Для чего нужен сапун на двигателе: что это, зачем нужен и как обслуживать :: Autonews

Что делать, если автомобиль гонит масло через сапун

Сапун является важным компонентом системы вентиляции картерных газов на автомобиле. Но порой случается так, что через него начинает выходить масло.

Это нехарактерный признак для исправного двигателя, потому при появлении таких симптомов стоит задуматься о проведении диагностики.

Не обязательно ехать в автосервис и платить за это деньги. Многие автомобилисты справляются с появившейся проблемой самостоятельно. Для этого требуется знать минимум теорию, понимать суть работы системы вентиляции картерных газов.

Немного о системе

Начнём с принципа работы так называемой системы обеспечения вентиляции картерных газов двигателя.

ДВС является сложным и многокомпонентным устройством. Но мотор не является полностью герметичным узлом, поскольку здесь присутствуют вентиляционные компоненты. Система вентиляции картера представлена в виде схемы, которая способствует выведению газа из двигателя.

Когда топливовоздушная смесь сгорает, в цилиндрах при этом активно образуется отработанный газ. Причём он находится под высоким давлением. Из-за этого часть газа оказывается в подпоршневом пространстве, то есть в картере. Уже там газ перемешивается с имеющейся влагой и туманом масла, что образуется в результате эффекта конденсации.

Эта смесь получила название картерные газы.

При условии, что мотор был бы герметичной схемой, постоянное увеличение объёма газа привело к экстремальному росту внутреннего давления. Из-за этого начинались бы прорывы газа и масла через наиболее уязвимые элементы. Это сальники, сапун, уплотнители, отверстие для масляного щупа.

Главная задача системы заключается в том, чтобы поддерживать оптимальное внутреннее давление и не позволять ему увеличиваться выше установленной нормы, отводя газы из картера.

Теперь можно переходить непосредственно к сапуну.

Что такое сапун и зачем он нужен

Другое название сапуна — это дыхательный клапан или суфлёр. Задача элемента заключается в том, чтобы выравнивать внутреннее давление в картере относительно внешнего или наружного атмосферного давления.

Выравнивание требуется при остывании и при нагреве автомобильного двигателя, а также при сильных изменениях параметров атмосферного давления. Когда внутреннее давление непосредственно в самом картере оказывается больше атмосферного, из полостей могут начинать просачиваться частицы рабочей жидкости. В такой ситуации обычно говорят, что через сапун гонится масло. При снижении компрессии внутрь ДВС могут поступать массы воздуха с пылью. Это также очень вредно для мотора.

Конструктивно сапун, он же дыхательный клапан, состоит из:

  • металлического корпуса;
  • автономной прижимной пружины;
  • тела устройства;
  • стопорной гайки;
  • резиновой прокладки.

Ранее на авто применялась простейшая схема работы системы по обеспечению вентиляции картера. Для этого на ДВС ставили единственный штуцер, то есть сапун. Он соединял внутренние полости блока цилиндра и внешнюю среду. Это позволяло лишним газам выходить наружу, в атмосферу.

Такая система имела весомый недостаток. Вместе с газами выходила часть масла, что негативно влияло на расход смазки и загрязняло окружающую среду.

Потому в современных авто применяют закрытую систему вентиляции. Здесь также предусмотрен сапун. Только к нему ещё подключают патрубок для последующего необходимого отвода газа во впускной коллектор, либо же корпус фильтра. Оттуда газ попадает в цилиндры и полностью сгорает. Это позволило избавиться от проблемы загрязнения атмосферы.

Также применяются отделители, способные вернуть масло в картер и исключить его попадание в цилиндры.

Как вы понимаете, задача клапана заключается в выравнивании давления внутри картера. Но случается и так, что через сапун начинает выходить масло. Это не катастрофическая ситуация, но при её возникновении следует принять соответствующие меры.

Признаки неисправностей

Автомобилисту следует знать, как можно распознать выброс моторного масла через сапун и понимать, с чем это потенциально связано.

Если не устранить такое явление, когда начинает выбрасывать смазку, в дальнейшем возникнут более серьёзные проблемы. Могут забиться каналы в двигателе, увеличиться количество сажи, закоксоваться масляные каналы и нарушиться работа всей смазочной системы.

Признаков подобного явления не так много. Но это упрощает возможность их распознать самостоятельно:

  • В случае с карбюраторными моторами появляются потёки масла в корпусе воздушного фильтра.
  • На карбюраторах также можно заметить масло на самом фильтре.
  • У инжекторов отложения появляются на дроссельном узле.
  • Могут наблюдаться следы масла на поверхности впускного коллектора.
  • Параллельно падает мощность ДВС и повышается потребление горючего.

Столкнувшись с подобными явлениями, можно практически наверняка утверждать о том, что через сапун проходит масло.

Причины

Куда важнее разобраться с тем, почему в двигателе гонится масло через сапун, поскольку это позволит установить причину и устранить её. Своими силами, либо с помощью специалистов, принципиального значения уже не имеет.

Интересно, что некоторые причины непосредственного отношения к системе вентиляции могут вовсе не иметь.

Среди основных причин масла в сапуне отмечают такие:

  • Сильно изношенные кольца поршней и ЦПШ. Это ведёт к тому, что в картер силового агрегата попадает большой объём газов, и штатная вентиляция не успевает с ними справиться. Как итог, повышенное давление в ДВС и выдавливание масла через дыхательный клапан.
  • Сливной канал маслоотделителя со временем засорился. В итоге отделённое масло не имеет иного пути, кроме как смешиваться с проходящими мимо него газами.
  • Проблемы с воздушным фильтром. А точнее его загрязнения. При работе мотору требуется большой объём воздуха. Если фильтр забивается, двигатель чувствует нехватку воздуха, и начинает его подсасывать из других доступных источников. Это в основном система вентиляции.
  • Избыточный объём масла в системе. Распространённая ошибка новичков, кто впервые самостоятельно меняет масло и заливает больше, чем требуется. Излишки оказываются в вентиляции.
  • Заклинивание клапана. Сам дыхательный клапан, то есть сапун, может заклинить. Он перестаёт выполнять свои функции в полной мере. Отсюда и масло.
  • Изношенный ГРМ или прогорание клапана. Из-за этого газ из картера может оказаться в пространстве над клапаном. Затем он поступает внутрь картера, давление растёт, масло выдавливается.

Как видите, обвинять сразу же во всех бедах сапун не стоит.

Как провести диагностику

Если на машине продолжает выкидывать моторное масло через клапан сапун, игнорировать такое поведение двигателя нельзя. Рекомендуется заняться диагностикой.

Потенциально зная, почему через сапун наружу идёт масло и загрязняет всё вокруг себя, можно сделать определённые выводы касательно диагностики.

Для проверки и оценки состояния не обязательно разбирать двигатель.

Порой достаточно провести визуальный осмотр и сделать несколько замеров. Важно учитывать, что из-за конструктивных и технических особенностей конкретного ДВС, процедура может иметь свои отличительные особенности.

Автомобилисту следует установить, в чём причина активного выбора масла через сапун, поскольку проблема может быть в нём самом, либо связана с другими проблемами в моторе.

Задача заключается в том, чтобы масло перестало кидать. А для этого нужно найти причину и попытаться её устранить. Для работы может потребоваться отвёртка, набор ключей и компрессометр. Касательно диагностики стоит дать несколько рекомендаций:

  • Начните с проверки выхлопа. Для этого запустите мотор и присмотритесь к цвету газов, выходящих из выхлопной трубы.
  • Если дым сизого или чёрного цвета, в газах присутствуют частицы масла. Обычно это связано с неисправностями ГРМ, залеганием колец цилиндропоршневой группы, либо же их износом.
  • Дополнительно стоит проверить показатели компрессии каждого из цилиндров.
  • В нормальном состоянии на большинстве легковых бензиновых авто компрессия составляет от 11 до 13 МПа. Если это дизель, тогда от 20 до 32 МПа.
  • Между цилиндрами не должна быть разница более чем в 1 МПа.
  • Если в одном из цилиндров компрессия пониженная, проблема гона масла через сапун может быть связана с ним.
  • Проверьте состояние свечей зажигания в проблемных цилиндрах. Если есть нагар, причина в неисправностях ЦПГ.
  • При низкой компрессии и нормальном состоянии свечи, проблема кроется в клапанах.

Если с компрессией всё в норме, тогда остаётся сделать одно. А именно проверить и очистить картерную систему вентиляции.

Как проверить и почистить систему

Довольно часто оказывается так, что масло из сапуна активно выбрасывает именно из-за проблем в системе вентиляции.

Конструктивно моторы и автомобили могут сильно отличаться друг от друга. Из-за этого доступ и нюансы чистки будут разными.

Рассмотрим процедуру осмотра и очистки на примере автомобилей ВАЗ десятого семейства. Если масло начало давить через сапун, нужно сделать следующее:

  • Отсоединить патрубки от дыхательного клапана, крышки клапанов и воздушного патрубка. Визуально проверить наличие загрязнений. Если есть необходимость, их промывают в керосине или бензине. Затем обязательная сушка.
  • Открутить крепёжные гайки клапанной крышку. Крышку следует снять. На внутренней стороне крышки есть пара ботов, которые удерживают крышку от маслоотделителя. Их также откручивают.
  • Крышка снимается, извлекается со своего посадочного места отделитель масла.
  • Отделитель выглядит как набор пластин. Они разбираются, промываются, высушиваются и собираются в обратной последовательности.

Да, на иных авто система конструктивно может отличаться. Но от этого смысл процедуры не меняется. Вам необходимо снять и промыть компоненты, после чего собрать всё в обратной последовательности.

На некоторых автомобилях можно встретить клапан, отвечающий за регулировку подачи отработанного газа. Он располагается внутри вентиляционной системы. Его также стоит проверить и почистить по мере необходимости. Для этого элемент демонтируется, проверяется ход штока. Бывает так, что он подклинивает. Тогда клапан следует промыть в бензине, высушить и вернуть на место.

Вся процедура сравнительно простая, а потому ехать в автосервис и платить кому-то деньги вовсе не обязательно.

Картера двигателя ДВС ВАЗ-2101 с карбюратором Вебер — журнал За рулем

LADA

УАЗ

Kia

Hyundai

Renault

Toyota

Volkswagen

Skoda

Nissan

ГАЗ

BMW

Mercedes-Benz

Mitsubishi

Mazda

Ford

Все марки

На разных марках устанавливают различные конструкции вентиляции картера ДВС. Хочу узнать Ваше мнение о фактической, истиной функции некоторых деталей устройств вентиляции картера ДВС.

В руководстве ВАЗ-2101 с карбюратором Вебер описано устройство вентиляции картера двигателя: картерные газы проходят через маслоотделитель сапуна, где масло отделяется и стекает в картер. Далее газы через патрубок сапуна по шлангу поступают в вытяжной коллектор под воздушным фильтром. Вытяжной коллектор имеет плоско-изогнутую форму «ложки». Из вытяжного коллектора газы выходят двумя путями: в воздушный фильтр минуя фильтрующий элемент и далее через карбюратор в двигатель; по «малому контуру вентиляции картера„- в золотниковое устройство карбюратора через калиброванное отверстие диаметром 1мм и далее в задроссельное пространство карбюратора. А теперь практически рассудим: выходное отверстие вытяжного коллектора размером 133 квадратных мм против калиброванного отверстия золотникового устройства размером 0,785 квадратных мм! Больше в 169 раз! А на ХХ золотниковое устройство ещё более увеличивает соотношение размеров отверстий. Ясно: „малый контур вентиляции картера„- не может выполнять функцию вентиляции картера! А тогда зачем „малый контур вентиляции картера“? Моё мнение: в вытяжном коллекторе происходит конденсация водяного пара из картерных газов. В самом нижнем месте вытяжного коллектора расположен патрубок „малого контура вентиляции“.

Образовавшийся конденсат вместе с малой частью картерных газов выходит из вытяжного коллектора по „малому контуру вентиляции“ в золотниковое устройство и через калиброванное отверстие далее в задроссельное пространство карбюратора! Вывод: главная функция „малого контура вентиляции картера„- из вытяжного коллектора выводить конденсат воды через маленькое калиброванное отверстие в задроссельное пространство карбюратора!  Считаю что на ВАЗ-2101 c карбюратором Вебер правильно сделана „вентиляция картерных газов ДВС“, но описание функции немного неправильное, т.е не полное! На ВАЗ-2107 с инжекторным двигателем нет вытяжного коллектора, патрубок „малого контура“ приварен к маслянному щупу, поэтому шланг раскисает от масла! На ВАЗ-2108 с карбюратором Солекс нет вытяжного коллектора, патрубок „малого контура“ приварен на крышку головки блока цилиндров! На инжекторных и карбюраторных двигателях импортных автомобилей нет вытяжных коллекторов и применяются различные устройства „малого контура вентиляции картерных газов“.
Проходное сечение основного контура вентиляции картерных газов больше чем в сто раз сечения малого контура вентиляции. Я делаю вывод: малый контур вентиляции картерных газов не может выполнить функцию вентиляции и будет бесполезным при отсутствии вытяжного коллектора. На дизельных двигателях не делают „малый контур вентиляции“. Кажется конструкторы по инерции мышления ставят „малый контур вентиляции“ и подключают его куда-нибудь! Моё мнение- на отечественных двигателях внутреннего сгорания надо применять „малый контур вентиляции картерных газов“ только совместно с вытяжным коллектором! И при отсутствии вытяжного коллектора не устанавливать „малый контур вентиляции картерных газов“.

Наше новое видео

Серийный кроссовер из СССР (не Нива!) — тест «За рулем»

Как в России собирают Haval Jolion: репортаж с завода

Тест «американской Нивы» (+ видео)

Материал подготовлен автором личного блога. Редакция ЗР может не разделять мнения автора.

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

Новости smi2. ru

Знаете ли вы, что ваш картер дышит?


by bob pastusek

Если вы летите на Lancair с поршневым двигателем, ваш двигатель оснащен «сапунами» или системой сброса давления в картере для выпуска продуктов сгорания и водяного пара, которые просачиваются через поршень/поршневые кольца. Это очень простая система, но ее правильная работа имеет решающее значение для работы двигателя.

Когда ваш двигатель новый, утечка газов из-под поршней/колец относительно минимальна, но по мере износа двигателя утечка становится все больше и больше. Проходя через картер, этот горячий газ захватывает масло и уносит его через сапун картера, где он распыляется на днище вашего чистого, красивого самолета. В руководстве по сборке Lancair Legacy (рисунок ниже) рекомендуется опорожнять вентиляционную трубу на горячем выхлопе, чтобы уменьшить количество остатка, но многие не удовлетворены результатами. Находчивые строители домов и даже производители двигателей разработали несколько способов устранения этой проблемы.

К сожалению, ни один из них не работает полностью. Однако они помогают, создавая собственные проблемы.

Одна большая проблема, на которую следует обратить внимание в самолетах серии IV – это линия вентиляции двигателя, идущая к выхлопной трубе (рекомендуется Lancair). Это хорошо помогает предотвратить вытекание масла из дыхательного шланга на днище самолета. К сожалению, горячий выхлоп превращает небольшое количество моторного масла и водяного пара в некий налет, который почти (но не совсем) невозможно удалить с краски возле хвоста. Большинство из нас предпочитает это маслянистому дну и установило эту функцию на свои самолеты.

Проблема возникает, поскольку количество масла, выходящего через сапун, увеличивается с возрастом двигателя. По мере увеличения потока масла оно начинает коксовать внутри горячего выхлопа и, что более важно, там, где линия сапуна присоединяется к выхлопной трубе. Этот нагар в конечном итоге закроет вентиляционный канал, увеличивая внутреннее давление в картере до такой степени, что газы найдут альтернативный выход — обычно путем выдувания переднего уплотнения коленчатого вала или иногда прокладки масляного поддона. Большинство этих «альтернативных вентиляционных отверстий» очень быстро сливают моторное масло за борт. Если это сальник кривошипа, вы сразу же получите масло на ветровом стекле — много. При других утечках масло будет выливаться из нижнего кожуха, что сделает давление масла или, возможно, температуру масла, если вы действительно внимательны, первым признаком серьезной проблемы.

Итак, мораль этой истории такова: регулярно проверяйте вентиляционную трубу двигателя, чтобы убедиться, что она не забита, особенно если она подключена к выхлопной трубе. Вы можете сделать это, заглянув в выхлопную трубу, где крепится сапун — для этого потребуется хороший фонарик, так как там очень темно. Увеличивайте частоту проверок по мере старения двигателя. Отсоедините шланг сапуна и очистите его от нагара при первых признаках его образования. Если вы испытываете искушение просто отсоединить сапун от выхлопной трубы, обратите внимание, что на МНОГИХ серийных самолетах пробка сапуна была покрыта льдом (вода, вызвавшая это, является естественным продуктом сгорания и уже присутствует в картерных газах), когда он был продлен ниже самолета в слипстрим.

Наши Lancair особенно восприимчивы к этому из-за высоты, на которой мы любим летать, а также из-за искушения привередливых владельцев удлинить сапун картера ниже фюзеляжа, чтобы масло не попало обратно в фюзеляж. Просто говорю…

С вопросами/комментариями обращайтесь к Бобу по адресу r.pastusek [at] lancairowners.com.

Что вам нужно, так это сапун

 in Aircooled Tech by wayoutwestie (обновлено 1780 дней назад)


Что искать

  • У вас есть утечки масла из-за главного шкива, маслозаливной горловины или вентиляционной трубы?
  • Двигатель глохнет после прогрева на холостом ходу?
  • Есть ли в вашем двигателе:
  1. Блинчатый фильтр без шлангов?
  2. Маленький фильтр на выходе сапуна?
  3. Трубка, идущая от сапуна вниз через жестяную банку?

Если у вас есть что-либо из вышеперечисленного, сапун двигателя настроен неправильно, и у вас возникнут проблемы с работой.

Шланги и системы сапуна на вторичном рынке не продаются как универсальный размер, вы не найдете его в продаже ни в одном из магазинов VW. Я создаю дыхательные шланги и системы по индивидуальному заказу для клиентов, пожалуйста, взгляните на доступные позиции здесь.

На изображении слева показан выпускной патрубок с прикрепленным небольшим фильтром. Это также показывает, что воздушный фильтр не имеет прикрепленного к нему сапуна.

На изображении справа показана трубка сапуна, установленная на выпускном отверстии и правильно прикрепленная к воздушному фильтру.

Что вызывает большинство проблем?

Vw знали, что делали, оригинальная масляная ванна и более поздние воздушные фильтры работали в сочетании с выпускным отверстием сапуна и подачей теплого воздуха из корпуса вентилятора. Если у вас есть работающая стандартная система, у вас будут небольшие проблемы, если у вас ее нет или ее части отсутствуют, найти замену непросто, поэтому вы можете подумать о замене, чтобы ваш двигатель работал правильно, особенно в холодные / более влажные месяцы.

Обычно протекающий старый воздушный фильтр с масляной ванной удаляют или заменяют фильтром в виде блина. В основном это связано с тем, что сменные рабочие фильтры оригинального типа встречаются редко, их также часто заменяют, полагая, что блинчатые фильтры улучшат дыхание и производительность. Также часто оригинальный изношенный карбюратор заменяют двойным карбюратором без установки системы вентиляции.

На изображении слева показана установка с двумя карбюраторами с вентиляционной трубой, выходящей из выпускного отверстия вниз через жестяную посуду. Это не верно.

На изображении справа показана установка сдвоенного карбюратора с трубкой сапуна от маслозаливной горловины к коробке сапуна и к обоим карбюраторам, это отличная установка. Кроме того, он имеет соединение сапуна с блоком топливного насоса, поскольку он был преобразован в электронный насос.

Симптомы

На стандартном двигателе вы должны получать предварительный нагрев от труб предварительного нагрева, а также поток теплого воздуха через воздушный фильтр. Если у вас нет стоковой системы или у вас есть недостающие детали, вы можете столкнуться с обледенением карбюратора или прорывом масла.

Без системы вентиляции на двигателе с двумя карбюраторами двигатель имеет ограниченный предварительный нагрев (рециркуляция теплого воздуха от двигателя). Потребуется больше времени для запуска и прогрева, и он может даже отключиться, когда воздушная заслонка отключится. С одним углеводом вы получите некоторый предварительный нагрев от трубок предварительного нагрева, но этого может быть недостаточно, чтобы преодолеть то, что известно как «карбюраторная обледенение». Обледенение карбюратора ограничивает поток воздуха и топлива и приводит к тому, что ваш двигатель отключается только при открытии воздушной заслонки.

Если у вас не установлена ​​правильная система вентиляции, в вашем двигателе может возникнуть избыточное давление, что приведет к разбрызгиванию масла в моторном отсеке из-под нижнего шкива и из других мест, до которых вы не можете добраться. Я встречал это и на стандартных двигателях 1600.

Присоединение правой вентиляционной трубы помогает создать отрицательное давление в картере двигателя, это то, что задумал VW, и помогает предотвратить утечку масла из мест, где нет резиновых уплотнений, таких как шкив коленчатого вала.

Вам нужна передышка…

Если у вас есть стандартный маслоналивной патрубок и дополнительный воздушный фильтр, два диаметра труб, необходимых для их соединения, не совпадают. Однако нет комплекта, который можно купить онлайн. Разочарованный этим и увидев это на нескольких автомобилях, я решил сделать несколько версий в зависимости от вашей настройки.

  • Один для фильтров блинчатого типа с уже установленным впускным отверстием для тех, кто хочет сохранить штатный сапун.
  • Рекомендуется модернизация до квадратного фильтра Scat и переход на полированный маслоналивной патрубок, который обеспечивает правильное соединение с 1/2-дюймовой трубкой сапуна.

Опции сапуна

Есть много бризеров, башни CB / CSP сделаны хорошо, но дорого, у первых были одна или две проблемы с утечкой из-за их ослабления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *