также важно отметить, что любой из этих моторов отличается высокой надежностью. Данный параметр обеспечивается за счет правильно принятых конструкторских решений, которые даже по нынешним меркам вполне могут обеспечить длительный срок эксплуатации данного мотора. На сегодняшний день производство данного типа агрегатов было налажено на Белгородском моторном заводе.

Технические параметры

Технические характеристики двигателей СМД следующие:

  • Рабочий объем цилиндров равен 9,15 литрам.
  • Мощность данного агрегата равна 160 л.с.
  • Количество вращений коленчатого вала доходит до 2000 оборотов в минуту, номинальное минимальное значение равно 800 оборотов в минуту, а максимальное номинальное равно 2180 оборотов в минуту.
  • Количество цилиндров в двигателях СМД равно 6.
  • Места расположения цилиндров в моторе V-образные, при этом угол развала равен 90 градусов.
  • Диаметр каждого цилиндра — 130 мм.
  • Ход поршня равен 115 мм.
  • Система охлаждения у данного мотора водяная, замкнутого типа, а также снабжена принудительной вентиляцией.
  • В характеристиках двигателя СМД также предусмотрена комбинированная система смазки, система пуска представлена в виде пускового двигателя П-350, обладающего дистанционным запуском.

Установка таких двигателей производится на такие типы тракторов, как Т-150, Т-153, Т-157.

Описание двигателя

Линейка шестицилиндровых V-образных двигателей СМД представлена такими моторами, как СМД 60…65 и их более мощными версиями — это СМД 72 и 73.

По своим конструктивным особенностям СМД 60 — это четырехтактное силовое устройство с непосредственным впрыском дизельного топлива. Из основных деталей этого двигателя выделяется блок-картер. В данном типе мотора он предназначен для того, чтобы объединить в один цельный блок цилиндры и добавить к ним верхнюю часть картера коленчатого вала. Необходимая жесткость в таком моторе достигается за счет наличия перегородок между цилиндрами и торцевыми стенками блока-картера.

Охлаждение данного двигателя осуществляется при помощи воды. В зимнее время в этой системе допускается замена воды на антифриз. В системе имеется центробежный водяной насос, который и обеспечивает необходимую циркуляцию жидкости по всей замкнутой системе охлаждения.

Обслуживание

Техническое обслуживание этих двигателей сводится к тому, что требуется постоянный контроль его работы, а также своевременное проведение регламентных работ, которые прописываются в инструкции по эксплуатации каждого двигателя. Производитель может гарантировать, что: мотор будет работать долго и безотказно; сохранять все свои мощностные показатели на протяжении всего срока службы; отличаться высокой экономичностью; только в том случае, если будет обеспечено необходимое техническое обслуживание, прописанное в инструкции.

К ремонту двигателей СМД прибегают чаще всего из-за того, что возникают неисправности, а они, в свою очередь, появляются только из-за несоблюдения правил эксплуатации. Если произошел выброс картерного масла через выхлопную трубу, то в качестве ремонтных работ, необходимо длительное время эксплуатировать мотор на малых или холостых оборотах. Если выброс масла произошел через картер маховика, то для этого есть две причины: самоподвижный сальник был деформирован, уплотнительное кольцо редуктора было срезано. В качестве ремонта необходимо заменить вышедшие из строя части.

СМД-23, СМД-24, СМД-31А

Устройство двигателей СМД этой линейки следующее:

  • дизельные двигатели четырехтактные;
  • непосредственный впрыск топлива производится в камеру в поршне;
  • обладает жидкостной системой охлаждения;
  • снабжены турбонаддувом и промежуточной системой охлаждения воздуха, нагнетаемого в цилиндры.

Технические параметры данных двигателей также полностью соответствуют нынешним требованиям. Литровая мощность СМД 23 равна 19,9 кВт/л, а для двигателя СМД-31А 18,2 кВт/л. Удельная металлоемкость данных двигателей, как и удельный расход топлива, также находятся на высоком уровне. Расход масла на угар составляет от 0,4% до 0,5% по отношению к расходу топлива. Достижение таких высоких показателей стало возможным из-за того, что в системе используется турбонаддув воздуха в цилиндры, а также происходит охлаждение надувочного воздуха. Кроме того, в этих моторах также реализовано масляное охлаждение поршней, демпфирование крутильных колебаний и улучшен температурный режим работы дизеля, посредством введения водомасляного теплообменника.

СМД-62

Установка таких двигателей осуществляется на тракторы Т-150. Сам агрегат состоит из таких частей, как: блок-картер, кривошипно-шатунный механизм, две головки цилиндров, система охлаждения и система смазки, механизм распределения газа (ГРМ).

Размещение цилиндров в таком моторе осуществлено под углом в 90 градусов или 1,53 радиан. Также эти цилиндры выполняются в виде единого блока с верхней частью картера. Для осуществления процесса очистки топлива в этом двигателей имеется два вида фильтров. Один предназначается для тонкой очистки топлива, другой для грубой очистки. Для того чтобы очищать воздух, поступающий в цилиндры, в двигателе предусмотрена система воздухоочистки, которая представлена в виде бумажных фильтрующих элементов. Для того чтобы запустить данный двигатель, используется одноцилиндровый бензиновый пусковой двигатель. Передача вращения от этого двигателя к маховику СМД-62 осуществляется посредством редуктора с одной ступенью.

Стоимость и отзывы о двигателе СМД

Стоит отметить, что стоимость этих двигателей очень низкая. Ее нельзя сравнить с импортными аналогами. Низкой стоимостью отличаются и все комплектующие для этих агрегатов, которые могут понадобиться при ремонте. Также стоит отметить, что, несмотря на длительный перерыв в производстве этих моделей, запасных частей на них очень много и найти их нетрудно, так как раньше этих двигателей выпускалось слишком уж много.

Однако стоит заметить, что низкая стоимость у них не просто так. Отзывы о СМД-21, к примеру, не самые приятные. Несмотря на то что капитальный ремонт проводился раз в год, максимальная скорость была лишь 80 км/ч при езде с горки и выжатом сцеплении, а если не выжимать — то 60 км/ч. Также владельцы говорили о том, что от вибрации в двигателе постоянно все раскручивалось. Единственный плюс, который выделялся по отзывам пользователей, это расход топлива, который составлял всего лишь 20 литров на 100 км.

fb.ru

Двигатель СМД: характеристики, описание, обслуживание, ремонт

Двигатель СМД — это, силовые агрегаты, которые выпускались заводом «Серп и Молот» в Харькове, СССР. Моторы предназначались для использования на тракторах и сельскохозяйственной технике. Но, к сожалению, в 2005 году завод закрыли.

Продукция завода

Завод «Серп и Молот» выпускал массовые и серийные дизельные двигатели для сельхозтехнике. Тяговая мощность их высокая, а поэтому моторы ставились на тракторную и строительную технику.

В последние годы, завод производил следующие модели двигателей:

безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели:

  • СМД-15Н.08 и СМД-15Н.09 мощностью 68 л.с. для трактора «ЮМЗ» г. Днепропетровск;
  • СМД-14Н.02, СМД-14Н.10; СМД-14Н.16 для различной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчики, дорожные катки и погрузчики;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом:

  • СМД-18Н, СМД-18Н.01 мощностью 100 л.с. для тракторов ДТ-75 «ВгТЗ» г. Волгоград и лесохозяйственных тракторов ТДТ-55 и ЛХТ-55 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-17Н для экскаваторов «АТЭК» г. Киев;

4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-19Т.02 мощностью 120/145 л.с. для трактора ХТЗ-120;
  • СМД-19Т.05 мощностью 145 л.с. для фронтального погрузчика Т-156 «ХТЗ» г. Харьков;
  • СМД-20Т.04 мощностью 125 л.с для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 «ОТЗ» г. Петрозаводск;
  • СМД-21, СМД-22 и СМД-22А мощностью 145 л.с для зерноуборочных комбайнов СК-5М «Нива», СКД-6М «Енисей-1200».

6-ти цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха:

  • СМД-31А мощностью 235 л.с. для зерноуборочного комбайна «Дон-1500» АО «Ростсельмаш» г. Ростов;
  • СМД-31.16 мощностью 265 л.с. для зерноуборочного комбайна КЗС-9 «Славутич» АО «Херсонские комбайны» г. Херсон;
  • СМД-31.20 мощностью 230 л.с. для зерноуборочного комбайна «Обрий» ГП «Завод имени Малышева» г. Харьков.

Краткая история

Завод СМД был основан в 1881 году. Сначала, выпуска двигателей не было, и специалисты производили сельскохозяйственные орудия труда. До 1922 года завод назывался: завод земледельческих машин Товарищества «М. Гельферих-Саде».

В 1949 году на заводе «Серп и Молот» была оборудована первая линия по сборке силовых агрегатов и открыто конструкторское бюро.1950 год — начало производства первых бензиновых моторов для комбайнов. В 1958 году в серийное производство поступает дизельный мотор СМД.

Вывод

Двигатель СМД — это часть истории автоиндустрии, а именно выпуска дизельных отечественных моторов. За всю историю было выпущено достаточно большое количество моторов, которые пользовались высокой популярностью.

avtodvigateli.com

Двигатель СМД-18 технические характеристики и устройство


Двигатели СМД представляют собой дизельные моторы, широко использовавшиеся для сельскохозяйственной техники во времена СССР. Популярность таких моторов в советский период можно объяснить техническими характеристиками двигателя СМД, соответствующими лучшим стандартам Советской сельхозтехники.

Характеристика двигателя

Харьковский завод стал первой платформой, на которой запустили производство двигателя СМД в далёком 1958 году. Этот механизм стал одной из самых востребованных деталей, употребляемых для сборки тракторов, культиваторов и комбайнов. В начале нулевых производство моторов СМД было приостановлено в связи с появлением более усовершенствованных аналогов на рынке техники.

Двигатель СМД-18

Модельный ряд подобных двигателей представлен следующими вариантами:

  • Мотор из 4 цилиндров
  • Комбинация из 6 цилиндров
  • V-образные механизмы с 6 цилиндрами

Моторы данной комплекции были вытеснены более актуальными моделями, но их технические параметры вполне конкурентоспособны в мире современных агрегатов. Технические характеристики двигателей СМД представлены следующими показателями:

Топливный насос для двигателя СМД-18

  • Максимальная мощность– 100 л.с.
  • Эксплуатируемая мощность – 95 л.с.
  • Средняя частота вращения – 1800 об/мин
  • Вращение на холостом ходу – 600 об/мин
  • Объём цилиндров – 9,15 л
  • Число цилиндров – 6 шт
  • Расход топлива – 164 г/л.с.ч
  • Угол поворота цилиндров – 90о С
  • Радиус цилиндра – 165 мм
  • Общая масса max – 880 кг
  • Температура жидкости в системе охлаждения max – 95о С

Также двигатель снабжён системой жидкостного охлаждения и функцией дистанционного запуска, осуществляемой с помощью стартового аппарата П-10 УД с редуктором РПД 1.000 М. Аппарат отличается наличием системы принудительного проветривания. Замкнутая цепь охлаждения заправляется водой, которая перегоняется по артериям системы с помощью водяного насоса.

Пусковой двигатель ПД-10УД

Описание двигателя СМД-18 подразумевает, что этот механизм представляет собой мощную систему с автоматическим разбрызгиванием горючего. СМД модель имеет в своём составе особую деталь – блок-картер, отвечающий за жёсткость и сопротивление внешнему давлению.

Параметры эксплуатации

Инструкция, прилагаемая к модели, содержит основную информацию о правилах эксплуатации шестицилиндровых устройств. Как и любой другой механизм, СМД-18Н нуждается в регулярном надзоре и элементарном обслуживании. Проверка качественных характеристик проводится в рабочем режиме. Разработчики модельного ряда СМД обещают беспроблемное функционирование двигателей в случае соблюдения устава по содержанию устройства.

Регулировка ТНВД для двигателя СМД-18

Появление проблем в работе может быть связано как с наличием производственного брака, так и с неисправностями, возникшими из-за неправильного технического обслуживания устройства. Ремонт отдельных систем дизеля СМД-18Н осуществляется в зависимости от проблемы, возникшей при эксплуатации устройства. Если картер-блок осуществил выброс горючего, то стоит не превышать предел мощности мотора некоторое время.

В остальным случаях ремонт СМД с 6 цилиндрами осуществляется заменой отдельных комплектующих. К примеру, если топливо вышло через маховик и другие основные части механизма, то стоит заменить уплотнительный элемент этого блока. Своевременная профилактика механизма избавит владельцев от ненужных хлопот, связанных с ремонтными работами.

Видео по теме: Двигатель СМД-18


specnavigator.ru

Двигатель СМД: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель СМД – дизельный мотор, хорошо знакомый работникам машинно-тракторных станций (МТС), широко распространенных во времена существования СССР. Выпуск этих моторов был освоен в 1958 году на харьковском заводе «Серп и Молот» (1881). Серийное производство семейства двигателей СМД, предназначенных для агрегатирования различных видов сельскохозяйственной техники (трактора, комбайны и пр.) было прекращено в связи с прекращением деятельности предприятия (2003).

В линейку этих силовых агрегатов входят:

  • 4-х цилиндровые моторы с рядным расположением цилиндров;
  • рядные 6-ти цилиндровые;
  • V-образные 6-ти цилиндровые агрегаты.

При этом любой мотор СМД обладает очень высокой надежностью. Она заложена в оригинальных конструкторских решениях, которые даже по современным меркам обеспечивают достаточный запас эксплуатационной прочности этих моторов.

В настоящее время силовые агрегаты типа СМД выпускаются на Белгородском моторном заводе (БМЗ).

Технические характеристики

Скачать .xls-файл

Скачать картинку

Отправить на email

mail

ПАРАМЕТРЫЗНАЧЕНИЕ
Раб. объем цилиндров, л9.15
Мощность, л. с.160
Частота вращения коленчатого вала, об/мин. номинальная/минимальная (в режиме холостого хода)/максимальная (на холостом ходу) 2000/800/2180
Количество цилиндров6
Расположение цилиндровV-образное, угол развала 90°
Диаметр цилиндра, мм130
Ход поршня, мм115
Степень сжатия15
Порядок работы цилиндров1-4-2-5-3-6
Система питанияНепосредственный впрыск топлива
Вид топлива/маркаДизельное топливо «Л», «ДЛ», «З», «ДЗ» и др. в зависимости от температуры окружающего воздуха
Расход топлива, г/л. с. час (номинальная/эксплуатационная мощность)175/182
Тип турбокомпрессораТКР-11Н-1
Система пускаПусковой двигатель П-350 с дистанционным запуском + электростартер СТ142Б
Топливо пускового двигателяСмесь бензина А-72 с моторным маслом в соотношении 20:1
Система смазкиКомбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Тип моторного маслаМ-10Г, М-10В, М-112В
Количество моторного масла, л18
Система охлажденияВодяное, замкнутого типа, с принудительной вентиляцией
Моторесурс, час10000
Вес, кг950…1100

Силовой агрегат устанавливался на тракторы Т-150, Т-153, Т-157.

Описание

Дизельные 6-ти цилиндровые V-образные двигатели СМД представлены рядом моделей СМД-60…СМД-65 и более мощными СМД-72 и СМД-73. У всех этих моторов ход поршня меньше, чем диаметр цилиндра (коротходовый вариант).

При этом в моторах:

  • СМД-60…65 используется турбонаддув;
  • СМД-72…73 наддувочный воздух дополнительно охлаждается.

Перегородки между смежными цилиндрами вместе с торцевыми стенками блок-картера придают конструкции необходимую жесткость. В каждом блоке цилиндров имеются специальные расточки цилиндрической формы, в которые устанавливаются гильзы цилиндров, изготовленные из титано-медистого чугуна.

Компоновка всех узлов мотора учитывает все преимущества, которые дает V-образное расположение цилиндров. Размещение цилиндров под углом 90° позволило разместить в развале между ними турбокомпрессор и выпускные коллекторы. Кроме того, за счет смещения рядов цилиндров на 36 мм относительно друг друга позволило установить по два шатуна противоположных цилиндров на одной шатунной шейке коленчатого вала.

Компоновка деталей газораспределительного механизма отличается от общепринятой. Его распределительный вал является общим для двух рядов цилиндров и расположен по центру блок-картера. Со стороны маховика на его конце установлен блок шестерен, который включает в себя шестерни привода газораспределительного механизма и топливного насоса.

В процессе работы мотор обеспечивает грубую и тонкую очистку дизельного топлива. Моторное масло очищается полнопоточной центрифугой.

Охлаждается силовой агрегат водой. В зимнее время допускается использование антифриза. Циркуляция жидкости в замкнутой системе охлаждения осуществляется благодаря центробежному водяному насосу. Участвуют в процессе охлаждения также шестирядный трубчато-пластинчатый радиатор и шестилопастный электровентилятор.

Система охлаждения двигателя СМД 60 обеспечивает и термосифонную циркуляцию охладителя внутри водяной рубашки пускового двигателя. Однако она способна обеспечить охлаждение последнего только в течение непродолжительного времени. Во избежание перегрева время работы пускового двигателя на холостых оборотах не должно превышать 3 минут.

Техническое обслуживание

Техобслуживание двигателя СМД 60 сводится к постоянному наблюдению за процессом его работы и регулярному проведению регламентных работ, оговоренных в инструкции по его эксплуатации. Только при выполнении этих условий изготовителем гарантируется:

  • длительная и безотказная работа силового агрегата;
  • сохранение мощностных характеристик в течение всего срока эксплуатации;
  • высокая экономичность.

Виды техобслуживания (ТО) определяются сроками их проведения в зависимости от количества отработанных моточасов:

  1. Ежедневное ТО – через каждые 8…10 моточасов.
  2. ТО-1 – после 60-ти мч.
  3. ТО-2 – каждые 240 мч.
  4. ТО-3 – 960 мч.
  5. Сезонное ТО – перед переходом к весенне-летнему и осенне-зимнему периодам эксплуатации.

Перечень работ, которые должны проводиться по каждому виду техобслуживания, приведены в инструкции по эксплуатации двигателя. При этом работы, требующие разборки силового агрегата, необходимо проводить только в закрытых помещениях.

Неисправности

Поломки двигателей СМД 60 встречаются нечасто и возникают, как правило, из-за нарушения правил их технической эксплуатации.

 

НЕИСПРАВНОСТЬМЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
Выброс картерного автомасла через выхлопную трубу.1.   Длительная эксплуатация мотора на малых и/или холостых оборотах.
2.   Закоксовывание чугунных уплотнительных колец на валу ротора турбокомпрессора.
3.   Большой зазор между валом ротора и подшипником турбокомпрессора.
Выброс автомасла через картер маховика.1.   Разрушен самоподжимной сальник.
2.   Срезано уплотнительное кольцо редуктора.
Отсутствует подача автомасла на клапанный механизм.1.   Проворачивается втулка распределительного вала.
2.   Засорение масляных каналов головки цилиндров.
3.   Ослабление крепления шестерни распределительного вала.
Посторонние стуки в двигателе:
1.      Звонкий резкий стук.Сломана форсунка.
2.      Детонирующий стук.Нарушен угол впрыска.
3.      Неясно выраженный стук.Обрыв направляющей втулки клапана; заедание толкателя; выплавлены шатунные вкладыши; ослаблено крепление нижней крышки шатуна; выплавлены вкладыши коленчатого вала.

Тюнинг

Моторы, которыми агрегатируются сельскохозяйственные машины и механизмы, тюнингу не подвергают. Разработанные под конкретные условия эксплуатации они, как правило, отлично сбалансированы и вмешательство в их конструкцию к положительным результатам не приводит.

Семейства таких двигателей представлены изготовителями в виде широких линеек, имеющих разную мощность. При этом устанавливаются они на определенные виды спецтехники, из числа которых потребители и выбирают те, что наиболее полно соответствуют их требованиям.

dvigatels.ru

Справочник моториста — Двигатель СМД


ОАО «Серп и Молот» одно из крупнейших машиностроительных предприятий в городе Харькове и на Украине.На протяжении 50 лет наше предприятие выпускает двигатели для сельскохозяйственных машин, значительная часть которых, успешно работает за границей.

Легендарные самоходные зерноуборочные комбайны СК-3,СК-4,СК-5, «Нива» и «Дон-1500», высокопродуктивные трактора Т-74,ДТ-75Н, ТДТ-55,ХТЗ-120 -это только несколько примеров сельхозмашин, на которых установлены дизельные двигатели марки СМД. В бывшем СССР 100 зерно-и кормоуборочных комбайнов, а также большинство тракторов комплектовались нашими дизелями.

В конце 80-х годов завод был реконструирован и получил возможность производить совершенно новый для Украины и стран СНГ 6-ти цилиндровый рядный двигатель СМД-31 мощностью 220-280 л.с.. Также был модернизирован и 4-х цилиндровый двигатель-увеличилась его мощность до 160-170 л.с., при этом повысился технический уровень конструкции каждого узла, максимально сохранилась унификация деталей и узлов.

Сегодня ОАО «Серп и Молот» выпускает около сотни разных модификаций рядных 4-х и 6-ти цилиндровых двигателей мощностью от 60 до 280 л.с. для сельхозтехники и других машин.

В последнее время, двигатели устанавливаются на новых конструкциях тракторов Харьковского тракторного завода-ХТЗ-120, ХТЗ-180, Т-150К, Т-156А и других, а также получили применение на зерноуборочных комбайнах которые производятся в Украине «Славутич», и кормоуборочных комбайнах «Олимп» и «Полесье-250»(Тернополь).

Паралельно с производством двигателей, ОАО «Серп и Молот» производит дозборку и реализацию тракторов ДТ-75Н и ТДТ-55. Имеем возможность модернизировать трактора Т-150(гусеничный), замена двигателя СМД-60 на рядный дизель СМД-19Т.02/20ТА.06 при этом мощность трактора не меняется, а экономичные и эксплуатационные характеристики улучшаются.

Дизели, кроме тракторов и комбайнов, сегодня могут быть установлены на автогрейдеры, асфальтоукладчики, катки, краны, бульдозеры, железнодорожные краны и дрезины и т.п.

Завод имеет возможность поставлять по заказам предприятий запасные части к двигателям, изготовленным на нашем предприятии, выполнять капитальные ремонты, устанавливать новые и модернизировать узлы и детали.

Каталог АО «ЛЕГАС» Москва 1998 г.

Дизели типа СМД — массовые сельскохозяйственные двигатели, ими комплектуются все отечественные зерноуборочные комбайны и более 60% тракторов. Дизели этой марки также устанавливаются на кормо- и кукурузоуборочные комбайны, экскаваторы, подъемные краны и другие мобильные средства. В связи с этим информация по вопросам использования, технического обслуживания и ремонта, сведения о конструкциях дизелей, их изготовителях чрезвычайно значимы.

В 1957 г. Головным специализированным конструкторским бюро по двигателям (ГСКБД) был спроектирован и внедрен о производство на Харьковском заводе «Серп и молот» небольшой по массе быстроходный дизель СМД-7 мощностью 48 кВт (65 л.с.) для зерноуборочного комбайна СК-3, что явилось началом процесса дизелизации в комбайновой промышленности. В дальнейшем разрабатывались и последовательно внедрялись в серийное производство тракторные и комбайновые дизели СМД-12, -14, -14A, -15K, -15КФ мощностью от 55 (75) до 66 кВт (90 л.с.) Повышение мощности разрабатываемых дизелей обеспечивалось увеличением рабочего объема цилиндров или повышением частоты вращения коленчатого вала. Все эти типы дизелей имели свободный впуск воздуха в цилиндры.

Дальнейшими теоретическими и экспериментальными исследованиями по форсированию тракторных и комбайновых дизелей, улучшению их топливной экономичности, выполненными в ГСКБД, было определено рациональное направление — применение газотурбинного наддува воздуха в цилиндры. Наряду с работами по выбору оптимальной системы газотурбинного наддува в ГСКБД осуществлялись исследования, направленные на повышение надежности основных деталей дизелей.

Первыми отечественными дизелями сельскохозяйственного назначения с газотурбинным наддувом были комбайновые дизели СМД-17К, -18K мощностью 77 кВт (105 л.с.) выпуск которых был начат на заводе «Серп и молот» в 1968 1969 гг.

Применение газотурбинного наддува о качестве средства повышения технического уровня дизелей было npuзнано прогрессивным направлением, поэтому в дальнейшем создаваемые в ГСКБД дизели имели как конструктивный элемент принудительный наддув воздуха в цилиндры.

К дизелям второго поколения относятся 4-цилиндровые рядные дизели СМД-17, -18К, -18H и V-образный 6-цилиндровый дизель СМД-60. В конструкции СМД-60 впервые в сельскохозяйственном машиностроении было применено такое решение, при котором ход поршня меньше его диаметра. Производство дизелей типа СМД-60 было начато на Харьковском заводе тракторных двигателей (ХЗТД) с 1972 г.

Следующим этапом развития мощности и улучшения топливной экономичности комбайновых и тракторных дизелей были разработки по охлаждению наддувочного воздуха, подаваемого в цилиндры. Исследования, проведенные в ГСКБД, Харьковском институте инженеров транспорта и Харьковском политехническом институте, показали неэффективность дальнейшего развития форсирования дизелей принудительной подачей воздуха из-за значительного повышения его температуры. В конструкции было применено охлаждение подаваемого в цилиндры воздуха, в результате чего повышена плотность и увеличен воздушный заряд цилиндра без существенного увеличения тепловой напряженности.

Первыми дизелями с промежуточным охлаждением (дизели третьего поколения) били СМД-19, -20 эксплуатационной мощностью 88 кВт (120 л.с.) для комбайнов «Нива», «Сибиряк» и дизель СМД-72 мощностью 147 кВт (200 л.с.) для кормо- и кукурузоуборочных комбайнов Гомельского и Херсонского комбайновых заводов, а также СМД-66 мощностью 125 кВт (170 л.с.) при частоте вращения 1750…1900 мин, для трактора ДТ-175С Волгоградского тракторного завода.

Применение газотурбинного наддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха позволило обеспечить высокий технический уровень тракторных и комбайновых дизелей при высокой степени их унификации, сохранении преемственности в производстве и эксплуатации. В начале 80-х годов были созданы модели дизелей высокого технического уровня — СМД-23, -24, -31, -66 и другие, соотносимые по показателям с перспективными зарубежным дизелями такого класса.

www.dizelmotor.in

двигатель СМД-7 | Ремонт тракторов и спецтехники

Дизель СМД-7 — этот четырехцилиндровый вихре — камерный дизель характеризуется относительно малыми размерами и весом. Для улучшения наполнения цилинд­ров воздухом впускные каналы выполнены почти прямо­линейной формы и выведены на верхнюю плоскость го­ловки.

Для смазки нагруженных рабочих поверхностей дета­лей масло подается односекционным масляным насосом, который приводится во вращение от шестерни коленча­того вала. Масло очищается в щелевом фильтре грубой очистки и реактивной центрифуге, установленной на от­ветвлении масляной магистрали. Водяной насос и венти­лятор, установленные на общей оси, приводятся во вра­щение ремнем от коленчатого вала дизеля.

На дизеле использованы топливный насос4ТН-8,5Х 10, установленный с левой стороны, и форсунки штифтового типа. Топливо фильтруется последовательно в отстойни­ке, щелевом фильтре грубой очистки и фильтре тонкой очистки с катушками из хлопчатобумажной нити.

Пуск дизеля — с помощью стартера. На дизеле уста­новлен контактно-масляный воздухоочиститель с пред­варительной центробежной ступенью с самоудалением пыли.

Дизель СМД-14 этот четырехцилиндровый вихрекамерный дизель является в данное время наиболее мас­совым по выпуску. Его отличительной особенностью яв­ляется малый вес и компактность.

Камеры сгорания, представляющие собой правильные сферические полости, размещены в общей для всех ци­линдров головке. Верхние половины камер выполнены непосредственно в стенках головки; нижние — во встав­ках, изготовленных из жароупорной стали. На днищах поршней под серповидными соединительными каналами камер сгорания имеются неглубокие сферические выем­ки, которые улучшают условия сгорания топлива в над — поршневом пространстве.

Шатуны имеют гладкий прямой разъем с крышками. Втулка поршневого пальца смазывается через три от­верстия в верхней головке шатуна. Коленчатый вал ди­зеля без противовесов.

Толкатели клапанов цилиндрической формы уста­новлены в отверстиях, обработанных непосредственно в стенке блока-картера. Для декомпрессии дизеля над ко­ромыслами установлен продольный валик с лысками. При повороте он нажимает на коромысла и заставляет кла­паны оставаться постоянно открытыми на небольшую величину. Клапанный механизм защищен привернутым к верхней плоскости головки цилиндров литым промежу­точным корпусом и литой крышкой.

Односекционный шестеренчатый масляный насос укреплен на нижней плоскости блок картера и приводит­ся во вращение от шестерни коленчатого вала. Насос забирает масло, залитое до определенного уровня в мас­ляный картер, и подает его через масляный радиатор и фильтр грубой очистки щелевого типа в масляную маги­страль. Некоторая часть подаваемого насосом масла по­ступает в реактивную центрифугу, очищается в ней и стекает в масляный картер. Масляный радиаторов осен­не-зимний период эксплуатации отключают при помощи перепускного крана.

Система охлаждения дизеля открытая. Водяной насос установлен на одной оси с вентилятором и приводится во вращение ремнем от коленчатого вала дизеля.

Топливный насос высокого давления 4ТН-8,5Х10, установленный с левой стороны, подает топливо к установ­ленным на головке цилиндров форсункам закрытого ти­па с штифтовыми распылителями. На форсунках, исполь­зуемых на дизеле СМД-14, введены гайки крепления рас­пылителя с удлиненной цилиндрической частью, которая экранирует выступающую часть распылителя и снижает его нагрев.

На топливном насосе высокого давления укреплен центробежный всережимный регулятор, топливоподкачивающий насос поршневого типа с насосом для ручной прокачки системы. Топливо фильтруется щеле­вым фильтром, установленным перед топливоподкачивающим насосом, и фильтром тонкой очистки с четырьмя фильтрующими элементами из хлопчатобумажной нити, который установлен перед насосом высокого давления.

Одноцилиндровый двухтактный карбюраторный пу­сковой двигатель установлен с левой стороны на карте­ре маховика дизеля и соединен с венцом маховика при помощи редуктора, муфты сцепления и муфты авто­матического отключения. Запускается двигатель малога­баритным стартером. Для облегчения пуска дизеля при пониженной температуре окружающего воздуха приме­нен подогреватель с электрической спиралью, воспламе­няющий подаваемое в него топливо и создающий во впускном коллекторе факел пламени.

Дизель оборудован эффективным воздухоочистите­лем мультициклонного типа с автоматическим удалени­ем пыли при помощи эжектора, установленного на вы­пускной трубе.

avto-motor.com.ua

Особенности конструкции дизелей комбайнов и тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102

Строительные машины и оборудование, справочник
Особенности конструкции дизелей комбайнов и тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102

Категория:

   Автомобильные эксплуатационные материалы



Особенности конструкции дизелей комбайнов и тракторов МТЗ-100 и МТЗ-102

Самоходные комбайны оборудуют дизелями семейства СМД. На зерноуборочных комбайнах «Дон» устанавливают дизели СМД-23 и СМД-31А, на комбайнах «Енисей» — СМД-22А, на «Ниве»— СМД-17К или СМД-18К, на «Колосе» — СМД-64, на комбайнах «Сибиряк» — СМД-20. На кукурузоуборочном КСКУ-6 и кормоуборочном КСК-ЮО комбайнах применяют дизель СМД-72, на картофелеуборочных самоходных комбайнах типа КСК-4 — СМД-64.

Тракторы МТЗ-100 и МТЗ-102 оснащены дизелем Д-245.

Рассмотрим особенности конструкции только дизелей СМД-64, СМД-72, СМД-20 и Д-245.

Дизель СМД-64 шестицилиндровый, V-образный. Его мощность— 110 кВт. От базовой модели (СМД-60) этот дизель отличается следующим.

Топливный насос отрегулирован на пониженную номинальную частоту вращения коленчатого вала (с 33,3 до 31,7 с-1). При этом несколько повысилось среднее эффективное давление в цилиндрах (с 0,79 до 0,83 МПа) и крутящий момент на валу (с 537 до 565 Н-м). Отбор мощности двусторонний: с переднего конца коленчатого вала мощность передается на привод ходовой части комбайна, а с заднего — на привод его рабочих органов.

Дизель установлен на подмоторной раме, которая закреплена на комбайне с помощью четырех резиновых амортизаторов. Шкив закреплен на одном конце вала, другой конец которого соединен с внутренними шлицами шкива привода вентилятора. Вал через двухрядный шариковый подшипник опирается на корпус, жестко прикрепленный к кронштейну подмоторной рамы.

Шкив, передающий мощность рабочим органам комбайна, с помощью призматической шпонки закреплен на Удлиненном валу сцепления дизеля. Опорой этого конца вала служит шариковый подшипник, закрепленный в корпусе сцепления.

Угол опережения начала впрыскивания топлива постоянный, поэтому вместо автоматической муфты привода топливного насоса здесь установлена кулачковая полумуфта.

Воздухоочиститель с двумя фильтрами-патронами такой же, как на дизеле СМД-62, но воздухозаборник первой ступени очистки закрывают чехлом, изготовленным из упаковочной ткани.

Рис. 1. Узлы отбора мощности дизеля СМД-64 самоходного ком байна: а — привод на ходовую часть комбайна; б — привод рабочих органов комбайна; 1 — шкив привода ходовой части; 2 — корпус подшипника; 3 — кронштейн подмоторной рамы; 4 — вал; 5 — шкив привода вентилятора дизеля; 6 — корпус сцепления; 7 — шкив привода рабочих органов комбайна; 8—призматическая шпонка; 9 — стяжной болт; 10—упорное кольцо

Воздух под действием разрежения, создаваемого турбокомпрессором, просасывается сквозь поры чехла и сетки первой ступени очистки и попадает внутрь корпуса. Далее он проходит поры гофрированного основного и предохранительного фильтров-патронов. Очищенный от пыли по патрубку воздух поступает в турбокомпрессор, а из него через ресивер во впускные трубопроводы головок цилиндров дизеля. По мере засорения чехла его нужно очищать.

Дизель СМД-72. Его номинальная мощность увеличена со 110 (у базовой модели СМД-60) до 154,5 кВт при частоте вращения коленчатого вала 35 с. Повышение мощности достигнуто увеличением наполнения цилиндров воздухом с промежуточным охлаждением его после турбокомпрессора. Снижение температуры приводит к увеличению массы воздушного заряда, поступающего в цилиндры, что позволяет регулировать топливный насос на большую подачу, а следовательно, и повысить мощность дизеля.

На дизеле установлены радиатор для охлаждения воздуха, трубки, подающие масло для охлаждения поршней, и ограничитель дымления.

Рис. 2. Воздухоочиститель комбайновых дизелей: 1 — патрубок выхода воздуха; 2 — корпус; 3 — тяга корпуса; 4 — сетка; 5 — шайбы; 6 — гайки-барашки; 7 — крышка; 8 — кольцо уплотнения крышки; 9 — основной фильтр-патрон; 10—предохранительный фильтр-патрон; 11 —уплотнительные кольца капота; 12 — уплотни-тельные кольца фильтров-патронов; 13 — чехол, надеваемый на воздухоочиститель

От турбокомпрессора по нижнему трубопроводу воздух поступает в воздушный радиатор, расположенный впереди масляного и водяного радиаторов. Здесь он охлаждается воздушным потоком, который создается вентилятором, и по верхнему трубопроводу попадает в полость ресивера, а оттуда в цилиндры дизеля.

Поршни охлаждаются струями масла, которое забрызгивается на внутреннюю поверхность днища из трубки. Масло к трубкам поступает из главной магистрали смазочной системы по сверлениям в блоке. На юбке поршня выполнена прорезь для прохождения маслоподводящей трубки, когда поршень движется к н.м.т.

В шатунах нет осевых каналов. Масло к поршневому пальцу поступает сквозь три отверстия, выполненных в верхней головке шатуна и ее втулке.

Втулка шатуна биметаллическая.

Коленчатый вал изготовлен из хромистой стали. Верхний и нижний вкладыши шатуна стальные с антифрикционным слоем свинцовой бронзы. Они взаимозаменяемы. Стальные вкладыши коренных подшипников покрыты алюминиевым сплавом и третьим (приработочным) слоем. В верхнем вкладыше проделана кольцевая канавка с отверстием. Крышки коренных подшипников изготовлены из специального чугуна с добавлением меди.

Рис. 3. Особенности конструкции дизеля СМД-72: а — схема охлаждения наддувочного воздуха; б— схема подвода масла к внутренней части поршня; в — ограничитель дымления; 1, 2 и 3 — воздуховоздушный, масляный и водяной радиаторы; 4 — вентилятор; 5 — трубопровод; 6 — крышка ресивера; 7 — турбокомпрессор; 8 — воздухоохладитель; 9 — специальный болт; 10 — основание трубки; 11 — трубка; 12-блок-картер; 13 — поршень; 14 — гильза цилиндра; 15 — шатун; 16 — диафрагма; 17 — корпус; 18 и 19 — пружины; 20 — подвижной упор; 21 — рычаг корректора; 22 — ось; 23 — крышка корпуса регулятора; 24 — гайка; 25 — шток; 26 — трубка подвода воздуха из ресивера

Система питания этого дизеля усовершенствована: диаметр отверстий в распылителе форсунок увеличен, на корпусе регулятора смонтирован ограничитель дымления, который работает следующим образом.

При колебаниях частоты вращения коленчатого вала, например в период разгона, вследствие инерции ротора турбокомпрессора подача воздуха запаздывает, а подача топлива увеличена. В результате этого топливо сгорает не полностью, дизель дымит. Ограничитель дымления уменьшает полную подачу топлива при недостаточном давлении наддува и таким путем снижает дымление. В корпусе ограничителя установлена диафрагма, которая через шток и подвижный упор воздействует на рычаг корректора. В случае недостаточного давления наддува воздуха пружина штоком поворачивает подвижный упор по ходу часовой стрелки. Если в этот момент рычаг регулятора переместится (для разгона) в сторону увеличения подачи топлива, то упор ограничит движение рычага корректора, а следовательно, и цикловую подачу. Когда давление воздуха в ресивере достигнет заданного значения, он по трубке передастся в полость А, диафрагма прогнется, преодолевая сопротивление пружины, и отведет упор от рычага корректора. Действие ограничителя прекратится и в работу вновь вступит регулятор.

Дизель СМД-20 четырехцилиндровый, рядный, с турбокомпрессором. Его мощность — 92 кВт, номинальная частота вращения коленчатого вала —31,7 с-1, удельный расход топлива — 251,7 г/кВт-ч. Степень сжатия е— 16.

Объем выемки в днище поршня для камеры сгорания доведен до 18,5 см3. В связи с повышенным давлением газов на поршень усилены детали кривошипно-шатунного механизма и улучшены условия их движения: юбка поршня облужена, верхняя головка и стержень шатуна ,более прочные, коленчатый вал стальной с увеличенным до 92,5 мм диаметром коренных шеек, вкладыши подшипников покрыты антифрикционным сплавом А020-1, в котором увеличенное до 20% содержание олова.

Вентилятор шестилопастной диаметром 540 мм, приводится во вращение двумя клиновидными ремнями.

Воздухоочиститель с фильтрами-патронами, а на воздухозаборнике установлена сетка с защитным чехлом. Турбокомпрессор повернут в сторону вентилятора. Перед масляным радиатором установлен воздуховоздушный радиатор, поэтому нагнетаемый турбокомпрессором воздух дополнительно охлаждается. Впускной трубопровод сварной конструкции. Топливный насос рядный типа ГН, установлен на угол опережения подачи топлива 23…25°. Давление впрыскивания топлива — 17,5 МПа.

Дизель Д-245 создан путем модернизации дизеля Д-240, установленного на тракторы МТЗ-80, МТЗ-82. При той же частоте вращения коленчатого вала (36,6 с-1) его мощность увеличена до 77,2 кВт за счет турбонаддува воздуха в цилиндры и увеличения цикловой подачи топлива.

В поршень помещена изготовленная из специального чугуна вставка под верхнее (первое компрессионное) кольцо. Это кольцо (в сечении—двусторонняя трапеция) выполнено из высокопрочного чугуна с хромовым покрытием, рабочая поверхность бочкообразной формы со шлифованными фасками. Второе и третье компрессионные кольца «минутного» типа, с приработочным покрытием. Маслосъемное кольцо коробчатого типа, со шлифованным профилем и спиральным расширителем.

Внутренняя поверхность поршней охлаждается струйками масла, которое выбрызгивается из специальных форсунок, установленных в блок-картере.

Шатуны и коленчатый вал изготовлены из более качественных сталей, вкладыши подшипников трехслойные (верхний слой — из сплава АО-6 с приработочным покрытием). Маховик закреплен на валу семью болтами.

Седла гнезд клапанов изготовлены из износостойкого сплава. На стержень клапанов надета уплотнительная манжета.

Вентилятор и водяной насос приводятся в действие двумя клиновидными ремнями, а их подшипники смазывают только при сборке. Для контроля работы системы охлаждения, кроме указателя температуры, на щитке приборов имеется световой сигнализатор перегрева, лампа которого зажигается при температуре охлаждающей жидкости больше 95 °С.

От потока масла, прошедшего центробежную очистку и направляющегося в радиатор, часть ответвляется и неохлажденным подводится к подшипнику ротора турбокомпрессора, после чего сливается в картер. Охлажденное же масло подводится к трущимся поверхностям деталей, как в дизеле Д-240. Кроме того, масло выбрызгивается из форсунок на внутренние поверхности днища поршней. Давление масла в магистрали контролируют по указателю,оно должно быть 2…3 МПа. В кабине трактора расположен световой указатель аварийного давления. Его лампа загорается, когда давление снижается до 0,055…0,070 МПа.

В воздухоочистителе имеются три мокрых фильтрующих элемента из капроновой щетинки разной плотности. Индикатор засоренности воздухоочистителя установлен в кабинете на щитке приборов и включают его, нажав на кнопку. Турбокомпрессор ТКР-7С-4 меньше и легче турбокомпрессора дизеля СМД-62, но имеет повышенную (до 1833,3 с-1) частоту вращения. Фильтр тонкой очистки топлива односекционный. Топливный насос высокого давления марки 4УТНМ модернизирован, оснащен ограничителем дымления и отрегулирован с учетом работы дизеля с турбонаддувом.

В форсунке ФД-22М имеется пять распыливающих отверстий. К корпусу форсунки гайкой прикреплен распылитель, игла которого прижата к коническому седлу пружиной через штангу. Верхним концом эта пружина упирается в тарелку регулировочного винта.

По каналу в корпусе форсунки через штуцер и трем каналам в корпусе распылителя топливо подается в выточку его нижней части. При достижении давления топлива 17,15 МПа игла, преодолевая усилие пружины, поднимается и открывает доступ топлива к отверстиям распылителя.

Дизель Д-245 пускается с помощью электростартера, а Д-245Л — пускового двигателя П-10УД.

Реклама:


Читать далее: Металлы, применяемые при производстве и ремонте автомобилей

Категория: — Автомобильные эксплуатационные материалы

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *