Особенности конструкции и обслуживания дизелей Д49
Физико-химические показатели масел
Физико-химические показатели |
| Марки масел | |
|
|
| |
|
|
| |
| М-14Г2 | М-14В2 | М-14Г2 ЦС |
|
|
|
|
Вязкость кинематическая при 100 0С (сСт) | 13,5– | 13,5– | 13,5–15,0 |
| 14,5 | 14,5 |
|
|
|
|
|
Температура вспышки, определяемая в |
|
|
|
открытом тигле, 0 С, не ниже | 220 | 210 | 215 |
|
|
|
|
Зольность сульфатная, %, не более | 1,3 | 1,2 | 1,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Массовая доля механических примесей, %, |
|
|
|
не более | 0,01 | 0,02 | 0,01 |
|
|
|
|
Массовая доля воды, %, не более | следы | следы | следы |
|
|
|
|
|
|
| |
Щелочное число, мг КОН/на 1 г масла, не |
|
|
|
менее | 7,0 | 4,8 | 9,0 |
|
|
|
|
В эксплуатации необходимо установить контроль за состоянием масла периодической проверкой его пробы в лаборатории через 10–15 мин работы дизеля после его заправки (в том числе и после замены масла ) – нулевая проба и при каждом ТО-3. В случае подозрения на разжижение топливом или обводнение немедленно произвести пробу масла.
Перед взятием пробы слить 0,5 л масла, а затем отобрать 0,5 л масла в чистую сухую посуду, которую следует плотно закрыть. На остановленном дизеле пробу отбирать из отверстия масломерного щупа при помощи металлической трубки.
Ввод дизеля в эксплуатацию разрешается только после выявления и устранения причин понижения вязкости масла и после его замены.
Для дальнейшей работы нельзя допускать масло, если хотя бы один из нижеперечисленных показателей достигнет следующих браковочных показателей (табл. 5.2).
| Таблица 5.2 | |
Браковочные значения показателей масла |
|
|
|
|
|
Физико-химические показатели масла | Величины |
|
|
|
|
|
|
|
Вязкость кинематическая при 100 0С, сСт |
|
|
менее | 11,5 |
|
|
|
|
более | 16,5 |
|
|
|
|
Температура вспышки, 0C, ниже | 175 |
|
|
Водородный показатель рН,усл ед. , менее | 5 |
|
|
|
|
Массовая доля воды, %, более | 0,05 |
|
|
|
|
Диспергирующая способность при 2000 С, усл. ед., менее | 0,3 |
|
|
Примечание: Если при анализе будет установлено понижение вязкости масла ниже 9,5 сСт или наличие воды в масле в количестве более 0,35 % c целью исключения возможности повреждения коленчатого вала, необходимо прекратить эксплуатацию
дизеля, разобрать и осмотреть вкладыши шатунных подшипников. При наличии замечаний на шатунных вкладышах следует разобрать и осмотреть вкладыши
коренных подшипников.
Сроки службы моторных масел до замены:
•для масел марки М-14 Г2 ЦС и М-14Г2 50 тыс. км;
•для масла марки М-14 В2 30 тыс. км.
Если физико-химические показатели масел достигнут браковочных значений до установленного срока, масло заменить. Если физико-химические показатели масел после установленного выше срока не достигли браковочных значений, то допускается дальнейшее их использование, до достижения браковочных параметров, но не более, чем до 100 тыс. км – для масел М-14 Г2ЦС, М-14 Г2 и 50 тыс. км для масла М-14 В2 (с обязательной заменой на ТР-2).
Срок службы масел МС-20 и К-19 в РЧО – 50 тыс. км.
5.2. Порядок замены масла в РЧО
После остановки дизеля слить масло из РЧО через сливное отверстие и из пускового сервомотора. Залить масло с малой вязкостью, например, АУ или дизельное топливо. Запустить дизель и проработать 3–5 мин на минимальной частоте вращения холостого хода. Остановить дизель, слить масло или дизельное топливо и залить свежее масло, применяемое для РЧО. Вновь запустить дизель и проработать 3–5 мин, остановить, слить масло из регулятора и произвести окончательную заправку регулятора маслом.
5.3. Порядок замены масла в дизеле
При замене моторного масла слить его из масляной рамы, масляных фильтров, охладителя масла, трубопроводов, сразу же после его остановки.
Отработавшее масло вновь для смазки дизеля не пригодно.
Для полного удаления масла необходимо дать горячему маслу стечь в течение 25–30 мин. Очистить и промыть фильтры грубой очистки масла, роторы центробежного фильтра, очистить корпус и заменить элементы фильтра тонкой очистки масла.
Промыть масляную систему промывочной жидкостью МПТ–2М согласно инструкции. Допускается промывка масляной системы моторным маслом, применяемым для смазки дизеля. Для чего залить в дизель свежее масло, запустить его и дать проработать в течение 2-х часов, после чего слить масло и залить свежее.
Свежее масло, предварительно профильтрованное, залить в раму через систему тепловоза или через горловину рамы. Уровень масла в раме по щупу должен быть на 20 мм ниже верхней метки на щупе при работающем маслопрокачивающем насосе. Количество масла в системе при этом должно быть 1200 кг.
После ремонта ТР-2 или ТР-3 необходимо залить в раму топливо и промыть им масляную систему, прокачивая топливо маслопрокачивающим насосом в течение 1–1,5 ч. При этом необходимо отсоединить трубу, подводящую масло к дизелю, и направить топливо по технологическому рукаву в раму, минуя дизель. После этого дать ему стечь и удалить его остатки из рамы, охладителя, фильтров и трубопровода. Раму протереть насухо, залить масло или промывочную жидкость и проработать на холостом ходу в течение 1–1,5 ч. После этого слить масло или промывочную жидкость и очистить сетки маслозаборника и фильтры грубой очистки масла. Заправить дизель свежим маслом.
6. Требования по эксплуатации дизеля
6.1. Режимы работы дизеля
При работе дизеля необходимо выдерживать следующие режимы работы его систем:
•давление масла поступающего в дизель при 850 об/ мин и температуре 80 0С должно быть не менее 0,45 МПа, а при 350 об/ мин и температуре 80 0С не менее 0,13 МПа;
•перепад давления до и после фильтра грубой очистки масла должно быть не более 0,15 МПа;
•перепад давления до и после фильтра тонкой очистки масла должно быть не более 0,16 МПа. При резком изменении перепада давления
масла, немедленно остановить дизель, осмотреть масляные фильтры и картер дизеля для обнаружения причин увеличения перепада. При необходимости следует промыть фильтрующие элементы фильтра грубой очистки масла и заменить фильтрующие элементы тонкой очистки масла;
•температура масла на выходе из дизеля должна быть в пределах 60–80 0С. Максимальная температура не должна превышать 87 0С ± 1,5;
•температура воды на выходе из дизеля должна быть в пределах 65–80 0С. Максимальная температура не должна превышать 95 0С;
•при полной мощности дизеля давление топлива перед ТНВД должно быть в пределах 0,15 МПа;
•перепад давления до и после фильтра тонкой очистки топлива должно быть не более 0,15 МПа. При перепаде больше нормы произвести замену фильтрующих элементов;
•величина разрежения в картере дизеля при его полной мощности должна быть в пределах 10–40 мм вод. ст., не ниже нуля при минимальной частоте вращения и 0–40 мм вод. ст. – на остальных режимах;
•разность температур по отдельным цилиндрам должно быть не более 100 0С, а разность давления сгорания не должна превышать 1,0 МПа. При работе дизеля в условиях, отличающихся от нормальных, изменение мощности, давления сгорания и температуры выпускных газов должны соответствовать требованиям инструкции;
•необходимо следить за уровнем масла в раме дизеля. Если уровень масла не понижается, следует немедленно произвести анализ масла на вязкость, температуру вспышки и содержание воды;
•не допускать течи жидкости и выпускных газов. Допускается мелкое (до 3 мм) пузырение в стыках между крышкой и фланцем выпускного коллектора, между крышкой цилиндра и торцем поверхности блока;
•необходимо не реже одного раза за поездку при работающем дизеле открыть вентиль и слить масло из емкости рамы, соединенной с ресивером;
•необходимо следить за плотностью прилегания захлопки к соплу. Допускается незначительный пропуск воздуха через отверстие, не снижающий давления наддувочного воздуха для данного режима работы дизеля.
6.2.Порядок остановки дизеля
6.2.1.Остановка дизеля при нормальных условиях
До остановки дизель, работавший под нагрузкой, должен проработать 7–10 мин на холостом ходу и минимальной частоте вращения коленчатого вала, после чего его необходимо остановить с пульта управления машиниста. Допускается остановка дизеля кнопкой аварийной остановки из кабины машиниста.
Остановка дизеля кнопкой на механизме воздушной захлопки при нормальных условиях категорически запрещается.
После остановки дизеля следует убедиться в том, что масляный насос в течение 90 с прокачивал масло, с последующей его автоматической остановкой.
6.2.2. Остановка дизеля в аварийных условиях
После аварийной остановки необходимо прокачать дизель маслом в течение не менее 5 минут, а затем провернуть коленчатый вал дизеля вручную на 2–3 оборота валоповоротным механизмом, обратив внимание на плавность вращения коленчатого вала.
6.2.3. Остановка дизеля в холодное время или на продолжительный срок
При остановке дизеля в холодное время, если температура окружающего воздуха ниже 8 0С, необходимо следить за тем, чтобы температура воды и масла не снизилась ниже 8 0С.
Если нет необходимости держать дизель в готовности к пуску, необходимо слить воду из системы охлаждения через тепловозный трубопровод, открыв краны и вентили, указанные в инструкции по эксплуатации тепловоза. После этого слить воду из отстойных зон системы дизеля, для чего вывернуть пробки на глухих фланцах полости охлаждения заднего корпуса привода насосов и продуть систему охлаждения сжатым воздухом. Необходимо оставить открытыми отверстия в водяном насосе и в приводе насосов до полного удаления воды из системы.
6.2.4.Эксплуатация дизеля в холодное время года
Вхолодное время года необходимо следить за тем, чтобы температура масла перед пуском дизеля была не ниже 8 0С.
Перед пуском холодного дизеля дополнительно перед нажатием кнопки ПУСК ДИЗЕЛЯ необходимо прокачать дизель маслом в течение 90 с. Если температура масла ниже 8 0С маслопрокачивающий насос включать запрещается.
При сильном снегопаде, дожде, повышенной запыленности и при температуре наружного воздуха ниже – 35 0С, забор воздуха турбокомпрессором необходимо производить из кузова тепловоза. В
остальных случаях забор воздух производить только из атмосферы.
7. Перечень приспособлений, необходимых для проведения ТО и ТР-1
Номер
приспособления
Д49.181.107.спч –
1
Предназначение приспособления
Приспособление для установки зазоров “на масло” в гидротолкателях и
проверки одновременности открытия клапанов
Д49.181.74.спч | Приспособление для проверки фаз газораспределения |
|
|
Д49.181.73.спч | Приспособление для замера угла опережения подачи топлива |
|
|
Д49.181.58.спч | Приспособление для очистки фильтрующего элемента ФГОМ |
|
|
Д49.181.152.спч | Приспособление для промывки фильтрующих элементов ФГОМ |
|
|
Д49. 181.60.спч | Приспособление для выдавливания масла из гидротолкателей |
|
|
Д49.181.166.спч | Приспособление для проверки биения клапанов |
|
|
Д49.181.15.спч | Приспособление для разборки и сборки клапанов |
|
|
Д49.181.8.спч | Приспособление для притирки клапанов |
|
|
Д49.181.106.спч | Приспособление для выемки ротора центробежного фильтра |
|
|
Д49.181.119.спч | Приспособление для установки соплового наконечника форсунки |
|
|
Д49.181.10.спч | Приспособление для выемки втулки цилиндра |
|
|
Д49. 181.14.спч | Приспособление для подъема комплекта (крышка+ гильза+ шпг) |
|
|
Д49.181.11.спч | Приспособление для удержания поршня с шатуном при выемки комплекта |
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
1.Дизель 1А–9ДГ. Инструкция по эксплуатации. – Коломна, 1995. – 457 c.
2.Симсон, А.Э. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания /
А.Э. Симсон, А.З. Хомич, А.А. Куриц и др. – М.: Транспорт, 1987. – 536 c.
3.Насыров, Р.А. Дизели Д49: Пути снижения повреждаемости деталей / Р.А. Насыров, А.В. Чичин // Журнал “Локомотивы”. – М.: Транспорт, 2000. – 26–31 c. – № 10.
Устройство и принцип работы тепловозных дизелей — www.3dfab.ru
Электронный учебный комплекс
Электронный учебный комплекс предназначен для обучения работников железнодорожного транспорта, связанных с эксплуатацией и ремонтом тепловозов, использующих в качестве силовой установки дизели типа Д49 и Д50 (ПД). Может использоваться при подготовке и повышении квалификации в учебных центрах ОАО «РЖД», производственных подразделениях компании при технической учёбе. Электронный учебный комплекс подходит для учебно-методического сопровождения теоретической части обучения в организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта.
Электронный учебный комплекс состоит из мультимедийного учебного пособия и комплекта плакатов.
Мультимедийное учебное пособие представляет собой программную оболочку, устанавливаемую на автоматизированное рабочее место преподавателя, в которой рассматривается устройство дизелей типа Д49 и Д50 (ПД) в соответствии с определённой структурой при помощи технологий трехмерной компьютерной графики и визуализации.
Структура учебного пособия позволяет поэтапно изучить следующие темы:
2. Общее устройство тепловозных дизелей типа Д49 и Д50(ПД)
Схемы дизелей типа Д49 и Д50(ПД). Остов дизеля (фундаментная рама, картер), блок цилиндров (блок цилиндров, внутренние каналы, втулки цилиндров), крышки цилиндров и клапанные коробки, кривошипно-шатунный механизм (коленчатые валы, шатуны, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, подшипники коленчатого вала), механизм газораспределения (распределительный вал, рычаги штанг, штанги, клапаны), лоток дизеля.
Средства визуализации и подачи учебного материала, используемые в пособии (видео, анимация, интерактивные схемы, рисунки) дают возможность наглядно и полно представлять процесс работы дизелей, его вспомогательных систем, обеспечивают интерес обучающихся, простоту усвоения и разнообразие форм восприятия материала.
Основной частью учебного пособия являются трёхмерные анимационные видеоролики, подробно показывающие устройство и принцип работы двигателей и систем: топливной, масляной, водяной.
Всего в пособии 24 видеоролика, которые сопровождаются дикторским текстом, общей продолжительностью более часа.
Комплект плакатов
Комплект плакатов иллюстрирует отдельные темы учебного пособия с возможностью печати на плоттере формата А0 или демонстрации на сенсорных панелях и стационарных компьютерах.
Электронный учебный комплекс разработан в соответствии с нормативной документаций завода-изготовителя и прошёл экспертизу у профильных экспертов.
Комплект поставки
В комплект поставки электронного учебного комплекса входит два флэш-носителя:
∎ установочный пакет мультимедийного учебного пособия с комплектом плакатов;
∎ аппаратный лицензионный ключ.
Системные требования
Минимальные требования к компьютеру, на который планируется установка и работа программного комплекса:
∎ процессор Intel Core i5 или аналогичный;
∎ видеокарта Nvidia GeForce 1050 или аналогичная;
∎ оперативная память не менее 8 ГБ
∎ не менее 10 ГБ свободного места на жёстком диске.
Стоимость электронного учебного комплекса предоставляется по запросу.
Д49 / Запасные части к локомотивам /
Тепловоз Д49 (3А-6Д49, 7-6Д49 1А-9ДГ) тепловоз ТГМ-6, 2ТЭ116, ТЭП-70 | |||
---|---|---|---|
№ п/н | Имя | Гостиная | 3D модель |
1 | Штифт | 5Д49.12.33-01 | |
2 | Болт | 5Д49. 17.03-3 | |
3 | Гайки корончатые | 5Д49.17.05-3 | |
4 | Штифт | 5Д49.17.06-3 | |
5 | Поршень | 2-5Д49.22.1спч | |
6 | Поршень | 1-5Д49.22.1спч | |
7 | Головка поршня | 1-5Д49.22.01 | |
8 | Головка поршня | 2-5Д49.22.01 | |
9 | Пин | 5Д49.22.10-5-01 | |
10 | Стеклянный поршень | 1-5Д49. 22.07 | |
11 | Гаджет | 6Д49.22.06 | |
12 | палец | 5Д49.22.05-3 | |
13 | Пин | 6Д49.35.35-1 | |
14 | Пин | 4Д49.36.03 | |
15 | Виджет | 5Д49.78.04 | |
16 | Виджет | 5Д49.78.04-1 | |
17 | Клапан впускной | 5Д49.78.05 | |
18 | Трек | Д49.78.08 | |
19 | осевой рычаг | Д49. 78.09-2 | |
20 | Виджет | Д49.78.10-2 | |
21 | Виджет | 5Д49.78.11 | |
22 | Виджет | 5Д49.78.11-01 | |
23 | Раск | Д49.78.16-1 | |
24 | Пин | Д49.78.18-1 | |
25 | Гнездовой переход | Д49.78.43-3 | |
26 | Седло выпускного клапана | Д49.78.52-01 | |
27 | Раск | Д49. 78.61 | |
28 | Клапан | 5Д49.78.2спч | |
29 | Рычаг в сборе | Д49.78.6спч | |
30 | Гидротолкатель | Д49.78.8спч-1 | |
31 | Раск | 30Д.84.05-5 | |
32 | крышка | 40Д.84.02 (-01, -02, -03, -04, -05) | |
33 | Индикатор крана | 6Д49.87спч | |
34 | Шпиндель | 6Д49.87.1спч | |
35 | Рычаг левый | 4Д49. 92.02-3 | |
36 | Правая рука | 4Д49.92.03-3 | |
37 | Виджет | 3А 6Д49.92.04 | |
38 | Виджет | 4Д49.92.04-1 | |
39 | Гаджет | 3А 6Д49.92.05-1 | |
40 | Гаджет | 3А 6Д49.92.06-1 | |
41 | Гаджет | 4Д49.92.07-1 | |
42 | Ролик | 4Д49.92.14 | |
43 | Голова бара | 6Д49.92.31 | |
44 | Виджет | 6Д49. 92.36 | |
45 | Виджет | 6Д49.92.38 | |
46 | Зажим | 6Д49.92.39 | |
47 | Зажим | 6Д49.92.39-2 | |
48 | осевые рычаги | 4Д49.92.6спч-1 | |
49 | стержень | 6Д49.92.3спч-1 | |
50 | стержень | 6Д49.92.4спч-1 | |
51 | Пружинный колпачок | Д49.107.06-1 | |
52 | осевой ролик | Д49.107.18 | |
53 | Зажим | Д49. 107.19 | |
54 | Виджет | Д49.107.20 |
Дизель Д49 — четырехцилиндровый, с турбонаддувом, охлаждением наддувочного воздуха и непосредственным впрыском топлива. Внешний вид Блок дизеля Д49 литой стальной сварной конструкции. Нижняя часть поперечного элемента блока отлита из коренной опоры внешнего коленчатого вала. Штампованные стальные крышки (подвески) коренных подшипников имеют плоские стыки с блоком цилиндров и крепятся к нему с помощью болтов в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Блок цилиндров жестко установлен с тяговым генератором на сварном стальном подрамнике двигателя, нижняя часть которого образует резервуар для масла. Дисковая муфта для отбора мощности генераторов через упругую муфту осуществляется в гидротрансмиссии ВОМ. На дизелях Д49используются коленчатые валы из стали или ковкого чугуна. Шарнирные стальные валы снабжены противовесами, которые крепятся к валу специальными болтами по три щеки каждая.
Много неисправностей Д49, среди них давление в картере дизеля; помпаж турбокомпрессора; некорректная работа масляного фильтра, снижение давления масла; попадает в мазут; система охлаждения разрывает газ; листьев охлаждающей воды; вода попадает в масло; солярка попадает в воду, или наоборот вода попадает в солярку; Увеличился расход масла; протекание дизельного топлива; постоянный прогрев дизельного двигателя; неисправности, связанные с совместной работой регулятора; дизель глохнет в положении 0 при включении компрессора. При этих или любых других поломках могут понадобиться запчасти для тепловозов Д49., купить которую вы можете в нашей компании & laquo; УкрЭнергоРемонт. Ассортимент компании & laquo; УкрЭнергоРемонт есть часто востребованные запчасти для тепловозов Д49, как палец 5Д49.12.33-01 и 5Д49.17.06-3 поршень 2-5Д49.22.1спч и 1-5Д49.22.1спч рычаг Д49.78.08, Д49.78.09 рычаг ось 2, втулка и 5Д49.78.11 5Д49.78.11-01, Д49.78.8спч 1 Гидротолкатель, 6Д49.87спч клапан индикатор, 4Д49. 92.6спч-1 ось рычага.
Коломенский завод Новый дизель 16СД500 на замену корабельному Д49 предыдущего поколениядизельные двигатели
Эксперты: Коломенский дизель Д500 заменит на судах Д49
23 ноября 2018
Дизель 16СД500, корабельный вариант двигателя Д500 разработки и производства Коломенского завода, сможет заменить судовое предыдущее поколение дизельные двигатели на базе дизеля Д49. Об этом Mil.Press FlotProm сообщил источник в ВУНЦ ВМФ. Сейчас 16SD500 продолжает испытания.
Источник назвал D500 современным дизельным двигателем.
По его словам, корабельная версия D500 откроет перед флотом ряд новых возможностей за счет большей мощности и более современного дизайна. Он добавил, что ВМФ уже рассматривает несколько вариантов перспективных боевых кораблей на дизеле Д500.
Специалист также отметил, что D500 по форм-фактору аналогичен дизельным двигателям немецкой MTU.
«Увеличен ход поршня, что повышает эффективность и улучшает эксплуатационные характеристики», — сказал офицер ВУНЦ ВМФ. «Кроме того, новый дизель приближает нас к электрическим двигателям».
«По словам источника издания в двигателестроительной отрасли, основным недостатком Д500 является большая импортозависимость из-за обилия зарубежных комплектующих. Собеседник Mil.Press FlotProm выразил надежду, что удастся исправить это в ближайшие годы».
Журналист издания не смог оперативно уточнить состояние испытаний Д500 на Коломенском заводе. Пресс-служба компании рекомендовала решить этот вопрос в декабре. Источник на заводе сообщил, что дизель может быть представлен до конца года.
Справка Мил.Пресс ФлотПром
Коломенский завод реализует проект по созданию новых двигателей совместно с Минпромторгом. Корабельную версию Д500, 16-цилиндровый 16СД500, компания представила в составе линейки новых дизелей на форуме «Армия-2018».
Жаворонков Дмитрий
Источник: флотпром.ру
Дизель 16СД500
Турбированный двигатель 16ЧН26,5/31 с главным редуктором и воздушным охлаждением предназначен для привода гребной установки в качестве гребной установки для привода генератора на электрических кораблях.