Перегрев охлаждающей жидкости: признаки, причины, последствия
Содержание
- Признаки, указывающие на перегрев антифриза
- Почему перегревается теплоноситель
- Последствия перегрева охлаждающей жидкости для мотора
- Как не допустить перегрева антифриза
Оптимальный температурный режим работы двигателя автомобиля зависит от химических и физических свойств циркулирующего в системе антифриза. Качественный теплоноситель обеспечивает эффективный отвод излишней тепловой энергии, охлаждая блок цилиндров и детали поршневой группы при любых условиях функционирования мотора, в том числе под максимальной нагрузкой. Перегрев охлаждающей жидкости, возникающий из-за неисправности элементов контура охлаждения или ухудшения качества состава, является опасным явлением, вызывающим серьезные неисправности, а также полную остановку силового агрегата. Задача каждого водителя – не допустить перегрева двигателя и своевременно принять меры при повышении температуры в системе охлаждения машины до критического значения.
Признаки, указывающие на перегрев антифриза
Своевременно выявленный автовладельцем факт повышения температуры охлаждающей жидкости до состояния закипания позволяет принять меры с целью предотвращения негативных последствий для мотора. Каждый автомобиль имеет на панели приборов стрелочный или электронный индикатор, позволяющий контролировать температурный режим в системе автомобиля. В некоторых моделях предусмотрена только лампочка, сигнализирующая о перегреве охлаждающей жидкости. Если стрелка прибора стремится в красную зону, значит, в системе неисправность, нужно срочно остановить автомобиль, заглушить мотор и разобраться с причиной перегрева. Эксплуатация машины в данной ситуации запрещена.
Точность показания прибора зависит от исправности температурного датчика. При неисправности датчика нагрев антифриза до температуры кипения водитель может определить по таким внешним признакам, как:
- Появление пара из подкапотного пространства.
- Неустойчивая работа силового агрегата на холостых оборотах.
- Существенное падение мощности при резком разгоне.
- Удар и резкое прекращение работы силового агрегата.
- Повышенный шум при работе двигателя.
- Прослушивание звонкого металлического шума.
- Потемнения на стенках расширительного бачка.
- Течь антифриза из-под головки блока цилиндров.
- Белый налет на электродах и трещины на изоляторах свечей зажигания.
Также перегрев двигателя можно определить по детонации, возникающей, когда процесс сгорания топлива в цилиндрах из-за высокого нагрева начинает сопровождаться взрывами. Наличие темных хлопьев в антифризе, которые можно увидеть через прозрачные стенки расширительного бачка, указывает на попадание масла в теплоноситель из-за перегрева и потери эластичности прокладок и сальников. Наличие в смазочной системе охлаждающей жидкости можно проверить по наличию пены и эмульсии снизу крышки маслозаливной горловины двигателя.
Почему перегревается теплоноситель
Охлаждающая жидкость в системе автомобиля может греться выше нормированного значения по следующим причинам:
- Поломка вентилятора радиатора по причине сбоев в работе блока управления.
- Снижение производительности жидкостного насоса, обеспечивающего циркуляцию состава в контуре и «рубашке» охлаждения. Часто проблема заключается в подшипнике.
- Заклинивание термостата в закрытом положении, при котором антифриз циркулирует по малому кругу и не охлаждается в радиаторе.
- Низкий уровень теплоносителя в системе по причине разгерметизации контура и утечки ОЖ. Протечка может образоваться в радиаторе, шлангах, патрубках и трубках. Также уровень уменьшается по причине естественного испарения в радиаторе и расширительном бачке.
- Поломка датчика вентилятора охлаждения. Датчик обычно срабатывает при нагреве охлаждающей жидкости до 95 °С. Если температура состава превышает это значение, то включается вентилятор для создания принудительного потока встречного воздуха с целью охлаждения мотора.
- Загрязненный радиатор. В летний период он забивается пылью, тополиным пухом, а также дорожной грязью, что приводит к ухудшению теплообмена. Поэтому антифриз не охлаждается и обратно поступает в систему горячим. Наибольшее скопление мусора наблюдается в месте примыкания радиатора кондиционера.
- Образование в контуре пробки при попадании воздуха при разгерметизации системы или из-за неправильного залива ОЖ.
Также перегрев охлаждающей жидкости может происходить по причине образования осадка и отложений в «рубашке» охлаждения, препятствующих нормальной циркуляции антифриза в контуре. Такой дефект возникает при доливке в систему охлаждения двигателя некачественного антифриза другого типа, чем жидкость, залитая в охлаждающий контур.
Последствия перегрева охлаждающей жидкости для мотора
Степень негативных последствий для двигателя в результате сильного повышения температуры зависит от степени перегрева охлаждающей жидкости. Различают следующие уровни перегрева:
- Незначительный (локальный), при котором температура не достигла критического значения.
- Средней тяжести. ОЖ закипела, но двигатель не заклинил.
- Сильный. Жидкость нагрелась до точки кипения. Мотор остановился.
Если водитель заметил, что мотор стал перегреваться, но температура антифриза еще не достигла значения кипения, то при неотложном выключении двигателя поломка не возникнет, а сам агрегат останется в рабочем состоянии.
В ситуации, когда стрелка прибора достигла красной зоны, но мотор не заклинил и был заглушен, считается, что возник перегрев средней тяжести. Обычно в этом случае из-под капота вырывается пар. Возможны такие негативные последствия для силового агрегата:
- Прогорание прокладки ГБЦ.
- Разрушение маслосъемных и компрессионных колец.
- Оплавление поршней.
- Деформация головки блока цилиндров.
- Трещины в ГБЦ.
- Дефекты на тарелках клапанов и пр.
Если во время работы мотора произошел критический перегрев охлаждающей жидкости, то двигатель самопроизвольно остановится по причине заклинивания поршней. В этом случае необходим капитальный ремонт мотора или установка нового или контрактного рабочего силового агрегата из-за сильного повреждения деталей поршневой группы:
- Оплавление и прогорание поршней.
- Попадание расплавленного металла на стенки цилиндров.
- Коксование моторного масла.
- Усиленный износ трущихся деталей.
- Расплавление шатунных и коренных вкладышей коленвала.
Также может сломаться коленчатый вал. Как результат, поршни пробивают стенку блока цилиндров. Ремонтировать двигатель после критического перегрева охлаждающей жидкости экономически нецелесообразно по причине высокой стоимости операции. Сложная неисправность (заклинивание коленвала) возникает, если охлаждающая жидкость через прогорание прокладки блока цилиндров попадает в моторное масло и вместе с ним в цилиндры силового агрегата.
Как не допустить перегрева антифриза
Чтобы не допустить перегрева охлаждающей жидкости и возникновения неисправностей силового агрегата, водитель должен:
- Внимательно следить за температурным режимом при движении на автомобиле.
- Перед выездом проверять уровень антифриза в расширительном бачке и доливать состав до обеспечения требуемого уровня.
- Осматривать место стоянки автомобиля на наличие следов утечки охлаждающей жидкости.
- Использовать только качественный антифриз с технологичными присадками.
- При обнаружении первых признаков, указывающих на повышение температуры антифриза до критического уровне, немедленно остановиться и заглушить двигатель для выяснения причины дефекта.
Нашей компанией предлагается качественный антифриз Sintec, характеризующийся высокой точкой кипения и другими эксплуатационными параметрами. Охлаждающая жидкость разного типа представлена в широком ассортименте и подходит для бензиновых и дизельных моторов автомобилей.
Перегрев двигателя: главные причины —
Перегрев двигателя автомобиля — достаточно серьезная проблема, с которой может столкнуться каждый автовладелец и по причине неисправностей, и по причине собственной невнимательности и халатности.
Самая частая причина перегрева мотора — недосмотр водителя: например, после зимы он забывает снять утеплитель. Нередки случаи, когда в системе охлаждения недостаточно охлаждающей жидкости — имеющаяся испарилась, а новую забыли долить. Если вы видите, что жидкости не хватает, просто долейте тосол.
Технических причин перегрева мотора намного больше. Например, неработающий вентилятор, который может отказать из-за неисправности муфты или проскальзывания ремня. Если же с этим все в порядке, осмотрите лопасти — они могут быть обломаны; такой вентилятор подлежит замене.
Часто мотор перегревается из-за протечек, которые в большинстве случаев случаются в местах, где подсоединяются патрубки. Нередко протечка тосола происходит из-за течи в радиаторе печки. Первые признаки этого: появление в салоне узнаваемого запаха, следы жидкости под передней панелью, запотевание лобового стекла. Устранить протечку поможет герметик-«антиутечка», но его используют только в том случае, когда в системе охлаждения циркулирует тосол, а не вода. Поскольку из-за воды на стенках системы могут появляться солевые отложения, в сочетании с герметиком они способны закупорить канал. Так что герметик надо использовать, когда система чиста, а если в этом есть сомнения, то после его применения настоятельно рекомендуется почистить ее и устранить все неисправности.
Неэффективность системы охлаждения, которая часто провоцируется забитым радиатором, тоже становится причиной перегрева. Увы, в такой ситуации лучшее, что вы можете сделать — отвезти радиатор к специалисту, который сможет распаять его, почистить и спаять обратно.
Для современных моторов свойственен еще один источник перегрева, который обусловлен их конструктивными особенностями. Производители допускают нагрев отдельных его компонентов до температуры 100-120 градусов, при этом жидкость, которая находится под небольшим давлением, не может закипеть и превратиться в пар при условии, что система герметична. Если же она разгерметизирована, то при небольшом перегреве будет выброс пара в расширительный бачок, который обернется перегревом мотора.
Причиной негерметичности чаще всего становится неисправность клапана на пробке радиатора — эффективное охлаждение двигателя невозможно без поддержания должного давления в системе. Проверить, все ли в порядке, можно, если ощупать патрубки охлаждающей системы до прогрева мотора и после него. Более твердые патрубки при прогреве — признак того, что в системе повысилось давление за счет расширения.
Если внешних признаков каких-либо проблем нет, а двигатель автомобиля нагревается, обратите свое внимание на помпу. Неполадки в ее работе могут возникнуть из-за ослабления приводного ремня, который может нуждаться в замене или подтягивании. Дефекты лопастей, такие как налипание загрязнений, появление отверстий, сгнивание краев утруждают прохождение жидкости через водяной насос, что оборачивается неэффективной прокачкой жидкости через систему охлаждения. В таком случае придется менять помпу целиком, иначе повреждения и наличие коррозии через некоторое время вновь спровоцируют перегрев.
Порой проблема кроется в термостате, который отвечает за переключение тока жидкости по большому и малому кругах. Клапан, который отвечает за переключение, может зависнуть, заклинить или же отказать — чаще всего это вызывается загрязнениями, отложившимися на стенках, или же банальным заводским браком. В любом случае, придется целиком менять термостат.
Греется двигатель и из-за прорыва прокладки под головкой блока цилиндров и блоком мотора. В этом случае из выпускного коллектора в систему охлаждения попадают отработанные газы, которые провоцируют более сильное нагревание жидкости. Из-за нарушения герметичности и падения давления она закипает, нагревая мотор. Это заметно, если поднять крышку радиатора: под ней будет заметно вспенивание и и появление пузырьков — это и кипящая охлаждающая жидкость, и отработанные газы. Проверить целостность головки можно, дав двигателю остыть, отсоединив от расширительного бачка трубку, которая прикреплена у пробки радиатора, и опустив ее в воду. После этого мотор заводят: сначала пойдут пузырьки воздуха из трубки, потом — тосол. Если после тосола не появляются пузырьки воздуха, то с прокладкой головки блока цилиндров нет проблем; в случае, когда они появились, требуется немедленная замена прокладки.
Если Вы исключили все вышеперечисленные причины перегрева, а двигатель все равно перегревается, возможно детали двигателя сильно изношены и их движение вызывает трение и нагрев. Самый простой способ побороть это — применить Набор для ДВС с микрокерамической присадкой.
Самый простой метод предупредить перегрев двигателя — постоянно следить за температурой воды по соответствующему датчику: только так можно заметить что мотор нагревается. Если вы упустили момент и мотор таки нагрелся выше нормы, тут же включите на полную мощность печку, остановитесь на обочине, откройте капот (двигатель должен работать!) и убедитесь, что шкив помпы вращается, а вентилятор — нормально функционирует. Затем заглушите мотор и ощупайте радиатор в направлении сверху вниз: небольшой нагрев — признак проблем с водяным насосом, холодный, неравномерно нагретый или нагретый радиатор — проблемы в работе термостата или забитые соты. После того, как двигатель остынет, открываем крышку радиатора и смотрим, достаточно ли охлаждающей жидкости; если есть такая необходимость — следует долить до нормы. Заливать жидкость в горячий мотор не рекомендуется — перепад температур может стать причиной того, что головка или блок цилиндров треснут.
5 Что делать, если у вас перегревается автомобиль
Современные автомобили оснащены сложными системами охлаждения, оснащенными несколькими датчиками температуры и электрическими вентиляторами с компьютерным управлением, предназначенными для поддержания работы двигателя в любую погоду. Но перегрев все же может случиться. Продолжайте читать, чтобы узнать о лучших способах предотвращения перегрева автомобиля и о том, что вы можете предпринять, если ваш автомобиль начинает перегреваться.
Почему двигатели перегреваются и как этого избежать?
Двигатели перегреваются по многим причинам. Как правило, автомобили перегреваются из-за проблем с системой охлаждения, которая не позволяет теплу покинуть моторный отсек. Часто это происходит из-за утечки или засорения где-то в системе охлаждения двигателя или других компонентах. Другими источниками могут быть неисправный или сломанный водяной насос или вентилятор радиатора или забитый шланг охлаждающей жидкости.
Такие компоненты, как резиновые шланги, прокладки и водяные насосы, могут давать течь при регулярном износе, говорит Ричард Рейна, директор по обучению продукции CARiD. com, интернет-магазина автозапчастей. Он добавляет, что определенные условия вождения, такие как движение с частыми остановками в жаркий день, могут оказать значительную нагрузку на систему охлаждения, что приведет к ее отказу. К счастью, обычно вы можете избежать этой проблемы при регулярном обслуживании сертифицированным механиком, который проверит уровень охлаждающей жидкости и масла в вашем автомобиле, а также осмотрит шланги, вентиляторы, термостат и другие детали системы охлаждения, говорит Рейна.
Но что делать, если указатель температуры начинает подниматься к отметке «Н» или мигает сигнальная лампа на приборной панели? «Шаги, которые вы предпримете, могут означать разницу между заменой термостата за 20 долларов и ремонтом в тысячи долларов», — говорит Рейна.
Каковы признаки перегрева двигателя e
?Хотя каждое транспортное средство и ситуация могут быть уникальными, есть несколько общих признаков того, что двигатель вашего автомобиля начинает перегреваться:
- Пар (часто похожий на дым), исходящий из передней части автомобиля под капотом .
- Указатель температуры двигателя на приборной панели или консоли водителя показывает «H» или перемещается в красную область указателя.
- Странные запахи или запахи, исходящие из передней части автомобиля, особенно возле капота. Утечка охлаждающей жидкости часто может иметь сладковатый запах, в то время как утечка масла обычно вызывает запах гари.
Вот список предметов, которые необходимо иметь под рукой в автомобиле на случай перегрева двигателя:
- Небольшой базовый набор инструментов
- Несколько литров масла
- 1 галлон охлаждающей жидкости (смесь антифриза и воды в пропорции 50/50)
- Полотенце
- Перчатки для тяжелых условий эксплуатации
5 действий при перегреве двигателя:
1. Включите обогреватель.
Звучит парадоксально, но Рейна рекомендует включить обогреватель. Он отводит тепло от двигателя в салон, уменьшая нагрузку на систему охлаждения двигателя. По его словам, в определенных обстоятельствах этого может быть достаточно, чтобы обратить вспять перегрев. Вы узнаете, что он работает, если сигнальная лампа погаснет или указатель температуры вернется в нейтральное положение.
2. Свернуть.
Если ваш автомобиль продолжает перегреваться после того, как вы несколько минут ехали с включенным обогревателем, остановитесь и заглушите двигатель — это самый безопасный и надежный способ охладить двигатель, — говорит Рейна. Если у вас есть служба помощи на дороге, сейчас самое время позвонить, так как вам может понадобиться эвакуатор, предлагает Рейна.
3. Сидите спокойно.
Если у вас нет помощи на дороге, наберитесь терпения; для охлаждения двигателя потребуется не менее 15 минут. А пока не пытаться открыть капот ; температура охлаждающей жидкости в перегретой машине может превышать 230 градусов, говорит Рейна. Когда капот открыт, существует риск обрызгивания горячей водой или паром. «Ваша личная безопасность важнее всего, — говорит он. «Выжидание не менее 15 минут позволяет остыть капоту, двигателю и вытекшей охлаждающей жидкости».
4. Добавьте охлаждающую жидкость.
Когда вы подождали не менее 15 минут и капот стал прохладным на ощупь, наденьте перчатки, откройте капот и найдите крышку радиатора (при необходимости обратитесь к руководству пользователя), — говорит Рейна. Накройте крышку полотенцем и медленно надавите и ослабьте ее на четверть оборота, чтобы сбросить давление, образовавшееся в результате расширения охлаждающей жидкости при нагреве. Затем полностью откройте крышку радиатора и медленно добавляйте охлаждающую жидкость — наполовину воду, наполовину антифриз — пока жидкость не достигнет отметки «полный». Вы также должны добавить охлаждающую жидкость в небольшой прозрачный пластиковый расширительный бачок, установленный сбоку от радиатора, говорит он. Далее закройте крышку и включите двигатель. «Если указатель температуры возвращается к норме или красный сигнализатор гаснет, вы можете действовать с осторожностью, не спуская глаз с указателя температуры или светового индикатора», — говорит Рейна.
5. Доехать до станции технического обслуживания.
Добавление охлаждающей жидкости не устраняет проблему, вызвавшую перегрев двигателя, но часто позволяет безопасно доехать до ближайшей ремонтной станции. «Профессионал должен будет осмотреть систему охлаждения вашего автомобиля», — говорит Рейна. Во время движения следите за указателем температуры. И обращайте внимание на все, например, на жидкость под машиной или пар под капотом. «Эта основная информация очень поможет в диагностике», — объясняет Рейна.
Загрузите и распечатайте этот контрольный список в формате PDF о том, что нужно делать и что иметь под рукой в случае перегрева.
Нужна помощь в дороге? Легко запросить помощь на дороге с помощью мобильного приложения GEICO .
Автор Патрик Роджерс
Как понять, что машина перегревается
Лето в самом разгаре, и ЖАРКО! Лето должно быть наполнено семейным отдыхом, охлаждением у бассейна и барбекю на заднем дворе. Вместо этого вы стоите на обочине с двигателем, более горячим, чем у Аида, и ваше разочарование, без сомнения, растет, как и температура. Двигатели перегреваются по нескольким причинам, но летом это неудивительно, если учесть, что терпит ваш бедный двигатель. Температура окружающей среды вокруг двигателя, тепло, поднимающееся от асфальта, тепло, выделяемое двигателем, и фактическая температура — все это влияет на температуру вашего двигателя. Тем не менее, даже в дни с прекрасной погодой ваш двигатель может перегреться. Узнайте, что вызывает перегрев двигателя и каковы симптомы перегрева двигателя.
Причиной перегрева двигателя может быть множество факторов. Однако наиболее вероятной причиной является охлаждающая жидкость, необходимая для охлаждения двигателя. Возможно, у вас низкий уровень охлаждающей жидкости в результате утечки; утечка охлаждающей жидкости двигателя снижает уровень охлаждающей жидкости в системе, влияя на способность двигателя охлаждаться. Однако утечка может быть не единственной вашей проблемой. Вот еще несколько причин, по которым ваш двигатель перегревается и беспокоит:
- Водяной насос. Неисправный водяной насос препятствует циркуляции охлаждающей жидкости через двигатель и, следовательно, не может должным образом охлаждать двигатель. Насос является обычным местом для утечек, и его может быть трудно обнаружить, некоторые насосы дают утечку только при работающем двигателе.
- Засоренный радиатор. Засоренный радиатор препятствует потоку охлаждающей жидкости. Если охлаждающая жидкость не может проходить через радиатор, тепло не может рассеиваться в воздухе, как предполагалось.
- Взорвана прокладка головки блока цилиндров. Прокладки головки блока цилиндров обычно взрываются в результате уже перегретого двигателя. Тем не менее, как только повреждение будет нанесено, это может привести к утечке охлаждающей жидкости и втягиванию воздуха, что вызовет немедленный скачок температуры.
- Засоренный сердечник нагревателя. Теплообменник помогает сохранять тепло зимой. Однако, если он засорится, поток охлаждающей жидкости будет ограничен.
Наконец, причиной ваших проблем с охлаждением может быть неисправный термостат. Термостаты в автомобиле сильно отличаются от термостата в вашем доме. Домашний термостат контролирует температуру и запускает систему для нагрева или охлаждения, в зависимости от настройки. Однако термостат вашего двигателя на самом деле является клапаном, который регулирует охлаждающую жидкость. Автомобильные термостаты регулируют температуру двигателя и ставит охлаждающую жидкость в очередь на подачу или остановку в зависимости от температуры двигателя. Термостат, застрявший в закрытом положении, ограничивает поток охлаждающей жидкости, не позволяя ей охлаждать двигатель. Неисправный термостат может привести к перегреву двигателя и дальнейшему повышению температуры. Независимо от того, насколько сильно нагревается двигатель, охлаждающая жидкость не может достичь областей двигателя, необходимых для охлаждения, что значительно увеличивает температуру и вероятность перегрева довольно быстро. Вы можете определить, что термостат неисправен, когда заметите, что ваш двигатель перегревается, но уровень охлаждающей жидкости полный. Поскольку охлаждающей жидкости деваться некуда, она остается в бачке готовой к своей очереди. Давление и тепло в двигателе будут расти и в конечном итоге вытеснят охлаждающую жидкость.
Признаки перегрева двигателя
Если вы заметили пар, выходящий из вашего двигателя , это означает, что точка кипения охлаждающей жидкости превысила точку кипения и она начинает перегреваться. Безопасно сверните на обочину и выключите двигатель. Крайне важно предотвратить перегрев двигателя. Перегретый двигатель приводит к тому, что поршни расширяются и заедают внутри цилиндра, что приводит к разрыву головок цилиндров и растрескиванию блока цилиндров, что приводит к дорогостоящему ремонту или даже полной замене двигателя. Смотрите, слушайте и даже нюхайте, что говорит вам ваш автомобиль, чтобы предотвратить перегрев со следующими симптомами:
- Датчик температуры в красной зоне. Стрелка обычно колеблется где-то посередине между «L» и «H». Чем он выше, тем горячее двигатель.
- Стук или тиканье — неисправный термостат препятствует течению охлаждающей жидкости и вместо этого заставляет ее нагреваться внутри блока цилиндров, издавая глухой звук при смешивании с холодной охлаждающей жидкостью из радиатора. Тикающие звуки являются результатом того, что масло нагревается и разжижается, теряя способность смазывать движущиеся части.
- Охлаждающая жидкость на земле. Обнаружение охлаждающей жидкости на земле может указывать на утечку или перегрев двигателя, что приводит к закипанию охлаждающей жидкости внутри системы и в расширительном бачке. Это проблематично, потому что, как только расширительный бачок охлаждающей жидкости заполнится, охлаждающая жидкость начнет вытекать из переливного шланга.
Слабый двигатель — расширяющийся поршень замедляет вращение коленчатого вала. Если вы заметили, что ваш автомобиль теряет мощность и больше не может поддерживать разумную скорость, проверьте датчик температуры и обратите внимание, не издает ли автомобиль странный запах, который может указывать на утечку охлаждающей жидкости в двигателе.