Регулировка оборотов холостого Солекс | Twokarburators.ru
При возникновении некоторых неисправностей в работе двигателя ( горячий двигатель не запускается , двигатель запускается и глохнет ,неустойчивые обороты холостого хода и пр.), при замене карбюратора, после его ремонта необходимо провести регулировку холостого хода.
Ее цель — добиться устойчивой работы двигателя автомобиля на холостом ходу с минимальной частотой вращения коленчатого вала).
Необходимые инструменты
— тахометр
Для определения частоты вращения коленчатого вала.
Можно использовать встроенный в щиток приборов панели (на автомобилях оборудованных тахометром). Можно подключать отдельный прибор (тахометр, автотестер или мультиметр, работающие в режиме тахометра). Лучше использовать отдельно подключаемый прибор так как более точно будет определена частота вращения коленчатого вала двигателя, а следовательно регулировка холостого хода будет выполнена более качественно.
— отвертка шлицевая
Для вращения винта «качества» топливной смеси. Ширина лезвия 3 мм.
Подготовительные работы
1. Прогреваем двигатель до рабочей температуры (85-90°).
2. Утапливаем до упора рукоятку привода воздушной заслонки карбюратора («подсос»).
Воздушная заслонка должна быть полностью открыта.
воздушная заслонка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс полностью открыта3. На заглушенном двигателе подключаем тахометр (мультиметр, автотестер).
Если прибора нет, то этот пункт пропускаем.
Плюсовой вывод прибора к выводу «К» катушки зажигания, минус к «массе» автомобиля (кузов, двигатель, минус АКБ).
Перед подключением прочитайте инструкцию к своему прибору и следуйте ей.
4. Запускаем двигатель, включаем дальний свет фар и печку.
Регулировка оборотов холостого хода двигателя
Рекомендуемые обороты холостого хода для двигателей оборудованных карбюраторами 2108, 21081, 21083 «Солекс» 750 — 800 об/мин. Добиваемся устойчивой работы двигателя в указанном промежутке. Попросту вращаем вращаем винт «количества» топливной смеси и выставляем частоту вращения коленчатого вала 750 — 800 оборотов в минуту.
регулировочный винт «количества» топливной смеси карбюратора 2108, 21081, 21083 СолексЕсли установить требуемую частоту вращения при помощи одного только винта «количества» не удается, то придется проводить регулировку с подстройкой винта «качества» топливной смеси. Возможно на нем еще стоит пластмассовая заводская заглушка, ее нужно удалить. Прокалываем ее шилом и вытаскиваем при помощи металлического крючка или вворачиваем в нее саморез и извлекаем.
1. Шлицевой отверткой вращаем винт «качества» топливной смеси и добиваемся максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Вращаем и вправо, и влево пока не найдем нужное положение винта с максимальной частотой. Определяем его по тахометру или на слух.
винт «качества» топливной смеси карбюратора 2108 Солекс2. Вращаем винт «количества» топливной смеси, выставляем 900 оборотов в минуту.
Заворачивая винт (по часовой стрелке) мы тем самым приоткрываем дроссельную заслонку первой камеры и обороты возрастают, выворачивая винт (против часовой стрелки) мы прикрываем дроссельную заслонку и обороты падают. Поэтому, опять же, ищем нужное положение винта «количества» при котором обороты будут соответствовать этому значению (900 об/мин).
3. Заворачиваем винт «качества» и устанавливаем искомые 800 оборотов в минуту.
При необходимости регулировку повторя
twokarburators.ru
Прочистка системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Одной из наиболее востребованных операций в обслуживании карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс является прочистка системы холостого хода. Засорение каналов и жиклеров системы холостого хода обычно приводит к возникновению такой неисправности в работе карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 как неустойчивый холостой ход (двигатель троит) к его отказу вообще работать на холостом ходу или невозможности его регулировки.
Если подозрение пало на систему холостого хода, то есть несколько способов привести ее в порядок путем прочистки каналов и жиклеров.
Способ первый
Безразборный, без применения специальных инструментов, приспособлений и средств.
— Снимаем корпус воздушного фильтра
Отсоединяем все, что показано на изображении и снимаем корпус фильтра.
снятие корпуса воздушного фильтра двигателя на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099— Пускаем двигатель автомобиля, выставляем «подсосом» обороты 2500-3000 об/мин — Ключом на 13 мм выворачиваем на три-четыре оборота электромагнитный клапан карбюратора
Если двигатель начинает глохнуть подгазовываем — рукой вращая сектор привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора по часовой стрелке. Длительность операции 10-20 секунд.
ЭМК карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс— Заворачиваем обратно электромагнитный клапан и смотрим, стабилизировались ли обороты холостого хода двигателя
Если нет, повторяем действо еще раз и может быть еще раз, пока не добьемся устойчивого холостого хода. Не помогло? Переходим ко второму способу.
Способ второй
Необходимо полностью вывернуть электромагнитный клапан карбюратора вынуть из него топливный жиклер и продуть его. Что и делаем.
разобранный электромагнитный клапан карбюратораДалее желательно приобрести аэрозольный баллончик-очиститель карбюратора или на худой конец немного ацетона.
аэрозоль-очиститель карбюраторов— Заливаем (впрыскиваем аэрозоль) с помощью шприца в посадочное отверстие немного средства для прочистки
посадочное отверстие под ЭМК в крышке карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс— Выжидаем пару-тройку минут
— Пускаем двигатель и вытягиваем рукоятку «подсоса» на себя, чтобы он смог работать на холостом ходу без клапана
— Немного погазуем и глушим двигатель
Заворачиваем электромагнитный клапан и наслаждаемся ровным холостым ходом двигателя. Если холостой ход опять никакой, повторяем операцию еще раз и может быть еще раз, больше нет смысла.
Подразумевается, что в ходе такой прочистки, равно как и прочистки первым способом вся грязь из каналов системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс вымоется и унесется сильным разрежением, вызванным отворачиванием клапана и повышенными оборотами двигателя, куда-нибудь в камеры сгорания, где исчезнет без следа.
Ожидания не оправдались? Переходим к третьему способу, возможно он нам поможет.
Способ третий
Придется снимать и частично разбирать карбюратор.
— Снимаем крышку (верхнюю часть) карбюратора (подразумевается, что корпус воздушного фильтра у нас уже снят)
— Снимаем корпус карбюратора с впускного коллектора
Подробно процесс снятия карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс описан на странице «Снятие карбюратора 2108 Солекс с двигателя автомобиля».
— Прочищаем тонкой деревянной палочкой или тонкой медной проволокой посадочное отверстие (гнездо) электромагнитного клапана в крышке карбюратора
Помимо этого прочищаем отверстия топливного канала СХХ, воздушного канала СХХ со встроенным внутри него воздушным жиклером. На изображения в места прочистки для наглядности вставлены деревянные палочки.
отверстия в крышке карбюратора Солекс, которые необходимо прочистить— Также прочищаем отверстие винта качества топливной смеси
отверстие под винт «качества» топливной смеси в корпусе карбюратора СолексВинт необходимо предварительно вывернуть. Перед выворачиванием вначале заворачиваем его до упора и считаем число оборотов, чтобы потом выставить все как было.
— Прочищаем выходное отверстие системы холостого хода и переходных систем обеих камер карбюратора
выходные отверстия переходных систем первой и второй камер карбюратора Солекс— Прочищаем канал подведения топливной эмульсии к выходному отверстию и канал подведения воздуха в систему холостого хода
Для наглядности в них вставлены деревянные палочки.
прочистка эмульсионного и воздушного каналов системы холостого хода карбюраторов 2108, 21081, 21083 СолексПри желании можно вынуть распылитель ускорительного насоса, малый диффузор из первой камеры карбюратора и ниже диффузора будет отверстие забора воздуха в воздушный канал системы холостого хода. Его тоже прочищаем, хотя расположено оно очень неудобно.
Во время прочистки следует использовать аэрозоль-очиститель или ацетон обрабатывая ими каналы и отверстия. После прочистки обязательно продуваем все прочищаемое сжатым воздухом (насосом или лучше всего компрессором.
После прочистки вся система должна свободно продуваться.
Примечания и дополнения
— В ряде случаев вместо электромагнитного клапана на карбюраторах 2108, 21081, 21083 Солекс устанавливается заглушка – держатель топливного жиклера системы холостого хода.
— После проведения прочистки системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс необходимо выполнить регулировку оборотов холостого хода двигателя, чтобы привести их в норму. О том как это лучше и проще сделать можно узнать на странице «Регулировка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 2108, 21081, 21083 Солекс».
— Если путем прочистки системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс добиться устранения неисправности (неустойчивый холостой ход) не удалось, то следует обратить внимание на систему зажигания, как минимум проверить свечи и высоковольтные провода и выставить момент опережения зажигания и на исправность самого двигателя (зазоры в клапанном механизме, исправность поршневой-измерить компрессию).
— Помимо всего можно провести прочистку системы холостого хода карбюратора Солекс в комплексе с полной очисткой и прочисткой карбюратора. Одним из способов здесь является замачивание на некоторое время карбюратора в ацетоне, что отлично подходит для размягчения и растворения застарелых. отвердевших отложений в каналах СХХ. Полная очистка и прочистка карбюратора описана на странице «Очистка и прочистка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс».
Еще пять статей на сайте по проверке и ремоту карбюраторов Солекс
— Проверка и ремонт экономайзера мощностных режимов карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс.
— Разбора карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс.
— Безразборная прочистка карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс аэрозолем-очистителем карбюраторов.
— Проверка механизма блокировки открытия дроссельной заслонки второй камеры карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс.
— Проверка исправности (герметичности) игольчатого клапана карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс.
twokarburators.ru
Пропал холостой ход (ХХ) двигателя с карбюратором Солекс
Холостой ход двигателя автомобиля может пропасть полностью (двигатель работает только на «подсосе») или же быть неустойчивым (обороты «плавают» то вверх, то вниз, двигатель трясет – «троит», глохнет после непродолжительной работы и т.д.). Рассмотрим причины исчезновения холостого хода на двигателях автомобилей с карбюратором Солекс 2108, 21081, 21083, 21073. Попутно разберем методы устранения этой неисправности.
Пропал холостой ход двигателя, причины связанные только с карбюратором Солекс 2108, 21081, 21083, 21073 и связанной с ним системой питания.
Основных неисправностей приводящих к исчезновению холостого хода, связанных с карбюратором на самом деле всего две:
— карбюратор приготавливает слишком бедную топливную смесь в следствии неисправности или неверной регулировки, после чего двигатель попросту не может на ней работать;
— карбюратор приготавливает слишком богатую топливную смесь, она плохо воспламеняется и заливает свечи зажигания.
Теперь более подробно о том когда это происходит:
— Нарушена регулировка холостого хода
Например, после ремонта карбюратора неправильно выставлено положение винтов регулировки «количества» и «качества» топливной смеси. Установите стандартное положение винтов – вверните их до упора, а затем выверните на полтора-два оборота. После чего проведите регулировку холостого хода карбюратора Солекс. См. фото выше.
— Неисправен электромагнитный клапан карбюратора (ЭМК)
Возможно, неисправен он сам, или система не работает ЭПХХ, в состав которой он входит. Либо он попросту неправильно установлен. Проверьте его работу и установку. Признаком правильной работы и установки является остановка двигателя после снятия с его вывода наконечника провода.
— Засорен воздушный или (и) топливный жиклеры системы холостого хода
Топливный жиклер СХХ находится в наконечнике электромагнитного клапана (см. фото выше). Для доступа к воздушному жиклеру придется снимать крышку карбюратора. Их следует прочистить и продуть сжатым воздухом.
— «Подсос» постороннего воздуха в карбюратор
Топливная смесь обедняется – двигатель работает неустойчиво на холостом ходу и даже глохнет. На изображении места вероятного «подсасывания» постороннего воздуха в карбюратор. Чаще всего виновниками выступают прохудившиеся или не плотно притянутые прокладки под карбюратор, уплотнительное колечко на ЭМК и прохудившийся шланг к вакуумному усилителю тормозов.
— Засорение воздушного фильтра двигателя
Сильная степень загрязнения не позволяет достаточному количеству воздуха проходить через систему холостого хода карбюратора.
— Не держит запорный игольчатый клапан в поплавковой камере карбюратора
Как следствие на холостом ходу лишнее топливо подсасывается через распылители диффузоров ГДС, излишне обогащая топливную смесь, возникает т. н. «перелив». Проверьте клапан и отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере. Так же следует обратить внимание на исправность бензонасоса, так как он может создавать избыточное давление на игольчатый клапан («перекачивать») и тот начнет пропускать топливо.
проверка игольчатого клапана поплавковой камеры карбюратора Солекс
Примечания и дополнения
— Перед поиском неисправностей приводящих к нестабильному холостому ходу двигателя связанных с карбюратором Солекс необходимо убедиться, что двигатель прогрет до рабочей температуры (если холостой ход отсутствует напрочь, то прогреваем на «подсосе»), к нему присоединены все необходимые шланги, трубки и провода, воздушная заслонка стоит строго вертикально, «подсос» утоплен до упора.
— Помимо карбюратора Солекс причинами исчезновения холостого хода двигателя могут служить неисправности системы зажигания, системы питания и самого двигателя. Практически всегда рекомендуется начинать поиск проблем с системы зажигания и подачи топлива (проверить искру и струю из бензонасоса).
Еще статьи по холостому ходу двигателя с карбюратором Солекс
— Система холостого хода карбюратора Солекс, устройство, принцип действия
— Обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс не поддаются регулировке
— Горячий карбюраторный двигатель не запускается, причины
— Схема системы холостого хода и переходных систем карбюратора 21073 Солекс
twokarburators.ru
Регулировка холостого хода 21073 Солекс
За работу двигателя с карбюратором Солекс 21073 на холостом ходу (ХХ) отвечает система холостого хода (СХХ). На режиме холостого хода топливо в двигатель поступает только через нее.
Условия для проверки и регулировки оборотов холостого хода
— Двигатель автомобиля прогрет до рабочей температуры 80-90º
— Воздушная заслонка карбюратора полностью открыта («подсос» утоплен до упора)
— Дроссельные заслонки первой и второй камер полностью закрыты
— Корпус воздушного фильтра с фильтрующим элементом не демонтирован
Проверка оборотов холостого хода двигателя с карбюратором 21073 Солекс
Обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073-1107010 должны находится в пределах 750-800 об/мин (для автомобиля «Нива»). Проверяется по штатному или подключенному внешнему тахометру. На холостом ходу двигатель должен работать ровно, без перебоев. При резком нажатии на педаль «газа» двигатель обороты ХХ увеличиваются без «провалов», а при сбросе «газа» уменьшаются, двигатель при этом не глохнет.
Если картина не соответствует требуемой, проводим регулировку оборотов холостого хода.
Самая элементарная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073-1107010 Солекс сводится к вращению винта регулировки «количества» топливной смеси. По часовой стрелке – обороты увеличиваются, против – уменьшаются. Винт «количества» своим наконечником двигает рычаг дроссельной заслонки первой камеры и тот приоткрывает или наоборот прикрывает дроссельную заслонку. Тем самым регулируется количество топливной смеси, поступающей в цилиндры двигателя (См. «Принцип действия системы холостого хода карбюратора Солекс»).
Полная регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором 21073 Солекс
— Подключаем тахометр или используем штатный в щитке приборов
— Запускаем двигатель
Несколько раз нажимаем на педаль «газа» доводя обороты до 2500-3000 об/мин перед началом регулировки.
— Винтом «количества» устанавливаем минимальные устойчивые обороты холостого хода
Наконечник винта при этом слегка нажимает на рычаг дроссельной заслонки и чуть-чуть приоткрывает ее. Разрежение в трубке от вакуумного регулятора опережения должно отсутствовать.
— Винтом «качества» повышаем их до максимально возможного значения
Шлицевой отверткой с тонким лезвием вращаем винт «качества» в разные стороны, добиваясь максимальной частоты вращения коленчатого вала (ориентируемся по тахометру).
При заворачивании винта количество топливной эмульсии попадающей в топливную смесь уменьшается, и она становится бедной, при отворачивании топливная смесь наоборот обогащается.
Исходное положение винта «качества»: 1-1,5 оборота от полностью завернутого состояния.
— Винтом «количества» устанавливаем обороты в пределах 950 об/мин
Так же ориентируемся по тахометру. Винт заворачиваем — дроссельная заслонка приоткрывается — обороты растут.
— Винтом «качества» устанавливаем обороты ХХ в пределах 750-800 об/мин
Заворачиваем его по часовой стрелки при помощи шлицевой отвертки.
Проверяем работу двигателя (см. выше).
При необходимости регулировку повторяем.
Примечания и дополнения
Если обороты холостого хода двигателя с карбюратором Солекс 21073 не поддаются регулировке, либо после нее двигатель все равно работает с перебоями и глохнет, следует обратить внимание на следующие моменты:
— Правильность установки и исправность электромагнитного клапана карбюратора
— «Подсасывание» лишнего воздуха в карбюратор (колечко на ЭМК, прокладка под карбюратором и пр.)
— Загрязненность системы холостого хода (см. «Прочистка системы холостого хода карбюратора Солекс»)
— Правильность установки угла опережения зажигания (см. «Установка угла опережения зажигания на карбюраторном двигателе автомобиля Нива»)
— Исправность двигателя (зазор в клапанах)
— Исправность системы зажигания (свечи, бронепровода, крышка трамблера, бегунок, резистор)
Регулировать обороты холостого хода двигателя автомобиля можно на слух, но для этого необходим определенный опыт ремонта и обслуживания автомобилей.
Еще статьи по карбюратору Солекс 21073-1107010
— Схема системы холостого хода и переходных систем карбюратора Солекс 21073
— Устройство системы холостого хода карбюратора 21073 Солекс
— Регулировка дроссельных заслонок карбюратора 21073 Солекс
Тест-ремонт автомобилей
— Регулировка оборотов холостого хода автомобильного двигателя с карбюратором Солекс 2108, 21081, 21083
twokarburators.ru
Система холостого хода Солекс 2108, 21081, 21083
Назначение системы холостого хода карбюратора Солекс
Система холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 «Солекс» и его модификаций предназначена для обеспечения работы двигателя автомобиля без нагрузки с минимальными оборотами коленчатого вала (750-800 об/мин).
Устройство системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс схема системы холостого хода карбюратора Солекс 2108, 21081, 21083
Дополнительно: «Схема системы холостого хода и переходных систем карбюратора 21073 Солекс».
Видимые элементы системы холостого хода карбюратора Солекс (2108, 21081, 21083).
видимые элементы СХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 СолексВидимые элементы системы холостого хода карбюратора Солекс при снятой верхней части (крышки).
видимые элементы СХХ карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс при снятой крышкеЭлектромагнитный клапан (ЭМК) карбюратора Солекс (2108, 21081, 21083) с запорной иглой и топливным жиклером системы холостого хода.
электромагнитный клапан ЭПХХ карбюратора Солекс с топливным жиклером СХХПринцип действия
Выходное отверстие системы холостого хода находится ниже кромки дроссельной заслонки первой камеры в ее закрытом положении. Под действием разрежения, поступающего в это отверстие, топливо из поплавковой камеры затягивается в эмульсионный канал системы холостого хода.
Туда же поступает воздух через воздушный жиклер и воздушный канал системы. В эмульсионном канале топливо и воздух смешиваются, образуя эмульсию, которая попадает под дроссельную заслонку и выходит из отверстия системы холостого хода.
Далее, выходящая эмульсия смешивается с некоторым количеством воздуха, поступающем из зазора между кромкой дроссельной заслонки и стенкой первой камеры карбюратора. Образуется топливная смесь, которая попадает в цилиндры двигателя и обеспечивает его работу на холостом ходу.
Качество топливной смеси регулируется винтом, установленным в отверстии выхода эмульсии. Заворачивая его мы уменьшаем просвет отверстия и объем топлива, попадающего в топливную смесь, уменьшается.
Количество топливной смеси регулируется винтом, приоткрывающем дроссельную заслонку первой камеры. Заворачивая винт мы мы приоткрываем заслонку на больший угол, обеспечивая тем самым приток дополнительного воздуха под нее и соответственно объем топливной смеси, попадающей в цилиндры двигателя увеличивается (обороты холостого хода растут).
винт регулировки «количества» топливной смеси карбюратора 2108, 21081, 21083 СолексПримечания и дополнения
— В ряде случаев имеет смысл провести доработку системы холостого хода карбюратора. См. «Доработка системы холостого хода карбюраторов Солекс и Озон».
Еще пять статей по карбюраторам Солекс
— Ускорительный насос карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Эконостат карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Схемы карбюраторов 2108, 21081, 21083 Солекс
— Разборка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
— Прочистка системы холостого хода карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
twokarburators.ru
Регулируем холостой ход карбюратора Solex
Если вы владелец карбюраторного авто, с течением времени неизбежно столкнетесь с неравномерной работой на холостом ходу. Машина может вообще глохнуть или «плавать» — естественно, возникает вопрос, как, не имея специальных приборов, можно отрегулировать на карбюраторе холостой ход. В этом материале мы постараемся ответить на этот вопрос.
Что у нас имеется в наличии? Карбюратор Solex, отвертка с плоским жалом да тахометр. Этого достаточно. Отвертка нам нужна, чтобы «проникнуть» в проем, который вы видите на фотографии (указан красной стрелкой). Там расположен винт, которым регулируется качество подачи смеси – он и отвечает за количество горючего, подаваемого на холостом ходу. На фото внизу – вид со стороны правого крыла.
Шаг первый – нам нужно выставить зажигание. Да, именно так – вначале подстраиваем зажигание, а уж затем под него регулируем качество воздушно-топливной смеси (ТВС).
Итак, зажигание у нас хорошо выставлено, при нагрузке в двигателе ничего не дребезжит, и авто едет вообще не плохо – не так, как скутер с 50-ю кубиками в гору.
Чтобы показатели были более точными, двигатель прогреваем до 90 градусов, и смотрим на тахометр. На приборной панели это сделать трудно, поскольку до 1000 оборотов вообще не ясно, что этот прибор показывает. Хорошо, если у вас – европанель. А если нет? Приобретайте стробоскоп со встроенным тахометром или на приборной панели считайте доли миллиметра…
Переходим к регулировке. Возьмем заранее приготовленную отвертку и попытаемся вставить в то место, которое на изображении указано красной стрелкой. Нужно постараться и попасть в паз винта, которым в том месте и располагается. Сделайте на отвертке метку, чтобы было легче считать обороты винта.
Следующий шаг – по часовой стрелке до упора заверните винт. Мотор должен заглохнуть. Если это так, все замечательно – винт исправен и регулирует ТВС. Теперь против часовой стрелки откручиваем винт на два оборота и пробуем завести мотор. Если не завелся, откручиваем винт еще на один оборот.
Постепенно откручиваем винт таким образом, чтобы обороты холостого хода не начали возрастать. Рано или поздно, но они стабилизируются. Затем еще один-два оборота, и холостой ход будет постоянен. Затем, если сделать еще один оборот, холостой ход будет падать – его обороты станут снижаться.
Но это так, лирика. Нам же нужен момент, когда после поворота винта обороты увеличились, а затем еще один повернули, и обороты остались неизменными – т.е. на прежнем месте. Это говорит о том, что мы идем правильным путем. Теперь винту нужно придать положение, при котором в последний раз возрастали обороты и смотрим на показания тахометра.
Видим, что обороты холостого хода явно завышены. Снижаем их до значения 1020 об/мин. Это нужно сделать с помощью винта, которым регулируется количество подаваемой смеси (на фото – зеленая стрелка).
Этот винт вращаем против часовой стрелки. Винт отпускает дроссельную заслонку, обороты снижаются. Если у вас – панель высокая, снимать показания тахометра неудобно, придется считать их примерное количество.
Последний этап – нам нужно убавить обороты до значения 850 при прогретом моторе. Это делается винтом качества ТВС. По часовой стрелке вращаем его до того момента, пока у нас не будет 850 об/мин. Но здесь есть одна тонкость – при непрогретом моторе показания оборотов будут значительно ниже. Если вы предпочитаете ездить на холодном двигателя, тогда поднимите количество оборотов до значения 900, используя винт количества подаваемой ТВС. В итоге на разогретом моторе обороты будут примерно на уровне 800. На сильно разогретом двигателе – под тысячу, но это не так уж и страшно.
Теперь о некоторых «секретах» регулировки. Может так случиться, что вы применили описанную схему, а двигатель на холостом ходу все равно работает неровно. Причины могут быть разными – например, карбюратор частично забит, с уровнем топлива проблемы или проблемы с ЭПXX.
Чтобы устранить проблемы, не обязательно мучить мотор. Прочистите карбюратор и устраните неисправность, восстановите систему ЭПXX или посильнее открутите винт, которым регулируется качество смеси. Вам нужно добиться, чтобы обороты перестали «скакать» — подберите нужное количество подаваемой смеси и черным винтом выставьте обороты на значение в 650.
Если по каким-либо причинам описанный метод вам не подходит (например, нет тахометра), используйте два других альтернативных способа – вам будет не нужно кропотливо «крутить» винты.
Способ первый. Зажигание выставлено на плюс 4 градуса. Для 92-го бензина – это стандартная настройка. Теперь винт качества подаваемой смеси отворачиваем на четыре оборота, а обороты холостого хода выставляем на ход. Во и все, настройка выполнена.
Второй способ. Вы любите прокатиться «с ветерком», зажигание выставлено на плюс 6 градусов. В этом случае винт качества нужно отвернуть на пять оборотов. И все, можете спокойно дальше ехать. Как видим, способы простые, и если их использовать, не нужно слишком долго «ковыряться» в карбюраторе.
Только не забывайте, что винт качества подаваемой смеси можно отвернуть не больше, чем на восемь оборотов. Конечно, можно и дальше пытаться «крутить», только винт уже ничего регулировать не будет
После того, как в регулировку внесли изменения, понаблюдайте за состоянием свечей – на них не должно быть черной копоти. Если копоть все-таки есть, это говорит о том, что смесь слишком качественная. Если у свечи электроды белые, это свидетельствует о том, что ТВС подается слишком бедная. Такая смесь может быстро «добить» двигатель.
Напоследок – короткий ролик о регулировке холостого хода.
portalvaz.ru
Регулировка качества смеси карбюратора «Солекс»
Карбюратор Солекс (ДААЗ) является одним из самых популярных устройств в списке карбюраторных дозирующих систем, так как при правильном подходе реализована возможность достаточно гибкой настройки карбюраторов данного типа. По этой причине карбюраторы Solex автолюбители устанавливают на разные двигатели, после чего дополнительно подстраивают, добиваясь необходимых показателей топливной экономичности, качества смесеобразования на мощностных и других режимах работы ДВС.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как можно сделать тюнинг карбюратора своими руками. Из этой статьи вы узнаете о различных способах самостоятельной доработки карбюраторных дозирующих систем.После установки Солекс на двигатель зачастую необходима настройка данного устройства. Для решения задачи можно обратиться в сервис, где специалист по настройке карбюратора выполнит все необходимые операции. Также можно настроить карбюратор самому. В этой статье мы поговорим о том, как отрегулировать качество смеси на карбюраторе Солекс, каким образом производится регулировка уровня топлива и регулировка поплавковой камеры карбюратора Солекс, настраивается холостой ход и т.д.
Читайте в этой статье
Карбюратор Солекс: настройка и регулировка
Перед началом работ по настройке, если необходима регулировка воздушной заслонки карбюратора, уровня топлива в камерах, выставление холостого хода и другие манипуляции, необходимо отдельно изучить схему устройства карбюраторной системы, место расположения жиклеров и других базовых элементов (эконостат, экономайзер, поплавок, первая и вторая камера, заслонки и т.д.) Также следует уделить внимание тому, как снимается крышка и разбирается карбюратор.
Начинать настройку необходимо с того, что в поплавковых камерах выставляется уровень топлива. Рекомендованным способом является выставление указанного уровня по тому положению, которое поплавки имеют по отношению к крышке карбюратора. Все манипуляции осуществляются путем использования отдельного шаблона. Отметим, что как показывает практика, данный метод никак нельзя считать оптимальным, так как при установке Солекс на автомобиль следует учесть, что бензонасос на одном конкретном ТС может отличаться от топливного насоса на другой машине. Также могут быть и другие отличия в системе питания. Результатом становится то, что давление на иглу карбюратора (запорный клапан карбюратора) тоже оказывается разное. Чаще всего после настройки по шаблону топливо попадает в карбюратор в большом избытке. Чтобы точно выставить уровень бензина в карбюраторе и регулировка поплавка карбюратора Солекс была успешной, необходимо выполнять описанные ниже действия.
- Обычно сразу после установки Солекса на разные ДВС с различным рабочим объемом даже без предварительных регулировок двигатель все равно должен запускаться. Мотор необходимо завести, после чего силовой агрегат должен работать около 10 минут. Во время работы на ХХ можно слегка нажимать на газ и повышать обороты, чтобы избежать того, что двигатель стреляет в карбюратор или в систему выхлопа.
- Затем силовую установку можно заглушить, после чего необходимо снять шланг для подачи топлива. Рекомендуется заготовить ветошь, чтобы удалить остатки бензина, который разбрызгивается после снятия указанного шланга. Шланг снимают для того, чтобы после снятия крышки карбюратора бензин, который находится в шланге под давлением, не проливался в камеру карбюратора. Другими словами, излишки топлива, попадающие в камеру, могут нарушить точность замеров.
- Теперь можно выкрутить винты крепления крышки карбюратора, затем нужно снять трос, управляющий «подсосом». Следующим шагом становится аккуратный подъем крышки карбюратора. Указанную крышку следует поднимать в строго горизонтальном положении, чтобы не причинить повреждений самим поплавкам.
- Далее следует приготовить линейку или штангенциркуль. Данными инструментами нужно произвести замер расстояния, которое получается от самого горючего в камере до прилегающей поверхности крышки карбюратора. Указанное расстояние от поверхности крышки до поверхности топлива должно быть около 2.5 см. Добавим, что промерять расстояние нужно в обеих камерах. Это расстояние может быть разным с учетом того, что коллектор не находится в строго горизонтальном положении. Исходя из разницы расстояний в обеих камерах выбирается усредненное значение.
В том случае, если уровень горючего недостаточен или превысит необходимый показатель, тогда язычок поплавков необходимо очень деликатно подгибать для меньшего или большего наполнения. Затем излишки бензина нужно убрать из камер для более точного определения полученного после регулировок уровня при очередном замере. Карбюратор следует собрать, после чего запуск мотора повторяется.
- После того, как двигатель был заведен, необходимо подсветить камеры карбюратора контрольной лампой или фонарем, наблюдая за малыми диффузорами. За время от 30 секунд до 1 минуты горючее не должно капать с диффузоров. Если вы заметили даже небольшую каплю, тогда это говорит о том, что в камере имеет место перелив. Отметим, что газовать во время наблюдения за диффузорами нельзя, мотор должен работать только на холостых. Дело в том, что неожиданный прострел или чихание в карбюратор при подгазовках может привести к травме глаз.
Если капель топлива не было замечено, тогда остается повторно промерить уровень горючего в камере уже известным способом. В случае положительного результата эту часть настройки можно считать завершенной. Если же уровень снова отличается от нормы, тогда следует настраивать уровень повторно. Отметим, что настройка уровня на заглушенном двигателе при ручной подкачке не является правильной, так как после запуска ДВС карбюратор все равно будет переливать, особенно на моторах, где «обратка» была перекрыта.
Карбюратор Солекс: регулировка холостого хода
Следующим шагом после настройки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора является регулировка оборотов ХХ. Для настройки необходимо сначала прогреть мотор до выхода на рабочую температуру. После прогрева агрегат следует заглушить.
В самом начале необходимо найти винт качества топливно-воздушной смеси, который вращается при помощи плоской отвертки. Указанный винт находится в отверстии, которое выполнено в нижней части карбюратора.
- Винт качества нужно закрутить до упора. Заворачивание осуществляется по часовой стрелке, при этом усилия применять не нужно, так как можно повредить резьбу. После того, как винт уперся, следует отвернуть его назад от положения упора на 4-6 оборотов.
- Теперь двигатель следует завести, подсос должен быть убран. Затем следует выставить минимально допустимые обороты при помощи вращения винта количества. Такими минимальными оборотами можно считать показатель, когда двигатель работает стабильно и устойчиво. Также в штуцере вакуумного опережения разряжение должно быть минимальным. Достаточно простым способом для определение разряжения является перекрытие языком трубки, которая идет в так называемый вакуумный опередитель. Если обороты ХХ находятся в диапазоне от 600-1200, карбюратор в порядке.
- Далее винт качества нужно медленно закручивать до того момента, пока работа агрегата не начнет терять устойчивость. Как только двигатель начнет нестабильно работать, следует отвернуть винт обратно на один или полтора оборота, улавливая положение, когда мотор снова работает стабильно
- Снова возвращаемся к винту количества, которым обороты холостого хода следует выставить до отметки 800-950 об/мин. Выставляем винтом количества обороты ХХ около 850-900. Если при выставлении таких оборотов двигатель глохнет, тогда нужно выкручивать винт качества.
- Настройка винтов качества и количества производится до того момента, пока не удастся выставить нужные обороты ХХ, разрежение в трубке опередителя при этом будет минимальным, а сам ДВС будет способен работать стабильно.
Отметим, что в процессе настройки можно столкнуться с определенными сложностями. Например, работа двигателя может никак не меняться при попытках закрутить винт количества (в норме обороты должны падать, двигатель начинает работать неровно, затем глохнет по мере закручивания винта). Если этого не происходит, тогда в канал холостого хода происходит поступление большого количества топлива, которое не удается перекрыть винтом качества.
Возникает такая проблема по ряду причин. Прежде всего, может быть установлен большой жиклер холостого хода. Также следует обратить внимание на то, насколько плотно закручен электромагнитный клапан или заглушка. При неплотной посадке лишний бензин может подсасывать в обход жиклера холостого хода. Также не следует исключать и возможные неполадки с самим жиклером, а также с его посадочным местом. Чтобы точнее понять причину, понадобится на заведенном моторе, который работает на холостых, снять провод электромагнитного клапана. В этом случае после снятия агрегат должен быстро глохнуть. Если происходит именно так, тогда причиной, вероятнее всего, является большой жиклер холостого хода. Для решения потребуется установка жиклера меньшего размера.
Если же двигатель после снятия провода с клапана не глохнет, тогда эта проблема может возникать в результате перелива бензина в поплавковую камеру. Также возможно, что на работающем ДВС горючее идет в обход жиклера или даже всей системы холостого хода. Прежде всего, снова проверяем правильность выставленного уровня в поплавковой камере. Если с уровнем все в норме, тогда электромагнитный клапан/заглушку следует открутить, после чего нужно осмотреть жиклер и место его установки. Никаких дефектов быть не должно. Если таковые имеются, тогда может понадобиться замена крышки карбюратора. В том случае, если дефектов не обнаружено, тогда жиклер надевается на клапан, уплотнительное кольцо смазывается моторным маслом, после чего производится закручивание ключом без усилий.
Жиклеры и ускорительный насос
Владельцы карбюраторных авто знают, что жиклеры меняются, но далеко не всегда понимают, для чего необходимы жиклеры и как их размер влияет на работу карбюратора. Начнем с того, что двигатель засасывает воздух через специальное отверстие, выполненное в большом диффузоре. Параллельно с этим через топливный жиклер затягивается некоторое количество горючего. Рабочий объем двигателя напрямую влияет на то, сколько воздуха через диффузор затянет двигатель за определенное время, а также на количество бензина, засасываемое параллельно с воздухом.
Именно по этой причине на двигателях с большим объемом стоят карбюраторы, в которых жиклеры маленькие. Установка такого карбюратора на мотор с меньшим объемом будет означать, что «родные» жиклеры в этом карбюраторе будут давать слишком обедненную смесь для нормальной работы мотора. Для решения указанной задачи следует найти жиклеры от карбюратора, который изначально рассчитан на конкретный объем ДВС или максимально близкий к нему. Подбирать жиклеры нужно начиная с топливного, под топливный затем подбирается воздушный. Подбор производится с группы жиклеров для первой камеры, вторую камеру настраивают только после первой.
Теперь поговорим об ускорительном насосе. Насос-ускоритель обеспечивает подачу дополнительного количества топлива в момент открытия дроссельной заслонки, что позволяет более эффективно ускориться. Задействуется насос при помощи специального кулачка. На моторах с установленным карбюратором Солекс указанный кулачек ускорительного насоса необходимо ставить самый большой.
Также следует уделить внимание и так называемому «носику» ускорительного насоса. Во время открытия заслонок топливо должно подаваться явной струей, а не капать даже при небольшом открытии дросселя. Важно и то, какое положение занимает носик. Струя бензина должна попадать точно в область между стенкой диффузора и дроссельной заслонкой, то есть горючее струей подается напрямую в коллектор. Не допускается попадание струи на диффузор или заслонку. Если так происходит, тогда после резкого нажатия на педаль акселератора автомобиль не будет сразу разгоняться, возникнет провал. Самостоятельная доработка карбюратора предполагает установку двух носиков в камеры для получения лучшей отдачи от мотора или только одного носика в первую камеру карбюратора для более экономичного режима.
Настройка переходного режима карбюратора
В то время, когда двигатель работает в режиме холостого хода, дроссельные заслонки перекрыты. Под заслонками образуется вакуум (разрежение). Благодаря указанному разрежению происходит высасывание бензина через небольшой канал холостого хода и жиклер, а сам двигатель ровно работает на холостых. Если резко открыть заслонку, тогда разрежение тоже слабеет. Более того, этого разрежения недостаточно для нормальной работы ГДС (главная дозирующая система) в первой камере, а система холостого хода и ускорительный насос еще не способны нормализовать работу мотора. Другими словами, при резком нажатии на газ после холостого хода отмечается задержка реакции на нажатие педали акселератора.
Чтобы указанный провал минимизировать или полностью убрать в устройстве карбюратора используется переходная система. Данная схема представляет собой отверстие-щель, выполненное над дроссельной заслонкой в первой камере. В момент нажатия на педаль газа щелевидное отверстие оказывается в зоне большого разряжения, благодаря чему происходит интенсивный подсос топлива параллельно его подаче через жиклер холостого хода.
Вернемся к настройкам. После того, как карбюратор был установлен, на многих автомобилях возникает провал при трогании с места, замедлены реакции на нажатие педали газа, двигатель может начать стрелять в карбюратор или заглохнуть. В такой ситуации может быть виновата переходная система. Для того чтобы нормализовать работу карбюратора, необходимо правильно подобрать сечение «носика» ускорительного насоса и размер жиклера холостого хода.
Дело в том, что именно во время работы на переходном режиме горючее поступает как из ускорительного насоса, так и от переходной системы. В результате топливно-воздушная смесь может получаться слишком обогащенной или, наоборот, обедненной, что не позволяет двигателю нормально работать и набрать обороты.
При этом важно знать, что жиклеры в первой камере трогать не нужно, а также указанные провалы не следует пытаться устранить путем замены жиклеров главной дозирующей системы. Для решения задачи следует на ранее отстроенном карбюраторе правильно подобрать жиклер холостого хода и носик ускорительного насоса. Подбор нужно осуществлять после прогрева ДВС, подсос должен быть убран.
На практике это выглядит следующим образом:
Уровень в поплавковой камере предварительно был выставлен, отрегулирован холостой ход. Прогретый двигатель нормально работает на холостых без подсоса. Струя бензина из носика ускорительного насоса попадает точно в коллектор. Теперь можно резко нажать на педаль газа. Необходима именно резкость нажатия, а не то, насколько сильно была нажата педаль (до пола, половина хода или ¼). В норме мотор должен сразу реагировать и раскручиваться, то есть набор оборотов происходит без задержек или провалов. В том случае, если реакции на резкое нажатие на акселератор замедлены или есть ощутимая пауза перед ростом оборотов, тогда следует перейти к настройкам.
Для точного определения причины на педаль газа нужно нажать повторно, но уже плавно, а не резко. Если в этом случае идет ровный набор оборотов (без пауз, провалов и задержек), тогда следует обратить внимание на жиклер холостого и носик насоса, та как главная дозирующая система к провалу не имеет отношения. Если же при плавном нажатии на газ двигатель раскручивается плохо, сам агрегат начинает работать рывками, гудит, сильно вибрирует и т.п., тогда проблема заключается в подборе жиклеров первой камеры. Другими словами, происходит излишнее обогащение или обеднение смеси после перехода карбюратора в мощностной режим работы после нажатия на акселератор. Косвенным признаком слишком «богатой» смеси во время работы на переходном режиме является то, что двигатель дымит черным дымом, из системы выхлопа идет запах бензина. Указанный дым и запах появляются после резкого дросселирования.
Чтобы убрать провал, необходимо тщательно подбирать жиклеры холостого хода под носик насоса или наоборот. Это делается до того момента, пока исчезнуть задержки при резком нажатии на педаль акселератора. Параллельно с этим может понадобиться повторная регулировка холостого хода, так как замена жиклера ХХ внесет свои изменения в работу системы холостого хода. Добавим, что если смесь остается обедненной и есть провал, а жиклер холостого хода слишком большой и не получается настроить холостой ход, тогда можно поставить спаренный носик насоса, после чего обе трубочки загибаются в первую поплавковую камеру.
Регулировка второй камеры карбюратора Солекс
Начнем с того, что во время настройки карбюратора вторая камера обычно не затрагивается, так как зачастую стандартных жиклеров будет достаточно. Также в устройстве карбюратора имеется эконостат, который способен корректировать возможные нюансы. Эконостат представляет собой трубку, которая находится во второй камере под небольшим наклоном.
Задачей эконостата является то, что при полном открытии дросселя разряжение в карбюраторе позволяет засосать через эконостат горючее. Эконостат задействуется тогда, когда двигатель работает на повышенных оборотах и позволяет обогатить топливно-воздушную смесь. Для доработки второй камеры, которая позволяет реализовать «подхват», устанавливают жиклеры для обогащения смеси. Подбор жиклеров в этом случае ничем не отличается от подбора для первой камеры.
Подведем итоги
Описанные выше шаги по настройке и регулировке карбюратора Солекс являются базовыми. Другими словами, при желании вы можете настроить карбюратор своими руками, опираясь на данную информацию. Отметим, что точность настроек можно далее проверить на газоанализаторе, после чего самому внести необходимые коррективы вместо постоянного обращения к специалистам. Напоследок добавим, что дозирующее устройство данного типа поддается различным видам тюнинга, всевозможных доработок и улучшений. По этой причине при выборе карбюратора на ВАЗ многие автолюбители не зря отдают предпочтение Солекс.
Читайте также
krutimotor.ru