Поршень ВАЗ 2110. Поршень ВАЗ 2108. Основные размеры.
Особенности конструкции.
Глубина выборок под клапана,на днище порш. 2110, исключает возможность соприкосновения клапанов с поршнем при обрыве ремня ГРМ.
В конструкции поршня 2110 и в конструкции всех последующих моделей, применяется свободная посадка поршневого пальца. Зазор в отверстии головки шатуна и в отверстиях в поршне обеспечивает свободное вращение пальца. В осевом направлении палец фиксируется стопорными кольцами. Для этого в поршне, в отверстиях под палец, предусмотрены установочные канавки для стопорных колец. На внешней стороне отверстий под поршневой палец, в верхней части, имеются небольшие углубления, которые облегчают установку и снятие стопорных колец. Кроме того, они способствуют доступу масла в зону контакта.
Такая конструкция упрощает процесс сборки и обеспечивает равномерный износ трущихся поверхностей, увеличивая ресурс деталей. Классы диаметров поршней и классы отверстий под поршневой палец принятые для модели 21083 соответствуют классам моделей 2110, 2112, 21124.
Основные маркировки в литье, нанесенные на деталь.
1. Обозначение модели изделия – символы «21» и «10», в районе отверстия под палец.
2. Обозначение производителя – «ВАЗ», на юбке с внутренней стороны.
3. Обозначение литейной оснастки -буквы и цифры, на юбке с внутренней стороны.
4. Обозначение литейного сплава – «АЛ34», на юбке с внутренней стороны .
Основные маркировки наносимые на днище.
1. Маркер ориентации — « » при установке, должен указывать направление в сторону привода распредвала
2. Маркер класса – один из символов ( « А »,« В»,« С»,« D »,« Е ») определяет отклонение по наружному диаметру.
3. Маркер группы массы поршня:
« » – нормальная;
« + » – увеличенная на 5 г.
« – » – уменьшенная на 5 г.
4. Маркер класса отверстия поршневого пальца –одна из цифр (« 1 », « 2 », « 3 » ) определяет отклонение по диаметру отверстия под поршневой палец.
Маркировка класса отверстии дополнительно наносится краской на внутренней стороне днища:
синий цвет — 1-й класс
зеленый цвет — 2-й класс
красный цвет — 3-й класс
Дополнительно, для ремонтных поршней.
5. Маркер для ремонтных изделий:
« » — 1-й ремонт (диаметр увеличенный на 0,4мм от номинального размера.)
« » — 2-й ремонт (диаметр увеличенный на 0,8мм от номинального размера.)
Особенности конструкции.
Глубина выборок под клапана,на днище поршня 21083, исключает возможность соприкосновения клапанов с поршнем при обрыве ремня ГРМ.
Особенностью конструкции поршня ВАЗ 21083, которая отличает его от поршня 2110, является способ фиксации поршневого пальца. В конструкции дели 21083 поршневой палец (21213-1004020 или 2101-1004020 ) запрессовывается в верхнюю головку шатуна 2108-1004045. Плотная посадка определяет положение пальца и предотвращает его смещение. Диаметр отверстий в бобышках поршня обеспечивает поршневому пальцу и шатуну свободный угловой поворот. На боковой поверхности, на площадке возле отверстия под поршневой палец, присутствует маркировка модели – «21» и «083». По геометрическим параметрам, нет отличий между поршнями моделей ВАЗ 21083 и ВАЗ 2110.
Основные размеры
Класс поршня по наружному диаметру | A | B | C | D | E |
---|---|---|---|---|---|
Диаметр поршня 82.0 (мм) | 81,965-81,975 | 81,975-81,985 | 81,985-81,995 | 81,995-82,005 | 82,005-82,015 |
Диаметр поршня 82.4 (мм) | 82,365-82,375 | 82,375-82,385 | 82,385-82,395 | 82,395-82,405 | 82,405-82,415 |
Диаметр поршня 82.8 (мм) | 82,765-82,775 | 82,775-82,785 | 82,785-82,795 | 82,795-82,805 | 82,805-82,815 |
Класс отверстия под поршневой палец | 1 | 2 | |
---|---|---|---|
Диаметр отверстия под поршневой палец(мм) | 21,982-21,986 | 21,986-21,990 | 21,990-21,994 |
Применяемость поршня 21083-1004015.
(длина шатуна ваз 21083 и его размеры)
Двигатель | Блок цилиндров, высота блока, мм. |
Колен. вал радиус кривошипа, мм. |
Шатун, длина шатуна, мм. |
Поршень, компрессион. высота, мм |
Недоход поршня в блоке, мм |
---|---|---|---|---|---|
ВАЗ 21083 | 21083-1002011 194,8 |
2108-1005016 35,5 |
2108-1004045 121,0 |
21083-1004015 37,9 |
0,4 |
Применяемость поршня 2110-1004015. Шатун ваз 2110 параметры.
Двигатель | Блок цилиндров, высота блока, мм. |
Колен. вал радиус кривошипа, мм. |
Шатун, длина шатуна, мм. |
Поршень, компрессион. высота, мм |
Недоход поршня в блоке, мм |
---|---|---|---|---|---|
ВАЗ 2110 | 2110-1002011 194,8 |
2112-1005016 35,5 |
2110-1004045 121,0 |
2110-1004015 37,9 |
0,4 |
ВАЗ 2111 | 2110-1002011 194,8 |
2112-1005016 35,5 |
2110-1004045 121,0 |
2110-1004015 37,9 |
0,4 |
ВАЗ 21114 | 21114-1002011 197,1 |
11183-1005016 37,8 |
2110-1004045 121,0 |
2110-1004015 37,9 |
0,4 |
ВАЗ 11183 | 11183-1002011 197,1 |
11183-1005016 37,8 |
2110-1004045 121,0 |
2110-1004015 37,9 |
0,4 |
* — расчетные размеры могут отличаться от фактических в пределах допусков на изготовление указанных деталей.
Какие ремонтные размеры поршней 08 ?
Ремонтные размеры поршней ваз 21083 таблица
Содержание
- Таблица номинальных размеров цилиндров и поршней Ваз 21099
- Разборка и сборка поршневой группы Ваз 21099
- Классы поршневых пальцев и поршней Ваз 21099
- Как понять, что пришло время менять поршневые кольца
- Видео: ВАЗ-09 Установка колец без оправок
- Как замерить зазор поршневых колец Ваз 2109 – 2115
- Видео: Замена поршневых колец, подбор тепловых зазоров
- Размеры и маркировка поршневых колец Ваз 2109 – 2115
- Таблица номинальных размеров цилиндров и поршней
- Обзор популярных моделей поршневых колец ВАЗ 2109 – 2115
Глубина выборок под клапана,на днище порш. 2110, исключает возможность соприкосновения клапанов с поршнем при обрыве ремня ГРМ.
В конструкции поршня 2110 и в конструкции всех последующих моделей, применяется свободная посадка поршневого пальца. Зазор в отверстии головки шатуна и в отверстиях в поршне обеспечивает свободное вращение пальца. В осевом направлении палец фиксируется стопорными кольцами. Для этого в поршне, в отверстиях под палец, предусмотрены установочные канавки для стопорных колец. На внешней стороне отверстий под поршневой палец, в верхней части, имеются небольшие углубления, которые облегчают установку и снятие стопорных колец. Кроме того, они способствуют доступу масла в зону контакта.
Такая конструкция упрощает процесс сборки и обеспечивает равномерный износ трущихся поверхностей, увеличивая ресурс деталей. Классы диаметров поршней и классы отверстий под поршневой палец принятые для модели 21083 соответствуют классам моделей 2110, 2112, 21124.
Основные маркировки в литье, нанесенные на деталь.
1. Обозначение модели изделия – символы «21» и «10», в районе отверстия под палец.
2. Обозначение производителя – «ВАЗ», на юбке с внутренней стороны.
3. Обозначение литейной оснастки -буквы и цифры, на юбке с внутренней стороны.
4. Обозначение литейного сплава – «АЛ34», на юбке с внутренней стороны .
Основные маркировки наносимые на днище.
1. Маркер ориентации – « » при установке, должен указывать направление в сторону привода распредвала
2. Маркер класса – один из символов ( « А »,« В»,« С»,« D »,« Е ») определяет отклонение по наружному диаметру.
3. Маркер группы массы поршня:
« » – нормальная;
« + » – увеличенная на 5 г.
« – » – уменьшенная на 5 г.
4. Маркер класса отверстия поршневого пальца –одна из цифр (« 1 », « 2 », « 3 » ) определяет отклонение по диаметру отверстия под поршневой палец.
Маркировка класса отверстии дополнительно наносится краской на внутренней стороне днища:
синий цвет – 1-й класс
зеленый цвет – 2-й класс
красный цвет – 3-й класс
Дополнительно, для ремонтных поршней.
5. Маркер для ремонтных изделий:
« » – 1-й ремонт (диаметр увеличенный на 0,4мм от номинального размера.)
« » – 2-й ремонт (диаметр увеличенный на 0,8мм от номинального размера. )
ПОРШЕНЬ | 21083-1004015 |
Производитель | ОАО АВТОВАЗ |
Диаметр поршня (номинальный), мм: | 82,0 |
Диаметр поршня (1-й ремонт), мм: | 82,4 |
Диаметр поршня (2-й ремонт), мм: | 82,8 |
Вес, г.: | 335,0 |
Поршневой палец | 21213-1004020 |
Диаметр поршневого пальца, мм: | 22 |
Поршневые кольца | 21083-1000100 |
Высота колец, мм: | 1,5/2,0/3,95 |
Глубина выборок под клапана,на днище поршня 21083, исключает возможность соприкосновения клапанов с поршнем при обрыве ремня ГРМ.
Особенностью конструкции поршня ВАЗ 21083, которая отличает его от поршня 2110, является способ фиксации поршневого пальца. В конструкции дели 21083 поршневой палец (21213-1004020 или 2101-1004020 ) запрессовывается в верхнюю головку шатуна 2108-1004045. Плотная посадка определяет положение пальца и предотвращает его смещение. Диаметр отверстий в бобышках поршня обеспечивает поршневому пальцу и шатуну свободный угловой поворот. На боковой поверхности, на площадке возле отверстия под поршневой палец, присутствует маркировка модели – «21» и «083». По геометрическим параметрам, нет отличий между поршнями моделей ВАЗ 21083 и ВАЗ 2110.
Основные размеры
Класс поршня по наружному диаметру | A | B | C | D | E |
---|---|---|---|---|---|
Диаметр поршня 82.0 (мм) | 81,965-81,975 | 81,975-81,985 | 81,985-81,995 | 81,995-82,005 | 82,005-82,015 |
Диаметр поршня 82.4 (мм) | 82,365-82,375 | 82,375-82,385 | 82,385-82,395 | 82,395-82,405 | 82,405-82,415 |
Диаметр поршня 82. 8 (мм) | 82,765-82,775 | 82,775-82,785 | 82,785-82,795 | 82,795-82,805 | 82,805-82,815 |
Класс отверстия под поршневой палец | 1 | 2 | 3 |
---|---|---|---|
Диаметр отверстия под поршневой палец(мм) | 21,982-21,986 | 21,986-21,990 | 21,990-21,994 |
Применяемость поршня 21083-1004015.
Схема поршневой группы Ваз 21099: 1 — гайка шатунного болта, 2 — шатунные вкладыши, 3 — шатун, 4 — поршневой палец, 5 — канавка верхнего компрессионного кольца, 6 — канавка нижнего компрессионного кольца, 7 — канавка маслосъемного кольца, 8 — поршень, 9 — шатунный болт, 10 — крышка шатуна
Для удобства подбора поршней по цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости от диаметра делятся на пять размерных групп: A, B, C, D, E.
В качестве запасных частей поставляются поршни номинального размера трех классов: A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный размер увеличен на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
По массе поршни делятся на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни одной группы.
Для поршней ремонтных размеров поставляются в качестве запасных частей кольца ремонтных размеров, увеличенные на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбита цифра “40”, а второго – “80”.
Таблица номинальных размеров цилиндров и поршней Ваз 21099
Модель двигателя Ваз-2108
Модель двигателя Ваз-21083
Диаметр цилиндра, мм
Диаметр поршня, мм
Диаметр цилиндра, мм
Диаметр поршня, мм
Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025-0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Разборка и сборка поршневой группы Ваз 21099
Рекомендуем снимать поршневые кольца Ваз 21099 специальным съемником. Если его нет, аккуратно раздвиньте замок кольца и снимите кольцо с поршня. Аналогичным образом снимите остальные кольца
С помощью специальной оправки выпрессуйте палец из шатуна
Осмотрите поршни. Если на них есть задиры, следы прогара, глубокие царапины – замените поршни
Для определения зазора измерьте диаметр цилиндра и диаметр поршня, который измеряют микрометром в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня
Измерьте щупом зазор между кольцами и канавками на поршне в нескольких местах по периметру. Если зазор превышают предельно допустимый, замените поршни с кольцами
ставьте поршневое кольцо в специальную оправку и измерьте зазор в замке. Вместо оправки можно вставить кольцо в цилиндр и продвинуть его поршнем, чтобы кольцо встало без перекосов. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо (см. примечание 2). Если зазор меньше 0,25 мм, осторожно спилите надфилем концы кольца
Зазор между кольцами и канавками поршня Ваз 21099, мм
Зазор в замках поршневых колец Ваз 21099, мм:
Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм. Класс пальца маркируется на его торце краской.
Классы поршневых пальцев и поршней Ваз 21099
Диаметр пальца, мм
Диаметр отверстия в поршне, мм
Поршень на шатун устанавливается так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в противоположную сторону от номера детали, отлитого на шатуне. Если на нижней головке шатуна есть отверстие для выхода масла, стрелка на поршне должна быть направлена в сторону этого отверстия. Проверьте посадку поршневого пальца в поршне. Для этого смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в поршень. Палец должен входить в поршень свободно от нажатия большим пальцем руки. Переверните поршень так, чтобы палец встал вертикально, при этом он не должен выпадать из поршня под действием собственного веса. Если палец выпадает из поршня, возьмите палец следующего класса. Если из поршня выпадает палец третьего класса, замените поршень и палец
Осмотрите шатунные вкладыши. Если на них имеются трещины, задиры, выкрашивание – замените вкладыши
Осмотрите шатуны с крышками. Замените погнутые шатуны
Наденьте поршневой палец 2 на валик 1 приспособления для установки поршневого пальца с надетым на него дистанционным кольцом 5. Затем оденьте направляющую втулку 3 и закрепите ее винтом 4, не затягивая винт. Размеры дистанционного кольца: наружный диаметр 22 мм, внутренний – 15 мм, толщина – 4 мм
Нагрейте верхнюю головку шатуна до 240 °С в печи в течение 15 минут. Зажмите шатун в тисках, установите на него поршень (см. примечание), чтобы отверстия под палец совпали, и вставьте до упора приспособление с пальцем в отверстия поршня и шатуна. Для правильной установки пальца поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки
После охлаждения шатуна смажьте поршневой палец через отверстие в бабышках поршня.
Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукоплектовывать.
Если при сборке шатунно-поршневой группы устанавливаются новые детали, подберите поршни к цилиндрам по классу, группе и по массе. Поршневые пальцы и поршни также нужно подобрать по классу
Сборку поршня с шатуном Ваз 21099 нужно производить как можно быстрее, так как шатун быстро охлаждается. После охлаждения шатуна изменить положение пальца будет невозможно.
Обозначение ремонтного размера:
1-й ремонтный – треугольник,
2-й ремонтный – квадрат.
Обозначение группы по массе:
нормальная – “Г”,
увеличенная на 5 грамм – “ ”,
уменьшенная на 5 грамм – “-”.
Смажьте моторным маслом поршневые кольца и канавки на поршне. Наденьте съемником или вручную поршневые кольца соответственно соориентировав их. Проверьте легкость перемещения колец в канавках
Если на кольце нанесена надпись “Верх”, “Top” или “Ваз”, установите кольцо надписью вверх, к днищу поршня. На нижнем копрессионном кольце имеется проточка. Кольцо должно устанавливаться проточкой вниз. Перед установкой маслосъемного кольца поверните пружинный расширитель так, чтобы его замок находился с противоположной стороны от замка кольца. Поверните поршневые кольца так, чтобы их замкирасполагались под углом 120° друг к другу
Вставьте вкладыш в нижнюю головку шатуна, при этом фиксирующий выступ на вкладыше должен войти в паз головки шатуна
Вставьте вкладыш в крышку шатуна так, чтобы фиксирующий выступ на вкладыше вошел в паз крышки шатуна.
Вопрос о замене поршневых колец может коснуться не только старых автомобилей, но и автомобилей с небольшим пробегом. Поршневые кольца выполняют 3 главные функции:
- уплотнение камеры сгорания,
- улучшение теплопередачи через стенку цилиндра
- регулируют расход смазки.
Когда значительно выросло потребление масла автомобилем, в цилиндрах упала компрессия. Прежде чем стремительно спешить в гараж нужно замерить компрессию, сначала на сухих цилиндрах и затем заливаем крышку от бутылочки масла и замеряем снова и сравниваем полученные результаты. Если показатели сухих цилиндров ниже, поршневые кольца подлежат замене.
Если нет, то кольца не при чем, и стоит обратить внимание на колпачки, клапана. Также при использовании низкосортного масла поршневые кольца могут залечь. Это явление встречается обычно у машин, чьи двигатели давно не эксплуатировались, либо эксплуатировались на совсем короткие расстояния.
Видео: ВАЗ-09 Установка колец без оправок Как замерить зазор поршневых колец Ваз 2109 – 2115Чтобы замерить зазор нужно установить кольцо в цилиндр и придавить сверху поршнем, и при помощи щупа замерить зазор, он должен быть в пределах от 0.25 до 0.45 мм предельно допустимый 1мм. Если зазор больше, кольцо необходимо в этом случае поменять, а если меньше – подточить. Для того чтобы подточить кольцо нужно использовать надфиль. Каждое кольцо подгоняется к тому цилиндру, где будет оно работать.
Видео: Замена поршневых колец, подбор тепловых зазоров youtube.com/embed/AyKSATkm6ps»> Размеры и маркировка поршневых колец Ваз 2109 – 2115Основные размеры шатунно-поршневой группы я дам вам сейчас ниже на рисунке
Поршень — алюминиевый литой. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
Основные размеры шатуна Ваз 2109 – 2115
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня (рис. 4).
Поршень — алюминиевый литой. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 55 мм от днища поршня.
Размеры поршневых колец Ваз 2109 – 2115
По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм.
Классы диаметров поршня и отверстия под поршневой палец клеймятся на днище поршня.
Маркировка поршня Ваз 2109 – 2115
Таблица номинальных размеров цилиндров и поршнейПо массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную и уменьшенную на 5 г. Этим группам соответствует маркировка на днище поршня: «Г», «+» и «—».
На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе. Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром.
Увеличению на 0,4 мм соответствует маркировка в виде треугольника, а увеличению на 0,8 мм — в виде квадрата. Стрелка на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при его установке в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала.
Маркировка шатуна: 1 – класс шатуна по массе и по отверстию в верхней головке. 2 – номер цилиндра
Поршневой палец — стальной полый, плавающего типа, свободно вращается в бобышках поршня и втулке шатуна. В отверстии поршня палец фиксируется двумя стопорными кольцами. По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — первый, зеленая — второй, а красная — третий класс.
Места, на которых допускается удалять металл, при подгонке головок шатуна
Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и с разжимной витой пружиной. На кольцах ремонтных размеров ставится цифровая маркировка «40» или «80», что соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 или 0,8 мм.
Шатун — стальной, кованый. Шатун обрабатывается вместе с крышкой и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 2 (рис. 5) цилиндра, в который они устанавливаются. В верхнюю головку шатуна запрессована сталебронзовая втулка.
По диаметру отверстия этой втулки шатуны подразделяются на три класса через 0,004 мм. Номер класса 1 клеймится на крышке шатуна. По массе верхней и нижней головок шатуны подразделяются на классы, маркируемые либо буквой, либо краской на крышке шатуна. На двигатель должны устанавливаться шатуны одного класса по массе.
Классы шатунов по массе верхней и нижней головок | |||
Масса головок шатуна, г | Класс |
495+3 501+3
Зеленый
495+3 501+3
В
495+3 501+3
Г
Подгонять массу шатунов можно удалением металла с бобышек на верхней головке и на крышке до минимальных размеров 33 и 32 мм (рис. 6). После удаления металла с крышки шатуна на ней необходимо клеймить классы шатуна по отверстию под поршневой палец и по массе.
Обзор популярных моделей поршневых колец ВАЗ 2109 – 2115Фирм, которые изготовляют поршневые кольца много, а так же много и подделок и все их просмотреть просто не хватает времени. Поэтому давайте рассмотрим тех производителей поршневых колец, которые отличаются от других нормальным качеством и ценой. Первое что хочу порекомендовать, это поршневые кольца фирмы “SM”.
Поршневые кольца фирмы “SM
Поршневые кольца от фирмы “Mahle”.
Эти фирмы выпускают поршневые кольца для Вазовских автомобилей разного диаметра и прекрасно нам подходят. Производят их, скорее всего, в Китае, потому как оригинальные будут стоить на много дороже. Но это не означает что всё так плохо, качество у них отличное. Я рекомендую всё же кольца фирмы “SM”, потому что цена у них на много меньше, чем у “Mahle”, а качество одинаковое так зачем платить больше и переплачивать за бренд.
Верхнее компрессионное кольцо у этих производителей стальное хромированное, но у фирмы “SM” оно омеднённое, на верхних фотографиях это прекрасно видно. Второе компрессионное кольцо черного цвета чугунное, но кольцо от фирмы “Mahle” имеет более тёмный цвет. На фото
Нижние маслосъемные кольца металлические наборные.графии слева “SM”, а справа “Mahle”.
Я рекомендую использовать именно металлические наборные маслосъемные кольца, потому что в отличие от коробчатого типа колец они прекрасно притираются в цилиндре, устойчивы к перегреву (не теряют свои пружинные свойства) и главное их достоинство, они работают как два не зависимых друг от друга кольца. Кольца коробчатого типа, очень боятся перегрева. Они при перегреве теряют свои пружинные свойства и плохо справляются со своей работой. И ещё один серьезный минус, они требуют очень осторожной обкатки. При малейшем отклонении от обкаточных режимов рабочие кромки кольца в некоторых местах могут откалываться и будут пропускать масло.
Конечно же, есть и другие производители поршневых колец, но они как обычно идут сплошные подделки и выбрать качественные порой не реально
Динамический расчет двигателя 4Ч7 ВАЗ. КП расчет двигателя ваз | Скачать чертежи, чертежи, блоки Autocad, 3D модели
Задание
1. Краткое описание двигателя, подбор исходных параметров для получения индикаторной диаграммы;
2. Построение индикаторной схемы двигателя;
3. Расчет и построение графика изменения сил одного цилиндра, действующих на КСМ:
— силы инерции;
— силы давления газа;
— движущие силы;
— боковая сила;
— радиальная и касательная сила;
— общая касательная сила.
4. Анализирует конструкцию указанной детали, используемой в модели маховика.
6. Выводы
Двигатель
На автомобилях устанавливаются 4-х тактные поршневые карбюраторные двигатели внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала.
Блоки цилиндров
Блок цилиндров изготовлен методом литья из специального высокопрочного чугуна. Отверстия цилиндров разнесены непосредственно в блоке и в цилиндрах не используются дополнительные вставки (гильзы). Для получения высокой степени точности и чистоты поверхности цилиндры хонингуют. По диаметру цилиндры делятся на пять классов через 0,01 мм, обозначаемых латинскими буквами А, В, С, D и Е. Класс каждого цилиндра маркируется на нижней плоскости блока цилиндров.
Отверстия под коренные подшипники коленчатого вала протянуты вместе с крышками подшипников. Поэтому они не взаимозаменяемы ни друг с другом, ни с крышками других блоков цилиндров, а чтобы не перепутать крышки, на них сделана маркировка. Крышки подшипников крепятся к блоку цилиндров самоконтрящимися болтами, замена которых на любые другие недопустима.
Ролик (6) (см. рис. 2) привода вспомогательных агрегатов вращается в двух втулках, запрессованных в блок цилиндров. Передняя втулка сталеалюминиевая, задняя втулка металлокерамическая. В запасные части поставляются втулки номинальных и ремонтных размеров с уменьшенным внутренним диаметром 0,3 мм.
Блоки цилиндров различных моделей двигателей не взаимозаменяемы. Их можно отличить по номеру модели, отлитому на левой стороне блока цилиндров.
ШАТУНО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА
Поршень. Поршни 4 и 6 (рис. 3) всех моделей двигателей отлиты из алюминиевого сплава. Наружная поверхность поршня покрыта тонким слоем олова для улучшения его работоспособности к стенкам цилиндра. Для компенсации неравномерного теплового расширения юбка поршня имеет сложную форму. Он конический по высоте и овальный в поперечном сечении. Поэтому диаметр поршня необходимо измерять только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу и на расстоянии 52,4 мм от днища поршня.
По наружному диаметру поршни (как и цилиндры) делятся на пять классов через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец 5 — на три класса через 0,004 мм (см. приложение 2). На днище поршня нанесены класс поршня (латинская буква) и категория (цифра).
Поршни класса А, С, Е поставляются в запчасти, которых достаточно для подбора поршня на любой цилиндр, так как поршни и цилиндры делятся на классы с некоторым перекрытием размеров.
Отверстие под поршневой палец смещено от оси симметрии на 5 мм в правую сторону двигателя. Поэтому на поршне имеется метка 11 в виде буквы П для правильной ориентации поршня в цилиндре. Метка, а также отверстие 10 на шатуне выхода масла должны быть обращены к передней части двигателя.
Кольца поршневые. На поршне установлены два компрессионных кольца 2 и 3 и один маслосборник 1. Все они изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо с бочкообразной хромированной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа, фосфатированное.
Поршневой палец. Все модели двигателей имеют одинаковые стальные трубчатые поршневые пальцы 5 (см. рис. 3). Они запрессованы в верхнюю головку шатуна 7 и свободно вращаются в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы делятся на три категории после 0,004 мм. Категория пальца отмечена на конце соответствующим цветом: 1-я — синим, 2-я — зеленым и 3-я — красным.
Шатун. Стальной, кованый, одинаковый для всех моделей двигателей. Нижняя головка шатуна разъемная, шатунные вкладыши 9в нем установлены. Шатун обрабатывается вместе с крышкой 8, в связи с чем они не взаимозаменяемы с крышками других шатунов. Чтобы не перепутать шатунные крышки при сборке, на шатуне и его крышке (сбоку) имеется клеймо номера цилиндров, в которых они установлены. При сборке номера на шатуне и крышке должны быть с одной стороны.
Коленчатый вал и маховик
Коленчатый вал. Он отлит из высокопрочного чугуна и имеет пять опорных (основных) шейок, закаленных токами высокой частоты на глубину 2-3 мм. На заднем конце коленчатого вала 1 (рис. 4) имеется посадочное место, куда вставляется подшипник ведущего вала коробки передач. Смазочные каналы в шейках коленчатых валов закрыты колпачковыми пробками, которые для надежности запрессованы и обсажены в трех точках.
Для продления срока службы коленчатого вала возможна замена шеек коленчатого вала в случае износа или повреждения их поверхностей. Путем шлифовки диаметр шеек уменьшается на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.
Осевое смещение коленчатого вала ограничено двумя упорными полукольцами 3, установленными в блоке цилиндров с обеих сторон заднего коренного подшипника. С передней стороны подшипника установлено стальное алюминиевое полукольцо, а с задней — металлокерамическое (желтое). Полукольца изготавливают нормальной толщины 2,31-2,36 мм и увеличенной (ремонтной) 2,437-2,487 мм. При сборке двигателя полукольца выбирают по толщине так, чтобы осевой свободный ход коленчатого вала находился в пределах 0,06-0,26 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников. Все они тонкостенные, биметаллические, сталеалюминиевые. Вкладыши 6 для 1, 2, 4 и 5 коренных подшипников имеют канавку на внутренней поверхности (с 1987 г. нижние вкладыши этих подшипников устанавливаются без канавки). Вкладыш 7 центрального (3-го) стержневого подшипника отличается от других вкладышей отсутствием паза на внутренней поверхности и большей шириной. Все вкладыши 2 шатунных подшипников без канавок одинаковы и взаимозаменяемы. Вкладыши ремонтные выполнены увеличенной толщины для шеек коленчатого вала, уменьшенной на 0,25; 0,5; 0,75 и 1 мм.
Маховик. Он отлит из чугуна и имеет стальной штампованный зубчатый венец для запуска двигателя стартером. Маховики 4 на всех моделях двигателей одинаковые и взаимозаменяемые, так как балансируются отдельно от коленчатого вала. Маховик центрируется с коленчатым валом передним подшипником ведущего вала коробки передач.
Маховик крепится к фланцу коленчатого вала шестью самостопорящимися болтами, под которые подложена одна общая шайба 5. Замена этих болтов другими болтами не допускается. Маховик необходимо установить так, чтобы метка — конусообразное отверстие А — располагалась напротив шатунной шейки 4-го цилиндра. Метка используется для определения в. м. т., в 1-м и 4-м цилиндрах.
Головки цилиндров и клапанный механизм
Головка цилиндров. Он изготовлен из алюминиевого сплава и имеет клиновидные камеры сгорания, штампованные седла и направляющие втулки клапанов. Седла клапанов изготовлены из специального чугуна для обеспечения высокой прочности при воздействии ударных нагрузок. Рабочие фаски седел обрабатывают после запрессовки с головкой блока цилиндров 1 (рис. 5) для обеспечения точного совмещения фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Направляющие втулки клапанов также изготовлены из чугуна и запрессованы в головку блока цилиндров с натягом. На внешней поверхности направляющих втулок имеется канавка, в которую вставлено стопорное кольцо. Это обеспечивает точность положения втулок при их запрессовке в головку блока цилиндров и предотвращает возможное выпадение втулок.
Отверстия во втулках обрабатываются после запрессовки их в головку блока цилиндров. Это обеспечивает узкий допуск на диаметр отверстия и точность его расположения относительно рабочих фасок седла и клапана. В отверстиях направляющих втулок имеются спиральные канавки для смазки. На втулках впускных клапанов канавки нарезают на половину длины отверстия, а на втулках выпускных клапанов — на всю длину отверстия.
На направляющие втулки сверху надеваются маслоотражательные колпачки 3 из термомаслостойкой резины со стальным армирующим кольцом. Крышки охватывают стержень клапана и служат для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между направляющей втулкой и стержнем клапана.
Распредвал
Распредвал. Литой, чугунный, одинаковый для всех моделей двигателей. Он опирается на 5 шеек и вращается в алюминиевом корпусе подшипника, установленном на головке блока цилиндров. Ведомая звездочка прикреплена к переднему концу распределительного вала. Распределительный вал удерживается от осевых перемещений упорным фланцем, расположенным в канавке передней опорной шейки вала.
До апреля 1982 года на автомобили ВАЗ устанавливались распределительные валы с кулачками и опорными шейками с закалкой токами высокой частоты (т.е.). С 19 апреля82 установлены азотированные распределительные валы. С 1984 года на валах маркируется год выпуска. С 1985 года стали устанавливать распредвалы с кулачковой белилкой; эти валы имеют характерный шестигранный пояс между 3-м и 4-м кулачками.
Система охлаждения
Система жидкостного охлаждения, закрытого типа, с принудительной циркуляцией (рис. 6), Система заполнена охлаждающей жидкостью Тосол А40, представляющей собой водный раствор антифриза Тосол А (концентрированный этиленгликоль с антикоррозионными и антикоррозионными присадками). пенообразующие добавки). Плотность СОЖ Тосол А40 составляет 1,078 — 1,085 г/см. Емкость системы охлаждения 90,85 литра. Для слива жидкости имеются два сливных отверстия, закрытые пробками: одно отверстие в нижнем бачке радиатора, второе в блоке цилиндров с левой стороны
СИСТЕМА СМАЗКИ
Комбинированная система смазки — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры приводных валов распределительных валов и вспомогательных агрегатов, кулачки распределительных валов и втулка шестерни привода масляного насоса. Стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках, цепь привода распределительного механизма смазываются маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгивающимся с движущимися частями.
Расчет и построение теоретического
индикаторного графика
Расчетная индикаторная диаграмма строится на основании расчетных данных рабочего цикла. В дальнейшем эта схема является исходным материалом для динамических и прочностных расчетов двигателя. Построение диаграммы выполняется аналитически, поскольку графические методы построения дают большие погрешности.
Ординаты точек политропы сжатия и расширения рассчитываются по следующим формулам:
— для процесса сжатия
— для процесса расширения
Использование отношения V/Vc в качестве переменной позволяет упростить расчеты, так как числовые значения V/Vc необходимы для расчета ординат сжатия и расширения polytrop в основном являются целыми числами (от 1,0 до g для политропы сжатия, от p до e для политропы расширения). Также удобно задавать одинаковые значения V/Vc для вычисления ординат политропы сжатия и расширения. При этом две ординаты политроп сжатия и расширения соответствуют одной абсциссе, что значительно упрощает их построение.
Теоретическая индикаторная диаграмма рабочего цикла в этом случае представляется в безразмерной системе координат p — V/Vc в направлении оси объемов. Абсолютные объемы, соответствующие значениям отношения V/Vc, легко находятся путем умножения отношения V/Vc на постоянный объем камеры сжатия Vc:
— для четырехтактных ДВС
Вычисление ординат политроп точек сжатия и расширения удобно осуществляется в табличной форме и в определенном порядке
Значения ps, pa, pz и pp являются контрольными значениями и должны соответствовать полученным при расчете цикла.
Исходные данные для построения индикаторной диаграммы
PS = 0,1013 МПа;
Па = 0,091 МПа;
Pz = 6,485 МПа;
Rs = 1,733 МПа;
= 8,5;
= 1;
n1 = 1,376;
n2 = 1228.
Построение графика индикатора
Динамический расчет двигателя
Силы инерции
Сила инерции поступательно движущихся масс приложена в центре поршневого пальца, действует вдоль оси цилиндра и равна:
Выбираем из средней статистики для VOD ms = 0,0025 МПа
r — радиус подъемника;
0 — средняя угловая скорость вращения вала;
0 = ⋅n/30=3,14⋅5600/30=586,1с-1
= 0,3 — отношение радиуса подъема к длине шатуна;
угол поворота коленчатого вала от положения подъемника
верхняя мертвая точка по направлению вращения вала.
Силы давления газов
На поршень со стороны камеры сгорания действует давление газов в цилиндре двигателя Рг (рис.8.). Он нанесен в центре поршневого пальца и действует вдоль оси цилиндра.
Силы давления газов, действующие на поршень Рг и на крышку цилиндра Рг, взаимно уравновешены внутри двигателя и не передаются на его опоры. Вне двигателя силы давления газов проявляются в виде вращающихся МИР и опрокидывающих моментов НППМ. Относительное значение силы давления газов в зависимости от угла поворота кривошипа Pg = f (¼) определяют аналитически или графически по расчетной или фактической индикаторной диаграмме.
Предпочтительнее аналитически определить давление рабочей жидкости для рассчитанных положений кривошипа. При этом должны быть доступны следующие данные:
и e – условная и фактическая степень сжатия;
а — степень предварительного расширения и степень последующего расширения;
Pz и Па — давления в цилиндрах — максимальное и в начале сжатия;
n1 и n2 — индексы политроп сжатия и расширения;
Расчетные положения механизма и соответствующие им значения будут отмечены индексом i; S* и s* без индексов используются для обозначения полного хода поршня.
Текущая степень сжатия i — отношение объема цилиндра в момент начала сжатия к его текущему объему, равное отношению поршней, соответствующих этим объемам:
Для четырехтактного дизеля при S = 0,
Текущая степень сжатия может варьироваться от единицы до фактической степени сжатия.
Текущая степень последующего расширения i — отношение объема цилиндра на момент окончания предварительного расширения. Независимо от частоты вращения двигателя
Давление газов на 1 см2 площади поршня rG определяется по термодинамическим формулам:
Так как d = 8,5; = 1; Па = 0,091 МПа; Pz = 6,485 МПа; n1 = 1376; n2 = 1,228 можно найти значения давления газа в момент вращения коленчатого вала
hc = 0,2667; Nf = 2,2667
Абсолютное значение силы давления газа на поршень Rg = pgFn, МН, относительное значение Rg = p, МПа.
Вынуждающая сила
Вынуждающая сила является равнодействующей всех сил, действующих на поршень — силы давления газов в цилиндре Rг, силы давления воздуха в подпоршневой полости Rп, силы инерции ВЗД Pj, сила тяжести и ДПМ Rt и равна их алгебраической сумме, МПа,
На рис. 8 представлена движущая сила в КСМ. Он нанесен в центре поршневого пальца и действует вдоль оси цилиндра. Сила Pdv разложена на составляющие: нормальная сила, действующая перпендикулярно оси цилиндра и прижимающая поршень к втулке N = Pdvtg, и сила, действующая вдоль оси шатуна, Q = Pdv/cos.
Сила Q передается по линии ее действия к центру шейки шатуна и разлагается на две составляющие: радиальную силу, действующую на кривошип, Z = Q cos (¼ +) = Pdb cos (¼ + )/cos и тангенциальной силы T = Q sin (¼ +) = Pdb sin (¼ + )/cos.
Силы, действующие на КИМ, переменны по величине и направлению, поэтому для простоты анализа представлены в виде графических зависимостей, показывающих изменение сил по углу поворота кривошипа. Периодические кривые, с периодом 360° у двухтактных двигателей и 720° у четырехтактных двигателей. Силы считаются положительными, когда Rdv, Pj и Z направлены к центру вращения коленчатого вала, T направлена в сторону вращения коленчатого вала, а N направлена в сторону, противоположную вращению. Угол положительный, когда шатун отклоняется в сторону вращения коленчатого вала.
Суммарные касательные силы в
многоцилиндровом двигателе
Суммарные касательные силы в многоцилиндровых двигателях необходимо знать для определения крутящего момента и расчета коленчатого вала на прочность.
Диаграмма полных касательных сил Т многоцилиндрового двигателя строится путем последовательного суммирования кривых касательных сил каждого из цилиндров, сдвинутых по фазе на угол клина кривошипов. Суммирование может производиться графически или в табличной форме. Строит Т.
Значения T получаются путем суммирования ординат в каждой строке. Значения Tz = T0, так как T — периодическая функция с периодом ϕз. По полученным данным строим зависимость T = f (¼).
По таблице наносим суммарные касательные силы.
Для построения Tsr находим площадь под кривой T и делим ее на длину отрезка 0180. Тогда получаем Tsr ≈ 0,721 МПа.
Суммарная касательная сила приложена к фланцу коленчатого вала на радиусе r и определяет общий крутящий момент, МН⋅м.
Mвр = T⋅r⋅Fp
Среднее значение крутящего момента, МН⋅м
Mfr.ср = Tср⋅r⋅Fp
Для двигателя 4H 7,6/6,6 Mfr.ср = Tср⋅r⋅Fp = 0,7231 ⋅3,14⋅0,0762/4=0,1078 кН⋅м.
Расчет маховика
Если наш двигатель работает на транспортных средствах, то принимаем неравномерность вращения n = 1/100.
Принимая, что весь момент инерции, необходимый для обеспечения заданной степени неравномерности, должен создаваться маховиком, найдем массу маховика, кг:
Превышение крутящего момента при эксплуатации
физб — площадь наибольшей площади превышения, если за период изменения Мвр имеется две площади превышения, мм2;
При = 7800 кг/м3 найдем ширину маховика.
Выводы
В данной работе я построил индикаторную диаграмму для двигателя 4Ч 7,6/6,6, которая позволила найти также силы давления газов, силы инерции, движущие силы, радиальные, боковые и касательные силы. Эти силы определяют конструкцию и, соответственно, массу и размеры дизеля. Нахождение касательных сил позволило найти изменение крутящего момента на фланце двигателя. Так как это транспортный двигатель, то задав степень неравномерности вращения можно найти геометрические размеры маховика по зависимости изменения полной касательной силы от угла поворота коленчатого вала
Список использованной литературы
1. Истомин П.А. Динамика корабельного ДВС. Л. Судостроение, 1964.
2. Фомин Ю.А. и другие. Корабль ДВС. Л., Судостроение, 1989.
3. Гогин А.Ф. и др. Судовые дизели, М., Транспорт, 1988.
4. Хандов З.А. Корабельный ДВС, М., Транспорт, 1968.
5. Ваншейдт В.А. Корабельный ДВС, Судостроение, 1962
Содержание чертежей
непростая судьба двигателей МеМЗ для Таврии Обкатываем в «ремонт» мотор
О «капиталке»
Каждый, кто решается на капитальный ремонт двигателя МеМЗ, сталкивается с проблемой нехватки и завышенной стоимости ремонта поршней. Сегодня на рынке можно найти ремонтные поршни только одного размера (75,5) и одного производителя («Дружба», Болгария). Новые пальцы и кольца также придется покупать отдельно. Между тем, поршни 2108, отличающиеся в «стандарте» от ремонтных всего на 0,5 мм, можно купить в 4-5 раз дешевле, а в большинство «комплектов» («СТК», например) уже входят пальцы и кольца. Бывают и совсем «патовые» ситуации, например, когда палец в двигателе МеМЗ частично выходит из поршня и образует продольную (по ходу поршня) канавку, что часто не позволяет отремонтировать блок цилиндров расточкой до «стандарта» ремонтный размер (75,5), а для такого мотора поршня 2108 спасение. Максимально блок цилиндров МеМЗ 307 можно расточить до размера 76,4 мм, штатная прокладка ГБЦ имеет такой же диаметр отверстия, и этот размер соответствует «первому» ремонту на ВАЗ 2108. Возможна установка ВАЗ 2108 (76,0/76,4) поршни в блок цилиндров МеМЗ, но для этого потребуется ряд переделок:
1. Модификация шатунов
Доработка заключается в увеличении отверстия под палец на координатно-расточном станке (расточном) до 22 мм, а точнее до 21,950 (21,940 — 21,960) мм для стандартных «зеленых» 2108 пальцы. Пальцы будут запрессовываться в шатуны при высокой температуре, как на «восьмерке» (обычно пальцы у МеМЗ «плавающие»).
Примечание: если мы хотим использовать стандартное «колено» (коленвал) 2457, то отверстие должно быть центрировано ближе к поршню. Такая центровка позволяет уменьшить выход поршня из блока до 1 мм и обойтись без дополнительной прокладки головки блока! Производитель (марка) погружного МАП может варьироваться: в 2007 г. на автомобилях SENS применялся Siemens (Германия), в 2008-2009 гг.- Автел (Чехия), с 2009 года используется отечественный МАП 110308 (по индексу модели ЗАЗ 110308 — «Славута»)… Разница в калибровке есть, но вы ее вряд ли заметите…
2. Определение «колена»
Для получения двигателя 1.2 с повышенной степенью сжатия (65 л/с для поршней 76,0 или 68 л/с для поршней 76,4) штатный коленвал 2457 необходимо заменить на укороченный ход «Таврический» 2450 (Таврия 1.1). Для такого мотора противопоказано использование дроссельного узла 2112 (46 мм), только 3071 (40 мм).
Примечание: Можно оставить родное «колено» и получить объем 1,4 (1350) и мощность 80 (85) л/с, но потребуется более глубокая доработка поршней и установка «двойная» прокладка ГБЦ!
3. Модификация поршней
Доработка заключается в «облегчении» поршней, то есть в шлифовке рабочей поверхности поршня. Для получения мотора 1.2 на короткоходе 2450 «колено» надо «снять» 3 мм с поршня. Для получения мотора 1,4 на стандартном 2457 «колене» необходимо «снять» 3,5 мм, затем отступить от края поршня 7 мм и выточить канавку (по аналогии со стандартными поршнями Ланос) с глубина 2 мм:
а1 = 3 мм для мотора 1,2 на короткоходном «колене»
а1 = 3,5 мм гребаный мотор 1,4 на стандартном «колене»
а2 = 0 для мотора 1,2 на короткоходном «колене» со степенью сжатия для АИ-95
а2 = 0,5 мм для мотора 1,2 на короткоходном «колене» со степенью сжатия для АИ-92
а2 = 2 мм для мотора 1,4 на стандартном «колене»
«Номинальный» размер (76. 0) двигатель полученный на поршнях 2108 будет иметь в наличии еще один «ремонтный» (76.4). Остаточная толщина стенки между цилиндрами составляет 3 (2,6) миллиметра. Блок МеМЗ 307 нельзя растачивать до размера 76,8. Полукольца коленвала (в т.ч. «ремонтные») и маслосъемные колпачки («маслосъемные колпачки») подходят и к 2108. Комплект сальников коленвала и распредвала собирается из сальников коленвала 2101 (зад/перед) и масла полуоси сальник 2101. После замены поршней следует внимательно следить за состоянием ремня ГРМ, так как при его обрыве на ходу потребуется ремонт ГБЦ.
4. Обкатка в «ремонтном» моторе
Перед первым запуском вновь собранного двигателя необходимо выкрутить свечи зажигания (если они были установлены), отключить форсунки (пятиконтактный разъем расположен сразу под дроссельной трубкой) и включить двигатель на холостом ходу, чтобы создать необходимое давление в системе смазки. Только после этого можно устанавливать свечи зажигания и включать форсунки. При первой попытке запуска мотор может «схватиться» и сразу заглохнуть, это нормально. Попробуйте еще раз. Как только двигатель запустится, убедитесь в наличии давления масла («масленка» на панели приборов должна погаснуть) и принудительно включите вентилятор охлаждения двигателя (это можно сделать замыканием реле «FAN1» в двигателе блок предохранителей в салоне). Подождите, пока двигатель не достигнет рабочей температуры на холостом ходу, и остановите двигатель. Перед запуском двигателя двигатель должен остыть.
Первые 500 км пробега поддерживать обороты двигателя в диапазоне 2000 — 3000 об/мин, избегать резких ускорений и больших нагрузок (перевозка пассажиров и грузов запрещена). После 500 км пробега можно начинать «раскручивать» двигатель свыше 3000 об/мин и возить пассажиров. В течение первых 2000 км, но не ранее чем через 1000 км после ремонта необходимо заменить моторное масло и масляный фильтр.
5. Мотор «1.4» и его «нюансы»
Двигатель полученный на поршнях 2108 и стандартной «колене» 1. 4 (1350) может эксплуатироваться только на «девяносто пятом» бензине (или на пропане), кроме того, этот двигатель нельзя перегревать (доводить до «кипения»)! Используйте антифриз с температурой кипения 120°С и выше.
Двигатель МеМЗ-307 — силовой агрегат украинского производства, который устанавливался на автомобили Daewoo Sens и ЗАЗ Славута. Разработан по заказу Запорожского автосборочного завода для установки на автомобили ЗАЗ и Daewoo.
Описание
Малолитражный мотор должен был стать экономичным решением для украинского потребителя. Но в процессе эксплуатации выяснилось, что его качество оставляет желать лучшего. Создана модификация для автомобилей семейства Славута.
В отличие от МеМЗ-2457, на 307-й двигатель был установлен новый блок и головка. Поршень стал крупнее, с 72 до 75 мм. Клапана остались прежними, а вот распределительный вал пришлось доработать. Все это позволило увеличить объем до 1299 см3. Клапана МеМЗ-307 регулируются каждые 40 000 км. Отсутствие гидрокомпенсаторов было большим минусом.
Ремень ГРМ МеМЗ-307 имеет ременную передачу, что увеличивает вероятность загнуть клапана. Поэтому рекомендуется следить за состоянием ремня. Если появились повреждения, то стоит заменить деталь. Межсервисный интервал замены ремня ГРМ составляет 40 000 км.
Технические характеристики
МеМЗ-307 украинской разработки и сборки оказался достаточно надежным. Зафиксирован рекорд двигателя – 420 тыс. км пробега без капитального ремонта.
Рассмотрим основные технические характеристики силового агрегата:
1,3 л (1299 см3) | |
Конфигурация | |
Диаметр поршня | |
Эконом | |
Силовая характеристика | |
Крутящий момент (кгс*м) / Частота вращения, мин-1 | 107,8 (11,0)/3000-3500 |
Расход топлива на каждые 100 км: | |
городской режим | |
от 90 до 120 км/ч | |
Система снабжения | Инжектор |
Модификации и планы на будущее
Помимо стандартного варианта двигателя МеМЗ-307, выпускался также модифицированный вариант с маркировкой 3071 для автомобилей «Славута». Разница в крутящем моменте и мощности. У 3071 номинальные мощностные характеристики не превышают 64 л. с. В остальном разницы между силовыми агрегатами нет.
Также планировалось выпускать модернизированный мотор с маркировкой МеМЗ-3075, имевший 16-клапанную головку блока. Но, в связи с закрытием линии Sens в Запорожье, проектирование мотора было приостановлено, а впоследствии и вовсе заморожено.
Новый силовой агрегат должен был получить экологический стандарт Евро-4, улучшенную конструкцию газораспределительного механизма и объем 1398 см3. Кроме того, размер поршня был увеличен до 77 мм. При этом расход топлива составил бы 7,2 литра на 100 км, а удельная мощность – 112 литров. с.
Сервис
Техническое обслуживание силового агрегата МеМЗ-307 проводится идентично мотору МеМЗ-245. составляет не более 10 000 км пробега, но даже конструкторы завода производителя сходятся во мнении, что его необходимо сократить до 8-9 тыс. км. В каждом случае ТО необходимо менять масляный фильтр и смазку, а также проводить диагностику основных систем – тормозной и подвески.
Замена масла и фильтра осуществляется достаточно просто, по аналогии с МеМЗ-245 или ВАЗ 21083. Для этого нужно открутить сливную пробку, дождаться полного вытекания моторной смазки, затем заменить фильтрующий элемент. Кстати, у «Сенса» и ВАЗовской «восьмерки» они взаимозаменяемы.
Когда масло слито, закручиваем сливную пробку, предварительно заменив уплотнительное кольцо. Заливаем новую жидкость через горловину. Прогреваем двигатель и проверяем уровень. Если масла недостаточно, рекомендуется долить.
Стоит понимать, что стоимость ТО на МеМЗ-307 довольно высока, если брать цены автосервиса, поэтому большинство автолюбителей проводят ТО двигателя самостоятельно с самого начала эксплуатации.
Неисправности
Ну как у отечественного мотора могут быть недостатки? Конечно, МеМЗ-307 далек от основательного технического решения, а потому есть проблемы, знакомые практически каждому владельцу этого силового агрегата.
Рассмотрим, с чем приходится сталкиваться автомобилистам:
- Троит. Довольно частое явление. Проблема кроется в топливной системе, а точнее в загрязнении форсунок. Как показывает практика, после первой-второй чистки один или несколько впускных элементов приходится заменять, так как они быстро изнашиваются.
- Глухие. Причиной данной неисправности является частая поломка регулятора холостого хода. Также стоит проверить дроссельную заслонку.
- Стуки и скрипы. Если есть непонятные металлические шумы, то стоит обратить внимание на клапана. Скорее всего, пора подстраиваться.
- Свист в моторном отсеке. Это означает, что пора заменить изношенный ремень генератора.
- Утечки масла. Обычно прокладка ГБЦ МеМЗ-307 ненадежна и часто подвержена поломкам. Если есть протечки, то стоит искать причину здесь.
- Перегрев. Конечно, как и в других автомобилях, это вызвано банальным заклиниванием термостата. Замена детали поможет устранить корень зла. Рекомендуется ставить не оригинальную деталь, а аналог от ВАЗ.
Владельцы делают ремонт МеМЗ-307 своими руками, ведь если каждый раз пользоваться услугами автосервиса, то можно разориться. Еще одним преимуществом мотора является его простая конструкция, которая значительно облегчила жизнь автолюбителям. Хотелось бы отметить, что сколько бы не поступало нареканий на Мелитопольский завод, конструкторы так и не усовершенствовали двигатель.
Тюнинг
Значительная часть владельцев моторов проводит чип-тюнинг, чтобы добавить недостающую мощность. Но и здесь есть подводные камни. Так вот, провести такую ревизию в домашних условиях достаточно сложно, соответственно, придется ехать в автосервис.
Второй вариант, который используется вместе с чип-тюнингом, это доработка механики. Для повышения мощностных характеристик придется полностью разобрать силовой агрегат. Блок цилиндров расточен под поршни ATF диаметром 77,5 мм, также установлены более легкие шатуны и коленчатый вал (производства DEF). Для полного счастья придется перебрать головку блока, установив в нее клапана с низкой посадкой.
Последнее существенное улучшение, которое делать не рекомендуется, это установка турбины с покраской и интеркулером. Итак, Garrett 17 идеален. При этом придется полностью перебирать выхлопную систему. Сделайте прямоток диаметром 42 мм. Все это поможет развить мощность до 200 л. с., после чего в любой момент мотор может перегреться. Чтобы этого не произошло, покупаем и устанавливаем кит-комплект системы охлаждения от ВАЗ-2108.
Выход
В целом двигатель МеМЗ-307 показал себя с хорошей стороны. Устройство намного экономичнее своего предшественника, имеет экологический стандарт Евро-II, а также усовершенствованную поршневую группу. Но недостатки неизбежны. Так, двигатель часто начинает троить и глохнуть, и всему виной недоработки со стороны КБ Мелитопольского завода.
РЫНОК И СЕРВИС
ДВИГАТЕЛИ МЕМЗ
ГАММА В МЕЛИТОПОЛЬСКОЙ
ЛЕОНИД ШЕЖНИКОВ
СЕМЕЙНАЯ ХРОНИКА
Что вы видите в слове «Мелитополь»? Знаменитые дыни? Вишни? Правильный ответ — мотор! После долгого перерыва они снова в России.
Мелитопольское автомобильное предприятие ушло с российского рынка вместе с ЗАЗом десять лет назад, имея в своем активе единственный современный двигатель — 51-сильный 1,1-литровый МеМЗ-245. Был еще, правда, МеМЗ-246 с системой одноточечного впрыска, созданный совместно с французским отделением Siemens (Таврия собиралась экспортироваться во Францию, и надо было втиснуться в экологические требования). Но завод успел выпустить всего несколько десятков инжекторных двигателей в начале 9-го века.0s: крах дорогого автопрома похоронил амбициозные планы. Сегодня трудно поверить, что опытные образцы двигателей мелитопольского семейства простаивали на стендах по полгода и более из-за отсутствия нормального бензина (ЗР, 1994, № 6).
Слава богу (или Будде?), нас спасли корейцы, — честно признался в разговоре один из руководителей завода.
В 1998 году Славута стала первым детищем СП АвтоЗАЗ-Daewoo. МеМЗ-245 был слабоват для нее. А мелитопольцы «выдали» МеМЗ-2457 — быстро и малой кровью. Заменив в базовом двигателе только поршни и коленчатый вал, удалось увеличить рабочий объем до 1200 см3, а мощность довести до 58 л. с. Больше всего выиграла динамика: вы можете не знать, что максимальный крутящий момент увеличился с 8,0 до 9. 2 кгс.м, но разницу чувствуешь уже при первом же обгоне.
В 2000 году появился третий член семейства: 1,3-литровый 63-сильный МеМЗ-301. Он создан для Daewoo Lanos, снаряженная масса которого превышает 1000 кг. Коленвал в нем от 2457, шатуны такие же, как у «старших братьев», а диаметр поршней стал больше: 75 мм вместо 72. Это предел, так как промежутки между цилиндрами были уменьшены до минимума (6 мм). Дальнейшее увеличение власти означало бы выбор принципиально иного пути.
Выросли и экологические требования: если Украина пока довольствуется нормами Евро 0, то для экспорта в Россию нужны двигатели, соответствующие Евро II. И завод, встряхнув старину, создал МеМЗ-307, оснастив его 301-й системой впрыска топлива. В этом ему помогали специалисты Ing. КА» из российского Димитровграда. Напомним, что «Ланос» с этим 70-сильным двигателем получил название «Сенс» (ЗР, 2004 г., № 5). Инжекторный МеМЗ-3071 устанавливается на «Славут» вместе с карбюраторным МеМЗ. -2457.
СЛЕДИТЕ ЗА НОВОСТЯМИ
Мелитопольское автомобильное предприятие в ближайшее время не раз попадет в заголовки газет. Причем, в связке с самыми разными производителями.
Набережные Челны. «Ока» получит 1,1-литровый инжекторный МеМЗ-2471 мощностью 57 л. с. (ЗР, 2004, № 2). Пока речь идет о поставке 20 тысяч энергоблоков в год, однако эта цифра, судя по всему, будет удвоена.
Запорожье. Комплектовалась этим двигателем и «Таврия Нова», но в паре с пятиступенчатой коробкой передач.
По «ездовым качествам» — «максималке» и динамике — не уступит
1,2-литровый МеМЗ-2457 с карбюратором, говорит главный конструктор МеМЗ Сергей Нестеров.
ЗАЗ вот-вот приступит к установке инжекторного МеМЗ-307 на девятки собственной мелкоузловой сборки. Покупатель сможет выбирать между «родным» вазовским двигателем и мелитопольским. С ним машина потеряет динамику, но будет экономичнее.
Варшава. Завод Daewoo-FSO, который поставляет ЗАЗы с кузовами Lanos для крупноузловой сборки, хочет заменить МеМЗ-307 и выпускать Sens в польской версии. Но автомобиль должен соответствовать экологическим нормам Euro III, действующим в Польше. Эта проблема решена (в частности, за счет поэтапного впрыска и переноса катализатора из-под днища автомобиля в моторный отсек, в выпускной коллектор). Образцы для сертификации уже готовы. Вот так в утробе Ланосов мелитопольский силовой агрегат выйдет на рынок ЕС.
Вполне возможно, что еще одно событие не столь быстрое, но очень перспективное: производство двигателя для «Астры» в Мелитополе. Как известно, ЗАЗ уже полгода выпускает эту модель «опеля», сваривая и крася кузов. Если к тому же оснастить его лицензионным двигателем украинского производства, автомобиль по таможне и другим канонам будет считаться украинским.
Это значит, что для него откроется беспошлинная дорога в Россию…
КАРБЮРАТОРЫ УМИРАЮТ, НО НЕ СДАЮТСЯ
В 2005 году будет оснащаться системой впрыска и 1,2-литровым МеМЗ-2457. Завод идет в ногу с веком, но… с потребителем? Самый покупаемый мотор сегодня — тот же 2457 с карбюратором (его доля в производственной программе завода — 65%). Это и понятно: при хорошей мощности он дешевле инжекторных и доступен для ремонта своими силами.