Схема топливной системы на ВАЗ-2112 инжектор 16 клапанов: фото
Топливная система, одна из самых важных составляющих в любом автомобиле. Ведь без неё просто-напросто нельзя представить полноценную эксплуатацию транспортного средства. И для того, чтобы вы могли себе представлять из чего же состоит топливная система на вашем ВАЗ-2112, ниже мы представим Вам её подробную схему, с подробным описанием каждого из основных элементов.
Содержание
- 1 Подробная схема топливной системы
- 1.1 Топливный бак
- 1.2 Бензонасос
- 1.3 Фильтр тонкой очистки
- 1.4 Топливная рампа
- 1.5 Регулятор давления топлива
- 1.6 Форсунки
- 1.7 Система впрыска
- 1.8 Система улавливания паров
- 1.9 Система забора воздуха
Подробная схема топливной системы.
1 — форсунки; 2 — пробка штуцера для контроля давления топлива; 3 — рампа форсунок; 4 — кронштейн крепления топливных трубок; 5 — регулятор давления топлива; 6 — адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 — шланг для отсоса паров бензина из адсорбера; 8 — дроссельный узел; 9 — двухходовой клапан; 10 — гравитационный клапан; 11 — предохранительный клапан; 12 — сепаратор; 13 — шланг сепаратора; 14 — пробка топливного бака; 15 — наливная труба; 16 — шланг наливной трубы; 17 — топливный фильтр; 18 — топливный бак; 19 — электробензонасос; 20 — сливной топливопровод; 21 — подающий топливопровод.
Ниже мы рассмотрим основные элементы топливной системы отдельно.
Топливный бак
Демонтированный бензобак ВАЗ-2112.
Залитый бензин подаётся из бака, который находится в задней части автомобиля, в районе расположения дивана. Бак сделан из стали, и собран путём сварки двух штампованных частей. Бензин подаётся в бак через специальную горловину, из бензостойкого шланга сделанного из резины, закреплённого между собой хомутами.
Бензонасос
Бензонасос ВАЗ-2112 1139009
Бензонасос – это устройство электрического функционала, погружное, установленное непосредственно в сам бензобак. Этот насос запускается по сигналу от контроллера ЭБУ, которое отвечает за работу впрыска топлива, через реле, когда включается зажигание. Если бензонасос не качает, двигатель не заведётся! Рабочее давление насоса не менее 2,8-3 бар (атмосфер – прим.). Для того, чтобы добраться к нему, достаточно поднять задний диван и открутить технический люк.
Фильтр тонкой очистки
Новый фильтр готов к установке.
От бензонасоса по гибкому шлангу из стали, бензин под воздействием давления проходит к фильтру тонкой очистки. Фильтр выполнен из стали и разобрать его нельзя. Внутри установлен специальный, бумажный отфильтровывающий элемент. На крышке корпуса находится специальная стрелка, созданная для наглядного указания при монтаже, показывающая направление передвижения бензина в системе.
О замене топливного фильтра в этом материале.
Топливная рампа
Через стальные трубки топливопровода после фильтрации, бензин проходит прямо к топливной рампе. Она предназначена для передачи бензина к распылению и смонтирована на «выпуске». С одной стороны топливной рампы находится РДТ, с другой, штуцер контролирования давления бензина. Давление в рампе в рабочем состоянии должно быть от 2,8 до 3,2 бар (2,8-3,2 атмосфер – прим. ) – этот показатель зависит от стабилизации в ресивере, указывая постоянные показатели разногласия в них. Это нужно для того, чтобы дозировать оптимальное количества бензина в форсунки.
Регулятор давления топлива
При демонтаже соблюдайте аккуратность.
РДТ — это специальное устройство с клапаном, собранное со специальной диафрагмой с фиксатором на пружине. Под воздействием этого элемента рабочее положение находится в запертом типе. Также она создана разделить внутреннее пространство самого регулятора на две закрытые полости – воздушную и топливную.
Полость для воздуха — связана со шлангом и ресивером, а для топлива связана с самой конструкцией на рампе.
Во время эксплуатации мотора, разряжение преодолевает возникающее сопротивления, которое создаёт пружина и пытается затянуть диафрагму, тем самым открывая клапан. А с другой позиции в это время на диафрагму давит бензин, также воздействуя на пружину. В результате такого действия клапан приоткрывается и часть топлива спускается обратно в бензобак через топливопровод.
Когда «газ» нажат, разрежение за ДЗ (заслонки дросселя — прим.) становится меньше, а диафрагма под воздействием пружины закрывая задвижку, увеличивает давление топлива. А если она закрыта, разряжение максимально оттягивает клапан – снижая давление топлива.
Общий перепад давления в датчике обуславливается жёсткостью пружины и размерами отверстия. Регулировке он не подлежит, является неразборным элементом, и когда выйдет из строя подлежит замене.
Форсунки
Топливная рампа с форсунками
Форсунка — это специальный электромагнитный клапан, который нужен для передачи бензина в коллектор, при подаче на него тока, и закрытия под воздействием возвращающей пружины при отключении энергии. Монтируются на место фиксации через специальные кольца из резины и держатся там металлической скобой. Управляет ей ЭБУ от системы впрыска. При появлении обрыва, либо КЗ проводки на впрыске, следует заменить форсунки.
Система впрыска
Система впрыска, в которой предусмотрена обратная связь устанавливается уловитель для испарений топлива. Оно представляет собой смонтированный под капотом адсорбер, сепаратор, шланги соединения и клапана. Действие её состоит в следующем:
- Пары топлива, скапливающиеся в баке, от части конденсируются в сепараторе, а затем сливаются обратно в бак. А оставшиеся проходят сквозь двухходовой и гравитационный клапаны.
- Двухходовой клапан предотвращает чрезмерное понижение и повышение давления внутри топливного бака, а гравитационный исключает вытекание топлива при опрокидывании автомобиля.
Система улавливания паров
Так выглядит адсорбер на ВАЗ-2112.
После, пары топлива через один штуцер уходят в подкапотное пространство – а именно в адсорбер, где для их поглощения установлен уголь. Второй штуцер у адсорбера при помощи трубки соединён с узлами дросселя, а третий напрямую с атмосферой. Однако, когда мотор не запущен, 3-тий штуцер перекрывается клапаном и в таком состоянии остальные элементы не связываются с воздухом. А во время пуска мотора, контроллер у системы отвечающей за впрыск подаёт сигнал на клапаны с частотой в 15-16 Гц, сообщая сам адсорбер с атмосферой. Во время такой работы, если расход воздуха будет выше, и больше будет проходить интенсивность импульсов, то продувка будет происходить гораздо эффективнее.
А где этой обратной связи нет, пары топлива «ловятся» лишь сепаратором и одним обратным клапаном.
Система забора воздуха
При монтаже нового фильтра, соблюдайте правила установки.
Элемент фильтрации воздуха устанавливается в специальный пластиковый корпус и крепится на трёх резиновых элементах (опорах – прим.). Это устройство для фильтрации – сделано в основном из бумажной основы, и во время монтажа, его многочисленные гофры обязаны находится согласно указателям стрелок, то есть параллельно самой машине.
Топливная схема под капотом — адсорбер и корпус воздушного фильтра
Минуя элемент фильтрации, воздух переходит через датчик (ДМРВ – прим.) и попадает в шланг впуска и после чего прямиком к дроссельному узлу. Дроссельная заслонка в сборе крепится на ресивере, и во время нажатия на педаль «газа» приоткрывается, тем самым изменяя показатель поступающего в систему воздуха, с одновременным регулированием добавления смеси топлива. Ведь раздача топлива, напрямую зависит от количества израсходованного топлива.
Во время работы двигателя на холостом ходу, когда дроссельная колонка закрыта, воздух попадает в систему через РХХ (регулятор холостого хода – прим.) и управляется контроллером. Если обороты холостого хода не устойчивы, то необходимо проверить работу регулятора холостого хода.
Регулятор холостого хода – не разборный, во время выхода из строя ему может понадобится очистка или замена на новый.
Схема проводки Лада Приора (ВАЗ 2170): распиновка, расшифровка, схема электрооборудования.
Конструкции автомобилей богаты на электрооборудование и электронику. Электропроводка для автомобиля также важна, как вены для тела человека. Опытные водители разбираются в этой паутине из проводов без проблем, а неопытным водителям научиться читать электрические схемы полезно, так как при возникновении неполадки можно разобраться, на каком участке она произошла, и что проверить перед обращением в автосервис.
В проводке электрической цепи Лада Приора существуют три главные магистрали: для обеспечения энергией, пусковая цепь и цепь снабжения потребителей энергии. Каждая из систем автомобиля соединена жгутом из проводов, которые присоединяют приборы и электрооборудование. В электросхеме Приоры четыре основных жгута:
- идущий от панели приборов;
- обеспечивающий управление мотором;
- передний электрожгут цепи;
- задний электрожгут цепи.
Все эти жгуты стыкуются между собой разъемными соединениями. Разъемы установлены под приборной панелью. Каждому из жгутов присвоен заводской номер.
Кроме основных, есть второстепенные электрожгуты:
- установленный в двери переднего пассажира;
- идентичные как в левой, так и правой задней двери;
- проложенный в двери водителя;
- подключающий заднюю подсветку госномера;
- подсоединяющие электропакет.
Каждому элементу на схеме соответствует цифра с расшифровкой. Так как все элементы стандартизированы, то их обозначения идентичны на схемах автомобилей всех производителей авто. Рядом с каждым электроприбором указаны идущие к ним колодки. Штыри или гнезда колодок также пронумерованы. К каждой из колодок подходят цветные провода (цвет проводов на схеме соответствует цвету провода в автомобиле).
Сверху провода пронумерованы цифрами, написанными через дробь. Первая цифра указывает на то, к какому электроприбору он идет. Вторая цифра обозначает к какому разъему идет провод. Провода в электропроводке, соединенные с помощью разъемов (обозначаются буквой С и цифрой), или при помощи клеммных колодок (маркировка буквой S и цифрой).
Разводка выводов, или соединение контактов к определенным узлам называют распиновкой.
Содержание
- Схема электрических соединений системы зажигания автомобиля Лада-Приора
- Распиновка подключения переднего жгута электропроводки на автомобиле Лада Приора ВАЗ 2170
- Обозначения заднего жгута электропроводки ВАЗ Приора
- Распиновка подсветки заднего номера
- Распиновка на левую переднюю дверь
- Жгут проводки передней пассажирской двери
- Жгуты задних дверей
- Электрическая схема приборной панели Лада Приора
- Распиновка разъёма щитка приборов Лада Приора
- Распиновка блока управления освещением на Приоре
- Заключение
Схема электрических соединений системы зажигания автомобиля Лада-Приора
Участок схемы соединений системы искровой системы зажигания содержит графическую информацию о подаче тока на главные автоматизированные приборы и систему электронного управления двигателем автомобиля. От них напряжение распределяется на основные блоки, силовые установки, а также датчики контроля и ЭБУ.
№ контакта | Расшифровка |
1 | Питание ЭБУ |
2 | Присоединение колодки жгута системы зажигания к жгуту приборной панели |
3 | Блок предохранителей |
4 | Измерительный прибор определения скорости движения |
5 | Датчик определения неровностей дорожного покрытия (расположен на опорной чаше амортизатора) |
6 | Индикатор аварийной контрольной лампы давления масла |
7 | Сенсор ДПДЗ |
8 | Сенсор ДТОЖ |
9 | Индикатор температуры охлаждающей жидкости |
10 | MAF-сенсор (ДМРВ) |
11 | Клапан холостого хода (КХХ) |
12 | Основное реле топливного насоса |
13 | Предохранитель цепи питания, отвечающий за бензонасос |
14 | Реле стартера |
15 | Предохранитель реле стартера (15А) |
16 | Плавкая вставка ЭБУ |
17 | Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) |
18 | Кислородный датчик |
19 | Датчик фазы распредвала |
20 | Датчик определения уровня детонации |
21 | Электромагнитный клапан продувки фильтра и улавливания паров |
22 | Лямбда-зонд |
23 | Питание модуля электронного зажигания |
24 | Подача напряжения на свечи зажигания |
25 | Питание топливного инжектора |
26 | Колодка жгута от катушки зажигания к жгуту ЭСУД |
27 | Колодка жгута от системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания |
28 | Разъем компьютера двигателя к системе впрыска |
29 | Колодка жгута системы впрыска к жгуту системы зажигания |
А | На клемму (+) АБ |
В1, В2 | Места крепления заземляющих проводов системы зажигания |
С1 | Место крепления заземляющего провода, идущего от катушек зажигания |
Электрожгут системы зажигания, 2170-3724026.
Электрожгут катушек зажигания, 1118-3724148.
Электрожгут форсунок, 11186-3724036.
Распиновка подключения переднего жгута электропроводки на автомобиле Лада Приора ВАЗ 2170
От переднего электрожгута подается ток на те электроприборы, которые размещены в передней подкапотной части авто, такие как комплекс световой техники, звуковое устройство, подключения генератора и стартера, мотор электроомывателя, вентилятора системы охлаждения и т.д. Жгут соединен штекерами-гнездами 18,19,20 с пучком проводов приборов панели, штекером 37 к клеммной колодке заднего жгута.
№ контакта | Расшифровка |
1 | Коммутаторный мотор постоянного тока |
2 | Аккумулятор |
3 | Генератор энергии |
4 | Разъемы жгута аккумулятора, стартера и переднего жгута |
5-7 | Разъемы жгута переднего к жгуту панели приборов |
8 | Прерыватель подкапотной подсветки |
9-10 | Блоки фар головного освещения |
11 | Индикатор уровня тормозной жидкости |
12 | Датчик измерения наружной температуры |
13 | Электрический моторчик омывателя лобового стекла |
14 | Датчик заднего хода |
15 | Вентилятор охлаждения радиатора |
16 | Моторедуктор заслонки печки |
17 | Резервный нагрузочный резистор |
18 | Электродвигатель очистителя передних стекол |
19 | Основной блок реле и предохранителей |
20 | Мотор отопителя |
21,22 | Устройства подачи звуковых сигналов |
А1, А2, В1, В2 | Места крепления заземления переднего жгута |
Переднему электрожгуту цепи проводов соответствует заводской номер 2170-3724010;
Электрожгут цепи проводов аккумулятора с корпусом под номером 2170-3724080;
Электрожгут идущий от аккумулятора к стартеру обозначен номером 2170- 3724070.
Обозначения заднего жгута электропроводки ВАЗ Приора
Жгут проводов, расположенный в салоне и задней части авто, имеет форму гибкого ствола с ответвлениями, на которые установлены контакты с колодками для стыковки с электроприборами-потребителями. Задняя электроцепь проводки также связана с осветительными приборами, замками, стеклоподъемниками, передними и задними дверями.
Распиновка наконечников и клемм выглядит так:
№ контакта | Расшифровка |
1 | Панель приборов |
2 | Колодка жгута проводов левой задней двери |
3 | Колодка жгута проводов правой передней двери |
4 | БУ стеклопакетом и замком дверей |
5 | Левый поворотник |
6 | Правый поворотник |
7 | Модуль освещения салона |
8 | Переключатель контрольной лампы ручника |
9 | Левая габаритная фара |
10 | Правая габаритная фара |
11 | Температурный датчик салона |
12 | Выключатель освещения салона в стойке левой передней двери |
13 | Выключатель освещения салона в стойке передней правой двери |
14 | Выключатель освещения салона в стойке правой задней двери |
15 | Выключатель освещения салона в стойке левой задней двери |
16 | Колодка проводов двери водителя |
17 | Колодка проводов правой задней двери |
18 | Задний правый динамик |
19 | Задний левый динамик |
20 | Прикуриватель |
21 | Блок бензонасоса |
22 | Выключатель освещения багажника |
23 | Устройство обогрева заднего стекла |
24 | Подсветка багажника |
25 | Дополнительный стоп-сигнал |
26 | Выключатель замка двери багажника |
27 | Жгут ламп подсветки номерного знака |
28 | Колодка жгута правой передней двери |
А 1-А4 | Заземление |
ХР, ХР3 | Разъемы контроллера питания электропакета |
Задний жгут проводов промаркирован под номером 2170-3724210.
Распиновка подсветки заднего номера
По ПДД подсветка государственного номерного знака всегда должна быть в рабочем состоянии. Для освещения подключаются лампы накаливания W5W, мощность каждой по 5 Вт.
Малый жгут проводов электроподсветки заднего регистрационного номера (заводской номер жгута 2170-3724214) состоит из проводов с кремовыми наконечниками и расположен в багажном отсеке. От его качества зависит работа всей системы подсветки. Жгут, отвечающий за подсветку заднего номера имеет 3 клеммы:
№ | Расшифровка |
1 | Подача напряжения на фонари, освещающие задний номер |
2,3 | Лампы освещения номерного знака |
4 | Электрический мотор блокировки крышки багажника |
Распиновка на левую переднюю дверь
Большинство современных транспортных средств оборудуется множеством систем, обеспечивающих комфорт водителю, одним из которых является модуль двери водителя.
Функция блока кнопок, размещенных на двери водителя — управление передними стеклоподъемниками и наружными зеркалами, а также автоблокировкой дверей автомобиля. Установленный вспомогательный левый задний жгут проводов (номерная маркировка 21703-724551-90) идет в сборе с контактными носителями, изготовленными из электропроводящих материалов.
№ контакта | Расшифровка |
1 | Разъем дополнительного заднего левого жгута к жгуту заднему |
2 | Разъем заднего левого жгута к переднему левому динамику |
3 | Электропривод стеклоподъемника |
4 | Модуль управления подлокотника |
5 | Электропривод блокировки левой передней двери |
6 | Фишка управления наружным левым зеркалом заднего вида |
Жгут проводки передней пассажирской двери
Электропроводка левой и правой передней двери авто различается дополнительными кнопками управления зеркалами и стеклоподъемниками на водительской двери.
Заводской оригинальный жгут проводов передней пассажирской двери под номером 21703-3724550 -90 дублирует подачу питания от центральной передней клавишной панели пассажирской двери.
Из жгута выводится 7 разъемов.
№ контакта | Расшифровка |
1 | Разъем правого заднего дополнительного жгута к жгуту заднему |
2 | Разъем заднего левого жгута к переднему динамику |
3 | Электродвигатель стеклоподъемника |
4 | Переключатель электрического подъемника стекла |
5 | электропривод блокировки двери переднего пассажира |
6 | Двигатель управляющий положением наружного правого зеркала и его подогревом |
7 | Разъем правого заднего дополнительного жгута к жгуту заднему |
Жгуты задних дверей
Электропроводки задней правой и левой двери идентичны, в них задействованы всего две клеммы. Жгуты проводов задних дверей обладают заводской маркировкой 2170-3724550-10.
1 | Колодка для соединения с задним жгутом проводов |
2 | Электродвигатель блокировки замка задней двери |
Электрическая схема приборной панели Лада Приора
Приборная панель отображает характеристики движения, текущего состояния систем автомобиля, которые обеспечивают безопасность движения, а также правильность эксплуатации всего транспортного средства. Электросхема проводки приборной панели помогает ориентироваться в индикациях приборов и сигнализаторов в случаях неисправности. Жгуту панели приборов присвоена маркировка под номером 2170-3724030.
№ | Расшифровка |
1-3 | Контактная группа переднего жгута |
4 | Контактная группа заднего жгута |
5 | Подача питания от центрального модуля электрической системы |
6 | Соединительная система контактов группы стоп-сигналов |
7 | Индикация приборной доски |
8 | Модуль контроля и управления освещением |
9 | Контактная группа модуля срабатывания аварийной подушки безопасности водителя |
10 | Выключатель клаксона |
11 | Диагностический разъем |
12 | Переключатель режимов управлением бортового компьютера |
13 | Контроллер катушки зажигания |
14, 15 | Подача напряжения на БУ электрического усилителя руля |
16 | Контроллер электрической функциональности |
17 | Переключатель световой сигнализации |
18 | Переключатель стеклоочистителей |
19 | Моторедуктор распределения потока воздуха |
20 | Блок управления печкой |
21 | Переключатель привода отопителя |
22 | Выключатель обогрева заднего стекла |
23 | Бортовые часы |
24,25 | Колодка жгута панели приборов к радио |
26 | Кнопка аварийной сигнализации |
27 | Лампа подсветки вещевого ящика |
28 | Кнопка управления подсветкой вещевого ящика |
29 | Жгут системы зажигания |
30 | БУ системы надувных подушек безопасности |
А1, А2, А3 | Места заземления жгута панели приборов |
Б | Колодка монтажного блока. |
Распиновка разъёма щитка приборов Лада Приора
Информативный щиток, установленный на приборной панели, содержит больше всего данных.
Каждое вспомогательное устройство подсоединено на щитке к контрольным лампам. За работой всех устройств следит компьютерный чип. Его миссия — управление работой панели в соответствии с его программной прошивкой. Все элементы данного устройства смонтированы на электронной плате, на которую нанесены соединительные дорожки: микросхема с ЭБУ, ЖК монитор, сопротивления, транзисторы, гнездо разъема для жгута проводки. В разъеме для подключения панели приборов 32 ячейки.
№ | Расшифровка |
1 | Электроусилитель руля |
2 | Контроль аварийки |
3 | Подключение к датчику давления масла |
4 | Световой индикатор стояночного тормоза |
5 | Электронное противоугонное устройство |
6 | Модуль управления подушками безопасности |
7 | Сигнализатор включения наружного освещения |
8 | Указатель и дублер правого поворотника |
9 | Указатель и дублер левого поворотника |
10 | Блок управления двигателя |
11 | Отключение передней подушки безопасности пассажира |
12 | Сигнализатор ремней безопасности |
13 | Блок тормозной системы ABS |
14 | Кнопка подрулевого переключателя |
15 | Индикатор расширительного тормозного бачка |
16 | Модуль управления системой безопасности ABS |
17 | Блок управления головными фонарями дальнего света |
18 | Модуль подсветки щитка |
19 | Общий минус устройства |
20 | Аккумуляторные клеммы постоянного плюса |
21 | Контакт замка зажигания |
22 | Топливный расходомер |
23, 24 | Подрулевые переключатели поворотов |
25,26 | Датчики температуры за бортом |
27 | Датчик топлива |
28 | Датчик скорости |
29 | Датчик температуры охлаждения жидкости |
30 | Сигнал тахометра |
31 | Диагностика щитка |
32 | Клемма реле регулятора генератора |
Распиновка блока управления освещением на Приоре
Данный коммутационный и регулирующий комбинированный модуль имеет несколько функций и служит для вкл/выкл парковочных огней, фар головного света, выбор нужного режима переключения света, вкл/выкл противотуманных фар, за регулировку яркости комбинации приборов подсветки, управление корректором фар, вкл/выкл и управление светом внутри салона и подсветки приборов. Подключение модуля к бортовой сети автомобиля осуществляется через фишку № 1118-3724500.
Стандартная распиновка клеммы на ВАЗ 2170 выглядит следующим образом:
G, 56b | На мотор-редуктор корректировки света фар |
58b | Выход к источникам подсветки |
31 | Масса |
Xz | +12 вольт (от клеммы 15 замка зажигания) |
56 | К реле переключения дальнего и ближнего режима фар |
1,3 | От задних и передних противотуманных фар |
2,4 | К реле задних и передних противотуманных фар |
58 | К лампам габаритов |
30 | +12 В от клеммы №30 замка зажигания |
Заключение
Уметь читать электрические схемы всегда пригодится водителю. Это совсем не сложно Главное разобраться с условными обозначениями всех элементов схемы и научиться понимать симптомы неисправности. С помощью электрической схемы можно обнаружить место неполадок и устранить мелкие неисправности. Самостоятельная диагностика и устранение небольших поломок обойдется намного дешевле услуг авторемонтных сервисов.
Топливные системы для самолетов | SKYbrary Aviation Safety
Топливная система самолета обеспечивает загрузку, хранение, управление и подачу топлива в силовую установку (двигатель(и)) самолета.
Топливные системы сильно различаются от самолета к самолету из-за относительного размера и сложности самолета, на котором они установлены. В самой простой форме топливная система будет состоять из одного топливного бака с гравитационной подачей и соответствующей топливной магистрали, соединяющей его с двигателем самолета. В современном многодвигательном пассажирском или грузовом самолете топливная система, скорее всего, будет состоять из нескольких топливных баков, которые могут быть расположены в крыле или фюзеляже (или в том и другом), а в некоторых случаях и в оперении. Каждый бак потенциально будет оснащен внутренними топливными насосами и соответствующими клапанами и трубопроводами для подачи топлива в двигатели, что позволит осуществлять дозаправку и слив топлива, изолировать отдельные баки и, в некоторых случаях, обеспечивать слив топлива или оптимизацию центра тяжести самолета. .
Небольшие самолеты с поршневыми двигателями часто имеют топливную систему с одним баком. На новых самолетах чаще используются два топливных бака, по одному в каждом крыле. Система с двумя баками требует дополнительных компонентов, чтобы обеспечить контролируемую подачу топлива в один двигатель. Подкачивающие насосы топливных баков могут быть включены или не включены в зависимости от расположения баков.
Топливо подается из баков по топливопроводам к клапану управления подачей топлива, который обычно называют клапаном выбора топлива. Этот клапан выполняет несколько функций и потенциально может иметь варианты выбора «Влево», «Вправо», «Оба» и «Выкл.». Левый, правый и оба позволяют подавать топливо в двигатель либо из левого бака, либо из правого бака по отдельности, либо из обоих одновременно. Это средство позволяет пилоту сбалансировать топливные баки или «подрезать» самолет в поперечном направлении. Выбор «Выкл.» обеспечивает клапан отсечки топлива в случае возгорания двигателя или для предотвращения нежелательной утечки топлива, когда самолет не работает. В некоторых установках функция отключения обеспечивается отдельным клапаном, расположенным ниже по потоку от клапана управления подачей топлива.
Добавление второго двигателя к самолету по необходимости увеличивает сложность топливной системы и управления ею. Дополнительные функции, обычно встречающиеся в небольших многомоторных самолетах, включают топливные насосы в баках, более надежную систему индикации количества топлива и возможность «перекрестной подачи» топлива. Дозаправка по-прежнему обычно осуществляется от бака к баку.
Перекрестная подача позволяет сжигать топливо из одного крыла в двигателе другого крыла. В некоторых случаях топливо направляется непосредственно из бака в двигатель, а в других оно передается из одного крыльевого бака в противоположный крыльевой бак перед подачей в двигатель. Положение поперечной подачи позволяет пилоту использовать все топливо на борту и поддерживать ограничения по поперечному балансу в случае, если отказ приведет к работе одного двигателя.
Увеличение размера и сложности самолета обычно приводит к соответствующим изменениям в топливной системе. Эти изменения, вероятно, будут включать в себя большую автоматизацию системы, большее количество топливных баков, особые требования AFM в отношении распределения топлива в полете и последовательности, в которой баки должны быть заполнены на земле или их содержимое должно использоваться в полете, надежная индикация системы и система оповещения, средства для дозаправки и слива топлива в одной точке, а в более крупных самолетах — средства для сброса топлива и / или оптимизации центра тяжести за счет движения топлива в полете.
Усовершенствования топливной системы, которые обычно встречаются на самолетах этой категории, включают:
Существует ряд угроз, связанных с топливом, для безопасной эксплуатации самолета. В дополнение к тем, которые описаны в статье «Управление топливом», существует несколько угроз, связанных с неправильным использованием или неисправностью топливной системы самолета, которые также необходимо учитывать. К ним относятся:
AS50, маневрирование, к юго-западу от Альта-Норвегия, 2019 г.
31 августа 2019 г. все шесть пассажиров самолета Airbus AS350 B3, использовавшегося для обзорного полета в северной Норвегии, погибли после того, как управление было внезапно потеряно и вертолет столкнулся с землей. местность внизу, где обломки, сразу же охватила интенсивный огонь. Расследование не обнаружило проблем с летной годностью, которые могли бы привести к аварии, и пришло к выводу, что потеря управления, вероятно, произошла из-за прозрачности сервопривода, известного ограничения типа вертолета. Однако был сделан вывод, что причиной гибели людей стало отсутствие ударопрочной топливной системы.
B763, Окленд, Новая Зеландия, 2019 г.
27 июля 2019 г. на Боинге 767-300, собирающемся вылететь из Окленда, поступило уведомление о конфигурации топлива из-за дисбаланса крыльевых баков. Установив отсутствие признаков утечки топлива, они планировали исправить дисбаланс в полете, но затем отложили это до тех пор, пока он не превысил допустимые пределы. О неисправности было сообщено только устно после полета, и самолет продолжал работать без использования центрального бака, а техническое обслуживание не знало о неисправности в течение нескольких дней. Причиной дисбаланса стала неисправность топливной системы, на которую экипаж не отреагировал.
C550, в пути, к северу от Саванны, штат Джорджия, США, 2019 г.
9 мая 2019 г. у самолета Cessna 550 на эшелоне полета 350 произошел необъяснимый останов левого двигателя на холостом ходу, и экипаж начал снижение и отвод в сторону Саванны. Когда правый двигатель также начал глохнуть, преодолев 8000 футов, была объявлена аварийная ситуация, и уже запланированный заход на посадку был успешно выполнен без какой-либо тяги двигателя. Текущее расследование уже установило, что вероятной причиной было загрязнение топлива в результате непреднамеренного смешивания требуемой присадки к топливу с неутвержденным веществом, которое, как известно, образует отложения, препятствующие потоку топлива, когда они накапливаются на критических компонентах топливной системы.
AT45, окрестности Эсбьерга Дания, 2016 г.
27 марта 2016 г. самолет ATR 42-500 только что вылетел из Эсбьерга, когда загорелся правый двигатель. Было решено завершить запланированный короткий перелет в Биллунд, но во время ночного захода на посадку IMC оставшийся двигатель вышел из строя и потерял мощность. Заход на посадку завершен, самолет эвакуирован после приземления. Расследование показало, что левый двигатель вышел из строя из-за нехватки топлива в результате неправильной индикации количества топлива, которая, вероятно, возникла после недавнего капитального ремонта, и что правый двигатель испускал пламя во время нескольких остановок компрессора, которым он был уязвим из-за износа в процессе эксплуатации и горячей секции. повреждать.
B772, на маршруте, северная часть Индийского океана, 2014 г. Предупреждение топливной системы привело к тщательному мониторингу топливной системы. Когда стало очевидным расходящееся несоответствие между двумя независимыми источниками остатка топлива, был выполнен предупредительный возврат воздуха без происшествий, и впоследствии был подтвержден переизбыток топлива. Расследование установило, что системная неисправность вызвала перегрузку и что ручная проверка, проведенная для подтверждения фактической загрузки топлива, не выявила этого, поскольку она была выполнена неправильно.
B743, окрестности Тегерана Мехрабад Иран, 2015 г.
15 октября 2015 г. Боинг 747-300 испытал значительную вибрацию от одного из двигателей почти сразу после взлета из Тегерана Мехрабад. После того, как набор высоты был продолжен без снижения тяги поврежденного двигателя, через 3 минуты последовал неустранимый отказ. Выброшенные обломки вызвали почти одновременный отказ двигателя № 4, потерю нескольких гидравлических систем и всего топлива из одного крыльевого бака. Расследование объяснило вибрацию тем, что Эксплуатант продолжал использовать двигатель без соответствующих действий Директивы по летной годности, и последующим отказом продолжать работу двигателя после ее начала.
h35B / AS29, на маршруте/маневрировании, недалеко от Смита, штат Невада, США, 2006 г.
28 августа 2006 г. самолет Hawker 800 столкнулся с планером на высоте 16 000 футов в воздушном пространстве класса «Е». Планер стал неуправляемым, и его пилот эвакуировался на парашюте. Hawker был структурно поврежден, один двигатель остановился, но его доставили в ближайший аэропорт. Расследование отметило, что столкновение произошло в районе, хорошо известном активностью планеров, в котором транспортные самолеты часто избегали столкновений с планерами, используя информацию УВД о воздушном движении или следуя RA TCAS. Планером управлял посетитель этого района с намеренно отключенным транспондером для экономии заряда батареи.
MA60, в пути, к западу от Бимы, Индонезия, 2011 г.
12 декабря 2011 г. экипаж самолета Xian MA60 отложил свое реагирование на предупреждение о возгорании двигателя до тех пор, пока наличие пожара не было подтверждено визуальным осмотром, после чего не смог должным образом следуйте учениям по отключению памяти, чтобы огонь продолжался значительно дольше, чем должен был. Расследование показало, что причиной возгорания стала неправильно затянутая муфта топливопровода, которая медленно, но постепенно ухудшалась во время предыдущих полетов. Был также сделан вывод, что задержка пилотов с реагированием на пожар привела к длительному риску и поставила под угрозу безопасность полета.
HUNT, маневрирование, окрестности Шорхэма, Великобритания, 2015 г.
22 августа 2015 г. пилот гражданского самолета Hawker Hunter, выполнявший показательный полет в Шорхэме, не смог выполнить петлю и маневр с частичным креном, и самолет врезался в дорожное движение. не имел отношения к авиашоу и взорвался, в результате чего погибло и пострадало множество третьих лиц. Расследование установило, что пилот не смог правильно войти в маневр, а затем не отказался от него, когда должно было быть очевидно, что он не может быть завершен. Был сделан вывод, что более широким контекстом аварии был неадекватный регулирующий надзор за управлением рисками при демонстрации полетов гражданской авиации Великобритании.
A388, на пути к острову Батам, Индонезия, 2010 г.
4 ноября 2010 г. у самолета Qantas Airbus A380, совершавшего набор высоты из Сингапура, произошел внезапный и неконтролируемый отказ одного из двигателей Rolls Royce Trent 900, что привело к значительному сопутствующему повреждению планера. и некоторые из систем самолета. Был объявлен PAN, и после соответствующих действий экипажа, включая проверку управляемости самолета, самолет вернулся в Сингапур. Выяснилось, что основной причиной отказа был необнаруженный производственный брак компонента. Было обнаружено, что сложная ситуация, возникшая в результате отказа в полете, превысила ожидаемый в настоящее время вторичный ущерб от такого события.
B772, на маршруте Bozeman MT USA, 2008
26 ноября 2008 г. самолет Boeing 777-200 с двигателями серии RR RB211 Trent 800, эксплуатируемый Delta AL, выполнявший регулярный пассажирский рейс из Шанхая Пудун в Атланту, находился в крейсерский полет на эшелоне FL390 в день VMC в районе МТ Bozeman, когда произошло неуправляемое снижение тяги или откат правого двигателя.
B741, в пути, Ист-Моричес, штат Нью-Йорк, США, 1996 г.
17 июля 1996 г. самолет Boeing 747, эксплуатируемый TWA, разбился в полете, а затем врезался в Атлантический океан недалеко от Ист-Моричес, штат Нью-Йорк, США. .
B772, Токио, Нарита, Япония, 2008 г.
30 июля 2008 г. самолет Boeing 777-200, выполнявший регулярный пассажирский рейс Вьетнамских авиалиний, приземлился в Нарите при дневном свете и нормальной видимости, и вскоре после этого было получено предупреждение о возгорании правого двигателя с последующая соответствующая реакция экипажа. Впоследствии, после того, как самолет прибыл на стоянку и все пассажиры и члены экипажа покинули самолет, снова загорелся правый двигатель, и этот пожар был потушен уже присутствовавшими сотрудниками службы пожарной безопасности аэропорта. Пострадавших нет, самолет получил лишь незначительные повреждения.
AT72, в пути, Средиземное море недалеко от Палермо, Италия, 2005 г.
6 августа 2005 г. самолет Tuninter ATR 72-210 был брошен недалеко от Палермо после того, как в пути неожиданно закончилось топливо. При ударе самолет развалился на три части, 16 из 39 пассажиров погибли. Расследование показало, что перед полетом было загружено недостаточно топлива, поскольку летный экипаж полагался исключительно на датчики количества топлива, которые были неправильно установлены обслуживающим персоналом. Также было обнаружено, что пилоты не полностью следовали соответствующим процедурам после выключения двигателя, и что если бы они это сделали, то, по крайней мере, можно было бы избежать посадки на воду.
A332, в пути, Северная Атлантика, 2001
24 августа 2001 г. самолет Air Transat Airbus A330-200, следовавший в восточном направлении через Северную Атлантику, ночью испытал возгорание двух двигателей, после чего Лайеш на острове Терсейра на Азорских островах был был определен как лучший отвлекающий маневр, и впоследствии был осуществлен успешный заход на посадку и посадка. Расследование показало, что возгорание произошло в результате выработки топлива после утечки топлива из правого двигателя, вызванной ошибкой предполетного обслуживания. Было обнаружено, что выхлоп топлива произошел из-за того, что летный экипаж не выполнил процедуру QRH, применимую к утечке топлива в полете.
сек. 94.1217.0. СЕЙСМИЧЕСКАЯ ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА ДЛЯ ГАЗА.
СЕК. 94.1217.0. СЕЙСМИЧЕСКАЯ ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА ДЛЯ ГАЗА.
(В редакции Приказа № 182847 от 03.01.14.)
94.1217.1. Определения. Для целей настоящего раздела некоторые термины должны быть определены следующим образом:
После газового счетчика относится ко всем газопроводам, принадлежащим потребителю, после перепускного клапана, как указано государственной газовой компанией.
Отсечной клапан избыточного потока означает запорную систему, активируемую при значительных утечках газа или скачках избыточного давления ниже по потоку от клапанов.
Жилое здание означает любой дом на одну семью, дуплекс, многоквартирный дом, кондоминиум, таунхаус, общежитие, общежитие, гостиницу или мотель.
Сейсмический запорный клапан для газа означает систему, состоящую из сейсмочувствительных средств и исполнительных средств, предназначенных для автоматического приведения в действие сопутствующих газовых запорных устройств, установленных в системе газопровода, с целью перекрытия газа ниже по потоку от расположения газовых запорных устройств в случае сильного сейсмического возмущения. Система может состоять из отдельных компонентов или может объединять все функции в одном корпусе. Термины «сейсмически активные запорные газовые клапаны» и «чувствительные к землетрясению запорные газовые клапаны» являются синонимами.
Выше счетчика газового коммунального предприятия означает все газопроводы, установленные коммунальным предприятием до счетчика включительно, и обходной тройник коммунального предприятия на соединении с трубопроводом, принадлежащим потребителю.
94.1217.2. Объем. Утвержденный сейсмостойкий запорный клапан газа или перепускной запорный клапан должен быть установлен после газового счетчика на каждом газопроводе топливного газа, если газопровод обслуживает следующие здания или сооружения:
94. 1217.2.1. Здание или сооружение с трубопроводом топливного газа, разрешение на строительство которого было впервые выдано 1 сентября 19 года или позже этой даты.95.
94.1217.2.2. Существующее здание или сооружение, которое было изменено или дополнено; и
94.1217.2.2.1. Это здание или сооружение имеет трубопровод топливного газа, питающий существующее здание или сооружение или пристройку к зданию или сооружению; и
94.1217.2.2.2. Изменение или дополнение оценивается более чем в 10 000 долларов США, а разрешение на строительство коммерческих зданий было впервые выдано 1 сентября 1995 года или после этой даты. Изменения или дополнения к отдельным блокам или жилым помещениям потребуют сейсмостойкого запорного клапана газа или избыточного потока. установка запорной арматуры на всех газопроводах, обслуживающих данный отдельный блок или жилое помещение; или
94.1217.2.2.3. Изменение или дополнение оценивается более чем в 10 000 долларов США, и разрешение на строительство для работы в жилых зданиях, включая квартиры в кондоминиумах, впервые выдается 10 января 1998 года или после этой даты. Изменения или дополнения в отдельной квартире в кондоминиуме требуют отключения сейсмического газа. клапан или перепускной клапан, который должен быть установлен на всех газопроводах, обслуживающих эту отдельную единицу кондоминиума; или
94.1217.2.2.4. Изменение или дополнение относится к системе трубопроводов топливного газа и включает в себя изменение или замену газового счетчика.
94.1217.2.3. Перед заключением договора купли-продажи или до заключения договора условного депонирования при заключении договора условного депонирования в связи с продажей,
1. Здания или сооружения, в которых расположены трубопроводы топливного газа, должны быть оборудованы сейсмоотсекателем газа или избытком установлен перепускной клапан.
2. При продаже отдельной квартиры в кондоминиуме в здании необходимо установить сейсмостойкий запорный газовый клапан или перепускной клапан на всех газопроводах, обслуживающих эту отдельную квартиру.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
(a) Сейсмические запорные клапаны газа или перепускные клапаны могут быть установлены перед газовым счетчиком при условии, что они соответствуют требованиям настоящего раздела.
(b) Сейсмостойкие газовые запорные клапаны или переливные запорные клапаны, установленные на здании или сооружении до 1 сентября 1995 г., освобождаются от требований настоящего раздела при условии, что они остаются установленными на здании или сооружении и обслуживаются в течение всего срока службы здания или сооружения.
(c) Несмотря на подразделы LAMC 94.1217.2.1, 94.1217.2.2 и 94.1217.2.3 выше, эти положения не применяются к зданию или сооружению, если Департамент определяет, что здание или сооружение удовлетворяет всем трем из следующих критериев: (с поправками Постановлением № 185,587, вступ. от 16.07.18.)
(i) Здание или сооружение находится в собственности, эксплуатации и техническом обслуживании государственного органа или коммунального предприятия; или что здание или сооружение принадлежит частному предприятию и приносит общественную пользу, например, когенерационная установка, которая делится своей избыточной мощностью с коммунальной службой или с крупным промышленным объектом, имеющим государственные контракты;
(ii) Наличие в здании или сооружении круглосуточного круглогодичного обслуживающего персонала; и
(iii) Газопроводная система, содержащаяся в здании или сооружении, спроектирована таким образом, чтобы выдерживать сейсмические воздействия землетрясений.
(d) Одиночный сейсмический запорный клапан газа или перепускной запорный клапан может быть установлен выше по течению от газового счетчика по усмотрению газовой компании.
94.1217.3. Общие требования. (С изменениями, внесенными Приказом № 185,587, вступ. в силу 16.07.18.) Запорная арматура для сейсмического газа или запорная арматура для перепуска газа, установленная либо в соответствии с LAMC, подраздел 9.4.1217.2 и далее, или добровольно с разрешением, выданным 1 сентября 1995 г. или позднее, должны соответствовать следующим требованиям:
94.1217.3.1. Сейсмические запорные клапаны газа или запорный клапан избыточного потока должны быть установлены подрядчиком, имеющим лицензию в соответствии с соответствующей классификацией штата Калифорния.
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
(a) Лицо, которое было определено Департаментом как отвечающее квалификации квалифицированного установщика в соответствии с определением квалифицированного установщика, изложенным в статье 4, глава IX LAMC, может установить сейсмический газ запорный клапан или запорный клапан избыточного потока в жилом доме на одну семью, который является или предназначен для использования Квалифицированным установщиком. (с изменениями, внесенными Приказом № 185 587 от 16.07.18.)
(b) Сейсмические запорные клапаны газа или перепускные запорные клапаны могут быть установлены без разрешения газовым предприятием или подрядчиком, уполномоченным газовым предприятием, когда клапаны установлены перед счетчиком газового предприятия и клапаны установлены и утверждены в соответствии с настоящим разделом.
94.1217.3.2. Запорные клапаны для сейсмического газа или запорные клапаны для избыточного потока должны быть жестко закреплены снаружи или в другом утвержденном месте здания или сооружения, содержащего трубопровод топливного газа.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: Если Департамент установит, что запорный клапан для сейсмостойкого газа или запорный клапан для избыточного потока прошел испытания и внесен в список для альтернативного метода установки, то запорный клапан для сейсмостойкого газа или запорный клапан для избыточного потока не нужно монтировать жестко снаружи. здания или сооружения, в котором расположены трубопроводы топливного газа.