Система охлаждения на гранте 8 клапанной: Устройство системы охлаждения двигателя Гранты

советы и рекомендации от экспертов по выбору охлаждающей жидкости для ВАЗ

Содержание

  1. Какая жидкость заливается в «Гранту» на заводе
  2. Сколько жидкости заливать в систему
  3. Можно ли смешивать охлаждающие жидкости
  4. С какой периодичностью менять жидкость
  5. Как поменять антифриз своими руками
  6. Особенности мультифриза Sintec
  7. Антифризы Lux G12 и Premium G12+ от Sintec

При сгорании топлива в двигателе выделяется значительное количество тепла. Лишь небольшая его часть (30–40 %, что соответствует КПД бензиновых моторов) преобразовывается в механическую энергию, за счет которой автомобиль приводится в движение. Избытки тепла необходимо отводить от силового агрегата через систему жидкостного охлаждения. Ее производительность напрямую зависит от того, какой антифриз в «Гранте» используется при сервисном обслуживании. Качество и характеристики охлаждающей жидкости влияют не только на эффективность теплоотвода, но и на периодичность ее замены.

Чем лучше и технологичнее состав, тем дольше ОЖ сохраняет первоначальные характеристики, защищая мотор от перегрева. Это снижает риск температурных деформаций ГБЦ, пробоя прокладок и других последствий, способных привести к дорогостоящему капремонту двигателя.

Какая жидкость заливается в «Гранту» на заводе ВАЗ

При заводской сборке автомобиля систему охлаждения заправляют красной охлаждающей жидкостью. В машинах, выпущенных в 2011 году, применяется ОЖ класса G12+. Ее расчетный срок эксплуатации составляет 5 лет или 75 тысяч километров пробега. Начиная с 2012 года, в автомобили «Лада Гранта» заливают более современный и износостойкий состав класса G12++. Антифризы производятся несколькими производителями, которые являются партнерами компании «АвтоВАЗ» и осуществляют поставки расходных материалов для первичного техобслуживания новых авто. Владельцы машин имеют возможность на свое усмотрение выбирать торговую марку. При этом важно использовать продукцию оригинального качества и приобретать антифриз только у проверенных поставщиков.

Сколько жидкости заливать в систему

При обслуживании автомобиля нужно знать, какой антифриз заливать в «Гранту», и сколько рабочей жидкости должно быть в контуре системы охлаждения. Стандартный объем составляет 7,84 литра. Для техобслуживания будет достаточно двух 4-литровых канистр ОЖ. Нехватка или переизбыток антифриза могут иметь серьезные последствия. Если в магистрали недостаточно ОЖ, это негативно скажется на эффективности охлаждения мотора. Двигатель будет быстрее нагреваться, а стрелка температуры на приборной панели может подниматься выше среднего положения и даже достигать красной зоны. Если в системе, наоборот, залито больше антифриза, чем указано в технической документации к автомобилю, это приведет к повышению давления в контуре. Излишки ОЖ будут выбрасываться через пробку расширительного бачка, загрязняя подкапотное пространство. Также из-за повышенного давления может произойти пробой уплотнительных прокладок или разрыв резиновых патрубков охлаждения.

Можно ли смешивать охлаждающие жидкости в автомобилях ВАЗ

Смешивание разных составов, отличающихся по маркировке, цвету и названию бренда, является актуальной проблемой для автомобилистов. В некоторых случаях приходится доливать в систему антифриз – например, при его протечке через помпу, поврежденные патрубки или испорченный радиатор, пораженный коррозией. Под рукой не всегда оказывается такой же состав, который в текущий момент используется в автомобиле. Иногда приходится обращаться за помощью к водителям, проезжающим мимо (если поломка возникла среди дороги). В таких случаях нет выбора, и автовладелец вынужден смешивать разные антифризы, чтобы не допустить перегрева двигателя. Общие рекомендации таковы:

  • составы G12+ можно смешивать с жидкостями такого же класса или более высокого (G12++, G13), смешивание с антифризами G11 не допускается;
  • G12++ – более универсальные материалы, совместимые с любыми жидкостями от G11 до G13, их можно безопасно сочетать между собой.

С какой периодичностью менять жидкость

По мере эксплуатации антифриз постепенно теряет свойства. Из-за необратимых химических реакций жидкость может мутнеть и становиться более вязкой. Если ОЖ используется в системе на протяжении длительного времени, она теряет теплоотводные характеристики и хуже справляется со своей задачей. Чтобы обеспечить стабильное охлаждение силового агрегата и избежать появления отложений в патрубках и радиаторе, следует своевременно менять ОЖ. Если охлаждающая система находится в хорошем состоянии и не загрязнена сторонними веществами, образующимися при разложении отработанного антифриза, то ОЖ достаточно менять 1 раз в 5 лет. Такие сроки актуальны для качественных оригинальных жидкостей класса G12+. Составы G12++ можно менять 1 раз в 7 лет. Если антифриз помутнел до истечения указанных сроков, его следует заменить досрочно. Также необходимо выполнить промывку системы, чтобы в новую ОЖ не попали загрязнения, оставшиеся в контуре после слива старой жидкости.

Как поменять антифриз своими руками

Автомобилист должен не только знать, какой антифриз следует лить в «Ладу Гранту» при плановом обслуживании. Чтобы сэкономить на услугах автосервиса, также следует научиться самостоятельно менять ОЖ. Процедура относительно проста.

  1. Двигатель автомобиля должен остыть, чтобы из системы ушло избыточное давление. Достаточно, чтобы он охладился до 30–40 °C. Необязательно дожидаться полного остывания.
  2. Под сливное отверстие, расположенное внизу радиатора, нужно подставить емкость на 8–10 литров – например, ведро или таз. Для удобства машину лучше поместить на эстакаду или смотровую яму.
  3. Чтобы в системе не остался вакуум, из-за которого замедляется слив старой ОЖ, нужно выкрутить пробку заливной горловины вверху радиатора. Затем можно сливать антифриз.
  4. Также необходимо слить жидкость из блока цилиндров, если на нем предусмотрено отверстие для слива.
  5. Далее нужно закрутить сливные пробки и залить требуемое количество антифриза через радиатор.

Особенности мультифриза Sintec

Автомобилистам, которые пользуются универсальным составом Multifreeze, не приходится тратить время и выяснять, какой антифриз залит в «Ладе Гранта» на заводе или при предыдущем техобслуживании. Материал совместим с любыми типами охлаждающих жидкостей: G11, G12, G12+, G12+++ и G13, независимо от их цвета. Универсальность и сочетаемость с разными классами ОЖ – не единственное преимущество мультифриза. К его достоинствам относятся следующие характеристики:

  • долговечность. Охлаждающую жидкость Multifreeze Sintec можно использовать в течение всего срока эксплуатации автомобиля – при условии, что система была полностью обслужена и промыта перед заливкой свежего состава.
  • флуоресцентные добавки. В мультифризе содержатся фосфорные примеси, которые позволяют обнаруживать точки протечек с помощью ультрафиолетовой лампы. Это значительно облегчает поиск мест разгерметизации патрубков и уплотнений в системе жидкостного охлаждения двигателя.
  • химическая инертность. Состав не оказывает агрессивного воздействия на металлы, из которых состоит водяной насос, мотор и радиатор.

Антифризы Lux G12 и Premium G12+ от Sintec

Под торговой маркой «Синтек» также выпускаются всесезонные охлаждающие жидкости Lux G12 и Premium G12+, которые можно использовать в автомобилях «Лада Веста» с любыми типами двигателей. Антифриз G12 содержит инновационные карбоновые добавки, которые улучшают теплопроводные характеристики и повышают защиту металлических поверхностей от коррозии. Состав G12+ Premium производится с использованием карбоксилатных присадок, повышающих срок службы охлаждающей жидкости и образующих защитную пленку на деталях системы охлаждения.

Наше предложение

Вы можете купить охлаждающие жидкости Multifreeze, Lux G12 и Premium G12+ в ближайшем пункте продаж продукции Sintec. Дополнительную информацию о характеристиках, преимуществах и использовании антифризов можно уточнить у наших менеджеров, позвонив по номеру горячей линии. Специалисты расскажут о совместимости охлаждающих жидкостей Sintec с вашей моделью авто и подробно ответят на интересующие вопросы.

Купить MULTIFREEZE

Особенности системы охлаждения Лада Гранта

Система охлаждения двигателя на автомобиле Лада Гранта жидкостная, принудительного охлаждения

Состоит из расширительного бачка, насоса охлаждающей жидкости, рубашек охлаждения головки и блока цилиндров, термостата, радиатора с электрическим вентилятором, соединительных шлангов и подводящей трубы насоса.

 

К системе охлаждения подсоединен радиатор отопителя.

Заправляется система охлаждающей жидкостью через заливную горловину расширительного бачка.

Расширительный бачок закреплен в моторном отсеке рядом с левой чашкой амортизаторной стойки.

Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы, что позволяет визуально контролировать уровень охлаждающей жидкости в бачке.

Бачок служит для поддержания постоянного уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

При нагревании жидкость в системе охлаждения расширяется, и часть ее вытесняется в расширительный бачок.

По мере остывания двигателя жидкость из бачка перетекает в систему охлаждения.

Герметичность системы охлаждения обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

 

Выпускной клапан поддерживает повышенное (1,1 бар), по сравнению с атмосферным, давление в системе на горячем двигателе.

За счет этого повышается температура кипения жидкости, и уменьшаются паровые потери.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного (на 0,03–0,13 бар) на остывающем двигателе.

При утере пробки заливной горловины нельзя заменять ее герметичной пробкой без клапанов.

Циркуляцию жидкости в системе охлаждения обеспечивает лопастной насос центробежного типа, крыльчатка которого приводится во вращение зубчатым ремнем привода ГРМ от шкива коленчатого вала.

 

Насос крепится к блоку цилиндров справа.

В корпусе насосе установлен валик, который вращается в закрытом подшипнике, не нуждающемся в пополнении смазки.

На концы валика напрессованы зубчатый шкив и крыльчатка.

Уплотнение валика обеспечивается сальником насоса.

В корпусе насоса выполнено контрольное отверстие для обнаружения течи жидкости при выходе из строя уплотнения насоса.

При обнаружении течи жидкости заменяем насос в сборе.

Насос прокачивает охлаждающую жидкость через рубашки охлаждения блока и головки блока цилиндров двигателя.

Далее жидкость поступает в корпус термостата, закрепленный на левом торце головки блока цилиндров

В корпусе установлен термостат, который способствует ускорению прогрева двигателя, автоматическому поддержанию его теплового режима в заданных пределах и регулирует количество жидкости, проходящей через радиатор.

Патрубок корпуса термостата соединяется шлангом с верхним патрубком радиатора системы охлаждения, а патрубок крышки термостата – с верхним патрубком радиатора отопителя.

 

Термостат состоит из металлического баллона с термочувствительным наполнителем, пружины и ее фиксирующей пластины.

Шток баллона входит в гнездо корпуса термостата.

В закрытом положении термостата (на непрогретом двигателе) его пружина, опираясь на фиксирующую пластину, прижимает тарелку баллона к седлу отверстия в корпусе, закрывая канал между корпусом и крышкой термостата.

В результате перекрывается поток охлаждающей жидкости через радиатор системы охлаждения.

При этом вся жидкость циркулирует по малому кругу системы охлаждения: насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор отопителя, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, подводящая труба насоса.

При достижении температуры охлаждающей жидкости (85±2) °C наполнитель баллона термостата начинает расплавляться и увеличивает свой объем, выталкивая шток из баллона термостата.

При этом тарелка баллона отходит от седла, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, включающему в себя насос, рубашки охлаждения блока цилиндров и головки блока, корпус и крышка термостата, радиатор системы охлаждения, пароотводящий шланг радиатора системы охлаждения, расширительный бачок, радиатор отопителя, подводящая труба насоса.

При достижении охлаждающей жидкостью температуры (100±2) °C клапан термостата полностью открывается.

Датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в крышке термостата, выдает информацию контроллеру системы управления двигателем.

 

Радиатор системы охлаждения состоит из двух вертикально расположенных пластмассовых бачков, соединенных алюминиевыми трубками (расположенными в один ряд) с охлаждающими пластинами.

Жидкость поступает в радиатор через верхний патрубок правого бачка, а отводится из радиатора через нижний патрубок левого бачка.

Сверху левого бачка радиатора расположен штуцер пароотводящего шланга.

В нижней части правого бачка находится сливное отверстие, закрытое пробкой.

К радиатору крепится пластмассовый кожух с электрическим вентилятором.

 

Вентилятор предназначен для обдува радиатора, когда нет или не хватает встречного потока воздуха для поддержания нормального теплового режима двигателя.

Вентилятор включается через реле по сигналу контроллера системы управления двигателем

Вентилятор включается в работу с помощью реле К1 по команде электронного блока, который оценивает температуру с помощью датчика температуры, установленного на корпусе термостата.

Температура открытия термостата – 85 – 89°С;

Температура полного открытия термостата – 102°С;

Объем жидкости в системе охлаждения – 7,5л.

— Неисправность

Диагностика

Устранение

Двигатель перегревается (сигнализатор перегрева загорается красным светом):

— Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости

Проверьте датчик тестером                                                      

Замените неисправный датчик

— Неисправен термостат

Проверьте исправность термостата

Замените неисправный термостат

— Недостаточное количество охлаждающей жидкости

Уровень жидкости ниже метки MIN на расширительном бачке

Устраните утечки.

Долейте охлаждающую жидкость

— Много накипи в системе охлаждения

Промойте систему охлаждения средством для удаления накипи.

Не используйте жесткую воду в системе охлаждения.

Концентрированный антифриз разводите только дистиллированной водой

— Загрязнены ячейки радиатора

Осмотр

Промойте радиатор струей воды под давлением

— Неисправен насос охлаждающей жидкости

Снимите насос и осмотрите узел

Замените насос в сборе

— Не включается электровентилятор системы охлаждения

Проверьте цепи включения электровентилятора

Восстановите контакт в электрических цепях. Неисправные предохранитель, реле, электродвигатель, датчик температуры, контроллер — замените

— Недопустимо низкое октановое число бензина

Заправляйте автомобиль топливом, рекомендованным заводом-изготовителем

— Много нагара в камере сгорания, на днищах поршней, тарелках клапанов           

Осмотр после снятия головки блока цилиндров двигателя

Устраните причину нагарообразования.

Применяйте масло рекомендованной вязкости и по возможности с низкой зольностью

— Прорыв отработавших газов в систему охлаждения через поврежденную прокладку головки блока цилиндров

В расширительном бачке ощущается запах отработавших газов и всплывают пузырьки

Замените прокладку головки блока цилиндров.

Проверьте неплоскостность головки блока цилиндров

Постоянно работает электровентилятор системы охлаждения двигателя (даже на холодном двигателе):

— Обрыв в датчике температуры охлаждающей жидкости или его цепи. Горит сигнализатор.

Датчик и цепи проверяются омметром

Замените неисправный датчик

— Не размыкаются контакты реле включения электровентилятора

Проверка тестером

Замените неисправное реле

— Неисправны контроллер или его цепи

Проверьте контроллер или замените заведомо исправным

Замените неисправный контроллер

Двигатель долго прогревается до рабочей температуры:

— Неисправен термостат

Проверьте исправность термостата

Замените неисправный термостат

— Низкая температура воздуха (ниже –15 °С)

Утеплите двигатель: установите щитки перед радиатором, но не перекрывайте более половины его площади

Падение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке:

— Повреждение радиатора, расширительного бачка, шлангов, ослабление их посадки на патрубках

Осмотр. Герметичность радиаторов (двигателя и отопителя) проверяется в ванне с водой сжатым воздухом под давлением 1 бар

Замените поврежденные детали

— Утечка жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости

Осмотр

Замените насос

— Повреждена прокладка головки блока цилиндров.

Дефект блока или головки блока цилиндров

На указателе уровня масла эмульсия с белесым оттенком. Возможно появление обильного белого дыма из глушителя и масляных пятен на поверхности охлаждающей жидкости (в расширительном бачке).

Потеки охлаждающей жидкости на наружной поверхности двигателя

Поврежденные детали замените.

Не используйте воду в системе охлаждения; заливайте охлаждающую жидкость, соответствующую климатическим условиям

Hardin Marine — Закрытая система охлаждения, тарельчатый клапан

Запчасти OEM → Mercury → Mercruiser Sterndrive Engines → 5.0L MPI Alpha-Bravo EC → Серийный номер 1A300000 Thru 1A611927 → Закрытая система охлаждения, тарельчатый клапан

Чертеж сечения: (Наведите курсор или щелкните, чтобы увеличить)

Возврат к системе поиска запчастей

Другие подразделы:

  • Компоненты рулевого управления Alpha-Bravo
  • Генератор и кронштейны
  • Компоненты рулевого управления AXIUS, масляный радиатор и кронштейн, поколение I
  • Рулевое управление AXIUS, фильтр жидкости (HP) 1A347685 и выше, Gen I
  • Рулевое управление AXIUS, фильтр жидкости (не HP) 1A347684 и ниже, Gen I
  • Рулевое управление AXIUS, комплект для переоборудования фильтра высокого давления, Gen I
  • Рулевое управление AXIUS, шланги (для фильтра HP) 1A347685 и выше, Gen I
  • Рулевое управление AXIUS, шланги (фильтр не HP) 1A347684 и ниже, Gen I
  • Рулевое управление AXIUS, гидравлический насос, 1A342859и вниз, поколение I
  • Рулевое управление AXIUS, гидравлический насос, 1A342860 и выше, поколение I
  • Рулевое управление, резервуар и передняя подъемная проушина AXIUS, поколение I
  • Закрытая система охлаждения, шланги насоса забортной воды — 1A343748 и вниз
  • Закрытая система охлаждения, шланги насоса забортной воды — 1A343749 и выше
  • Закрытая система охлаждения (альфа)
  • Закрытая система охлаждения (Браво)
  • Закрытая система охлаждения, теплообменник
  • Закрытая система охлаждения, тарельчатый клапан
  • Система охлаждения топлива — Bravo (номер серийного номера 1A343748 и ниже)
  • Система охлаждения топлива — Bravo (номер серийного номера 1A343749 и выше)
  • Блок цилиндров, распределительный и коленчатый вал
  • Блок цилиндров, картер маховика и задний главный сальник
  • Головка цилиндра в сборе
  • Распределитель и компоненты зажигания
  • Электрические компоненты, цифровая дроссельная заслонка и переключение передач
  • Электрические компоненты, механический дроссель и переключатель
  • Опоры двигателя
  • Выпускной коллектор и колено
  • Компоненты выхлопной системы
  • Передняя крышка и циркуляционный насос
  • Топливный фильтр, Альфа
  • Компоненты топливного модуля — Bravo (1A343748 и ниже)
  • Компоненты топливного модуля — Bravo (1A343749 и выше)
  • Модуль подачи топлива, Alpha
  • Компоненты комплекта прокладок (27-75611A03), головка блока цилиндров
  • Компоненты комплекта прокладок, капитальный ремонт двигателя
  • Монитор смазки редуктора
  • Впускной коллектор и топливная рампа
  • Основной комплект промежуточного вала
  • Компоненты меркатода
  • Масляный поддон и масляный насос
  • Поршни и шатуны
  • Выносной масляный фильтр в сборе
  • Крышка коромысла
  • Насос забортной воды в сборе
  • Кронштейн переключения передач, Alpha
  • Кронштейн переключения передач, Браво
  • Кронштейн переключения передач, цифровая дроссельная заслонка и Shift
  • Стандартная система охлаждения (альфа), одиночный и 7-точечный слив
  • Стандартная система охлаждения (Bravo), воздушная, с 3- и 7-точечным сливом
  • Стартер
  • Термостат и корпус, закрытое охлаждение
  • Термостат и корпус, стандартное охлаждение
  • Корпус дроссельной заслонки, цифровая дроссельная заслонка и переключение передач
  • Корпус дроссельной заслонки, механический
  • Водораспределительный корпус

Документ без названия

Реф. Деталь OEM № Хардин # Мэллори # GLM # Другое # Описание Нумер. Треб. Заменено Особые примечания
1 879194T67



КЛАПАН В СБОРЕ, Тарельчатый 1  
2 27-88907003



ПРОКЛАДКА 1

3 25-814191



ВТУЛКА 1  
4 814189



ТАРЕЛКА 1

5 24-42996



ПРУЖИНА, (нержавеющая сталь) 1  
6 10-69570



ВИНТ, (#10-16 x . 750) 1  
7 65664А1



ПЛАСТИНА В СБОРЕ 1  
8 12-76451



ШАЙБА 1  
9 648771



ДИАФРАГМА 1  
10 65663A2



КРЫШКА В СБОРЕ 1  
11 10-81893435



ВИНТ, (M8 x 35) 2  
12 16-866609



ШПИЛЬКА, (M8 x 48 мм) 2   V-образный привод
13 11-400213



ГАЙКА, (M8) нержавеющая сталь 2   V-образный привод

Октоклапаны Tesla Model Y и коллекторы системы охлаждения просто потрясающие

Компания Munro & Associates, занимающаяся бенчмаркингом автомобилей, уже несколько недель изучает Tesla Model Y, и, возможно, самым интригующим открытием компании является удивительное система охлаждения, состоящая из «Октовальва», соединенного с захватывающим коллектором охлаждающей жидкости, который взаимодействует со смехотворно сложным коллектором хладагента. Просто посмотрите на эту вещь и попытайтесь обернуть вокруг нее голову.

Прежде чем мы углубимся в это, я должен признать, что эта статья не будет типичным, чрезмерно техническим погружением в DT. Munro & Associates продает информацию, поэтому она не собирается раскрывать все обнаруженные секреты, не взимая несколько дублонов. Тем не менее, приведенное ниже видео действительно демонстрирует захватывающую визуализацию системы охлаждения Tesla — визуальные эффекты, которые публика никогда раньше не видела. Взгляните:

Давайте сделаем небольшой шаг назад.

Крупные игроки в системе охлаждения Tesla Model Y расположены в одной небольшой области в передней части автомобиля, между багажником и передней перегородкой кузова. Президент Munro Кори Стьюбен назвал упаковку «непревзойденной», сказав мне: «Весь этот тепловой насос умещается в чемодане, и это невероятно». Смотри:

Скриншот: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Справа вы видите высоковольтный компрессор переменного тока с линиями, ведущими к алюминиевому коллектору хладагента (к передней части которого прикреплены такие компоненты, как аккумулятор и конденсатор). На задней стороне коллектора хладагента находится коллектор охлаждающей жидкости, который вы не видите на изображении выше, хотя бутылка с охлаждающей жидкостью показана торчащей сразу за распоркой стойки. Для справки, я сделал это фото из-под модели Y; на нем показан коллектор охлаждающей жидкости чуть выше оси CV со стороны переднего пассажира:

Скриншот: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Давайте подробнее рассмотрим всю установку, начиная с системы хладагента. Основными частями являются аккумулятор, конденсатор, чиллер, компрессор переменного тока и электрические терморегулирующие клапаны.

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Аккумулятор — это то, что вы видите слева, и Сэнди Манро в своем видео упоминает его красивую конструкцию, сваренную трением с перемешиванием. Он, вероятно, содержит гигроскопический осушитель, предназначенный для удаления влаги из системы кондиционирования, он также, вероятно, содержит какой-то фильтр для удаления загрязняющих веществ, а также может предотвращать попадание жидкости в компрессор (вы хотите, чтобы хладагент был газом до компрессор пытается его сжать).

Также частью этой подсистемы коллектора хладагента является конденсатор с жидкостным охлаждением, LCC.

Скриншот: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

В большинстве современных автомобилей конденсатор воздух-хладагент расположен рядом с передней частью модуля охлаждения, почти всегда перед радиатором. Работа конденсатора заключается в охлаждении хладагента, чтобы его можно было использовать для охлаждения различных компонентов, как правило, салона автомобиля, направляя холодный хладагент в другой теплообменник в приборной панели (испаритель) для отбора тепла из воздуха в салоне автомобиля. Учебное пособие по кондиционированию воздуха компании Ariazone, обслуживающей кондиционеры, описывает это немного:

Хладагент, поступающий в конденсатор, представляет собой высокотемпературный пар под высоким давлением. Когда пары хладагента проходят по трубкам конденсатора, тепло отдается более холодному окружающему воздуху; пар хладагента конденсируется и переходит в жидкое состояние.

В случае с Tesla Model Y вместо теплообменника (конденсатора) воздух-хладагент в передней части автомобиля установлен низкотемпературный радиатор охлаждающей жидкости на основе воздух-гликоль. передний. Этот радиатор направляет холодный хладагент в конденсатор в виде «стека», который вы видите здесь, который охлаждает газообразный хладагент, чтобы перевести его в жидкое состояние.

Тепловой насос. Изображение: Nissan. Он также действует как ключевая часть теплового насоса, который позволяет эффективно обогревать кабину, не полагаясь полностью на электрический нагревательный элемент (забавный факт: по словам Штойбена, здесь есть три конденсатора и три терморасширительных клапана — больше тех, что в немного — в самом блоке ОВиК). Тепловой насос можно рассматривать как систему переменного тока в обратном порядке: стратегически используя компрессор и расширительный клапан для нагрева хладагента, и используя этот нагретый хладагент для обогрева салона или, возможно, других компонентов. Я не буду притворяться, что понимаю, как работает система Tesla, и сам Илон Маск сказал в подкасте «Third Row Tesla», что «это вроде кондиционера наоборот. Нет простого способа описать тепловой насос. Просто посмотрите на статью в Википедии».

Главное, однако, заключается в том, что у Теслы все эти вещи плотно интегрированы в небольшой корпус и управляются сложными клапанами.

В обычном автомобиле после конденсатора жидкий хладагент под высоким давлением поступает в терморегулирующий клапан, который используется для сброса давления в системе. В некотором смысле такой клапан можно рассматривать как регулируемое отверстие или дозирующий клапан, тщательно контролирующий количество хладагента, поступающего в испаритель. Такие расширительные «измерительные» клапаны представляют собой черные пластмассовые штучки, похожие на блины, которые вы видите подключенными к алюминиевому коллектору и прикрепленными к некоторым разъемам:

Скриншот: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

На фотографии выше также показано, где впускной и выпускной шланги компрессора кондиционера крепятся к коллектору.

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Второй, меньший по размеру «трубчатый» или «пластинчатый» теплообменник, подсоединенный к коллектору хладагента, — это чиллер. Его работа заключается в том, чтобы выступать в качестве еще одного интерфейса между жидким хладагентом и хладагентом. Действуя аналогично испарителю в типичной системе переменного тока, основная цель чиллера — позволить хладагенту отбирать тепло у другой жидкости, в данном случае — жидкого хладагента, который течет через аккумуляторную батарею, силовую электронику и другие компоненты, чтобы поддерживать их. прохладный. Роль чиллера особенно важна при высоких температурах окружающей среды.

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Коллектор хладагента из полутвердого кованого алюминия представляет собой очаровательную хитроумную конструкцию. С помощью различных терморегулирующих клапанов он распределяет хладагент между различными теплообменниками и другими компонентами системы кондиционирования.

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Это действительно красивая деталь обработки. Между портами видны тонкие вырезанные каналы. По словам Манро, они были сделаны с помощью электроразрядной машины, и они существуют для того, чтобы обеспечить тепловое расширение алюминия без повреждений.

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Задняя сторона, как вы заметите, плоская. Обычно на этой поверхности есть пластина, где коллектор хладагента соединяется с плоской поверхностью нейлонового коллектора хладагента, как вы можете видеть на фотографии перед фотографией чуть выше. Вот взгляд на «переднюю часть» коллектора хладагента — опять же, на сторону, которая соединяется с задней стороной коллектора хладагента, показанного выше:

Фото: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Вот вид на заднюю сторону коллектора, который состоит из 11 частей и содержит 21 порт:

Фото: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Задняя сторона более интересна, потому что, как и передняя, ​​имеет входные/выходные отверстия для охлаждающей жидкости, а также приспособления для двух электрических водяных насосов и «октоклапана». Эта большая прямоугольная форма, отлитая в нейлоновый коллектор охлаждающей жидкости, содержащий восемь прямоугольных проходов, — это место, где находится Octovalve.

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Octovalve содержит четырехпозиционный электрический шаговый двигатель, задачей которого является распределение жидкой охлаждающей жидкости на основе гликоля к различным компонентам автомобиля — будь то двигатели, аккумуляторы, силовая электроника или другие системы, требующие терморегуляции. Вот более пристальный взгляд на порты/клапаны и пластиковую крышку шагового двигателя (внизу):

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Рядом с Octovalve находятся два водяных насоса, которые ввинчиваются в этот богато украшенный коллектор жидкого хладагента и обеспечивают циркуляцию жидкости на основе гликоля по всей системе:

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

На противоположной стороне Octovalve вверху находится бачок с охлаждающей жидкостью (используется для заполнения и, возможно, также деаэрации), который виден под капотом рядом с 12-вольтовой батареей:

Изображение: все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Вы можете увидеть его и конденсатор с жидкостным охлаждением здесь:

Изображение: Все скриншоты/изображения предоставлены Munro & Associates.

Очевидно, имеется довольно сложная система управления, которая управляет всеми ТРВ, шаговым двигателем в октоклапане, компрессором и другими частями этой установки. Штойбен из Мунро сказал мне, что клапаны подключены к низковольтному жгуту, хотя, похоже, для этой системы нет специального контроллера. Вероятно, он интегрирован в другом месте.

Тесла широко обсуждает роль контроллеров в своем патенте, написав:

Управляющая электроника управляет компонентами системы управления температурой автомобиля для обогрева салона, охлаждения салона, обогрева аккумуляторной системы, охлаждения аккумулятора. систему и охладить трансмиссию. Управляющая электроника может управлять компрессором, чтобы он работал в эффективном режиме или в режиме с потерями, в котором компрессор вырабатывает тепло. Управляющая электроника может также управлять компонентами системы управления температурным режимом автомобиля для предварительной подготовки аккумулятора.

Илон Маск рассказал о сложности этой системы охлаждения в подкасте «Third Row Tesla», говоря:

Применение концепции печатной платы к контурам охлаждения позволяет получить очень сложный теплообменник, который вы буквально не могли делать с трубками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *