Вода в системе охлаждения: Можно ли залить воду вместо антифриза?

Содержание

водная феерия — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

Двигатели подавляющего большинства автомобилей имеют жидкостное охлаждение. Но почему туда не заливают обычную воду? И обратный вопрос: можно ли, скажем, в ГАЗ-21 залить современный антифриз?

Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (-25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная — соль быстро разъест алюминиевые детали.

Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (-25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная — соль быстро разъест алюминиевые детали.

Мы налили в баночки пресную и сильно соленую воду, а также разбавленный антифриз и поставили их в бытовой морозильник (-25 °С). Опасно затвердела лишь чистая вода, антифриз и «морская» водичка превратились в кашу. Впрочем, для радиатора и двигателя безопасна из них лишь антифризная — соль быстро разъест алюминиевые детали.

ФИЗИКА И ХИМИЯ

Лет эдак сорок назад первые владельцы «Жигулей» изумились, обнаружив под капотом пластмассовый бачок с синей жидкостью — «Тосолом». Зачем он понадобился?

До наступления «жигулевской» эпохи автолюбители на зиму обычно ставили свои машины в гараж. У тех же, кто не хотел становиться «подснежником», утро начиналось с заливки воды в радиатор, а вечер заканчивался ее сливом. Проще было таксистам и водителям-профессионалам: автомобили ночевали в теплом гараже либо их регулярно прогревали техники, дабы замерзшая вода не разорвала радиатор и блок цилиндров. А вот в теплое время года никаких проблем: вода — прекрасный, если не сказать лучший теплоноситель.

Тем не менее уже тогда была известна и другая охлаждающая жидкость — антифриз, представляющая собой смесь из той же воды с этиленгликолем. Такой состав не замерзает даже при самых лютых морозах. Точнее, он превращается в подобие вязкой кашицы, не представляющей опасности для двигателя. А вот температура этого превращения зависит от пропорций, причем довольно хитрым образом. По мере добавления этиленгликоля к воде температура кристаллизации сначала понижается, а потом вновь начинает повышаться. Изменяется при этом и температура кипения, причем она всегда на 15–20 градусов выше, чем у воды. Это, кстати, охлаждению двигателя только во благо.

Для чего же понадобился расширительный бачок? С одной стороны, антифриз при нагревании расширяется сильнее воды и ему надо куда-то деваться. Конечно, на всякий случай в пробке радиатора стоит предохранительный клапан. Но если воды не жалко да и экологию она не портит, то антифриз стоит денег и не столь безобиден. А с бачком система получается замкнутой: при прогреве мотора антифриз уходит в него, при остывании возвращается в радиатор. Это легко увидеть, подняв капот: бачок, как правило, прозрачный.

С физикой вроде разобрались, а что с химией? Вода имеет серьезный недостаток: при сильном нагреве она образует накипь, сужающую каналы в радиаторе и ухудшающую теплообмен. В автомобилях прошлого это было не столь критично: их огромные по сегодняшним меркам радиаторы имели достаточно широкие трубки. Но сегодня, когда все борются за эффективность, радиаторы уменьшились в размерах, зато состоят из большого количества очень тонких трубочек и накипь для них — страшный враг. Старый примитивный антифриз, как выяснилось, тоже не подходит: горячий этиленгликоль весьма агрессивен по отношению к алюминию, из которого нынче делают и радиаторы, и блоки цилиндров (раньше тут царствовали латунь и чугун). Поэтому появились сложные составы с пакетами присадок для защиты металла от коррозии. На российском рынке первый такой антифриз получил название «Тосол» и фирменный синий цвет.

КТО ТАКОЙ ТОСОЛ

Первые три буквы названия «Тосол» разработчики когда-то позаимствовали с таблички над дверью отдела разработчиков: «Технология органического синтеза» — ТОС. А окончание «ол» пришло из химической терминологии, используемой для обозначения спиртов (метанол, этанол и т. п.): этиленгликоль тоже спирт. По неизвестной причине с тех пор распространилось безграмотное мнение: мол, антифризы — это для «нормальных» машин, а «тосолы» — для вазовских и иже с ними… В очередной раз повторяем: «тосолы» — просто одна из разновидностей охлаждающей жидкости, а вовсе не какой-то особый класс химикатов! Другое дело, что название стало нарицательным и его часто используют при маркировке жидкостей непредсказуемого качества. Но к химии как науке это отношения не имеет.

ПОЛНЫЙ СПЕКТР

Сегодня на рынке антифризов предлагается целая палитра средств, причем и в буквальном смысле: можно найти жидкости голубого, зеленого, желтого, розового, красного цвета. Когда-то красный краситель добавляли в антифриз с новым пакетом органических присадок, не содержащим силикатов и бора. Но сегодня цвет жидкости не говорит абсолютно ни о чем, вопреки расхожему мнению. Поэтому при выборе нужного состава следует руководствоваться исключительно рекомендациями завода-изготовителя автомобилей. Впрочем, если нет утечки, вопрос замены или добавки жидкости возникнет лет через пять, не раньше.

РОКИРОВКА

Что же делать, если такая утечка произошла, да еще в дороге? Прежде всего — не паниковать. Как и в старое доброе время, временно выручит чистая вода: залив ее, вы спокойно доберетесь до очагов цивилизации с магазинами автохимии. Зловредная накипь образуется не так уж быстро, так что не стоит бояться загубить радиатор. Само собой, если на улице зима, при первой же возможности воду нужно слить. Куда спокойнее добавить в систему любой современный антифриз; имеет смысл позднее промыть ее и заполнить рекомендованным составом.

А можно ли, наоборот, заменить воду антифризом, скажем, в старой «Волге» ГАЗ-21 и ездить с комфортом круглый год? Тут все сложнее. Во-первых, придется ставить дополнительный расширительный бачок или ездить с неполным радиатором (причину мы уже обсуждали выше). Во-вторых, антифриз, особенно в холодном состоянии, обладает очень хорошей текучестью и уплотнения «старушки» могут его не удержать.

Наше новое видео

В России возобновили выпуск необычной версии Нивы

91 год назад начат выпуск легендарной полуторки

Серийный кроссовер из СССР (не Нива!) — тест «За рулем»

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2.ru

Можно ли разбавлять антифриз водой, можно ли доливать воду

Содержание
  • Смешивание антифриза с водой
  • Сколько можно доливать воды
  • Последствия неправильного разбавления антифриза
  • Как не понизить качество антифриза

В процессе эксплуатации автомобиля возникает необходимость доливать антифриз или тосол, чтобы поддерживать требуемый уровень в расширительном бачке. Даже при полностью герметичной системе охлаждения происходит естественное испарение теплоносителя по причине наличия в составе воды. Поэтому у многих водителей возникает вопрос, можно ли разбавлять антифриз водой, и как это правильно сделать, чтобы не было проблем с двигателем. Порядок смешивания антифриза зависит от того, насколько понизился уровень охлаждающей жидкости в системе, и в каких температурных условиях эксплуатируется машина.

Смешивание антифриза с водой

Если для заливки в систему охлаждения двигателя используется концентрат антифриза, то его нужно разводить дистиллированной водой. Пропорции воды и концентрата могут быть разными, в зависимости от того, какая нужна температура замерзания теплоносителя. На этикетке тары производитель размещает таблицу зависимости температуры кристаллизации от пропорций разбавления концентрата. Для регионов, где присутствуют в основном мягкие климатические условия, соотношение жидкостей должно составлять 1:1.

Использовать в системе современных моторов, у которых множество деталей из алюминия, одну воду недопустимо. Кроме несоответствия по эксплуатационным параметрам (температура кристаллизации и кипения), простая жидкость вызывает многочисленные очаги коррозии внутренних деталей, а также другие негативные последствия: кавитацию, осадок, налет и пр. В крайнем случае, когда нет возможности залить антифриз, допускается использовать воду, чтобы добраться до станции техобслуживания для промывки системы и заливки нового качественного состава.

Сколько можно доливать воды

В случае исправности системы охлаждения уровень антифриза по причине естественного испарения уменьшается незначительно, поэтому требуется доливка небольшого количества состава. В этом случае не нужно покупать дорогостоящую охлаждающую жидкость. Если для обеспечения требуемого уровня ОЖ нужно долить не более 150–200 мл, то ответ на вопрос, можно ли доливать воду в антифриз, положительный. Допускается использование дистиллированной воды. Также подойдет жидкость, очищенная с помощью фильтра. Такое незначительное количество воды не отразится на свойствах антифриза, в частности – на морозоустойчивости, потому что она добавляется взамен испарившегося объема.

Мешать антифриз без негативных последствий можно только с дистиллированной (отфильтрованной) водой.

Если залить даже на небольшое время неочищенную жидкость, то возникают негативные последствия для двигателя.

  • Входящие в состав микроэлементы вступают в химическую реакцию с присадками, и свойства последних существенно снижаются или пропадают совсем.
  • Вода повышенной жесткости разъедает детали из алюминия и является причиной появления на поверхности коррозии.
  • Недостаточная эффективность теплообмена вызывает перегрев мотора, работающего под высокой нагрузкой в жаркое время года.
  • В зимний период эксплуатации существует большая вероятность «разморозить» двигатель.

Примеси в неочищенной воде выпадают в осадок и образуют накипь на внутренних стенках контура, в котором циркулирует теплоноситель. В результате недостаточно эффективный отвод излишней тепловой энергии от двигателя приводит к ускоренному сокращению ресурса деталей поршневой группы, деформации составных элементов системы охлаждения, пропаданию компрессии в цилиндрах мотора, деформации головки блока цилиндров и в конечном итоге – к заклиниванию поршней.

Многих интересует вопрос, можно ли в антифриз добавить воды в большом количестве. В случае, когда из системы произошла утечка значительного количества антифриза и нет возможности приобрести аналогичный по составу (классу) теплоноситель, то вместо него временно заливается дистиллированная (очищенная) вода. После прибытия в пункт назначения такой состав, который циркулирует внутри контура охлаждения, подлежит полной замене с промывкой магистрали. Если летом временное использование воды не вызывает опасности, то в зимнее время не рекомендуется осуществлять добавление жидкости в систему по причине большой вероятности замерзания.

Последствия неправильного разбавления антифриза

Двигатели отечественных автомобилей более приспособлены для кратковременного использования воды в системе охлаждения. Производители зарубежных машин категорически запрещают выполнять смешивание готового антифриза с водой. Причина запрета – в ухудшении или полной потере основных свойств теплоносителя, таких как:

  • защита элементов от коррозии;
  • плотность, влияющая на кристаллизацию;
  • высокая точка кипения;
  • смазывающие способности;
  • предотвращение вспенивания;
  • недопущение процесса кавитации;
  • нейтральность к алюминию и цветным металлам.

В летнее время вода из антифриза активно испаряется, поэтому теплоноситель становится концентрированным, состоящим из активных присадок. В такой состав можно без опасения добавить небольшое количество воды с целью доведения уровня до нормированного значения и уменьшения концентрации до нормального состояния.

При утечке большого количества антифриза из системы по причине разрыва патрубка (шланга) в летнее время разбавление ОЖ водой спасет ситуацию. В зимнее время по причине низкой температуры концентрация состава и так низкая, поэтому он может кристаллизоваться и при –10 °С. При замерзании охлаждающей жидкости могут разрушиться:

  • радиатор охлаждения;
  • термостат;
  • теплообменник отопителя салона;
  • блок цилиндров.

Для восстановления работоспособности двигателя с такими дефектами потребуется много времени и средств. Поэтому при эксплуатации машины в условиях низкой температуры рекомендуется повышать концентрацию охлаждающей жидкости путем добавления в расширительный бачок концентрированного антифриза.

Как не понизить качество антифриза

Подводя итог по вопросу, можно ли смешивать антифриз с водой, всегда нужно выполнять следующие правила:

  1. Концентрат перед заливкой в систему разбавляется в нужной пропорции очищенной жидкостью.
  2. Готовый состав, который циркулирует в контуре, можно смешать с небольшим количеством воды в теплый сезон эксплуатации.
  3. Зимой добавлять воду в систему не рекомендуется по причине опасных последствий для двигателя.
  4. Эксплуатация двигателя автомобиля при заправке полностью водой допускается только кратковременно и требует сразу полной замены на качественный антифриз.
  5. Перед заливкой нового теплоносителя обязательно должна выполняться промывка магистрали и «рубашки» охлаждения специальными химическими средствами.

Чтобы надежно и эффективно охлаждать мотор, лучше доливать охлаждающую жидкость, соответствующую спецификации производителя. Под торговой маркой Sintec предлагается широкий ассортимент антифриза разных категорий, который подходит для бензиновых и дизельных моторов.

Состав изготавливается по современной технологии, поэтому содержит эффективные ингибиторы коррозии и другие качественные и долго работающие присадки.

Что такое водяное охлаждение и как оно работает?

Дата центр

От

  • Гэвин Райт

Что такое водяное охлаждение?

Водяное охлаждение, также называемое жидкостным охлаждением, представляет собой метод, используемый для снижения температуры процессорных блоков компьютера (ЦП), а иногда и графических процессоров (ГП). В этом процессе в качестве охлаждающей среды используется вода, а не воздух, потому что вода может проводить тепло примерно в 30 раз быстрее, чем воздух. Кроме того, система водяного охлаждения позволяет компонентам компьютера работать на более высоких скоростях, снижая при этом системный шум.

Вся электроника во время работы выделяет тепло. По мере того, как компьютерные компоненты становятся быстрее и меньше, количество выделяемого тепла увеличивается, и оно больше концентрируется на меньших площадях. Традиционно тепло от компонентов отводилось с помощью воздушного охлаждения, с радиаторами, тепловыми трубками и вентиляторами для охлаждения системы. Однако некоторые компьютерные системы выделяют больше тепла, чем может рассеять традиционное воздушное охлаждение. Это часто встречается в разогнанных системах с несколькими графическими процессорами или в системах с высокой плотностью. Для этих высокопроизводительных систем водяное охлаждение может отводить тепло быстрее и эффективнее, позволяя этим системам работать быстрее, охлаждаться и тише.

В системах с водяным охлаждением жидкость, обычно вода, прокачивается по трубам. Жидкость забирает тепло от компонентов и рассеивает его в радиаторе. Она работает по тому же принципу, что и система охлаждения двигателя в автомобиле, где охлаждающая жидкость прокачивается через двигатель к радиатору.

Водяное охлаждение наиболее распространено в персональных компьютерах и компьютерах, предназначенных для видеоигр, поскольку оно позволяет разгонять ЦП и ГП, сохраняя при этом компоненты прохладными. Это может увеличить срок службы компонентов, а также позволяет создавать очень маленькие системы с мощными компонентами.

Жидкостное охлаждение, встроенное в корпус серверов Lenovo серии Neptune, повышает скорость обращения и доступность.

Компоненты и типы систем с водяным охлаждением

Системы водяного охлаждения состоят из водоблока, помпы, радиатора, патрубков и, опционально, резервуара. Насос проталкивает жидкость через систему. Перекачиваемая жидкость проходит через водяной блок, прикрепленный к центральному или графическому процессору, где тепло передается от компонента к жидкости. Одна система может иметь более одного водоблока.

Нагретая вода поступает в радиатор, где вентиляторы обдувают трубы холодным воздухом, а охлаждающие вентиляторы отводят тепло. Резервуар может содержать дополнительную воду, чтобы обеспечить большую тепловую массу и емкость по воде. Гибкие или жесткие трубы или трубки транспортируют воду в системе. Часто в воду добавляют раствор против обрастания, чтобы предотвратить рост бактерий или водорослей.

Системы водяного охлаждения обычно делятся на две категории: открытый контур и замкнутый контур. В системах с открытым контуром пользователь проектирует систему и строит ее из отдельных компонентов. В замкнутом цикле, также называемом «все в одном» (AIO), система охлаждения приобретается в виде предварительно собранного блока. Системы с открытым контуром обеспечивают большую гибкость и выбор для пользователя. Системы с замкнутым контуром часто охлаждают один компонент, например ЦП, но они просты и надежны.

Блок охлаждения Vertiv Liebert XDU работает как жидкостно-воздушный теплообменник для охлаждения стружки.

Водяное охлаждение в центре обработки данных

Исторически сложилось так, что водяное охлаждение в ЦОД встречается редко, но в определенных ситуациях оно может быть выгодным и становится все более распространенным. Традиционные серверные стойки в центре обработки данных не используют водяное охлаждение, потому что стабильность и простота обслуживания имеют приоритет над скоростью и эффективностью.

Охлаждение сервера рассчитано, а компоненты выбраны с учетом долговечности. Нагрев и воздушный поток в серверах рассчитаны таким образом, что в большинстве случаев достаточно воздушного охлаждения. Кроме того, по сравнению с воздушным охлаждением, водяное охлаждение требует дополнительного обслуживания, например проверки уровня воды или замены стареющих компонентов. И если система с водяным охлаждением выйдет из строя, вода может повредить сервер и любые серверы под ним в стойке, причинив ущерб на тысячи долларов. Поэтому в большинстве центров обработки данных используется механическое охлаждение.

Для некоторых типов серверов может быть полезно водяное охлаждение. ИИ, машинное обучение и высокопроизводительные вычислительные кластеры могут потребовать большей вычислительной мощности в небольших помещениях. Стойкам с чрезвычайно высокой плотностью может потребоваться водяное охлаждение для отвода тепла, которое они выделяют, или серверам с несколькими графическими процессорами может потребоваться водяное охлаждение для стекирования с высокой плотностью. Нередко в серверной комнате есть несколько стоек с водяным охлаждением. Кластеры суперкомпьютеров могут быть спроектированы с системами водяного охлаждения.

Новые методы водяного охлаждения центров обработки данных.

Преимущества и недостатки водяного охлаждения по сравнению с воздушным охлаждением

Водяное охлаждение имеет свои преимущества и недостатки, в том числе:

Преимущества
  • Повышенная холодопроизводительность
  • Позволяет увеличить плотность компонентов
  • Тише
  • Повышенная энергоэффективность
Недостатки
  • Больше обслуживания
  • Поток воды изнашивает тепловые блоки быстрее, чем радиаторы
  • Большая начальная стоимость
  • Утечки могут повредить компьютер
Super Micro Computer GPU с жидкостным охлаждением имеет 2 кулера постоянного тока для каждого процессора.

Эзотерическое жидкостное охлаждение

При иммерсионном жидкостном охлаждении весь компьютер и все его компоненты погружаются в электрически непроводящую жидкость. Масло является наиболее распространенной жидкостью для иммерсионного охлаждения, но некоторые компании изучают возможность использования высокоэффективных технических жидкостей с низкой температурой кипения в качестве потенциальных кандидатов для иммерсионного охлаждения.

Иммерсионное охлаждение используется в некоторых операциях по добыче криптовалюты, поскольку оно обеспечивает чрезвычайно высокую охлаждающую способность на небольшой площади.

Жидкий азот можно использовать в краткосрочных ситуациях экстремального охлаждения. Это относится к соревнованиям по разгону, где они пытаются заставить компьютер работать как можно быстрее в течение короткого времени.