Сажевый фильтр на дизеле: очистка, удаление, регенерация
Всем хорош дизельный мотор. Даже экологам, уже успевшим мертвой хваткой вцепиться в бензиновые автомобили, дизели какое-то время были безразличны: действительно, содержание CO в выхлопных газах у дизелей низкое, и, пока экологи боролись в первую очередь с выбросами монооксида углерода, дизели спокойно вписывались в эти требования чисто конструктивно.
А вот когда речь зашла об оксиде азота, дизелям пришлось туго. Дело в том, что при нормальной настройке дизеля как раз оксид азота-то и образуется активно. Если же добиться его минимального выброса, то растет доля сажи в выхлопных газах, и никуда от этого в дизельном моторе не деться. Но, если оксид азота еще можно «придушить» катализатором, то сажу можно только отфильтровать. Так и появилась еще одна «душилка» — сажевый фильтр, он же DPF или FAP.
Принцип работы сажевого фильтра
Сажевый фильтр дизельного двигателя похож внешне на обычный катализатор: это такая же мелкоячеистая структура. Но, если катализатору это необходимо для максимального увеличения площади контакта отработанных газов с активным материалом, то ячейки DPF просто фильтруют механически.
Отсюда и очевидная проблема. Катализатор при работе не изнашивается и в идеальных (увы, недостижимых) условиях работы практически вечен. Сажевый фильтр же постепенно забивается, увеличивая сопротивление выпуска: на практике автосервиса можно вспомнить случаи, когда при работе двигателя корпус фильтра заметно начинал «играть», раздуваясь из-за чрезмерного давления, вызванного забитыми ячейками. Мотор при этом, естественно, еле тянет и постоянно стремится заглохнуть.
Решение у проблемы простое – сажа по сути состоит из углерода, а в выхлопных газах дизеля практически всегда есть кислород. То есть, если значительно поднять температуру сажевого фильтра, в нем при работе двигателя запустится окисление сажи. Абсолютно чистая сажа полностью уйдет из фильтра в виде углекислого газа, в реальном же мире останется куда меньший объем золы – именно поэтому для дизелей с сажевыми фильтрами указывается применение только малозольных моторных масел. Даже при минимальном угаре масло все равно попадает в фильтр, и соответственно должно обеспечивать как можно меньший твердый остаток при сгорании. Солярка, естественно, тоже нужна качественная.
Регенерация сажевого фильтра
Прожиг, или регенерация, фильтра запускается системой управления двигателем автоматически, как только измеренный объем сажи в фильтре превышает заданный порог. Как он измеряется? Способ замера косвенный – на входе и выходе сажевого фильтра стоит дифференциальный датчик давления. Он передает на ЭБУ именно информацию о том, какова разница между давлениями до и после DPF, а та уже пересчитывается в граммы.
Но для эффективного автоматического прожига необходимо соблюдать ряд условий, и в первую очередь это достаточно долгое равномерное движение машины на повышенных оборотах. То есть, если ваш автомобиль ездит только по городу, регенерация может не запуститься никогда! Чтобы ускорить регенерацию и сделать ее возможной даже в городе, на фильтрах типа FAP (чаще всего встречаются на автомобилях Peugeot/Citroen, так как концерном PSA эта система и разработана) практикуется впрыск в фильтр специальной жидкости, позволяющей сжигать сажу не на 700-800 градусах, как это происходит у DPF, а на 400-500.
Если же авторегенерация не помогает, на приборной панели загорается соответствующий индикатор, указывающий на необходимость визита в сервис. Там при помощи диагностического сканера ЭБУ двигателя переводится в режим принудительного прожига:
1. Мотор выводится на повышенные обороты, начиная разогревать фильтр и продувать его остаточным кислородом в отработанных газах. Поскольку автомобиль стоит на месте и не обдувается воздухом, нагревается он быстрее.
2. При достижении заданной температуры (за ней следит термопара в корпусе фильтра) открывается специальная форсунка, по которой солярка подается сразу фильтр. Так что прожигается он буквально: его разогревает горящее внутри топливо.
3. Фильтр прогревается до заданной температуры и удерживается на ней запрограммированное время. Со стороны это выглядит специфически: ревущий мотор, рядом (а тем более напротив) с выхлопной трубой невозможно стоять – поднесенная к ее срезу свежая травинка моментально высыхает и начинает обугливаться.
4. Далее обороты сбрасываются, идет фаза охлаждения. По новому замеру дифференциального давления высчитывается количество выжженной сажи.
Удаление сажевого фильтра на дизеле
Но зола в фильтре копится со временем даже при использовании высококачественного топлива и моторного масла, регулярных удачных прожигах. Сажевый фильтр неизбежно приходит в негодность. А его замена – дело отнюдь не дешевое.
Но нужно учесть, что для работы самого дизельного двигателя он не имеет никакого значения. То есть его можно удалить из системы выпуска отработанных газов. Однако просто удалить фильтр нельзя – моментально загорится ошибка, и ЭБУ впрыска перейдет в аварийный режим работы. Поэтому обязательно выполняется перепрограммирование блока управления либо на заводскую (от аналогичной комплектации, но без сажевого фильтра), либо на модернизированную прошивку.
Такой способ решения проблем наиболее востребован, поскольку позволяет избавиться от потенциально «узкого» места раз и навсегда. К тому же, раз уж все равно нужно перешивать «мозги», то можно исправить и программные «душилки» экологов, сделав машину заметно динамичнее: турбодизели вообще очень хорошо относятся к чип-тюнингу. Да и моторное мало можно после этого лить обычное, без заветного значка lowSAPS на канистре: вот и еще одна экономия. На автомобилях с FAP исчезает необходимость к регулярной доливке спецжидкости в бачок под капотом.
Промывка сажевого фильтра
А можно сделать еще дешевле: Интернет пестрит объявлениями о промывке сажевых фильтров, и обойдется это дешевле удаления. Однако не все так просто, и часто такая процедура не более полезна, чем промывка форсунок прямым ходом сольвента прямо на работающем моторе.
Здесь дело в том, что наибольшая часть загрязнений находится в фильтре, естественно, со стороны двигателя. И с этой же стороны при промывке подается сольвент: то есть, размывая отложения сажи, он неизбежно заставит ее проникать глубже в фильтр. Часть ее, конечно, удалится, но часть останется, и останется там, откуда в дальнейшем ее будет удалить труднее. Так что в перспективе большого пробега мы фактически лечим болезнь, лишь глуша ее внешние симптомы: вроде бы становится легче, а в итоге патологоанатом с удивлением разглядывает, до чего мы себя довели. Заметнее всего эффект промывки после длительной езды на низкокачественном топливе: смолистые отложения в фильтре сольвент удаляет хорошо.
Применяются для промывки не только сольвенты. Так, Liqui Moly предлагает для этого специальную жидкость-катализатор, порционно впрыскиваемую перед фильтром между прогонами двигателя на рабочем режиме. Ничего не напоминает? Правильно, фактически речь идет не о промывке как таковой, а о копировании принципа FAP. То есть такая жидкость облегчает «самопрожиг» фильтра, но сама по себе ничего не моет.
В общем случае рекомендация выбора лучшего варианта очевидна – если принудительный прожиг не приводит к достаточному снижению массы сажи в фильтре, а сама система исправна (это важно – негерметичность в трубках дифференциального датчика давления приведет к ошибке расчета, и машина будет постоянно требовать прожиг даже на чистейшем фильтре!), проблему лучше всего решить раз и навсегда, удалив фильтр как таковой (или заменив на новый), а не пытаясь растянуть его остаточный ресурс.
Автоклуб78 https://autoclub78.ru
что это такое, его чистка и регенерация, последствия удаления
Водители автомобилей > Полезная информация > Двигатель > Что такое сажевый фильтр на дизеле и где он стоит
Чтобы уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу с начала этого века на стали применять сажевые фильтры на дизелях, а с 2010-го он стал обязательным элементом легкового автотранспортного средства с дизельным ДВС.
Что такое сажевый фильтр на дизеле, где он стоит, как его чистить и последствия его удаления — далее в статье.
Зачем он нужен
Сажевый фильтр на дизеле в разных странах обозначается в различной аббревиатуре:
- Diesel Particulate Filter (DPF) — в английском варианте.
- Filtre a Particules (FAP) — во французском варианте.
- RubPartikelFilter (RPF) — в немецкой аббревиатуре.
В России, как и во всем мире, больше прижилась французская аббревиатура. Этому есть объяснение (в конце статьи).
Видео — сажевый фильтр на дизеле и его регенерация:
Сажевик предназначен для снижения процентного содержания частиц сажи в отработанных газах. Они образуются в результате сгорания дизельного топлива. Эти частицы имеют микроскопический размер – от тысячных долей миллиметра до 10 микрометров (это еще в 100 раз меньше).
Такие частицы имеют сложный химический состав, ядром которого является углерод. Он «облипается» углеводородами, серой, соединениями металлов. Практически вся таблица Менделеева. Все эти вещества в цилиндры поступают из воздуха и не совсем качественного дизельного топлива.
Где находится
Сажевик может находиться за нейтрализатором. В некоторых автомобилях он находится непосредственно за выпускным коллектором. В таком случае фильтр объединенного типа. Внешний вид типового сажевика:
Конструкция
Основной элемент – керамическая матрица. Ее химический состав – карбид кремния (керамика). Оптимальное сечение керамических ячеек – восьмиугольное. Главный фильтрующий элемент – боковая поверхность ячеек, которая имеет микропористую структуру. Керамическая конструкция заключается в металлический корпус.
Во время работы дизельного двигателя отработанные газы направляются через сажевый фильтр. В микропорах улавливаются мелкие частицы сажи. Крупные частицы не так опасны для человек, живых и растительных организмов. Они осаждаются под действием силы тяжести недалеко от места движения транспортного средства.
Мелкие частицы (менее 0,1 мкм), если их не задержит сажевый фильтр, могут «улететь» далеко за пределы трассы, попасть в органы дыхания, на растения. Им уделяется большое значение при проектировании системы фильтрации выхлопных газов дизельных автомобилей.
В процессе работы сажевого фильтра микропоры засоряются мелкими и крупными частицами. Для его очистки применяется регенерация.
Пассивная и активная регенерация
Регенерация – процесс очистки сажевого фильтра. Различают пассивную и активную регенерацию. Пассивная регенерация происходит при высоких температурах выхлопных газов, от 600 градусов Цельсия. Такая температура возможна при максимальной нагрузке на двигатель. Сажа при высокой температуре выжигается. Для того чтобы уменьшить температуру, при которой выжигается сажа, до 500 градусов и ниже, применяют специальные присадки.
Активная регенерация выполняется при помощи искусственного повышения температуры отработанных газов. Это достигается различными методами:
- изменение угла зажигания при помощи программного контроля;
- дополнительный нагрев перед сажевиком;
- принудительный впрыск;
- нагрев СВЧ волнами.
Совместное применение различных методов регенерации повышает эффективность сажевых фильтров.
Сажевик с каталитическим покрытием
Они разработаны Volkswagen. В них также применяется активный и пассивный режим. Катализатор дополнительно окисляет сажу в условиях высоких температур. При этом происходят сложные химические реакции. Оксиды азота окисляются кислородом в присутствии платины, образуется диоксид азота. Диоксид азота в результате реакции с углеродистой сажей образует оксид азота и угарный газ. Окисляясь, угарный газ и диоксид азота образуют диоксид азота и безопасный углекислый газ.
В результате такого сложного химического процесса сажа выводится из фильтра. Активная регенерация запускается на основании анализа показаний следующих датчиков блоком управления двигателя:
- ДМРВ;
- температуры до сажевика;
- температуры после сажевого фильтра;
- датчика разницы давлений.
На основании сравнения показаний и анализа с встроенным алгоритмом, блок управления одновременно выполняет следующие действия:
- отключает систему ЕГР, которая предназначена для уменьшения температуры воспламенения;
- осуществляет увеличение длительности впрыска топлива форсунками;
- уменьшает подачу воздуха.
Структурная схема такой системы показана на рисунке:
Где: 3 – ДМРВ, 4 – силовой агрегат; 9 – сажевый фильтр.
Система с впрыском присадок
Впервые применил такую систему концерн Peuqeot-Citroen. Поэтому за ним и закрепилось французская аббревиатура FAP (см. начало статьи). Такая же концепция применяется во многих японских и американских автомобилях.
В системе сажевый фильтр находится за каталитическим нейтрализатором. Во время регенерации впрыскивается специальная присадка, которая уменьшает температуру сжигания сажи до 450 градусов Цельсия. Учитывая, что сажевик находится за нейтрализатором, и такая температура в нем проблематична. Поэтому эффект дополняется активной регенерацией.
Присадка находится в отдельном баке небольшой емкости (до 5-ти литров). Содержимого хватает приблизительно на 100.000 километров пробега. Для впрыска предназначен отдельный насос.
Структурная схема системы с впрыском присадок:
Где: 3 – бак для присадки, 5 – насос впрыска присадки, 6 – бак топливный.
Ресурс фильтра около 200.000 километров пробега. Обычно он ниже.
Замена сажевого фильтра требует значительных материальных затрат. Если система сажевого фильтра теряет эффективность, многие автовладельцы дизелей программно и физически удаляют ее, чтобы блок управления двигателем не «душил» силовой агрегат на высоких скоростях и мощностях.
Признаки необходимости очистки
Основными признаками являются:
- сообщение кода ошибки двигателя, указывающие на сажевый фильтр;
- рост потребления топлива;
- повышение уровня масла;
- уменьшение приемистости силового агрегата;
- нестабильные холостые обороты;
- наличие постороннего звука (шипение) во время работы двигателя;
- внезапный «пых» дыма из выхлопной трубы.
В любом случае, следует продиагностировать двигатель, чтобы сделать окончательное заключение.
Видео — промывка сажевого фильтра дизельного двигателя составом Liqui Moly:
Принудительная регенерация при помощи VAG-COM (Вася-Диагност)
Для проведения контроля регенерации сажевого двигателя на автомобилях группы VAG требуется непосредственно сам шнурок и программа, установленная на компьютере. Последовательность выполнения:
Недостатки и возможные последствия удаления сажевого фильтра на дизеле
Сейчас многие мастерские и СТО оказывают услуги программного и физического удаления сажевого фильтра на дизеле. При этом они используют различные эмуляторы или чип-тюнинг. Чип-тюнинг опасен тем, что если некорректно сохранить (или потерять) родную прошивку, впоследствии могут быть серьезнейшие проблемы вплоть до необходимости обращения к производителю.
Видео — о нюансах и возможных последствиях удаления сажевого фильтра на дизеле:
После удаления перепрошивкой косяки могут вылезать через некоторое время. С этой точки зрения безопаснее эмуляторы. Но они имеются не для всех автомобилей.
Во время принятия решения о программном удалении сажевого фильтра следует найти мастерскую, которая производит эту работы в течение нескольких лет, находится на одном и том же месте. Иначе есть риск попасть на неопытных мастеров-однодневок.
Есть мастерские, которые промывают сажевые фильтры при помощи специальных составов. В некоторых случаях это имеет положительный эффект.
С проблемой износа сажевого фильтра сталкиваются многие автолюбители. Нельзя к ней относиться несерьезно.
Если печка в машине дует холодным воздухом, причины могут быть различными.
Как производится подключение выключателя массы автомобиля.
Как правильно выгнать воздух https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/kak-vygnat-vozdux.html из системы охлаждения двигателя.
Видео — отключение и физическое удаление сажевика на дизельном автомобиле SsangYong Actyon NEW 2.0D:
Очиститель дизельного сажевого фильтра (DPF)
Прочистите забитый сажевый фильтр, особенно при стиле вождения с частым стартом
youtube.com/embed/» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Обратите внимание!
Подходит для: дизельных двигателей со стандартным встроенным или модифицированным сажевым фильтром. Не рекомендуется для большегрузных автомобилей с постоянно регенерирующимся уловителем. Всегда обращайтесь к руководству по вождению. Не игнорируйте сигнализатор DPF, так как продолжение движения может привести к чрезмерному накоплению сажи.
- Продление DPF и срока службы двигателя
- Снижение выбросов
- Удаление сажи и углерода
Описание продукта
STP ® Очиститель дизельного сажевого фильтра (DPF) предназначен для удаления частиц сажи и углерода из дизельных фильтров.
Одна обработка помогает прочистить фильтры, удалив накопившуюся несгоревшую сажу для регенерации сажевого фильтра. Идеально подходит для стилей вождения с частыми остановками, таких как городское вождение, такси, а также для тех, кто использует свой автомобиль для коротких поездок, например, для школьных пробежек.
Все автомобили с дизельным двигателем, выпущенные после 2009 г., оснащены сажевым фильтром, установленным в выхлопной системе, который улавливает вредные частицы сажи и предотвращает их попадание в окружающую среду.
Подходит для дизельных транспортных средств после 2009 года
Как это помогает:
- . Использовать каждые 1800 миль/3000 км.
Обратите внимание!
Подходит для: дизельных двигателей со стандартным встроенным или модифицированным сажевым фильтром. Не рекомендуется для большегрузных автомобилей с постоянно регенерирующимся уловителем. Всегда обращайтесь к руководству по вождению. Не игнорируйте сигнализатор DPF, так как продолжение движения может привести к чрезмерному накоплению сажи.
Указания по применению
Просто добавляйте одну бутылку 200 мл очистителя дизельных сажевых фильтров STP ® в полный бак (обрабатывает 55 л) каждые 1800 миль / 3000 км.
Если горит сигнальная лампа, долейте топливо в бак и попробуйте проехать по автомагистрали или шоссе с двусторонним движением не менее 20 минут, чтобы ускорить выгорание сажи.
Может потребоваться повторная обработка для обеспечения поэтапной очистки сильно забитых фильтров, если ваш фильтр полностью засорился.
Часто задаваемые вопросы
STP ® Очиститель дизельного сажевого фильтра подходит для дизельных двигателей со стандартным встроенным или модифицированным дизельным фильтром. Не рекомендуется для большегрузных автомобилей с непрерывно регенерирующими ловушками.
Мы рекомендуем вам попробовать очиститель STP ® DPF. Если каждые 1800 миль (3000 км) использовать очиститель дизельного сажевого фильтра STP, он поможет очистить и защитить ваш сажевый фильтр, а также восстановить потерянную мощность и ускорение, а также уменьшить выбросы выхлопных газов.
Часто покупают вместе
Просмотр продукта
Двигатель и топливная система
Дизельный дымоход
Просмотр продукта
Двигатели и топливные системы
Обработка дизельного топлива
Посмотреть продукт
Двигатели и топливные системы
Редактор выбросов — дизель
Основное обслуживание
Diesel Filect Filter Filter Filter Filter Filter Filter Filter Filter Filter Filect Filect Filect Filter Filect Filter Filter Filter Filect Filec – 2028
Введение: Рынок очистителей дизельных сажевых фильтров
В связи с ростом цен на топливо становится все более необходимым выбирать экономичные и высокоэффективные виды топлива для транспортных средств. Хотя дизельное топливо дороже бензина, оно оказывается более экономичным и эффективным. Кроме того, дизель обеспечивает более высокое извлечение энергии по сравнению с бензином.
Все автомобили с дизельным двигателем в настоящее время оснащены очистителями дизельных сажевых фильтров, которые улавливают негорючее топливо из двигателя, чтобы предотвратить загрязнение окружающей среды.
способны снизить выбросы углеводородов и угарного газа почти на двадцать процентов. Обычные очистители содержат железо, которое инициирует процесс регенерации, а очистители дизельных сажевых фильтров используют комбинацию церия и платины, улучшающую регенерацию и очистку двигателя.
Благодаря меньшему содержанию железа в фильтроочистителях срок службы фильтроочистителей увеличивается в разы. Есть несколько преимуществ использования очистителей дизельного сажевого фильтра по сравнению с обычными фильтрами. Например, очистители дизельных сажевых фильтров уменьшают сгорание в течение всего цикла воспламенения топлива, очищают и восстанавливают забитые сажевые фильтры без разборки, а также требуют частых затрат на ремонт.
Тем не менее, забота об окружающей среде является главным приоритетом на рынке очистителей дизельных сажевых фильтров. Ожидается, что благодаря этим преимуществам спрос на более долговечные очистители дизельных сажевых фильтров в ближайшем будущем возрастет.
Динамика рынка: рынок очистителей дизельных сажевых фильтров
Топливная эффективность и экономическая эффективность являются главными факторами, определяющими рост рынка очистителей дизельных сажевых фильтров в ближайшем будущем. Еще одним ключевым фактором роста рынка является то, что автомобили стали неотъемлемой частью жизни человека в большинстве стран.
В дополнение к этому, расход топлива стал главной проблемой для пользователей по всему миру. Благодаря таким преимуществам, как более высокая производительность на автомагистралях и увеличенный срок службы двигателя, очистители дизельных сажевых фильтров зарекомендовали себя как жизнеспособный вариант для будущего роста.
Еще одним фактором, стимулирующим рост рынка очистителей дизельных сажевых фильтров, является снижение уровня выбросов и повышение эффективности двигателя. Помимо этого, эти очистители также снижают стоимость обслуживания автомобиля. С ростом осведомленности и потребности в экологически более безопасных транспортных средствах предпочтение отдается дизельным автомобилям, что приводит к росту рынка очистителей дизельных сажевых фильтров.
Более того, последние технические достижения в дизельных автомобилях еще больше повысили его привлекательность. Несмотря на свои огромные преимущества, рынок очистителей дизельных сажевых фильтров сталкивается с небольшими проблемами из-за более высокой цены на эти очистители и более медленного и громкого шума по сравнению с бензиновыми автомобилями.
Настройте этот отчетИсследуйте аналитические данные, адаптированные к вашим бизнес-целям.
Сегментация рынка: Рынок очистителей дизельных сажевых фильтров
основа классификации - Легковые автомобили
- Коммерческие автомобили
- Другие
основа канала продаж - Производители оригинального оборудования
- Рынок послепродажного обслуживания
основа из материала типа - Карбид кремния
- Керамическое волокно
- Другие
Методология исследования рынка – усовершенствована годами усердия
Ключевым фактором непревзойденной точности наших исследований рынка является наша методология исследования, основанная на экспертных данных и данных. Мы объединяем эклектическую смесь опыта, аналитики, машинного обучения и науки о данных для разработки методологий исследований, которые приводят к многомерному, но реалистичному анализу рынка.
Знать методологию отчета
Региональный обзор: Рынок очистителей дизельных сажевых фильтров
Ожидается, что в ближайшие годы рынок очистителей дизельных сажевых фильтров будет демонстрировать умеренный, но устойчивый рост. Ожидается, что на основе регионального роста Северная Америка станет крупнейшим рынком, за которым последуют Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион на рынке очистителей дизельных сажевых фильтров.
Ужесточение нормативных требований, введенных несколькими агентствами по охране окружающей среды в странах Европы и Америки, привело к спросу на передовые и инновационные технологии на рынке очистителей дизельных сажевых фильтров, чтобы уменьшить выброс твердых частиц в окружающую среду.
Ожидается, что это приведет к положительному росту рынка очистителей дизельных сажевых фильтров в Европе. Судя по темпам роста, в ближайшие годы ожидается значительный рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе, особенно в Китае и Индии, за которыми последуют другие азиатские страны, такие как Малайзия, Индонезия и Таиланд.
Некоторые из ключевых игроков на рынке очистителей дизельных сажевых фильтров:
- Винн
- Миллерс Ойлз Лимитед
- ДжЛМ
- ТУНАП
- Радиатор Archbold
- Керамекс
- Оборудование FSX
- Делфи
- Эминокс
- Форесия
- Бозал Интернэшнл
Отчет об исследовании представляет собой всестороннюю оценку рынка и содержит важные идеи, факты, исторические данные, а также статистически подтвержденные и проверенные рыночные данные. Он также содержит прогнозы с использованием подходящего набора допущений и методологий. Отчет об исследовании содержит анализ и информацию в соответствии с сегментами рынка, такими как географическое положение, область применения и отрасль.